<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  Чтобы получить более точные результаты используют метод групповой выборки, который заключается в том, что население сначала делится по признакам, а затем внутри каждой группы проводят случайную выборку методом жеребьевки.
 
  2. Составление анкеты. Нужно соблюдать следующие требования:
 * формулировка вопроса должна быть простой и понятной;
 * последовательность вопросов. Начинать нужно с вопроса средней сложности, побуждающего интерес к анкете, затем сложность вопросов может нарастать к концу анкеты, а если анкета большая, то к середине, а к концу снижаться. Вопросы личного характера помещают в конце анкеты;
 * в составе вопросов не должно быть лишних, т.е. включение каждого вопроса обосновывается. Вопросы могут быть содержательные и функционально- психологические (используются в начале анкеты для адаптации и мотивации, а затем для снятия напряжения и перехода от одной темы к другой);
 * по способу постановки вопроса: открытые и закрытые. Открытые вопросы не сопровождаются вариантами ответов. Закрытые вопросы предполагают выбор предлагаемого варианта ответа;
 * по типу шкалы вопросы бывают с номинальной шкалой (шкала наименований) - это ответы выраженные в словесной форме; порядковая шкала дает возможность ранжирования, т.е. упорядочения объектов относительно друг друга. Такая шкала используется для формирования предпочтений показателя; шкала интервалов образуется из шкалы порядка введение единицы измерения разности.
 
  3. Организация опроса.
  После составления анкеты нужно провести пилотажное исследование (пробный опрос). При проведении опроса нужно соблюдать некоторые правила (при проведении почтового опроса возврат составит 20 - 25%):
 * должна быть предварительная рассылка уведомлений;
 * анкета должна сопровождаться сопроводительным письмом, в котором подчеркиваются цели этого опроса, важность ответов;
 * должно быть высокое качество печати;
 * должен прилагаться конверт возврата с напечатанным адресом;
 * желательны сувениры (календари и т.д.);
 * желательны напоминания об отправке анкет.
  Наблюдение - это прямая регистрация событий очевидцем. Наблюдение как научный метод имеет ряд особенностей:
 * целенаправленность;
 * наблюдение планируется заранее;
 * все данные фиксируются в протоколах или в карточках;
 * все данные постоянно контролируются с точки зрения надежности и точности.
  Преимущества:
  объективность по сравнению с опросом;
  независимость от желания объекта к сотрудничеству;
  возможность восприятия неосознанного поведения;
  возможность использования технических средств наблюдения.
 
 
 
  Недостатки:
  трудно обеспечить репрезентативность;
  сложность расшифровки невербального языка;
  если наблюдение открытое, то возможно неестественное поведение.
  Наблюдение бывает:
  включаемое и невключаемое (участие самого исследователя);
  стандартизированное и нестандартизированное. При стандартизированном поведение объекта заранее описывается по определенной схеме;
  в полевых условиях и в лабораторных.
  Эксперимент - в контролируемых условиях измеряется 1 или несколько факторов, а остальные остаются неизменными и затем оценивается влияние изменяемых факторов на исследуемый объект.
  Преимущества эксперимента в том, что он выявляет причинно- следственные связи. Недостаток: высокие издержки при проведении эксперимента в реальных условиях, невозможен контроль всех факторов.
  Эксперименты бывают полевые, лабораторные и модельные. К полевым относят тест рынка или пробные продажи. Они проводятся на географически ограниченных рынках с целью получения данных о предложении, спросе на новые или измененные товары, а также действенности инструментов маркетинга.
  Тест в лабораторных условиях: группе потребителей предлагается оценить продукт к выходу на рынок (весь или отдельные атрибуты продукта). При полном тесте измеряется общее действие всего продукта, а при частичном используется "слепой" метод, т.е. оценка продукта без знания марки.
  Для измерения эффективности взаимовлияния атрибутов используются два способа:
 * постепенная анонимизация (без цены, упаковки и т.д.);
 * количество компонент остается постоянным, но они варьируются, а интересующий элемент предлагается во многих вариантах (цвет, название).
  Модельный эксперимент проводится путем имитационного моделирования на ЭВМ, когда строится модель факторов, а затем различные сочетания этих факторов заносятся в ЭВМ. Используется эксперимент, когда объект исследования слишком сложный.
 
 4. Методы анализа маркетинговых исследований.
 
  Методы анализа могут делится на:
 1. методы анализа структуры явлений;
 2. методы анализа взаимосвязей явлений;
 3. методы анализа динамики процессов.
  Методы анализа структуры явлений делятся на:
  распределенные (группировки);
  методы обобщения и агрегирования информации.
  Группировка - это распределение полученное из совокупности данных по сущностным признакам. Используется для построения вариационных рядов по какому-либо признаку (одномерное распределение признака); для изучения сопряженности двух или трех признаков. Для этого формируются двух или трех мерные распределения. Основная цель формирования - это сравнение соответствующих одномерных распределений.
  Группировки используются также для наглядного представления структуры данных с помощью так называемых диаграмм, гистрограмм и полигонов, для построения так называемых Паретто- диаграмм.
 
 
 
  Обобщение и агрегирование позволяют более глубоко понять особенности объекта распределения и отразить типичные значения для данной совокупности, сделать информацию более компактной. Для этого используются:
  средние величины;
  показатели колеблемости;
  сложные методы укрупнения информации.
  К средним величинам относят:
  среднее арифметическое (М);
  медиана (Ме) - значения признака, который приходится на центральный член ранжированного ряда. Медиана используется когда применение среднего арифметического невозможно особенно для качественных признаков; когда среднее недостаточно полно характеризует ряд. Медиана делит ряд распределения пополам. Так называемые квартили делят ряд на 4 равные совокупности (по 25%), используются также децили (10 совокупностей) и перцентили(100 совокупностей);
  мода (Мо) - это наиболее часто встречающееся значение признаков и указывает "центр тяжести" совокупности, используется при сегментации рынка.
  К показателям колеблемости относятся:
  вариационный размах - ;
  дисперсия - D - это характеристика рассеивания случайной величины;
  средне- квадратическое отклонение ;
  коэффициент вариации .
  Применяются при оценке достоверности результатов экспертного опроса. Если колеблемость результатов превышает нормативную величину, то их нельзя считать достаточно точными и достоверными, следовательно, нужно проводить дополнительную интеграцию. Показатели колеблемости характеризуют однородность полученных результатов. Если они не превышают нормы, то можно использовать средние величины для характеристики всей совокупности, а если нет, то необходимо выделить несколько групп, каждая из которых будет характеризоваться своими средними показателями.
  К сложным методам относятся:
 
  1. Кластерный анализ. Он позволяет сжать матрицу данных, объединяя их в небольшое число групп.
 
  2. Факторный анализ. Позволяет редуцировать множество факторов до небольшого числа.
 
  3. Дисперсионный анализ применяется для анализа результатов эксперимента и позволяет определить как влияют отдельные факторы на результат эксперимента. Для этого вычисляют дисперсию и находят какая доля дисперсии зависит от условий общих для всех групп, какая от исследуемого фактора, а какая от случайных причин.
 
  4. Дискриминантный анализ позволяет найти существенные признаки, по которым можно разделить совокупность на группы.
 
  5. Многомерное шкалирование позволяет определить критерии оценки товара покупателями. Товар первого типа отличается по марке, упаковке, цене и т.д., т.е. по различным признакам. И на основе данных о продаже товаров или на основе результатов эксперимента определяют в какой мере каждый признак влияет на покупательский выбор.
 
 
  К методам анализа взаимосвязи явлений относят гипотезу о связях различных факторов. Для измерения тесноты связи используется различные коэффициенты. Если шкала измерения количественная, то используются коэффициенты корреляции, если шкала рейтинговая используются коэффициенты ранговой корреляции Спирмана и Кендела. Если шкала номинальная, то в случае дихотомической группировки (2 * 2) используется коэффициент ассоциации Q показывающий одностороннюю связь, т.е. влияет ли пол на интерес к рекламе, а коэффициент контингенции Ф показывает двухстороннюю связь. Если признаков больше двух, то используются коэффициенты взаимной сопряженности Пирсона, Чупрова и Крамера. Для анализа форм связи составляется уравнение регрессии. Для этого используется метод наименьших квадратов для изучения зависимости спроса от различных факторов.
  К методам анализа динамики процессов относят: см. курс "Прогнозирование" анализ временных рядов.
 
 Управление маркетингом на предприятии
 
 1. Организационная структура службы маркетинга.
 2. Планирование маркетинга.
 3. Контроль маркетинга.
 
  1. Организационная структура службы маркетинга.
  Организационная структура представляет собой совокупность подразделений, взаимосвязей между ними и распределения функций. Если предприятие небольшое, то маркетингом может заниматься один человек, если предприятие большое, то необходима информационная служба. Выделяют следующие виды структур:
  функциональная;
  товарная;
  товарно- функциональная;
  рыночно- функциональная;
  товарно- функциональная.
  Функциональная структура выглядит следующим образом:
 
 
  Преимущества:
 * простота, выраженная в том, что каждый отдел имеет свои функции, не пересекающиеся с другими отделами;
 * функциональная специализация работников, способствующая росту квалификации.
  Недостатки:
 * с расширением номенклатуры выпуска снижается качество работы;
 * отсутствие механизма поиска нетрадиционных направлений деятельности фирмы;
 * возможность конкуренции между отделами и различные интересы.
  Эта организация эффективна в тех случаях, когда деятельность фирмы постоянна и однообразна, фирма небольшая, выпускает одно наименование продукции или ограниченное число и реализует ее на малом рынке. Иногда такую структуру используют крупные фирмы, выпускающие уникальные товары.
 
 
  Товарная структура. Маркетинговая служба строится по товарам.
 
 
 
 
  Преимущества:
 * изучение спецификации потребностей и основных потребителей по каждому товару;
 * интеграция всех маркетинговых функций по каждому товару.
 
  Недостатки:
  широкий круг обязанностей каждого сотрудника. Эффективна для фирм с широкой номенклатурой товаров и их реализации на большом количестве однородных рынков. Особенно эффективна, когда требования к упаковке, сбыту, рекламе по каждому товару существенно отличаются и объем сбыта по товарам достаточно большой, чтобы оправдать организацию отдела.
  Этот недостаток устранятся с помощью товарно- функциональной организации службы маркетинга. В ней сочетаются товарный и функциональный признаки.
 
 
  Рыночная. Отделы организуются по отдельным рынкам.
 
 
 
  Преимущества:
  лучшая координация работ при выходе на рынок. Возможна разработка комплекса программы выхода на рынок с учетом специфики;
  большая достоверность прогноза конъюнктуры рынка.
  Недостатки:
  низкая степень специализации;
  возможность дублирования функций;
  плохое знание номенклатуры товаров.
 
  Эффективна, если номенклатура товаров ограничена, но реализуется на большом количестве рынков, отличающихся по условиям реализации. Это могут быть географические рынки, а могут быть рынки индивидуальных потребителей, коммерческих организаций, государственных учреждений.
  Чтобы сгладить недостатки используется рыночно- функциональная организация. Строится по такому же принципу, что и товарно-функциональная. Преимущества такие же как и у рыночной + знание товарной номенклатуры.
 
  Недостатки:
  наиболее высокая себестоимость содержания службы;
  возможность конфликтов при разном решении вопросов по одному и тому же рынку разными службами.
  Принципы выбора:
  структура маркетинговой службы должна быть наиболее простой, чем проще структура, тем она мобильнее;
  чем больше товаров в ведении специалиста, тем меньше число функций, которые можно успешно выполнить.
 
 2. Планирование маркетинга.
 
  Планирование маркетинга - это последовательность действий и процедур по постановке целей маркетинга, выбора стратегий и разработке мероприятий по их достижению. На определенном периоде планирование маркетинга осуществляется на основе стратегического планирования, т.е. до составления плана маркетинга должны быть определены цели и задачи предприятия, разработан план развития хозяйственного портфеля, должны быть определены СХЕ - сферы деятельности предприятия, которые различаются по признаку товара, рынка и т.д., стратегия роста фирмы (интенсивный, расширение границ рынка). Планы маркетинга разрабатываются для каждой СХЕ. Это годовые планы с разбивкой по кварталам (месяцам, пятилетние планы).
 
  Разделы плана маркетинга:
 
  1. Аннотация (кратко изложены основные задачи и рекомендации, основные показатели развития: объем реализации, прирост в %, факторы, за счет которых обеспечивается прирост, прибыль, расходы на маркетинговую деятельность);
  2. Текущая маркетинговая ситуация (описываются: целевой рынок, положение предприятия на целевом рынке и позиционирование товара);
  2.1. описание рынка (количественные (емкость, доля рынка), качественные (характеристики потребителей));
  2.2. характеристика продуктов предприятия: экономические показатели (цены, объем продажи, рентабельность), качественные характеристики;
  2.3. конкуренция: стратегия главных конкурентов, их доли рынка, способы сбыта продукции и продвижения товаров.
  2.4. каналы распространения продуктов.
  3. Цели маркетинга. Они устанавливаются в виде количественных или качественных характеристик: рентабельность, доля рынка, объем сбыта. Система целей может быть представлена в виде дерева целей.
  4. Стратегии маркетинга. Указываются главные принципиальные направления маркетинговой деятельности, с помощью которых можно достичь поставленных целей. Эти стратегии разрабатываются и по элементам комплекса маркетинга, т.е. общая стратегия конкретизируется в товарной политике, сбытовой и коммуникационной.
  5. Программа действий - совокупность мероприятий, которые необходимо осуществить для реализации стратегии, т.е. указывается, что должно быть сделано, кто исполнитель, когда, стоимость.
  6. Бюджет маркетинга. Не только (?) результаты (?) на маркетинг, но и плановые величины выручки, затрат и прибыли. Включаются не только затраты производства, но и затраты маркетинга.
  7. Контроль плана. Процедуры измерения и оценки результатов реализации стратегии и программы маркетинга.
 
 3. Контроль маркетинга.
 
  Маркетинговый контроль делится на:
  1. контроль за выполнением годовых планов;
  2. контроль рентабельности;
  3. стратегический контроль.
  Первый заключается:
  1. в сопоставлении фактических текущих показателей контрольными цифрами по месяцам и кварталам;
  2. в выявлении причин отклонений;
  3. в принятии мер по устранению отклонений, а то может потребовать изменения программ.
  Направления анализа:
  а) анализ сбыта
  ведется на основе принципа Паретто (80 / 20) и на основе сообщений об отклонениях о ходе реализации. Согласно принципу Паретто значительная часть общего объема сбыта приходится на небольшую часть потребителей, товаров или территорий. Принцип Паретто реализуется с помощью А, В, С анализа.
 
  Продукты, которые попали в область С являются кандидатами на использование ассортимента. Анализ дополняется сообщениями об отклонении от хода реализации. Если оно в сторону уменьшения, то нужно выявить причины и предложить меры: усиление рекламы и т.д. Изменение в сторону увеличения: новые возможности сбыта: увеличивают запасы товара, чтобы предотвратить нехватку.
  б) анализ доли рынка.
  абсолютный и относительный анализ доли рынка
  абсолютная доля рынка
  относительная
  Если доля падает - в концепции маркетинга есть слабые места.
  в) анализ отношения между затратами на маркетинг и сбытом
  Анализ соотношения затратный, эффективность тих затрат и определить их наибольшую приемлемую величину. Если соотношение ухудшилось - понижается эффективность маркетинговой деятельности предприятия.
  г) наблюдение за отношением клиентов.
  Проверяется система жалоб и претензий, а также опросов, в т.ч. панельные опросы, когда одна группа потребителей определяется в течении нескольких лет - то панель. Можно выявить изменения в спросе заблаговременно и принять меры.
  Второй проводят по различным товарам, группам потребителей, по территориям и по торговым каналам. Для этого проводят распределение расходов и прибыли. По видам маркетинговой деятельности и перечисленным выше факторам с помощью двухмерных таблиц.
 
 Расходы
 ип канала распределения
 универмаги магазины оргтехники специализированные фирмы всего реклама стимулирование сбыта транспорт хранение
 нивермаги
 агазины оргтехники
 пециализированные фирмы
 сего
 еклама
 стимулирование сбыта
 транспорт
 хранение
 маркетинговые исследования
 ... накладные расходы
 Итого
 Объем реализации
 Прибыль
 Рентабельность Третьи. Эта регулярная проверка соответствия исходных стратегических установок фирмы рыночным возможностям. В ходе стратегического контроля оценивается эффективность маркетинговой деятельности в целом, выявляются слабые места маркетинговой деятельности.
  Стратегический контроль проводится посредством ревизии маркетинга, которая представляет собой комплексное, системное, беспристрастное и регулярные исследования маркетинговой Среды, цели, стратегии и оперативной деятельности фирмы. Иногда используются термин аудит маркетинга или контроль маркетинга. Желательно чтобы ревизию проводили независимые эксперты. Для ревизии используется перечень вопросов по следующим разделам:
  1. маркетинговая макросреда;
  2. внешняя макросреда;
  3. стратегия маркетинга;
  4. организация службы маркетинга на предприятии;
  5. система маркетинга, в т.ч. МИС, система планирования маркетинга, система контроля, система разработки новых товаров;
  6. результат маркетинга;
  7. комплекс маркетинга.
 
 Маркетинг информационных продуктов и услуг
 
 1. Информация как предмет коммерческого распространения.
 2. Индустрия коммерческого распространения информации.
 3. Организация информационного маркетинга.
 
 
 1. Информация как предмет коммерческого распространения.
 
  Данные - это факты окружающего мира, фиксируемые с помощью органов чувств, приборов и т.д. Данные становятся информацией при решении конкретной задачи.
  Информация - это данные, которые устраняют неопределенности по какому-либо вопросу. В результате решения задачи - знания - прошедшие проверку сведения, обобщены в виде теорий и т.д.
  Можно сформулировать требования к организации информационного бизнеса и маркетинга.
  Успех коммерческого распространения информации как товара, обуславливается тем, в какой степени данные, предлагаемые потребителям будут представлять для них информативность, т.е. насколько полно и эффективно с точки зрения затрат, времени и др. они позволяют ответить на вопрос. Информативность зависит от данных и вида представления.
  На потребительскую ценность и рыночную цену информации влияют как содержание данных, так и форма их представления.
  Форма структурирования данных реализует жесткую информационную модель производителя данных.
  Информационная модель - совокупность представлений о конкретной предметной области и о том, какие данные и в какой форме наиболее адекватно ее отражают.
  Превращение данных в информацию осуществляется их потребителями на основании их информационной модули. Информационные модели производителя и пользователя никогда не могут полностью совпасть. Их несовпадение проявляется в том, что пользователю нужны данные в другом объеме и в другой структуре, чем это сделано в информационном продукте.
  Новые информационные технологии, которые предполагают не только предоставление информационного продукта, но и средств доступа к нему, способствуют сближению информационных моделей производителей и пользователей и они удешевляют информацию, т.к. не надо показывать весь продукт целиком.
  Таким образом, основной товар, создаваемый с помощью информационных технологий - информационные продукты и услуги (ИПУ).
 
 
 
 2. Индустрия коммерческого распространения информации.
 
  Основные информационные продукты - БД, а также метаданные (данные о данных). Основной организационной формой, по которой развиваются современные технологии является автоматизированные банки данных (АБД) - это системы специально организованных БД, а также программных, технических, языковых организационно- методических средств, предназначенных для коллективного использования этих БД.
  АБД на технических носителях - 2000, удаленные (использование сетей) - 4000.
 
  На рынке действуют:
 
  1. сами производители ИПУ. Среди них:
  а) производители БД. Они осуществляют сбор информации и ее перевод в машиночитаемую форму;
  б) интерактивные службы. Они разрабатывают и эксплуатируют АБД;
  в) интегрированные производители (а + б).
  2. телекоммуникационные службы - они осуществляют передачу информации по сетям ЭВМ.
  3. пользователи (конечные и промежуточные). Промежуточные - посредники (библиотеки, информационные центры общего пользования и брокеры- специалисты).
 
 3. Организация информационного маркетинга.
 
  Специфика информационного маркетинга обусловлена:
  1. информационные потребности не всегда осознаются самими пользователями и не локализованы фиксированными моментами времени, следовательно, требуется значительная работа по продвижению предлагаемых услуг к потребностям пользователей и по содержанию устойчивого спроса;
  2. информационные технологии постоянно меняются каждый 2 - 3 года, следовательно, изменяются инструменты маркетинга.
  Информационный маркетинг руководствуется принципами основного маркетинга, а также его направлений. Главные направления информационного маркетинга:
 1. анализ рынков;
 2. формализация цен на ИПУ;
 3. установление взаимоотношений между участниками информационного рынка;
 4. продвижение ИПУ.
  Первые позволяют определить какая информация должна включаться в АБД и каким требованиям должна удовлетворять АБД, чтобы пользователи согласились с ней работать. Для ответа на эти вопросы используется:
  анализ АБД аналогов, прежде всего зарубежных;
  анализ сегментации рынка.
  Бывают аналоги по содержанию и по назначению. Изучение аналогов первого типа дает представление о частоте включения определенных данных в АБД, таким образом характеризующую структуру спроса. Изучение аналогов второго типа позволяет уточнить рыночные стандарты. В отношении функциональных параметров АБД и их программного обеспечения. Функциональные параметры АБД - их различие содержательные и формализованные характеристики.
  Критерии сегментации на информационном рынке:
  1. профессиональная и отраслевая принадлежность, что определяет тематику данных;
  2. для интерактивных услуг - наличие опыта работы в интерактивном режиме;
  3. характер информационной деятельности: конечные пользователи или посредники.
  Вторые. На установление цен на ИПУ влияют:
  а) затраты на разработку и эксплуатацию АБД;
  б) качество услуг;
  в) ожидаемый спрос на них.
  Используется система цен, состоящая из базовых тарифов, а также льгот и скидок. Основные виды базовых цен:
  1. цена часа присоединения к АБД;
  2. цена полученных данных;
  3. цена подписки на АБД и отдельные БД.
  Льготы: бесплатный доступ.
  Для расчета конкретных значений цен рекомендуется применение имитационного моделирования.
  , где
  Р - конкретное значение цен;
  S - структура цен;
  Q - спрос на ИПУ;
  I - выручка.
  Фиксируя размер выручки и задавая определенные значения спроса можно подобрать структуру и значение цен с помощью имитационного моделирования.
  Третьи. Взаимоотношения между производителями АБД и интерактивными службами строятся на основе контракта: интерактивная служба загружает БД в АБД и осуществляет их коммерческую эксплуатацию, а производитель отвечает за достоверность, лицензионную частоту и регулярность обновления.
  Положение о финансовых расчетах: существует две схемы расчетов между производителями и интерактивной службами:
  1. арендная: интерактивная служба выплачивает производителю БД фиксированную сумму, а оставшуюся часть выручки забирает себе. Интерактивной службе эта схема выгодна, если БД коммерчески перспективна, а арендная плата невелика, а производителю эта схема выгодна в том, что он избавлен от риска, связанного с неопределенностью спроса;
  2. распределительная. Предварительные платежи отсутствуют, а распределяется уже полученная выручка. Производителю выплачивается авторский гонорар - роялти. Размер роялти фиксируется в договоре и представляет собой цену, выплачиваемую интерактивной службе за реальную работу производителя и устанавливается в % или рублях.

<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу