<< Пред.           стр. 14 (из 37)           След. >>

Список литературы по разделу

 Сегодня преднамеренное нанесение серьезных травм ребенку или выступление причиной его смерти являются серьезными уголовными преступлениями, кара за которые варьирует от лишения родительских прав и заключения в тюрьму до высшей меры наказания. К сожалению, жестокое обращение с детьми все еще распространено.
 Физическое насилие. В официальных докладах сообщается, что общее Ъэли-чество случаев жестокого обращения, а также отвержения детей в США составляет около 1 миллиона в год; в результате отвержения или физического насилия каждый день умирают три ребенка. Эти цифры могут повергнуть в ужас, но они не ограничиваются территорией Соединенных Штатов; подобные данные выявлены в таких западных странах, как Канада, Австралия, Великобритания и Германия (Emery, 1989).
 Физическое насилие дети чаще всего испытывают со стороны родителей, как отцов, так и матерей. Однако если говорить о насилии над детьми, когда его виновниками являются посторонние люди, то в этом случае количество мужчин превышает количество женщин в 4 раза. Доля мужчин - сексуальных насильников еще выше - около 95%. Сексуальное насилие над маленькими девочками редко осуществляется их собственными отцами. Отчимы в 5 раз чаще сексуально используют приемных дочерей, чем биологические отцы (Wofe, Wolfe & Best, 1988). Сексуальному насилию чаще подвергаются девочки, а физическому - мальчики. Маленьким детям наносятся более серьезные повреждения, чем старшим; около половины случаев, повлекших тяжелые травмы или смерть, происходит с детьми в возрасте до 3 лет (Rosenthal, 1988). Из тех, кто выживает, многие страдают органическими повреждениями головного мозга, что потенциально оказывает разрушительное действие практически на все сферы развития и функционирования, особенно если травма была нанесена в течение младенчества или возраста около 2 лет (Lowenthal, 1998).
 Психологическое насилие. Жестокое физическое обращение с детьми всегда сопровождается психологическими составляющими, которые могут наносить более губительный вред, чем сами физические действия (Emery, 1989). Психологически жестокое обращение с детьми принимает шесть отчетливо различающихся форм (Hart, Germain & Brassard, 1987); они приводятся в табл. 8.5. Психологическое насилие настолько распространено, что мало кто вырастает, не испытав на себе той или иной его формы. Однако, к счастью, в большинстве случаев оно не является достаточно интенсивным или частым, чтобы оказать вред, имеющий пролонгированные последствия (Hart et al., 1987).
 Последствия жестокого обращения с детьми. Сексуальное и иное физическое насилие в течение длительного времени вредит эмоциональному благополучию детей. Результатом его воздействия может стать заниженная самооценка ребенка, и в будущем ему будет трудно довериться кому-нибудь из страха злоупотребления и боли. Таким образом, дети, перенесшие жестокое обращение, обычно попадают в изоляцию и могут демонстрировать достаточно агрессивное поведение, если кто-то пытается приблизиться к ним (Hart, Brassard, 1991; Haskett, Kistner, 1991; Mueller, Silverman, 1989). Кроме того, такие дети обычно имеют больше проблем со школой, чем те, кто воспитывался в семьях, свободных от насилия (Hanson, Conaway & Christoher, 1989; Vondra, Barnett & Cicchetti, 1990). Подростки и взрослые, перенесшие в детстве жестокое обращение, подвержены
 Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 403
 повышенному риску психологических проблем, в том числе депрессии, алкоголизму и зависимости от психоактивных веществ (Schaefer, Sobieraj & Hollyfield, 1988). Также среди них чаще встречаются люди, совершающие суицидные попытки.
 Таблица 8.5 Формы психологически жестокого обращения с детьми
 Отвержение
 Активный отказ в удовлетворении просьб или потребностей ребенка способом, предполагающим наличие сильной антипатии к ребенку.
 Отрицание эмоциональной ответственности
 Пассивное лишение любви, включающее такие поведенческие проявления, как холодность или оставление без ответа попыток ребенка пообщаться.
 Принижение
 Публичное унижение ребенка или обзывание его такими словами, как "дебил", "тупица". Частое выражение сомнения в интеллектуальных возможностях, проявление неуважения к ребенку понижают его самооценку.
 Терроризирование
 О наличии терроризирования говорят, когда ребенка вынуждают быть свидетелем жестокого обращения с тем, кого он любит или когда жестоко обращаются с ним самим. Регулярное нанесение побоев или запугивание, такое как: "Сейчас я тебе все кости переломаю", также относится к понятию "терроризирование". Более мягкая его форма имеет место, когда родитель оставляет нашалившего ребенка на улице.
 Изоляция
 Примером изоляции может быть ситуация, когда ребенку не позволяют играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях. Некоторые формы изоляции, такие как запирание ребенка в туалете, могут являться терроризированием.
 Злоупотребление (эксплуатация)
 Злоупотребление невинностью или слабостью ребенка. Наиболее очевидный пример эксплуатации - сексуальное насилие.
 Дети, испытавшие жестокое обращение, также испытывают сложности с контролированием своих эмоций и поведения, склонны к меньшей социальной компетентности, чем те, кто не имел такого опыта (Shields, Cicchetti & Ryan, 1994). При проведении лонгитюдного исследования выборки 5-летних детей, перенесших физическое насилие, было обнаружено, что они были менее популярными и более социально отвергаемыми, чем их обычные сверстники; причем количество проблем, связанных со сверстниками, повышалось в течение всех пяти лет, когда проводилось исследование (Dodge, Pettit & Bates, 1994).
 Исследователи допускают, что история семейного конфликта, связанного с вербальным и жестоким физическим обращением, может обладать кумулятивным эффектом при реакции ребенка на гнев, особенно когда это чувство затрагивает его косвенно (Hennessy, Rabideau, Cicchetti & Cummings, 1994). Дети, перенесшие жестокое обращение, находятся в системе нарушенных отношений, их социализация осуществляется через негативный опыт при отсутствии поддержки. Они часто усваивают пренебрежение, манипуляцию и другие проблемные мо-
 404 Часть II. Детство
 дели поведения в качестве способов избежания жестокого обращения; могут научиться эксплуатировать, унижать и терроризировать. Кроме того, у таких детей возможно формирование ожиданий, согласно которым все межличностные отношения являются болезненными. Такие ожидания имеют устойчивые долговременные последствия.
 Объяснения жестокого обращения с детьми )
 Исторически исследования насилия над детьми можно отнести к трем основным парадигмам: психиатрической, социологической и ситуационной (Parke, Collmer, 1975). Ниже приводится краткий обзор каждой из них.
 Психиатрическое объяснение. Психиатрическая модель концентрирует внимание на личностной и семейной биографии родителей. Основная идея данного подхода состоит в том, что жестокие родители нездоровы и им требуется психиатрическое лечение, хотя исследователи не обнаружили определенных личностных или иных черт, "отвечающих" за жестокое обращение с ребенком. Такие родители могут иметь любую профессию и занимать любое положение в обществе.
 Однако одним объединяющим их фактом является то, что многие жестокие родители сами переносили насилие, когда были детьми (Ney, 1988). Хотя остается неясным, как жестокое отношение к детям передается от одного поколения к другому, одно вполне вероятное объяснение заключается в том, что взрослые, перенесшие в детстве насилие, усваивают паттерн жестокого родительского поведения, наблюдая за ролевыми моделями - своими родителями, точно так же, как в течение детства усваиваются приемлемые модели поведения. Например, их в свое время родители могли научить, что такие потребности, как зависимость или автономия, являются неприемлемыми, что плач или просьба о помощи бесполезны и не одобряемы. Для более полного понимания проблемы представьте ребенка, который пришел в отчаяние, когда отец перестал бить его. Он спросил социального работника: "Почему папа перестал любить меня?" Можно предположить, что дети усваивают такие уроки в раннем возрасте и в дальнейшем, когда они становятся родителями, применяют то, чему их научили, к своим собственным детям.
 Социологическое объяснение. Один из аспектов американской культуры, имеющий отношение к жестокому обращению с детьми, - это насилие. США занимают первое место среди всех индустриальных стран по количеству убийств и других тяжелых преступлений. Насилие, демонстрируемое по телевизору, является примером того, что это - приемлемый способ решения конфликтов. Важно и то, что когда физическая жестокость имеет место в отношениях супругов, вероятно ее проявление и к детям. Жестокое обращение с детьми также связано с повсеместным распространением физических наказаний в виде средства установления дисциплины; 93% всех американских родителей прибегают к таким методам воспитания, хотя большинство из них делают это умеренно и остаются в рамках допустимого. Однако в более мирных обществах, где есть тенденция использовать основанные на любви и поддержке дисциплинарные методы, меньше общий уровень насилия и жестокого обращения с детьми (Parke, Collmer, 1975).
 Хотя физическое насилие над детьми обнаруживается на всех социально-экономических уровнях, оно наиболее характерно для бедных семей (Black, 2000). Это может частично объясняться тем, что насилие, происходящее в домах представителей среднего класса, имеет меньше шансов дойти до сведения властей. Од-
 Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 405
 нако верно и то, что общие семейные стрессы, такие как нищета, повышают риск насилия над детьми.
 Еще одним фактором риска является безработица. В периоды высокого уровня безработицы повышается количество насилия мужчин над женщинами и детьми. Отцы или матери, внезапно потерявшие работу, могут начать жестоко обращаться со своим ребенком. Помимо финансовых проблем безработица снижает социальный статус и самооценку родителей. Безработный отец может попытаться компенсировать потерю общественного положения утверждением своего авторитета в доме посредством физического превосходства.
 Еще одна общая характеристика семей, в которых происходит насилие над детьми, - социальная изоляция. Такие родители часто изолированы от родственников, друзей и других систем поддержки. Они испытывают трудности с установлением дружеских отношений и редко принадлежат к общественным организациям. Таким образом, возможна ситуация, когда у них не окажется никого, к кому можно при необходимости обратиться за помощью, и они начнут изливать свою фрустрацию на детей.
 Ситуационное объяснение. Подобно социологической, ситуативная модель обращается к факторам окружающей среды. Однако акцент здесь делается на взаимодействиях членов семьи и на признании ребенка активным участником этого процесса (Parke, СоПшег, 1975). Когда мы изучаем роль ребенка в семьях, где появляется насилие, мы обнаруживаем, что родители обычно выбирают для жестокого обращения одного из детей. Наиболее часто это младенец и очень маленький ребенок. Особенно большая вероятность стать объектом насилия у тех, кто обладает физическими нарушениями либо психическими расстройствами, а также тяжелым характером. Младенцы, которые постоянно плачут, могут вызвать у родителей сильные негативные реакции. Кроме того, возможно проявление несоответствия между родительскими ожиданиями и поведением ребенка. Например, у матери, которая хочет ласкать и баюкать своего малыша, может родиться ребенок, который не любит, чтобы до него лишний раз дотрагивались. Еще одна возможность появления жестокости заключается в том, что родитель обладает нереалистичными представлениями о том, какие виды поведения присущи ребенку (Parke, Collmer, 1975; Vasta, 1982). Например, отец может злиться из-за того, что его 3-летний ребенок не убирает за собой.
 Хотя каждый из подходов проливает свет на возможные причины жестокого обращения с детьми, никто не может сказать, как остановить его проявления. Программы по предотвращению насилия над детьми заняты тем, что предоставляют родителям социальную поддержку и учат их наиболее эффективным дисциплинарным методам воспитания. Несмотря на то что эти программы обычно снижают уровень жестокости, приблизительно один из четырех их участников продолжает жестоко обращаться со своими детьми (Ferleger, Glenwick, Gaines & Green, 1988). Иногда единственной альтернативой являются уголовное преследование жестоких родителей и лишение их родительских прав.
 Дисциплина и саморегуляция
 Как уже отмечалось, для каждой исторической эпохи характерны свои методы дисциплинарного воздействия. Периоды жестоких физических наказаний сменялись периодами относительной мягкости в воспитании. Методы приучения детей
 406 Часть II. Детство
 к дисциплине - установление правил, ограничений и их проведение в жизнь меняются так же, как и другие аспекты культуры. В течение 50-х и в начале 60-х годов XX века в литературе, посвященной воспитанию детей, встречались предостережения против применения строгих, подавляющих волю детей воспитательных мер; родителей пугали тем, что они подавляют эмоции ребенка и превращают его в тревожного, подавленного, невротичного человека. В педагогической литературе 70-х и 80-х годов, напротив, указывалось на то, что детям необходим определенный внешний социальный контроль, последовательность и твердость в требованиях родителей для того, чтобы они могли чувствовать себя спокойно и уверенно. В течение 90-х годов сохранялась тенденция к более строгому родительскому контролю. Конечно, потребность детей в любви и одобрении также признается (Perry, Bussey, 1984). Родителям советуют:
 1. Культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки. Привязанность, как всякое социальное поведение, нуждается в ответном чувстве. Счастливые дети обнаруживают большую зрелость, у них лучше развиты самоконтроль и просоциальное поведение.
 2. Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать просоциальное поведение детей (помощь, заботу о других).
 3. Предъявлять детям разумные ожидания и требования, настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными.
 4. Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением ребенка. Их использование способствует формированию у него аналогичного поведения, может стать причиной появления в его характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.
 5. Помочь ребенку учиться владеть собой и развивать чувство контроля над обстоятельствами.
 6. Использовать индуктивный метод (объяснение, убеждение) для того, чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе.
 К этому списку мы можем добавить еще один пункт: рассказывать детям случаи из жизни и просто вымышленные истории и сказки, которые укрепляют социальные и нравственные ценности (Miller et al., 1997).
 Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, какие чувства их действия могут вызвать у окружающих. Кроме того, у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков: это помогает детям развить чувство ответственности за свое поведение. В целом контроль ребенка над собственным поведением будет зависеть не только от руководства и теплоты родителей, но и от того, насколько он ориентируется в ситуации.
 Братья и сестры
 Первой и ближайшей группой сверстников, влияющей на развитие личности ребенка, являются его братья и сестры. Общение с ними дает малышу опыт, отличающийся от опыта, получаемого в ходе взаимодействия с родителями. Предельная откровенность между сиблингами позволяет испытать взлеты и падения
 Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 407
 человеческих отношений на базальном уровне. Сиблинги бывают беззаветно преданными, а могут презирать друг друга или развивать амбивалентные отношения любви-ненависти, которые иногда сохраняются на протяжении всей жизни. Хотя родители дошкольников часто жалуются на соперничество своих детей, которое приводит к ссорам и дракам, сиблингов обычно связывают сильная привязанность и дружба, оказывающие огромное влияние на их поведение. Даже если у них большая разница в возрасте, жизнь бок о бок с равными себе по положению (дети одной семьи) и в то же время не равными по ряду других качеств - возрасту, росту, полу, занятиям, уму, внешней привлекательности людьми не проходит бесследно. Действительно, очень важно, когда братья и сестры помогают друг другу усваивать социальные понятия и роли, подбивая друг друга на какие-то действия, удерживая от чего-то (Dunn, 1983, 1985).
 Джуди Данн (Dunn, 1993) описывает пять основных направлений, по которым различаются отношения между детьми в одной семье: соперничество, привязанность, безопасность, близость (в том числе откровенность и шутливые отношения), общие фантазии. Например, первое из них, привязанность: некоторые дошкольники уже в 2-летнем возрасте так привязываются к своим братьям и сестрам, что достаточно тяжело переживают их отсутствие, приходят в восторг, когда они возвращаются и, присоединившись к ним, исследуют многообразие окружающего мира. Привязанность сиблингов друг к другу может соперничать по прочности с привязанностью родителя к своему ребенку. В то же время некоторые из них практически не находят общих занятий, живя каждый в своей эмоциональной среде.
 Как порядок рождения, или статус сиблинга, влияет на личность каждого ребенка? Несмотря на то что предыдущие поколения психологов выдвинули множество предположений, объясняющих влияние порядка рождения на личность, данные современных исследований не всегда согласуются с их взглядами. Фактически не существует таких индивидуальных особенностей, которые зависят только от порядка рождения. Это, однако, не означает, что дети из одной семьи обладают похожими личностями. В действительности сиблинги могут так же сильно отличаться друг от друга, как и дети из разных семей (Plomin, Daniels, 1987).
 Одна из причин, в силу которых ребенок отличается от своих братьев и сестер, заключается в том, что детям необходимо определить и упрочить свою неповторимую идентичность. Так, если старший ребенок серьезен и прилежен, то млад-
 
 Семьи представляют собой важный источник усвоения
 установок, убеждений и одобряемых моделей поведения,
 иногда вплоть до осанки и последней детали одежды
 
 408 Часть II. Детство
 
 Обучение детей саморегуляции
 Разве не достаточно теплоты, любви и контроля со стороны родителей, чтобы дети выросли здоровыми, могли добиться успеха в жизни? Как показало исследование, проведенное Джоном Готманом и его коллегами, Линн Катц и Кэрол Хувен (Gottman, Katz & Hooven, 1996), этого мало. Исследователи обнаружили, что большое влияние оказывает то, как родители борются со своими эмоциями и эмоциями своих детей. Это может серьезно влиять не только на психическое и физическое здоровье ребенка, но и на его академические достижения. Независимо от того, каким уровнем интеллекта они обладают, дети родителей, которые научили их справляться со своими эмоциями, могут дольше концентрировать свое внимание, имеют более высокие оценки по чтению и математике, обнаруживают меньше поведенческих проблем, отличаются более низкой частотой сердечно-сосудистых сокращений. Кроме того, в их анализах мочи обнаруживается меньшая концентрация гормонов стресса.
 Были определены четыре типа родителей:
 1) помогавшие детям осмыслить свои эмоции и конструктивно их выражать;
 2) игнорировавшие гнев или уныние своих детей;
 3) осуждавшие детей за подобные чувства и
 4) полагавшие, что роль родителей ограничивается простым принятием эмоций своего ребенка.
 Оказалось, что дети родителей из первой категории обгоняли сверстников как в интеллектуальном, так и в физическим развитии. Ученые, проводившие данное исследование, полагают, что эти результаты могут помочь родителям научить детей более эффективным способам управления своими эмоциями. Как объясняет Гоффман: "Популярная литература для родителей очень часто содержит советы, как добиться от детей послушания и дисциплины. Но очень редко в ней можно встретить описание того, как наладить эмоциональную связь с ребенком". Например, один отец, пытаясь развлечь свою загрустившую маленькую дочку, качал ее на руках и пробовал усаживать перед телевизором. Но, несмотря на проявленную заботу, не смог оказать своей дочери активной помощи в осознании и преодолении нахлынувшей на нее грусти. Наиболее эффективным подходом было бы спросить саму девочку о том, что ее печалит, что она может предпринять здесь и сейчас, чтобы почувствовать себя легче. Подобным образом, если мальчик завидует своему брату, родитель может поговорить с ним о причине его зависти и сказать: "Ты не можешь ударить своего брата, но когда ты начинаешь ему завидовать, ты можешь поговорить со мной об этом".
 ший может стать шумливым и непоседливым. Девочка, у которой четыре сестры и ни одного брата, может отвоевать себе нишу в семейной жизни, приняв маскулинную роль. Другая причина связана с уникальностью личного опыта в отличие от общих для братьев и сестер жизненных ситуаций (см. главу 3). Несмотря на то что дети из одной семьи участвуют в одних и тех же событиях, живут в одном и том же доме с теми же родителями, у каждого ребенка есть множество личных переживаний, которые неведомы остальным. Вот что говорит по этому поводу Роберт Пломин (Plomin, 1990): "Членов одной семьи скорее объединяет ДНК, чем общий опыт. Значимые средовые эффекты специфичны для каждого ребенка". Какая-то часть личного опыта связана с порядком рождения. Например, первенец может получить больше тепла и внимания по сравнению с другими братья-
 Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 409
 ми и сестрами. Другая его часть, связанная с болезнью, изменениями рода занятий и финансового положения семьи, переменами в отношениях со сверстниками в школе, не имеет никакого отношения к порядку рождения (Bower, 1991a). Несмотря на то что порядок рождения не оказывает достаточно ясного, постоянного и предсказуемого воздействия на личность, во многих исследованиях обнаружено его влияние на интеллект и достижения ребенка, и здесь первенцы имеют явное преимущество перед остальными сиблингами в семье. В среднем старшие дети имеют более высокий коэффициент интеллекта, а в школе и в последующей карьере достигают гораздо лучших результатов. Столь же высокие достижения могут быть у единственного ребенка в семье. Однако у таких детей коэффициент интеллекта в среднем немного ниже, чем у первенцев из семей, где есть два или три ребенка (Zajonc, Markus, 1975). Одним из объяснений такого результата может быть то, что единственные дети никогда не имели возможности играть роль учителя для своих младших братьев и сестер, способствующую интеллектуальному развитию (Zajonc, Hall, 1986).
 Однако различия в коэффициенте интеллекта, в основе которых лежит порядок рождения, выражены лишь в виде слабой тенденции. Гораздо более значительные и стойкие различия проявляются, когда исследователи учитывают размер семьи. Чем больше детей в семье, тем ниже коэффициент их интеллекта и тем реже они заканчивают высшие учебные заведения. Такое соотношение сохраняется даже при контроле других факторов, таких как структура семьи и ее доход (Blake, 1989). Отметим, однако, что структура семьи (полная семья или нет) и ее доход влияют на коэффициент интеллекта и достижения детей даже в большей степени, чем порядок рождения или их количество (Ernst, Angst, 1983).
 Старшие братья и/или сестры являются важными моделями, поведению которых подражают младшие. Исследователи полагают, что если у мальчика есть старший брат или у девочки - старшая сестра, они проявляют более типичное для своего пола поведение, чем те, чей пол не совпадает с полом старших детей в семье (Sutton-Smith, Rosenberg, 1970). Кроме того, сила влияния такого фактора, как "статус сиблинга", зависит от разницы в возрасте между детьми. Чем ближе
 Контрольные вопросы к теме
 "Семейная динамика"
 
  Авторитетный стиль родительского воспитания наиболее полезен для детей.
 Психологически жестокое обращение так же вредит ребенку, как и физическое насилие.
 Большинство родителей, жестоко обращающихся со своими детьми, обладают психическими нарушениями.
 особствуя развитию саморегуляции, родителям следует устанавливать последовательные ожидания и требования.
 Первенцы и единственные дети в семье обычно значительно умнее, чем дети, рожденные позже.
 
 Вопрос для размышления
 Где бы вы провели черту между приемлемыми средствами обеспечения дисциплины и жестоким обращением с детьми? Почему?
 
 410 Часть II. Детство
 они по возрасту, тем интенсивнее бывают их отношения (Sutton-Smith, Rosenberg, 1970).
 Однако эффект порядка рождения сильно варьирует в зависимости от принадлежности к той или иной культуре. Роберт Ливайн утверждает, что концепция порядка рождения существенно различается для семей, живущих в странах с климатическими условиями, способствующими процветанию земледелия (как Кения), и, например, американских. Во многих аграрных странах несколько семей - идю-дители, и дети - могут ютиться в одной хижине. В результате нередки случаи, когда дети нескольких матерей воспитываются вместе, тогда как в американской семье первенец часто бывает единственным ребенком в доме. Он имеет свою комнату, собственные вещи, в любое время может рассчитывать на внимание родителей, если ему захотелось поговорить или поиграть с ними. Первенец в аграрной стране живет со старшими детьми из других семей. В его обязанности, как и в обязанности большинства старших сиблингов, входит забота о малышах и их обучение. Поэтому, заключает Ливайн, "первый социальный опыт единственного или первого ребенка в земледельческой стране редко настолько отличается от опыта его младших братьев и сестер, насколько он отличается у первенцев и последующих детей в американских семьях среднего класса" (LeVine, 1990, р. 105).
 Краткое содержание главы
 • Три основных подхода к изучению развития - психодинамическое направление, теория социального научения и когнитивный подход акцентируют внимание на различных процессах, протекающих в течение раннего детства.
 Проблемы развития и техники совладания
 Страхи маленьких детей специфичны, а тревоги - общие. Страхи и тревоги маленьких детей могут возникать под влиянием как внутренних, так и внешних причин; большинство из них - естественная часть процесса взросления.
 Исследования показали, что маленькие дети чаще всего боятся незнакомых людей и вещей, темноты, громких звуков и падения. Систематическая десенсибилизация и активное моделирование - методы лечения фобий у детей.
 Снижение стресса, испытываемого ребенком, способствует снижению количества его страхов и тревог.
 Дети вырабатывают свои собственные способы борьбы со страхом и тревогой; даже очень маленький ребенок использует защитные механизмы. Западные общества ожидают, что дети начнут прогрессивно приобретать все большую эмоциональную регуляцию и саморегуляцию как негативных, так и позитивных эмоций.
 Чувства вины и стыда тесно связаны с эмоциональной регуляцией ребенка. Чувственность и сексуальное любопытство - обычное явление в течение раннего детства.
 Конфликты развития в раннем детстве - стремление к автономии против зависимости и стремление к инициативе против чувства вины; автономия
 Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 411
 и инициатива непосредственно связаны с приобретением навыков, умений и развития компетентности.
 Агрессия и просоциальное поведение
 • Маленькие дети могут демонстрировать и враждебную, и инструментальную агрессию; и то и другое отличается от ассертивного поведения.
 • Физические проявления агрессии снижаются в течение раннего детства по мере замещения их вербальной агрессией.
 • Фрустрация может привести к агрессии, а агрессия иногда возникает вследствие фрустрации.
 • Физические наказания могут сделать ребенка еще более агрессивным; также повышению агрессии детей способствует наблюдение за моделями, показывающими агрессивное поведение, и насилия непосредственно в жизни или на телеэкране; последнее явление потребовало принятия в США законодательного акта в 1999 году.
 • Альтруизм, эмпатия и другие аспекты просоциального поведения могут усваиваться через обусловливание, а также через наблюдение за моделями; техники, укрепляющие просоциальное поведение, - исполнение роли и индукция.
 • Выраженность такого просоциального поведения, как сотрудничество, значительно варьирует в различных культурах.
 Сверстники, игра и развитие социальных навыков
 • Игра обычно проходит пять стадий развития: одиночная игра, игра-наблюдение, параллельная, ассоциативная, совместная.
 • Социальная сюжетно-ролевая игра (социальная "игра понарошку") проявляется в середине раннего детства, ее формы и значения варьируют от культуры к культуре.
 • Непопулярность ребенка в течение раннего детства может оказывать влияние и в дальнейшем; непопулярные дети часто бывают агрессивными или изолированными.
 • Для популярных детей обычно характерна склонность к сотрудничеству, они демонстрируют целый ряд других видов просоциального поведения.
 • Воображаемые товарищи - широко распространенное явление в период раннего детства; маленькие дети, имеющие таких друзей, обычно бывают более общительными и креативными.
 Понимание себя и других
 • Я-концепция представлена в начале раннего детства, она становится более сложной и отточенной с возрастом.
 • Я-концепция частично приобретается через сравнение себя с другими; маленькие дети чаще определяют себя в терминах физических характеристик при сравнении с другими, а старшие - через свою деятельность.
 • Тендерные различия появляются в результате взаимодействия генетических предпосылок и действия окружающей среды; ранние тендерные раз-
 412 Часть II. Детство
 личия обычно незначительны, существует сильное наложение друг на друга мужских и женских черт.
 • Гендерно-специфические модели поведения и тендерные стереотипы появляются в раннем детстве; многие из них усваиваются так же, как и агрессивное или просоциальное поведение.
 • Сначала развивается половая идентичность; затем, ближе к концу раннего детства - постоянство пола. J
 • Люди с андрогинной личностью демонстрируют как маскулинные, так и фемининные желательные черты.
 • Социальные понятия и правила интернализуются в результате моделирования и подражания, а также как следствие активных усилий ребенка, направленных на их усвоение.
 • Понимание дружбы начинается в раннем детстве, но не завершается до среднего детства или еще более позднего периода.
 Семейная динамика
 • Взаимодействие родительских контроля и теплоты определяет четыре стиля родительского поведения: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный; каждый оказывает значимо различающиеся эффекты на детей, хотя они существенно варьируют в разных культурах и нельзя утверждать, что один из них является оптимальным.
 • Переговоры и разделенные цели родителей и детей обычно считаются позитивным процессом.
 • И физически, и психологически жестокое обращение разрушительно действует на ребенка, может иметь продолжительные последствия; психологическое насилие над детьми принимает шесть различных форм.
 • Существуют психиатрические, социологические и ситуативные факторы, повышающие риск жестокого обращения с детьми; факты насилия над ребенком имеют место во всех слоях общества.
 • Исторически подходы к воспитанию менялись; рекомендуемый сейчас подход - сочетание теплоты, акцентирование желательных форм поведения вместо борьбы с нежелательными, последовательность требований, сведение к минимуму применения силы, помощь ребенку в обретении умения контролировать себя и использование индукции.
 • Соперничество сиблингов менее вероятно, чем дружба; они могут спорить, но в целом склонны вырабатывать сильную привязанность друг к другу.
 • Не обнаружилось значимого влияния статуса сиблинга, или порядка рождения, на личность, хотя первенцы и единственные дети в семье в среднем имеют несколько более высокие коэффициенты интеллекта; последствия порядка рождения существенно различаются в разных культурах.
 ГЛАВА 9
 ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В СРЕДНЕМ ДЕТСТВЕ
 Предварительный обзор
 Знаете ли вы?
 Что мозг в среднем детстве демонстрирует начальное резкое ускорение роста и к концу периода достигает размера мозга взрослого человека?
 Что в течение среднего детства сила и моторные способности мальчиков и девочек сопоставимы?
 Почему большинство американских детей в течение этого периода бывают тучными? Что в то время, как тучность детей в США повышается, их физическая подготовленность постоянно ухудшается?
 Что в этот период несчастные случаи вызывают больше смертей детей, чем все семь остальных главных причин вместе?
 Какие существуют различия между дооперациональным и наглядно-действенным мышлением и как они оцениваются? Как применяется теория Пиаже в начальном образовании? Что в течение среднего детства происходит ряд значительных улучшений навыков памяти и появляется метапознание?
 Какие отношения связывают грамотность и культуральный контекст? Каковы различия между критериально-ориентированными тестами и тестами, ориентированными на статистическую норму?
 Как начиналось тестирование интеллекта и какое положение оно занимает сегодня? Что существует много различных, зачастую конфликтующих, теорий, объясняющих природу интеллекта?
 Какими навыками должны обладать дети при поступлении в школу? Какие факторы дома и в школе определяют академические успехи ребенка? Что школы иногда содействуют различиям навыков в результате гендерных стереотипов? Что такое умственная отсталость и что могут достичь люди при разной степени ее выраженности?
 Что такое нарушение способностей к обучению, с какими трудностями в школе и других местах сталкиваются дети, страдающие такими расстройствами? Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), как он лечится? Это главные темы главы.
 414 Часть II. Детство
 Среднее детство - в западных странах период жизни детей от 6 до 12 лет, важный период, когда они усваивают и усовершенствуют различные навыки: от чтения и арифметики до игры в мяч и танцев. Это время испытания ребенком своих сил, решения сложных задач, возникающих как результат вызова самому себе, как следствие взаимодействия с окружающей средой. Те, кому удается справиться с этими задачами, становятся более умелыми и уверенными в себе; у тех, чьи попытки заканчиваются неудачей, возможно развитие чувства неполноценности или более слабого чувства Я. Эриксон, стремясь передать дух этого этапа жизни, назвал детство периодом созидания (industry).
 В данной главе мы приведем несколько примеров того, с каким прилежанием дети развивают и совершенствуют свои физические и когнитивные умения. Мы также рассмотрим задачи и проблемы школы, связанные со средним детством, включая способы проведения и интерпретации результатов тестов интеллекта и достижений, а также современные подходы к пониманию неспособности к обучению и умственной отсталости.
 Необходимо помнить, что индивидуальное развитие человека определяется взаимодействием физических, когнитивных и психосоциальных факторов. Частично благодаря улучшению функционирования нервной системы (происходит миелинизация ретикулярной формации) дети теперь могут концентрировать свое внимание в течение более длительного временного интервала. Более развитые когнитивные навыки позволяют им предвидеть действия других людей и планировать стратегии своих действий. Эти и другие изменения влияют на выбор ребенком занятий и деятельности, на вероятность достижения им успеха или неудачи.
 Физическое и моторное развитие
 Среднее детство - время, когда дети совершенствуют свои двигательные способности и становятся более независимыми. При наличии благоприятных возможностей или специальном обучении они способны научиться ездить на велосипеде, прыгать через скакалку, плавать, танцевать, писать и играть на музыкальных инструментах. Впервые такие командные виды спорта, как бейсбол, баскетбол и футбол, приобретают особое значение благодаря улучшению координации движений. В этом разделе будут рассмотрены изменения физических характеристик и двигательных навыков, наблюдаемые у детей младшего школьного возраста. Кроме того, мы обсудим ряд важных, связанных со здоровьем детей проблем, возникающих в течение этого периода развития, включая ожирение, поддержание физической формы, травмы и несчастные случаи. И наконец, поговорим о необходимости создания дома и в школе обстановки, обеспечивающей возможность активной жизнедеятельности и тренировки навыков.
 Физический рост и морфо-функциональные изменения
 В среднем детстве происходит более медленный и плавный рост ребенка по сравнению с первыми 2 годами жизни. Шестилетний ребенок в среднем весит 20,5 кг, а рост его равен 106 см. С момента поступления детей в школу наступает период равномерного роста, который длится примерно до 9 лет у девочек и до 11 лет у мальчиков, т. е. до того времени, когда начинается пубертатный скачок роста (гла-
 Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве 415
 
 Рис. 9.1. Изменения размеров и пропорций тела в среднем детстве. На протяжении среднего детства наблюдаются значительные вариации в характере и темпах роста. Иллюстрированные изменения являются типичными
 ва 11). На рис. 9.1 показаны типичные для среднего детства изменения размеров и пропорций тела. Мы видим, что на протяжении этого периода наблюдаются значительные вариации в темпах и степени роста; не все дети взрослеют с одинаковой скоростью. Рост определяется динамическим взаимодействием таких факторов, как среда, питание, половые различия и генетические факторы. Например, до 9-летнего возраста девочки немного легче и ниже мальчиков, однако затем темпы их роста резко увеличиваются благодаря интенсивным гормональным изменениям, начинающимся у них раньше, чем у мальчиков. Известно, что иногда встречаются мальчики и девочки, отстающие по росту и весу от своих сверстников. Эти различия могут оказывать влияние на образ тела ребенка и его Я-концепцию в целом, что является еще одним примером взаимодействия процессов физического, социального и когнитивного развития.
 Внутренние изменения
 Созревание скелета. В среднем детстве происходит удлинение костей по мере увеличения тела в продольном и поперечном размерах. Этот процесс может иногда сопровождаться усиливающимися болями. Онемение конечностей и ноющая боль в костях особенно часто беспокоят ночью и могут доставлять ребенку неприятные переживания. Некоторые быстро растущие дети испытывают такие боли уже в 4-летнем возрасте. Другие начинают чувствовать эти симптомы только в подростковый период. В любом случае, детям нужно объяснить, что это нормальная реакция организма на процесс роста (Nichols, 1990; Sheiman & Slomin, 1988).
 41 Ь часть м. детство
 Родители должны сознавать, что скелет и связки ребенка младшего школьного возраста еще окончательно не созрели и поэтому большие нагрузки на тренировках могут привести к серьезным травмам. Так, например, у питчеров (игроков бейсбольной команды, специализирующихся на подаче мяча. - Примеч. перев.) детской бейсбольной лиги травмы плечевых и локтевых суставов - обычное дело. У тех, кто занимается контактными видами спорта, часто травмируются лучеза-пястные, голеностопные и коленные суставы. \
 Начиная с 6 или 7 лет дети теряют свои молочные, или "младенческие"^убы. Когда появляются первые постоянные зубы, они иногда кажутся слишком большими для детского рта, до тех пор, пока кости лицевой части черепа в процессе роста не приобретут соответствующих размеров. Два бросающихся в глаза признака среднего детства: беззубая улыбка 6-летнего ребенка и "бобровые клыки" 8-летнего.
 Жировые и мышечные ткани. После 6-месячного возраста начинается уменьшение толщи подкожного жирового слоя, продолжающееся до 6-8-летнего возраста; этот процесс особенно заметен у мальчиков. Мышцы детей обоих полов увеличиваются по длине, ширине и толщине (Nichols, 1990). Мальчики и девочки в течение среднего детства примерно равны по физической силе.
 Развитие головного мозга. Между 6 и 8 годами передний мозг испытывает небольшой скачок роста. К 8 годам мозг ребенка составляет 90% от величины взрослого. В период среднего детства его развитие, по-видимому, влечет за собой более эффективное функционирование различных структур, например лобных долей коры головного мозга, ответственных за мышление и сознание. Поверхность этой области несколько увеличивается по площади вследствие непрерывного ветвления нервных волокон. Кроме того, в эти годы более явной становится латерализа-ция полушарий головного мозга (Thatcher, Walker & Guidice, 1987). Мозолистое тело созревает как в структурном, так и в функциональном отношении. Как мы увидим позже в этой главе, именно в это время ребенок переходит на стадию, названную Пиаже стадией конкретных операций.
 Развитие двигательных навыков
 Грубая моторика. Ребенок младшего школьного возраста способен выполнять контролируемые целенаправленные движения (Nichols, 1990). К возрасту 5 лет, когда ребенок обычно поступает в подготовительную группу детского сада, он обладает достаточно сформированными локомоторными навыками: умеет бегать, прыгать и скакать на одной ноге. Эти движения выполняются размеренно и с относительно небольшим количеством механических ошибок. Приобретенная физическая ловкость провоцирует у них интерес к различным видам спорта и активным действиям. Они лазают по деревьям, переплывают реку, стоя на бревне, и прыгают по балкам недостроенного дома. Многочисленные исследования говорят о значительном прогрессе моторного развития в этот период. В возрасте 7 лет мальчик может бросить мяч примерно на 10,5 м. К 10 годам это расстояние увеличивается вдвое, а к 12 - втрое. Точность броска при этом также повышается. У девочек наблюдается аналогичный прогресс в умении бросать и ловить мяч, но дальность его полета при этом меньше, чем у мальчиков (Williams, 1983).
 Однако межполовые различия двигательных навыков до начала полового созревания в большей степени обусловлены обстоятельствами жизни и культурными
 Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве 417
 
 К началу среднего детства мелкая моторика детей достигает уровня развития, необходимого для рисования карандашом и красками, письма и лепки фигур из глины и папье-маше
 
 ожиданиями, чем реальными физическими особенностями (Cratty, 1986; Nichols, 1990). Эти различия тесно связаны со временем, в течение которого ребенок практикует тот или иной двигательный навык. Так, у девочек, играющих в основном составе детской бейсбольной лиги, бросок дальше и точнее, чем у сидящих на скамейке запасных. Мальчики и девочки, играющие в футбол, занимающиеся другими видами спорта, обнаруживают сходные различия в своих навыках.
 Мелкая моторика. Мелкая моторика также быстро развивается на протяжении среднего детства, на базе из тех навыков, которым детей научили в детских садах и яслях. В группах подготовки к школе педагоги помогают детям овладеть навыками письма, предоставляя им возможность рисовать карандашами и красками, вырезать из бумаги, лепить из глины и пластилина различные фигуры. В процессе этих занятий дети узнают, как рисовать окружности, квадраты и, наконец, треугольники. Каждая усложняющаяся геометрическая фигура требует более совершенной зрительно-моторной координации, которой детям необходимо достичь, прежде чем они начнут учиться писать. Большинство необходимых для письма навыков мелкой моторики развивается на 6-7-м году жизни ребенка. Однако некоторые совершенно нормальные дети не способны нарисовать ромб или освоить написание отдельных букв вплоть до 7-летнего возраста.
 Совершенное владение своим телом, развивающееся у детей на протяжении этого периода, способствует развитию у них чувства "я могу" и позволяет оценить себя по достоинству, что, безусловно, важно для психического здоровья. Кроме того, умение хорошо владеть своим телом способствует признанию со стороны сверстников. Неуклюжих, с плохой координацией детей часто не принимают в групповые игры и занятия, они могут продолжать чувствовать себя лишними еще долго после того, как их физическая неловкость сама собой исчезнет. В табл. 9.1 представлен обзор физических особенностей детей младшего возраста.
 Здоровье, физическая форма и несчастные случаи
 Среднее детство - один из самых здоровых периодов в жизни человека. Хотя такие незначительные заболевания, как ушные инфекции, простуда и расстройства желудка, широко распространены в дошкольном детстве, большинство детей в возрасте 6-12 лет болеют ими реже. Отчасти это можно объяснить иммунитетом, выработавшимся вследствие перенесенных ранее болезней. Кроме того, больший-
 418 Часть II. Детство
 ство школьников лучше знают и чаще применяют правила личной гигиены, здорового образа жизни (O'Connor-Francoeur, 1983; Starfield, 1992). Тем не менее и в среднем детстве несерьезные заболевания отнюдь не редкость. В это время у детей довольно часто развивается миопия (близорукость), в результате которой 25% белых учеников 6-х классов из средних слоев общества носят очки или контактные линзы.. Ч
 Таблице 9.1 Физическое развитие в среднем детстве
 5-6 лет
 • Устойчивое увеличение роста и веса
 • Устойчивый рост физической силы у мальчиков и девочек
 • Растущее осознание положения тела, его основных движений
 • Более полное использование возможностей всех частей тела
 • Совершенствование грубой моторики
 • Неспособность связывать отдельные моторные навыки в единое целое действие
 7-8 лет
 • Устойчивое увеличение роста и веса
 • Устойчивый рост физической силы у мальчиков и девочек
 • Более полное использование возможностей всех частей тела
 • Совершенствование грубой моторики
 • Повышение вариативности использования освоенного действия, но еще без увязывания с другими действиями
 9-10 лет
 • Скачок роста у девочек
 • Увеличение физической силы девочек, сопровождаемое снижением гибкости
 • Осознание и развитие всех частей и систем тела
 • Способность объединять моторные навыки в связные сложные действия
 • Улучшение способности сохранять равновесие
 11 лет
 • Девочки обычно обгоняют мальчиков в росте и весе
 • Скачок роста у мальчиков
 • Точность реакции при перехвате движущихся объектов
 • Дальнейшее повышение связности и гибкости сложных действий
 • Дальнейшее улучшение навыков мелкой моторики
 • Дальнейшее повышение вариабельности исполнения освоения действий
 Было высказано предположение, что незначительные заболевания, такие как простуда, играют положительную роль в психологическом развитии детей (Par-melee, 1986). Хотя подобные болезни мешают посещению школы, исполнению семейных ролей и планов, дети и члены их семей быстро возвращаются к нормальному ритму жизни. Но благодаря таким заболеваниям ребенок учится преодолевать стрессы. Кроме того, у него развивается более реалистичное понимание того, что значит "быть больным", и повышается уровень эмпатии к тем, кто болеет.
 Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве 419
 Избыточный вес. Избыточный вес - распространенная проблема среднего детства в развитых и в некоторых развивающихся странах. Высокий избыточный вес ребенка, как определяется NCHS, это вес, превышающий нормальный вес 95% детей того же возраста. В середине 90-х годов XX века почти 14% американских детей в возрасте от 6 до 11 лет попали в эту категорию, что является существенным увеличением по сравнению с серединой 60-х годов, когда это число составляло всего 5% (NCHS, 1999). Очевидно, что проблема избыточного веса детей становится все более насущной. Около 70% детей, имеющих лишний вес в возрасте от 10 до 13 лет, вырастая и становясь взрослыми, продолжают страдать от полноты (Epstein & Wing, 1987). Чрезмерные жировые отложения увеличивают вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний, повышения артериального давления, диабета и других многочисленных медицинских проблем.
 Важную роль в развитии ожирения играют генетические факторы. Ребенок, один из родителей которого страдает ожирением, с 40% вероятностью также будет обладать избыточным весом. В случае, когда оба родителя отличаются чрезмерной полнотой, эта вероятность возрастает до 80%. Существуют и другие данные, свидетельствующие о генетической детерминации ожирения; приемные дети по параметру веса тела более похожи на своих биологических родителей, чем на приемных (Rosenthal, 1990; Stunkard, 1988).
 Однако генетическая предрасположенность - не единственный фактор, определяющий развитие, и не стоит пытаться объяснить избыточный вес ребенка только этой причиной. Факторы окружающей среды также имеют большое значение, что можно наблюдать в ситуации повышения случаев излишнего веса среди американских (США) детей. Одним из значимых факторов здесь является количество времени, проводимого перед телевизором (Flodmark, 1997), которое существенно увеличилось за прошедшие годы. Дети, проводящие перед телевизором большую часть свободного времени, лишают себя двигательной активности, необходимой для развития двигательных навыков и сжигания лишних калорий. Кроме того, если, сидя перед телевизором, они едят чипсы, запивая их сладкими прохладительными напитками, рекламируемыми по тому же телевидению, то теряют аппетит к более богатой питательными веществами и менее калорийной пище (Dietz, 1987). Подобный эффект на детей оказывают домашние компьютеры; дети тратят неимоверное количество времени на компьютерные игры, обмен электронной почтой, посещение чатов, "лазание по Сети [Интернет]".
 Еще одним важным фактором является поощрение родителями переедания. Начиная с младенчества некоторые родители перекармливают своих детей, давая им пищу либо в качестве успокоительного, либо из-за установки, что "здоровый ребенок - это толстый ребенок", круглый и румяный. Позже родители могут поощрять ребенка принимать пищу в качестве способа совладания с фрустрацией и тревогой или регулярно давая им пищевое подкрепление за проявление желаемых моделей поведения, стимулируя, таким образом, развитие паттерна переедания.
 Однако даже при избыточном весе ребенка не следует прибегать к разнообразным способам быстрого похудания. Детям необходима сбалансированная питательная диета для поддержания соответствующего энергетического уровня и нормальных темпов роста. Вместо попыток быстрого снижения веса у ребенка, надо прививать ему привычки здорового питания. В частности, следует увеличить
 420 Часть II. Детство
 потребление такой полезной для здоровья пищи, как фрукты и овощи, снизить потребление пищи с высоким содержанием жиров, например пиццы. Не менее важно повысить физическую активность для наращивания мышц и сжигания калорий. Программы снижения веса должны охватывать и детей, и взрослых (Epstein, Valoski, Wing & McCurley, 1990), потому что родители с избыточным весом могут меньше беспокоиться об ожирении своего ребенка, а также моделировать нездоровое пищевое поведение при отсутствии физической активности. )
 Хотя избыточный вес детей в меньшей степени является фактором риска для здоровья по сравнению с взрослыми, он тем не менее имеет серьезные социальные и психологические последствия. Сверстники могут отвергать таких товарищей из-за нетипичной внешности и неловкости движений. В результате такого неприятия у детей, страдающих ожирением, может сформироваться негативный образ Я, еще больше отбивающий у них желание играть со сверстниками или заниматься физической деятельностью, в том числе спортом, что могло бы способствовать снижению их веса. Таким образом, создается порочный круг, который помогает поддерживать вес на высоком уровне.
 Физическая форма. Здоровье человека часто определяется как отсутствие у него болезней. Однако лучшим показателем здоровья является уровень достигнутой человеком физической формы. Физическая форма - оптимальное функционирование сердца, легких, мышц и кровеносных сосудов, не требующее от ребенка выдающихся спортивных результатов. Но для достижения и поддержания формы нужно заниматься спортом и физическими упражнениями, которые обеспечивают четыре главных аспекта физического здоровья: гибкость, выносливость, силу и нормальное функционирование сердечно-сосудистой системы. Одни виды спорта способствуют ее поддержанию больше, чем другие. Например, при занятиях футболом, велосипедом, теннисом или плаванием задействуются многие группы мышц и системы организма, в то время как в бейсболе, где движения спортсмена эпизодичны, - лишь некоторые (Nichols, 1990).
 Тогда как процент избыточного веса среди американских детей неуклонно растет, физическая активность начала снижаться. Принимая во внимание, сколько часов школьники проводят у телевизора и компьютера, неудивительно, что многие из них ведут малоподвижный образ жизни. Кроме того, детям, которые после школы оказываются дома одни до прихода родителей, не разрешают подолгу играть на улице из соображений безопасности, что еще более снижает их уровень активности.
 Физическое воспитание в школе. Мы привыкли смотреть на школу главным образом с точки зрения ее влияния на когнитивное или социальное развитие детей. В то же время школа предоставляет благоприятные возможности и для физического, моторного развития. В программу обучения в начальной школе уроки физической культуры включены в том числе и потому, что физическая активность в детстве часто закладывает прочные основы активного образа жизни в зрелом возрасте. Физическое воспитание определяют как процесс тщательно спланированных и выполняемых под руководством учителя занятий физическими упражнениями, которые развивают двигательные способности и качества ученика, умение умело их использовать (Nichols, 1990). Физическое воспитание может проводиться в различных условиях: в классных комнатах, спортивных залах, на игровых и спортивных площадках.
 Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве 421
 Принимая во внимание неудовлетворительное физическое здоровье населения США и руководствуясь заботой о здоровье нации, необходимо всемерно способствовать привлечению детей к ежедневным занятиям физической культурой и участию в других видах физической деятельности. Такие программы могут помогать повышению общей физической активности детей и постепенному росту интереса к поддержанию физической формы в зрелом возрасте. Интересы здоровья нации требуют, чтобы на уроках физкультуры учащиеся не менее 50% времени посвящали тем видам физической деятельности, которой они могли бы заниматься в течение всей жизни, например занятиям бегом и плаванием (CDC, 1997b).
 Несчастные случаи и травмы. По мере развития координации движений, увеличения роста, веса и силы детей их занятия становятся все более опасными. Они увлекаются скалолазанием и лазаньем на деревья, велосипедом, скейтбордом и роликами. Многие участвуют в командных видах спорта, где велика вероятность травмы при столкновениях с другими игроками и падениях (Maddux, Roberts, Sledden & Wright, 1986). Начиная с младенчества потребность ребенка применять на практике вновь приобретенные навыки часто входит в конфликт с потребностью в защите от связанных с такой практикой опасностей. Кроме того, способность детей травмировать себя превосходит их способность предвидеть последствия своих действий или контролировать свое поведение (Achenbach, 1982). Предупреждения родителей об опасности езды на велосипеде или роликовой доске по улицам с оживленным автомобильным движением обычно игнорируются или быстро забываются в азарте игры.
 Несчастные случаи, особенно связанные с автомобильным транспортом, становятся причиной детской смертности чаще, чем остальные семь распространенных причин вместе: пневмония/грипп, болезни сердца, врожденные аномалии, рак, самоубийства и убийства (рис. 9.2). Заметьте, что согласно NCHS (NCHS, 1999), с 1980 года количество случаев действия каждой из перечисленных причин, приходящееся на 100 тысяч человек, значительно снизилось, за исключением двух причин: несколько повысился уровень убийств и более чем в два раза возросло число самоубийств. Фактические данные увеличились во всех категориях. Почти половина всех детских смертей происходит в результате несчастных случаев. Кроме того, они являются основной причиной детской инвалидности.
 
 Рис. 9.2. Главные причины смерти детей в возрасте 5-14 лет в США (в тысячах смертей в год). Источник: Hoyert, Kochanek & Murphy, 1999
 422 Часть II. Детство
 Контрольные вопросы к теме
 "Физическое и моторное развитие"
 . Как правило, созревание детей в течение среднего детства движется одинаковыми темпами. . Сила и моторное развитие в течение среднего детства зависят от существующих возможностей и практики, а не от генетических задатков. . Около одной трети американских детей имеют избыточный вес. . Болезни и врожденные аномалии являются причинами большинства смертей американских детей и случаев приобретения ими инвалидности. Вопрос для размышления Как физическое и моторное развитие (определяемое внутренними показателями) взаимодействует с внешними факторами?
 Когнитивное развитие
 Здесь мы вновь обратимся к двум направлениям изучения познания, в этот раз среднего детства: к теории когнитивного развития и информационному подходу. Ниже будут рассмотрены также метапознание и факторы приобретения грамотности.
 Пиаже и стадия конкретных операций
 Мышление 12-летнего ребенка существенно отличается от мышления 5-летнего. Это различие обусловлено не только большим объемом знаний, накапливаемых к 12 годам, но и различиями в способах мышления, обработки информации у дошкольников и младших школьников. Согласно теории Пиаже, учащийся начальной школы находится на стадии развития интеллекта, соответствующей уровню конкретных операций.
 Когнитивные способности. Значительная часть когнитивного развития ребенка в большинстве культур происходит в школе, начиная с возраста 5-7 лет. В этот период когнитивные, речевые и перцептивно-моторные навыки становятся более совершенными и взаимосвязанными, что в значительной степени облегчает некоторые виды научения и повышает их эффективность.
 Согласно теории Пиаже, возраст между 5 и 7 годами знаменует собой переход от дооперационального мышления к мышлению на уровне конкретных операций. Мышление становится менее интуитивным и эгоцентричным, постепенно превращаясь в логическое. К концу дооперациональной стадии такие его свойства, как ригидность, статичность, необратимость начинают, по выражению Пиаже, "таять". Мышление детей становится обратимым, более гибким и сложным. Они начинают обращать внимание на то, как объект меняется в процессе преобразований, и способны с помощью логических рассуждений соотнести эти различия во внешнем виде объекта. Дети способны устанавливать причинно-следственные связи, особенно если конкретный объект находится прямо перед ними и можно непосредственно наблюдать происходящие с ним изменения. Когда комок глины раскатан в форме колбаски, они уже не считают невероятным, что раньше он имел форму шара и что теперь ему можно придать новую форму, например кубика. Эта
 Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве 423
 возникающая у детей способность мысленно выходить за пределы ситуации или состояния, происходящих в настоящий момент, создает фундамент для систематического рассуждения на уровне конкретных операций, а несколько позже - на уровне формальных операций. В табл. 9.2 сопоставлены свойства дооперацио-нального и конкретно-операционального мышления.
 Таблица 9.2
 Стадия Возраст Особенности детского мышления Дооперацио-нальная От 2
 до 5-7 лет Ригидность и статичность
 Необратимость
 Сосредоточенность на "здесь и сейчас"
 Центрированность на одном измерении
 Эгоцентричность
 Сосредоточенность на бросающихся в глаза признаках
 Интуитивность Стадия конкретных операций От 5-7 до 12 лет Гибкость
 Обратимость
 Выход за пределы "здесь и сейчас"
 Многомерность
 Меньшая эгоцентричность
 Способность делать логические выводы (умозаключения)
 Поиск причинно-следственных связей Одно из различий между дооперациональным и конкретно-операциональным мышлением можно проиллюстрировать на примере использования детьми младшего школьного возраста приемов логического вывода, или умозаключений (Flavell, 1985). Вспомним эксперимент Пиаже на осознание инвариантности объема жидкости (глава 7). В этом эксперименте дети, находящиеся на дооперацио-нальной стадии мышления, высказывают твердое убеждение, что в высоком и узком сосуде содержится больше жидкости, чем в низком и широком, несмотря на то, что в самом начале им показывают, что количество воды в обоих стаканах одинаково. В противоположность этому дети, достигшие стадии конкретных операций, прекрасно понимают, что оба сосуда содержат равное количество жидкости. Они начинают иначе размышлять о состояниях и превращениях вещей и потому способны запомнить, как жидкость выглядела до того, как ее влили в узкий сосуд. Дети, обладающие способностью к конкретным операциям, могут мысленно представлять, как жидкость при переливании из одного сосуда в другой меняет форму и какую форму она примет, если перелить ее обратно. Они также понимают, что изменение одного параметра, такого как высота, может компенсироваться изменениями другого, такого как ширина. Соответственно их мышление является обратимым и децентрированным.
 Кроме того, дети, достигшие стадии конкретных операций, понимают, что различия между похожими объектами можно измерить. В известной задаче Пиаже (Piaget, 1970) со спичками, проиллюстрированной на рис. 9.3, детям показывали выложенную из 6 спичек ломаную линию и другую, прямую, из 5. Когда их проси-
 424 Часть II. Детство
 
 Рис. 9.3. Задача Пиаже со спичками. Дети на стадии конкретных операций ясно понимают, что верхняя, ломаная, линия из 6 спичек, длиннее, чем нижняя, прямая, из 5. Дети младшего возраста обычно говорят, что нижняя длиннее, поскольку сосредоточивают внимание главным образом на крайних точках линий, а не на том, как между этими точками расположены
 спички
 ли сравнить их, то младшие дети сосредоточивали внимание на расстоянии между крайними точками линий и потому считали ту, что состоит из 5 спичек, более длинной. Дети, мыслящие на уровне конкретных операций, уже способны были принять в расчет само расположение спичек и потому отвечали, что длиннее та, что из 6.
 В отличие от детей, находящихся на дооперациональной стадии, дети, достигшие уровня конкретных операций, способны теоретически рассуждать о мире, в котором живут. Они размышляют о том, что может произойти в ближайшем будущем, и ожидают наиболее вероятные события; строят догадки по поводу определенных условий и в дальнейшем проверяют свои предположения. Например, дети могут предполагать, сколько выдохов нужно сделать, надувая шарик, чтобы он не лопнул, и, учитывая это, будут делать именно такое количество выдохов, а если захотят, чтобы шарик лопнул, то больше. Однако их способность теоретизировать распространяется только на конкретные объекты и социальные отношения, которые доступны наблюдению и проверке. Дети не строят теорий об абстрактных понятиях, намерениях или отношениях до тех пор, пока не достигнут стадии формальных операций, что обычно происходит в возрасте 11-12 лет.
 Переход от дооперациональной стадии к конкретно-операциональному мышлению происходит не вдруг. Эта цель развития достигается путем накапливаемого годами опыта манипулирования с различными предметами и материалами в окружении ребенка и познания их свойств. Согласно Пиаже, дети приобретают эту более сложную и тонкую форму мышления в процессе активного исследования физической среды, задавая себе вопросы и в основном находя на них ответы.
 Теория Пиаже и педагогика. Дети извлекают пользу из стимуляции, которая несколько опережает уровень их актуального развития. Некоторые исследователи считают, что подобная организация обучения может также ускорять когнитивное развитие детей, находящихся на дооперациональной стадии, и их переход на стадию конкретных операций. Обучение наиболее эффективно, когда дети достигли состояния готовности.
 Многие из предложенных Пиаже основных понятий нашли применение в педагогике, особенно в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла и математики. В качестве примера можно привести использование материальных объектов для обучения 5-7-летних детей. Объединяя, сравнивая и противопоставляя конкретные предметы (например, кубики и стержни различных форм и размеров
 Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве 425
 
 Рис. 9.4. Пространственная организация. Несколько способов пространственной
 организации 16 кубиков. Размещая кубики разными способами, учитель может
 помочь ученикам младших классов понять количественное значение числа 16
 или семена, прорастающие в песке, воде или земле), дети устанавливают сходство, различия и связи.
 Один из способов использования материальных объектов - образование из них простых конфигураций (рис. 9.4). Объясняя учащимся 2-го класса количественное значение числа 16, учитель может показать им несколько различных пространственных конфигураций, образованных из 16 кубиков, разложив их в два столбца по 8, все 16 в один ряд, в четыре ряда по 4. Затем он может сказать детям о принципе сохранения, показав им, что количество кубиков остается прежним, несмотря на все изменения в их расположении.
 Можно привести много других примеров практического применения понятий, предложенных Пиаже. Например, арифметические действия сложения и вычитания требуют понимания обратимости (5 + 8 = 13 и 13 - 5 = 8). Тем более что лучше всего научиться этим операциям дети могут в процессе манипулирования реальными предметами. Понимание основных принципов теории когнитивного развития Пиаже облегчает разработку эффективных уроков и их организацию в логическую последовательность. Понятия Пиаже находили применение в практике преподавания самых разнообразных предметов, включая общественные и естественнонаучные дисциплины, музыку и изобразительное искусство.
 Следовательно, теория Пиаже рассматривает научение как компонент когнитивного развития. Дети являются активными учениками, создающими собственные теории об устройстве мира и пересматривающими их по мере того, как новая информация входит в противоречие со сложившимися представлениями (Bruner, 1973). Педагогические психологи предупреждают об опасности организации обучения, в процессе которого учеников побуждают ориентироваться на оценку учителя, а не выполнять задачи с целью найти правильное решение. Они особо подчеркивают, что интерес детей к обучению во многом зависит от тех внутренних наград, которыми они поощряют себя, осваивая новый материал. Ребенок приобретает уверенность в своих силах и способностях, справляясь с очередной задачей, открывая для себя новую закономерность, он учится на практике - так же, как и взрослые (Gronlund, 1995).
 426 Часть II. Детство
 Учителя при обучении детей младшего возраста слишком часто прибегают к рассказу вместо показа. Это, как правило, приводит к тому, что многие излагаемые ими темы вырываются из контекста реальной жизни. Они сообщают детям правила и факты для механического запоминания, не вызывая желания разобраться в них. Ученик остается с обременительным багажом сухих цифри принципов, не умея связывать их между собой, применять в других условиях /Обучение детей, согласно мнению педагогов-теоретиков, должно проводиться иначе: их надо обучать на практике, давая возможность активно исследовать понятия и связи, решать задачи, относящиеся к реальной жизни.
 Пиаже внес весомый вклад в исследование когнитивного развития маленьких детей. Однако существует ряд аспектов, не затронутых им, но важных для обучения, как формального, так и неформального. Многие из них рассматриваются в рамках информационного подхода к развитию.
 Информационный подход к когнитивному развитию
 Как вы помните, сторонники информационного подхода в психологии рассматривают человеческий ум как некое подобие компьютера. Таким образом, фокус исследований представителей этого направления смещается на такие когнитивные функции, как внимание и решение проблем, а также на два определяющих компонента, значительно изменяющихся за время среднего детства, - память и мета-познание.
 Память. Способности, связанные с памятью, претерпевают сильные изменения у детей, вступающих на стадию конкретных операций. В течение дооперацио-нального периода дети хорошо справляются с задачами на узнавание и плохо - с задачами на воспроизведение по памяти. Им еще трудно пользоваться приемами запоминания, даже такими простыми, как повторение про себя (глава 7). На ранних этапах периода конкретных операций (в возрасте между 5 и 7 годами) способность перечислить предметы по памяти значительно повышается. В это время большинство детей начинают осознанно ставить себе задачу запомнить определенную информацию. Они смотрят на запоминаемый материал и повторяют несколько раз про себя то, что хотят запомнить. Позднее они группируют материал по категориям, а еще через некоторое время могут даже создавать небольшие рассказы и зрительные образы, помогающие лучшему запоминанию. Такое осознанное применение стратегий запоминания делает воспроизведение по памяти у старших детей более эффективным (Flavell, 1985).
 Иными словами, учащиеся начальных классов усваивают различные стратегии и техники, способствующие лучшему запоминанию, которые называются процессами контроля. Ниже приводятся примеры подобных процессов с указанием тех возрастов, когда они развиваются.
 Повторение. Сначала дети просто повторяют каждое запоминаемое слово, несколько раз произносят его про себя. Примерно в возрасте 9 лет они начинают повторять слова группами, а не по одному слову (Ornstein, Naus & Liberty, 1975; Ornstein, Naus & Stone, 1977). Это не только улучшает их кратковременную память, но и совершенствует процесс передачи информации в долговременную память.
 Структурирование. Другим важным достижением в области стратегий запоминания является умение организовать запоминаемый материал. Если ученики
 Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве 427
 1-3-х классов склонны связывать слова посредством простых ассоциаций в зависимости от близости расположения слов в предъявленном списке, то дети старшего возраста организуют слова в группы по общим признакам, например яблоки, груши и виноград - это "фрукты". Дети, группирующие слова по категориям, способны запомнить и воспроизвести по памяти больше материала, чем те, кто этого не делает. Однако до 9-летнего возраста они редко пользуются этой стратегией по собственной инициативе (Bjorklund, 1998).
 Семантическая обработка. При наблюдении за детьми в процессе запоминания ими предложений и целых абзацев видно, что они часто могут вспомнить не только фактически сказанное, но и то, что сами логически выводят из запомненной фразы. В серии исследований, проведенных Скоттом Пэрисом и его коллегами, детям предлагали для запоминания предложения типа: "Ее подруга подметала пол". Затем их спрашивали, был ли у подруги веник. Для детей И лет не составило труда логическим путем прийти к выводу о наличии у нее веника, тогда как 7-летние дети не могли сказать ничего определенного (Paris, Lindauer & Cox, 1977). Семантическая обработка предполагает использование логического вывода для реконструкции события, а не простого воспроизведения несовершенной, "не редактированной" копии (Flavell et al., 1993).
 Создание умственных образов. Детей можно научить запоминать необычный материал, создавая на его основе умственный образ. Ребенку старшего возраста легче создать такие образы, чем малышу, причем они у него отличаются большей яркостью и лучше запоминаются (Siegler, 1986).
 Извлечение информации. Часто дети, пытаясь написать слово, вынуждены подыскивать необходимые буквы, выбирая из тех, что хранятся у них в памяти. Они могут знать, с какой буквы начинается слово, но иногда им нужно озвучить несколько возможных вариантов его продолжения. Дети старшего возраста лучше владеют подобными стратегиями поиска информации в памяти (Flavell et al., 1993).
 Создание сценариев. Для сохранения регулярно повторяющихся событий память можно организовать в виде набора сценариев. Событие, которое происходит вновь и вновь, нет необходимости каждый раз сохранять в памяти отдельно. Его можно хранить в виде стандартной последовательности постоянных событий
 Во время написания слова детям приходится извлекать из своей памяти подходящие буквы
 
 428 Часть II. Детство
 вместе с ячейками для изменяемых элементов. Например, сценарий "Утро школьного дня" может содержать типичные, регулярно происходящие события: подъем, одевание, завтрак и дорога до школы. Ячейки могут заполняться такими изменяемыми пунктами, как надеваемая одежда, меню завтрака или транспорт, используемый, чтобы добраться до школы (Nelson & Gruendel, 1986). К возрасту 4 или 5 лет дети, очевидно, используют специфические сценарии для повседневных семейных дел, но в среднем детстве они обретают способность "вливать" этихцена-рии в более широкие категории (Case, 1996).
 Метапознание. Под метапознанием понимают сложные интеллектуальные процессы, позволяющие детям осуществлять текущий контроль за своими мышлением, памятью, знаниями, целями и действиями; другими словами, метапознание - это "мышление о мышлении". В период среднего детства дети развивают метакогнитивную способность, которой пользуются при планировании своих действий, принятии решений и выборе эффективных стратегий памяти.
 В широко известном описании метапознания Флейвел (Flavell, 1985) приводит следующий пример. Детей дошкольного и младшего школьного возраста просили заучить названия группы предметов и сообщить экспериментатору о готовности отвечать лишь тогда, когда они будут уверены, что все хорошо запомнили. Через некоторое время школьники младших классов говорили, что готовы, и, как правило, это соответствовало действительности. При тестировании они безошибочно называли все предметы. Дошкольники отвечали не столь успешно, хотя перед этим также уверили экспериментатора, что всё хорошо запомнили. Несмотря на их искреннее намерение запомнить и воспроизвести названия предметов, они не обладали достаточными когнитивными способностями, чтобы выполнить эту задачу, и умением оценить степень своей готовности; дошкольники не могли контролировать свои интеллектуальные процессы. Способность контролировать свои процессы мышления и памяти появляется примерно в 6 лет и более полно проявляет себя между 8 и 10 годами. Однако даже в этом случае метапознание наиболее эффективно, когда необходимо заучить типичный или знакомый материал (Hasselhorn, 1992).
 Подобно другим аспектам когнитивной способности, метакогнитивные навыки продолжают развиваться в течение всего среднего детства, а также подросткового и юношеского периодов. Так же как 9-летний ребенок обладает большей метаког-нитивной способностью, чем 4-летний, умение 15-летнего подростка осуществлять текущий самоконтроль превосходит аналогичное умение 9-летнего ребенка.
 Речь и грамотность
 Среднее детство - это время, когда дети совершенствуют навыки устной речи. По мере того как продолжает расширяться их словарный запас, они овладевают все более сложными грамматическими структурами и более тонким словоупотреблением. Например, дети начинают понимать и употреблять страдательный залог, хотя они еще не очень уверенно владеют синтаксисом. Они также понимают, что предложение такого типа, как: "За Джоном присматривали, когда он играл на пляже", предполагает участников, которые прямо не названы.
 Грамотность. Хотя развитие устной речи в течение этого периода буквально бросается в глаза, оно часто отходит на второй план перед развитием грамотности - навыков чтения и письма. Дошкольники выучиваются говорить и понимать
 Глава 9, Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве 429
 устную речь, а старшие дети - читать и писать. Чтение требует усвоения фонетики и приобретения навыков декодирования алфавита, а письмо - совершенствования навыков мелкой моторики, необходимых для написания букв. Однако существует много других аспектов этих процессов. Чтение включает также восприятие письменного или печатного текста, а письмо - передачу мыслей в письменной форме. И чтение, и письмо - это формы символической коммуникации, предполагающие, помимо прочего, наличие внимания, восприятия, памяти и других когнитивных процессов.
 При помощи символической коммуникации дети научаются связывать внешний мир со своими мыслями и чувствами. "Люди, принадлежащие к одной культуре, используют одинаковые способы наполнения разных форм (таких, как звуки, действия, знаки на бумаге, скульптуры в парке) смыслом, - отмечает Анна Хаас Дайсон (Dyson, 1993, р. 25), занимающаяся исследованиями грамотности. - Данные символы являются соединительными звеньями между формами и смыслами, они связывают нас с другими людьми и в то же время организуют наши чувства, переживания и мысли".
 Чтение и письмо - естественные продукты непрерывно растущей речевой компетентности ребенка. Признание взаимосвязи между процессами овладения устной и письменной речью привело к пониманию грамотности с точки зрения целостности речи (Fields, Spangler, 1995). Вместо поиска момента, когда у ребенка развивается готовность к освоению чтения и письма, сторонники целостного подхода к речи сосредоточивают свое внимание на концепции эмерджентной (появляющейся) грамотности. Согласно этой концепции, навыки, связанные с овладением устной и письменной речью, развиваются на протяжении ряда лет, начиная с младенчества и постепенно совершенствуясь (Teale, Sulzby, 1986). Таким образом, рассказы, которые малыш слушает еще до того, как научится говорить, "письмена", которые рисует мелком тоддлер, и "чтение" дошкольником по памяти текста любимой книжки можно с полным основанием рассматривать как ранние проявления таких форм деятельности, как чтение и письмо. Родители и учителя могут способствовать развитию грамотности ребенка, создавая в школе и дома обогащенную среду (подробнее см. табл. 9.3).

<< Пред.           стр. 14 (из 37)           След. >>

Список литературы по разделу