<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  Следует выявить входные данные для разработки графиков работ и проверить их совместимость с условиями конкретного проекта. Особую заботу нужно проявить к определению работ с большими сроками подготовки, долгосрочных работ и критических путей.
  Следует разработать стандартизованные форматы графиков, пригодные для нужд различных пользователей,
  Несогласованности, обнаруженные при интеграции оценок длительности взаимосвязанных работ, должны быть урегулированы до того, как график будет окончательно завершен и выпущен. Графики должны выявлять критические и близкие к критическим работы.
  В графике должны быть идентифицированы конкретные события, называемые иногда "ключевыми событиями" или "краеугольными камнями, вехами", которые требуют специфических входных данных или решений, или же в которых планируются главные выходные данные, например, оценки хода продвижения проекта.
  О ходе разработки графиков следует держать в курсе дела заказчика и соответствующих участников и в случае необходимости привлекать их к этой работе. Надлежащие графики следует рассылать им для информации или, если требуется, для утверждения.
  5.5.4. Контроль за выполнением графиков
  Следует установить сроки рассмотрения выполнения графика и частоту сбора данных, чтобы гарантировать адекватный контроль за работами по проекту и связанной с ними информацией. Следует выявлять отклонения от графика, анализировать их причины и в случае необходимости принимать меры.
  При проведении оценок хода проекта и совещаний следует пользоваться самыми последними графиками. Руководители проекта должны проводить регулярный анализ графиков выполнения проекта в соответствии с планом проекта.
  Тенденции хода продвижения проекта следует анализировать вместе с остающимся объёмом работы с тем, чтобы прогнозировать риски и возможности.
  Следует выявлять коренные причины отклонений от графика - как благоприятных, так и неблагоприятных. Во избежание воздействия неблагоприятных отклонений на цели проекта следует принимать соответствующие меры. Причины как благоприятных, так и неблагоприятных отклонений следует использовать как основу для постоянного улучшения.
  Нужно определять возможное воздействие изменений графиков на бюджет (смету расходов) и ресурсы, а также на качество продукта. Решения о необходимых действиях должны приниматься только после учёта их влияния на другие процессы и цели проекта. Изменения, которые влияют на цели проекта, должны быть согласованы с заказчиком и другими участниками до их внесения. При необходимости принять меры по ликвидации отставания следует определить потребность в кадрах и их задачи. Пересмотры графика следует увязывать с другими процессами проекта при разработке плана на остающийся объем работы.
  Заказчика и других участников следует держать в курсе всех предложенных изменений графика и привлекать к принятию решений тех, кого они затрагивают.
  5.6. Процессы, связанные с затратами
  Назначение этих процессов - прогнозировать и управлять затратами на проект, а также гарантировать завершение проекта в пределах бюджетных ограничений. Перечень таких процессов приведен ниже:
  - оценивание затрат: определение оценок затрат на проект;
  составление бюджета: использование результатов оценивания затрат для подготовки бюджета (сметы) проекта;
  - контроль за затратами: проведение контроля затрат и отклонений от бюджета проекта.
  Примечание. Для более подробного руководства см. ИСО 10014.
  5.6.1. Оценивание затрат
  Все расходы по проекту должны быть чётко расписаны (работы, товары, услуги), а при оценивании затрат должны рассматриваться подходящие источники информации и увязываться со структурой рабочих подразделений. Оценки затрат, взятые из прошлого опыта, следует проверять с целью убедиться, что они корректны и для условий данного проекта. Затраты должны документироваться и прослеживаться до их источника.
  Особое внимание следует обращать на выделение достаточных сумм на процедуры качества (см. также приложение "А").
  Примечание. Для дальнейшего руководства по вопросам экономического эффекта управления качеством см. ИСО 10014.
  При оценивании затрат следует учитывать экономическую окружающую среду (например, инфляцию, налогообложение и курсы обмена валют).
  В тех случаях, когда оценивание затрат влечёт за собой значительную неопределённость, следует оценить и смягчить риски, а на остающиеся риски заложить в оценки соответствующие запасы.
  Оценки затрат должны быть представлены в форме, позволяющей установить и разработать бюджет проекта в соответствии с утверждёнными бухгалтерскими процедурами и потребностями управления проектом.
  5.6.2. Составление бюджета
  Бюджет должен базироваться на оценках затрат и календарных графиках, а также на четко определенной процедуре его принятия.
  Бюджет должен следовать требованиям к проекту, а любые учтённые оговорки, допущения и нестандартные ситуации должны быть выявлены и документированы. Бюджет должен содержать все разрешённые затраты и иметь форму, пригодную для контроля за затратами по проекту.
  5.6.3. Контроль за затратами
  Прежде, чем начать расходовать средства, следует установить процедуры контроля за затратами, документировать их и довести до сведения лиц, ответственных за выдачу разрешения на производство работ или расходы.
  Чтобы гарантировать адекватный контроль за работами по проекту и связанной с ними информацией, должны быть установлены временные вехи для рассмотрения информации и частота сбора данных и прогнозов. Следует проверять, что остающийся до завершения объём работ может быть выполнен в рамках оставшегося бюджета. Любое отклонение от бюджета должно выявляться, а в случае превышения заданного лимита - анализироваться и приводить к соответствующим действиям.
  Следует анализировать тенденции в затратах на проект, используя такие методики, как анализ уже понесённой стоимости (earned value analysis), а план остающихся работ должен рассматриваться, чтобы предвидеть риски и возможности.
  Следует выявлять коренные причины отклонений от бюджета - как благоприятных, так и неблагоприятных. Должны приниматься меры, позволяющие гарантировать, что неблагоприятные отклонения не затрагивают цели проекта. Причины как благоприятных, так и неблагоприятных отклонений должны становиться основой постоянного улучшения.
  Решения о необходимости принятия мер должны выноситься исключительно после учёта их воздействия на другие процессы и цели проекта. Изменения в затратах на проект должны быть надлежащим образом утверждены до несения расходов. Пересмотры прогнозируемых расходов бюджета должны увязываться с другими процессами проекта в разработке плана оставшейся работы.
  Информация, необходимая для обеспечения своевременного получения фондов, должна быть доступной и служить входом для процесса контроля за ресурсами.
  Руководители проекта должны регулярно проверять затраты по отношению к тому, как они определены в плане проекта, и принимать во внимание любые другие финансовые ревизии (например, внешние проверки со стороны участников).
  5.7. Процессы, связанные с ресурсами
  Назначение этих процессов - планировать и контролировать ресурсы. Они помогают выявить любые возможные проблемы, связанные с ресурсами. Примеры ресурсов включают программное обеспечение, оборудование, производственные мощности, финансы, информационные системы, материалы, кадры, услуги и помещение. Эти процессы перечислены ниже:
  - планирование ресурсов: выявление необходимости в ресурсах;
  оценивание, составление календарных графиков и выделение соответствующих ресурсов;
  - контроль за ресурсами: сравнение реального расхода с планами выделения ресурсов и принятие соответствующих мер, если это необходимо.
  Примечание. Данный пункт распространяется на количественные аспекты управления персоналом только тогда, когда персонал рассматривается в качестве ресурса. Другие аспекты управления персоналом охватываются пунктом 5.8, поскольку оно существенно отличается от управления другими ресурсами.
  5.7.?. Планирование ресурсов
  Нужно выявлять ресурсы, необходимые для проекта. В ресурсных планах следует устанавливать, какие ресурсы требуются по проекту и когда они будут востребованы в соответствии с временным графиком. В плане должно быть указано, как и откуда получаются и выделяются ресурсы, а в некоторых случаях должны быть указаны и способы утилизации неиспользованных ресурсов. Планы должны быть пригодны для контроля за ресурсами. Верность входных данных для ресурсного планирования должна быть подтверждена.
  При определении ресурсов, необходимых для проекта, следует производить оценку устойчивости, возможностей и качества работы организаций, поставляющих ресурсы.
  Следует принимать во внимание ограничение на ресурсы. Примерами ограничений служат: наличие, безопасность, экологические и культурные соображения, международные договоры, трудовые соглашения, правительственные постановления, финансирование и воздействие проекта на окружающую среду.
  Ресурсные планы, включая оценки (сметы), ассигнования и ограничения вместе с принятыми допущениями должны быть документированы.
  5.7.2. Контроль за ресурсами
  Следует установить сроки проведения рассмотрении, частоту сбора данных и прогнозов с тем, что обеспечить действенный контроль за поставкой ресурсов, а также гарантировать, что остающихся ресурсов достаточно для выполнения задач проекта.
  Отклонения от ресурсного плана должны выявляться, анализироваться и находить реакцию.
  Решения о принятии мер должны приниматься исключительно после учёта их воздействия на другие процессы и цели (задачи) проекта. Изменения, которые затрагивают цели проекта, должны согласовываться с заказчиком и соответствующими участниками до их внесения. Изменения в ресурсный план должны надлежащим образом утверждаться. Пересмотры прогнозов в отношении ресурсов должны увязываться с другими процессами проекта при разработке плана на оставшийся объём работ.
  Следует выявлять коренные причины нехватки или излишков ресурсов и использовать эти данные для постоянного улучшения.
  5.8. Процессы, связанные с персоналом
  Люди определяют качество и успех проекта.
  Процессы, связанные с персоналом, призваны создавать такую атмосферу, в которой люди могут вносить в проект свой вклад рационально и эффективно. Эти процессы перечисляются ниже:
  - определение организационной структуры проекта: в ходе этого процесса организационная структура "выкраивается" в соответствии с потребностями конкретного проекта, а также выявляются "роли" по проекту и определяются полномочия и обязанности;
  - выделение штата: отбор и назначение в достаточном количестве персонала, обладающего надлежащей квалификацией, способной удовлетворить потребностям проекта;
  - развитие командной работы: развитие индивидуальных и коллективных навыков и способностей, направленное на улучшение характеристик проекта.
  Примечание. Количественные аспекты управления персоналом охвачены п. 5.7.
  5.8.1. Определение организационной структуры проекта
  Организационная структура проекта, как правило, должна устанавливаться в соответствии с политикой учредившей проект организации и условиями конкретного проекта. Для выбора наиболее подходящей организационной структуры следует использовать опыт предыдущих проектов, если он имеется.
  Организационная структура проекта должна проектироваться таким образом, чтобы способствовать эффективным связям и сотрудничеству всех участников проекта.
  Менеджер проекта должен обеспечить, чтобы организационная структура проекта соответствовала проектному заданию, численности проектной команды, местным условиям и разделению прав и обязанностей с учредившей организацией. Это разделение будет зависеть от организационной структуры учредившей организации, например, матричной или функциональной. Особое внимание следует уделять выявлению и установлению взаимоотношений проектной организации со следующими группами:
  - заказчиком и другими походящими участниками;
  - соответствующими функциональными подразделениями учредившей организации, поддерживающими проект, особенно, если некоторые из них отвечают за мониторинг таких функций в рамках проекта, как графики работ, качество и затраты.
  Следует расписать систему соподчинённости, прав и обязанностей я подготовить должностные инструкции.
  Особое внимание следует также уделить подразделению, занимающемуся в рамках проекта внедрением и мониторингом системы качества, и его интерфейсам с другими подразделениями.
  Следует планировать и периодически проводить рассмотрения организационной структуры проекта с тем, чтобы подтвердить её законную силу и адекватность.
  5.8.2. Выделение штата
  Следует определять с точки зрения образования, знаний и опыта необходимую квалификацию персонала, работающего по проекту. Если предвидятся трудности с подбором персонала вследствие требований к квалификации, следует зарезервировать достаточное время для дополнительного набора и переподготовки кадров.
  Отбор персонала следует проводить своевременно на основе должностных инструкций, с учётом имеющихся квалификации и опыта работы. Критерии отбора нужно применять ко всему персоналу. привлеченному к проекту, независимо от того, работают ли они непосредственно в проектной организации или внештатно, числясь в списочном составе иной организации.
  Менеджер проекта должен участвовать в подборе ведущих специалистов своей команды.
  При отборе кандидатур на пост менеджера проекта приоритет следует отдавать навыкам лидерства.
  При назначении сотрудников в состав команды следует учитывать их личные склонности, коммуникабельность, сильные и слабые стороны. Знание персональных характеристик и опыта работы людей может оказаться полезным при распределении обязанностей между сотрудниками выполняющей проект организации. Назначенный в команду должен ознакомиться с должностной инструкцией и подписать её. Назначения должны быть утверждены и доведены до сведения всех заинтересованных лиц.
  За рациональностью и эффективностью работы персонала нужно наблюдать и в случае необходимости принимать соответствующие меры.
  5.8.3. Развитие командной работы
  Для развития командной работы важна индивидуальная подготовка, которая описывается в ИСО 9004-1.
  Развитие работы командой должно включать управление и отдельные меры, нацеленные в основном на улучшение коллективной работы. Хорошая работа команд должна отмечаться и поощряться. Руководители должны создавать такую рабочую среду, которая способствует развитию профессионального мастерства, хороших рабочих отношений, доверию и уважению внутри команды, а также в отношениях с другими коллегами по проекту. Следует поощрять согласованное принятие решений, ясное и открытое общение и общую приверженность целям удовлетворения заказчика.
  5.9. Процессы, связанные с распространением информации
  Назначение этих процессов - облегчить обмен необходимой для выполнения проекта информацией. Они обеспечивают своевременные и надлежащие создание, сбор, распространение, хранение и конечное изъятие информации по проекту. Эти процессы перечисляются ниже:
  - планирование информационных потоков: планирование систем информации и связи по проекту;
  -управление информацией: предоставление необходимой информации членам проектной организации и другим участникам;
  - контроль за распространением информации: проведение контроля в соответствии с запланированной системой связи.
  5.9.1. Планирование информационных потоков
  При планировании информационных потоков следует принимать во внимание потребности проекта и сотрудников, привлеченных к его выполнению. В плане распространения информации должны определяться: информация, которая должна официально распространяться, средства ее передачи, а также частота обмена информацией. В этом плане должны быть определены частота, сроки и тематика совещаний.
  Для обеспечения совместимости следует определить формат, язык и структуру документов. В плане должна определяться система управления информацией, указываться, кто посылает и кто получает информацию, и устанавливаться соответствующие процедуры контроля и защиты документов. Следует разработать форму отчётов о ходе выполнения проекта, позволяющую выявлять отклонения от плана проекта.
  5.9.2. Управление информацией
  При разработке системы управления информацией следует принимать во внимание потребности проектной и учредившей организаций. Система должна включать процедуры подготовки, сбора, идентификации, классификации, распределения, разделения по массивам, обновления, архивирования и поиска информации. Информация должна отражать состояние дел на момент её выпуска. Это обеспечит достоверность и пригодность информации, которая должна проверяться до использования в других проектах.
  Чтобы быть действенной, информация должна соответствовать потребностям ее получателей, быть чётко представленной и распространяться в строгом соблюдении графика. Все соглашения, в том числе неформальные, которые затрагивают показатели проекта, должны быть документально оформлены. Где реализуемо, использование электронных средств может принести выигрыш.
  Правила и руководства по проведению совещаний должны устанавливаться согласно типу совещания. Повестка совещаний должна рассылаться заранее, при этом по каждому пункту следует указывать фамилии лиц, явка которых обязательна. Протоколы совещаний должны включать принятые решения, оставшиеся нерешёнными вопросы, а также согласованные мероприятия и фамилии сотрудников, ответственных за исполнения этих мероприятий. Протоколы совещаний должны рассылаться по списку в согласованный срок.
  5.9.3. Контроль за распространением информации
  Система распространения информации должна быть реализована в соответствии с планом и должна отслеживаться и пересматриваться, чтобы убедиться, что она продолжает соответствовать потребностям проекта. Особое внимание следует уделить интерфейсам между функциональными подразделениями и структурами, где часто возникают недопонимания и конфликты.
  5.10. Процессы, связанные с рисками
  Управление рисками проекта имеет дело с неопределённостями по всему проекту и требует структурированного подхода. Назначение процессов, связанных с рисками, - минимизировать воздействие потенциальных негативных событий и полностью использовать положительные возможности для улучшения. В настоящем международном стандарте термин "риск" охватывает оба эти аспекта. Риски сопряжены либо с процессами проекта, либо с продуктом проекта. К процессам, связанным с рисками, относятся:
  - выявление рисков: определение рисков в проекте;
  - оценка рисков: оценивание вероятности появления рисковых событий и их воздействия на проект;
  - развитие реакции на риски: разработка планов реагирования на риски;
  - контроль за рисками: реализация и обновление рисковых планов.
  Особенно важно, чтобы эти процессы и их выходные данные были документированы.
  5.10.1. Выявление рисков
  Следует выявлять риски в проекте и продукте, а также средства, позволяющие определить, когда приемлемые уровни рисков превышены. Следует использовать опыт и накопленные данные в прежних проектах.
  Выявление риска должно производиться при открытии проекта, на этапах оценок хода выполнения проекта и в других случаях, когда принимаются значимые решения.
  При идентификации риска следует рассматривать риски не только по затратам, срокам и продукту, но и в таких областях, как защищенность, надёжность, профессиональная ответственность, информационная технология, безопасность, здоровье и окружающая среда, учитывая требования соответствующих действующих или ожидаемых постановлений государственных или регулирующих органов. Следует заметить, что необходимо рассматривать взаимосвязи различных рисков. Следует также идентифицировать критические и новые технологии.
  За выявленным риском, имеющим большое воздействие на проект, следует закрепить куратора, наделённого ответственностью, полномочиями и ресурсами для управления риском.
  5.10.2. Оценка рисков
  Вероятность наступления выявленного риска и его воздействие следует оценивать с учётом опыта и данных, накопленных в ходе выполнения предыдущих проектов; используемые критерии и методики должны регистрироваться. Всегда следует проводить качественный анализ, а где возможно, и количественный.
  5.10.3. Развитие реакции на риски
  Предпочтительно, чтобы выводы об исключении, смягчении или передаче рисков, решения о принятии риска, а также планы об использовании благоприятных возможностей, принимались на основе известных технологий или данных от прежних проектов с тем, чтобы избежать внесения новых рисков.
  После выявления риска и установления необходимости иметь план мероприятий на случай наступления рискового события, следует удостовериться в том, что реализация плана не вызовет никаких нежелательных эффектов.
  Если в календарный график или смету вводятся положения, направленные на преодоление рисков, они должны быть идентифицированы и учитываться отдельно, если необходимо, например, страхование ответственности за продукцию.
  Сознательно принятые риски должны быть расписаны в документах вместе с обоснованием причин их принятия.
  5.10.4. Контроль за рисками
  По ходу всего проекта риски должны контролироваться с помощью итеративных процессов идентификации рисков, оценок рисков и реакции на риск. Проект должен вестись с учётом того, что риски существуют всегда. Сотрудников нужно побуждать упреждать и выявлять новые риски, а также доводить сведения о них руководству.
  Планы экстренных мероприятий должны содержаться в полной готовности к использованию.
  Следует вести мониторинг ситуации с рисками в проекте, а отчёты о рисках должны быть составной частью оценок о ходе выполнения проекта.
  5.11. Процессы, связанные с материально-техническим снабжением
  Эти процессы имеют дело с закупкой, приобретением или поставкой продуктов для проекта. Со снабжением связаны следующие процессы:
  - планирование закупок и контроль: выявление того, что и когда нужно закупить, и ведение контроля за этим;
  - документирование требований: сведение воедино коммерческих условий и технических требований;
  - оценка субподрядчиков: оценивание субподрядчиков и определение тех из них, которых следует пригласить к тендеру (на торги);
  - заключение субподрядов: рассылка приглашений на торги, оценка результатов торгов, переговоры, подготовка и размещение субподряда;
  - контроль за выполнением контракта: обеспечение уверенности. в том, что показатели работы субподрядчиков отвечают контрактным требованиям.
  Примечание 1. Как замечено в ИСО 8402, термин "продукт" охватывает услуги, технические средства, полуфабрикаты, программное обеспечение или любую их комбинацию.
  Примечание 2. В контексте данного международного стандарта и со ссылкой на ИСО 9004-1, организация - это проектная организация, а субподрядчики поставляют продукты проектной организации.
  Примечание 3. Руководство по этому вопросу, кроме того, что дается ниже, можно найти в разделе 9 стандарта ИСО 9004-1 (1994 г.).
  5.11.1. Планирование закупок и контроль
  Работы по планированию закупок должны выявлять требуемые продукты и сроки их поставок. Особое внимание при этом следует уделять вопросам, критически важным для качества, сроков и себестоимости продукта проекта.
  С точки зрения управления проектом, все продукты считаются закупленными. независимо от того, получены ли они от внешних субподрядчиков или от учредившей организации. В обоих случаях требования должны быть одинаковыми, но в то время, как внешние продукты получают по официальному контракту, "внутренние" продукты должны поставляться согласно внутренним процедурам приобретения и контроля. Для "внутренних" продуктов некоторые процедуры закупки, описанные ниже, можно упростить, а некоторые другие могут не потребоваться.
  Закупки должны планироваться таким образом, чтобы интерфейсы с субподрядчиками могли контролироваться проектной организацией.
  На весь процесс закупок следует выделить достаточное время. Сюда входят оценивание субподрядчиков, изучение требований и
  рассмотрение контрактов с субподрядчиками.
  Чтобы обеспечить адекватный контроль за закупками, следует сравнивать ход выполнения поставок с их планом и, если требуется, принимать надлежащие меры.
  5.11.2. Документирование требований
  В закупочных документах должны указываться объём поставок, характеристики продукта, надлежащие требования к управлению качеством и сопутствующая документация. Они должны также включать сроки поставки продукта и право пропуска на предприятие субподрядчика. Следует обеспечить, чтобы в закупочных документах были учтены требования заказчика.
  Структура документов должна способствовать получению точных, сопоставимых и полных ответов от потенциальных субподрядчиков.
  Закупочные документы должны рассматриваться, чтобы убедиться, что все требования полностью установлены.
  5.11.3. Оценка субподрядчиков
  При оценке субподрядчиков нужно учитывать все аспекты, которые могут повлиять на проект, такие как технический опыт, производственные мощности, сроки поставок, система качества и финансовая устойчивость.
  Примечание. Дальнейшее руководство по оценке субподрядчиков см. в ИСО 9004-1.
  5.11.4. Заключение субподрядов
  Должна быть выработана процедура заключения договоров субподряда и передачи субподрядчику информации о политике качества в проекте и системе качества, если это необходимо.
  При оценке результатов торгов (тендера) следует выявлять и принимать во внимание все отклонения от требований, содержащиеся в предложении субподрядчика. Отклонения, связанные с актом сдачи-приёмки, должны быть утверждены теми же функциональными подразделениями или структурами, которые проводили первоначальный анализ и утверждали требования.
  Оценка итогов торгов должна основываться не только на цене субподрядчика, но также и на других стоимостных показателях, таких, как затраты на эксплуатацию продукта и технический уход за ним, стоимость получения лицензий, затраты на транспортировку, страхование и таможенные пошлины, убытки от колебаний обменного курса, затраты на инспекцию, аудит качества и устранение отклонений.
  До заключения договора на поставку продукта следует максимально учесть воздействие на качество любого компромисса в отношении требований.
  Контрактные документы следует проверять с целью убедиться, что они включают результаты любых переговоров с субподрядчиком, проведённых до заключения с ним контракта.
  5.11.5. Контроль за выполнением контракта
  Контроль за контрактом начинается с момента его размещения или с момента принципиального согласия заключить контракт, например, в виде письма о намерениях. Следует внедрить систему, гарантирующую выполнение требований контракта, в том числе по части сроков и регистрации данных.
  Контроль за контрактом должен включать установление надлежащих договорных отношений и интеграцию выходных данных от этих отношений в состав общей системы управления проектом.
  Следует проводить регулярные подтверждения того, что показатели работы каждого субподрядчика отвечают требованиям контракта. Результаты этих проверок должны доводиться до сведения субподрядчиков, а любые мероприятия согласовываться.
  До закрытия контракта следует удостовериться, что все условия и требования контракта выполнены и что субподрядчик поставлен об этом в известность, после чего надо обновить реестр субподрядчиков.
  6. Извлечение уроков из проекта
  В этом разделе даётся руководство по вопросу, как учредившая проект организация должна извлекать из него уроки, что служит частью программы непрерывного улучшения других проектов, текущих и будущих.
  Учредившая организация должна установить систему сбора, хранения, обновления и поиска информации по проектам и обеспечить использование этой информации.
  Информация из проекта, необходимая для изучения, должна извлекаться из потока информации, содержащейся внутри проекта, включая обратные связи с заказчиком и другими участниками. Прежде чем использовать эту информацию, надо проверить, не истёк ли срок её действия.
  До разработки системы управления информацией в рамках проекта учредившая организация должна определить ту информацию в данном проекте, которая нуждается в изучении, и должна гарантировать, что система сбора такой информации внедрена.
  Незадолго до закрытия проекта, учредившая организация должна проанализировать и документировать характеристики проекта, высвечивая накопленный в ходе данного проекта опыт, который может быть использован в других проектах. При возможности, к такому анализу привлекаются заказчик и другие подходящие участники.
  Таблица 1. Описание процессов управления проектом (информативное)
 ПРОЦЕСС
 ОПИСАНИЕ
 Раздел
 Процесс выработки стратегии
 Процесс выработки стратегии
 Установление направления проекта и управление реализацией других процессов по проекту
 5.2
 Процессы управления взаимосвязями
 Учреждение проекта и разработка плана проекта
 Оценивание требований заказчика и других участников, подготовка плана проекта и инициация других процессов
 5.3.1
 Менеджмент взаимодействия
 Управление взаимодействием в течение проекта
 5.3.2
 Менеджмент изменений
 Предвидение изменений и управление ими по всем процессам
 5.3.3
 Закрытие проекта
 Завершение процессов и получение информации обратной связи
 5.3.4
 Процессы, связанные с проектным заданием
 Разработка концепции
 Определение в общих чертах, что будет делать продукт проекта
 5.4.1
 Разработка задания и контроль
 Документирование характеристик продукта проекта в измеряемых величинах и ведение контроля за ними
 5.4.2
 Определение работ
 Выявление и документирование работ и этапов, требуемых для достижения целей проекта
 5.4.3
 Контроль за работами
 Осуществление контроля за реально выполненной работой по проекту
 5.4.4
 Процессы, связанные со сроками
 планирование соподчиненности работ
 Выявление взаимосвязей и логических взаимодействий, а также соподчиненности работ по проекту
 5.5.1
 Сценка длительности
 Оценивание длительности каждой работы а контексте конкретных условий и требуемых ресурсов
 5.5.2
 Разработка календарных графиков
 Взаимоувязка временных целей проекта, соподчиненности работ и их длительности для создания основы для разработки общего и детализированных графиков
 5.5.3
 Контроль выполнения графиков
 Контроль за выполнением работ по проекту с целью подтвердить предложенный график или принять адекватные меры для ликвидации отставания
 5.5.4
 Процессы, связанные с затратами
 Оценка затрат
 Определение оценок затрат по проекту
 5.6.1
 Составление бюджета
 Использование результатов оценивания затрат для составления бюджета (сметы) проекта
 5.6.2
 Контроль за затратами
 Проведение контроля расходов и отклонений от бюджета проекта
 5.6.3
 Процессы, связанные с ресурсами
 Планирование ресурсов
 Выявление необходимости, оценивание, размела по срокам и распределение всех подходящих ресурсов
 5.7.1
 
 Контроль за ресурсами
 
 Сопоставление реально используемых ресурсов с ресурсными планами и принятие мер, если это необходимо
 5.7.2
 
 Процессы, связанные с персоналом
 Определение организационной структуры
 Определение организационной структуры проекта, адаптированной к потребностям проекта, включая выявление "ролей" и определение полномочий и обязанностей персонала
 5.8.1
 Выделение штатов
 Отбор и назначение в достаточном количестве персонала, обладающего надлежащей квалификацией, пригодной для нужд проекта
 5.8.2
 
 Развитие командной работы
 
 Развитие индивидуальных и коллективных навыков и способностей, позволяющих улучшать характеристики проекта
 5.8.3
 
 
 
 Процессы, связанные с распространением информации
 
 Планирование информационных потоков
 Планирование систем информации и связи в рамках проекта
 5.9.1
 Управление информацией
 Обеспечение доступности к необходимой информации сотрудников проектной организации и других участников
 5.9.2
 Контроль за информационными потоками
 Ведение контроля за информационными потоками на основе запланированной системы связи
 5.9.3
 Процессы, связанные с рисками
 Выявление рисков
 Определение рисков в проекте
 5.10.1
 Оценка рисков
 Оценивание вероятности наступления рисковых событий и воздействия рисковых событий на проект
 5.10.2
 Развитие реакции на риски
 Разработка планов реагирования на риски
 5.10.3
 Контроль за рисками
 Реализация и обновление рисковых планов
 5.10.4
 Процессы, связанные с материально-техническим снабжением
 Планирование закуп и контроль
 Выявление и ведение контроля за тем, что и когда должно быть закуплено
 5.11.1
 Документирование требований
 Компиляция коммерческих условий и технических требований
 5.11.2
 Оценка субподрядчиков
 Оценивание и определение субподрядчиков, которых следует пригласить поставлять продукты
 5.11.3
 Заключение субподрядов
 Рассылка приглашений к тендеру (на торги), оценка результатов торгов, ведение переговоров, подготовка и размещение субподрядов
 5.11.4
 Контроль за выполнением контракта
 Обеспечение соответствия показателей работы субподрядчиков контрактным требованиям
 5.11.5
 
 
  Приложение "А"
  (информативное)
  Практика обеспечения качества в управлении проектами. Ссылки на серию стандартов ИСО 9000
  Данное приложение представляет методы обеспечения качества, применимые ко многим процессам проекта. Дополнительную информацию можно найти в стандартах серии ИСО 9000. Некоторые их этих методов отражены также в разделе 5.
  Утверждения (approvals): Требования к процедуре утверждения должны быть установлены, а сами утверждения должны быть документированы (см. ИСО/МЭК "Руководство 2").
  Корректирующие действия (corrective actions): Корректирующие действия должны предприниматься всякий раз, когда это необходимо в связи с процессом управления изменениями. Дальнейшее руководство даётся в разделе 15 стандарта ИСО 9004-1:1994 г. Определение термина "корректирующие действия" дано в пункте 4.14 стандарта ИСО 8402:1994 г.
  Документация (documentation): Документация включает технические условия, документы системы качества и зарегистрированные данные. Запланированные и фактические входные и выходные данные процессов следует документировать. Дальнейшее руководство по документации даётся в стандарте ИСО 9004-1:1994 г., раздел 17 (регистрация данных) и пункте 5.3 (документация систем качества). Определение термина "технические условия" даётся в пункте 3.14 стандарта ИСО 8402:1994 г.
  Технический контроль (inspection): Определение термина "технический контроль" даётся в пункте 2.15 стандарта ИСО 8402:1994 г.
  Предупреждающие действия (preventive actions): Предупреждающие действия должны предприниматься по ходу всего проекта. Определение термина "предупреждающие действия" дано в пункте 4.13 стандарта ИСО 9004-1:1994 г.
  Контроль за процессами (process control): Контроль за процессами должен осуществляться в ходе всего проекта. Дальнейшее руководство по контролю за процессами дано в разделе 11 стандарта ИСО 9004-1:1994 г.
  Обеспечение качества (quality assurance): Определение термина "обеспечение качества" приводится в пункте 3.5 стандарта ИСО 8402:1994 г.
  Аудиты качества (quality audits): Аудиты качества могут проводиться как для внутренних, так и для внешних целей. Они могут распространяться на все процессы проекта. Дальнейшее руководство даётся в пункте 5.4 стандарта ИСО 9004-1:1994 г., в подпунктах 4.9 и 4.9.3 стандартов ИСО 9000-1:1994 г. и ИСО 10011. Определение термина "аудит качества" даётся в пункте 4.9 стандарта ИСО 8402:1994 г.
  Улучшение качества (quality improvement): Улучшение качества должно проводиться на всём протяжении проекта. Дальнейшее руководство даётся в пункте 5.6 стандарта ИСО 9004-1:1994 г. и в ИСО 9004-4:1993 г.
  Планирование качества (quality planning): Определение термина "планирование качества" приведено в пункте 3.3 стандарта ИСО 8402: 1994г.
  Система качества (quality system): Определение термина "система качества" даётся в пункте 3.6 стандарта ИСО 8402:1994 г.
  Рассмотрения (анализ) (reviews): Предметом рассмотрении должны служить входные и выходные показатели процессов проекта, в том числе документы. В стандарт ИСО 8402:1994 г. включены следующие типы рассмотрении: "рассмотрение руководством" (3.9), "анализ контракта" (3.10) и "рассмотрение проекта" (3.11).
  Технические требования (условия) и проектирование (specification and design): Руководство даётся в пункте 8 стандарта ИСО 9004-1: 1994г.
  Прослеживаемость (traceability): Определение термина "прослеживаемость" дано в пункте 3.16 стандарта ИСО 8402:1994 г.
  Подготовка кадров (training): Руководство приведено в пункте 18.1 стандарта ИСО 9004-1:1994 г. и в пункте 6.4 стандарта ИСО 9000-1:1994 г.
  Подтверждение применяемых инструментов и методик (validation of tools and technics): Используемы методы, инструменты, методики и программное обеспечение должны отвечать потребностям проекта и подтверждаться на пригодность к употреблению. Определение термина "подтверждение" приводится в пункте 2.18 стандарта ИСО 8402:1994 г.

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу