<< Пред. стр. 46 (из 53) След. >>
основные средства, полученные организациями, входящими в структуру Российской оборонной спортивно-технической
организации (далее - РОСТО) (при передаче их между двумя и
более организациями, входящими в структуру РОСТО), исполь
зованные на подготовку граждан по военно-учетным специаль
ностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие
авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что:
не увеличивают размер налоговой базы 2002 г. и последую
щих лет, не изменяют размер налоговой базы переходного пери
ода и не влияют на порядок внесения в бюджет налога, исчислен
ного по налоговой базе переходного периода, суммы, полученные
организацией на погашение в 2002 г. и позднее дебиторской за
долженности, которая была включена в состав доходной части
налоговой базы переходного периода;
если после 01.01.2002 г. задолженность, отраженная в соста
ве доходной части налоговой базы переходного периода, стала
безнадежным долгом на основе документального подтверждения
(должник ликвидирован, исключен из единого государственного
реестра юридических лиц и др.), то эти суммы в целях налогообло
жения признаются убытками. При этом размер налоговой базы
переходного периода не изменяется. Это не влияет и на порядок
внесения в бюджет налога, исчисленного по налоговой базе пере
ходного периода.
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиком покупателю товаров, работ, услуг и имущественных прав.
Имущество, работы, услуги или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникнове-
658
ниай у получателя обязанности йередать имущество (имущественные брава) передающему лицу или выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги.
Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитывают-ся в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату признания этих доходов.
Не учитывается при определении налоговой базы:
имущество и (или) имущественные права, работы, услуги,
полученные от других лиц в порядке предварительной оплаты то
варов, работ, услуг налогоплательщиками, определяющими дохо
ды и расходы по методу начисления;
имущество и (или) имущественные права, полученные в
форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;
средства, поступившие комиссионеру, агенту или иному
поверенному по договору комиссии, агентскому договору и (или)
другому аналогичному договору в пользу комитента, принципа
ла и (или) иного доверителя, в том числе суммы положительных
курсовых разниц по расчетам в иностранной валюте по догово
рам с поставщиками товарно-материальных ценностей, работ,
услуг, заключенным по поручению комитента, принципала и (или)
иного доверителя, за исключением сумм вознаграждений и сумм,
подлежащих выплате этому комиссионеру, агенту или иному по
веренному в счет возмещения произведенных им затрат;
средства, полученные по договорам кредита и займа (иные
аналогичные средства независимо от формы оформления заим
ствований, включая долговые ценные бумаги), а также суммы,
полученные в погашение таких заимствований;
средства, полученные в соответствии с требованиями ста
тей 78 и 79 Налогового кодекса РФ из бюджета (внебюджетного
фонда) в виде процентов за несвоевременный возврат излишне
уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов;
суммы превышения номинальной стоимости над ценой фак
тического приобретения организацией собственных акций (до
лей, паев) в случае продажи налогоплательщиком акций, ранее
выкупленных ею у владельцев;
положительная разница, полученная при переоценке цен
ных бумаг по рыночной стоимости.
41.15. Определение расходов
Классификация расходов. При исчислении налогоблагаемой прибыли организации уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов.
659
42*
Расходами признаются обоснованные и документально Под
твержденные затраты, а также убытки согласно статье 26SHK
РФ. /
Расходы должны быть подтверждены документами, оформ
ленными в соответствии с законодательством Российской Феде
рации. /
Расходы подразделяются на: /
расходы, связанные с производством и реализацией;
внереализационные расходы.
Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, в свою очередь деляются на:
материальные расходы;
расходы на оплату труда;
суммы начисленной амортизации;
прочие расходы.
41.15.1. Порядок определения расходов на производство и реализацию
Организациям, определяющим доходы и расходы по методу начисления, при расчете расходов на производство и реализацию необходимо руководствоваться следующим.
1. Расходы для целей исчисления прибыли подразделяются на прямые и косвенные.
К прямым расходам относятся:
затраты организации на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);
затраты организации на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;
расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда;
суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
К косвенным расходам относятся все иные расходы, произведенные организацией в течение отчетного (налогового) периода, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, т.е. внереализационных
660
расходов, не связанных с производством и реализацией, и убытков, полученных организацией в отчетном (налоговом) периоде.
Сумма косвенных расходов на производство и реализацию в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
Сумма прямых расходов также относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции.
41.15.2. Внереализационные расходы
В состав внереализационных расходов включаются:
расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, а также проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего или инвестиционного);
расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг;
расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг, в том числе расходы на услуги реестродержателя, депозитария, платежного агента по процентным (дивидендным) платежам, расходы, связанные с ведением реестра, предоставлением информации акционерам в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие аналогичные расходы;
расходы, связанные с обслуживанием приобретенных организацией ценных бумаг;
расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте;
расходы в виде суммовой разницы;
расходы, образовавшиеся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса ЦБ РФ, установленного на дату перехода права собственности на иностранную валюту;
расходы организации, применяющей метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном статьей 266 НК РФ. Следует иметь в виду, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. В целях
661
налогообложения сумма резерва по сомнительным долгам ойре-деляется следующим образом:
в резерв включается полная сумма выявленной на основе
инвентаризации дебиторской задолженности; по сомнительной
задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней;
в резерв включается 50% суммы выявленной на основе ин
вентаризации дебиторской задолженности; по сомнительной задолжен
ности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно).
В практической работе не следует забывать, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки отчетного (налогового) период, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.
Пример. Организация «ИКС» в своей работе применяет метод начисления. На последний день налогового периода дебиторская задолженность со сроком возникновения свыше 90 дней составила 400 000 руб., от 45 до 90 дней (включительно) - 300 000 руб. Выручка за налоговый период в соответствии со статьей 249 НК РФ - 900 000 руб. В резерв по сомнительным долгам за налоговый период может быть включена сумма в размере 90 000 руб., т.е. сумма, не превышающая 10% выручки;
расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации;
расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества);
судебные расходы и арбитражные сборы;
затраты на аннулированные производственные заказы, а также затраты на производство, не давшее продукции. Указанные расходы принимаются в размере прямых затрат на основе актов налогоплательщика, утвержденных руководителем;
расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основе решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба;
расходы в виде отчислений организациям, входящим в структуру РОСТО, для аккумулирования и перераспределения средств в целях обеспечения подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотического воспитания молодежи, развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.
662
41.15.3. Убытки
При определении налогооблагаемой прибыли организация также уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов и убытков, согласно положениям Налогового кодекса РФ.
Уменьшают полученные доходы следующие убытки, полученные организацией в отчетном (налоговом) периоде, приравненные к внереализационным расходам:
убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в теку
щем отчетном (налоговом) периоде;
суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок
исковой давности, а также суммы других долгов, нереальных к
взысканию;
потери от брака;
потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
не компенсируемые виновниками потери от простоев по
внешним причинам;
расходы в виде недостачи материальных ценностей в про
изводстве и на складах, на предприятиях торговли в случае от
сутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники
которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия ви
новных лиц должен быть документально подтвержден уполно
моченным органом государственной власти;
потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других
чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотв
ращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или
чрезвычайных ситуаций;
убытки по сделке уступки права требования согласно по
ложениям НК РФ.
ГЛАВА 42
Налог на добавленную стоимость
42.1. Налогоплательщики
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются:
I. Организации.
II. Индивидуальные предприниматели.
Не являются плательщиками налога на добавленную стоимость согласно НК РФ организации и индивидуальные предпри-
663
ниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (п. 2 и 3 ст. 346.11 гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения»). Следует отметить, что при этом они:
не выписывают своим покупателям счета-фактуры;
не выделяют в первичных документах суммы налога на добавленную стоимость;
не освобождаются от исполнения обязанности налогового агента.
Пример. ЗАО «ИКС» не является плательщиком налога на добавленную стоимость, так как оно перешло на упрощенную систему налогообложения. В процессе своей хозяйственной деятельности ЗАО «ИКС» приобрело услуги у иностранного юридического лица за 120 000 руб. Организация «ИКС» должна исполнить обязанности налогового агента: удержать у иностранного юридического лица НДС в размере 20 000 руб. (120 000 • 20/120) и перечислить его в бюджет.
Не являются плательщиками НДС согласно НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (п. 4 ст. 346.26 гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»). Следует отметить, что при этом они:
не выписывают своим покупателям счета-фактуры;
не выделяют в первичных документах суммы налога на добавленную стоимость;
не освобождаются от исполнения обязанности налогового агента.
Пример. Организация «ИКС» не является плательщиком налога на добавленную стоимость, так как осуществляемый ею вид деятельности подпадает под налогообложение единым налогом на вмененный доход. В процессе своей хозяйственной деятельности ЗАО «ИКС» приобрело услуги у иностранного юридического лица за 360 000 руб. Организация «ИКС» должна исполнить обязанности налогового агента: удержать у иностранного юридического лица НДС в размере 60 000 руб. (360 000 • 20/120) и перечислить его в бюджет.
Следует отметить, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, которые не подпадают под налогообложение единым налогом на вмененный доход, являются плательщиками НДС по этим видам деятельности.
III. Лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
664
42.2. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг этих организаций без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн руб.
При этом выручка от реализации товаров, работ, услуг для целей определения права на освобождение определена в пункте 2.2 Методических рекомендаций по применению гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (в ред. приказов МНС РФ от 22.05.01 г. № БГ-3-03/156, от 06.08.02 г. № БГ-3-03/412, от 17.09.02 г. № ВГ-3-03/491).
Данное освобождение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации и для организаций, реализующих подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.
Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение или о продлении срока освобождения, не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет ими утрачено в соответствии с положениями НК РФ.
Следует отметить, что не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими 12 календарными месяцами, организации и индивидуальные предприниматели, использовавшие право на освобождение, должны представить в налоговые органы:
документы, подтверждающие, что в течение указанного
срока освобождения сумма выручки от реализации товаров, ра
бот, услуг без учета налога и налога с продаж за каждые три пос
ледовательных календарных месяца в совокупности не превыша
ла 1 млн руб.;
уведомление о продлении использования права на освобож
дение в течение последующих 12 календарных месяцев или об
отказе от использования данного права.
Если организация или индивидуальный предприниматель не представили указанные выше документы, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых
665
санкций и пеней. При этом указанные документы налогоплательщик вправе направить в налоговый орган по почте заказным письмом. Днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.
Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг без учета налога и налога с продаж за три последовательных календарных месяца превысила 1 млн руб. либо налогоплательщик реализовал подакцизные товары и/или подакцизное минеральное сырье, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имели место такое превышение либо реализация подакцизных товаров и/или подакцизного минерального сырья, и до окончания периода освобождения они утрачивают право на освобождение.
При этом сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо реализовывались подакцизные товары и/или подакцизное минеральное сырье, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.
В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ сумма НДС в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога; налогоплательщиками при реализации товаров, работ, услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
При этом у указаннных выше налогоплательщиков суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг к вычету не принимаются;
3) документы, подтверждающие право на освобождение (продление срока освобождения):
выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
выписка из книги продаж;
выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
42.3. Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются следующие операции. I. Реализация товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации, в том числе предметов залога, передача това-
666
ров, результатов выполненных работ, оказание услуг по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Следует отметить, что передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров, работ, услуг.
И. Передача на территории Российской Федерации товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций.
Например, налогообложению подлежат передача товаров, выполнение работ, оказание услуг, расходы по приобретению или производству которых не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (в том числе через амортизационные отчисления) обслуживающих производств и хозяйств организации.
III. Выполнение строительно-монтажных работ для собствен
ного потребления.
Следует отметить, что к таким работам относятся строительные и монтажные работы, выполненные хозяйственным способом с 1 января 2001 г. непосредственно налогоплательщиками для собственных нужд. Строительно-монтажные работы, выполненные индивидуальными предпринимателями на объектах, предназначенных для своего личного потребления, не являются объектом обложения налогом.
IV. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской
Федерации.
42.4. Налоговая база
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров, работ, услуг определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, работ, услуг.
Для расчета налоговой базы при реализации товаров, работ, услуг за иностранную валюту выручка пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату реализации товаров, работ, услуг. При этом дата реализации зависит от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения.
Для организаций, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, при реализации товаров, работ, услуг за иностранную валюту нало-
667
говая база определяется путем пересчета стоимости отгруженных товаров, работ, услуг в рубли по курсу Банка России на дату отгрузки.
Для организаций, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, при реализации товаров, работ, услуг за иностранную валюту налоговая база определяется путем пересчета стоимости отгруженных товаров, работ, услуг в рубли по курсу Банка России на день оплаты отгруженных товаров, работ, услуг.
При получении авансовых платежей в иностранной валюте в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг полученная сумма пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату поступления авансовых платежей. При последующей отгрузке товаров, работ, услуг суммы НДС, начисленные с авансовых платежей подлежат вычету.
Следут отметить, что налоговый агент пересчитывает налоговую базу при реализации товаров, работ, услуг за иностранную валюту в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату фактического осуществления расходов (даже если эти расходы являются авансовыми платежами), вне зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения.
Не учитываются при определении налоговой базы:
Денежные средства, перечисляемые исполнительному органу
организации дочерними и зависимыми обществами из прибыли,
оставшейся в их распоряжении после окончательных расчетов с
бюджетом по налогам, при условии, что они расходуются по утвер
жденной смете для осуществления централизованных функций по
управлению всеми организациями (дочерними и зависимыми обще
ствами), входящими в состав акционерного общества, а также для
формирования централизованных финансовых фондов (резервов).
Денежные средства, перечисляемые исполнительным орга
ном организации своим дочерним и зависимым обществам из
централизованных финансовых фондов (резервов), сформирован
ных за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации
после окончательных расчетов с бюджетом, в качестве вторич
ного перераспределения прибыли для расходования по целевому
назначению.
Денежные средства (за исключением вознаграждения), по
ступившие на расчетный счет или в кассу комиссионера, агента
или поверенного по договору поручения, комиссии, агентскому
договору в пользу комитента, принципала и/или доверителя. Сле
дует обратить внимание, что указанные денежные средства (в
668
полном объеме, т.е. с учетом вознаграждения комиссионера, агента или поверенного) учитываются комитентом, принципалом или доверителем при определении налоговой базы.
Денежные средства, поступившие в виде целевых средств
из бюджетов различных уровней бюджетополучателям-заказчи
кам на финансирование выполняемых исполнителями работ,
услуг.
Денежные средства, поступившие в виде целевых средств
из бюджетов различных уровней бюджетополучателям на при
обретение товаров, работ, услуг, включая основные средства и
нематериальные активы. При этом суммы налога, уплаченные при
приобретении таких товаров, работ, услуг, включая основные
средства и нематериальные активы, покрываются за счет выше
названных источников.
Денежные средства в виде поступлений из бюджетов раз
личных уровней бюджетополучателями на возвратной основе.
Денежные средства в виде целевых поступлений на содер
жание некоммерческих организаций и ведение ими уставной дея
тельности, поступившие в качестве финансовой помощи от дру
гих организаций и (или) физических лиц, не связанные с оплатой
реализованных товаров, работ, услуг и использованные указан
ными получателями по назначению.
При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества без включения в нее налога с продаж и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
К имуществу, подлежащему учету с НДС, относятся:
имущество (основные средства), приобретаемое за счет средств целевого бюджетного финансирования и оплачиваемое с учетом НДС, который вычету не подлежит, а покрывается за счет соответствующего источника;
безвозмездно полученное имущество, учитываемое организацией по стоимости, включающей суммы налога, уплаченные передающей стороной;
приобретенное имущество, используемое при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 Кодекса;
основные средства, учитываемые на балансе налогоплательщика с учетом налога;
служебные легковые автомобили и микроавтобусы, приобретенные до 1 января 2001 г. и числящиеся на балансе налогоплательщика с учетом налога.
669
Пример. Организацией «ИКС» в 2000 г. был приобретен и введен в эксплуатацию легковой автомобиль. Первоначальная стоимость автомобиля с НДС составила 24 000 руб. Указанный автомобиль был реализован в 2002 г. На момент реализации остаточная стоимость автомобиля была равна 15 000 руб. Продажная цена вместе с НДС и без налога с продаж составила 18 000 руб. Налоговая база будет исчислена как разница между продажной ценой реализуемого автомобиля и его остаточной стоимостью и составит 3000 руб. (18 000 - 15 000). Сумма НДС будет равна 500 руб. (3000 ? 20/120).
При реализации услуг по производству товаров из давальче-ского сырья (материалов) налоговая база определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС и налога с продаж.
При реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, последние не включаются в налоговую базы в случае, если указанная тара подлежит возврату продавцу.
Основываясь на положения главы 21 НК РФ, отметим, что в налоговую базу не включаются:
суммы, полученные комиссионерами, поверенными, агентами от комитентов, доверителей, принципалов для исполнения сделки (за исключением сумм, причитающихся им в виде вознаграждений или любых иных доходов);
суммы, полученные комиссионерами, поверенными, агентами от покупателей товаров, работ, услуг (за исключением сумм, причитающихся им в виде вознаграждений или любых иных доходов).
42.4.1. Определение налоговой базы
при выполнении строительно-монтажных работ
для собственного потребления
При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных с 1 января 2001 г. работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение. Налог по строительно-монтажным работам, выполненным для собственного потребления, исчисляется по мере принятия на учет завершенного капитальным строительством объекта. Суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретенным товарам, работам, услугам, использованным для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления с 1 января 2001 г., также подлежат вычету только после принятия на учет завершенного капитальным строительством объекта или
670
по мере реализации не завершенного капитальным строительством объекта. При этом с момента введения в действие Федерального закона от 29.05.2002 г. № 57-ФЗ вычет налога по этим товарам, работам, услугам должен также осуществляться в том налоговом периоде, начиная с которого начисляется амортизация.
В соответствии с положениями НК РФ вычету подлежит сумма налога, исчисленная налогоплательщиком со всех расходов по строительно-монтажным работам, выполненным для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчслении налога на прибыль организации. При этом вычеты могут быть произведены только после уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления и в том налоговом периоде, начиная с которого начисляется амортизация.
При реализации объекта, не завершенного капитальным строительством, осуществляемого хозяйственным способом, вычету подлежат суммы налога, уплаченные по приобретенным товарам, работам, услугам, используемым при выполнении указанных работ.
42.4.2. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
Налоговые агенты исчисляют, удерживают и перечисляют налог на добавленную стоимость в бюджет в следующих случаях:
При реализации товаров, работ, услуг, местом реализации
которых является территория Российской Федерации, налогопла
тельщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в
налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В этом слу
чае налоговая база определяется налоговыми агентами как сум
ма дохода от реализации этих товаров, работ, услуг с учетом НДС.
При предоставлении на территории Российской Федерации
органами государственной власти и управления и органами мест
ного самоуправления в аренду федерального имущества, имуще
ства субъектов Российской Федерации и муниципального иму
щества. При этом налоговая база определяется налоговым
агентом (арендатором указанного имущества) как сумма аренд
ной платы с учетом НДС.
Следует отметить, что арендатор признается налоговым агентом только в случае, если арендодателем является орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления либо арендодателями выступают орган государственной
671
власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления.
3. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству. При этом налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой на основе положений ст. 40 Налогового кодекса, с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в нее налога с продаж. Налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
Следует отметить, что налоговая база должна быть увеличи-нана:
1) суммы авансовых платежей, полученных в счет предстоя
щих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Не облагаются авансы, полученные в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг, облагаемых по налоговой ставке 0%, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации);
суммы, полученные за реализованные товары, работы, ус
луги в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специ