<< Пред. стр. 3 (из 6) След. >>
от власти, от результатов труда, от самооргани-зации труда, от историчес-кого само-сознания, от личной безопасности, между двумя экономиками, структуры производства от потребностей населения. Таблица 8.( Приложение к концептуально-методической схеме )
Р Е А Л Ь Н О С Т И В О З М О Ж Н О С Т И Состояния кризисного сознания Альтер-нативные ценности Желаемые типы соци-ально-орга-низацион-ной деят-ти Ожидаемые состояния социальных групп Ожидаемые состояния территори-альных общностей 5 6 7 8 9
Стабильное; дестабили-зация; острый конфликт; разрешение кризиса: катастрофа, консенсус, институцио-нализация конфликтов, откат к тоталита-ризму
I.
Интегри-рующие
II.
Диффе-ренци-рующие- А.
Трудовые (см. графу 3)
Б.
Общест-венно-поли-тические (см. графу 3)
По типам и видам социальных групп (см.графу 2)
По типам социальн. общностей (см.графу1) нативных суждений для многих пар, окончательная формулировка всех суждений, определение порядка их предложения респондентам в бланке интервью - не в альтернативной форме, и не по группам), А.Г.Здравомыслов (теоретико-методологические критерии отбора ценностей), В.Ю.Копылова (выдвижение ряда ценностных суждений, пилотажная их апробация), Н.И.Лапин (структурирование ценностей как интегрирующих и дифференцирующих, основания их деления на четыре группы), М.А.Макаревич (выдвижение ряда ценностных суждений), Н.Ф.Наумова (альтернативный принцип построения, выдвижение ряда ценностных суждений).
Не останавливаясь на каждом из других блоков вопросника, отметим, что по инициативе Г.М.Денисовского, П.М.Козыревой и В.В.Колбановского в них были включены свыше 30 вопросов из вопросников, подготовленных Институтом социологии АН СССР при проведении сравнительных международных исследований. Это повысило значимость исследования ценностей в кризисном социуме, позволив органически сопоставлять его результаты с результатами других исследований16.
Методологическая "доводка" всего текста вопросника, его представление в соответствии с требованиями машинной обработки данных выполнены Г.М.Денисовским и П.М.Козыревой. Они же, вместе с другими специалистами ИСАН, предложили репрезентативную для РСФСР выборку, включающую все виды населенных пунктов, вплоть до глухих деревень. Согласно этой выборке, достаточно опросить 1000 респондентов из 12 регионов. Кроме того, были добавлены 3 "горячие точки" - около 450 респондентов (см. Таблицу 9).
Трудоемкая работа по организации и проведению полевых исследований была выполнена сотрудниками, аспирантами и студентами-старшекурсниками социологического факультета МГУ (организаторы - С.В.Туманов, Б.Г.Григорьев). Во второй половине июня - первой половине июля 1990 г. были получены личные интервью по месту жительства от 1418 респондентов (973 чел. - основная выборка, 445 чел. - "горячие точки"). Несмотря на большой объем каждого интервью качество ответов на вопросы в целом оказалось удовлетворительным, процент "нулевых ответов" в норме; однако, при ответах на последнюю треть вопросов ценностного блока и в конце всего интервью у части респондентов наблюдалась усталость. По большинству параметров (пол, возраст, национальность и др.) массив опрошенных соответствует статистическим данным17. Лишь удельный вес интеллигенции оказался существенно выше статистического; чтобы достичь соответствия, была проведена процедура "перевзвешивания" массива.
Таблица 9.
Выборка регионов РСФСР
Номер Регионы Количество интервью
1 Амурская область 119
2 Белгородская область 136
3 Кабардино-Балкарская АССР 36
4 Карельская АССР 24
5 Костромская область 83
6 Санкт-Петербург 32
7 Москва 62
8 Новосибирская область 166
9 Пермская область 88
10 Саратовская область 76
11 Татарская АССР 56
12 Тульская область 120
ИТОГО: 1000
Номер Регионы Количество интервью
1 Новокузнецк 150
2 Норильск 150
3 Красноярск 150
ИТОГО: 350
Математическая обработка полученных данных на ЭВМ была проведена в вычислительном центре Института социологии АН СССР (А.О.Крыштановский, И.Я.Миндлин). Наиболее сложным оказался анализ 22-х пар альтернативных ценностных суждений - самих по себе и во взаимосвязи с другими переменными: были применены методы факторного анализа, исследованы парные корреляции таблицы размерностью 44х44, осуществлен структурно-корреляционный анализ взаимосвязей внутри каждой из двух групп ценностных суждений (одобряемых и отрицаемых). Эта работа, во многом нестандартная, потребовала значительного времени: она проводилась с осени 1990 г. до середины 1991 г.
