<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 * Парадокс бережливости
 ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
 1. Баланс АD и AS достигается, когда все, принимающие экономические решения, осуществляют расходы на уровне совокупных доходов, которые соответствуют уровню ВНП, являющемуся суммой С, I, G и X. Автономное изменение величин С, I, G и Х ведет к мультиплицированному изменению равновесного уровня реального ВНП.
 2. Соотношение между изменением Y и автономным изменением любого из расходных компонентов У называется мультипликатором расходов. Величина мультипликатора зависит от величины MPS и обратно пропорциональна ей.
 3. Различные виды государственной деятельности связаны с различными величинами мультипликаторов. Мультипликатор госрасходов на покупку товаров и услуг такой же, как и мультипликатор расходов. Мультипликатор налогов отличается от мультипликатора расходов тем, что он ниже на 1 и имеет противоположный знак. Мультипликатор трансфертов отличается от мультипликатора налогов противоположным знаком.
 4. Парадокс бережливости предполагает, что в случае коллективного решения увеличить сбережения происходит мультиплицированное снижение реального ВНП. При определенных обстоятельствах такое увеличение может снизить величину совокупных сбережений. Парадокс бережливости - кратковременное явление. В долгосрочном периоде рост сбережений будет воздействовать на снижение уровня цен и повышение темпа экономического роста, но не на снижение реального ВНП.
 ТЕМА 20.
 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  Цель изучения темы состоит в том, чтобы узнать:
 * какие решения правительства воздействуют на совокупные расходы;
 * в чем состоят принципы управления государственным бюджетом и его макроэкономическое значение;
 * какие существуют типы фискальной политики.
  Государство (правительство) осуществляет определенный объем расходов на покупку товаров и услуг. Государственные расходы на товары и услуги включают затраты на товары и услуги, которые государство закупает у частного сектора и у своих предприятий, плюс зарплата бюджетных работников. Величина государственных расходов на товары и услуги измеряет прямое воздействие правительства на совокупный спрос (AD). Общие государственные расходы существенно превышают расходы на покупку товаров и услуг, так как они включают еще и трансферты физическим и юридическим лицам (пенсии, пособия по инвалидности, безработице, субсидии сельскому хозяйству и промышленным предприятиям, процент на государственные ценные бумаги).
  Правительство финансирует свои расходы, увеличивая доходы, получаемые за счет как прямых, так и косвенных налогов. Если доходов от налогообложения не хватает, правительство прибегает к займам, выпуская государственные ценные бумаги. Управляя бюджетом, правительство осуществляет фискальную политику - сознательные действия властей в отношении налоговых поступлений, трансфертов и покупок товаров и услуг с целью достижения макроэкономических и других целей.
  § 106. ГОСУДАРСТВО КАК ПОКУПАТЕЛЬ ТОВАРОВ И УСАУГ
  Власти всех уровней (государство) обеспечивают такие виды благ, как школьное образование, дороги, общественный транспорт, здравоохранение, библиотеки и т. д. Структура государственных расходов отражает сложившуюся на данный период систему общественных приоритетов. Государство обеспечивает населению общественные блага, имеющие две ключевые особенности: а) никто не может быть исключен из процесса их потребления; б) никто не конкурирует за их получение. Государство также обеспечивает денежную поддержку той части граждан, кто еще не может или уже не может заработать себе на жизнь. Она имеет форму социальных трансфертов. Государство обеспечивает духовно значимые блага - музеи, библиотеки, театры и т.д. Государство обеспечивает подавляющую часть национальной системы образования. Это перечисление можно продолжать.
  С макроэкономической точки зрения государственные расходы на товары и услуги (G) являются частью автономных расходов, а величина G фиксирована политическими решениями.
  § 107. НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ ФУНКЦИЯ
  Налоги - главный источник покрытия государственных расходов. Хотя составление бюджета во всех странах предполагает достижение баланса доходов и расходов, повсеместной реальностью является их более или менее существенное несовпадение. Во всех странах с традициями рыночной экономики имеется постоянный дефицит государственного бюджета (наибольший по отношению к ВНП в процентах - в Италии, Бельгии, Голландии и Канаде). Значительный бюджетный излишек был известен в Ботсване (экспортер нефти и алмазов) и до 1991 г. в Кувейте. Абсолютный размер дефицита был рекордным в США (около 400 млрд долл. в начале 90-х гг.). А наиболее высокие по отношению к ВНП значения дефицита остаются в России.
  Валовые налоговые поступления (Тg) - поступления, получаемые от всех налогов, собираемых всеми уровнями властей. Вычитая из Тg трансфертные платежи (Тp), мы получаем чистые налоговые поступления (T). Таким образом, Т = Тg - Тp. Трансфертные платежи - прибавка к доходам домашних хозяйств и институций, т. е. к доходам получателей (реципиентов). Именно получатели, а не правительство, определяют, как будут расходоваться трансферты. Поэтому трансферты нельзя считать частью совокупного спроса. Трансферты - отрицательные налоги. Увеличение или снижение чистых налоговых поступлений воздействует на расходные решения в частном секторе, потому что Т расходуются на покупку товаров и услуг, а покупка товаров и услуг государством является частью совокупных расходов. Однако величина Т связана с уровнем дохода.
  И трансфертные платежи, и валовые налоговые поступления имеют предсказуемые взаимосвязи с уровнем национального дохода (Y). В периоды экономических подъемов, когда уровень безработицы минимален, а заработная плата, прибыль и другие доходы выше, увеличиваются и валовые налоговые поступления, в которые входят налоги на индивидуальные доходы и на фонд заработной платы. С другой стороны, в эти периоды трансфертные платежи понижаются, так как снижается число безработных, пожилые люди откладывают уход на пенсию и часть социальных расходов государства сокращается. Поэтому чистые налоговые поступления растут, когда растет Y, и снижаются, когда Y снижается.
  Налоговая функция является аналогом уже известных нам потребительской и инвестиционной функций:
  T = Т0 + Т1Y.
  Это уравнение описывает взаимосвязь между чистыми налоговыми поступлениями и Y через налоговую функцию, которая показывает, как Т изменяется по мере изменения Y. Некоторые виды налогов (например, налог на имущество) не меняются вместе с Y. Налоговая функция отражает это явление. Т0 представляет собой автономную часть налоговых поступлений, т.е. часть, которая не связана с Y. Но большая часть налогов (на индивидуальный доход, с фонда зарплаты), как и трансферты, меняется вместе с Y, что отражено во втором члене правой части приведенного уравнения - (Т1Y). Постоянный наклон (Т1) экономисты называют предельной склонностью к налоговому изъятию (МРТ), т. е. изменением в Т, являющимся следствием изменения в Y. Каждый дополнительный рубль Y производит ту часть рубля (Т1), которая становится дополнительным налоговым поступлением (изъятием).
  Из темы о национальных счетах мы знаем, что располагаемый личный доход (YD) - величина дохода, которая находится в распоряжении домашнего хозяйства на расходы и сбережения. Располагаемый доход образуется вычитанием Тg из дохода и добавлением трансфертов.
  YD = Y - Тg + Тp = Y - Т,
  т. е. в конечном счете
  YD = Y - Т
 (располагаемый доход равен валовому доходу минус чистые налоговые поступления). Потребительские расходы определяются располагаемым доходом, а не уровнем валового дохода. Вследствие того что прямо на совокупный спрос (AD) воздействуют государственные расходы на покупку товаров и услуг, а налоги воздействуют косвенно (через изменение потребительских и инвестиционных расходов), мы должны рассмотреть вопрос о равновесии на товарных рынках, чтобы выявить роль государственных расходов и чистых налогов.
  § 108. АГРЕГИРОВАННЫЙ ТОВАРНЫЙ РЫНОК, НАЛОГИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ
  Включение государственных закупок (G) в совокупный спрос изменяет условия равновесия на товарных рынках. Если в двухсекторной модели условие равновесия определялось как Y = С + I, то теперь оно выглядит как
  Y = С + I + G.
  Государственные закупки добавляются к AD, но они одновременно снижают частные потребительские расходы через налоговые изъятия. Поскольку располагаемый доход является частью У, которую потребители расходуют или сберегают, потребительская функция должна быть изменена так, чтобы потребление зависело от располагаемого дохода:
  С = C0 + C1 YD или С = C0 + C1(Y - T).
  Мы предполагаем, что включение G не изменяет инвестиционного спроса и его связи с Y и ставкой процента, так что инвестиционная функция остается той же. Мы лишь перепишем ее в следующем виде:
  1= I0 + I1 Y - I2R.
  Теперь в уравнении с основным условием равновесия (Y = С + I + G) мы заменим члены С и Y на приведенные выражения для потребительского и инвестиционного спроса, а также добавим автономный уровень государственных расходов (G) к совокупному спросу и получим новое условие равновесия. Но замещения, ведущие к этому условию равновесия, мы покажем через последовательные шаги:
  Y = C0 + C1 YD + I0 + I1 Y - I2R + G.
  Затем, поскольку располагаемый доход равен (Y - Т),
  Y = C0 + C1(Y - T) + I0 + I1 Y - I2R + G.
  Теперь заменяем Т на налоговую функцию, так что результатом этих замещений является условие равновесия на товарных рынках:
  Y = C0 + C1 [Y - (T0 + T1 Y)] + I0 + I1 Y - I2R + G. (20.1)
  Это последнее уравнение может быть перестроено так, бы получился график комбинаций Y и ставки процента (R), для которых соблюдается условие равновесия на товарных рынках:
  (20.2)
  Это сложное выражение, которое нелегко интерпретировать и не нужно запоминать. Мы можем применить его к гипотетическим величинам С, I, T, G:
  С = 80 + 0,7YD; I = 250 + 0,1Y - 10R; Т = 300 + 0,2Y.
  Допустим, что G = 1290; тогда условие равновесия на товарных рынках будет:
  Y = С + I + G =
  = 80 + 0,7YD + 250 + 0,1Y - 10R + 1290 =
  = 80 + 0,7 [Y- (300 + 0,2Y)] + 250 + 0,1Y- 10R + 1290.
  Приведение подобных дает:
  Y = (80 - 210 + 250 + 1290) + (0,56Y + 0,1Y) - 10R.
  Переводя член уравнения со ставкой процента R в левую сторону уравнения, а член уравнения с Y в правую сторону и разделив обе части уравнения на 10, получаем:
  R = 141 - 0,034Y.
  Если R = 5%, то
  0.034Y = 141 - 5 = 136,
  Y = 4000.
  Таким образом, при приведенных допущениях равновесный уровень Y = 4000.
  При заданной ставке процента, как мы видим, равновесный Y может быть определен из условия равновесия: если R известна, то известен и уровень Y, соответствующий этой точке.
  Решая уравнение (20.1) для значения Y, которое удовлетворяет спросу на товарных рынках, мы находим равновесный Y. Решение включает перевод членов уравнения, относящихся к Y1, в левую сторону и разложение на множители:
  Y[1- C1(1 - T1) - I1] = C0 + I0 - I2R + G - C1T0.
  Деление обеих сторон на [1 - C1(1 - T1) - I1] дает нам следующее выражение равновесного дохода при данной ставке процента (R):
 
 
 
 равновесный Y = мультипликатор автономных
  расходов ? автономные
 расходы
  Переписывая мультипликатор автономных расходов, в котором применяются предельные склонности, получаем:
 мультипликатор
 автономных
 расходов (20.3)
  В этом выражении G и (G - C1T0), т.е. госрасходы на товары и услуги и автономная часть налогов, являются новыми членами по сравнению с выражением, которое можно было бы применить для двухсекторной модели, где есть только С и I. В целом величина G всегда существенно больше, чем чисто автономная часть налоговых поступлений. Налоги реагируют на изменения Y, так что предельная склонность к налоговому изъятию (МРТ) неизбежно должна была появиться в формуле мультипликатора автономных расходов. Этот мультипликатор зависит от МРТ (или T1) так же, как и от предельной склонности к потреблению (МРС, или C1) и предельной склонности к инвестициям (I1 или MPI). Более высокие налоги сокращают располагаемый доход (YD), который остается после любого повышения налогов. Это воздействие отражается на мультипликаторе (20.3), так как МРТ увеличивает знаменатель и уменьшает величину мультипликатора. Введенный нами государственный сектор в форме G увеличивает совокупный спрос (AD) через госзакупки товаров и услуг и понижает совокупный спрос через чистые Залоговые поступления (T).
  Мультипликатор автономных расходов показывает нам, как изменится AD, когда изменяется автономная часть потребительских, инвестиционных и госрасходов. Но мультиплицируемое воздействие изменений в автономных расходах при наличии налогов отличается от такого же воздействия при отсутствии налогов. Поскольку налоги являются функцией уровня дохода (Y), постольку они создают налоговые утечки (повышающиеся чистые налоговые поступления, связанные с увеличением Y; так как налоговые утечки сокращают вызванный увеличением Y рост расходов, они уменьшают величину мультипликатора), снижающие мультипликатор. Чем сильнее налоговая утечка, тем меньшим будет конечное воздействие первоначального изменения в расходах. Следующее уравнение демонстрирует воздействие изменения в автономных расходах на Y:
  (20.4)
 
 изменение Y = мультипликатор автономных
  расходов ? изменение в
 автономных
 расходах Поскольку повышение предельной склонности к налоговому изъятию (ставка налога, Е1) снижает величину мультипликатора, то чем выше налоговая ставка, тем ниже воздействие мультипликатора на равновесный Y.
  § 109. ИСТОЧНИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ
  Существуют три главных источника бюджетных доходов государства: во-первых, это налоги; во-вторых, плата за пользование; и, в-третьих, займы.
  Имеется множество различных налогов, которые устанавливают власти. Но прежде чем рассмотреть их основные виды, еще раз напомним общие типы налоговых систем. Прогрессивный налог (относящийся соответственно к прогрессивной системе налогообложения) - нарастающее по мере увеличения дохода налоговое изъятие из дохода. Например, устанавливается некий уровень годового дохода, который (а также более низкие уровни дохода) облагается налогом в 12%. Затем устанавливаются интервалы между более высокими уровнями доходов. Доход в пределах этого интервала облагается уже по более высокой налоговой ставке. Предельная налоговая ставка - дополнительная налоговая ответственность, деленная на дополнительный доход. Если дополнительная 1 тыс. р. дохода (сверх уровня с минимальной ставкой) увеличивает налоговое изъятие с этого дохода до 300 р., то предельная налоговая ставка равна 30%. Или если предельная ставка равна 25%, а минимальный годовой уровень дохода (облагаемый 12%-ной ставкой) составляет 10 тыс. р., то налог с дохода в 14 тыс. р. составит:
  тыс. р.
  Эта сумма складывается из налога с необлагаемого предельной ставкой минимума и дополнительного налога в 25% на дополнительный (к 10 тыс. р.) доход т.е. тыс. р. в нашем примере.
  Изъятые из дохода в 14 тыс. р. налоги в сумме 2,2 тыс. р. могут быть отнесены нами ко всей сумме (основной и дополнительной) дохода: Полученный результат является средней налоговой ставкой - всей налоговой ответственностью, деленной на весь облагаемый доход плательщика.
  Понятие "облагаемый налогом доход" логично предполагает наличие необлагаемого дохода. Во многих странах существует необлагаемый минимум годового дохода. Его наличие или отсутствие зависит от исторических, экономических и других особенностей конкретной страны. В США в 30-е гг. осой минимум был на довольно высоком уровне (что исключало значительную часть населения из налогоплательщиков), но со вступлением США во Вторую мировую войну он был опущен до 500 долл. в год, в результате чего практически все население страны стало налогоплательщиками.
  Доход из всех источников и видов деятельности облагается подоходным налогом. Но лишь доходы от наемного труда и от индивидуальной трудовой деятельности являются предметом обложения налогом на фонд заработной платы. Поступления от этого налога используются для финансирования социальных мер защиты населения (пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, многодетным семьям и т. д.). Эта статья бюджетных доходов во всех странах является, как правило, второй (после подоходного налога) по объему ресурсов, приносимых в бюджет. Подоходный налог и налог на фонд заработной платы - прямые налоги.
  Налог на фонд заработной платы принадлежит не к прогрессивному, а к пропорциональному типу налогообложения. Пропорциональный налог - налог, который взимается в равной процентной доле с любого уровня дохода (например, 20% с любой суммы - 100 р., 1 тыс. р., 10 тыс. р., 100 тыс. р. и т. д.).
  Регрессивное налогообложение - изъятие налогов, при котором налоги изымают все меньшую часть дохода по мере того, как доход увеличивается. Поскольку часть налогов не применяется к определенным низким уровням доходов, постольку получается, что в процентном исчислении с высоких доходов взимается относительно меньшая доля в качестве налога. После налоговой реформы 1986 г. в США, например, предельная налоговая ставка составляла 33% и применялась к доходу от 71 900 до 149 250 долл., а к доходу свыше 149 250 долл. применялась ставка в 28%.
  Одним из универсальных во всем мире налогов является налог на продажи, которым облагается огромный набор потребительских покупок товаров и услуг. Налог, которым облагаются некоторые специфические товары (табачные изделия, спиртные напитки), называется акцизным налогом. Акцизы - частный случай налога на продажи. Налог на продажи и акцизы принадлежат к косвенным налогам, они "спрятаны" в цене товаров и услуг. Налог на имущество - основной источник доходов местных властей во многих странах. Этот вид налога вызывает особенно много социальных конфликтов. Во-первых, считается, что он слишком обременителен после выплаты подоходных, социальных налогов, налогов на продажу и др. (как последняя капля, которая переполняет чашу терпения). Во-вторых, чтобы его взимать, нужно оценить имущество, чем занимается специальная служба, часто допускающая много злоупотреблений. У этого налога есть еще одна особенность - он взимается независимо от того, обладает владелец недвижимости и другого имущества какими-либо доходами или нет. Следовательно, он составляет одну из основ автономной части налогов (G - С1 T0), т.е. налогов, которые могут взиматься при полном отсутствии доходов.
  Бухгалтерская прибыль фирм облагается налогом на доход корпораций. К доходу корпораций, как правило, применяется прогрессивная шкала налогов. Указанный налог может стимулировать инвестиции за счет заемных ресурсов, а не за счет капитала фирмы. Это происходит потому, что обычно не делается никаких корректировок для факторов производства, которыми владеет сама фирма, и акционерного капитала, инвестируемого собственниками фирмы. Фирма, которая применяет заемные средства для инвестиций, должна будет платить процент, который она в качестве своих затрат вычтет из бухгалтерской прибыли и суммы своей налоговой ответственности. Если эта же фирма для инвестиций применяет свой акционерный капитал (т. е. увеличивает свой акционерный капитал за счет дополнительной эмиссии акций), то в бухгалтерской отчетности затраты на процент не появятся. Поэтому, несмотря на наличие альтернативных затрат (упущенной выгоды) капитала, независимо от того, создаются они инвестированием за счет долга или выпуска акций, налоговую ответственность фирмы сокращают только проценты за долг.
  Некоторые доходы государства создаются не налогами. Государство может заставить потребителей (физических или юридических лиц) оплачивать предоставляемые им властями товары и услуги. Местные власти обеспечивают коммунальные, транспортные, медицинские, санитарные и другие услуги, которые производятся фирмами, принадлежащими властям либо имеющими от них лицензию, но в любом случае приносящими доход от оплаты этих услуг пользователями. Выбирая между налогами и прямой оплатой общественных благ, предоставляемых властями, экономисты предпочитают последнюю, поскольку она обеспечивает лучшую информацию о том, оценивают ли потребители ценность этих благ больше, чем затраты на их производство.
  Наконец, значительным источником финансовых ресурсов для покрытия государственных расходов являются государственные займы, ведущие к возникновению и увеличению государственного долга. Дефицит - разница между доходами и расходами в данном году, т. е. приростная переменная. Государственный долг - валовой объем невыкупленных государственных ценных бумаг на данный момент времени, т. е. переменная, отражающая "запас" невыполненных обязательств. Поскольку превышение государственных расходов над доходами равно величине нового государственного займа (т. е. прироста государственного долга), постольку дефицит в данном году равен приросту долга в этом же году. Таким образом, бюджетный дефицит является приростом, который равен увеличению "запаса" уже накопленного долга.
  Одним из измерителей государственного долга является его отношение к ВНП. Для лучшего понимания динамики отношения госдолга к ВНП полезно знать следующую формулу:
 
 
 Темп роста
 отношения
 госдолга к ВНП = Первичный дефицит
 госдолг + R - темп роста
 реального
 ВНП
 где госдолг - номинальный долг; R - фактическая реальная ставка процента. Первичный дефицит = государственные расходы - чистый процент - налоговые поступления = государственные покупки товаров и услуг + трансферты - налоговые поступления.
  Таким образом, первичный дефицит = полный дефицит - процентные платежи. При бурном росте первичного дефицита стремительно растет отношение госдолга к ВНП, как это было во многих странах в годы, например. Второй мировой войны. Но и в мирное время история знает немало случаев быстрого роста первичных дефицитов и существенного увеличения госдолга по отношению к ВНП. Среди них немало таких, когда правительство занимает финансовые средства не только для покрытия дефицита, но и для покрытия накопленного долга или, еще чаще, для обслуживания долга, т. е. для выплаты процентов по нему. Процесс заимствования новых фондов для оплаты государственных ценных бумаг, по которым вышел срок, называется пролонгацией долга.
  Но может ли правительство пролонгировать свой долг бесконечно? Если бы ответ был положительным, то следовало бы, вероятно, выплатить долг, не прибегая к увеличению налогов или снижению государственных расходов. Можно пойти еще дальше и сказать, что правительство вообще могло бы не прибегать к налогообложению, а пользоваться займами и пролонгировать их до бесконечности. Однако существуют мощные экономические ограничения, которые этого не допустят. Попробуем это доказать.
  Допустим, что первичный дефицит равнялся нулю и правительство вообще не выпускало государственные ценные бумаги. Вследствие этого долг тоже равнялся нулю, и правительство не выплачивало проценты. Допустим, что в 1-й год правительство увеличивает расходы на 10 млрд р., не повышая при этом налоги. Появляется первичный дефицит в 10 млрд р. Правительство финансирует его, выпуская облигации на 10 млрд р. с номинальной ставкой процента в 8%. Следовательно, к концу 2-го года (не допуская никаких новых дефицитов) правительство должно заплатить 800 млн. р. в виде процентов. Хотя первичного дефицита нет, но есть валовой дефицит в 800 млн. р. Правительство занимает 800 млн. р., вновь выпуская облигации. Теперь невыкупленные облигации являют 10 800 млн. р. "Запас" долга вырос вследствие необходимости платить процент, и это ведет к дефициту, таким образом, долг всегда растет на 8% в год, хотя первичный дефицит равен 0. При помощи калькулятора легко подсчитать, что через 100 лет государственный долг вырастет почти в 2000 раз.
  Захочет ли население держать эти облигации? Ответ зависит от того, как быстро растет его благосостояние. Если "но растет быстрее долга, то, вероятно, люди могут продолжать покупки облигаций. Но если оно растет медленнее, произойдет обратное, и это поставит государству предел заимствования денег у населения. Тогда у государства не остается другого выхода, кроме как добиться первичного излишка (вместо случившегося 100 лет назад дефицита) бюджета, подняв налоги и снизив расходы, для того чтобы начать погашать долг.
  В долгосрочном периоде темп роста благосостояния совпадает с темпом роста ВНП. Величина невыкупленных государственных облигаций не может постоянно расти быстрее ВНП, т. е. пропорция долга к ВНП не может расти бесконечно. Выше мы привели уравнение пропорции долга к ВНП. Темп роста этой пропорции равен R (реальная ставка процента) минус темп роста ВНП. Эквивалентной будет другая формула:
 Темп роста
 пропорции
 долга к ВНП = первичный дефицит
 долг + i - темп роста
 номинального
 ВНП где i - номинальная ставка процента. Таким образом, если реальная ставка процента постоянно выше темпа роста реального ВНП (или если номинальная ставка процента постоянно выше темпа роста номинального ВНП), то пропорция долг/ВНП не будет расти вечно (если первичный дефицит равен нулю). Население этого не допустит.
  Одним из наиболее популярных аргументов против госдолга и бюджетных дефицитов является утверждение о том, что долг - это бремя, которое мы возлагаем на наши будущие поколения. Проблема, однако, состоит в том, что государственный долг в форме ценных бумаг в основном принадлежит домашним хозяйствам и является формой их богатства. Так что наши дети тоже являются получателями процентов с госдолга (или получателями полных сумм погашения облигаций).
  Но если для погашения долга правительство в дальнейшем должно будет существенно поднять налоги, то это может через многие последствия принести ущерб следующим поколениям. Как известно, среди населения государственные облигации распределяются крайне неравномерно. При повышении налогов те, у кого несколько облигаций, станут больше платить налогов, чем получать процентов. А те, у кого облигаций много, будут получать большой процентный доход, а налогов платить мало, что означает невидимую передачу ресурсов от более бедных к более богатым. Часть этого трансферта должна будет перекрываться другими фискальными мерами (другими налогами и другими трансфертами).
  Еще один весьма серьезный аргумент против госдолга. Речь идет о том, что, вероятно, бюджетные дефициты снижают национальный объем сбережений. Если это так, то в будущем неизбежно снижение уровня жизни наших детей и внуков. Но так ли это?
  §110. ДЕФИЦИТ ГОСБЮДЖЕТА И СБЕРЕЖЕНИЯ
  Допустим, что правительство снижает налоги на 10 млрд р. Это одноразовое снижение, которое означает, что снижение налогов у каждого налогоплательщика является фиксированной величиной. Как это подействует на объем сбережений? Вспомним, что S = Y - С - G. При снижении налогов G расти не могут. Допустим, что они постоянны. Но при данном уровне Y снижение налогов сократит S только в том случае, если это снижение налогов приведет к росту С (потребительские расходы). Снижение налогов на 10 млрд р. создает бюджетный дефицит. Так как расходы правительства (G) не меняются, текущая стоимость будущих налогов (Tf /(1 + R)) должна вырасти на 10 млрд р. Например, если реальная ставка процента равна 10%, то будущие налоги должны вырасти до 11 млрд р., чтобы удовлетворять условию госбюджетного ограничения. А госбюджетное ограничение требует, чтобы текущая стоимость государственных закупок была равна текущей стоимости налоговых поступлений, т. е.
 
  Таким образом, рассматриваемое нами изменение фискальной политики должно быть равно не просто сокращению текущих налогов (T) на 10 млрд р., а текущему сокращению расходов, скомбинированному с ростом на 11 млрд р. в будущих налогах (Tf). Как этот сдвиг налогов от сегодняшнего дня в будущее будет воздействовать на S и I? Если налог на капитал не меняется, то не изменяются и I (инвестиции). При отсутствии ограничений на заимствование изменение в выборе времени для изъятия налогов при неизменности объема государственных закупок не воздействует на объем национальных сбережений. Мы уже применили предпосылку о том, что G не меняются. Тогда и сдвиг в выборе времени для изъятия налогов не воздействует на С. Это происходит потому, что при отсутствии ограничений на заимствование текущий потребительский выбор зависит только от текущей стоимости пожизненных ресурсов, а не от того, как период за периодом доход распределяется во времени.
  Взятое нами в качестве примера изменение в налогах повысило располагаемый доход потребителей на 10 млрд р. в первый период и сократило его на 11 млрд р. (рост будущих налогов) во второй период. Однако это налоговое изменение не повлияло на текущую стоимость ресурсов домашних хозяйств, поскольку при реальной ставке процента в 10% рост будущих налогов на 11 млрд р. сокращает сегодняшнюю стоимость ресурсов домашних хозяйств на 11/1,10 = 10 млрд р., что полностью перекрывает сокращение текущих налогов. Так как текущая стоимость ресурсов потребителей не изменяется, налоговое сокращение не воздействует на С и, следовательно, на сбережения (т. е. Y - С - G).
  Вследствие того, что налоговое сокращение не воздействует на S, кривая S на графике S/I не сдвигается. Значит, равновесная точка остается на месте. Вывод состоит в том, что при отсутствии ограничений на заимствование текущее снижение налогов наряду с компенсирующим увеличением будущих налогов не воздействует на S, I (инвестиции) и реальную R. Этот вывод о том, что бюджетный дефицит, вызванный снижением текущих налогов, не влияет на макроэкономическую ситуацию, известен как равенство Рикардо, который первым сделал этот вывод*.
  Тем не менее, сегодня есть немало экономистов, которые считают, что бюджетный дефицит, создаваемый снижением налогов, сокращает S и повышает процентные ставки. Возможной причиной того, что дефицит госбюджета, вызванный налоговым сокращением, воздействует на S, является предположение о том, что некоторые домашние хозяйства, имеющие такое ограничение, расходуют весь текущий доход на текущее потребление. Если такое домашнее хозяйство получает прибавку вследствие снижения его текущего налога, оно потратит всю эту прибавку на дополнительное потребление.
  Допустим, что половина из суммы сокращения налогов в 10 млрд р. досталась потребителям с ограничениями на заимствования. Если такие потребители используют эти 5 млрд р. на увеличение потребительских расходов (остальные потребители не изменяли своих расходов), то С увеличатся на 5 млрд р. и S снизятся (Y - С - G) на 5 млрд р. Таким образом, при ограничениях на заимствование снижение текущих налогов ведет к снижению S. Рис. 20-1 показывает воздействие налогового сокращения на экономику при наличии ограничений на заимствование.
 
  Рис.20-1
 Точка начального равновесия - E1 где пересекаются кривые сбережений (S) и инвестиций (I). Так как снижение налогов при указанных ограничениях ведет к росту текущего потребления части потребителей, S снижаются, а кривая S сдвигается на S2. Объемы S и I понижаются, а ставка процента R повышается. В этой ситуации рикардианское равенство не подтверждается, бюджетный дефицит вследствие сокращения налогов воздействует на экономику.
  § 111. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
  Теоретически система налогообложения не должна мешать людям распределять свое время и свои ресурсы так, чтобы это приносило им максимальную выгоду. Налоги, которые удовлетворяют данному условию, называют нейтральными налогами - т. е. налогами, которые не подрывают структуру потребительских расходов, производство в фирмах, не толкают индивидов и фирмы к уклонению от уплаты налогов, не создают излишнего налогового бремени. Нейтральный налог не толкает человека расходовать больше своих ресурсов на деловые командировки, на медицинскую помощь, уменьшать расходы на питание и одежду только потому, что командировки или медицинские услуги, например, не облагаются налогами, а одежда и продовольственные товары облагаются. Налоги не должны вынуждать людей и фирмы тратить больше времени и денег на поиски инвестиционного приложения своих ресурсов (как это было с активностью вокруг "МММ", "Селенги", "Властилины" и других жульнических организаций), что вроде бы снижает бремя налогов.
  Идеальной формой нейтрального налога является подушный налог - единовременный налог на всех индивидов независимо от уровня потребительских расходов, накопленного богатства и т.д. Он одинаков для бедных и богатых, старых и молодых. Он действительно нейтрален в том смысле, как мы его описали, но он, конечно, не выдерживает критики в отношении его справедливости: нельзя отбирать, может быть, последнее у бедняка или у старика. Поэтому в налоговых системах объектом налогообложения обычно являются доход, потребительские расходы, имущество. Но эти налоги (подоходные, на продажи, имущественный, акцизы) искажают цены производителей, относительные цены, вынуждают людей отказываться от производственной деятельности. Они могут создавать излишнее налоговое бремя - т. е. налоговое бремя, которое превышает необходимое бремя передачи части доходов в распоряжение государства. Излишнее бремя ведет к снижению экономической эффективности, так как подрывает существенное число рыночных операций (что снижает доходы индивидов, фирм, а затем - через снижение налогов - и доходы государства) либо уводит эти операции в теневой сектор экономики. Все это создает чистые потери - потери. Связанные с сокращением объема экономической деятельности из-за чрезмерных налогов.
 
  Рис. 20-2
  Рис. 20-2 показывает нам распределение налогового бремени между участниками экономической деятельности. До введения налога производилось и продавалось Q0 продукции по цене Р0. Вводится налог, который повышает затраты на Производство и сбыт Рt - Р't. Кривая S0 сдвигается на St.
  Потребители снижают объем покупок. Обратите внимание, что рыночная цена растет не на Рt - Р't, а лишь на Рt - Р0. Таким образом, часть нового налога (Рt - Р0) ложится на покупателя, а другая часть - на продавца (Рt - Р't). Треугольник АВС составит чистую потерю для всех участников. Это потеря от сокращения объема операций и, следовательно, сокращения выигрыша для всех.
  В нашем примере бремя нового налога ложится поровну на продавца и покупателя. Но пропорция распределения зависит от наклона кривой D. Если наклон кривой D круче (а наклон кривой S более пологий), то цена, включающая новый налог, увеличится на большую величину. Это возложит более значительную часть бремени на покупателей. Если же наклон кривой D более плоский, рыночная цена увеличится в меньшей степени и основное налоговое бремя ляжет на продавцов.
  В 80-е гг. круг макроэкономических концепций дополнился концепцией сторонников совокупного предложения - "саплай-сайдерами". Они считают, что между уровнями предельных налоговых ставок и объемом экономической деятельности имеется очевидная взаимосвязь. Чем выше налоговые ставки, тем меньше объем деятельности и больше тех, кто пытается избежать налогообложения, тем больше людей уходит в так называемую теневую экономику, в нелегальный бизнес. Чем выше предельные ставки, тем более пологой становится кривая предложения труда. Ставки налогов воздействуют на налоговую базу - объем экономической деятельности, облагаемый налогами. Между двумя этими явлениями существует обратная связь: чем выше предельные налоговые ставки, тем уже налоговая база, и наоборот. Следовательно, ставки налогов могут воздействовать на макроэкономическую эффективность.
  В любом обществе часть населения, зарабатывающая высокие и средние доходы, дает казне и основную массу налогов. Вместе с тем существует заблуждение, особенно подогреваемое политиками-популистами, о том, что можно основную часть налогов переложить с индивидов на бизнес. Это неверно. В конечном счете, и налоги на бизнес тоже платятся потребителями.
  Налоги в существенной степени отражают "цену" правительства, вернее, "цену" всей совокупности властей (деятельности властей) в стране. Точнее, такая "цена" включает упущенную выгоду от ресурсов, затраченных на производство благ, распределяемых властями, затраты на содержание налоговой системы, а также уже известное нам излишнее бремя от налогообложения. Так что расходы властей стоят даже больше, чем-то, что показывают статьи бюджетных расходов.
  § 112. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И СОВОКУПНЫЙ СПРОС
  Существуют три очевидных канала воздействия бюджетного дефицита на экономику. Во-первых, госзакупки товаров и услуг (G), являясь частью совокупных расходов, прямо воздействуют на совокупный спрос (AD). Во-вторых, социальные и другие трансферты (пенсии, пособия, процент по государственным облигациям и др.) увеличивают доход, который затем расходуется. В-третьих, налоги снижают доход, после чего снижается и спрос. Второе и третье оказывают на AD косвенное воздействие (через изменение доходов). Традиционно и в нашем предшествующем обсуждении государственные покупки товаров и услуг (G) рассматриваются как экзогенная переменная. Однако в реальности государственный сектор существенно реагирует на состояние экономики, особенно сильно реагируют трансферты и налоги. Поэтому в макроэкономических исследованиях начали делать попытки построить модели, описывающие реакцию государственного сектора на экономические колебания. Уравнение, описывающее такую реакцию, обычно называют функцией реакции, а иногда правилом политики (так как государственные меры - это та или иная политика, и если данная политика систематична, то она выглядит, как правило, игры).
  Исходя из макроэкономических колебаний, важна не их реакция на уровень бюджетного дефицита, а то, как реагирует государственный бюджет. Например, государственные покупки товаров и услуг почти не реагируют на макроэкономические колебания (уровни обороноспособности, правопорядка, образования не могут изменяться под воздействием конъюнктуры). В ходе каждой рецессии правительства принимали какие-то программы по увеличению расходов и рабочих мест в госсекторе. Но, во-первых, это были небольшие программы, и, во-вторых, их внедрение в жизнь занимало слишком много времени. Но объем трансфертных платежей обычно колеблется существенно, перекрывая, например, снижение занятости и вызванное этим снижение доходов.
  Трансферты растут в ходе рецессии и снижаются в ходе подъемов вследствие функционирования обычных социальных программ. В ходе рецессии растут пособия, резко увеличивается число пособий по безработице, часть людей старшего возраста уходит на пенсию по старости и т. д. Главное в том, что доходы людей, страдающих от рецессии, не падают до нуля, как это было, например, в 30-е гг., а снижаются до достаточно высоких уровней многочисленных видов социальных трансфертов, что амортизирует рецессионное снижение доходов и стабилизирует макроэкономическую динамику. Такие трансферты называют автоматическими стабилизаторами.
  Как и трансферты, налоги тоже чувствительны к изменениям в уровнях макроэкономической активности. Например, в США в течение последних 30 лет эластичность налоговых поступлений (изменение Т, деленное на 1% изменения ВНП) составляла 1,8. Такая высокая чувствительность объясняется рядом факторов. Во-первых, прибыль корпораций колеблется очень сильно, и вместе с ней колеблется размер собираемого налога на эту прибыль. Во-вторых, вследствие снижения объема продаж снижаются налоги на продажи. В-третьих, снижение индивидуальных доходов происходит в форме перемещения значительной массы налогоплательщиков в более низкие доходные интервалы, с которых в соответствии с прогрессивной шкалой берутся более низкие налоги. Вследствие всех этих причин средняя налоговая ставка снижается во время рецессии и растет в периоды подъемов.
  Трансферты и налоги воздействуют на AD через изменения в располагаемом личном доходе (YD). Многочисленные исследования по большой группе развитых стран показали, что YD меняется не более чем на 40% по отношению к изменениям в ВНП (Y). Остальные 60% перекрываются действием автоматических стабилизаторов и дискреционной политикой. Дискреционная фискальная политика - сознательный выбор правительством налогов и расходов для достижения целей макроэкономической стабилизации и социальных задач.
  Вопрос о бюджетном дефиците почти всегда является политическим вопросом. Это происходит в силу ряда причин. Во-первых, дефицит - часть общей статистической картины экономики, в которой отражается поведение многих макроэкономических переменных. Он как верхушка айсберга. В простейшем виде бюджетный дефицит - разница между бюджетными расходами и доходами, которая должна покрываться (финансироваться) либо выпуском государственных ценных бумаг, либо эмиссией денег. Поэтому макроэкономическое воздействие дефицита должно анализироваться через рассмотрение воздействия бюджетных доходов, расходов, государственных ценных бумаг и денежной массы.
  Обычно в ходе цикла бюджетный дефицит нарастает в периоды рецессии, когда экономика действует на уровне ниже потенциала, и снижается (либо исчезает) в периоды подъемов, когда экономика действует выше потенциала, так как в периоды рецессии расходы растут, а доходы снижаются, но в периоды подъемов расходы относительно снижаются, а доходы увеличиваются. В обоих случаях речь идет о циклическом дефиците. Но если экономика действует на уровне потенциала, то что за бюджетный дефицит возможен на этой стадии?
  Для ответа на данный вопрос экономисты создали концепцию дефицита при полной занятости - дефицита, который возникает, когда экономика действует на уровне полной занятости, т. е. при естественной норме безработицы. Этот дефицит "очищен" от циклических значений дефицита (излишка). Он получается на основе расчетов функций реакции для бюджетных расходов и доходов и определения тех уровней расходов и доходов, которые соответствуют потенциальному ВНП. В последние два десятилетия бюджетный дефицит при полной занятости стали называть структурным дефицитом, а разницу между фактическим и структурным дефицитом - циклическим дефицитом.
  Теперь мы вновь возвращаемся к взаимосвязи бюджетного дефицита и процентных ставок, поскольку эта связь имеет важное значение для понимания роли государства в изменениях совокупного спроса. Рост дефицита, вызванный либо увеличением расходов, либо снижением налогов, приведет к росту процентных ставок. Реальная картина последних 30 лет во многих странах была такова, что в кратковременные периоды реальная ставка процента падала, когда дефицит нарастал, и наоборот. Это точно соответствует циклическим закономерностям поведения дефицита. Дефицит возникает или растет в период рецессии (спада), когда по многим причинам низка и ставка процента (все мотивы спроса на деньги ослаблены).
 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
 * Автоматические стабилизаторы
 * Автоматическая фискальная политика
 * Акцизы
 * Валовые налоговые поступления
 * Государственные расходы
 * Дискреционная фискальная политика
 * Единовременные налоги
 * Излишнее налоговое бремя
 * Косвенные налоги
 * Мультипликатор автоматических расходов
 * Налог на имущество
 * Налог на продажи
 * Налог на фонд заработной платы
 * Налоговая функция
 * Налоговые утечки
 * Нейтральный налог
 * Подушный налог
 * Предельная налоговая ставка
 * Предельная склонность к налоговому изъятию
 * Прогрессивный налог
 * Пролонгация долга
 * Пропорциональный налог
 * Прямые налоги
 * Равенство Рикардо
 * Регрессивный налог
 * Средняя налоговая ставка
 * Структурный дефицит
 * Фискальная политика
 * Функция реакции, или правило политики
 * Чистые налоговые поступления
 * Чистые потери
 * Циклический дефицит
 ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
 1. Валовые государственные расходы включают покупку товаров и услуг, а также трансферты, в состав которых входят как социальные трансферты и субсидии, так и выплаты процентов по государственному долгу. Доходы государства включают налоги и доходы от госсектора. Фискальная политика является, по существу, управлением государственным бюджетом с целью достижения макроэкономических и макросоциальных целей правительства.
 2. Государство (власти) обеспечивает население общественными благами, которые никого не исключают из процесса их потребления и за которые никто не конкурирует. Государство обеспечивает социальные гарантии населению. G - расходы на госзакупки товаров и услуг. Величина G определяется политическими решениями.
 3. Налоги - главный источник доходов властей. Валовые налоговые поступления (Tg) включают доходы от сбора налогов всеми уровнями властей. Чистые налоговые поступления (T) равны Tg за вычетом трансфертов. Трансферты - отрицательные налоги. Т зависят от уровня совокупного дохода. Налоговая функция описывает связь между T и Y. Постоянный наклон функции мы называем предельной склонностью к налоговому изъятию.
 4. G - элемент AD. Когда G растут, растет AD, но одновременно снижается С. При ряде общепринятых допущений равновесный уровень Y определяется из условия равновесия. Равновесный уровень Y равен мультипликатору автономных расходов, умноженному на величину автономных расходов. Налоги снижают величину мультипликатора расходов.
 5. Предельная налоговая ставка - дополнительная налоговая ответственность, деленная на дополнительный доход. Средняя налоговая ставка - вся налоговая ответственность, деленная на весь облагаемый доход. Налоги на продажи и акцизы - косвенные налоги. Помимо налогов, источниками бюджетных ресурсов являются платные услуги властей и займы. Пролонгация госдолга - заимствование новых фондов для оплаты государственных ценных бумаг.
 6. При отсутствии ограничений на заимствования изменение в выборе времени для изъятия налогов при неизменности G не воздействует на объем национальных S. Это утверждение ведет к выводу о том, что бюджетный дефицит, вызванный снижением текущих налогов, не влияет на макроэкономическую ситуацию (равенство Рикардо).
 7. Нейтральные налоги - те налоги, которые не подрывают структуру С, производство в фирмах, не стимулируют уклонения от налогов. Идеальной формой нейтрального налога является подушный налог. Излишнее налоговое бремя создает чистые социальные потери. Оно угнетает экономическую деятельность, снижает ее объем, что ведет к подрыву налоговой базы.
  Правило политики (функция реакции) - реакция государственного сектора на экономические колебания. Автоматическая фискальная политика связана с действием автоматических стабилизаторов. Дискреционная фискальная политика связана с сознательным выбором властями налогов и расходов для достижения целей макрополитики. Бюджетный дефицит, существующий, когда Y = Yp, называется структурным дефицитом. Разница между фактическим и структурным дефицитом рассматривается как циклический дефицит.
 ТЕМА 21.
 ДЕНЬГИ
  Цель изучения темы состоит в том, чтобы узнать:
 * в чем состоят функции денег;
 * какими физическими свойствами должны обладать деньги;
 * что определяет ценность денег и альтернативную стоимость денег;
 * почему мы хотим держать часть денег на руках;
 * что такое денежная масса, спрос и предложение денег;
 * какую роль играют спрос и предложение денег в макроэкономических моделях.
  § 113. ФУНКЦИИ ДЕНЕГ
  Что общего между ракушками, пачкой табака, головой скота, бутылкой водки, фиксированным куском редкого металла? Все эти разнообразные предметы в разные времена служили деньгами. Что такое деньги?
  Деньги - любой стандартный предмет, вещь, которые могут служить средством обмена. Без денег мы вынуждены были бы менять товары непосредственно на другие товары, т. е. осуществлять бартер, который возможен лишь при взаимном совпадении потребностей обоих меняющих. Деньги всегда гарантируют такое двойное совпадение. Люди продают деньги за блага, которые они хотят купить, и продают блага за деньги, когда они хотят что-нибудь продать. Деньги понижают трансакционные затраты. Постепенная эволюция денежного обмена - последствия экономизирующего (рационального) поведения людей - получение максимально возможного из ограниченных ресурсов.
  Деньги являются согласованной счетной единицей для установления цен на товары и услуги. Для того чтобы получить максимум полезного из нашего семейного бюджета, нужно осуществлять подсчеты. Это не подсчеты того, что мы, в конце концов, купим, а определение альтернативных затрат. То есть это не определение того, что выбранная нами вещь стоит, например, 100 р., а подсчеты того, что вместо этой вещи мы отказались от покупки вещи А или такого-то количества вещей В, значит, подсчеты альтернативных затрат - упущенной выгоды (цены нашего выбора).
  Если счетной единицей будут сами блага, то с нами случится что-то вроде катастрофы. Представьте себе, что вы пришли в театр, а в кассе вам сообщили, что 1 билет стоит либо 1 кг сливочного масла, либо 1 кг сыра и т.д. Что делать? Ясно, что цена в денежных единицах - единственное приемлемое для всех средство, чтобы купить или продать что-то вполне определенное.
  Деньги выполняют также функцию сохранения ценности (функцию сбережения). Не надо путать эту понятную функцию с все еще применяемой некоторыми российскими авторами категорией, которую они называют "деньги как мера стоимости". Само понятие стоимости вообще спорно. Вещь обладает ценностью (это единственно верный перевод примененного экономистами-классиками английского слова value) и ценой. Слово "стоимость" присуще лишь одной экономической школе, диктаторски доминировавшей в России в XX в. Мировую экономическую науку это понятие, по большому счету, вообще не интересует. Ее интересуют понятия ценности и цены.
  Деньги функционируют как средство сохранения, сбережения сокровища. Если бы они не действовали таким образом, их бы не принимали как средство обмена. Чем устойчивее деньги, тем лучше они действуют как средство сохранения ценности, сокровища. Однако чем сильнее инфляция, тем больше подрывается данная функция денег. При гиперинфляции эта функция полностью исчезает.
  § 114. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДЕНЕГ
  Деньги появились очень давно. Первобытные племена уже использовали что-то вроде примитивных денег. Естественное стремление людей избавиться от сложностей получения благ через бартер неизбежно вело к появлению сначала некоторых принимаемых всеми товаров (вещей). В конце концов, наилучшую пригодность в этом плане показали золото и серебро. Они высоко ценились в силу их крайне ограниченного предложения и высокого спроса на них и поэтому обладали высокой и устойчивой ценой. Кроме того, они были легко делимы на небольшие единицы металла. Их стали постоянно использовать в торговых операциях. Затем на смену слиткам появились монеты. Они обладали твердым номиналом, поскольку содержали точные весовые характеристики.
  История знает сотни случаев, когда делались попытки уменьшить реальное золотое (или серебряное) содержание металлических денег. Поэтому долгое время в практике торговли сохранялось определение пробы и традиция взвешивания монет для определения реального веса содержащегося в них золота и серебра. Порча денег всегда вела к инфляции, ибо количество монет увеличивалось, но покупательная способность каждой из них понижалась. Наблюдения за такими событиями когда-то привели экономистов к выдвижению количественной теории денег и цен. Они полагали, что существует очевидная связь между средним уровнем цен и количеством денег в обращении, так что увеличение количества денег ведет к пропорциональному повышению уровня цен.
  Порча денег подтолкнула Томаса Грешэма - советника Елизаветы Английской - к формулированию известного закона Грешэма: "Плохие деньги выводят из строя хорошие деньги". Королеве Елизавете досталось тяжелое денежное наследство: практически весь национальный денежный запас был подпорчен. Елизавета начала выпуск новых золотых монет с полной номинальной стоимостью. Однако они почти сразу исчезли из обращения, что привело Грешэма к упомянутому выводу. Кстати, и в наше время из обращения исчезли монеты с содержанием серебра (например, серебряные монеты в 0,25 долл. в США).
  Вслед за монетами в денежном обращении появились бумажные деньги. Первые бумажные деньги были обязательством заплатить их предъявителю золотом, т. е. превратить, конвертировать бумажные деньги в золото. Работоспособность этих денег целиком зависела от доверия к тому, кто их конвертировал в золото. Это доверие резко возросло, когда такая функция перешла к крупным и надежным банкам, которые стали выпускать банкноты. В этих случаях бумажные деньги становились такими же "хорошими", как и золото. Сначала бумажные деньги обеспечивались золотом в пропорции 1:1. Затем резервное золото, предназначенное для его обмена по требованию на бумажные деньги, стало обеспечивать лишь часть выпущенных банкнот. "Лишние" банкноты стали инвестироваться в кредитные операции, приносящие доход. А резервное золото стало так называемым фракционным резервом, который обеспечивал не всю бумажную денежную массу, а лишь ее фракцию. Потребность в таком резерве в XIX - начале XX в. подтверждалась многократными случаями банковской паники.
  Следующим этапом в эволюции денег был переход функции эмиссии (выпуска) денег к центральным банкам. При этом первоначально центральные банки обеспечивали полную конвертируемость банкнот в золото, что называлось системой золотого стандарта. Между двумя мировыми войнами ушла в историю эта система. В плане конвертируемости бумажных денег в золото ей на смену пришла система золотодевизного стандарта: в золото конвертировались лишь бумажные деньги, принадлежащие иностранцам или иностранным центральным банкам. Но гражданам своей страны пришлось проститься с конвертацией.
  Естественно, что деньги, не конвертируемые в золото, зависели от того, будут ли они приниматься по своему номиналу. Правительства вынуждены были пойти на то, чтобы гарантировать, что выпущенные в обращение бумажные деньги будут приниматься повсеместно. Так появились неразменные (на золото) бумажные деньги, каковыми на сегодняшний день является, по существу, вся национальная валюта во всех странах. Бумажные и металлические деньги сегодня ценятся по номиналу потому, что в соответствии с законами они всеми принимаются как законное платежное средство для покупки товаров и услуг и погашения долгов. Поэтому их часто называют декретными деньгами.
  К XX в., как мы уже знаем, повсеместно частные банки потеряли права на эмиссию бумажных денег. Эта функция перешла к центральным банкам. Но возник еще один вид денег, которые создают частные банки. Речь идет о депозитных деньгах - частных долговых деньгах, которые являются займом банка у клиента и которые банк обязуется выплатить по первому требованию. Такой заем может быть использован как деньги в форме чекового депозита. Итак, клиент банка открывает депозит (вклад) и получает чековую книжку, которую фактически использует как средство платежа по своим долгам. Чеки сами по себе деньгами не являются. Деньгами являются чековые депозиты. Чек служит просто как письменное указание банку передать деньги от клиента его поставщику (подрядчику, продавцу и т.д.). Деньгами не являются и кредитные карточки. В западных странах при оплате покупки чеком покупателя часто просят предъявить чековую карточку - разновидность кредитной карточки, которая служит для сверки подписи и номера счета, т. е. является документом, удостоверяющим личность и кредитоспособность покупателя. Как и чековая карточка, кредитная карточка тоже удостоверяет личность. Но вместе с тем кредитная карточка дает возможность покупателю как бы занять деньги на покупку под обещание оплатить ее несколько позднее.
  В течение более чем столетия депозиты четко делились на срочные депозиты и депозиты до востребования. Депозит до востребования - счет в коммерческом банке в целях осуществления операций (покупок, сделок) с использованием банковских денег. Только этот вид депозитов конвертировался чеки, "очекивался". Депозит до востребования практически не приносил дохода своему владельцу. Срочный депозит - счет в банке или ином финансовом институте в целях получения дохода в форме процента. Такой депозит означал помещение денег в банк на твердо оговоренный срок. Он приносил процентный доход, но нельзя было без потери дохода изъять депозит до истечения срока.
  В 80-е гг. повсеместные (в западных странах) финансовые реформы привели к тому, что возникли смешанные формы. Помещения вкладов в банки и финансовые институции. В частности, появился NOW (negotiable order of withdrawal - оборотный изымаемый вексель) - счет, который комбинирует срочный депозит с ограниченным числом чековых переводов в месяц. Другой такой формой стали ATS (automatic transfer services - автоматическое трансфертное обслуживание) - счета, которые позволяют автоматический перевод сберегательного счета в чеки.
  § 115. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ
  Предложение денег (денежная масса) - категория, которая не так легко поддается определению. Что именно должно включаться в эту категорию? Этот вопрос до сих пор остается актуальным и вызывает определенные споры. Наиболее полным будет, вероятно, следующее определение: предложение денег - те активы, которые широко используются и принимаются как средство платежа. В свою очередь, активы - все, имеющее ценность, что может быть законным предметом собственности. Многими экономистами применяется более практическое определение денежного предложения: предложение денег (денежная масса) является суммой всех декретных и банковских денег. Но в этом определении традиционно была одна трудность, связанная сначала с историческим различием между депозитами до востребования и срочными депозитами, а затем с различием активов по степени ликвидности. Ликвидность - способность активов конвертироваться в средство обмена. Степень ликвидности зависит от легкости и затрат, при которых активы могут конвертироваться в средство обмена.
  Традиционно совершенной ликвидностью обладали монеты, бумажные деньги, затем к ним присоединились депозиты до востребования. Но все другие активы были существенно менее ликвидны. В западных странах, например, сберегательные счета нужно было сначала превратить в наличность или в депозиты до востребования, а сами эти счета не могли использоваться как средство обмена. Другими словами, сберегательные счета обладают ликвидностью, но не совершенной. Таким образом, различие между "чисто" денежными и неденежными формами активов вызывает некоторые проблемы. Примером могут быть также так называемые взаимные фонды. Институты взаимных фондов продают свои паи (акции) акционерам, а выручку инвестируют в краткосрочные государственные и краткосрочные ценные бумаги. Функция взаимных фондов - заработать доход своим акционерам. Однако почти во всех институтах акционерам разрешается помесячно списывать часть счетов в чеки. Означает ли это, что взаимные фонды - часть предложения денег? Однозначного ответа на этот вопрос нет.
  По указанным причинам различные активы ранжируются по степени их ликвидности. В странах с традиционными развитыми финансовыми рынками физические (индивиды) и юридические (фирмы) лица, как правило, имеют коллекции различных активов, или портфель ценных бумаг, в котором активы "расставлены" по степени их ликвидности. То же самое происходит и в масштабах всей страны. В любой стране имеется несколько рабочих определений предложения денег (денежной массы). Официальные показатели денежной массы называют денежными агрегатами. Они отличаются по набору входящих в них активов. Показать эти различия на российском примере все еще сложно по причинам ограниченности применения как банковских денег (депозитов), так других форм активов, обращающихся на финансовом рынке. Поэтому попробуем рассмотреть, например, американские денежные агрегаты.
  Денежный агрегат М1 - наиболее узко определяемый Показатель денежной массы, который включает наличность (монеты и бумажные деньги) и депозиты, конвертируемые в чеки (т. е. обналичиваемые депозиты). В состав М1 включают NOW- и AТS-счета, туристические чеки и все обналичиваемые чеки, которые можно применить для немедленного осуществления сделок и операций.
  Денежный агрегат М2 включает все части М1 и дополнительно те активы, которые менее ликвидны в сравнении с М1 такие, как сберегательные депозиты, взаимные фонды денежного рынка, краткосрочные (но все-таки срочные) депозиты на сумму меньше чем 100 тыс. долл., при условии потери процентных доходов. Конечно, граница между М1 и М2 довольно условна, вследствие чего сегодня в США в качестве главного индикатора денежной массы рассматривают М2
  Денежный агрегат М3 включает все компоненты М2 плюс долгосрочные депозиты, депозиты американцев в банках Англии и Канады, в зарубежных филиалах американских банков, другие депозиты.
  Во всех странах денежная масса находится под контролем центральных банков. Сегодня для большинства стран нормальным считается состояние, при котором центральные банки являются бесприбыльными организациями, обеспечивающими денежную массу без цели максимизации прибыли от производства денег. Поэтому в таких странах объем денежной массы не зависит от альтернативных затрат держания наличности на руках, т. е. от ставки процента. Однако нужно твердо знать, что предложение денег, или денежная масса, определяется решениями властей (в России - решениями федеральных властей).
  §116. СПРОС НА ДЕНЬГИ
  Спрос на деньги - объем активов в денежной форме (таких, как наличность и чековые депозиты), которые население выбирает для того, чтобы держать их в своих портфелях. Иными словами, предъявляя спрос на деньги, люди осуществляют часть решений по распределению активов в своих портфелях. Спрос на деньги зависит от ожидаемого дохода, от риска и от ликвидности денег и других активов.
  У денег есть две особенности. Во-первых, они являются наиболее ликвидным активом, и в этом главный смысл их держания людьми. Во-вторых, наличность на руках не создает дохода. Но и банковские деньги дают низкий доход в сравнении с менее ликвидными активами. Держание денег на руках имеет свои альтернативные затраты (свою упущенную выгоду). Эти затраты - упущенный процент, который мог бы быть заработан этими деньгами, если бы их поместили в менее ликвидные активы. Существование этих альтернативных затрат предполагает, что кривая спроса на деньги наклонена вниз. Спрос на деньги принадлежит закону спроса. Упущенная цена держания денег на руках - процент. Если процент повышается, то величина спроса на деньги понижается, и наоборот.
  Тем не менее, для держания денег на руках есть свои мотивы. Первый из них - трансакционный мотив, т. е. мотив иметь при себе наличность на случай заключения сделки, операции (трансакции). Второй - мотив предосторожности, особенно знакомый, прежде всего пожилым людям (иметь наличность или банковские деньги на случай немедленной потребности в них). Наконец, третий мотив - спекулятивный. Для тех, кто регулярно участвует в спекулятивных операциях, определенный объем спроса на деньги является обычной необходимостью.
  На спрос на деньги воздействуют различные макроэкономические переменные: уровень цен, реальный ВНП, ставка процента. Более высокий уровень цен и ВНП увеличивает потребности населения в ликвидных средствах и тем самым повышает спрос на деньги. При прочих равных условиях номинальный спрос на деньги пропорционален уровню цен. 8 лет назад мы могли пообедать за 1 р., сегодня - за 30 р. Так как цены выросли в 30 раз, количество денег для оплаты наших покупок тоже должно было вырасти в 30 раз.
  Более богатый человек делает больше покупок, чем бедный. Так и экономика в целом - чем выше ВНП, тем больше скупок и сделок (трансакций), а следовательно, больше спрос на деньги. Но нет необходимости в том, чтобы рост ВНП и рост спроса на деньги были пропорциональны. Рост спроса на деньги обычно отстает от роста ВНП, так как, во-первых, более доходные группы населения и более богатые фирмы часть доходов направляют в малоликвидные активы получения процента (т. е. эта часть доходов не служит источником спроса на деньги), во-вторых, совершенствование финансовой системы создает немало привлекательных альтернатив для денег (применение, например, таких денежных заменителей, как кредитные карточки).
  Если предположить, что риск и ликвидность постоянны, то спрос на деньги зависит от ожидаемой отдачи одновременно как от денег, так и от неденежных активов. Если вы обладаете государственной ценной бумагой, дающей доход 50% в год, и депозитом, дающим 16%, то вы, конечно, предпочтете максимально возможную часть доходов использовать для покупки гособлигаций. Россияне на своем практическом опыте все еще слабо ощущают эти различия вследствие того, что наша финансовая система не предлагает широкого выбора денежных и неденежных активов.
  Воздействие ценового уровня, реального ВНП и ставки (Процента на денежный спрос может быть описано следующим образом:
  МD = PL(Y, i, im),
  где МD - совокупный спрос на деньги;
  Р - ценовой уровень;
  Y - реальный ВНП;
  i - номинальная ставка процента на неденежные активы;
  im - номинальная ставка процента на денежные активы;
  L - функция денежного спроса по отношению к реальному ВНП, i и im.
  Приведенное уравнение показывает, что MD пропорционален ценовому уровню Р. Если Р увеличивается на 50%, то при неизменности ВНП и ставки процента MD тоже увеличится на 50%. В свою очередь, при данном уровне РMD зависит (через функцию L) от Y, от i и im. Увеличение Y ведет к росту спроса на деньги (MD). Увеличение / делает более привлекательными неденежные активы и сокращает MD. Номинальный денежный спрос MD измеряется в денежных единицах. Но иногда более удобно измерять его в реальных категориях. Если обе стороны уравнения мы поделим на ценовой уровень, то получим:
 
  Левая сторона уравнения называется реальным денежным спросом. Реальный денежный спрос - величина денежного спроса в категориях объема товаров, который эти деньги могут купить. Из уравнения следует, что реальный спрос на деньги зависит от Y, i, im. Функция L здесь называется функцией денежного спроса.
  На денежный спрос воздействуют также риск, размер богатства, ликвидность других видов активов, существующая технология расчетов. Когда богатство увеличивается, то спрос на деньги растет. Но этот рост отстает от темпа увеличения богатства, поскольку в таком случае быстрее растут сбережения. Фактор риска серьезно влияет на спрос на активы, учитывая колебания ставок процента. В этом смысле тот, кто держит наличность, ничем не рискует. Чем выше фактор риска в экономике, тем больше спрос на деньги.
  Спрос на деньги зависит также от степени ликвидности альтернативных активов. Чем выше эта степень, тем ниже потребность в деньгах. Наконец, на денежный спрос влияет технология платежей. Например, введение кредитных карточек позволило многим не обращаться к деньгам для осуществления трансакций.
  § 117. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕНЕГ
  В то время как ставка процента является альтернативными затратами держания денег, ценность денег измеряется их покупательной способностью. Последняя обратно пропорциональна уровню цен. Если ценовой уровень увеличивается на 50%, то покупательная способность денег должна снижаться тоже на 50%. Уже известная нам модель AD/AS говорит о том, что при превышении предложения денег (денежной массы) над спросом ценовой уровень будет расти, а ценность денег снижаться. Действительно, если денежная масса растет, то население тратит дополнительные деньги на покупку активов, приносящих процент, а также на покупку товаров и услуг. Но то, что может сделать один человек (в данном случае избавиться от избыточной наличности), не обязательно могут сделать все. Вся экономика избавиться от избыточных денег не может, так как та сумма, на которую уменьшается наличность у одного, увеличивает наличность у другого. Общая денежная масса в экономике не уменьшается.
  Зато изменяется ценовой уровень, увеличиваясь по мере роста денежной массы. Теперь в экономике больше денег для покупки того же объема товаров и услуг. С другой стороны, нужно больше денег для того, чтобы профинансировать более высокую денежную стоимость расходов населения. На рис. 21-1 на оси ординат показана покупательная способность денег, а на оси абсцисс - величина денежного спроса. Кривая спроса на деньги Dm здесь является функцией покупательной способности денег, а не ставки процента. Покупательная способность денег измеряется объемом товарной массы, которую может купить одна денежная единица. Кривая Dm наклонена вниз, так как по мере роста ценового уровня и, следовательно, по мере снижения покупательной способности денег растет величина спроса на деньги для оплаты более высокой стоимости трансакций в экономике. Первоначальная кривая предложения денег - Sm. Предложение
 
  Рис.21-1
 денег не является функцией ценности денег, а определяется решением властей. Если власти увеличивают Sm, a Dm остается неизменным, то возникает избыточная денежная масса при прежнем уровне цен. Те, кто принимает экономические решения, будут тратить этот избыток до тех пор, пока уровень цен не поднимется достаточно для того, чтобы побудить население держать новый объем денежной массы. Новой равновесной точкой окажется E1, которая отражает случившийся рост ценового уровня и, следовательно, падение покупательной способности денег до 1/ P1.
  Изменения денежной массы оказывают существенное краткосрочное воздействие на номинальный ВНП. По мнению кейнсианской школы, это воздействие осуществляется опосредованно, через трансмиссионный (передаточный) механизм: а) сначала происходит изменение Sm; б) это изменение воздействует на изменение процентной ставки; в) последнее влияет на объем инвестиций; г) автономный сдвиг в инвестициях мультиплицируется в изменении AD; д) происходит изменение в номинальном ВНП. Этот многоступенчатый механизм включает и взаимодействие кривой неизменяющегося денежного спроса с изменением в денежной массе. Эту кривую называют графиком предпочтения ликвидности.
  Изменение в Qm ведет к изменению процентной ставки и Т.д. через весь трансмиссионный механизм. Краткосрочные финансовые активы менее подвержены риску изменений ставки процента, чем долгосрочные активы. Иными словами, независимо от изменений условий краткосрочные финансовые активы могут быть быстро проданы практически по той же цене, по какой они покупались. Если по различным активам предполагается одна и та же норма отдачи, большинство владельцев активов предпочтут актив с высшей степенью ликвидности. Это предпочтение активов с низкой степенью риска и называется их предпочтением ликвидности. Предпочитая ликвидность, инвесторы хотят получать более высокую норму отдачи на менее ликвидные активы. Предпочтение ликвидности может быть выражено как премия ликвидности, добавленная к долгосрочной процентной ставке сверх ставки по краткосрочным активам. Премия ликвидности - разница между долгосрочными и краткосрочными ставками процента, который хочет получить владелец долгосрочных активов в обмен на потерю ликвидности. Премия ликвидности - причина, по которой краткосрочные ставки ниже долгосрочных.
  Если Qm растет, то население, в соответствии с теорией предпочтения ликвидности, предпочтет покупать активы с более высокой ставкой процента, например облигации с фиксированным доходом. Цена облигации тоже начнет расти, влияя на снижение ставки процента в экономике. Это снижение произойдет по следующей причине. Допустим, мы купим одну облигацию, по которой за год платится ставка в 50% (250 р.) за 500 р. Спрос на облигации вызовет рост цен на них, например, до 1 тыс. р. Но она по-прежнему приносит каждый год 250 р., что теперь составляет не 50%, а 25%. То есть когда цена актива с фиксированным доходом растет, ставка процента на него снижается. Что это означает для кривой предпочтения ликвидности? Когда Sm увеличивается, население расходует избыточные деньги на покупку облигаций. Ставка процента снижается по мере того, как цена активов с фиксированными доходами растет.
  Ставка процента существенно воздействует на величину инвестиционного спроса. Принимая инвестиционные решения, фирмы рассчитывают норму отдачи всех инвестиционных проектов, ранжируют их по норме отдачи от высшей к низшей и отсекают от рассмотрения все проекты, которые имеют норму отдачи ниже ставки процента. Когда станка растет, этот барьер проходит все меньшее число проектов. Снижение инвестиционных расходов мультиплицируется на совокупный спрос, который сократится, вызывая рецессию. Но если ставка процента снижается, а инвестиции увеличиваются, то AD растет, что ведет к одновременному повышению ценового уровня и реального ВНП. Возникает инфляционный разрыв. Чтобы преодолеть его, экономика через механизм автоматической перестройки сдвинет влево кривую SRAS. Реальный ВНП снизится, но уровень цен вновь поднимется. Экономика достигнет новой точки долгосрочного равновесия, т. е. возвратится к потенциалу, но с большей денежной массой и более высоким уровнем цен. Номинальный ВНП вырастет, хотя реальный снизится. Это случится потому, что рост цен более чем компенсирует снижение реального ВНП.
  Рост уровня цен дает обратную реакцию, вынуждая кривую предпочтения ликвидности сдвинуться вправо. Спрос на деньги увеличится, ставка процента тоже. В итоге в долгосрочном периоде все, что случится в результате роста Sm, вызовет повышение уровня цен. Таким образом, в краткосрочном плане рост Sm ведет к росту цен и ВНП, а в долгосрочном - только к росту ценового уровня. В этом, в частности, состоит идея нейтральности денег в долгосрочном периоде.
  Кейнсианская школа исходит из того, что кривая предпочтения ликвидности чувствительна к изменениям Sm. Она полагает также, что для повышения ставки процента нужно довольно значительное повышение Sm. Но эта школа считает, что инвестиционный спрос весьма умеренно чувствителен к изменениям ставки процента. Так что при изменении ставки сдвиг в инвестиционном спросе будет относительно небольшим. Все эти предпосылки кейнсианской школы ведут к предположению о том, что в краткосрочном плане ни реальный ВНП, ни ценовой уровень не будут слишком чувствительны к изменениям в Sm. Поэтому эта школа предпочитает меры фискальной политики (а не денежно-кредитной, т. е. манипулирования Sm) в качестве инструмента воздействия на экономику.
  В соответствии с классической количественной теорией скорость обращения денег постоянна, экономика действует на уровне потенциального ВНП, номинальный ВНП должен быть равным Sm, умноженному на скорость обращения. Таким образом, ценовой уровень изменяется пропорционально изменениям денежной массы.
  Классическая количественная теория описывает экономику в долгосрочном периоде. Однако в краткосрочном периоде экономика не действует на уровне потенциального ВНП, а скорость обращения изменяется.
  Современная классическая теория связана с монетаристской школой. С точки зрения этой школы, спрос на деньги (т. е. трансакционный спрос на наличность и банковские деньги) такой же, как и спрос на любой другой товар. Если кому-то нужны деньги, он не должен тратить часть своего дохода на товары и услуги, и наоборот. Поэтому монетаристская функция денежного спроса несколько шире кейнсианской.
  Любой избыточный объем Sm, в соответствии с монетаристами, может быть сразу потрачен как на покупку товаров и услуг, так и на покупку финансовых активов. То есть в данном случае трансмиссионный механизм воздействия изменений Sm на ВНП предельно сокращен. Изменения Sm сразу ведут к изменениям в потребительских и инвестиционных расходах, а следовательно, к изменениям в ценовом уровне и краткосрочным сдвигам в реальном ВНП. При этом количество денег (Qm) зависит от уровня реального ВНП, ценового уровня, темпа ожидаемой инфляции, ставок процента на альтернативные финансовые активы.
  Скорость обращения изменяется, но детерминированно. В частности, она повышается во время циклических подъемов и понижается во время рецессии. Когда растет ценовой уровень или реальный ВНП, то при данном Sm денежная единица должна обслуживать больший по стоимости объем трансакций, и поэтому скорость обращения нарастает. Sm и скорость обращения движутся вместе, изменяя номинальный ВНП. Рост Sm повышает инфляционные ожидания и с ними скорость обращения. Если Sm растет на 2%, вызывая увеличение скорости обращения на 1%, то номинальный ВНП увеличится на 3%.
  Монетаристская школа полагает, что Sm воздействует на совокупное производство в краткосрочном, а не в долгосрочном периоде. В долгосрочном периоде изменения Sm воздействуют лишь на ценовой уровень (полное совпадение с кейнсианцами). То есть в долгосрочном плане деньги нейтральны по отношению к реальному ВНП.
 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОНА И ПОНЯТИЯ
 * Активы
 * Активы с фиксированным доходом
 * ATS-счета
 * Банковские деньги
 * Декретные деньги
 * Денежный агрегат M1
 * Денежный агрегат M2
 * Денежный агрегат M3
 * Депозиты до востребования
 * Кривая предпочтения ликвидности
 * Ликвидность
 * Мотив предосторожности
 * Нейтральность денег
 * NOW-счета
 * Предложение денег
 * Спекулятивный мотив
 * Спрос на деньги
 * Срочные депозиты
 * Товарные деньги
 * Трансакционный мотив
 * Трансмиссионный (передаточный) механизм
 * Функции денег
 * Чеки
 ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
 1. Главными функциями денег следует считать их использование в качестве средства обмена, единицы счета, средства накопления богатства.
 2. Денежная масса включает декретные деньги (наличность) плюс банковские деньги (депозиты, превращаемые в чеки). Ликвидность - способность активов конвертироваться в деньги.
 3. Есть три главные причины, определяющие спрос на деньги: мотив осуществления деловых операций (трансакционный), спекулятивный мотив и мотив предосторожности.
 4. Альтернативные затраты (упущенная выгода) держания денег - процент, который деньги могли бы заработать, если бы их поместили в менее ликвидные активы.
 5. Если Sm растет быстрее Dm, то возникает избыточная денежная масса и покупательная способность денег падает. В модели Кейнса изменения Sm ведут к макроэкономическим последствиям, воздействуя на ставку процента и инвестиционный спрос. Кейнсианский спрос на деньги известен как кривая предпочтения ликвидности. Предпочтение ликвидности является функцией ставки процента. Изменения Sm в краткосрочном плане воздействуют на ценовой уровень и на реальный ВНП, а в долгосрочном - только на ценовой уровень. Последнее явление известно как нейтральность денег.
 6. Современная количественная теория денег основана на уравнении обмена. Qm зависит от реального ВНП, ценового уровня, ожидаемого темпа инфляции, ставки процента. Скорость обращения изменяется регулярно в ходе делового цикла. Изменения Sm в краткосрочном плане прямо воздействуют на все виды спроса и, следовательно, на Р и Yp. Но в долгосрочном плане увеличение Sm ведет только к росту ценового уровня. Следовательно, монетаристы также поддерживают идею нейтральности денег.
 ТЕМА 22.
 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
  Цель изучения темы состоит в том, чтобы узнать:
 * в чем состоят функции коммерческих банков;
 * каковы основные функции Центрального банка;

<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу