<< Пред.           стр. 10 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу

 кор. счет
 с прочих счетов
 сум-
 счета счета
 (52)
 (51)
 Определение срока под обязательства
 срок оп­латы
 сум­ма
 вид до-ку-мен-та
 
 3600
 4680 20640
 8640 2952 20640
 4800 3600
 12000
 8840 3840 06 3840 -
 3000 06 3000
 10 4680
 16 20640
 24 8640 26 2952 Сальдо на конец месяца
 29 4800
 Сальдо на конец месяца
 26 12000
 
 3600
 77952 3800 6840
 60552
 3600
 77952
 3800 6840
 60552 -
 127
 ками по каждому документу. Кроме справочных данных (номер счета, регистрационный номер, наименование поставщика) в жур­нале-ордере № 6 записываются номер приходного документа склада, стоимость поступивших материалов по учетным ценам организации и стоимость по платежному документу поставщика с выделением в отдельную графу суммы налога на добавленную стоимость, указанной в расчетном документе. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а суммы по платежным требованиям - в разрезе видов материалов (основные, вспомогательные, полуфабрикаты, топливо и т. п.). Сумма претензий записывается на основе актов. По выпискам банка производится отметка об оплате каждо­го платежного документа.
 10.2. Порядок учета неотфактурованных поставок
 Неотфактурованными считаются поставки, по которым мате­риальные ценности поступили в организацию без платежного до­кумента. На складе их приходуют, выписывая приемный акт, ко­торый при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам и обычно по окончании месяца, когда вероятность получения документа от поставщика исключается, показатели акта регистрируются в журнале-ордере № 6: в графе "Номер счета" проставляются буква "Н" (не отфак-туровано), наименование поставщика, номер приемного акта и учетная стоимость поступивших материалов на склад на группу и по графе "Акцепт". Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как основанием для оплаты банком являются документы, по которым она может быть произведена, отсутствуют. При откры­тии журнала-ордера № 6 на следующий месяц эта поставка будет зарегистрирована как сальдо на начало месяца - кредитовое. По мере поступления товаро-сопроводительных документов и доку­ментов на оплату по этой поставке в следующем месяце они ак­цептуются организацией, оплачиваются банком и регистрируют­ся бухгалтерией в журнале-ордере № 6 в свободной строке по группе материалов и в графе "Акцепт" в сумме платежа, а по стро­кам: сальдо (незаконченных расчетов) ранее записанная сумма по учетным ценам сторнируется, то же по группе в графе "Акцепт". Расчеты с поставщиком таким образом по этой поставке будут закончены.
 128
 10.3. Порядок учета материалов в пути
 Материалами в пути считаются поставки, по которым орга­низация акцептовала (приняла к оплате) документы поставщи­ка. При этом право собственности на МПЗ перешло к покупате­лю, но они на склад еще не поступили. К учету принимаются акцептованные товаро-сопроводительные документы независи­мо от того, оплачены они банком или не оплачены.
 В журнале-ордере № 6 указанные платежные документы реги­стрируются в течение месяца в графе "За неприбывший груз" и в графе "Акцепт". По окончании месяца ниже показателя "Итого поступило" фиксируется сумма стоимости материалов по соответ­ствующим группам, оставшихся в пути на конец месяца, т.е. мате­риалы приходуются условно без записи на склад. Указанная за­пись позволяет включить эти материалы в балансовые показатели.
 По мере поступления этих ценностей бухгалтерия получит при­ходные ордера складов, оприходует их на склад и на группу (без ак­цепта, так как он уже был дан в момент поступления расчетных доку­ментов) по строке регистрации этого счета в не законченных на начало месяца расчетах. При закрытии журнала-ордера № 6 по окончании месяца эта поставка по группе материалов будет стор­нирована как оприходованная дважды.
 При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые офор­мляются актом (ф. № М-7). Излишки приходуются по акту и расце­ниваются по учетным ценам организации или по договорным (отпус­кным ценам), а затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурованная поставка; отдел маркетинга сообща­ет поставщику об излишках и просит выставить расчетные докумен­ты. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фак­тическую себестоимость и предъявляет претензии к поставщику. Сумма железнодорожного тарифа при этом распределяется пропор­ционально массе груза, а суммы наценок, скидок — пропорциональ­но стоимости груза.
 Пример. Расчет суммы недостачи по вине поставщика.
 Количество недостачи - 30 т
 Стоимость материалов 30 т • 8000 руб. = 240 000 руб.
 Сумма железнодорожного тарифа за перевозку 1 т груза составляет 200 руб.; сумма железнодорожного тарифа за все количество недостачи - 6000 руб. (200 руб.-30 т).
 Сумма наценки составляет 2% стоимости материалов - 4800 руб.
 (24 000 ? 2%).
 Всего фактическая себестоимость недостачи равна 250 800 руб
 (240 000 руб. + 6000 руб + 4800 руб ).
 129
 9-1320
 Фирма «Лада»
 Журнал-ордер № б к счету № 60 «Расчеты с за работы и услуги
 
 
  Номер Регистра- Номер Учетная
 п/п платеж- ционный Поставщик приходного стоимость
  ного номер документа поступивших
  документа материалов
 17/19 70 АО «Водоканал»
 205 71 АО «Энергетик»
 1112 73 АО «Автотранс»
 17/36 74 АО «Водоканал»
 301 75 АО «Ремонт»
 Итого
 Листок расшифровки затрат:
 
 
  Счет Статья Сумма, руб.
 Цех 01 счет № 205
 Цех 01 счет №205 25 4 1000
 Цех 02 счет № 205 25 4 1000
 Цех 01 счет №17/36 25 4 600
 Цех 02 счет №17/36 25 4 400
 Цех 01 счет №301 25 5 1200
 Цех 02 счет №301 25 5 800
 Аппарат
 управления счет № 17/19, 17/36 26 9 1500
 Итого
 6500
 
 130
 Бухгалтер
 поставщиками и подрядчиками»
 за март 2002 г
 
 
  К-тс* [ 60 в дебет счетов На начало месяца Оплата
 23 25 26 44 19 91 Акцепт материа­лы в сальдо дата сумма
  пути
 _ _ _ — — _ _ 5000 04 5000
 4000 2000 1000 1400 8400 11 8400
 - - - 3000 600 3600 - Сальдо
 2000 1000 500 700 4200 24 4200
 - 2000 - - 400 200 2600 - Сальдо
 6000 5000 1500 3000 3100 200 18800
 5000
 17600
 Продолжение 1 журнала-ордера № б
 Фирма «Лада»
 Расшифровка сальдо счета 60 на конец месяца Сумма, руб
 по заготовлению материалов
 1 Поставщики по расчетным документам,
 срок оплаты которых не наступил 24 240
 Поставщики по неотфактурованным поставкам -
 Поставщики по не оплаченным в срок расчетным
 документам
 Сальдо по плановым расчетам (дебет «-», кредит «+»)
 Итого Справочно
 I Задолженность, списанная по дебету счета по векселям выданным
 а) срок оплаты которых не наступил
 б) по просроченным оплатой векселям
 II Материалы в пути
 в том числе сверх нормального срока грузооборота
 24 240
 3600
 131
 Продолжение 2 журнала-ордера № 6
 Фирма «Лада»
 Сводно-контрольные данные к счету 60
 за март 2002 г.
 
  Сумма
 Номер Показатели по заго- за услуги Итого
 строки товлению и работы
  материалов
 1 2 3 4 5
 1 Сальдо кредитовое
  на начало месяца 6 840 5 000 11840
 2 Обороты по кредиту
  за отчетный месяц 77 952 18 800 96 752
 3 Обороты по дебету
  за отчетный месяц:
  а) сумма оплаты, списаний
  и зачетов за оплаченный месяц,
  отраженные в журнале- ордере
  за прошлый месяц:
  б) сумма оплаты, списаний
  и зачетов, отраженные в
  данном журнале-ордере 60 552 П 600 78 152
  Итого по дебету
  (по строкам За - 36) 60 552 17 600 78 152
 4 Общее сальдо по счету 60
  на конец месяца - креди-
  товое 24 240 6 200 30 440
 5 Согласно частным данным
  журналов-ордеров № 6 и
  ведомости № 5 - сальдо
  наконец месяца
 6 По акцептованным платежным
  требованиям:
  а) по журналу-ордеру
  за прошлый месяц
  б) по журналу-ордеру
  за отчетный месяц 77 952 18 800 96 752
  Итого 77 952 18 800 96 752
  (сумма По строкам 6а - 66)
  По неотфактурованным
  поставкам:
  в) по журналу-ордеру
  за прошлый месяц • _ _
  г) по журналу-ордеру
  за отчетный месяц _ _
  Итого
  (сумма по строкам 6в - 6г) — _ —
 132
 Сумма недостач относится в дебет счета 76, субсчет 2 "Расче­ты по претензиям", и в кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и отражается в журнале-ордере № 6 и ведомос­ти № 7.
 В данном журнале отражены операции по расчетам с постав­щиками, связанные только с приобретением (заготовлением) то­варно-материальных ценностей. Кроме того, организации пользу­ются услугами поставщиков воды, газа, сжатого воздуха, подрядчиков ремонтных работ и др., поэтому в крупных органи­зациях ведется отдельный журнал-ордер № 6 по расчетам с по­ставщиками и подрядчиками за услуги. По окончании месяца по­казатели двух журналов-ордеров суммируются для получения общих оборотов по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подряд­чиками" и внесения их в Главную книгу.
 10.4. Учет расчетов за выполненные работы и оказанные услуги
 Как уже отмечалось ранее, в составе счета 60 "Расчеты с по­ставщиками и подрядчиками" немалый удельный вес занимают расчеты за работы и услуги. Отличительной особенностью их является то, что не всегда стоимость оказанной услуги или вы­полненной работы можно сразу отнести к тому или иному виду затрат (прямые, общепроизводственные, общехозяйственные и т.п.) и распределить между потребителями внутри организации (подразделениями). Например, стоимость электроэнергии, воды, газа и др. Поэтому одновременно с регистрацией документов, подтверждающих стоимость оказанных услуг (работ), их опла­ту, бухгалтерия должна иметь распределительные документы внутреннего характера об объеме и стоимости полученных ус­луг каждым потребителем. С этой целью бухгалтерия может на­капливать информацию об объеме, виде и стоимости получен­ных услуг каждым из них в отдельных регистрах в разрезе статей затрат (содержание зданий, сооружений, оборудования, охрана труда и т.д.).
 При журнально-ордерной форме учета для таких целей ис­пользуют листки-расшифровки по дебету счетов 20,23,25,26,44 и др. В них, кроме того, отражаются однородные операции, уч­тенные на прочих счетах (71,76 и др.). По окончании месяца об­щие итоги листков-расшифровок регистрируются в соответству­ющих регистрах аналитического учета (ведомостях № 12,15), где формируются производственные и прочие затраты.
 133
 Отражение на счетах расчетов с поставщиками и подрядчиками Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
 С кредита счетов
 Дебет
 Кредит в Дебет счетов
 
 51, 50,
 52-
 55-
 66-
 62
 С - задолженность постав­щика по перечисленным авансам
 Оплата акцептованных документов поставщиков: за товарно-материальные ценности, услуги и выполненные работы Оплата задолженности поставщикам со счетов аккредитивов и чековых книжек, банковских карт Оплата задолженности поставщикам за счет краткосрочных банков­ских ссуд
 Погашение задолженности перед поставщиками путем взаимозачета и погашения их задолженности за приобретенную продукцию
 С - задолженность орга­
 низации: перед поставщика­
 ми за МПЗ, работы, услуги
 по акцептованным
 документам, срок оплаты
 которых не наступил
 или не оплаченным
 в срок по неотфакту-
 рованным поставкам
 Акцепт платежных доку­ментов. Оприходованы поступившие материаль­ные ценности Акцепт документов, подтверждающих произведенные расходы Списаны расходы, связанные с приобрете­нием материальных ценностей (в том числе транспортные) Сумма налога на добав­ленную стоимость, предъявленного постав­щиками и подрядчиками Фактическая стоимость недостач материалов и претензий по акцепто­ванным и оплаченным документам Акцепт документов за потребленную энергию, газ, воду, выполненный ремонт основных средств, оказанные услуги Списание расходов по консультационным, информационным услугам, связанным с приобретением материальных ценностей -
 07,10, -11,15
 07,10, -15, 41
 19
 76-2
 20, 23, 25, 26, 97,96
 07,10, 15,41
 134
 С кредита счетов
 Дебет
 Продолжение
 .. В дебет
 Кредит счетов
 
 Списание расходов по доставке и перевозке проданной готовой продукции на основании документов, выстав­ленных перевозчиками и экспедиторами Возврат перечисленных ранее авансов Положительные суммовые разницы по расчетам с постав­щиками
 Отрицательные суммо­вые разницы по расче­там с поставщиками
 -44
 51, 52,
 -50
 10,11, -15, 07
 ГЛАВА 11
 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
 11.1. Синтетический учет расчетов
 с разными дебиторами и кредиторами
 Для учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами ис­пользуется ряд счетов, подробные характеристики которых бу­дут даны в следующих главах. Здесь рассмотрим некоторые из них:
 счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками " предназна­чен для учета расчетов за отгруженную продукцию (товары), вы­полненные работы и оказанные услуги (если применяется метод начисления). В соответствии с Планом счетов этот счет применя­ют и для учета расчетов по полученным авансам под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по ча­стичной готовности;
 135
 счет 68 "Расчеты по налогам и сборам " - для учета расчетов с бюджетом по налогам, уплачиваемым организациям, и налогов с персонала этой организации;
 счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспече­нию " - для учета расчетов по отчислению на государственное со­циальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование персонала организации;
 счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда " — для учета расчетов с персоналом, как состоящим, так и не состоящим в спи­сочном составе организации, по оплате труда (по всем видам за­работной платы, премиям, пособиям и другим выплатам), а так­же по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации;
 счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - для учета рас­четов с работниками организации по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные рас­ходы, а также на служебные командировки;
 счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" - для учета всех расчетов с персоналом организации, кроме расчетов по оплате труда, расчетов с подотчетными лицами и депонента­ми. Корреспонденция по данному счету представлена ниже;
 счет 75 "Расчеты с учредителями" - для учета всех видов рас­четов с учредителями организации (акционерами акционерного общества, участниками ООО, членами кооператива и т. п.) по вкладам в уставный (складочный) капитал, по выплате доходов;
 Счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 1 «Расчеты по предоставленным займам»
 
 
 С кредита счетов Дебет Кредит В дебет счетов
  С - сумма задолженности Суммы поступивших
  рабочих и служащих по не- очередных платежей по
  погашенным ссудам на ин- займу в зависимости от 50, 51,
  дивидуальное и кооператив- характера их погашения -70
  ное строительство, на Погашение займа путем
  приобретение садовых до- приобретения у заемщика
  миков и т.п. товаров -41
  Вновь выданные ссуды
 50- (займы) данного вида
  Сумма начисленных
  процентов по выданным
 91-1 - займам
 136
 Счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
 
 
 С кредита дб счетов ^ Кредит В дебет счетов
 С - сумма задолженности Суммы, удержанные
 материально ответст- из зарплаты в погаше-
 венных лиц организации ние задолженности
 по недостачам и хище- по недостачам и хище-
 ниям ниям -70
  Суммывнесенные
 
 
 Сумма возникшей наличными в погашение
 в отчетном месяце указанной задолжен-
 задолженности мате- ности -50
 риально ответственных Суммы списанных недостач
 лиц по недостачам ввиду необос-
 и хищениям денежных нованности иска -94
 и товарно-материаль- Суммы, списанные
 ных ценностей по ввиду неплатеже-
 фактической себестои- способности винов- 91-2,
 94 - мости ного лица -99
 На разницу между Суммовые разницы
 взыскиваемой суммой по расчетам за мате-
 по розничной цене и риальные ценности
 суммой, отраженной положительные -10,15,
 по счету 94 по мере 07,41
 взыскания за потери отрицательные -[ПЗЦЩ
 98, 28 - от брака продукции [6^1411
 счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты " - для учета всех ви­дов расчетов с подразделениями организации, выделенными на са­мостоятельный баланс (внутрибалансовые расчеты), по выде­ленному имуществу, взаимному отпуску материальных ценностей, реализации продукции, передаче расходов по общехозяйственной деятельности, выплате заработной платы работникам подразделе­ний; по фондам потребления и затратам за счет них, если фонды не передаются подразделениям, а учитываются на балансе организа­ции, и др.
 Аналитический учет по счетам 68, 69, 73, 75, 76,79 ведется в ведомости № 7, а по счету 76 такая ведомость открывается для каждого субсчета.
 Формы ведомостей по всем указанным ранее счетам анало­гичны ведомости № 7, которая составлена для счета 76. В конце месяца по ведомости аналитического учета подсчитывают итоги оборотов и выводят сальдо на следующий месяц.
 137
 Фирма «Лада»
 Ведомость
 Аналитические данные по счету № 76 «Прочие дебиторы за март
 
 №пп Наименование дебитора Сальдо на начало месяца Оборот по дебету
 
  и кредитора Д-т К-т основа­ние корреспон­дирующий счет сумма
 1 ООО «Мосмонтаж» -аренда основных средств — 400 п/п №116 51 400
 2 Фирма «Москва» -за обучение - 200 п/п№119 51 200
 3 Фирма «Стройдеталь» - переплата по договору №5 600 — — — —
 4 Фирма «Турист» -за путевки - - п/п №120 51 1200
 5 ЗАО «Парус» - право пользования программ­ным продуктом — — — — —
 6 Сбербанк, №2/616 - п/п№118 51 400
  Итого по субсчету 76/5 600 600 20 200
  Субсчет 4 «Расчеты по депонированным сум­мам» - касса 07-31 50 370
  Субсчет 7 «Расчеты по исполнительным доку­ментам» и прочими де­биторами и кредиторами касса 07-31 50 800
  Всего по счету 76 600 600 3370
  Счет 73/1 «Расчеты по предоставленным займам» 12 000 - — -
 138
 №7
 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
 и кредиторы»

<< Пред.           стр. 10 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу