<< Пред.           стр. 46 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу

 основные средства, полученные организациями, входящи­
 ми в структуру Российской оборонной спортивно-технической
 организации (далее - РОСТО) (при передаче их между двумя и
 более организациями, входящими в структуру РОСТО), исполь­
 зованные на подготовку граждан по военно-учетным специаль­
 ностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие
 авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта в
 соответствии с законодательством Российской Федерации.
 Следует отметить, что:
 не увеличивают размер налоговой базы 2002 г. и последую­
 щих лет, не изменяют размер налоговой базы переходного пери­
 ода и не влияют на порядок внесения в бюджет налога, исчислен­
 ного по налоговой базе переходного периода, суммы, полученные
 организацией на погашение в 2002 г. и позднее дебиторской за­
 долженности, которая была включена в состав доходной части
 налоговой базы переходного периода;
 если после 01.01.2002 г. задолженность, отраженная в соста­
 ве доходной части налоговой базы переходного периода, стала
 безнадежным долгом на основе документального подтверждения
 (должник ликвидирован, исключен из единого государственного
 реестра юридических лиц и др.), то эти суммы в целях налогообло­
 жения признаются убытками. При этом размер налоговой базы
 переходного периода не изменяется. Это не влияет и на порядок
 внесения в бюджет налога, исчисленного по налоговой базе пере­
 ходного периода.
 При определении доходов из них исключаются суммы нало­гов, предъявленные в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиком покупателю товаров, работ, услуг и иму­щественных прав.
 Имущество, работы, услуги или имущественные права счита­ются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникнове-
 658
 ниай у получателя обязанности йередать имущество (имуществен­ные брава) передающему лицу или выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги.
 Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитывают-ся в рубли по официальному курсу Центрального банка Россий­ской Федерации, установленному на дату признания этих доходов.
 Не учитывается при определении налоговой базы:
 имущество и (или) имущественные права, работы, услуги,
 полученные от других лиц в порядке предварительной оплаты то­
 варов, работ, услуг налогоплательщиками, определяющими дохо­
 ды и расходы по методу начисления;
 имущество и (или) имущественные права, полученные в
 форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;
 средства, поступившие комиссионеру, агенту или иному
 поверенному по договору комиссии, агентскому договору и (или)
 другому аналогичному договору в пользу комитента, принципа­
 ла и (или) иного доверителя, в том числе суммы положительных
 курсовых разниц по расчетам в иностранной валюте по догово­
 рам с поставщиками товарно-материальных ценностей, работ,
 услуг, заключенным по поручению комитента, принципала и (или)
 иного доверителя, за исключением сумм вознаграждений и сумм,
 подлежащих выплате этому комиссионеру, агенту или иному по­
 веренному в счет возмещения произведенных им затрат;
 средства, полученные по договорам кредита и займа (иные
 аналогичные средства независимо от формы оформления заим­
 ствований, включая долговые ценные бумаги), а также суммы,
 полученные в погашение таких заимствований;
 средства, полученные в соответствии с требованиями ста­
 тей 78 и 79 Налогового кодекса РФ из бюджета (внебюджетного
 фонда) в виде процентов за несвоевременный возврат излишне
 уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов;
 суммы превышения номинальной стоимости над ценой фак­
 тического приобретения организацией собственных акций (до­
 лей, паев) в случае продажи налогоплательщиком акций, ранее
 выкупленных ею у владельцев;
 положительная разница, полученная при переоценке цен­
 ных бумаг по рыночной стоимости.
 41.15. Определение расходов
 Классификация расходов. При исчислении налогоблагаемой прибыли организации уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов.
 659
 42*
 Расходами признаются обоснованные и документально Под­
 твержденные затраты, а также убытки согласно статье 26SHK
 РФ. /
 Расходы должны быть подтверждены документами, оформ­
 ленными в соответствии с законодательством Российской Феде­
 рации. /
 Расходы подразделяются на: /
 расходы, связанные с производством и реализацией;
 внереализационные расходы.
 Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, в свою очередь деляются на:
 материальные расходы;
 расходы на оплату труда;
 суммы начисленной амортизации;
 прочие расходы.
 41.15.1. Порядок определения расходов на производство и реализацию
 Организациям, определяющим доходы и расходы по методу начисления, при расчете расходов на производство и реализацию необходимо руководствоваться следующим.
 1. Расходы для целей исчисления прибыли подразделяются на прямые и косвенные.
 К прямым расходам относятся:
 затраты организации на приобретение сырья и (или) матери­алов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выпол­нении работ, оказании услуг);
 затраты организации на приобретение комплектующих изде­лий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвер­гающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;
 расходы на оплату труда персонала, участвующего в процес­се производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
 суммы единого социального налога, начисленного на указан­ные суммы расходов на оплату труда;
 суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
 К косвенным расходам относятся все иные расходы, произве­денные организацией в течение отчетного (налогового) периода, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, т.е. внереализационных
 660
 расходов, не связанных с производством и реализацией, и убыт­ков, полученных организацией в отчетном (налоговом) периоде.
 Сумма косвенных расходов на производство и реализацию в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (нало­гового) периода.
 Сумма прямых расходов также относится к расходам текуще­го отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производ­ства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализо­ванной в отчетном (налоговом) периоде продукции.
 41.15.2. Внереализационные расходы
 В состав внереализационных расходов включаются:
 расходы в виде процентов по долговым обязательствам любо­го вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, а также проценты по долговым обязатель­ствам любого вида вне зависимости от характера предоставлен­ного кредита или займа (текущего или инвестиционного);
 расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг;
 расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг, в том числе расходы на услуги реестродержателя, депози­тария, платежного агента по процентным (дивидендным) плате­жам, расходы, связанные с ведением реестра, предоставлением информации акционерам в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие аналогичные расходы;
 расходы, связанные с обслуживанием приобретенных орга­низацией ценных бумаг;
 расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникаю­щей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и тре­бований (обязательств), стоимость которых выражена в иност­ранной валюте;
 расходы в виде суммовой разницы;
 расходы, образовавшиеся вследствие отклонения курса про­дажи (покупки) иностранной валюты от официального курса ЦБ РФ, установленного на дату перехода права собственности на иностранную валюту;
 расходы организации, применяющей метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, ус­тановленном статьей 266 НК РФ. Следует иметь в виду, что сум­ма резерва по сомнительным долгам определяется по результа­там проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. В целях
 661
 налогообложения сумма резерва по сомнительным долгам ойре-деляется следующим образом:
 в резерв включается полная сумма выявленной на основе
 инвентаризации дебиторской задолженности; по сомнительной
 задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней;
 в резерв включается 50% суммы выявленной на основе ин­
 вентаризации дебиторской задолженности; по сомнительной задолжен­
 ности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно).
 В практической работе не следует забывать, что сумма созда­ваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки отчетного (налогового) период, определяемой в соответ­ствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.
 Пример. Организация «ИКС» в своей работе применяет метод начисле­ния. На последний день налогового периода дебиторская задолженность со сроком возникновения свыше 90 дней составила 400 000 руб., от 45 до 90 дней (включительно) - 300 000 руб. Выручка за налоговый период в соответ­ствии со статьей 249 НК РФ - 900 000 руб. В резерв по сомнительным долгам за налоговый период может быть включена сумма в размере 90 000 руб., т.е. сумма, не превышающая 10% выручки;
 расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основ­ных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации;
 расходы на ликвидацию объектов незавершенного строитель­ства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества);
 судебные расходы и арбитражные сборы;
 затраты на аннулированные производственные заказы, а так­же затраты на производство, не давшее продукции. Указанные расходы принимаются в размере прямых затрат на основе актов налогоплательщика, утвержденных руководителем;
 расходы в виде признанных должником или подлежащих уп­лате должником на основе решения суда, вступившего в закон­ную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на воз­мещение причиненного ущерба;
 расходы в виде отчислений организациям, входящим в струк­туру РОСТО, для аккумулирования и перераспределения средств в целях обеспечения подготовки в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации граждан по военно-учетным спе­циальностям, военно-патриотического воспитания молодежи, развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.
 662
 41.15.3. Убытки
 При определении налогооблагаемой прибыли организация также уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов и убытков, согласно положениям Налогового кодекса РФ.
 Уменьшают полученные доходы следующие убытки, получен­ные организацией в отчетном (налоговом) периоде, приравнен­ные к внереализационным расходам:
 убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в теку­
 щем отчетном (налоговом) периоде;
 суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок
 исковой давности, а также суммы других долгов, нереальных к
 взысканию;
 потери от брака;
 потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
 не компенсируемые виновниками потери от простоев по
 внешним причинам;
 расходы в виде недостачи материальных ценностей в про­
 изводстве и на складах, на предприятиях торговли в случае от­
 сутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники
 которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия ви­
 новных лиц должен быть документально подтвержден уполно­
 моченным органом государственной власти;
 потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других
 чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотв­
 ращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или
 чрезвычайных ситуаций;
 убытки по сделке уступки права требования согласно по­
 ложениям НК РФ.
 ГЛАВА 42
 Налог на добавленную стоимость
 42.1. Налогоплательщики
 Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются:
 I. Организации.
 II. Индивидуальные предприниматели.
 Не являются плательщиками налога на добавленную стои­мость согласно НК РФ организации и индивидуальные предпри-
 663
 ниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложе­ния (п. 2 и 3 ст. 346.11 гл. 26.2 «Упрощенная система налогообло­жения»). Следует отметить, что при этом они:
 не выписывают своим покупателям счета-фактуры;
 не выделяют в первичных документах суммы налога на до­бавленную стоимость;
 не освобождаются от исполнения обязанности налогового агента.
 Пример. ЗАО «ИКС» не является плательщиком налога на добавлен­ную стоимость, так как оно перешло на упрощенную систему налогообло­жения. В процессе своей хозяйственной деятельности ЗАО «ИКС» приобре­ло услуги у иностранного юридического лица за 120 000 руб. Организация «ИКС» должна исполнить обязанности налогового агента: удержать у ино­странного юридического лица НДС в размере 20 000 руб. (120 000 • 20/120) и перечислить его в бюджет.
 Не являются плательщиками НДС согласно НК РФ органи­зации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уп­лату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (п. 4 ст. 346.26 гл. 26.3 «Система налогообло­жения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»). Следует отметить, что при этом они:
 не выписывают своим покупателям счета-фактуры;
 не выделяют в первичных документах суммы налога на до­бавленную стоимость;
 не освобождаются от исполнения обязанности налогового агента.
 Пример. Организация «ИКС» не является плательщиком налога на до­бавленную стоимость, так как осуществляемый ею вид деятельности под­падает под налогообложение единым налогом на вмененный доход. В процессе своей хозяйственной деятельности ЗАО «ИКС» приобрело услуги у иност­ранного юридического лица за 360 000 руб. Организация «ИКС» должна ис­полнить обязанности налогового агента: удержать у иностранного юриди­ческого лица НДС в размере 60 000 руб. (360 000 • 20/120) и перечислить его в бюджет.
 Следует отметить, что организации и индивидуальные пред­приниматели, осуществляющие виды деятельности, которые не подпадают под налогообложение единым налогом на вмененный доход, являются плательщиками НДС по этим видам деятельности.
 III. Лица, признаваемые налогоплательщиками налога на до­бавленную стоимость в связи с перемещением товаров через та­моженную границу Российской Федерации, определяемые в со­ответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
 664
 42.2. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость
 Организации и индивидуальные предприниматели имеют пра­во на освобождение от исполнения обязанностей налогоплатель­щика НДС, если за три предшествующих последовательных ка­лендарных месяца сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг этих организаций без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн руб.
 При этом выручка от реализации товаров, работ, услуг для целей определения права на освобождение определена в пункте 2.2 Методических рекомендаций по применению гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (в ред. приказов МНС РФ от 22.05.01 г. № БГ-3-03/156, от 06.08.02 г. № БГ-3-03/412, от 17.09.02 г. № ВГ-3-03/491).
 Данное освобождение не применяется в отношении обязан­ностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации и для организаций, реализу­ющих подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в течение трех предшествующих последовательных кален­дарных месяцев.
 Организации и индивидуальные предприниматели, направив­шие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение или о продлении срока освобождения, не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последователь­ных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет ими утрачено в соответствии с положе­ниями НК РФ.
 Следует отметить, что не позднее 20-го числа месяца, следую­щего за истекшими 12 календарными месяцами, организации и индивидуальные предприниматели, использовавшие право на освобождение, должны представить в налоговые органы:
 документы, подтверждающие, что в течение указанного
 срока освобождения сумма выручки от реализации товаров, ра­
 бот, услуг без учета налога и налога с продаж за каждые три пос­
 ледовательных календарных месяца в совокупности не превыша­
 ла 1 млн руб.;
 уведомление о продлении использования права на освобож­
 дение в течение последующих 12 календарных месяцев или об
 отказе от использования данного права.
 Если организация или индивидуальный предприниматель не представили указанные выше документы, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взыс­канием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых
 665
 санкций и пеней. При этом указанные документы налогоплатель­щик вправе направить в налоговый орган по почте заказным пись­мом. Днем их представления в налоговый орган считается ше­стой день со дня направления заказного письма.
 Если в течение периода, в котором организации и индивиду­альные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг без учета налога и налога с продаж за три последовательных календарных месяца превысила 1 млн руб. либо налогоплательщик реализо­вал подакцизные товары и/или подакцизное минеральное сырье, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором име­ли место такое превышение либо реализация подакцизных това­ров и/или подакцизного минерального сырья, и до окончания периода освобождения они утрачивают право на освобождение.
 При этом сумма налога за месяц, в котором имело место ука­занное выше превышение либо реализовывались подакцизные товары и/или подакцизное минеральное сырье, подлежит восста­новлению и уплате в бюджет в установленном порядке.
 В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ сум­ма НДС в случае выставления покупателю счета-фактуры с вы­делением суммы налога налогоплательщиками, освобожденны­ми от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога; налогоплательщиками при реа­лизации товаров, работ, услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
 При этом у указаннных выше налогоплательщиков суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг к вычету не принимаются;
 3) документы, подтверждающие право на освобождение (про­дление срока освобождения):
 выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
 выписка из книги продаж;
 выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
 копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
 42.3. Объект налогообложения
 Объектом налогообложения признаются следующие операции. I. Реализация товаров, работ, услуг на территории Россий­ской Федерации, в том числе предметов залога, передача това-
 666
 ров, результатов выполненных работ, оказание услуг по согла­шению о предоставлении отступного или новации, а также пере­дача имущественных прав. Следует отметить, что передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказа­ние услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров, работ, услуг.
 И. Передача на территории Российской Федерации товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд, расхо­ды на которые не принимаются к вычету (в том числе через амор­тизационные отчисления) при исчислении налога на доходы орга­низаций.
 Например, налогообложению подлежат передача товаров, выполнение работ, оказание услуг, расходы по приобретению или производству которых не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (в том числе через амортизационные отчисления) обслуживающих производств и хозяйств организации.
 III. Выполнение строительно-монтажных работ для собствен­
 ного потребления.
 Следует отметить, что к таким работам относятся строитель­ные и монтажные работы, выполненные хозяйственным спосо­бом с 1 января 2001 г. непосредственно налогоплательщиками для собственных нужд. Строительно-монтажные работы, выполнен­ные индивидуальными предпринимателями на объектах, предназ­наченных для своего личного потребления, не являются объек­том обложения налогом.
 IV. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской
 Федерации.
 42.4. Налоговая база
 При определении налоговой базы выручка от реализации то­варов, работ, услуг определяется исходя из всех доходов налого­плательщика, связанных с расчетами по оплате указанных това­ров, работ, услуг.
 Для расчета налоговой базы при реализации товаров, работ, услуг за иностранную валюту выручка пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату реализации товаров, работ, услуг. При этом дата реализации зависит от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения.
 Для организаций, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, при реализации товаров, работ, услуг за иностранную валюту нало-
 667
 говая база определяется путем пересчета стоимости отгруженных товаров, работ, услуг в рубли по курсу Банка России на дату от­грузки.
 Для организаций, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, при реализации товаров, работ, услуг за иностранную валюту налоговая база определяется пу­тем пересчета стоимости отгруженных товаров, работ, услуг в рубли по курсу Банка России на день оплаты отгруженных това­ров, работ, услуг.
 При получении авансовых платежей в иностранной валюте в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказа­ния услуг полученная сумма пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату поступления авансовых платежей. При пос­ледующей отгрузке товаров, работ, услуг суммы НДС, начислен­ные с авансовых платежей подлежат вычету.
 Следут отметить, что налоговый агент пересчитывает нало­говую базу при реализации товаров, работ, услуг за иностран­ную валюту в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату фактического осуществления расходов (даже если эти расходы являются авансовыми платежами), вне зави­симости от принятой учетной политики для целей налогообло­жения.
 Не учитываются при определении налоговой базы:
 Денежные средства, перечисляемые исполнительному органу
 организации дочерними и зависимыми обществами из прибыли,
 оставшейся в их распоряжении после окончательных расчетов с
 бюджетом по налогам, при условии, что они расходуются по утвер­
 жденной смете для осуществления централизованных функций по
 управлению всеми организациями (дочерними и зависимыми обще­
 ствами), входящими в состав акционерного общества, а также для
 формирования централизованных финансовых фондов (резервов).
 Денежные средства, перечисляемые исполнительным орга­
 ном организации своим дочерним и зависимым обществам из
 централизованных финансовых фондов (резервов), сформирован­
 ных за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации
 после окончательных расчетов с бюджетом, в качестве вторич­
 ного перераспределения прибыли для расходования по целевому
 назначению.
 Денежные средства (за исключением вознаграждения), по­
 ступившие на расчетный счет или в кассу комиссионера, агента
 или поверенного по договору поручения, комиссии, агентскому
 договору в пользу комитента, принципала и/или доверителя. Сле­
 дует обратить внимание, что указанные денежные средства (в
 668
 полном объеме, т.е. с учетом вознаграждения комиссионера, аген­та или поверенного) учитываются комитентом, принципалом или доверителем при определении налоговой базы.
 Денежные средства, поступившие в виде целевых средств
 из бюджетов различных уровней бюджетополучателям-заказчи­
 кам на финансирование выполняемых исполнителями работ,
 услуг.
 Денежные средства, поступившие в виде целевых средств
 из бюджетов различных уровней бюджетополучателям на при­
 обретение товаров, работ, услуг, включая основные средства и
 нематериальные активы. При этом суммы налога, уплаченные при
 приобретении таких товаров, работ, услуг, включая основные
 средства и нематериальные активы, покрываются за счет выше­
 названных источников.
 Денежные средства в виде поступлений из бюджетов раз­
 личных уровней бюджетополучателями на возвратной основе.
 Денежные средства в виде целевых поступлений на содер­
 жание некоммерческих организаций и ведение ими уставной дея­
 тельности, поступившие в качестве финансовой помощи от дру­
 гих организаций и (или) физических лиц, не связанные с оплатой
 реализованных товаров, работ, услуг и использованные указан­
 ными получателями по назначению.
 При реализации имущества, подлежащего учету по стоимос­ти с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость, на­логовая база определяется как разница между ценой реализуемо­го имущества без включения в нее налога с продаж и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом пе­реоценок).
 К имуществу, подлежащему учету с НДС, относятся:
 имущество (основные средства), приобретаемое за счет средств целевого бюджетного финансирования и оплачиваемое с учетом НДС, который вычету не подлежит, а покрывается за счет соответствующего источника;
 безвозмездно полученное имущество, учитываемое организа­цией по стоимости, включающей суммы налога, уплаченные пере­дающей стороной;
 приобретенное имущество, используемое при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 Кодекса;
 основные средства, учитываемые на балансе налогоплатель­щика с учетом налога;
 служебные легковые автомобили и микроавтобусы, приобре­тенные до 1 января 2001 г. и числящиеся на балансе налогопла­тельщика с учетом налога.
 669
 Пример. Организацией «ИКС» в 2000 г. был приобретен и введен в экс­плуатацию легковой автомобиль. Первоначальная стоимость автомобиля с НДС составила 24 000 руб. Указанный автомобиль был реализован в 2002 г. На момент реализации остаточная стоимость автомобиля была равна 15 000 руб. Продажная цена вместе с НДС и без налога с продаж составила 18 000 руб. Налоговая база будет исчислена как разница между продажной ценой реализуемого автомобиля и его остаточной стоимостью и составит 3000 руб. (18 000 - 15 000). Сумма НДС будет равна 500 руб. (3000 ? 20/120).
 При реализации услуг по производству товаров из давальче-ского сырья (материалов) налоговая база определяется как стои­мость их обработки, переработки или иной трансформации с уче­том акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС и налога с продаж.
 При реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, последние не включаются в налоговую базы в случае, если указанная тара подлежит возврату продавцу.
 Основываясь на положения главы 21 НК РФ, отметим, что в налоговую базу не включаются:
 суммы, полученные комиссионерами, поверенными, агента­ми от комитентов, доверителей, принципалов для исполнения сдел­ки (за исключением сумм, причитающихся им в виде вознаграж­дений или любых иных доходов);
 суммы, полученные комиссионерами, поверенными, агента­ми от покупателей товаров, работ, услуг (за исключением сумм, причитающихся им в виде вознаграждений или любых иных до­ходов).
 42.4.1. Определение налоговой базы
 при выполнении строительно-монтажных работ
 для собственного потребления
 При выполнении строительно-монтажных работ для соб­ственного потребления налоговая база определяется как сто­имость выполненных с 1 января 2001 г. работ, исчисленная исхо­дя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение. Налог по строительно-монтажным работам, выпол­ненным для собственного потребления, исчисляется по мере при­нятия на учет завершенного капитальным строительством объек­та. Суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретенным товарам, работам, услугам, использованным для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления с 1 января 2001 г., также подлежат вычету только после принятия на учет завершенного капитальным строительством объекта или
 670
 по мере реализации не завершенного капитальным строительством объекта. При этом с момента введения в действие Федерального закона от 29.05.2002 г. № 57-ФЗ вычет налога по этим товарам, работам, услугам должен также осуществляться в том налоговом периоде, начиная с которого начисляется амортизация.
 В соответствии с положениями НК РФ вычету подлежит сум­ма налога, исчисленная налогоплательщиком со всех расходов по строительно-монтажным работам, выполненным для собствен­ного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные от­числения) при исчслении налога на прибыль организации. При этом вычеты могут быть произведены только после уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, исчисленного нало­гоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления и в том налоговом периоде, начи­ная с которого начисляется амортизация.
 При реализации объекта, не завершенного капитальным строительством, осуществляемого хозяйственным способом, вы­чету подлежат суммы налога, уплаченные по приобретенным то­варам, работам, услугам, используемым при выполнении указан­ных работ.
 42.4.2. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
 Налоговые агенты исчисляют, удерживают и перечисляют налог на добавленную стоимость в бюджет в следующих случаях:
 При реализации товаров, работ, услуг, местом реализации
 которых является территория Российской Федерации, налогопла­
 тельщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в
 налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В этом слу­
 чае налоговая база определяется налоговыми агентами как сум­
 ма дохода от реализации этих товаров, работ, услуг с учетом НДС.
 При предоставлении на территории Российской Федерации
 органами государственной власти и управления и органами мест­
 ного самоуправления в аренду федерального имущества, имуще­
 ства субъектов Российской Федерации и муниципального иму­
 щества. При этом налоговая база определяется налоговым
 агентом (арендатором указанного имущества) как сумма аренд­
 ной платы с учетом НДС.
 Следует отметить, что арендатор признается налоговым аген­том только в случае, если арендодателем является орган государ­ственной власти и управления или орган местного самоуправле­ния либо арендодателями выступают орган государственной
 671
 власти и управления (или орган местного самоуправления) и ба­лансодержатель данного имущества, не являющийся органом го­сударственной власти и управления или органом местного само­управления.
 3. При реализации на территории Российской Федерации кон­фискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скуп­ленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву на­следования государству. При этом налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяе­мой на основе положений ст. 40 Налогового кодекса, с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в нее налога с продаж. Налоговыми агентами признаются орга­ны, организации или индивидуальные предприниматели, упол­номоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
 Следует отметить, что налоговая база должна быть увеличи-нана:
 1) суммы авансовых платежей, полученных в счет предстоя­
 щих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
 Не облагаются авансы, полученные в счет предстоящих по­ставок товаров, работ, услуг, облагаемых по налоговой ставке 0%, длительность производственного цикла изготовления кото­рых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации);
 суммы, полученные за реализованные товары, работы, ус­
 луги в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специ­

<< Пред.           стр. 46 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу