<< Пред.           стр. 18 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу

  ценностей 14,6 73-2 94
 28 Списаны материалы по
  учетной цене,
  израсходованные при
  ликвидации последствий
  аварии (4 кг) 4 99 10-1
 29 Списаны положительные
  отклонения, приходящиеся
  на стоимость материалов,
  израсходованных при аварии 2,8 99 16
 30 Восстановлен НДС с сумм
  материалов, списанных при
  ликвидации последствий
  аварии 1,34 99 68
 31 Отражен вклад в уставный
  капитал дочернего общества
  в виде комплектующих
  изделий по их учетной
  стоимости 10 58 10
  Сторно отрицательных
  отклонений, приходящихся
  на комплектующие |58| [Гб]
 32 Размер вклада доведен до
  согласованной между
  учредителями стоимости
  (8000 руб.) 1,1 91-2 58
 267
 Продолжение
 
 
 № п/п Наименование хозяйственной операции Сумма, тыс. руб. Дебет счета, субсчета Кредит счета, субсчета
 33 Восстановлен НДС по комплектующим, внесенным как вклад в ООО (Эта сумма не уменьшает налогооблагаемой прибыли) 1,82 91-2 68
 34 Определен финансовый результат от прочих опе­раций за отчетный период 1,78 91-9 99
 Расчет отклонений за текущий месяц был проведен в справке бухгалтерии.
 СПРАВКА БУХГАЛТЕРИИ
 по расчету отклонений фактической себестоимости материалов от учетной цены
 ООО "ВЫМПЕЛ"
 Всего поступило материалов по учетной цене
 31.03.2002 г.
 108 тыс. руб.
 Всего с учетом остатка 118 тыс. руб.
 Поступило по фактической себестоимости 183 тыс. руб.
 Сумма положительных отклонений (183 - 108) 75 тыс. руб.
 Сумма отклонений с учетом остатка 81 тыс. руб.
 Процент отклонений составляет 81: 118 ? 100% = 68,644%
 Сумма отклонений, приходящаяся на списанные материалы, 80 кг
 (80 тыс. руб.) 81: 118-80 = 54,9 тыс. руб.
 Списаны материалы, проданные по учетным ценам, 15 кг (15 тыс. руб.)
 Сумма отклонений, приходящаяся на списанные материалы,
 81:118 ? 15 = 10,3 тыс. руб.
 Списаны материалы при ликвидации последствий аварии
 4 кг (4 тыс. руб.)
 Сумма отклонений, приходящаяся на списанные материалы,
 81:118-4 = 2,8 тыс. руб.
 Остаток материалов на счете 10-1 19 тыс. руб.
 Остаток отклонений на субсчете 16-1, приходящийся на нес писанные ма­
 териалы, 13 тыс. руб. (6 + 75 - 68)
 Бухгалтер Петрова Л. И.
 Аналогично рассчитываются отклонения, приходящиеся на комплектующие изделия.
 Финансовый результат от прочих операций в бухгалтерском учете складывается из двух составляющих: прибыли от продажи материалов (4,7 тыс. руб.) и убытка от передачи комплектующих в уставный капитал (-2,92 тыс. руб.).
 268
 В данном примере учета материалов оценка списываемых ма­териалов проводилась по средней себестоимости.
 Однако существуют еще два метода оценки материалов при их передаче в производство или выбытии:
 по себестоимости первых по времени приобретения матери­ально-производственных запасов (метод ФИФО). При примене­нии этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактичес­кой себестоимости последних по времени приобретений, а в се­бестоимости реализации продукции (работ, услуг) учитывается себестоимость ранних по времени приобретений;
 по себестоимости последних по времени приобретения мате­риально-производственных запасов (метод ЛИФО). При приме­нении этого метода оценка материальных ресурсов, находящих­ся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости реализации продукции (работ, услуг) учитыва­ется себестоимость поздних по времени приобретения.
 Оба метода требуют учета материалов по партиям.
 В таком случае, чтобы выполнить условия применения этих методов, необходимо будет рассчитывать отклонения не просто по группе материалов, а по каждой партии материалов. Это, в свою очередь, потребует более детального учета отклонений на счете 16, т.е. отклонения необходимо будет рассчитывать по каж­дой партии с тем, чтобы впоследствии была возможность пра­вильно определить суммы отклонений, приходящиеся на учетную стоимость партии и на остаток материалов на складе.
 17.3. Учет движения материалов в бухгалтерии
 Бухгалтерия организации при оперативно-бухгалтерском ме­тоде учета материалов осуществляет только денежный, суммо­вой учет движения товарно-материальных ценностей, используя для этого ведомость № 10 "Движение материальных ценностей" (в денежном выражении). Это основной регистр, отражающий движение товарно-материальных ценностей в группировках, обес­печивающий: контроль за сохранностью материалов по местам их хранения - раздел I; поступление и остатки материалов в раз­резе синтетических счетов и групп материалов - по учетным це­нам и по фактической себестоимости; показатели для расчета сумм и процентов транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости от плановых цен по груп­пам материалов - раздел II; расчет фактической себестоимости
 269
 окончательного расхода материалов, отпуск со складов, расход цехов, остатки ценностей в цехах, на общезаводских складах по фактической и учетной стоимости - раздел III.
 Основанием для заполнения ведомости № 10 служат реестры складов или накопительные ведомости (ф. № М-43). В ведомости 10 приводятся две справки:
 № 1 "Слагаемые фактической себестоимости поступивших материальных ценностей", заполняется по показателям журна­лов-ордеров №1,6, 7, 8, 10/1, 13 и других, т.е. всех тех, где могут быть отражены затраты, связанные с процессом заготовления ма­териалов текущего месяца. Данные этой справки необходимы для заполнения второго раздела ведомости № 10;
 № 2 "Стоимость поступивших материалов по учетным ценам", заполняется аналогичными показателями тех же журналов-орде­ров, что и справка №1, но без учета расходов, связанных с заго­товлением материалов. Данные этой справки служат для сверки с разделом I ведомости № 10 и для расчета результатов процесса заготовления или сумм транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц.
 Таким образом, ведомость № 10 "Движение товарно-матери­альных ценностей" обеспечивает решение большинства задач, стоящих перед бухгалтерским учетом материалов. Дополнением к ведомости является ведомость № И "Движение материальных ценностей (по учетным ценам) по цеховым самостоятельным скла­дам или по цехам на производстве, не имеющим складов".
 Ведомость № 11 заполняется в бухгалтерии на основе произ­водственных отчетов цехов, накладных на возврат материалов, накопительных ведомостей и прочих документов, позволяющих определить объем полученных и возвращенных ценностей раз­ного вида каждым цехом, а также оставшихся в цехах и израсхо­дованных. Показатели ведомости № 11 отражаются в разделе III ведомости № 10 (расход самостоятельных кладовых и остатки в цехах, не имеющих самостоятельных складов).
 Следовательно, по первому разделу ведомости № 10 можно производить взаимосверку данных складского и бухгалтерского учета по каждому складу в отдельности, без разбивки на группы материалов, по учетным ценам, что необходимо при оператив­но-бухгалтерском (сальдовом) методе учета материалов.
 По второму разделу ведомости можно выявлять общий объем ценностей в разрезе групп материалов и балансовых статей в двух оценках - по учетным ценам и фактической себестоимости, что дает возможность рассчитать суммы и проценты транспортно-заготовительных расходов или отклонений от плановых цен.
 В третьем разделе выявляются важнейшие показатели бухгал­терского учета - фактическая себестоимость израсходованных на
 270
 фирма «Лада»
 Ведомость № 10 «Движение материальных ценностей» в денежном выражении
 за март 2002 г. (извлечение)
 I. Движение на общефирменных складах (без разбивки по балансовым счетам или группам) по учетным ценам:
 
 
 Дата Склад № 1 Склад № 2 Итого
 01.03 10 800 32 000 42 800
  Поступило
 за март 37 200 10 000 47 200
  Выбыло
 за март 33 300 17 000 50 300
  Остаток на конец месяца
 31.03 14 700 25 000 39 700
 II. Поступило на общефирменные склады и остаток по фирме на начало месяца (по синтетическим счетам и учетным группам):
 
 
  Счет 10 В том числе от
 №
  Показатели Итого
 
 
 
 
 п/п суб- суб- суб- постав- подот-
  счет 1 счет 2 счет 9 щиков четных
  лиц
 1 Поступило: по даным
  складов по учетным
  ценам 37 200 6 000 4 000 47 200 47 200 _
 2 По фактической
  себестоимости 43 400 7 560 4000 54 960
 3 Остаток на начало
  месяца (по фирме
  в целом):
  - по учетным ценам 10 800 20 000 12 000 42 800
  - по фактической
  себестоимости 11800 20 520 12 000 44 320
 4 Итого поступление
  с остатком:
  поучетнымценампофактическойсебестоимости 48 000 26 000 16 000 90 000
 
  55 200 28 080 16 000 99 280
 5 Транспортно-
  заготовительные
  расходы
  сумма (+) 7 200 2 080 -
  процент(+) 15% 8%
 271
 III. Расход с общефирменных складов по синтетическим счетам и учет­ным группам:
 
 
 №пп Показатели Счет 10 Итого В том числе от
 
 
  суб­счет 1 суб­счет 2 суб­счет 9
  постав­щиков подот­четных лиц
 6
 7 8
 9 Отпуск со складов по учетным ценам в том числе внутренние обороты Остаток в производстве Окончательный расход: по учетным ценам по фактической себестоимости 33 300
 33 300 38 295 13 000
 13 000 14 040 4 000
 4 000 4000 50 300
 50 300 56 335 - -
 IV. Остаток на конец месяца:
 № п/п
 Показатели
 суб­счет 1
 Счет 10
 суб­счет 2
 суб­счет 9
 Итого
 В том числе от
 постав­щиков
 подот­четных
 лиц
 
 10
 Остаток на конец месяца на складах: по учетным ценам по фактической себестоимости
 14 700 16 905
 
 000
 040
 12 000 12 000
 39 700 42 945
 
 
 Номер журнала-ордера
 Справка № 1
 Слагаемые фактической себестоимости
 поступивших материальных ценностей
 согласно данным журналов-ордеров
 10/9
 10/1
 10/2
 Сумма по синтетическим счетам и учетным группам (руб.)
 итого
 
 №
 Справка № 2 Учетная стоимость поступивших матери­альных ценностей согласно данным журналов-ордеров
 сумма
 
 6
 7 и т.д.
 Итого
 Изменение остатка мате­риалов в пути
 43 600
 43 600
 
 7 500
 7 500
 4 000
 4 000
 55 160
 55 160
 
 6
 7
 и т.д.
 Итого
 47 200
 47 200
 
 Итого факти­ческая себестои­мость поступив­ших материалов
 Бухгалтер
 272
 43 400
 7 500
 4 000
 54 960
 производство материалов, их окончательный расход и их остат­ки на конец месяца, в том числе внутренние обороты: переброска на другие общезаводские склады (-).
 Как мы уже говорили ранее, транспортно-заготовительные рас­ходы входят в состав фактической себестоимости материалов. К ним относятся все расходы на приобретение материалов, кроме их договорной (учетной) стоимости. Эти расходы учитываются по ви­дам (группам) материалов на тех же счетах и субсчетах. Ежемесяч­но бухгалтерия организации рассчитывает сумму и процент транс-портно-заготовительных расходов ко всему объему ценностей каждой группы, которыми располагала организация. Это необхо­димо для расчета сумм транспортно-заготовительных расходов, подлежащих к списанию на израсходованные в отчетном месяце материалы. Основанием для расчетов служат ведомости № 10.
 Суммы транспортно-заготовительных расходов на выбывшие, израсходованные ценности списываются на те же счета, что и ма­териалы по договорным ценам в порядке, установленном орга­низацией самостоятельно. В таком же порядке производятся рас­чет и учет доли отклонений фактической себестоимости от учетной с той лищь разницей, что могут быть отклонения (пере­расход (+) и экономия (-)). Перерасход, как и транспортно-заго­товительные расходы, увеличивает учетную себестоимость, а эко­номия - уменьшает ее. Экономия записывается с минусом или красным сторно.
 17.4. Инвентаризация материалов
 Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности обязывает организации проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей:
 не менее одного раза в год по состоянию на 1 октября отчет­ного года (но не ранее) с целью объективного отражения состоя­ния этих средств в годовом отчете;
 при смене материально ответственных лиц и при стихийных бедствиях;
 в случае расхождений между данными бухгалтерского и склад­ского учета.
 Основная цель инвентаризации - выявление фактического на­личия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимо­стном выражении. В процессе инвентаризации проверяются: со­хранность товарно-материальных ценностей; правильность их хранения, отпуска, порядок ведения учета их движения; состоя­ние весового и измерительного инструмента.
 271
 По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные \ и выборочные, а по времени - на плановые и внезапные. Органи­зует и руководит проведением инвентаризации руководитель (директор) организации или его заместитель, или главный бух­галтер. Работу по проведению инвентаризации осуществляет ко­миссия, состоящая из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя организации.
 Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам (ф. № инв-3). Складские операции в этот период не про­изводятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в бухгалтерию организации.
 Для выявления результатов инвентаризации может использо­ваться книга остатков материалов, в которой предусмотрены спе­циальные колонки для записи остатков материалов в натуре по данным инвентаризационных описей.
 Во всех случаях расхождения, выявленные в результате ин­
 вентаризации (излишки, недостачи), оформляются составлением '
 сличительных ведомостей и оцениваются по фактической себе- ]
 стоимости. Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприх^* *,
 дованию с уменьшением общехозяйственных расходов (дебет сче- /
 та 10, кредит счета 26). Недостача ценностей списывается на счет !
 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" с уменьшением стой* *
 мости и количества их по счетам материальных ценностей. I
 По решению руководителя организации сумма недостачи в 1 пределах норм естественной убыли относится на издержки про- ) изводства:
 Д-т счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Обще­хозяйственные расходы"
 К-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
 Недостачи сверх норм естественной убыли относятся на ма­териально ответственных лиц:
 Д-т сч. 73, субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба"
 К-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - в сум­ме фактической стоимости
 К-т сч. 98, субсчет 4 - в сумме превышения розничной цены над фактической.
 Некомпенсируемые потери материальных ценностей от сти­хийных бедствий относятся на результаты хозяйственной деятель­ности организации (дебет счета 99, кредит счета 10). Когда конк­ретные виновники не установлены, недостачи относят в состав прочих расходов (дебет счета 91, кредит счета 94).
 
 Раздел 5 Учет внеоборотных активов
 ГЛАВА 18
 Учет вложений
 во внеоборотные активы
 18.1. Характеристика вложении во внеоборотные активы
 Вложения во внеоборотные активы - это капитальные вложе­ния, свидетельствующие об объеме долгосрочных инвестиций в развитие, расширение, обновление, реконструкцию основных средств и нематериальных ативов. Это обособленный вид деятель­ности организации, отличный от основной деятельности. После­днее объясняется тем, что для осуществления капитальных вло­жений организация должна создать дополнительные (от основ­ной, обычной деятельности) финансовые источники в виде нерас­пределенной прибыли, займов, кредитов, накопленных аморти­зационных отчислений.
 Основными нормативными актами, регулирующими состав вложений во внеоборотные активы и порядок их учета, являются:
 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 г. № 34н;
 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций от 31.10.2000 г. № 94н;
 ПБУ 6/01 от 30.03.01 г. № 26н "Положение по бухгалтерскому учету основных средств";
 ПБУ 14/2000 "Положение по учету нематериальных активов";
 "Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инве­стиций" от 30.12.93 г. № 160.
 Отметим, что по своему составу (структуре) вложения во вне­оборотные активы подразделяются на:
 1) капитальные вложения, связанные с приобретением, строи­тельством основных средств:
 строительные работы;
 18* 275
 работы по монтажу оборудования;
 приобретение оборудования (требующего монтажа), сданно­го в монтаж;
 приобретение оборудования, не требующего монтажа; I
 приобретение оборудования, требующего монтажа, но пред-' назначенного для постоянного запаса;
 приобретение земельных участков;
 прочие капитальные затраты;
 2) капитальные вложения, связанные с приобретением, созда­
 нием нематериальных активов:
 приобретение исключительных прав на патенты, изобретения и другие объекты;
 работы по разработке объектов нематериальных активов;
 работы, связанные с доведением объектов до состояния, в ко- ]
 тором он может эксплуатироваться; s
 3) капитальные вложения, связанные с приобретением, выра­
 щиванием животных.
 Важно, что указанные работы связаны в первую очередь с со-, зданием основных средств, их виды и примерная стоимость дол» жны быть обеспечены проектно-сметной документацией. Ее сто­имость включается в состав затрат на капитальные вложения.
 Осуществляться вложения могут подрядным, хозяйственным способами, или смешанным, когда часть работы выполняется под*! рядчиком, а часть - собственными силами.
 Целями учета долгосрочных инвестиций являются:
 своевременное, полное и достоверное отражение всех произ«1
 веденных расходов по видам и учитываемым объектам; I
 обеспечение контроля за ходом выполнения работ, вводом в i действие производственных мощностей и прочих объектов основ­ных средств;
 правильное определение и отражение в учете первоначальной стоимости вводимых объектов основных средств, земельных уча­стков, объектов природопользования и нематериальных активов;
 осуществление контроля за наличием и использованием ис­точников финансирования долгосрочных инвестиций.
 В соответствии с ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000, кроме капиталь­ных вложений, связанных со строительством и приобретением объектов, в состав вложений во внеоборотные активы включает­ся стоимость объектов основных средств и нематериальных ак­тивов, поступивших безвозмездно или внесенных учредителями как вклад в уставный капитал, и др.
 276
 18.2. Организация учета долгосрочных инвестиций
 Все виды вложений во внеобортные активы учитываются по фактическим затратам:
 в целом по строительству и по отдельным объектам (здани­ям, сооружениям и др.), входящим в него;
 по приобретаемым отдельным объектам основных средств, земельным участкам, объектам природопользования и нематери­альным активам.
 Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застрой­щик независимо от способа производства строительных работ ведет учет произведенных капитальных вложений по договорной стоимости.
 Инвестиции застройщика в основные средства, в земельные участки, объекты природопользования, нематериальные активы и прочие объекты учитываются в составе баланса с использова­нием счетов: 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы".
 Счет 07 "Оборудование к установке" учитывает затраты орга­низации на приобретение объектов технологического, энергети­ческого и производственного оборудования, требующего монта­жа и предназначенного для установки в строящихся (реконструи­руемых) объектах капитальных вложений. Этот счет используют и организации-застройщики.
 Счет- активный, сальдо дебетовое отражает фактические зат­раты на не сданное в монтаж оборудование; оборот по дебету -фактические затраты по поступившим объектам данного вида; оборот по кредиту - фактические затраты по объектам, передан­ным в монтаж безвозмездно или реализованным.
 Аналитический учет ведется на складах в количественном вы­ражении на карточках учета материалов. Бухгалтерия учитывает оборудование к установке в денежном выражении в разрезе суб­счетов (если такое оборудование приобретается): 1 "Оборудо­вание к установке отечественное", 2 "Оборудование к установке импортное".
 Учет состояния и движения средств на счете 07 организуется аналогично учету материальных ценностей на складах и в бухгал­терии, т.е. на карточках учета материалов и в ведомости № 10 или в оборотной ведомости.
 Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" имеет следую­щие субсчета, на которых отражаются операции, связанные с вло­жениями в объекты внеобортных активов:
 277
 "Приобретение земельных участков";
 "Приобретение объектов природопользования";
 "Строительство объектов основных средств";
 "Приобретение отдельных объектов основных средств";
 "Приобретение нематериальных активов";
 "Перевод молодняка животных в основное стадо";
 "Приобретение взрослых животных" и др.
 Счет 07 "Оборудование к установке"

<< Пред.           стр. 18 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу