<< Пред. стр. 5 (из 13) След. >>
2. Межпарламентская группа. Межпарламентский Союз.3. Межпарламентская Ассамблея СНГ.
4. Парламентская Ассамблея Совета Европы.
5. Европарламент.
6. Двустороннее межпарламентское сотрудничество.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации.- М., 1994.
2. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". - М., 2003.
3. Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".//Российская газета. 1999. 8 июля.
4. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. -М., 1998.
5. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Принят постановлением Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II- М., 1998.
6. Конституции государств Европейского Союза. - М., 1997.
8. Конституции зарубежных государств - М., 2000.
9. Новые конституции стран СНГ и Балтии.- М., 1997.
10. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть./Отв.редактор Б.А.Страшун. - М., 2000.
11. Государственная Дума. 1906-1917. Стенографические отчеты. В 4-х томах. - М., 1995.
12. Античная Греция. Т.1-2. - М., 1983.
13. Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. - М., 1960.
14. Государственная Дума второго созыва. - М., 1996.
15. Генри М. Роберт. Правила парламентской процедуры. - Вашингтон, 1992.
16. Машкин Н.А. История древнего Рима. - М., 1956.
17. Морган Л.Г. Лига ходеносауни или ирокезов.- М., 1983.
18. Международные парламентские организации. Справочник. - М., 1992.
19. Общественный строй у народов Северной Сибири (XVII-начало XX в.).- М., 1970.
20. Парламентское право России. /под ред.Степанова И.М., Хабриевой Т.Я. - М., 1999.
21. Парламенты мира. - М., 1991.
22. Парламентская демократия и федерализм в России и Германии. / Под ред. А.Манцева, М.Моммзен. - Москва - Мюнхен - Вюрцбург, 1999.
23.Парламентаризм в России. Федеральное Собрание 1994-1995 гг. - М., 1996.
24. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т1-3. - М., 1961-1964.
25. Подготовка и принятие законов в правовом государстве. Материалы международного семинара. Москва, Государственная Дума, 28-29 апреля 1997 года. - М., 1998.
26. Политические деятели античности, средневековья и нового времени. - Л., 1983.
27. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник./Ответ.редактор А.Я.Сухарев. - М., 2000.
28. Российские политические партии и общественные объединения на выборах в Государственную Думу-95. - М., 1996.
29. Тацит. Сочинения. Т.1-2.- М., 1973.
30. Токвиль А. Демократия в Америке: пер. с франзц./Предисл. Гарольда Дж.Ласки. - М., 1992.
31. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. - М., 1978.
32. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. - М., 1866.
33. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. - М., 1966.
34. Fisher L. Constitutional conflicts between Congress and the President. - University Press of Kansas, 1991.
35. Remington Thomas F. Parliaments in Transition. - Westview Press, 1994.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА - палата Федерального Собрания Российской Федерации. Представляет интересы населения страны в целом. К ее ведению отнесено решение важнейших вопросов государственной жизни путем, прежде всего, принятия законов. Состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на четыре года. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законодательством.
ЗАКОН - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием и подписываемый Президентом, регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - регламентированный порядок деятельности по принятию федерального закона, включающий ряд последовательных стадий: законодательная инициатива, рассмотрение законопроекта и принятие федерального закона, одобрение принятого Государственной Думой федерального закона Советом Федерации, подписание и обнародование федерального закона Президентом Российской Федерации.
ПАРЛАМЕНТ (от лат. рarlare - говорить, англ. рarliament, франц. parlement), или легислатура (от лат.lex - закон) - высший общенациональный представительный орган государственной власти, правомочный выполнять в конституционно заданных параметрах законодательную, контрольную и некоторые другие функции.
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ- особая демократически выдержанная система организации и деятельности высшей государственной власти, выстроенная на принципах разделения властей и верховенства права при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости.
ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ - форма обсуждения в парламенте актуальных и значимых вопросов с привлечением общественности. Могут быть посвящены концепции законопроекта, международному договору, подлежащему ратификации, иным вопросам государственной жизни. Каких-либо юридических обязывающих решений парламентские слушания давать не вправе.
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПАЛАТ - подзаконные нормативно-правовые акты (нормативные акты палат). Постановления палат в соответствии с Конституцией РФ принимаются по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ. Например, постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен Регламентом (ст. 84 Регламента Государственной Думы).
ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ВЕТО - право Президента РФ, предусмотренное Конституцией РФ, отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон (кроме федеральных конституционных законов и законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ) и вернуть его на новое рассмотрение в Федеральное Собрание с указанием мотивов такого рассмотрения.
СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ - коллегиальный орган палаты, который создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палат. В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. В работе Совета с правом совещательного голоса участвуют заместители Председателя Государственной Думы и Председатели комитетов Государственной Думы.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ - палата Федерального Собрания Российской Федерации. Наряду с осуществлением законодательной деятельности призвана обеспечивать учет интересов субъектов Российской Федерации по коренным вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики страны. Состоит из 178 представителей 89 субъектов Российской Федерации, которыми являются представители законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА - специализированный, постоянно действующий орган финансового контроля за исполнением государственного бюджета, формируемый парламентом и подотчетный ему. Состоит из Председателя Счетной палаты, его заместителя и двенадцати аудиторов, назначаемых на шесть лет. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назначает Государственная Дума, а заместителя Председателя и другую половину аудиторов - Совет Федерации. Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" вступил в силу в 1995 г.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - постоянно действующий представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
ПРОГРАММА КУРСА "ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА"
__________________________________________
Программа курса "Политические и правовые институты российского и зарубежного федерализма" посвящена одному из фундаментальных направлений политологии и современного государственного строительства, включает основные вопросы федерализма: историю и методологию, правовые и политические основы федеративного устройства современной России и зарубежных государств, статус и взаимодействие субъектов федерации, современные проблемы федеративных и межнациональных отношений и т.п.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
лекций и семинарских занятий по курсу
"Политические и правовые институты российского и зарубежного федерализма"
1. Понятие, сущность и основные принципы современного федерализма.
2. Общая характеристика основных моделей федерализма в зарубежных странах.
3. Политические и правовые институты американского федерализма.
4. Германский федерализм в условиях парламентской республики.
5. Индийский федерализм и его основные политико-правовые институты.
6. Канадский федерализм в условиях конституционной парламентской монархии.
7. Швейцарская Конфедерация и ее основные институты.
8. Федерализм в истории России. Союз ССР как государственное образование. Суверенные государства в постсоветском пространстве.
9. Особенности федеративного устройства многонациональной России. Федеративный договор.
10 . Конституция Российской Федерации и современные проблемы взаимоотношений федеральной, региональной и местной властей. Разделение властей и разграничение предметов их ведения.
11. Институт президента в условиях современного федерализма.
12. Институты парламентов федеративных государств .
13. Правительство в современном федеративном государстве.
14. Современные системы органов власти субъектов федерации
15. Местное управление (самоуправление) в федеративном государстве
16. Современные проблемы судебной власти в условиях федерации. Политико-правовой анализ системы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
17. Политические партии и общественные объединения в условиях федерализма. Современные избирательные системы.
18. Современный федерализм и национальные (этнические) отношения.
19. Перспективы развития федерализма. Современные институты конфедеративных систем.
Тема 1.
Понятие, сущность и основные принципы современного федерализма
1. Сущность и понятие федерализма.
2. Основные принципы федерализма.
3. Анализ основных черт и особенностей конституционных систем современного федерализма.
4. Особенности российского федерализма и его конституционных основ.
Тема 2.
Характеристика основных моделей федерализма в зарубежных странах
1. Американский федерализм. Президентская форма правления и ее особенности.
2. Германский федерализм. Парламентская форма правления и ее особенности.
3. Индийский федерализм. Особенности статуса штатов Индии. Проблемы межконфессиональных и межнациональных отношений.
4. Канадский федерализм. Особенности Конституции Канады и проблемы статуса ее провинций.
5. Швейцарский федерализм. Статус кантонов и особенности прямых форм демократии.
Тема 3.
Политические и правовые институты американского федерализма
1. Политико-правовые основы американского федерализма. Конституция США. Исторические особенности и условия ее принятия.
2. Территориально-политическая организация Соединенных Штатов Америки. Конституционно-правовой статус субъектов (штатов) американской федерации.
3. Институт президентства в США. Особенности организации исполнительной власти в условиях президентской республики.
4. Институты законодательной (представительной) власти в США. Особенности американского парламентаризма в условиях двухпалатного Конгресса.
5. Система судебных институтов власти в условиях американского федерализма и ее особенности.
6. Институты законодательной и исполнительной власти в субъектах (штатах) американской федерации. Конституции штатов.
7. Институты партийной системы США. Особенности избирательной системы.
8. Органы местного самоуправления и формы прямой демократии в США.
9. Перспективы развития демократических институтов в условиях американского федерализма.
Тема 4.
Германский федерализм в условиях парламентской республики
1. Исторические условия конституционного оформления Федеративной Республики Германия. Политико-правовые основы германского федерализма.
2. Территориально-политическая организация ФРГ. Конституционно-правовой статус субъектов (земель) германской федерации.
3. Институт федеральной законодательной власти в условиях парламентской системы правления. Особенности германского парламентаризма и функционирования Бундестага и Бундесрата.
4. Институт исполнительной власти ФРГ. Полномочия Канцлера и федерального правительства.
5. Институт федерального президентства и его роль в системе государственной власти ФРГ.
6. Система судебной власти ФРГ.
7. Институты местной власти в условиях германского федерализма. Пределы и возможности институтов прямой демократии.
8. Политический статус партий ФРГ и особенности избирательной системы.
9. Политические последствия присоединения земель Восточной Германии и проблемы конституционной стабильности федеральной системы.
Тема 5.
Индийский федерализм и его основные политико-правовые институты
1. Конституционные основы индийского федерализма. Исторические и религиозные особенности становления индийского государства.
2. Территориально-политическая организация Республики Индия. Политико-правовой статус субъектов (штатов и союзных территорий) индийской федерации.
3. Институты индийской федеральной законодательной власти. Раджья Сабха - Совет Штатов и Лок Сабха - Народная Палата.
4. Институты исполнительной власти. Полномочия Правительства Индийского Союза в организации единой системы власти.
5. Правовая система Индии. Институты судебной власти в условиях индийского федерализма.
6. Политические партии и избирательная система Индии.
7. Институты власти субъектов федерации и местное самоуправление.
8. Перспективы развития индийской государственности.
Тема 6.
Канадский федерализм в условиях конституционной парламентской монархии
1. Исторические особенности становления канадского федерализма. Политико-правовые основы канадской конституционной парламентской монархии.
2. Территориально-политическая организация Канады. Политико-правовой статус провинций и территорий - субъектов федерации.
3. Канадская Конституция. Особенности статуса институтов власти Канады в условиях вхождения в состав Содружества Великобритании.
4. Институты законодательной власти канадской федерации. Система выборов депутатов Палаты общин и порядок формирования Сената.
5. Генерал-губернатор и федеральная исполнительная власть.
6. Судебная система в условиях канадской федерации.
7. Институты власти провинций и территорий Канады.
8. Органы местной власти в условиях канадского федерализма.
Тема 7.
Швейцарская Конфедерация и ее основные институты
1. Исторические особенности конституционного оформления Швейцарской Конфедерации. Политико-правовые основы федеративной республики.
2. Территориально-политическая организация Швейцарии. Конституционно-правовой статус кантонов - субъектов федерации.
3. Институты швейцарского парламента - Совет кантонов и Национальный Совет. Особенности формирования верхней палаты парламента и выборов депутатов нижней палаты в условиях федеративной республики.
4. Федеральный Совет и Президент Швейцарии. Особенности института федеральной исполнительной власти.
5. Система судебной власти в условиях швейцарской федерации.
6. Институты законодательной и исполнительной власти кантонов.
7. Институты местной власти и институты прямой демократии Швейцарии.
8. Политические партии и избирательная система Швейцарии.
9. Перспективы развития федеральной Конституции Швейцарии.
Тема 8.
Федерализм в истории России. Союз ССР как государственное образование. Суверенные государства в постсоветском пространстве
1. Особенности формирования Российской империи. Статус этнических меньшинств в России.
2. Образование Союза Советских Социалистических Республик. Принципы его национально-государственного устройства.
3. Конституция Союза ССР и проблемы федеративных отношений. РСФСР как союзная республика. Особенности и проблемы автономных образований.
4. Проекты нового Союзного Договора и проблемы статуса субъектов федерации.
5. Распад Союза ССР: причины и последствия.
6. Этнополитические конфликты в постсоветском пространстве. Политический консенсус - основа разрешения конфликтов.
Тема 9.
Особенности федеративного устройства многонациональной России. Федеративный договор
1. Россия - федеративное многонациональное государство. Соотношение прав человека и гражданина, этноса и государства.
2. Национально-государственные, национально-территориальные и региональные образования России как субъекты федерации.
3. Федеративный договор как коллективное соглашение по разграничению полномочий и предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации.
4. Подготовка законодательной базы статуса национальных меньшинств, реабилитации репрессированных народов и особых прав малочисленных народов - новая черта федеративных отношений современной России и путь к политическому консенсусу.
Тема 10.
Конституция Российской Федерации и современные проблемы взаимоотношений федеральной, региональной и местной властей. Разделение властей и разграничение предметов их ведения
1. Основы конституционного строя федеративной России как правового и демократического государства.
2. Конституция Российской Федерации и новые отношения между ее субъектами.
3. Законодательная, исполнительная и судебная власти федеративного государства.
4. Современные проблемы организации власти в субъектах федерации.
5. Проблемы организации местного самоуправления в России.
6. Принцип разделения властей - основа демократизации государства.
Тема 11.
Институт президента в условиях современного федерализма
1. Практика и особенности выборов главы государства в президентской и парламентской республике в условиях современного федерализма.
2. Статус и полномочия президентов федеративных государств в зависимости от формы правления.
3. Политико-правовые формы взаимоотношений президента и парламента.
4. Порядок взаимоотношений главы государства и федерального правительства.
5. Особенности статуса и полномочий Президента Российской Федерации.
Тема 12.
Институты парламентов федеративных государств
1. Практика формирования парламентов и статус депутатов. Пропорциональные и мажоритарные системы выборов.
2. Полномочия парламентов в зависимости от системы правления федеративных государств.
3. Формы представительства субъектов федерации в одной из палат парламента федеративного государства.
4. Федеральный законодательный процесс и законодательные собрания субъектов федерации.
5. Особенности функционирования Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Тема 13.
Правительство в современном федеративном государстве
1. Порядок и особенности формирования правительств в государствах с президентской и парламентской системами правления.
2. Полномочия федеральных правительств и сложившиеся формы взаимоотношений с органами исполнительной власти субъектов федерации.
3. Практика взаимоотношений правительства, парламента и президента федеративного государства.
4. Особенности функционирования федерального Правительства России. Проблемы единства системы исполнительной власти в Российской Федерации.
Тема 14.
Современные системы органов власти субъектов федерации
1. Конституции (уставы) субъектов федераций. Правовая основа их органов власти.
2. Законодательные (представительные) органы власти субъектов федераций.
3. Исполнительные органы власти субъектов федераций.
4. Взаимодействие органов власти субъектов федераций с федеральными органами и органами местного самоуправления.
5. Особенности организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Тема 15.
Местное управление (самоуправления) в федеративном государстве
1. Понятие и сущность местного управления (самоуправления).
2. Характеристика основных систем организации местного самоуправления в современном мире.
3. Компетенция и финансовая база органов местного самоуправления.
4. Порядок формирования и организация работы органов местного самоуправления.
5. Особенности функционирования органов местного самоуправления в Российской Федерации.
Тема 16.
Современные проблемы судебной власти в условиях федерации. Политико-правовой анализ системы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
1. Место и роль судебной власти в современном государстве. Виды судебных систем.
2. Федеральные органы судебной власти в системе государственной власти Российской Федерации (Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды России).
3. Порядок формирования судебных органов.
4. Современные проблемы функционирования судебных органов в субъектах Российской Федерации.
5. Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина - главная задача судебных органов власти федеративного государства.
Тема 17.
Политические партии и общественные объединения в условиях федерализма. Современные избирательные системы
1. Современные партийные системы и институты власти.
2. Становление многопартийности в условиях российского федерализма.
3.Модели избирательных систем в зарубежных странах.
4. Российская избирательная система и ее особенности.
Тема 18.
Современный федерализм и национальные (этнические) отношения
1. Особенности политико-территориального устройства современного многонационального государства.
2. Правовой статус национальных меньшинств и малочисленных народов в полиэтнических государствах.
3. Межнациональные конфликты и проблемы их урегулирования (разрешения).
4. Особенности государственной концепции национальной политики в Российской Федерации.
Тема 19.
Перспективы развития федерализма. Современные институты конфедеративных систем
1. Институты Европейского Союза.
2. Содружество Независимых Государств (СНГ).
3. Союз Белоруссии и России.
Вопросы к семинарским занятиям
и зачету (экзамену)
1. Формы государственного устройства в современном мире.
2. Характеристика современного понимания федерализма.
3. Сущность и основные принципы федерализма.
4. Основные модели федерализма, существующие в мире.
5. Американский федерализм и его особенности.
6. Германский федерализм и его особенности.
7. Индийский федерализм и его особенности.
8. Канадский федерализм и его особенности.
9. Швейцарский федерализм и его особенности.
10. Характеристика особенностей российского федерализма.