<< Пред. стр. 18 (из 53) След. >>
ценностей 14,6 73-2 9428 Списаны материалы по
учетной цене,
израсходованные при
ликвидации последствий
аварии (4 кг) 4 99 10-1
29 Списаны положительные
отклонения, приходящиеся
на стоимость материалов,
израсходованных при аварии 2,8 99 16
30 Восстановлен НДС с сумм
материалов, списанных при
ликвидации последствий
аварии 1,34 99 68
31 Отражен вклад в уставный
капитал дочернего общества
в виде комплектующих
изделий по их учетной
стоимости 10 58 10
Сторно отрицательных
отклонений, приходящихся
на комплектующие |58| [Гб]
32 Размер вклада доведен до
согласованной между
учредителями стоимости
(8000 руб.) 1,1 91-2 58
267
Продолжение
№ п/п Наименование хозяйственной операции Сумма, тыс. руб. Дебет счета, субсчета Кредит счета, субсчета
33 Восстановлен НДС по комплектующим, внесенным как вклад в ООО (Эта сумма не уменьшает налогооблагаемой прибыли) 1,82 91-2 68
34 Определен финансовый результат от прочих операций за отчетный период 1,78 91-9 99
Расчет отклонений за текущий месяц был проведен в справке бухгалтерии.
СПРАВКА БУХГАЛТЕРИИ
по расчету отклонений фактической себестоимости материалов от учетной цены
ООО "ВЫМПЕЛ"
Всего поступило материалов по учетной цене
31.03.2002 г.
108 тыс. руб.
Всего с учетом остатка 118 тыс. руб.
Поступило по фактической себестоимости 183 тыс. руб.
Сумма положительных отклонений (183 - 108) 75 тыс. руб.
Сумма отклонений с учетом остатка 81 тыс. руб.
Процент отклонений составляет 81: 118 ? 100% = 68,644%
Сумма отклонений, приходящаяся на списанные материалы, 80 кг
(80 тыс. руб.) 81: 118-80 = 54,9 тыс. руб.
Списаны материалы, проданные по учетным ценам, 15 кг (15 тыс. руб.)
Сумма отклонений, приходящаяся на списанные материалы,
81:118 ? 15 = 10,3 тыс. руб.
Списаны материалы при ликвидации последствий аварии
4 кг (4 тыс. руб.)
Сумма отклонений, приходящаяся на списанные материалы,
81:118-4 = 2,8 тыс. руб.
Остаток материалов на счете 10-1 19 тыс. руб.
Остаток отклонений на субсчете 16-1, приходящийся на нес писанные ма
териалы, 13 тыс. руб. (6 + 75 - 68)
Бухгалтер Петрова Л. И.
Аналогично рассчитываются отклонения, приходящиеся на комплектующие изделия.
Финансовый результат от прочих операций в бухгалтерском учете складывается из двух составляющих: прибыли от продажи материалов (4,7 тыс. руб.) и убытка от передачи комплектующих в уставный капитал (-2,92 тыс. руб.).
268
В данном примере учета материалов оценка списываемых материалов проводилась по средней себестоимости.
Однако существуют еще два метода оценки материалов при их передаче в производство или выбытии:
по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО). При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости реализации продукции (работ, услуг) учитывается себестоимость ранних по времени приобретений;
по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО). При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости реализации продукции (работ, услуг) учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.
Оба метода требуют учета материалов по партиям.
В таком случае, чтобы выполнить условия применения этих методов, необходимо будет рассчитывать отклонения не просто по группе материалов, а по каждой партии материалов. Это, в свою очередь, потребует более детального учета отклонений на счете 16, т.е. отклонения необходимо будет рассчитывать по каждой партии с тем, чтобы впоследствии была возможность правильно определить суммы отклонений, приходящиеся на учетную стоимость партии и на остаток материалов на складе.
17.3. Учет движения материалов в бухгалтерии
Бухгалтерия организации при оперативно-бухгалтерском методе учета материалов осуществляет только денежный, суммовой учет движения товарно-материальных ценностей, используя для этого ведомость № 10 "Движение материальных ценностей" (в денежном выражении). Это основной регистр, отражающий движение товарно-материальных ценностей в группировках, обеспечивающий: контроль за сохранностью материалов по местам их хранения - раздел I; поступление и остатки материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов - по учетным ценам и по фактической себестоимости; показатели для расчета сумм и процентов транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости от плановых цен по группам материалов - раздел II; расчет фактической себестоимости
269
окончательного расхода материалов, отпуск со складов, расход цехов, остатки ценностей в цехах, на общезаводских складах по фактической и учетной стоимости - раздел III.
Основанием для заполнения ведомости № 10 служат реестры складов или накопительные ведомости (ф. № М-43). В ведомости 10 приводятся две справки:
№ 1 "Слагаемые фактической себестоимости поступивших материальных ценностей", заполняется по показателям журналов-ордеров №1,6, 7, 8, 10/1, 13 и других, т.е. всех тех, где могут быть отражены затраты, связанные с процессом заготовления материалов текущего месяца. Данные этой справки необходимы для заполнения второго раздела ведомости № 10;
№ 2 "Стоимость поступивших материалов по учетным ценам", заполняется аналогичными показателями тех же журналов-ордеров, что и справка №1, но без учета расходов, связанных с заготовлением материалов. Данные этой справки служат для сверки с разделом I ведомости № 10 и для расчета результатов процесса заготовления или сумм транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц.
Таким образом, ведомость № 10 "Движение товарно-материальных ценностей" обеспечивает решение большинства задач, стоящих перед бухгалтерским учетом материалов. Дополнением к ведомости является ведомость № И "Движение материальных ценностей (по учетным ценам) по цеховым самостоятельным складам или по цехам на производстве, не имеющим складов".
Ведомость № 11 заполняется в бухгалтерии на основе производственных отчетов цехов, накладных на возврат материалов, накопительных ведомостей и прочих документов, позволяющих определить объем полученных и возвращенных ценностей разного вида каждым цехом, а также оставшихся в цехах и израсходованных. Показатели ведомости № 11 отражаются в разделе III ведомости № 10 (расход самостоятельных кладовых и остатки в цехах, не имеющих самостоятельных складов).
Следовательно, по первому разделу ведомости № 10 можно производить взаимосверку данных складского и бухгалтерского учета по каждому складу в отдельности, без разбивки на группы материалов, по учетным ценам, что необходимо при оперативно-бухгалтерском (сальдовом) методе учета материалов.
По второму разделу ведомости можно выявлять общий объем ценностей в разрезе групп материалов и балансовых статей в двух оценках - по учетным ценам и фактической себестоимости, что дает возможность рассчитать суммы и проценты транспортно-заготовительных расходов или отклонений от плановых цен.
В третьем разделе выявляются важнейшие показатели бухгалтерского учета - фактическая себестоимость израсходованных на
270
фирма «Лада»
Ведомость № 10 «Движение материальных ценностей» в денежном выражении
за март 2002 г. (извлечение)
I. Движение на общефирменных складах (без разбивки по балансовым счетам или группам) по учетным ценам:
Дата Склад № 1 Склад № 2 Итого
01.03 10 800 32 000 42 800
Поступило
за март 37 200 10 000 47 200
Выбыло
за март 33 300 17 000 50 300
Остаток на конец месяца
31.03 14 700 25 000 39 700
II. Поступило на общефирменные склады и остаток по фирме на начало месяца (по синтетическим счетам и учетным группам):
Счет 10 В том числе от
№
Показатели Итого
п/п суб- суб- суб- постав- подот-
счет 1 счет 2 счет 9 щиков четных
лиц
1 Поступило: по даным
складов по учетным
ценам 37 200 6 000 4 000 47 200 47 200 _
2 По фактической
себестоимости 43 400 7 560 4000 54 960
3 Остаток на начало
месяца (по фирме
в целом):
- по учетным ценам 10 800 20 000 12 000 42 800
- по фактической
себестоимости 11800 20 520 12 000 44 320
4 Итого поступление
с остатком:
поучетнымценампофактическойсебестоимости 48 000 26 000 16 000 90 000
55 200 28 080 16 000 99 280
5 Транспортно-
заготовительные
расходы
сумма (+) 7 200 2 080 -
процент(+) 15% 8%
271
III. Расход с общефирменных складов по синтетическим счетам и учетным группам:
№пп Показатели Счет 10 Итого В том числе от
субсчет 1 субсчет 2 субсчет 9
поставщиков подотчетных лиц
6
7 8
9 Отпуск со складов по учетным ценам в том числе внутренние обороты Остаток в производстве Окончательный расход: по учетным ценам по фактической себестоимости 33 300
33 300 38 295 13 000
13 000 14 040 4 000
4 000 4000 50 300
50 300 56 335 - -
IV. Остаток на конец месяца:
№ п/п
Показатели
субсчет 1
Счет 10
субсчет 2
субсчет 9
Итого
В том числе от
поставщиков
подотчетных
лиц
10
Остаток на конец месяца на складах: по учетным ценам по фактической себестоимости
14 700 16 905
000
040
12 000 12 000
39 700 42 945
Номер журнала-ордера
Справка № 1
Слагаемые фактической себестоимости
поступивших материальных ценностей
согласно данным журналов-ордеров
10/9
10/1
10/2
Сумма по синтетическим счетам и учетным группам (руб.)
итого
№
Справка № 2 Учетная стоимость поступивших материальных ценностей согласно данным журналов-ордеров
сумма
6
7 и т.д.
Итого
Изменение остатка материалов в пути
43 600
43 600
7 500
7 500
4 000
4 000
55 160
55 160
6
7
и т.д.
Итого
47 200
47 200
Итого фактическая себестоимость поступивших материалов
Бухгалтер
272
43 400
7 500
4 000
54 960
производство материалов, их окончательный расход и их остатки на конец месяца, в том числе внутренние обороты: переброска на другие общезаводские склады (-).
Как мы уже говорили ранее, транспортно-заготовительные расходы входят в состав фактической себестоимости материалов. К ним относятся все расходы на приобретение материалов, кроме их договорной (учетной) стоимости. Эти расходы учитываются по видам (группам) материалов на тех же счетах и субсчетах. Ежемесячно бухгалтерия организации рассчитывает сумму и процент транс-портно-заготовительных расходов ко всему объему ценностей каждой группы, которыми располагала организация. Это необходимо для расчета сумм транспортно-заготовительных расходов, подлежащих к списанию на израсходованные в отчетном месяце материалы. Основанием для расчетов служат ведомости № 10.
Суммы транспортно-заготовительных расходов на выбывшие, израсходованные ценности списываются на те же счета, что и материалы по договорным ценам в порядке, установленном организацией самостоятельно. В таком же порядке производятся расчет и учет доли отклонений фактической себестоимости от учетной с той лищь разницей, что могут быть отклонения (перерасход (+) и экономия (-)). Перерасход, как и транспортно-заготовительные расходы, увеличивает учетную себестоимость, а экономия - уменьшает ее. Экономия записывается с минусом или красным сторно.
17.4. Инвентаризация материалов
Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности обязывает организации проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей:
не менее одного раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года (но не ранее) с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете;
при смене материально ответственных лиц и при стихийных бедствиях;
в случае расхождений между данными бухгалтерского и складского учета.
Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении. В процессе инвентаризации проверяются: сохранность товарно-материальных ценностей; правильность их хранения, отпуска, порядок ведения учета их движения; состояние весового и измерительного инструмента.
271
По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные \ и выборочные, а по времени - на плановые и внезапные. Организует и руководит проведением инвентаризации руководитель (директор) организации или его заместитель, или главный бухгалтер. Работу по проведению инвентаризации осуществляет комиссия, состоящая из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя организации.
Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам (ф. № инв-3). Складские операции в этот период не производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в бухгалтерию организации.
Для выявления результатов инвентаризации может использоваться книга остатков материалов, в которой предусмотрены специальные колонки для записи остатков материалов в натуре по данным инвентаризационных описей.
Во всех случаях расхождения, выявленные в результате ин
вентаризации (излишки, недостачи), оформляются составлением '
сличительных ведомостей и оцениваются по фактической себе- ]
стоимости. Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприх^* *,
дованию с уменьшением общехозяйственных расходов (дебет сче- /
та 10, кредит счета 26). Недостача ценностей списывается на счет !
94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" с уменьшением стой* *
мости и количества их по счетам материальных ценностей. I
По решению руководителя организации сумма недостачи в 1 пределах норм естественной убыли относится на издержки про- ) изводства:
Д-т счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы"
К-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Недостачи сверх норм естественной убыли относятся на материально ответственных лиц:
Д-т сч. 73, субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба"
К-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - в сумме фактической стоимости
К-т сч. 98, субсчет 4 - в сумме превышения розничной цены над фактической.
Некомпенсируемые потери материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на результаты хозяйственной деятельности организации (дебет счета 99, кредит счета 10). Когда конкретные виновники не установлены, недостачи относят в состав прочих расходов (дебет счета 91, кредит счета 94).
Раздел 5 Учет внеоборотных активов
ГЛАВА 18
Учет вложений
во внеоборотные активы
18.1. Характеристика вложении во внеоборотные активы
Вложения во внеоборотные активы - это капитальные вложения, свидетельствующие об объеме долгосрочных инвестиций в развитие, расширение, обновление, реконструкцию основных средств и нематериальных ативов. Это обособленный вид деятельности организации, отличный от основной деятельности. Последнее объясняется тем, что для осуществления капитальных вложений организация должна создать дополнительные (от основной, обычной деятельности) финансовые источники в виде нераспределенной прибыли, займов, кредитов, накопленных амортизационных отчислений.
Основными нормативными актами, регулирующими состав вложений во внеоборотные активы и порядок их учета, являются:
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 г. № 34н;
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций от 31.10.2000 г. № 94н;
ПБУ 6/01 от 30.03.01 г. № 26н "Положение по бухгалтерскому учету основных средств";
ПБУ 14/2000 "Положение по учету нематериальных активов";
"Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций" от 30.12.93 г. № 160.
Отметим, что по своему составу (структуре) вложения во внеоборотные активы подразделяются на:
1) капитальные вложения, связанные с приобретением, строительством основных средств:
строительные работы;
18* 275
работы по монтажу оборудования;
приобретение оборудования (требующего монтажа), сданного в монтаж;
приобретение оборудования, не требующего монтажа; I
приобретение оборудования, требующего монтажа, но пред-' назначенного для постоянного запаса;
приобретение земельных участков;
прочие капитальные затраты;
2) капитальные вложения, связанные с приобретением, созда
нием нематериальных активов:
приобретение исключительных прав на патенты, изобретения и другие объекты;
работы по разработке объектов нематериальных активов;
работы, связанные с доведением объектов до состояния, в ко- ]
тором он может эксплуатироваться; s
3) капитальные вложения, связанные с приобретением, выра
щиванием животных.
Важно, что указанные работы связаны в первую очередь с со-, зданием основных средств, их виды и примерная стоимость дол» жны быть обеспечены проектно-сметной документацией. Ее стоимость включается в состав затрат на капитальные вложения.
Осуществляться вложения могут подрядным, хозяйственным способами, или смешанным, когда часть работы выполняется под*! рядчиком, а часть - собственными силами.
Целями учета долгосрочных инвестиций являются:
своевременное, полное и достоверное отражение всех произ«1
веденных расходов по видам и учитываемым объектам; I
обеспечение контроля за ходом выполнения работ, вводом в i действие производственных мощностей и прочих объектов основных средств;
правильное определение и отражение в учете первоначальной стоимости вводимых объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;
осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.
В соответствии с ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000, кроме капитальных вложений, связанных со строительством и приобретением объектов, в состав вложений во внеоборотные активы включается стоимость объектов основных средств и нематериальных активов, поступивших безвозмездно или внесенных учредителями как вклад в уставный капитал, и др.
276
18.2. Организация учета долгосрочных инвестиций
Все виды вложений во внеобортные активы учитываются по фактическим затратам:
в целом по строительству и по отдельным объектам (зданиям, сооружениям и др.), входящим в него;
по приобретаемым отдельным объектам основных средств, земельным участкам, объектам природопользования и нематериальным активам.
Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет произведенных капитальных вложений по договорной стоимости.
Инвестиции застройщика в основные средства, в земельные участки, объекты природопользования, нематериальные активы и прочие объекты учитываются в составе баланса с использованием счетов: 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Счет 07 "Оборудование к установке" учитывает затраты организации на приобретение объектов технологического, энергетического и производственного оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструируемых) объектах капитальных вложений. Этот счет используют и организации-застройщики.
Счет- активный, сальдо дебетовое отражает фактические затраты на не сданное в монтаж оборудование; оборот по дебету -фактические затраты по поступившим объектам данного вида; оборот по кредиту - фактические затраты по объектам, переданным в монтаж безвозмездно или реализованным.
Аналитический учет ведется на складах в количественном выражении на карточках учета материалов. Бухгалтерия учитывает оборудование к установке в денежном выражении в разрезе субсчетов (если такое оборудование приобретается): 1 "Оборудование к установке отечественное", 2 "Оборудование к установке импортное".
Учет состояния и движения средств на счете 07 организуется аналогично учету материальных ценностей на складах и в бухгалтерии, т.е. на карточках учета материалов и в ведомости № 10 или в оборотной ведомости.
Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" имеет следующие субсчета, на которых отражаются операции, связанные с вложениями в объекты внеобортных активов:
277
"Приобретение земельных участков";
"Приобретение объектов природопользования";
"Строительство объектов основных средств";
"Приобретение отдельных объектов основных средств";
"Приобретение нематериальных активов";
"Перевод молодняка животных в основное стадо";
"Приобретение взрослых животных" и др.
Счет 07 "Оборудование к установке"