Результаты исследования "Наши ценности сегодня" доложены и обсуждены на заседании Бюро Отделения философии, социологии, психологии и права РАН, на I съезде Российского общества социологов, на научных семинарах в Институте философии, Институте психологии, Институте экономики, Институте народохозяйственного прогнозирования РАН, на международной конференции по теории систем в Вене. Они частично опубликованы в ротапринтном сборнике "Ценности социальных групп и кризис общества" (М., ИФАН, 1991) и в журнальных статьях.
Приложение II.
Таблица 10.
Список альтернативных ценностных суждений
Интегрирующие Дифференцирующие Q
1. Витальные ценности
1) Главное в жизни - забота- 2) Главное в жизни - найти 0,09
о своем здоровье и благопо- и выразить себя, даже
лучии. в ущерб своему здоровью и
благополучию.
3) Личная безопасность чело- 4) О своей безопасности 0,81
века должна обеспечиваться человеку приходится забо-
законом и правоохранитель- титься самому, действуя в
ными органами. соответствии с собственным
чувством справедливости.
5) Люди и государство должны 6) Люди и государство 0,09
больше всего заботиться о должны заботиться о ста-
детях. риках не меньше, чем о
детях.
7) Нравственный, совестливый 8) Человек должен стремиться 0,88
человек должен помогать бед- жить и добиваться
ным и слабым, даже если ему максимального комфорта
приходится жертвовать своим для себя и свой семьи, а
комфортом и отрывать что-то другие пусть о себе за-
от себя. ботятся сами.
2. Интеракционистские ценности
9) В жизни максимальное вни- 10) В жизни максимальное 0,95
мание надо уделять тому, внимание надо уделять
чтобы установить хорошие тому, чтобы добиться
семейные и дружеские взаимо- общественного признания и
отношения. успеха.
11) В своей жизни человек 12) В своей жизни человек 0,98
должен стремиться к тому, должен стремиться к тому,
чтобы у него в первую оче- чтобы у него в первую
редь была спокойная совесть очередь была возможность
и душевная гармония. оказывать влияние на
других, была власть.
13) Взаимопомощь 14) Трудовая состязатель- 0.91
и поддержка в труде ность, борьба способнос-
важнее трудовой состяза- тей важнее взаимопомощи и
тязательности и борьбы спо- поддержки в труде.
собностей.
15) В нашей жизни очень важ- 16) В нашей жизни очень 0,83
но быть готовым к равноправ- важно бороться до победы
ному диалогу с теми, кто над политическими оппоне-
придерживается иных полити- нтами, соперниками.
ческих взглядов, ориентиров.
17) Равенство возможностей 18) Равенство положения, 0,85
для проявления способностей доходов, условий жизни
каждого важнее, чем равен- важнее, чем равенство
ство положения, доходов и возможностей для проявле-
условий жизни. ния способностей.
3. Социализационные ценности
19) Жить как все лучше, чем 20) Выделяться среди дру- 0,21
выделяться среди других и гих и быть яркой индиви-
быть яркой индивидуально- дуальностью лучше, чем
стью. жить как все.
21) Главное - это уважение 22) Главное - это инициа- 0,30
к сложившимся традициям, тива, предприимчивость,
обычаям, следовать привыч- поиск нового в работе и
ному, принятому большинст- жизни, готовность к риску
вом оказаться в меньшинстве.
23) Для человека прежде 24) Для человека прежде 0,35
всего важно соотнесение всего важна оценка своей
своей личности с жизнью сво- личной жизни по своим
его поколения и его местом собственным, индивидуаль-
в истории страны. ным критериям.
25) Родина у человека одна, 26) Человек волен жить в 0,15
и не хорошо покидать ее по той стране, где ему
своему усмотрению. больше нравится.
27) Я стал таким, какой я 28) Таким, какой я есть, 0,16
есть, главным образом, бла- меня сделали обстоятель-
годаря самому себе ("сам ства жизни.
сделал себя").
4. Смысложизненные ценности
29) Жизнь человека - высшая 30) Бывают обстоятель- 0,79
ценность, только закон может ства, когда человек сам,
посягнуть на нее. по своей воле может по-
сягнуть на жизнь другого
человека.
31) Самое ценное на свете - 32) Человеческая жизнь - 0,17
это человеческая жизнь и самое ценное, что есть на
никто не вправе лишать чело- свете, но бывают обстоя-
века жизни (независимо ни от тельства, когда человека
каких обстоятельств). приходится лишать жизни.
33) Человеку свойственно 34) Природа человека та- 0.93
разное, но все-таки он по кова, что эло в нем неис-
своей природе добр. коренимо и в конце концов
оно в нем преобладает.
35) К правде нужно стремить- 36) Не всегда нужно стре- 0,68
ся всегда, независимо от миться к правде, иногда
обстоятельств. нужна ложь во спасение.
37) В любых условиях красо- 38) Бывают такие условия, 0,33
та делает человека лучше и что никакая красота не
чище. может сделать человека
лучше и чище.
39) Свобода человека - то, 40) Нужно благополучие, 0,88
без чего его жизнь теряет а свобода - это второй
смысл. вопрос для человека.
41) Только содержательная, 42) Сколько угодно можно 0,89
интересная работа заслужи- заниматься любой работой,
вает того, чтобы заниматься которая дает хороший
ею значительную часть своей заработок.
жизни.
43) Смысл жизни человека не 44) Смысл жизни человека 0,95
в том, чтобы улучшать свою в том, чтобы сделать свою
собственную жизнь, а в том, собственную жизнь как
чтобы обеспечить достойное можно лучше, и совсем не
продолжение своего рода. обязательно оставлять
потомков.
Приложение III.
Таблица 11.
Распространенность и одобряемость ценностных суждений
Основной массив ( n = 973 ) Горячие точки ( n = 445 ) № % согл. Распр. Одобр. Q % согл. Распр. Одобр. Q I. Витальные ценности 1 25,3 4 2 -0,05 31,1 3 2 0,13 2 27,7 4 2 30,1 3 2 3 77,9 1 1 0,77 86,4 1 1 0,97 4 42,4 3 1 46,5 3 1 5 76,6 1 1 -0,15 82,4 1 1 0,19 6 78,2 1 1 85,1 1 1 7 59,4 2 1 0,82 58,5 2 1 0,66 8 24,1 4 2 31,0 3 1 II. Интеракционистские ценности 9 75,4 1 1 0,89 72,4 2 1 0,86 10 27,1 4 1 25,8 3 2 11 74,5 1 1 0,98 79,2 1 1 0,95 12 7,8 4 2 11,2 4 2 13 54,8 2 1 0,90 62,6 2 1 0,92 14 13,6 4 2 14,7 4 2 15 57,8 2 1 0,85 74,1 2 1 0,85 16 22,6 4 2 28,3 3 2 17 37,0 3 1 0,76 57,6 2 1 0,70 18 14,5 4 2 14,7 4 2 III. Социализационные ценности 9 28,8 4 1 0.04 21,8 4 2 0,48 20 27,1 4 2 36,5 3 1 21 44,7 3 1 -0,001 43,4 3 1 -0,10 22 41,2 3 1 56,8 2 1 23 33,9 3 1 -0,26 43,8 3 1 -0,20 24 44,9 3 1 61,6 2 1 25 41,0 2 1 0,29 46,4 3 1 -0,50 26 50,6 2 1 66,1 2 1 27 38,6 3 1 0,03 41,7 3 1 0,13 28 41,4 3 1 47,5 3 1 Основной массив ( n = 973 ) Горячие точки ( n = 445 ) № % согл. Распр. Одобр. Q % согл. Распр. Одобр. Q IV. Смысложизненные ценности 29 60,2 2 1 0,78 78,2 1 1 0,77 30 24,0 4 2 35,5 3 2 31 49,6 3 1 0,16 58,2 2 1 0,33 32 43,6 3 1 51,2 2 1 33 58,8 2 1 0,90 67,9 2 1 0,94 34 16,8 4 2 12,6 4 2 35 58,9 2 1 0,70 65,4 2 1 0,70 36 30,3 3 1 39,1 3 1 37 53,5 2 1 0,33 58,7 2 1 0,40 38 43,0 3 1 48,8 3 1 39 58,8 2 1 0,89 78,9 1 1 0,93 40 18,5 4 2 18,6 4 2 41 64,3 2 1 0,73 71,0 2 1 0,84 42 35,4 3 1 27,2 3 2 43 52,7 2 1 0,97 53,5 2 1 0,93 44 7,7 4 2 11,5 4 2 Итого: 1 =5 1 = 32 1 = 9 1 = 31
2 = 12 2 = 12 2 = 12 2 = 13
3 = 13 4 = 14 3 = 13 4 = 10
Обозначения:
первая колонка - номера ценностных суждений, соответствующие их списку в приложении II
% согл. - процент респондентов, определенно выразивших согласие с данным суждением (9 - 11 позиции по 11- бальной шкале)
Распр. - ранг распространенности согласия с данным суждением в обследуемой совокупности:
1 - общепринятое суждение (согласны свыше 75% респондентов)
2 - доминирующее суждение (согласны 51-75% респондентов)
3 - оппозиционное суждение (согласны 26-50% респондентов)
4 -суждение меньшинства (согласны менее 26% респондентов)
Одобр. - ранг одобрения данного суждения в обследуемой совокупности:
1 - одобряемое суждение ("за" больше, чем "против")
2 - отрицаемое суждение ("против" больше, чем "за")
Q - коэффициент интенсивности связи между числом одобряющих и отрицающих альтернативные суждения внутри каждой пары (таблица 11).
Приложение IV.
Таблица 12.
Элементарные ценностные позиции (основной массив, 11 факторов, 54% дисперсии)
№ Назва- Собств. % дис- Наиболее значимые ценностные
фак- ние фак- значен. персии суждения (%,суть, собственное
тора торов фактор. значение)
1 Повсе- 6,386 14,5 6 -забота о стариках(0,75)
дневный 9 -хорошие отношения(0,73)
гума- 5 -забота о детях(0,72)
низм 11 -спокойная совесть(0,72)
3 -закон обеспечивает
безопасность(0,60)
41 -интересная работа(0,56)
43 -продолжение рода(0,54)
33 -добро(0,50)
35 -правда(0,40)
39 -свобода(0,40)
2 Потре- 4,005 9,1 42 -заработок(0,64)
битель- 1 -здоровье(0,62)
ский 18 -равенство доходов(0,57)
эгали- 8 -комфорт(0,54)
таризм 40 -благополучие(0,50)
28 -таким меня сделала
жизнь(0,49)
24 -жить по своим
критериям(0,40)
3 Патрио- 2,732 6,2 25 -родина одна(0,63)
тичный 19 -жить, как все(0,51)
конфор- 21 -следовать традициям(0,45)
мизм 20 -быть индивиду-
альностью(-0,58)
26 -жить,где нравится(-0,6)
№ Назва- Собств. % дис- Наиболее значимые ценностные
фак- ние фак- значен. персии суждения (%,суть, собственное
тора торов фактор. значение)
4 Цивили- 1,969 4,5 22 -предприимчивость(0,68)
зован- 23 -соотнести себя с
ная поколением(0,61)
пред- 15 -равноправный диалог(0,43)
приим- 7 -помогать бедным(0,38)
чивость
5 Прагма- 1,715 3,0 32 -иногда приходится
тичный лишать жизни(0,74)
псевдо- 29 -закон может посяг-
гума- нуть на жизнь(0,44)
низм 31 -никто не вправе
лишать жизни(-0,79)
6 Экстра- 1,316 3,0 2 -выразить себя(0,60)
вертный 16 -бороться до победы(0,51)
макси- 37 -красота спасет(0,50)
мализм
7 Крими- 1,234 2,8 38 -красота не поможет(0,65)
ноген- 30 -можно посягнуть на
ный не- жизнь другого(0,61)
гати- 34 -эло неискоренимо(0,45)
визм
8 Эгоис- 1,213 2,8 14 -состязательность(0,74)
тичная 40 -благополучие(0,34)
конку- 13 -взаимопомощь(-0,58)
рентность
9 Власто- 1,174 2,7 10 -успех(0,60)
любивая 12 -власть, влияние(0,54)
дости- 8 -комфорт(0,43)
житель- 17 -равенство возмож-
ность ностей(0,31)
№ Назва- Собств. % дис- Наиболее значимые ценностные
фак- ние фак- значен. персии суждения (%,суть, собственное
тора торов фактор. значение)
10 Прагма- 1,119 2,5 36 - ложь во спасение (0.74)
тичный 4 - надо самому заботится
нонкон- о своей безопасности (0,38)
формизм 19 - жить, как все (-0,32)
11 Самодо- 1,080 2,4 27 - я сам сделал себя (0,78)
cтаточ- 44 - смысл жизни не в
ный потомках (0,24)
нонкон- 28 - таким меня сделали
формизм обстоятельства (-0,33)
Глава 6. Кризисные этносы
Тотальное отчуждение, контрасты духовного освобождения, дилеммы и тупики авторитарного управления, дефицитная экономика и постоянное нарастание социальной напряженности глубоко потрясли всю национально-этническую систему советского общества. Однако, следует отметить, что эта система носила в себе глубокие внутренние противоречия, порожденные самой этно-национальной структурой общества: наличием огромного разнообразия этносов, различающихся исторической судьбой, численностью, по языку, культуре, религии и т.д. Возникший в 1922 г. СССР к концу 30-х годов фактически сложился как унитарное государство и стал в сущности на мировой арене правопреемником бывшей царской России.
Своеобразие Российской империи заключалось в том, что великодержавные амбиции ее правящих кругов осуществлялись не столько за счет ограбления завоеванных и добровольно присоединившихся народов, как это было в большинстве имперских образований подобного типа, сколько за счет эксплуатации экономических и людских ресурсов самого русского народа. В условиях революции и гражданской войны идея мессианства была по-своему трансформирована и переработана В.И.Лениным и включена в теорию пролетарского интернационализма. Говоря о роли России в мировой революции, В.И.Ленин писал, что "пролетарский интернационализм требует, во-первых, подчинения интересов пролетарской борьбы в одной стране интересам этой борьбы во всемирном масштабе, во-вторых, требует способности и готовности со стороны нации, осуществляющей победу над буржуазией, идти на величайшие национальные жертвы ради свержения международного капитала "1.
В 20 - 40-е годы эта идея была воплощена в действительность. В процессе социалистических экспериментов русскому народу пришлось действительно пойти на величайшие жертвы как в прямом смысле, так и в плане утраты многих этнических и, в особенности, духовных ценностей. В годы второй мировой войны русский народ понес огромные потери. Репрессиями и войной был подорван в сильной степени генофонд русского этноса.
В послевоенный период русский народ по-прежнему нес на себе крест интернационалистского мессианства во всем мире, исполняя роль старшего брата в отношении других народов внутри страны. Все это оказалось непосильной ношей даже для такого макроэтноса как русский народ. Наряду с другими бедами, которые принесла народу тоталитарная система, выполнение интернациональной задачи по внедрению социализма в национальных окраинах и в различных регионах мира еще сильнее подорвало экономический и социокультурный потенциал русского народа, вызвав в нем глубокий социальный и моральный кризис. Сходная судьба у белорусского, украинского и некоторых других численно больших народов, ставших донорами социалистического строительства.
6.1. Типология малочисленных народов и проблемы их социокультурного развития
Проблемы преодоления кризисных явлений у русского и других крупных этносов, имеющих свою государственность, - особая тема исследования. В настоящей главе речь пойдет не о них, а о тех этносах, которые в силу своей малочисленности или других причин, не создали своих государственных или иных организованных структур. Состояние этих этносов в современных условиях вызывает особую тревогу. В результате обострившихся межнациональных конфликтов эти этносы оказываются практически беззащитными. Плачевное экономическое, политическое положение малых народов и национальных меньшинств, их низкий культурный уровень есть результат накопления кризисных явлений в системе национальных отношений, где они выражены наиболее рельефно. В этой связи речь идет не только о сохранении экономической и духовной энергии того или иного малочисленного этноса, но и о его физическом выживании.
Таким образом, под кризисными этносами мы понимаем такие народы, которые в процессе развития общества как определенной системы были поставлены перед дилеммой - быть или не быть им самостоятельными демографическими или социокультурными общностями.
В этой связи в настоящей главе будут рассмотрены проблемы, наиболее рельефно отражающие кризисное состояние социально-демографической структуры малочисленных народов, их языков, тех аспектов культуры, которые в совокупности составляют этническую специфику этих народов. Разрушение традиционной культуры, резкое сужение сферы применения родного языка, крушение этнических ценностей и смена ориентаций, стрессовое состояние этнического сознания - вот основные показатели кризисности этнического в образе жизни малочисленных народов.
Прежде, чем перейти к анализу конкретных проблем малочисленных народов и национальных меньшинств, остановимся на некоторых теоретических вопросах изучения этих типов этнических общностей.