<< Пред. стр. 11 (из 13) След. >>
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Общее понятие и сущность управления.
2. Централизованное и децентрализованное управление.
3. Содержание понятия "государственное управление".
4. Основные функции государственного управления.
5. Государственное управление как способ реализации государственной власти.
6. Государственный аппарат.
7. Особенности системы центральных органов государственного управления в условиях федеративного государства.
8. Особенности системы центральных органов государственного управления в условиях унитарного государства.
9. Роль законодательной власти в государственном управлении.
10. Основные полномочия современных парламентов.
11. Роль исполнительной власти и ее органов в системе государственного управления.
12. Глава государства в системе государственного управления.
13. Правительство и государственное управление.
14. Министерства и государственное управление.
15. Судебная власть в системе государственного управления.
16. Система региональных органов государственного управления.
17. Предметы ведения и полномочия федеральных органов государственной власти и государственного управления.
18. Совместные предметы ведения и полномочия федеральных и региональных органов государственной власти и государственного управления.
19. Предметы ведения и полномочия органов государственной власти и государственного управления субъектов Российской Федерации.
20. Государственная служба в Российской Федерации.
21. Особенности государственной службы в субъектах Российской Федерации.
22. Общая характеристика ведущих научных школ административно-государственного управления в зарубежных странах.
23. Американская школа административно-государственного управления.
24. Система административно-государственного управления в Великобритании.
25. Французская школа административно-государственного управления.
26. Система административно-государственного управления в Германии.
27. Система административно-государственного управления в Швейцарии.
28. Порядок формирования и реализации государственной политики.
29. Особенности государственного регулирования экономики.
30. Управление государственным имуществом.
31. Государственное регулирование фондового рынка, денежного обращения, валютного курса.
32. Управление основными народно-хозяйственными комплексами.
33. Общая характеристика системы управления в сфере социальных отношений.
34. Государственная политика в области труда и занятости.
35. Система социальной защиты населения.
36. Управление отраслями социальной сферы.
37. Роль государственных органов в разрешении коллективных трудовых споров.
38. Критерии классификации и виды чрезвычайных ситуаций.
39. Характеристика единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
40. Понятие и сущность местного самоуправления.
41. Основные функции местного самоуправления.
42. Местное самоуправление и государственная власть.
43. Европейская Хартия местного самоуправления.
44. История развития местного самоуправления в России.
45. Основные формы и способы реализации прав граждан на местное самоуправление в Российской Федерации.
46. Общая характеристика принципов федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении.
47. Особенности новой редакции Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
48. Общая характеристика современной модели устава муниципального образования.
49. Современные модели местного самоуправления в зарубежных странах.
50. Понятие территориальных основ местного самоуправления
51. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях.
52. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях.
53. Особенности организации местного самоуправления в сельском районе.
54. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях.
55. Понятие организационных основ местного самоуправления.
56. Структура и организация работы представительных и иных органов местного самоуправления.
57. Понятие и особенности муниципальной службы.
58. Правовой статус муниципального служащего.
59. Общая характеристика финансово-экономических основ местного самоуправления.
60. Характеристика местного бюджета и бюджетного процесса.
61. Муниципальная собственность и муниципальное имущество.
62. Понятие предметов ведения и полномочий местного самоуправления.
63. Общая характеристика полномочий местного самоуправления в экономической, социальной и других сферах общественной жизни.
64. Общая характеристика местного самоуправления в Москве.
65. Характеристика правового статуса Мэра города Москвы и особенности его полномочий.
66. Московская городская Дума как законодательный и представительный орган государственный власти.
67. Административные округа и районные управы города Москвы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Нормативные источники
Конституция Российской Федерации. - М., 1994.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" // Российская газета. 1997. 23 дек.
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 50005.
Федеральный закон от 29 июля 2000 г. № 106-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 31. Ст. 3205.
Федеральный закон от 11 декабря 2004 г. № 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"//Российская газета. 2004.
15 дек.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 35. - Ст. 3506.
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". - М., 2003.
Федеральный закон от 5 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" //Собрание законодательства РФ. - 1995. -
№ 31. - Ст. 2990.
Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. в ред. от 22 июня
1998 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления // Собрание законодательства РФ. - 1996.- № 49. - Ст. 5497.; 1998. - № 26. - Ст. 3005.
Федеральный закон от 25 сентября 1997 г., в ред. от 9 июля 1999 г. "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1997.- № 39. - Ст. 4464.; 1999. - № 28. -
Ст. 3492.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г., в ред. от 5 августа 2000 г.
"О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1997.- № 30. - Ст. 3593; 2000. - № 38. - Ст. 4814.
Федеральный закон от 20 марта 1998 г. "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления" // Собрание законодательства РФ. - 1998.- № 15. - Ст. 1695.
Федеральный закон от 8 января 1998 г., в ред. от 13 апреля 1999 г.
"Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 2. -Ст. 224; 1999. - № 16. - Ст. 1933.
Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г.
№ 802 "О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка"// Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 23. -
Ст. 2755.
Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1370 "Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации".
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня
1996 г. № 755 "О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 27. - Ст. 3282.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта
1998 г. № 356, в ред. от 17 сентября 1998 г. " Об утверждении положения о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества" // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 14. - Ст. 1590; № 38. - Ст. 4814.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от
3 ноября 1997 г., № 15-п по делу о проверке конституционности п.1 ст.2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в связи с запросом Тульского областного суда // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 45. - Ст. 5241.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от
30 мая 1996 г. № 13-П по делу о проверке конституционности п.1 ст.58 и п.2 ст.59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 23. - Ст.2811.
Конституции республик в составе Российской Федерации. - Вып.1-2.- М., 1995-1997.
Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. - Вып.1-3. - М., 1995-1997.
Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Утв. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. - Собрание законодательства РФ. - 1999 - № 51. - Ст. 6359.
Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности. Утв. распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г., № 114-рп. //Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 13. - Ст. 697.
Устав города Москвы // Ведомости Московской городской Думы. - 1995. - № 4; 1999. - № 8; Вестник мэрии Москвы. - 2000. - № 18.
Закон г.Москвы от 10 июля 1996 г. № 26-27
"О территориальном общественном самоуправлении в г.Москве" //Ведомости Московской городской Думы. - 1996. - № 7.
Закон г. Москвы от 11 сентября 1996 г. № 28-91 в ред. от
14 июля 2000 г. "О районной Управе в г.Москве" //Ведомости Московской городской Думы. - 1997. - № 1.
Закон г.Москвы от 21 октября 1998 г. № 24 "О муниципальной службе в районах г.Москвы".// Ведомости Московской городской Думы. - 1998. - № 11.
Распоряжение Мэра от 16 марта 2000 г. № 273-РМ "Об органах исполнительной власти г.Москвы"// Вестник Мэрии Москвы. - 2000. № 10.
Положение о губернских и уездных учреждениях. Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г. // ПСЗ. Собр. Т.2. XXXIX.
Положение о губернских и уездных учреждениях. Утверждено Указом Александра III от 12 июня 1890 г. // Свод законов Российской Империи. Т.II. Кн. 1. - М., 1910.
Городовое положение (1892 г.) // Свод законов Российской Империи. Т.II. Кн. 1. - М., 1910.
Об организации местного самоуправления. Обращение Народного комиссариата внутренних дел к Советам рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов от 4 января 1918 г. (22 декабря 1917 г.) // Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. - М, 1984.
Конституция (Основной Закон) СССР // Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. - М., 1977.
Конституция (Основной Закон) РСФСР // Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. - М., 1978.
Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР. Закон СССР от 9 апреля 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 16. Ст. 267.
О местном самоуправлении в РСФСР. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. Ст. 110.
Научная литература
Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России.// Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы. - М., 1994.
Административное право России (конспект лекций в схемах). - М., 2000.
Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть 2: Учебник. - М., 1995.
Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. - М., 2000.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М., 1997.
Бакушев В.В., Ивановский В.А., Молчанов Л.А. Городское управление и самоуправление в России: эволюция столичного опыта.- М., 1998.
Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М.. 1996.
Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации: Учебное пособие. - Екатеринбург, 1995.
Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учебное пособие. Изд.2-ое, перераб. и доп. - М., 2000.
Васильев В.П., Кирюхов Э.П. и др. Государственное и муниципальное управление: Учебно-методическое пособие. - М., 2000.
Введение в государственное управление. В 3-х кн. Кн.1. Право, государство и политика. - М., 1998.
Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России. - М., 1998.
Гарбузов В.Н. Рейгановская модель руководства государством// "США: экономика, политика, идеология".- №9. - 1997.
Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. - СПб, 1998.
Голосов Г. Губернаторы и партийная политика// "Pro et contra" -№1. - 2000.
Государственная служба (комплексный подход). - М., - 2000.
Государственная служба в зарубежных странах. Сборник обзоров законодательства. - М., 1996.
Государственная служба России: диалог с обществом. Под ред. В.С.Комаровского. М., - 1998.
Еремян В.В., Федоров М.В. История местного самоуправления в России (XII - начало ХХ в.): Учебное пособие. - М., 1999.
Ежов М.В. История государственного управления в России. - Спб., 1996.
Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. - М., 1978.
Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. - М., 1999.
Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. - Ростов н/Д, 2000.
Зотов В.Б. Территориальное управление. - М, 1998.
Комментарий к Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" и законодательству о государственной службе зарубежных государств./Отв.ред. Л.А.Окуньков. - М., 1998.
Конституции зарубежных государств (США, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Япония, Канада). - М., 1996.
Котилко В.В. Региональная экономическая политика: Учебное пособие. - М., 2001.
Краснов М.А. Проблемы ответственности в местном самоуправлении//Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулировани. - М., 1998.
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. - М., 2001.
Лобанов В.В. Модернизация правительства в Великобритании. - М., 2000.
Лютцер В.Л., Тимофеев Н.С. Муниципальное право России: Методические рекомендации и задания к семинарским занятиям. - М, 2001.
Лютцер В.Л. Проблемы представительства в Москве.// Проблемы народного представительства в Российской Федерации. - М., 1998.
Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор)/ Под общей редакцией Н.П.Медведева, А.И.Ракитова, А.Ю.Федорова, В.В.Бенкевича, С.И.Жупанова. - М., 1994.
Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебное пособие. - М., 2005.
Международный журнал социальных наук. Управление. - № 22. - авг.- 1998.
Оболонский А.В. На государевой службе: бюрократия в старой и новой России. - М., 1997.
О финансовых основах местного самоуправления и формировании бюджетов муниципальных образований в 1998 г.: Аналитические материалы Администрации Президента РФ// Городское управление. - 1997. - № 8.
Пешин Н.Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации. - М., 2000.
Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000.
Политическое управление. Курс лекций. Под ред.В.С.Комаровского, С.В.Рогачева. - М., 1999.
Проблемы преподавания конституционного и муниципального права. - М., 1999.
Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. - М., 2001.
Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий// "Независимая газета". - 30 дек. - 1999.
Путин В.В. Государство Россия. Путь к эффективному государству. Выступление Президента Российской Федерации с посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. - М., 2000.
Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию//Российская газета. 2005. 26 апреля.
Садков В. Методические основы стратегического планирования развития муниципальных образований и его финансового обеспечения// Муниципальная власть. - 1998. - № 14.
Семенова Е., Степанова В. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления // Экономист. - 1997. - № 5.
Слепенков И., Аверина И. Основы теории социального управления. - М., 1993.
Субъект Российской Федерации. Правовое положение и полномочия: Научно-практическое пособие. - М., 1998.
Технологии в политике и политическом управлении. Под ред. Анохина М.Г., Комаровского В.С., Матвеенко Ю.И. - М., 2000.
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М., 1990.
Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. - М., 2001.
Чиркин В.Е. Публичное управление: Учебник. - М., 2004.
Шеремет К.Ф. Конституция России и формирование местного самоуправления .// Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы. М., 1994.
Шугрина Е.С. Муниципальное право. - М., 1999.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
БЮДЖЕТ - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ - деятельность государства по практической реализации законов общественного развития, организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ - совокупность государственных органов, осуществляющих функции государства: представительные, исполнительные, судебные органы, прокуратура, армия и др.
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО - выборное либо, работающее по контракту (трудовому договору), лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органе управления.
ИНВЕСТИЦИИ - долгосрочные вложения средств в дело (экономику) в целях поучения дохода; на макроуровне - совокупные расходы на закупку товаров и услуг (оборудование, материальные запасы и др.), не предназначенных для потребления. Различают инвестиции финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные (вложения средств в производство).
КОНСТИТУЦИЯ (от лат. сonstitutio - устройство) - основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, организацию государственной власти, отношения общества и государства, гражданина и государства.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - самостоятельное решение населением вопросов местного значения как путем референдумов, собрания жителей, так и через создаваемые им органы. Местное самоуправление - одна из форм народовластия.
Территориальной сферой местного самоуправления являются городское и сельское поселение.
Экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, включающая в себя собственность городских и сельских поселений и других муниципальных образований.
Органы местного самоуправления могут осуществлять и отдельные государственные полномочия, если это предусмотрено законом.
Отличие местного самоуправления и общественного самоуправления обуславливает и разное их отношение к единой системе территориального управления государства.
Если общественное самоуправление является абсолютно независимым от государства, то местное самоуправление должно быть составным элементом единой системы территориального управления государства.
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно - органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
МЕТОД (от греч. methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций, теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы.
ОТРАСЛЬ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА - совокупность предприятий и объединений, выполняющих однотипные функции в системе общественного разделения труда. Отрасли, участвующие в создании общественного продукта и национального дохода, составляют сферу материального производства.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ - метод осуществления хозяйственно-организаторской функции государства и экономической политики; включает порядок разработки плана, организацию его реализации и контроль за выполнением. С его помощью государство управляет процессами производства, распределения и обмена материальных благ.
ПРЕДМЕТ ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - (субъекта Российской Федерации) - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ к компетенции Российской Федерации (субъектов Российской Федерации).
ПРЕДМЕТ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов Российской Федерации.
ПРАВИТЕЛЬСТВО - коллегиальный государственный орган общей компетенции, возглавляющий, как правило, во многих странах систему исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом государственной власти, осуществляющим свою деятельность на коллегиальной основе в соответствии с Конституцией России, федеральным законодательством и указами Президента Российской Федерации.
В состав Правительства Российской Федерации входят: Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры. Председатель Правительства РФ назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ - освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления, передачи соответствующих полномочий предприятиям, коллективам, гражданам. Разгосударствление может осуществляться без изменения или со сменой формы собственности (приватизация).
СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ - имущество, принадлежащее на праве собственности Российская Федерации (федеральная собственность) и субъектам Российской Федерации (собственность субъекта РФ); закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение; пользование и распоряжение. Государственное имущество, не закрепленное за госпредприятиями и учреждениями, составляет государственную казну Российской Федерации и казну субъектов Российской Федерации.
СОБСТВЕННОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНАЯ - имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям; закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение; не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями имущество составляет казну муниципального образования.
СИСТЕМА (от греч. systema - целое, состоящее из частей, соединенное) представляет новое качество, не сводимое к простой сумме качеств ее элементов, при этом каждый из элементов или их комбинация может рассматриваться как самостоятельная система, но уже другого уровня. Система, как правило, целенаправленна.
СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННАЯ - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. В России включает в себя федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Российской Федерации. Отношения федеральной государственной службы регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 5 июля 1995 г., иными федеральными законами, нормативными Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Основой организации государственной службы является государственная должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Выделяются 3 категории государственных должностей.
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - часто отождествляется с региональным, и эти термины используются как синонимы. Однако между ними имеются различия. Региональным является управление не любой территории вне связи с административно-территориальными границами. При региональном управлении в отличие от территориального, как правило, отсутствует единая система органов управления.
УПРАВЛЕНИЕ - функция организационных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Наиболее общими функциями управления считают: поддержание и оптимизацию системных характеристик; сознательное воздействие на внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы; создание разнообразия; целеполагание; регулирование; учет.
УПРАВЛЕНИЕ - функция организационной системы, обеспечивающая сохранение ее определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей. Социальное управление подразделяется на сознательное (осуществляется общественными институтами и организациями) и стихийное (воздействует через массу случайных единичных актов).
В современных высокоразвитых обществах сложилась многоуровневая система управления, которая включает:
1) традиционно личностные отношения (семья);
2) профессиональные отношения;
3) рыночные (конкурентные) отношения;
4) государственное регулирование;
5) идеологические отношения и средства массовой информации.
УПРАВЛЕНИЕ - (пять тезисов Джерри Стокера - профессора Университета Страйтклайда, Великобритания):
1) управление состоит из набора институтов и партнеров, которые привлекаются из, но также и вне рамок правительства;
2) управление идентифицирует размыв границ и обязанностей при решении социальных и экономических задач;
3) управление идентифицирует зависимость власти, причастной к взаимоотношениям между институтами, причастными к коллективной деятельности;
4) управление означает автономное самоуправление структур и партнеров;
5) управление признает возможность решать дела, которая не опирается на власть правительства, чтобы распоряжаться или использовать его полномочия. Оно воспринимает правительство как обладающее способностью использовать новые средства и технологии, чтобы направлять и руководить.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ - совокупность субъектов Российской Федерации, образованная для обеспечения полномочным представителем Президента РФ реализации конституционных полномочий Президента РФ на соответствующей территории.
ФУНКЦИЯ (от лат. functio - совершение, исполнение) - 1) деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит; 2) вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого, при этом второй объект также называется функцией первого.
ПРОГРАММА КУРСА "ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ"
_________________________________________
Программа курса "Политико-административное управление в России и зарубежных странах" посвящена рассмотрению основ государственного и муниципального управления в России и зарубежных странах; включает основные вопросы по содержанию и структуре государственного и муниципального управления; содержит институциональный, функциональный и организационный анализ структур центральных, региональных и местных органов управления, основные направления их деятельности и современные проблемы их взаимоотношений; рассматривает основы государственного регулирования экономики и управления социальной сферой.
В программе важное место отводится истории становления местного самоуправления в России, а также сравнительному анализу зарубежного опыта, конституционно-правовым, организационным и финансово-экономическим основам местного самоуправления; изучению особенностей муниципального образования и его социально-экономических основ; функциям органов местного самоуправления и муниципальной службе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
лекций и семинарских занятий
по курсу "Политико-административное управление в России и зарубежных странах"
1. Понятие и сущность управления. Содержание понятия "политико-административное управление" и его структура.
2. Ведущие научные школы политико-административного управления в странах Запада. Конституционно-правовые особенности систем управления в условиях федерализма и унитаризма.
3. Система центральных (федеральных) органов государственного управления.
4. Система региональных органов государственного управления и особенности государственной службы в субъектах федерации.
5. Предметы ведения и полномочия центральных (федеральных) органов государственной власти и проблемы политико-административного управления.
6. Совместные предметы ведения и полномочия центральных (федеральных) и региональных органов государственной власти и проблемы политико-административного управления.
7. Предметы ведения и полномочия региональных органов государственной власти и проблемы территориального управления
8. Государственная служба в Российской Федерации в условиях административной реформы.
9. Государственное регулирование экономики.
10. Управление социальной сферой.
11. Система политико-административного управления Великобритании.
12. Система политико-административного управления ФРГ.
13. Система политико-административного управления США.
14. Система политико-административного управления Франции.
15. Реформа политико-административного управления в России и зарубежных странах.
16. Понятие, сущность и основные функции местного самоуправления.
17. Местное самоуправление в Российской Федерации.
18. Местное самоуправление в зарубежных странах.
Тема 1.
Понятие и сущность управления. Содержание понятия "политико-административное управление" и его структура
1. Понятие и сущность управления.
2. Централизованное и децентрализованное управление.
3. Содержание понятия "государственное управление".
4. Предмет и структура государственного управления.
5. Методы государственного управления.
6. Основные функции государственного управления.
Тема 2.
Ведущие научные школы политико-административного управления в странах Запада. Конституционно-правовые особенности систем управления в условиях федерализма и унитаризма
1. Американская школа административно-государственного управления. Конституционно-правовые основы системы государственного управления в США (президентская система правления).
2. Германская школа административно-государственного управления. Конституционно-правовые основы системы государственного управления в ФРГ (парламентская система правления).
3. Теория административно-государственного управления в Великобритании. Законодательно-правовые основы системы государственного управления в Великобритании (монархическая форма правления).
4. Французская школа административно-государственного управления. Конституционно-правовые основы системы государственного управления во Франции.
5. Основы современной системы государственного управления в Российской Федерации.
Тема 3.
Система центральных (федеральных) органов государственного управления
1. Современные парламенты и законодательное обеспечение основ государственного управления.
2. Правительство как исполнительный орган государственной власти и управления, его состав и структура.
3. Функции центрального правительства в условиях унитарного государства.
4. Функции и полномочия правительства в условиях федеративного государства.
5. Современные проблемы обеспечения единой системы исполнительной власти и государственного управления в Российской Федерации.
6. Полномочные представители Президента России в федеральных округах.
Тема 4.
Система региональных органов государственного управления и особенности государственной службы в субъектах федерации
1. Региональные органы власти и управления в условиях централизованной системы государственного управления и унитарной формы государственного устройства (Франция, Великобритания, страны СНГ).
2. Система региональных органов государственного управления в условиях современной федерации (Россия, США, ФРГ, Швейцария).
3. Региональные структуры центральных органов государственного управления в Российской Федерации и проблема разграничения предметов ведения и полномочий между центром и регионами.