<< Пред. стр. 5 (из 53) След. >>
тельные5 96 То же По видам По статьям
резервов резервов
6 25 Собиратель- - По статьям сметы
но-распреде- и структурным
лительные подразделениям
7 26 То же - По статьям сметы
2) формы первичных учетных документов. В соответствии с действующими документами организация может применять формы первичных документов, утвержденные Госкомстатом РФ. Постановлением Госкомстата РФ и Минфина РФ от 29 мая, 18 июня 1998 г. № 57а, 27н «Об утверждении порядка поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации» установлено:
54
С 1 января 1999 г. первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по следующим разделам учета:
по учету сельскохозяйственной продукции и сырья;
по учету труда й его оплаты;
по учету основных средств и нематериальных активов;
по учету материалов;
по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ;
по учету работы строительных машин и механизмов;
по учету работ в автомобильном транспорте;
по учету результатов инвентаризации;
по учету кассовых операций;
по учету торговых операций;
по учету операций в общественном питании;
по учету продукции и материальных ценностей в местах хранения.
Следует отметить, что в том случае, когда организация применяет формы документов для оформления операций, не указанных среди перечисленных выше, она должна утвердить такие формы в приложении к учетной политике организации. К таким можно отнести акты о выполненных работах или оказанных услугах;
3) методы оценки активов и обязательств. Эти методы опреде
лены в положениях по учету имущества и обязательств организа
ции: ПБУ-3, ПБУ-5, ПБУ-6, ПБУ-14, Положении по ведению бух
галтерского учета и бухгалтерской отчетности (приказ Минфина РФ
№ 34н). В случае многовариантности методов оценки в учетной по
литике необходимо указать тот, который будет использоваться;
порядок проведения инвентаризации активов и обяза
тельств. В соответствии со статьей 12 Закона РФ «О бухгалтер
ском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтер
ского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны
проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе
которой проверяются и документально подтверждаются их на
личие, состояние и оценка;
правила документооборота и технология обработки учет
ной информации. Под документооборотом понимают движение
первичных документов в бухгалтерском учете, а именно созда
ние или получение документов от других организаций, принятие
к учету, обработку, передачу в архив. Движение любого доку
мента регламентируется графиком.
55
OS
Наименование Составление Подпись Исполнение Передача Обработка Передача
документа в бухгалтерию документа в архив
Приходный Бухгалтер, Главный Кассир Кассир Бухгалтер Бухгалтер
кассовый зам.главного бухгалтер финансовго
ордер бухгалтера отдела,
зам.главного
бухгалтера
Отчет Менеджер Руководитель Отдел продаж, Менеджер Бухгалтеры Бухгалтер
посредника отдела продаж, организации снабжения отделов группы расче-
снабжения или уполномо- продаж, тов и группы
ченное им лицо снабжения по учету
товаров
Акт об Сотрудники Руководитель Сотрудники Сотрудники Бухгалтер Бухгалтер
оказанных подразделений, организации подразделений подразделений, группы учета
услугах оказавших или уполномо- организации, менеджеры, финансовых
услуги, ченное им лицо отделов руководители результатов,
менеджеры продаж подразделений главный
отдела продаж, бухгалтер,
финансового зам.главного
отдела бухгалтера
ТОРГ-12 Менеджер Разрешение Зав.складом, Зав.складом Бухгалтерия, Зав.складом,
«Товарная (начальник на отпуск - кладовщик группа учета бухгалтерия
накладная» отдела) отдела руководитель товаров
продаж или замести-
тель
Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя организации.
График должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.
График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
Каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения организации, в которые представляются указанные документы.
Пример графика приведен на с. 56. В каждой из граф указываются должности лиц, которые либо составляют, либо подписывают, либо исполняют, либо обрабатывают первичный документ;
6) порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Среди элементов учетной политики необходимо также указать установленные в организации методы контроля за совершением хозяйственных операций, их оформлением сотрудниками организации, установленные формы и способы контроля за их действиями. К таковым можно отнести разделение функций сотрудников, составление форм внутренней отчетности отдельными подразделениями, проведение периодических проверок профессиональных качеств сотрудников, создание службы внутреннего аудита или привлечение аудиторских фирм не только для подтверждения годовой отчетности, но и для проведения проверки правильности совершаемых операций как с юридической, так и финансовой точки зрения независимым аудитором по инициативе организации.
Внесение изменений в учетную политику. Как известно, учетная политика организации принимается на ряд лет и не должна ежегодно меняться. Изменения в учетную политику могут вноситься в случаях:
изменения законодательства РФ или нормативных актов, влияющих на постановку бухгалтерского учета;
разработки организацией новых способов бухгалтерского учета, применение которых позволит более достоверно отражать факты хозяйственной деятельности или уменьшить трудоемкость учетного процесса;
57
существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и др.
Изменения учетной политики должны быть обоснованными и оформляться в порядке, предусмотренном в ПБУ 1/98. Они должны вводиться с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.
Пунктом 19 ПБУ 1/98 определено, что последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основе выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Одной из причин корректировки учетной политики могут быть изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету. В этом случае эти изменения отражают в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если новые нормативные документы не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном ПБУ 1/98.
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.
При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному. Важно иметь в
58
виду, что указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. Они не сопровождаются никакими учетными записями.
После утверждения учетной политики руководителем организации она приобретает статус юридического документа.
Кроме учетной политики в целях бухгалтерского учета, организации должны разработать и утвердить учетную политику в целях налогообложения. Она в первую очередь касается определения налоговой базы по двум налогам: налог на прибыль и налог на добавленную стоимость. Требования к учетной политике в целях налогообложения сформулированы в Налоговом кодексе РФ.
В связи с введением нового Плана счетов в рассматриваемой сквозной задаче по фирме "Лада" были произведены следующие исправительные бухгалтерские записи.
Содержание хозяйственной операции Дебет счета Кредит счета
Закрытие счетов: перенос сальдо счета 06 «Долгосрочные финансовые вложения» на счет 58 «Финансовые вложения» 58 06
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы на складе (сч. 12, субсчет 1): а) сроком службы более года б) менее года
МБП в эксплуатации (сч. 12, субсчет 2) а) на сумму ранее начисленного износа б) на первоначальную стоимость в) сроком службы менее года на сумму начисленного износа (50%) на остаточную стоимость одновременно на остальную сумму износа 50% 01 10-9
13 01
13 10-9
20,25 12-1 12-1
02 12-2
12-2 12-2
10-9
Сальдо счетов фондов специального назначения (сч. 88, субсчета 1,2, 3) переносятся в состав неиспользованной прибыли (непокрытый убыток) прошлых лет 88(1,2,3) 84-1
Сальдо счета «Денежные документы» переводится в состав кассы 50 56
59
3.3. Реформирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
Бухгалтерский учет носит общехозяйственный характер и поэтому присущ и необходим любому обществу. В России так же, как и в других странах, разработана и действует своя национальная система бухгалтерского учета, которая более полно и точно учитывает специфику экономических отношений и традиций государства.
Изменения и нововведения в области бухгалтерского учета связаны с формированием системы соответствующей и складывающейся у нас сегодня модели хозяйствования с учетом новых требований рыночной экономики. Последняя вызвана развитием рыночных отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей в работе с иностранными инвесторами и инвестициями, с увеличением объема товарных и расчетных отношений с ними и с их банками. В связи с этим бухгалтерская информация должна быть ориентирована на международные стандарты, т.е. она должна быть достаточной, уместной, необходимой и понятной иностранным пользователям для анализа, контроля и управления с их стороны своими вложениями.
В качестве такого ориентира выбраны принципы, содержащиеся в системе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), как наиболее адекватно отражающей потребности рыночной экономики. Говоря о международных стандартах, отметим, что они обобщают опыт многих стран. Действующие международные стандарты бухгалтерского учета используются в разных странах по-разному, так как в основе каждого лежат национальные системы бухгалтерского учета, но с применением (адаптацией) некоторых или большинства международных стандартов.
Необходимо отметить, что страны с близкими социально-экономическими условиями имеют немало общего в принципах ведения бухгалтерского учета. Сегодня различают три модели учетных систем:
англо (британско)-американская (США, Великобритания,
Канада, Нидерланды и др.) с ориентацией на интересы акционе
ров, кредиторов и широким участием профессионалов в форми
ровании стандартов бухгалтерского учета;
континентальная (европейская - Германия, Франция), при
которой приоритет интересов отдается банкам, предусматрива
ется государственное регулирование стандартов учета с меньшим
объемом отличий между бухгалтерским и налоговым учетом;
60
3) южноамериканская (Бразилия, Аргентина и др.), которая носит законодательный характер в расчете на государственный контроль за исполнением налоговой политики и на корректировку финансовой отчетности с темпами инфляции.
Любая страна, ставя задачу реформирования бухгалтерского учета, должна добиться того, чтобы бухгалтерская информация могла быть использована не только на внутреннем рынке, но и на международном. Это значит, что информация должна отвечать требованиям понятности, уместности, достоверности и сопоставимости. Все они необходимы пользователям, выступающим в качестве учредителей организаций, руководителей контролирующих и налоговых органов.
Понятность относится к раскрытию существа произведенных хозяйственных операций, свидетельствующих о деятельности организации, о ее экономическом состоянии, ресурсах, имуществе, обязательствах и о принятой системе бухгалтерского учета.
Уместной считается информация, если она оказывает помощь пользователям в оценке отдельных событий, прогнозировании финансовых результатов деятельности организации, принятии управленческих решений.
Достоверность - одно из основных требований пользователей, так как это так называемая защищенная информация, необходимая для выводов и решений.
Сопоставимость информации - база для анализа и прогнозирования, т.е. выявления экономического роста хозяйствующего субъекта или нарастания проблем экономического спада. Отсюда требования в постоянстве учетной политики организации.
Далее назовем международные принципы представления бухгалтерской отчетности. Ее подразделяют на два вида: статическую - в виде бухгалтерского баланса, отражающего состояние (остатки) финансово-хозяйственной деятельности организации на определенную дату; динамическую - как отчет о прибылях и убытках, отражающий совокупные результаты деятельности организации за определенный период.
При этом в основу формирования бухгалтерского баланса положены следующие принципы: хозяйственной единицы, действующего предприятия, денежного измерения, двойной записи, которые хорошо нам известны как допущения, определяющие учетную политику.
В конечном итоге бухгалтерский баланс - это:
Активы = Обязательства + Капитал, или равенство сумм хозяйственных средств и их источников.
61
Динамическая бухгалтерская отчетность состоит из двух частей.
Первая часть отражает приток (увеличение) активов и относится к категории доходов; вторая часть - отток (уменьшение) активов, которые были использованы для получения доходов и относятся к категории расходов. Прибыль рассчитывается как превышение суммы доходов над суммой расходов.
Принципы составления динамической бухгалтерской отчетности (в некоторых случаях соответствуют допущениям): периодичность, консерватизм, начисления, увязки доходов с расходами, последовательность взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета.
Принцип периодичности свидетельствует о необходимости регулярно, в течение установленного учетного периода, иметь информацию о результатах хозяйственной деятельности организации для оценки ее работы (руководителями, учредителями, контролирующими и налоговыми органами).
Принцип консерватизма раскрывает свое содержание в двух аспектах: '
доход признается только тогда, когда на это есть обоснованная возможность ;
расход признается сразу же, как только возникает обоснованная вероятность.
Это говорит о том, что последствия, связанные с убытком и банкротством, значительно более серьезны, чем последствия получения прибыли. Значит, оценивать и отражать прибыли и убытки следует по разным правилам.
Принцип начисления означает, что при определении прибыли достаточно сопоставить объем реализованной продукции с ее себестоимостью независимо от того, когда произошла оплата.
Принцип увязки доходов с расходами требует при расчете прибыли за определенный период учитывать только расходы текущего периода без участия расходов будущих периодов.
Принцип последовательности требует постоянства правил учетной политики из года в год для осуществления анализа финансовой отчетности.
Принцип взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета свидетельствует о различных подходах к величине прибыли, что требует ее корректировки для целей налогообложения.
Указанные принципы и требования к ведению бухгалтерского учета, заложенные в международных стандартах, позволяют сделать вывод, что существующие сегодня в Российской Федера-
62
ции стандарты во многом совпадают. Итогом последнего служит программа реформирования бухгалтерского учета.
Эта программа содержит три главные составные части, каждая из которых обязательна для ее выполнения в целом:
нормативное обеспечение;
становление профессии бухгалтера;
учебно-методическая.
Нормативное обеспечение сводится к тому, что Минфином РФ разработан ряд нормативных документов, приравненных к международным стандартам: Положения по бухгалтерскому учету и Методические рекомендации по отражению в бухгалтерском учете отдельных операций.
Применение нормативных актов обеспечивает бухгалтерским службам организаций грамотное решение задач при составлении отчетности и защиту информации при общении с налоговыми службами. В дальнейшем намечено составление соответствующих вычислительных программ, выполняющих учетные задачи, а также задачи анализа и контроля за хозяйственной деятельностью организации.
Становление профессии бухгалтера сводится к повышению его статуса профессионального бухгалтера через аттестацию. С этой целью создан Институт профессиональных бухгалтеров. Аттестацию планируется ввести для бухгалтеров, работающих в организациях, подлежащих проведению обязательного аудита. Требования к профессии бухгалтера изменяются в сторону экономического анализа, управления денежными потоками, т.е. того, что называется финансовым менеджментом. Бухгалтер должен уйти от роли фиксатора происходящих событий и стать прогнозистом, должен подсказать руководителю действия, способствующие улучшению финансового состояния организации, передав техническую часть работы машинам. Сегодня в России существует около 400 программ компьютерной обработки в области бухгалтерского учета. Это дает возможность говорить о развитой компьютерной индустрии в этой области.
Учебно-методическая часть программы связана с разработкой новых учебных программ, различных пособий, практических задач, способствующих подготовке специалистов-бухгалтеров профессионалов в соответствии с требованиями международных стандартов.
Раздел 2 Учет денежных средств
Денежные средства - это финансовые ресурсы организации, самые высоколиквидные активы, способные обеспечить выполнение обязательств любого вида и уровня. Понятно, что от их наличия зависит своевременность погашения задолженности перед бюджетом, персоналом и прочими кредиторами.
Для учета денежных средств и контроля за их поступлением и целевым использованием предназначены следующие счета: 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути".
Все они активные по отношению к балансу. Сальдо дебетовое означает наличие денежных средств различного вида. Оборот по дебету - увеличение в виде сумм зачисленных или приобретений и переводов; оборот по кредиту - уменьшение денежных средств, использование их по целевому назначению.
ГЛАВА 4
Учет операций по расчетному счету
4.1. Документация по движению операций на расчетном счете
Расчетные счета открываются организациям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный баланс и др.
Порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией ЦБ РФ, в соответствии с которой каждой организации могут быть открыты расчетные счета в одном или нескольких банках по ее выбору.
64
Для открытия расчетного счета организация представляет в банк следующие документы:
заявление на открытие счета;
копии устава и учредительного договора, заверенные нотариально;
копию решения о государственной регистрации, также заверенная нотариально или органом, регистрирующим организацию;
два экземпляра банковских карточек с образцами подписей и оттиском печати, заверенных нотариально. Право первой подписи принадлежит руководителю и его заместителю, а второй - главному бухгалтеру и его заместителю; подписи фиксируются только в присутствии нотариуса;
справку о постановке на учет в налоговой инспекции и в других государственных органах (при необходимости).
В этот же период подписывается договор банковского счета и по распоряжению управляющего банком организации присваивается номер расчетного счета и открывается лицевой счет для учета движения его денежных средств. Номера счетов различны в зависимости от принадлежности к форме собственности (унитарные организации, акционерные общества, физические лица). Следует отметить, что организации, имеющие расчетные счета, могут открывать своим подразделениям, филиалам, магазинам, находящимся вне места расположения организации, текущие счета. Эти счета предназначены для осуществления филиалом операций, связанных с выдачей наличных денег, зачислением им средств с расчетного счета организации для выдачи заработной платы и командировочных расходов, перечислением во вклады граждан и удержанием из их заработной платы, а также средств для выполнения производственных задач.
На расчетном счете сосредоточиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.
С расчетного счета производятся почти все платежи организации", оплата поставщикам за материалы, работы, услуги, погашение задолженности бюджету, внебюджетным фондам, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основе приказа организации - владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).
65
с-1320
В особых случаях банк принудительно списывает денежные средства с расчетного счета по документам других организаций. Например, по приказам финансовых органов перечисляются суммы просроченных налогов и сборов, по исполнительным листам, приказам Госарбитража - суммы удовлетворенных исков и т.п. Банк, кроме того, может списывать денежные средства с расчетного счета организации без ее приказа в соответствии с договором (например, проценты за пользование ссудами, суммы по просроченным ссудам, за выполненные ей услуги, за потребленную электроэнергию и газ и др.).
При расчетах между организациями, банками и государством применяется календарная система расчетов. Это значит, что все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной очередности, т.е. в порядке их поступления в банк, если остаток средств достаточен для всех платежей. В иных случаях существует очередность платежей.
Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основе документов специальной формы, утвержденной ЦБ РФ. Из них наиболее распространенными являются: объявление на взнос наличными, чек (денежный), платежное поручение, расчетный чек, платежное требование-поручение и др.
Объявление на взнос наличными (с. 95) выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет. В подтверждение о получении денег банк выдает плательщику квитанцию, которая служит оправдательным документом.
Чек (денежный) является приказом организации банку о выдаче с расчетного счета организации указанной в нем суммы наличных денег (с. 94).
Безналичные перечисления, их порядок и формы расчетов оговорены Положением «О безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденным Банком России от 03.10.02 г. № 2-П.
При этом допускается использование при безналичных расчетах: платежных поручений, аккредитивов, чеков, платежных требований, инкассовых поручений.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашениями, отдельными договоренностями).
Платежное поручение - распоряжение владельца счета банку о перечислении соответствующей суммы с его расчетного счета на расчетный счет получателя. Такими получателями могут быть
поставщики, вышестоящие организации, финансовые органы, страховые и другие организации. Платежное поручение выписывается в соответствующем количестве экземпляров в зависимости от того, в каком коммерческом банке территориально находится расчетный счет получателя. Платежное поручение может быть выписано организациям как при одногородних, так и при иногородних расчетах. Форма платежного поручения едина для всех видов перечислений.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому "исполняющему банку" произвести такие платежи. Расчеты с использованием аккредитивов отражаются на отдельном счете 55 "Специальные счета в банках".
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми оно вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержатель - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек.
Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Для расчетов между организациями за отпущенную продукцию могут применяться также платежные требования.
Платежное требование - расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях, установленных законодательством и предусмотренных сторонами по основному договору. При этом банку, обслуживающему плательщика, должны быть представлены документы, подтверждающие права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
67
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основе которого списываются денежные средства со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
Инкассовые поручения применяются:
в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных
средств установлен законодательством, в том числе для взыска
ния денежных средств органами, выполняющими контрольные
функции;
для взыскания по исполнительным документам;
в случаях, предусмотренных сторонами по основному догово
ру, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщи
ка, права на списание денежных средств со счета плательщика без
его распоряжения.
Перечень условных обозначений (шифров)документов, приведенных по счетам в банках
(в выписках из расчетного счета)
Условные цифровые Наименование документов по платежному
обозначения документов поручению, по которому отражены операции
01 Списано, зачислено по платежному поручению
02 Оплачено, зачислено по платежному
требованию
03 Оплачен наличными денежный чек
04 Поступило наличными по объявлению
на взнос наличными
05 Оплачено, зачислено по требованию-поручению
06 Оплачено, зачислено по инкассовому поручению
07 Оплачено, поступило по расчетному чеку
08 Открытие аккредитива, зачисление сумм
неиспользованного, аннулированного
аккредитива
09 Списано, зачислено по мемориальному
(приходному, расходному, кассовому) ордеру
10 Документы по погашению кредита, кроме
поименованных выше
11 Документы по выдаче кредита, зачислению
кредита на счет, кроме поименованных выше
12 Зачислено на основании авизо
13 Расчеты с применением банковских карт
Организация периодически (ежедневно или в другие установленные по согласованию с банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за текущий период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основе которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные организацией при достаточном количестве сданных экземпляров.
Выписка из расчетного счета - второй экземпляр лицевого счета организации, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства, банк считает себя должником перед организацией (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступлений на расчетный счет он записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и включать в бухгалтерскую информацию зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются организациями при ее обработке.
Фирма «Лада»
Выписка из расчетного счета № 40720
за 03- 12 марта 2002 г.
Остаток на 01.03.2002 г. 101000 руб.
Дата Номердокумента Шифроперации Сумма, руб. Разметкакорреспондирующихсчетовзаполняетсяорганизацией
дебет кредит
03
04 03 06 08 12 115 116 17119 021200 79 80 118 119 15/15 120/1 01 01 02 03 02 02 01 01 08 12 16 920 400 5 000 64 800
400 200 10 000 57 540 65 580
6 000 68 76 60 50 62 62 76 76 55 57
Итого 97 720 129 120
Остаток на 13.03.02 г. 132400руб.
69
Приступая к обработке выписки, бухгалтер должен подобрать оправдательные документы на каждую зафиксированную в ней операцию. Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей в учетные регистры. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом "Погашено". Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на субсчет 2 "Расчеты по претензиям", открываемый к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете организации задолженность списывается. В противном случае по истечении 10 дней после получения выписки остаток средств на расчетном счете считается подтвержденным.
На полях проверенной выписки против суммы операций и в документах, приложенных к выписке, проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 "Расчетные счета", а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, составления справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.
Таким образом, полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается; подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам и издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей.
4.2. Синтетический учет операций на расчетном счете
Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия организации ведет на счете 51 "Расчетные счета". Это активный счет, по дебету которого записывают остаток свободных денежных средств организации на начало месяца, поступления наличных денег из
70
Фирма «Лада»
Журнал-ордер № 2
по кредиту счета 51 "Расчетные счета" в дебет счетов (извлечение) за март 2002 г.
(руб.)
58 50 55 60 76 68 69 66
№ Дата "Финан- "Касса" "Специ- "Расчеты "Расчеты "Расчеты "Расчеты "Краткос- Итого
п/п выписки совые альные с постав- с разными по нало- по соци- рочные
банка вложе- счета в щиками дебито- гам и альному кредиты
ния" банках" и подряд- рамии сборам" страхо- и займы"
чиками" кредито- ванию
рами" и обеспе-
чению"
] 03-12 - 64 800 10 000 5 000 1000 16 920 - - 97 720
2 13-31 30 000 86 480 - 73 672 1200 47 088 56 838 12 000 307 278
Итого 30 000 151 280 10 000 78 672 2 200 64 008 56 838 12 000 404 998
Бухгалтер
to
Фирма «Лада»
Ведомость № 2 по дебету счета 51 "Расчетные счета" скредита счетов (извлечение)
за март 2002 г. Сальдо на начало месяца - 7 8 971 руб.
50 57 62 91 66
№ Дата "Касса" "Пере- "Расчеты "Прочие "Кратко- Итого
п/п выписки воды с покупа- доходы срочные
банка в пути" телями и расходы кредиты
и заказ- и займы"
чиками
1 03-12 370 36 000 123 120 159 490
2 13-31 - 250 800 18 800 37 481 307 081
Итого 370 36 000 373 920 18 800 37 481 466 571
Сальдо на конец месяца -140 544 руб. Бухгалтер
кассы организации, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства, перечисленные в погашение задолженности поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, внебюджетным фондам и прочим кредиторам, а также суммы, выданные наличными в кассу организации.
При использовании журнально-ордерной формы учета движение операций по счету 51 отражают в журнале-ордере № 2 и ведомости № 2.
Для отражения оборотов по кредиту счета 51 служит журнал-ордер № 2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью № 2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.
Суммы с одноименными корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами.
Обязательное условие для заполнения регистров - использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена (за один, два, три, пять дней). Количество занятых строк журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале-ордере № 2, так и ведомости № 2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет работникам бухгалтерии анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет организации, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей, разрабатываемому организацией.
Ежемесячно в разрезе счетов, цехов, подразделений бухгалтерия открывает листы-расшифровки для группировки сумм по отдельным статьям. В частности, суммы по журналу-ордеру № 2, отнесенные в дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", подлежат отражению по соответствующим аналитическим статьям (счетам).