<< Пред.           стр. 17 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу

 систематический контроль работников бухгалтерии непосред- i ственно на складе за правильным и своевременным документи­рованием операций по движению материалов и ведением складс­кого учета материалов; предоставление бухгалтерам права 1 проверки соответствия фактических остатков материалов в на- . туре данным текущего складского учета;
 осуществление бухгалтерией учета движения материалов толь­ко в денежном выражении по учетным ценам и по фактической се­бестоимости в разрезе групп материалов и мест их хранения, а при наличии компьютера - также в разрезе номенклатурных номеров; ,
 систематическое подтверждение (взаимосверка) данных склад- \ ского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков матет риалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым, учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета. Дальше мы рассмотрим основные элемен­ты этого метода.
 Оперативно-бухгалтерский метод учета материалов предпо­лагает следующее разграничение функций между бухгалтерией и складом (см. таблицу на с. 255).
 Последовательность ведения учета на складе следующая.
 Карточки учета материалов (ф. № М-7) на каждый номенкла­турный номер материала открывает бухгалтерия и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер или заме­няющий его документ и регистрирует его в карточке учета мате­риалов. На основе расходных документов (лимитно-заборных карт, требований-накладных) в карточке регистрируется расход материалов.
 254
 
 Склад Бухгалтерия
 Аналитический учет в разрезе номенклатурных номеров материалов на карточках учета материалов Контроль за количественным учетом движения материалов по складам - правильностью записей в карточках и расчета остатка в момент приема документов иа складе
 Оформление (выписка) приходных ордеров и актов на приход материалов Таксировка первичных документов по учетным ценам
 Отпуск материалов по документам пользователей (цехов, отделов, складов) Ведение учетных регистров (ведомостей №10) по движению материалов в двух оценках: учетной и фактической в разрезе групп материалов по складам только в учетных ценах
 Составление реестров (документов) склада на приход и расход на установленные даты Таксировка ведомости учета остатков материалов каждого склада по учетным ценам
 Заполнение ведомостей учета остатков материалов путем переноса последних из карточек учета материалов (в количественном выражении) Передача ведомости учета остатков материалов в бухгалтерию Взаимосверка суммовых итогов ведомости учета остатков с показателями бухгалтерии -ведомостью № 10 (склад и стоимость остатка по учетным ценам)
 Разноска из лимитно-заборных карт в карточки учета мате­риалов данных об отпуске может производиться и по мере зак­рытия карт (если они выписаны на одну позицию материалов), но не позднее 1 -го числа следующего за отчетным месяца. В этом случае лимитные карты в течение месяца хранятся вместе с соот­ветствующими карточками учета. Остаток в карточке выводится после каждой записи. В обязанности кладовщика входит запись учетных цен в документы на приход и расход материалов и номе­ра записи по складской картотеке. В установленные графиком сроки кладовщик составляет реестры сдачи документов на при­ход и расход материалов с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся. Бухгал­тер материального отдела принимает от материально ответствен-
 255
 Фирма «Лада»
 Карточка складского учета материалов
 
 
 Склад Стеллаж Ячейка Марка Размер Единица измерения Номенкла­турный номер Учетная цена, руб.
 1 8 - ст-60/70 6 мм т 10301 2000,0
  Сталь листовая - б мм
 Дата записи Номер доку­мента Поряд­ковый номер записи От кого получено илн кому отпущено Приход Расход Оста­ток Контроль (подпись)
 
  на начало месяца 1,8
 
 
 
  ЗАО «Металлург» Фирма «Меридиан» Цеху № 1 и т.д. 1,5 3,0 2,0 3,3
 6,3 4,3
 
 Фирма «Лада»
 Реестр сдачи документов по приходу
 за 4 - 10 марта 2002 г.
 по складу № 1
 
 
 Номенклатурный номер материалов Количество документов Номера первичных документов Сумма, руб. (заполняется бухгалтером)
 10301 2 66,68 8000,0
 Итого 2 8000,0
 Всего принято 2 (два) документа
 Дата - 11 марта 2002 г. Сдал Власов Принял Сергеев
 Документы в таксировку получил бухгалтер Семенова
 256
 Фирма «Лада»
 Книга (ведомость) учета остатков материалов
 за 2002 г Материально ответственное лицо -
 склад № 1
 В С Власов
 
 К)
 
 
 №пп Номенклатурныйномерматериалов Наименованиематериалов Единицаизмерения Учетнаяценаруб Остаток на 01 01 Остаток на 01 02 Остаток на 01 03 Остаток на 01 04
 
 
 
 
 
  коли­чество сумма, руб коли­чество сумма, руб коли­чество сумма, руб коли­чество сумма, руб
 1 2 3 10301 10302 10303 Сталь листовая 6 мм Сталь листовая 10 мм Трубы бесшовные 0 2 мм итд
 Итого г
 т м 2000,0 3000,0 5,0 2,0 3,0 500 4000 9000 2500
 15500 1,8 2,6 400 3600 6000 2000
 11600 1,5 2,0 360 3000 6000 1800
 10800 3,0 2,5 240 6000 7500 1200
 14700
 ного лица документы при реестрах непосредственно на складе, тщательно проверяет правильность отражения основных рекви­зитов, документов в карточках складского учета (номенклатур­ный номер, количество, остаток) и заверяет проверку своей под­писью, после чего карточка принимает силу бухгалтерского регистра.
 Работник бухгалтерии должен также проводить на складах контрольные, выборочные проверки фактического наличия ос­татка материалов, особенно дефицитных и дорогостоящих. О вы­явленных нарушениях в работе материально ответственных лиц и по результатам выборочной проверки замечания вносятся в спе­циальный журнал склада и докладываются главному бухгалтеру организации.
 По состоянию на первое число каждого месяца материаль­но ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатков материалов. Она откры­вается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания меся­ца, а 1 - 2-го числа следующего за отчетным месяца он возвраща­ет ее в бухгалтерию. В обязанность материально ответственного лица входят контроль за соответствием фактических остатков по номенклатурным номерам, установленным нормам запасов (мак­симум, минимум) и сообщение об отклонениях отделу марке­тинга.
 ГЛАВА 17
 Учет материалов в бухгалтерии
 17.1. Синтетический учет материалов в бухгалтерии
 Приведенная ранее классификация материалов по их назна­чению и применению в производственном процессе будет исполь­зована бухгалтерией организации для ведения синтетического учета.
 Каждая группа материалов учитывается на соответствующем счете или субсчете. В Плане счетов бухгалтерского учета с этой целью предусмотрены следующие счета и субсчета:
 258
 
 Синтетические счета Субсчета
  наименование наименование
 10 Материалы 1 Сырье и материалы
  2 Покупные полуфабрикаты
  и комплектующие изделия,
  конструкции и детали
  3 Топливо
  4 Тара и тарные материалы
  5 Запасные части
  6 Прочие материалы
  7 Материалы, переданные
  в переработку на сторону
  8 Строительные материалы
  9 Инвентарь и хозяйственные
  принадлежности
 15 Заготовление и приобретение
  материальных ценностей
 16 Отклонения в стоимости
  материальных ценностей
 В практической задаче по учету хозяйственных операций ЗАО "Лада" принята следующая классификация материалов: 10-1 "Ос­новные материалы", 10-2 "Вспомогательные материалы", 10-9 "Прочие материальные ценности".
 Материалы, принятые на ответственное хранение и в перера­ботку, учитываются за балансом на счете 002 "Товарно-матери­альные ценности, принятые на ответственное хранение".
 Балансовые счета материалов (10, 15) - активные, характери­зуют состояние хозяйственных средств организации.
 Отметим, что счет 10 "Материалы"- балансовый, активный, характеризует состояние хозяйственных средств организации, так как учет материалов ведется в денежном выражении с обязатель­ной систематической инвентаризацией (проверкой) фактическо­го наличия их по местам хранения. Остатки ценностей и их при­ход записываются по дебету счетов, а расход, отпуск - по кредиту - в суммах фактической себестоимости.
 Материальные ценности поступают на склад не только от по­ставщиков, но и от подотчетных лиц (хозяйственные и кан­целярские товары), от своих вспомогательных производств, из­готовляющих для собственных нужд инструменты, инвентарь,
 17*
 259
 хозяйственные принадлежности, приспособления. Кроме того, приходуются на склад как поступления сэкономленные цехами сырье, материалы, отходы производства, от брака продукции, ликвидации основных средств. На склад приходуют и материалы, поступающие безвозмездно или как вклад в уставный капитал.
 При организации бухгалтерского учета материалов в первую очередь необходимо определить:
 вариант учета процесса заготовления и приобретения МПЗ, т.е. выбрать бухгалтерские счета. Выбор счета в определенной мере зависит от того, как оценивают МПЗ в учете. Если они учи­тываются в процессе приобретения и списания по учетной цене, то применяют счета 10 или 41, 15, 16. Если же МПЗ учитывают по фактической себестоимости, то применяют только счет 10;
 порядок списания отклонений фактической себестоимости материалов от учетной цены в случае, когда организация приме­няет учетные цены.
 Если организация применяет для учета материалов только счет 10, то она именно на нем формирует фактическую себестои­мость приобретенных материалов. Журнально-ордерная форма позволяет это сделать, так как в ее состав входят регистры, в ко­торых отражаются составляющие фактической себестоимости. А именно все первичные документы на расход и отпуск материа­лов группируются бухгалтерией в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест использования и направления затрат. В течение отчетного месяца их движение учитывается по учетным ценам, а по окончании месяца - после расчета процентов и сумм транс-портно-заготовительных расходов или отклонений - по фак­тической себестоимости. Таким образом, данные, образующие фактическую себестоимость поступивших материалов, в бухгал­терском учете отражаются в разных журналах-ордерах (№ 1, 3, 6, 7, 10/1, 13), а суммируются в Главной книге. Фактическую себе­стоимость израсходованных материалов записывают в журналах-ордерах № 10 и 10/1 и в Главной книге.
 При втором варианте учета материалов все операции по при­обретению (заготовлению) материалов учитываются на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". В дебет этого счета относятся покупная стоимость материалов с кредита счетов 60, 23, 20, 71, 98, 75 и др. (в зависимости от ис­точника поступления) и расходы, связанные с их приобретени­ем, с кредита счетов 76, 60, 71, 70, 69. По кредиту счета 15 отра­жается стоимость фактически поступивших и оприходованных материальных ценностей по учетным ценам. При этом разница между фактической стоимостью приобретения (заготовления) и стоимостью поступивших материалов по учетным ценам
 260
 (плановая, договорная цена, себестоимость и др.) списывается на счет 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей". Аналитический учет на счете 15 ведется по наименованиям ма­териалов, что, естественно, в некоторой мере усложняет веде­ние учета материалов.
 Суммы отклонений со счета 16 по окончании месяца списы­вают в порядке, установленном в учетной политике организации. Необходимо отметить, что в соответствии с п. 86-88 Методичес­ких указаний (приказ Минфина РФ № 119н) организации само­стоятельно принимают решения о порядке списания отклонений: они могут быть списаны либо пропорционально стоимости из­расходованных в производстве материалов по учетным ценам с распределением между производственными счетами или только на основное производство, либо полностью по окончании отчет­ного периода. Выбор варианта списания зависит от особенно­стей деятельности организации. Одним из преимуществ второго варианта учета материалов является то, что отклонения могут определяться по группам материалов с приблизительно одина­ковым уровнем этих отклонений, а значит, и списываются они в целом на группу материалов.
 Рассмотрим корреспонденцию счетов, когда организация ве­дет учет по фактической себестоимости на счете 10 (см. с. 262).
 В таком же порядке и в той же корреспонденции счетов отра­жаются затраты по заготовлению материалов при использова­нии счета 15 "Заготовление и приобретение материальных цен­ностей" (дебет счета).
 На счете 15 отражается также текущая информация о матери­альных ценностях, оставшихся в пути. Это его ежемесячное сальдо.
 17.2. Пример ведения учета материалов по учетным ценам
 Обратимся к примеру, в котором суммы отклонений списы­ваются пропорционально сумме списанных материалов. Остаток материалов отражается в балансе как совокупность учетной цены и отклонений, приходящихся на этот остаток.
 Для учета материалов по учетным ценам на счете 10 открыты Два субсчета: 1 "Сырье и материалы" и 2 "Комплектующие изде­лия", аналогичные субсчета открыты на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". На всех субсчетах учет ма­териалов ведется в аналитическом разрезе по наименованиям мате­риалов. К счету 16 открыты два субсчета: 1 "Отклонения в стоимо­сти материалов" и 2 "Отклонения в стоимости комплектующих изделий".
 261
 Отражение на счетах поступления материальных ценностей и расходов, связанных с их приобретением
 Поступление материалов - по дебету счета 10
 С кредита Дебет Кредит
 счетов г
 С - фактическая себестоимость материальных ценностей на складах, в цехах переработки и материалы в пути
 60-60-
 71-
 71-70-
 69-
 23-
 23-
 43-
 91-1-
 28-
 20-75-98-
 79-08-
 60,76-
 Стоимость поступивших ценностей согласно товаросопроводительным документам и по неотфактурованным поставкам Стоимость доставки и перевозки поступивших ценностей
 Стоимость приобретенных ценностей за счет подотчетных сумм
 Стоимость погрузочно-разгрузочных работ, оплаченных из подотчетных сумм Заработная плата, начисленная грузчикам Начисление социального налога с заработной платы рабочих-грузчиков Стоимость ценностей, изготовленных цехами вспомогательных производств, сданных на склад
 Стоимость отходов и сэкономленных материа­лов вспомогательными производствами, сданных на склад
 Стоимость готовой продукции, подлежащей использованию на нужды производства Стоимость отходов от ликвидации основных средств, сданных на склад Стоимость лома и отходов, полученных от окончательно забракованной продукции, сданных на склад
 Стоимость отходов и сэкономленных материа­лов основного производства, сданных на склад Взнос учредителями в уставный капитал Безвозмездное поступление материалов Стоимость материалов, полученных от обособленных подразделений, находящихся на отдельном балансе, или переданных им Стоимость материалов, использованных на капитальные вложения Суммовые разницы, возникающие при расчетах с российскими поставщиками: положительные отрицательные (сторно)
 
 262
 Итого фактическая себестоимость поступив­ших ценностей
 Отражение расхода материалов на счете 20 «Основное производство»
 С кредита счетов
 Дебет
 Кредит
 Стоимость израсходованного сырья и 10 - материалов на изготовление продукции.
 Сумма транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) на всю стоимость израсходованных материалов, отнесенных на счета 23, 25, 26, 16 - 28, 97
 На счетах производственных затрат - 23, 2S, 26, 28, 97, 96
 С кредита счетов
 Дебет
 Кредит
 
 10
 Стоимость израсходованных товарно-материальных ценностей по учетным ценам: на содержание оборудования, рабочих мест, зданий и текущий ремонт цехового и обще­заводского назначения; на изготовление продукции вспомогатель­ных производств и освоение новых видов продукции;
 на исправление брака продукции; на изготовление продукции
 На счет 44 «Расходы иа продажу»
 С кредита счетов
 Дебет
 Кредит
 Стоимость израсходованных материалов на упаковку готовой продукции по учетным
 Ю - ценам;
 16 - ТЗР
 С кредита счетов
 На счет 91, субсчет 2 «Прочие расходы» Дебет
 Кредит
 
 10 16
 Стоимость материально-производственных запасов, отпущенных, реализованных; ТЗР
 
 Итого фактическая себестоимость израсходованных материальных ценностей
 263
 За учетную цену материалов принята плановая цена в разме­ре 1 тыс. руб. за 1 кг. За учетную цену комплектующих изделий -1 тыс. руб. за 1 единицу комплектующего изделия.
 Остаток материалов на 1-е число месяца составил по учетным ценам 10 тыс. руб. (10 кг). Сумма отклонений, приходящихся на остаток материалов, - 6 тыс. руб.
 Остаток комплектующих изделий на начало месяца отсутство­вал. Операции, связанные с поступлением и списанием материа­лов и комплектующих, отражены в таблице. На основе данных таблицы был проведен расчет отклонений в стоимости материа­лов и комплектующих изделий.
 
 
 № п/п Наименование хозяйственной операции Сумма, тыс. руб. Дебет счета, субсчета Кредит счета, субсчета
 1 Оприходованы материалы по покупной цене от поставщиков (100 кг) 100 15,1 60
 2 Отражены суммы НДС по приобретенным материалам 20 19-3 60
 3 Одновременно опризодованы поступившие на склад материалы по учетной цене (100 кг) 100 10-1 15-1
 4 Учтены в фактической себестоимости материалов транспортные расходы, связанные с доставкой материалов на склад Отражены суммы НДС по транспортным услугам 45 9 15-1 19-3 60 60
 5 Учтены вознаграждения посредникам в связи с приобретением материалов НДС с возраграждения 15 3 15-1 19-3 76 76
 6 Оприходованы материалы, приобретенные подотчет­ными лицами (8 кг) Одновременно учтена стоимость приобретенных материалов по учетной цене (8 кг) 8 8 15-1 10 71 15
 264
 Продолжение
 
 
 № Наименование хозяйственной Сумма, Дебет Кредит счета,
 п/п операции тыс. руб. счета, субсчета субсчета
 7 Поступили комплектующие
  изделия от поставщика
  (130 ед.) 130 15-2 60
  НДС по комплектующим
  изделиям, предъявленный
  поставщиком 26 19 60
  Оприходованы
  комплектующие по учетной
  цене (130 ед.) 130 10-2 15-2
 8 Перечислена задолженность:
  поставщикам материала 144 60 51
  перевозчикам 48 60 51
 9 Перечислена задолженность
  поставщику комплектующих
  изделий 141,6 60 51
 10 Отражены положительные
  суммовые разницы,
  связанные с погашением
  задолженности поставщикам
  материала 20 15-1 60
 11 НДС по положительным
  суммовым разницам 4 19 60
 12 Отражены отрицательные
  суммовые разницы,
  связанные с погашением
  задолженности перевозчику
  разницы § Щ
 13 Сторно отрицательныех
  суммовых разниц на счете
  19, связанных с погашением
  задолженности перевозчику В щ
 14 Отражены отрицательные
  разницы по расчетам с
  поставщиком
  комплектующих изделий |15-2| ш
 15 Сторно НДС на сумму
  отрицательных суммовых
  разниц г-2.4| щ
 265
 Продолжение
 
 № Наименование Сумма, Дебет Кредит счета,
 п/п операции тыс. руб. счета, субсчета субсчета .
 16 Списаны отклонения
  со счета 15:
  фактическая себестоимость
  материалов превышает
  учетную цену 75 16-1 15-1
  фактическая себестоимость
  комплектующих изделий
  ниже учетной цены 12 15-2 16-2
 17 Сделан вычет НДС по
  материалам, оплаченным
  поставщикам и подрядчикам 55,6 68 19
 18 Списана учетная цена
  материалов, переданных на
  общехозяйственные расходы
  (80 кг) 80 26 10-1
  Списаны отклонения,
  приходящиеся на стоимость
  материалов, переданных на
  общехозяйственные расходы,
  положительные 54,9 26 16-1
 19 Списана учетная цена
  комплектующих изделий,
  отпущенных в производство
  (65 ед.) 65 20 10
  Списаны отрицательные
  отклонения, приходящиеся
  на стоимость материалов,
  отпущенных в производство Рб| [Гб|
 20 Начислена выручка от
  продажи материалов
  сторонним организациям 36 62-3 91-1
 21 Начислен НДС с выручки от
  продажи материалов 6 91-2 68 (76-8)
 22 Списаны материалы,
  реализованные сторонним
  организациям, по учетным
  ценам (15 кг) 15 91-2 10 __
 23 Списаны положительные
  отклонения, приходящиеся
  на стоимость материалов,
  переданных сторонним
  организациям 10,3 91-2 16
 266
 Продолжение
 
 
 № Наименование хозяйственной Сумма, Дебет Кредит счета,
 п/п операции тыс. руб. счета, субсчета субсчета
 24 Списана выявленная
  недостача комплектующих
  изделий по учетной цене
  (13 ед.) 13 94 10-2
 25 Списаны отрицательные
  отклонений, приходящиеся
  на стоимость недостачи
  комплектующих изделий bU2[ И Щ
 26 Восстановлена сумма НДС,
  взятого в зачет перед
  бюджетом 2,36 94 68
 27 Начислены суммы,
  подлежащие взысканию с
  виновных лиц за недостачи
  товарно-материальных

<< Пред.           стр. 17 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу