<< Пред.           стр. 30 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу

 производственные резервы, намечаются пути их использования, разрабатываются новые нормативы затрат на следующий отчет­ный период. В связи с этим появляется необходимость в органи­зации учета изменения текущих норм затрат на единицу продук­ции. Они могут изменяться при внедрении новой технологии-реализации рационализаторских предложений, организационно-технических мероприятий, при повышении качества конструкций, деталей, узлов и изделий, а также при сокращении технологичес­ких операций, повышении производительности труда, замене дорогостоящих материалов более дешевыми или при отсутствии необходимых материалов, замене их более дорогими.
 Эти факты фиксируются в специальных документах (извеще­ниях об изменении норм) с указанием причин и виновников (ини­циаторов) изменений, статей затрат, цехов, номеров технологи­ческих операций, узлов, изделий, процентного или денежного вдс выражения. Чаще всего нормы изменяются по состоянию на но­вый отчетный период, поэтому обязательному пересчету подле­жат остатки незавершенного производства на начало месяца по соответствующей статье затрат.
 Правильный и своевременный учет изменения норм позволя­ет руководителям организаций осуществлять контроль за выпол­нением планов организационно-технических мероприятий, вне­дрением новой техники и технологии, повышением производительности труда, а также оперативно решать и устра­нять недостатки в работе, если изменения произошли в сторону увеличения затрат.
 Извещения об изменениях норм должны оформляться:
 а) технологическим отделом - по расходу материалов;
 б) плановым отделом - по изменению цен на материальные
 ресурсы;
 в) отделом труда и заработной платы - по изменениям норм
 времени, выработки, обслуживания и расценок;
 г) конструкторским отделом - по изменениям применяемости
 деталей, узлов и полуфабрикатов;
 д) службой главного энергетика - по изменениям норм рас­
 хода топлива и энергии.
 Изменения норм вносятся в технологическую и техническую документацию в момент поступления извещений, а в норматив­ные калькуляции - на начало следующего после получения изве­щений месяца. Причины изменений кодируются в разрезе основ­ных групп технико-экономических факторов, применяемых при расчете заданий по снижению себестоимости продукции:
 I. Повышение технического уровня производства;
 II. Улучшение организации производства и труда;
 420
 Измерение объемов и структуры производства;
 Улучшение использования природных ресурсов;
 V. Развитие производства.
 Для разработки нормативных калькуляций в организациях создается нормативное бюро (группа) при планово-экономичес­ком отделе. Сюда поступают от соответствующих подразделений нормы и нормативы, создается фонд нормативной информации, составляются нормативные калькуляции, отчеты об изменениях норм, расчет и анализ отклонений от норм.
 Нормативные калькуляции составляются на детали, узлы и изделия, их данные используются для исчисления фактической себестоимости конкретных видов изделий, для оценки незавер­шенного производства и себестоимости брака продукции.
 Нормативные калькуляции на детали и узлы составляются только по прямым затратам (материалы, заработная плата), а на изделие в целом - по всем статьям производственной себесто­имости.
 
 Рис. 3. Схема взаимосвязи отделов предприятия при нормативном методе учета
 421
 Приведем примерный перечень работ и распределение обя­занностей между отделами предприятия при разработке и ведении учета затрат на производство по нормативному методу (рис. 3).
 Конструкторский отдел. Разрабатывает деталировочныеи
 сборочные чертежи: карты взаимозаменяемости деталей; специ­
 фикацию деталей и узлов и т. п.
 Технологический (технический) отдел. Разрабатывает мар­
 шруты прохождения деталей; виды оборудования; режимы реза­
 ния; инструмент и контрольно-измерительные приборы; норму
 расхода сырья, материалов и комплектующих изделий; устанав­
 ливает разряд работы, штучное и подготовительно-заключитещ,-
 ное время; составляет технологические карты и карты (лимиты)
 раскроя. При нем образуется бюро материальных нормативов,
 которое разрабатывает нормы расхода металлопроката, опреде­
 ляет потребность в различных видах материалов и полуфаб­
 рикатов, устанавливает нормы затрат по изделиям, разрабатывает
 коды причин, виновников, инициаторов изменений норм и от­
 клонений от них. >т
 Отдел труда и заработной платы. Разрабатывает операции
 онно-нормированные карты по времени и разряду работы, pafct
 ценки, нормативы численности, штаты. При нем образуется бюро
 трудовых нормативов. Разрабатывает норматив зарплаты по ДО
 талям и изделиям в целом и коды причин изменений и отклони
 ний от норм.
 Отдел маркетинга. Обеспечивает бесперебойное ритми*
 ное снабжение необходимым объемом и видами товарно-матЫ
 риальных ценностей. Выписывает лимитно-заборные картй!
 Обеспечивает нормальную работу складов и их оснащение изме|
 рительно-весовыми приборами. Разрабатывает номенклатуру-
 ценники на материалы.
 Отдел технического контроля. Разрабатывает классифика­
 тор брака продукции, устанавливает контрольные точки (про*
 верки) при изготовлении деталей, узлов, изделий. Осуществля­
 ет входной контроль за качеством поступающего сырья, материа­
 лов, полуфабрикатов, разрабатывает коды причин брака, винов­
 ников.
 Планово-экономический отдел. Разрабатывает плановую
 калькуляцию по изделиям, номенклатуру-ценник на материалы
 (совместно с бухгалтерией и отделом маркетинга), рассчитывает
 проценты косвенных затрат. При нем создается бюро сводных нор­
 мативов. Разрабатывает нормативные калькуляции по всем ус­
 тановленным статьям калькуляции; анализирует суммы и причи­
 ны допущенных отклонений от норм и изменений норм; совместно
 с прочими отделами и службами организации составляет норма­
 тивные калькуляции на следующий отчетный месяц.
 Отдел главного механика и инструментальный отдел. Раз­
 рабатывает нормы расхода топлива и энергии всех видов; нор-
 422
 щативы расхода инструментов; коды причин изменений и откло­нений от норм.
 Цехи-изготовители. Обеспечиваются технической докумен­
 тацией, всеми видами сырья, товарно-материальных ценностей,
 инструментов, оборудования по нормам, штатами, заработной
 платой по норме, нормами затрат по косвенным расходам. Пере­
 дают документацию по производственным затратам и начислен­
 ной заработной плате в бухгалтерию организации, составляют
 материальный отчет.
 Бухгалтерия. На основании первичных документов осуще­
 ствляет учет затрат на производство по нормам, отклонениям от
 норм и изменениям норм. Рассчитывает индексы отклонений и
 изменений норм, составляет отчетные калькуляции по изделиям.
 Участвует в составлении номенклатуры-ценника на материалы,
 в разработке нормативных калькуляций, а также анализирует
 себестоимость.
 При нормативном методе учета затрат на производство организации пользуются плановой, нормативной и отчетной калькуляцией. По своему составу они должны быть идентичны и соответствовать типовой номенклатуре, предусмотренной в от­раслевых инструкциях по планированию и учету себестоимости. Контроль за применением установленных в производстве норм при изготовлении продукции осуществляется с помощью бухгал­терского учета, благодаря строго установленной документации по оформлению затрат по нормам, по отклонениям от норм и по изменениям норм.
 Особенностью нормативного метода учета затрат считается возможность текущего и предварительного контроля за расхо­дами, а именно: по одним документам производится отпуск ма­териалов, сырья, топлива, начисляется заработная плата по ус­тановленным нормам затрат (лимитно-заборные карты, маршрутные листы, наряды; в них проставляются лимиты, нор­мы затрат материалов, нормированное время и расценки на оп­лату труда); по другим - отпуск ценностей со склада, начисление заработной платы в случае превышения действующих норм (тре­бования, наряды с отметкой «отклонения от норм» или доплат­ные листы на заработную плату). Эти документы до осуществле­ния операций должны быть дополнительно подписаны лицами, Контролирующими процесс производства, его затраты (началь­ник подразделения, главный инженер). В них обязательно про­ставляются коды причин и виновников отклонений от норм. Раз­мер экономии как отклонения от норм бухгалтерия выявляет после закрытия лимитно-заборных карт, при распределении на-
 423
 численной заработной платы, общепроизводственных, общехо-
 зяйственных и других расходов, связанных с управлением произ­
 водством. !
 Отклонения от норм показывают, как соблюдаются техноло­гия изготовления продукции, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда и т. д. Они делятся на положительные, означающие экономию в затратах, и отрицательные, вызывающие их увели­чение.
 Положительные отклонения - экономия, достигнутая при рас­крое металла, при более полном использовании сырья с наимень­шими отходами, при повышении производительности труда, со­кращении времени на обработку деталей и на их сборку.
 Отрицательные отклонения - дополнительное использование сырья, материалов сверх установленных норм при раскрое и об­работке, увеличение отходов, так как отсутствовали на складе материальные ценности необходимого профиля, увеличение за­работной платы из-за отсутствия соответствующей наладки обо­рудования, при наличии технологических операций, не предус­мотренных нормативами.
 Наличие в документах на отклонения норм кодов причин й инициаторов, виновников отклонений позволяет бухгалтерии nd утвержденным срокам в течение месяца составлять рапорты об отклонениях от норм для руководителей организаций с целью принятия мер по устранению причин перерасхода и закрепления*, пропаганды причин экономии.
 Имея нормативные калькуляции, документы или свод докумен­тов на отклонения от норм в текущем месяце и их изменения, зная количество выпущенной продукции, бухгалтерия рассчитывает фактические затраты отчетного месяца.
 Расчеты фактической себестоимости осуществляются по сле­дующей формуле:
 Фс = Н±Он±И„,
 где Фс - фактическая себестоимость; Нс - нормативная себестоимость; Он - отклонения от норм (экономия или перерасход); Ин - изменения норм (в сторону их увеличения или уменьшения).
 Пример. При следующих показателях: нормативная себестоимость еди­ницы продукции - 1200 руб., выпуск - 500 ед., затраты отчетного месяца составили перерасход в сумме 12 000 руб., экономию - в сумме 9000 руб.; незавершенное производство на начало месяца - 100 ед. с нормативной себестоимостью за 1 ед. 1220 руб.
 424
 Требуется определить фактическую себестоимость всего выпуска и еди­ницы продукции При этом
 Нормативная себестоимость - 600 000 руб (1200 руб 500 ед)
 Отклонения от норм экономия - 9000 руб , перерасход +12 000 руб
 Изменения норм составляют +2000 руб , так как стоимость незавер­
 шенного производства по старым нормам - 122 000 руб (1220 руб 100 ед),
 а по новым нормам - 120 000 руб (1200 руб 100 ед)
 Таким образом, фактическая себестоимость выпуска составила
 605 000 руб (600 000+12 000 - 9000 + 2000)
 Для расчета фактической себестоимости единицы продукции необходи­мо рассчитать индексы отклонений от норм и изменений норм
 
 Индекс экономии - (-) 1,5% (9000 руб 100 600 000 руб ) Индекс перерасхода - (+) 2% (12 000 руб 100 600 000 руб ) Индекс изменения-(+) 0,33% (2000 руб 100 600 000 руб)
 Фактическая себестоимость единицы продукции составила 1210руб [(1200руб +(2% от 1200руб)-(1,5%от 1200руб) + (0,33%от 1200 руб ) - 1200 руб + 24 руб - 18 руб + 4 руб ]
 Таким образом, можно определить основные элементы нор­мативного метода учета затрат производства составление нор­мативных калькуляций по изделиям с учетом изменений норм на начало текущего месяца, раздельный учет затрат производства по нормам и отклонениям от норм, учет изменений норм, состав­ление отчетных калькуляций
 Нормативный метод учета обеспечивает оперативность и воз­можность предварительного контроля производственных затрат и фактически удовлетворяет все требования управленческого уче­та, что говорит о назначении учетной информации и ее важно­сти Нормативный метод соответствует широко применяемой на Западе системе «стандарт-кост», которая состоит из стандартов (норм) на затраты материалов, труда, накладных расходов и раз­работанных на их основе стандартных калькуляций Сумма фактических затрат подразделяется на стандарты и отклонения от стандартов с целью контроля за формированием фактической себестоимости и активного управления этим процессом Эта информация носит внутренний характер и не подлежит публи­кации
 425
 24.6. Документальное оформление,
 учет и распределение израсходованных «
 в производстве материальных, трудовых , и финансовых ресурсов
 Основная задача бухгалтеров в этой области сводится к рас­чету фактически израсходованных ресурсов, включение их в се­бестоимость продукции, работ, услуг с целью возмещения средств для осуществления в будущем различных хозяйственных процес­сов. Конечно, в некоторых случаях трудно сразу рассчитать, ка­кая сумма затрат должна быть списана на определенный вид про­дукции, заказ, работу, поэтому бухгалтерам рекомендуемся ведение специальных учетных регистров (например, листков-рао-шифровок), в которых будут собираться затраты по статьям рас­ходов для дальнейшего распределения их между видами про­дукции, работ и т.п.
 Учет и распределение расхода материалов
 Материальные ценности отпускаются в производство на ос^ нове надлежаще оформленных документов по весу, объему, шк|* щади или счету, в строгом соответствии с нормами и требованй* ями технологического процесса. Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а утверждены унифицированные формщ по учету материалов, которые должна применять любая орган» зация при оформлении соответствующих расходов: лимитно-зИ борные карты, требования, накладные с указанием кодов зак!^ зов, видов материалов, количества, цены, суммы и мест Ш использования и др.
 Процесс распределения израсходованных материалов осуще­ствляется на основе первичных документов, которые группиру­ются:
 по видам материально-производственных затрат (МПЗ) (ос­новные - счет 10-1, вспомогательные - счет 10-2, прочие - счет 10-9, и др.);
 по местам использования (цех, отдел, участок и т.д.); )
 по заказам (видам продукции, работ, услуг - счет 20, 23);
 по статьям расходов (общепроизводственные - счет 25, общехо­зяйственные - счет 26, расходы будущих периодов - счет 97 и др.)*
 При журнально-ордерной форме учета такая группировка дает возможность составить разработочную таблицу № 1 «Рас^ пределение расхода материалов за отчетный месяц» (см. с. 428)^
 426
 При разработке учетной политики организации руководите­ли финансовых служб могут выбрать один из вариантов расчета фактической себестоимости израсходованных материалов.
 1. Исходя из средней себестоимости каждого вида материалов.
 Пример Сталь диаметром 12 мм , единица измерения - т
 а) остаток на начало месяца - 50тпо100руб 5000 руб
 б) поступило за отчетный месяц - 450 т по 120 руб 54 000 руб
 Итого поступление с остатком - 500 т 59 000 руб
 в) средняя себестоимость 1т- 118 руб (59 000 500),
 г) отпущено (израсходовано) за отчетный месяц
 (390 т 118 руб ) 46 020 руб,
 д) остаток на конец месяца (110 т 118 руб) 12 980 руб
 2 Метод ЛИФО (последним пришел, первым вышел) исполь­
 зуется в период инфляции, так как позволяет организации вклю­
 чать в затраты отчетного периода в первую очередь более доро­
 гостоящие поставки позднего периода поступления, т е их цену,
 хотя они могли и не использоваться в отчетном периоде
 Пример Сталь диаметром 12 мм
 а) остаток на начало месяца - 50 т по 100 руб - 5000 руб
 б) поступило за отчетный месяц
 1-я партия-60 т по 110 руб 6600 руб
 2-я партия - 150 т по 120 руб 18 000 руб
 3-я партия - 100 т по 140 руб 14 000 руб
  4-я партия-140т по 150 руб 21 000 руб
 Итого поступило 450 т 59 600 руб
 в) остаток на конец месяца 110 т
 оценивается по самым дешевым ценам 11 600 руб (50 100 + 60 110)
 г) отпущено за отчетный месяц
 в количестве 390 т (50 т + 450 т - 110 т)
 по стоимости (5000 + 59 600 - 11 600) 53 000 руб
 в том числе списано по партиям 140 т по 150 руб = 21 000 руб
 100 т по 140 руб = 14 000 руб 150 т по 120 руб =18 000 руб
 (по расчету остаток на начало месяца + поступления за месяц - остаток на конец месяца составляет 5000+ 59 600 - 53 000 = 11 600 руб )
 3 Метод ФИФО (первый пришел, первый вышел) используется
 при падении цен на материальные ценности, когда наибольшей бу-
 Дет цена первой по времени поступления партии. (Опять с целью
 возмещения более дорогостоящих затрат в первую очередь.)
 427
 Фирма «Лада»
 Разработочная таблица № 1
 «Распределение расхода материалов
 (по учетным ценам)»
 за март 2002 г.
 (РУб.)
 
 
 Дебет Наименование Кредит счетов
 Цех Счет Заказ
  10-1 10-2 10-9
 01 20 20 20 2001 2002 2003 Бытовые радиаторы БР-5 Бытовые радиаторы БР-10 Бытовые радиаторы БР-12 6000 7000 2000 800 400 800 -
 Итого счет 20 15 000 2000
  25 ст. 5 ст. 4 ст. 6 Текущий ремонт соору­жений, оборудования и инвентаря Содержание зданий, со­оружений, инвентаря, опы­ты и исследования Испытания, опыты и ис­следования 1000 2000 2000 1000 500
 Итого счет 25 1000 4000 1500
 Итого цех 01 16 000 6000 1500
 02 20 2001 2002 2003 Бытовые радиаторы БР-5 Бытовые радиаторы БР-10 Бытовые радиаторы БР-12 5000 7000 5300 - -
 Итого счет 20 17 300
  25 ст. 5 ст. 4 ст. 6 Текущий ремонт соору­жений, оборудования и инвентаря Содержание зданий, со­оружений, инвентаря, опы­ты и исследования Испытания, опыты и ис­следования 1200
 1800 1000 500 1200
 Итого счет 25 4000 1700
 Итого цех 02 17 300 4000 1700
 
 03 23 2301 Производство пара - 1000 350
 Заводо­управ­ление 26 ст. 11 Содержание и текущий ремонт зданий, соору­жений, инвентаря обще­заводского назначения 2000 450
 Итого счет 26 2000 450
 Всего по фирме 33 300 13 000 4000_
 Бухгалтер
 428
 Пример.
 Сталь диаметром 12 мм
 а) остаток на начало месяца 50 т по 100 руб. 5000 руб.
 б) поступило за отчетный месяц 1-я партия 120 т по 90 руб. 10 800 руб.
 2-я партия 200 т по 80 руб. 16 000 руб.
  3-я партия 130 т по 70 руб. 9100 руб.
 Итого поступило 450 т 35 900 руб.
 в) остаток на конец месяца ПО т ? 70 руб.= 7700 руб.
 г) отпущено за отчетный месяц 390 т 33 200 руб.
 в том числе по партиям 50 т по 100 руб. 5000 руб.
 120 т по 90 руб. 10 800 руб.
 200 т по 80 руб. 16 000руб.
 20 т по 70 руб. 1400 руб.
 Итого 390 т 33 200 руб.
 Остаток на конец месяца составит 5000 + 35 900 - 33 200 =7700 руб.
 Как видно из примеров, заданные варианты методов расчета себестоимости израсходованных материалов применимы при со­кращенной номенклатуре материальных ценностей, при отдель­ном учете поступивших партий, при обязательном их аналити­ческом учете в количественно-ценовом выражении, что возможно при наличии специально разработанного программного продукта для компьютерной обработки указанных показателей.
 В связи с этим считаем возможным привести пример исполь­зования на практике так называемого классического метода уче­та израсходованных материалов, предполагающего применение учетной стоимости материалов в течение месяца и доведение ее До фактической себестоимости по окончании месяца через рас­чет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) или отклоне­ний от учетных (плановых) цен.
 Этот метод близок к средне-фактическому варианту, но рас­считывается по укрупненным позициям - группам материалов (основные, вспомогательные, тара, топливо и т.д.).
 Учетная цена при этом устанавливается организацией са­мостоятельно при разработке номенклатуры-ценника на мате­риалы исходя из комплекса покупных (договорных) цен и ис­пользуется продолжительное время. Номенклатура-ценник -перечень наименований, используемых материалов, в котором Фиксируют их шифры, номенклатурные номера и учетные Цены.
 429
 
 № п/п Состав показателей Основание для записей и порядок расчета
  Остатокнаначаломесяцапогруппамматериаловпоучетнойифактическойстоимости По данным аналогичных регистров за про-" шлый месяц
 
 
  По учетным ценам По фактической себестоимости
 
 
  120 000 руб. 122 000 руб.
  Поступилозаотчетныймесяц Учетная стоимость рассчитывается по пока­зателям первичных документов складов (приходных ордеров, накладных и пр.) Фактическая стоимость (с учетом ТЗР и прочих расходов) рассчитывается по показа­телям журналов-ордеров № 6,7 и оборотных ведомостей к счетам 60, 71, 23 или по справке № 1 ведомости 10
 
 
  380 000 руб. 478 000 руб.
  Остатокнаначаломесяцаплюспоступлениезаотчетныймесяц Расчетным путем Ш + П2:
 
 
  500 000 руб. 600 000 руб.
  ПроцентТЗР Расчетным путем: сумма ТЗР = разнице по­казателей п. 3 Процент ТЗР = Сумма ТЗР • 100%
 
 
  Остаток + поступление по учетным ценам ,
 
 
  Сумма ТЗР = 100 000 руб. (600 000 -500 000) , Процент ТЗР = 100 000 • 100 : 500 000 = 20% '
 
 
 
 5 Расход за отчетный месяц По учетным ценам согласно первичным документам складов и цехов (лимитно-заборных карт, требований, накладных И
 ДР-) По проценту определяется стоимость ТЗР на израсходованные материалы и рассчитыва­ют фактическую себестоимость списанных материалов
  420 000 руб. 504 000 руб. Г420 000 • 120% : 100)__
 6 Остаток на конец ме­сяца Расчетным путем п.З - п.4.
  80 000 руб (500 000 - 420 000) 96 000 руб. (600 000 - 504 000)__
 430
 В этом случае учет поступления материалов организуется при использовании счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и при­обретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимо­сти материальных ценностей».
 Рассмотрим порядок расчета фактической стоимости израс­ходованных материалов и их остатка на конец месяца с исполь­зованием учетной цены и стоимости транспортно-заготовитель-ных расходов.
 Ниже приведен порядок и основания для расчета ТЗР в ведо­мости № 10 или на основе оборотных ведомостей, полученных с помощью компьютерной техники.
 Необходимо отметить, что при любом способе расчета фак­тической стоимости израсходованных материалов первичные учетные документы должны отражать учетную цену, а по окон­чании месяца через отклонения - разницу между учетной стоимо­стью и фактически подлежащей к списанию (средней, ЛИФО, ФИФО) довести ее до фактической. Ведь ее сумма может быть рассчитана только по окончании месяца. Сумма отклонений должна списываться и распределяться между заказами счета 20.
 Продолжение примера 1. Израсходовано материалов
 по учетным ценам - 420 тыс. руб.
 в том числе заказ 2001 - 200 тыс. руб.
 заказ 2002- 150 тыс. руб.
 прочие счета (25, 26, 28) 70 тыс. руб.
 Важно помнить, что несмотря на использование материалов на производство продукции, работ, услуг (дебет счета 20), на со­держание и ремонт оборудования (дебет счета 25), на исправле­ние брака (дебет счета 28), на содержание офиса (дебет счета 26) и прочие нужды, сумма транспортно-заготовительных расходов на весь объем израсходованных материалов списывается только на счет 20, т.е. непосредственно на себестоимость продукции, работ, услуг. Списание производится пропорционально сумме израсходованных ценностей по учетным ценам.
 Исчисленные суммы ТЗР записывают в журнале-ордере № 10 на дебет счета 20 «Основное производство» отдельной строкой с кредита тех счетов, к которым они относятся (10).
 431
 Фирма «Лада»
 Ведомость распределения траиспортио-заготовительиых расходов (ТЗР)
 за март 2002 г.
 
 
 Дебет База распределения % Сумма
 Счет Заказ Учетная стоимость израсходованных материалов ТЗР к распре­делению ТЗР по заказам
 
 
  цех 01 | цех 02 итого
 20 2001 6800 5000 11 800 2076
 20 2002 7400 7000 14 400 2534
 20 2003 2800 5300 8100 1425
 Итого 17 000 17 300 34 300 17,6 6035
  6035-100
 о/ ТТР — 17 Л
 
  34 300
 
 
 Бухгалтер
 Учет отходов
 Общеизвестно, что при обработке материалов в процессе про­изводства образуются отходы. К ним относятся остатки материа­лов, которые образовались в результате технологической обработки и потеряли полностью или частично качества, свой­ственные данному виду материалов (полномерность, форму и др.)-
 Отходы, которые могут быть использованы для изготовления продукции, выполнения работ, услуг или на хозяйственные нуж­ды, называют возвратными, или ценными.
 Отходы, не представляющие никакой потребительской цен­ности (не используются внутри организации, не подлежат реали­зации на сторону, а также невидимые отходы, усушка, угары и пр.), называются безвозвратными.
 Стоимость возвратных отходов уменьшает сумму затрат производства, что требует бухгалтерской записи по счетам:
 Д-т сч. 10 «Материалы»
 К-т сч. 20 «Основное производство».
 На основе накладных на сдачу на склад отходов материалов составляют группировочную ведомость о списании их стоимо^ сти с соответствующих заказов, работ, услуг.
 Указанные суммы записывают в карточках аналитического учета затрат на производство по заказам по статье «Возвратные отходы производства» со знаком минус (-) и в журнале-ордере № 10/1 бухгалтерской записью (дебет счета 10, кредит счета 20).
 432
 Распределение заработной платы, начисление на нее премий и резерва на отпуск рабочим
 Большой удельный вес в затратах на производство занимают расходы, связанные с затратами труда и их оплатой. Распределе­нию подлежит начисленная заработная плата, зафиксированная в соответствующих документах. Для административно-управлен­ческого персонала - это лицевые счета и расчетные ведомости, где заработная плата рассчитывается согласно табелю использо­вания рабочего времени и установленного договором (контрак­том) оклада. Для рабочих - затраты времени и труда, кроме того, оформляются выпиской нарядов, маршрутных листов, листков о простое, о браке и пр. В них указываются сведения о месте вы­полнения работ, их видах, заказах, расценках и прочие показате­ли, необходимые для распределения указанных расходов. Оно производится в том же разрезе, что и расход материалов.
 Распределенная сумма начисленной заработной платы служит основанием для расчета и распределения социального налога в Пенсионный фонд, фонд медицинского и социального страхова­ния в процентах, установленных Правительством РФ на эти цели.
 Одновременно, если учетной политикой организации преду­смотрено создание резервов на отпуск рабочим, производится расчет этих сумм (дебет счета 20, кредит счета 96). Процент от­числений устанавливается организацией самостоятельно, и сум­ма рассчитанного резерва фиксируется на тех же счетах и статьях затрат, где отражена начисленная заработная плата рабочим.
 Таким образом, на основе первичных документов и дополни­тельных расчетов бухгалтер составляет разработочную таблицу, которая может быть названа «Распределение заработной платы, социального налога и резерва на отпуск». Последняя служит ос­новой для записи операций в тех же регистрах, что и расход ма­териалов (карточки аналитического учета затрат на производ­ство по заказам, ведомости № 12 и 15). Одновременно в этой таблице указывают суммы начисленных премий за счет затрат на производство (дебет счетов 20, 25, 26, кредит счета 70) или про­чих расходов (дебет счета 91), или суммы начисленных пособий по временной нетрудоспособности (дебет счета 69, кредит счета 70), суммы отпускных, начисленных рабочим за счет резерва (де­бет счета 96, кредит счета 70).
 Учет и распределение прочих затрат на производство. Амортизационные отчисления
 В составе прочих затрат, связанных с процессом производства, важное положение занимают средства труда, при помощи которых создается продукция, выполняются работы, оказываются услуги.
 28-132о 433

<< Пред.           стр. 30 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу