<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Методика
 описания процесса СМК
 в соответствии с требованиями стандарта
 ГОСТ Р ИСО 9001-2001
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. НАЗНАЧЕНИЕ
  Настоящая методика определяет основные требования к порядку описания процессов организации с целью удовлетворения требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
 
  2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
  Требования настоящей методики распространяются на всех сотрудников организации.
 
  3. СРОК ДЕЙСТВИЯ
  Срок действия данной процедуры с момента введения ее в действие не ограничен.
 
  4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
 В настоящей методике использованы термины и определения:
 * ГОСТ Р ИСО 9001:2001.
 * BS 6143:1992.
 
  В настоящей методике использованы сокращения:
  ГОСТ Р - государственный стандарт Российской Федерации;
  ИСО - международная организация по стандартизации;
  BS - британский стандарт.
 
  5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  Ответственность за соблюдение требований данной методики определяется отдельным распорядительным документом.
 
  6. ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ
  6.1 Общие положения
  6.1.1 Введение
 
  Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом - это принцип менеджмента качества, содержащийся в ИСО 9000-2000.
  Пакет поддержки стандартов серии ИСО 9000 содержит руководство по процессному подходу к системе менеджмента качества. Почему одному из декларированных принципов ИСО 9000 - процессному подходу уделяется такое больше внимание? Что в нем особенного? И неужели другие принципы ИСО: ориентации на потребителя, лидерства руководителя, вовлечения работников, системного подхода к менеджменту, постоянного улучшения, принятия решений, основанных на фактах и взаимовыгодные отношения с поставщиком, являющиеся основой стандартов - менее значимыми? Давайте разберемся в этом.
 
  Как понимать процессный подход?
  Что - это такое и с чем это едят?
 
  6.1.2 Исторический аспект понятия "ПРОЦЕСС"
 
  6.1.2.1 Отечественная история понятия "ПРОЦЕСС"
 
  Во-первых, понятие "ПРОЦЕСС" возникает в том случае, когда люди объединяются для достижения определенного результата. Так было всегда, но в настоящий момент этому уделяется значительное внимание.
  Не для кого не секрет, что в основе процессного подхода лежит понятие "ПРОЦЕССА". И для начала давайте разберемся, что есть "ПРОЦЕСС"?
  Было бы неверно сказать, что понятие "ПРОЦЕССА" абсолютно новое для нас с Вами. Если обратиться к нашей советской практике, то это понятие встречается, как правило, со словами производственный и технологический. Либо это понятие, возможно, встретить в виде крылатой фразы - "Процесс пошел". Этому я нашел подтверждение, при разработке настоящей тематики, когда обратился к своей старой студенческой книге "Проектирование авторемонтных предприятий" 1981 года издания, написанной кафедре Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ), который я успешно закончил. В этой книге под производственным процессом понимается "вся совокупность действий, осуществляемых с момента поступления объектов ремонта на предприятие до получения полностью отремонтированной продукции". Выделялись "основные (разборка, восстановление и т.п.) и вспомогательные процессы (транспортирование, контроль, хранение, производство всех видов энергии, ремонт зданий и оборудования и т.п.), а также технологический процесс ремонта (разработанный конечно согласно ЕСТПП (ГОСТ 14.....)), как часть производственного процесса, связанная непосредственно с воздействием на объект ремонта". Преобладал "объектный подход" к построению производства. Такой подход, в общем, с "успехом" дожил до нашего времени в качестве воспоминания о советской системе управления, когда понятие "ПРОЦЕССА" сводили, в значительной мере, к разработке и написанию такого привычного для наших предприятий (в основном машиностроительных) документа, как технологический процесс изготовления той или иной конкретной модели изделия.
  Что же о понятии "ПРОЦЕСС" говорили, в тоже самое время, наши не технические источники?
  Словарь русского языка нашего с Вами великого соотечественника С.И. О?жегова (1987г. издания) определяет "ПРОЦЕСС", как "ход, развитие какого-нибудь явления,...".
  Одновременно, советский энциклопедический словарь (1985г. издания) определяет термин процесс: во-первых, как "заимствованное, от латинского слова processus - продвижение", во-вторых, что процесс рассматривается как "совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата".
 
  Важно подчеркнуть, что на основании вышеизложенного понятие "ПРОЦЕССА" формулируется как "продвижение для достижения результата". Таким образом, мы с Вами фактически в общих чертах сформулировали принцип менеджмента качества, но при этом используя наши отечественные источники 15-ти летней давности!
  Важно подчеркнуть, что процессный подход сам по себе не нов, но как всегда важны детали, о которые изложены ниже.
 
  6.1.2.2 ИСОшная история понятия "ПРОЦЕСС"
 
  Что же нам расскажут стандарты серии ИСО.
  Предыдущая версия стандартов (94 года, возможно, не все с ней знакомы, предлагала структурировать систему качества по 20 элементам) в явном виде, т.е. в виде необходимом для сертификации не обозначила возможность реализацию на предприятии процессного подхода.
 
  Процесс - совокупность ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие. (ИСО 8402:1994). Отметим пропуск в русском переводе в примечании к термину "ПРОЦЕСС" в словаре ИСО 8402:94 всего одного слова (Слово "finance" не переведено!), что довольно существенно исказило, на мой взгляд, смысл этого понятия для "качественников", которым приходилось проходить процедуры сертификации в системе сертификации ГОСТ Р.
 
  Стандарт ИСО 9000-1-94 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества Часть: Руководящие указания по выбору и применению" п. 4.6 (предыдущая версия стандартов серии ИСО состояла из большого числа стандартов) предложил предприятиям по всему миру "выбрать концепцию процесса". Во многом именно этот пункт был развит в новой версией стандарта.
 
  При этом другой стандарт серии ИСО 9004-94 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества Часть: Руководящие указания" не в полной мере согласуется с вышеназванным стандартом, связывая термин процесс в п. 10 "Качество процессов" с производственными процессами в их советском понимании (т.е. как реализация требований одного из элементов предыдущей версии - 4.9 "Управление процессами").
  Нельзя сказать, что все четко следовали элементному подходу старой версии, в частности, сертификационные корпорации (TUV и др.) предлагали структурировать систему качества (в настоящий момент носит наименование - система менеджмента качества) по отношению к процессам. Выделяли основные и опорные процессы. Основные процессы, по их мнению, служат для создания цепочки ценностей на предприятии. К ним относили процессы руководства и принятия управленческих решений и процессы, которые описывают внутрипроизводственный цикл цепочки ценностей (выяснение требований клиента, производство, обращение с дефектными деталями и коррекция, сервис и др.). Опорные процессы гарантируют безупречную последовательность хода основных процессов (внутренний аудит, ведение бухгалтерии, контроль используемых СИ и др.).
  Предложенная интерпретация концепции процесса этими сертификационными компаниями в значительной мере сходна новой версии, но не забывайте о деталях.
 
  Что же о процессе говорит нам новая версия ИСО 9001:2000, в которой управление процессами - обязательное требование. На мой взгляд, и в ней присутствует некоторый изъян этого термина. В новой версии ИСО 9001:2000 термин "ПРОЦЕСС" определен как "совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы".
 
  Процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы (п. 3.4.1) [ГОСТ Р ИСО 9001:2001 п.3.4.1].
  Примечания
  1. Входа к процессу обычно являются выходы других процессов.
  2. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности.
  3. Процесс, в котором подтверждение соответствия конечной продукции затруднено или экономически нецелесообразно, часто относят к "специальному процессу". (Этот пункт отсутствует в английском варианте)
  Определение слишком общее и неконкретное. Более неудачного определения найти трудно, ибо без декларировании однозначной ориентации на потребителя это уже трудно назвать процессом, а скорее это смахивает на функцию, преобразующей что-то во что-то. С таким определением может быть потеряна связь СМК с реальной потребностями бизнеса.
  В советский энциклопедический словарь (1985г. издания) функция определена как деятельность, обязанность, работа.
  Самое обидное, что при такой трактовке одного из основных терминов опять оказалась под вопросом связь между процессами и финансами, так как финансы в явном виде не выделены, а как говориться "сделано будет только то, что написано".
 
  И с таким "темным прошлым" и "неопределенным настоящим" перейдем к новой версии стандарта, т.е. к нашим деталям.
 
  6.1.3 Область применимости процессного подхода
 
  Внедрение СМК во многом является ответом на внешние вызовы. В каком случае, возможно, получить реальные конкурентные преимущества от внедрения процессного подхода.
  Давайте, определим какова область применимости, т.е. некоторые необходимые условия для процессного подхода?
  Существенным ограничением формирования на предприятии процессной модели управления являются:
  во-первых, отсутствие востребованного рынком продукции, если такового нет, то изучайте рынок;
  во-вторых, отсутствие развитой системы дистрибуции Вашей продукции, если нет, то изучайте каналы сбыта и способы продвижения Вашей продукции на целевые сегменты.
  Так что внедрение процессного подхода к управлению не в состоянии предотвратить банкротство предприятия, его гибель, если проблемы связаны не с низким уровнем управления и качеством продукции, а более другими фундаментальными причинами.
 
  6.1.4 Истоки усложнения работы организации
 
  Что является истоком возникновения организации?
  Проследим путь, который прошли все организации.
  Рассмотрим небольшой пример:
  Допустим, некое лицо единолично осуществляет какую-либо работу. На его результаты его работы есть спрос. Если спрос увеличивается, то это лицо должно больше времени работать (экстенсивный рост) и быстрее работать для удовлетворения спроса (интенсивный рост производительности). Оба вида адаптации имеют свой предел. И у этого лица остается единственный способ удовлетворить растущий спрос - нанять нового работника. Т.е. возникает разделение труда, т.е. оно возникает тогда, когда необходимо в одно и тоже время выполнять одни (количественное разделение) или разные (качественное разделение) виды деятельности. А с ним и появляются организационные проблемы.
  Разделение труда на отдельные составные части называется горизонтальным разделением (выделение в компании функциональных областей: снабжение, склад, производство, сбыт и др.).
  Если со временем у лица, начавшего деятельность, возникает необходимость осуществлять общее руководство и контроль за действиями, т.е. заниматься менеджментом. Так и возникает иерархическая структура, т.е. вертикальное разделение труда - необходимое для отделения работы по координации действий, полученных в результате горизонтального разделения общей деятельности, от самих действий.
  Это естественный путь всех компаний мира, включая новые российские, и является источником возникающих проблем.
  На основе этого простого примера попробуем идентифицировать истоки усложнения деятельности современной организации. К ним относятся:
 
 1. Рост объема производства.
 2. Переход от единоличного управления компанией при наличии слишком большого объема производства к найму заместителей и т.д.
 3. Рост организации и как следствие фрагментация знаний, ведущая к формализации передачи знаний, информации и полномочий.
 4. Простота добавления еще одного однородного подразделения.
 5. Вывод на рынок нового товара и на новый рынок.
 6. Разнообразие потребностей клиентов.
 7. Растущая конкуренция.
 8. Необходимость предоставлять отчетность государству.
 9. Необходимость искать методы законного обхода государственных регулирующих требований.
 
  Перечисленное выше - это вызов для организации.
 
  Организации необходимо гибко реагировать на текущие требования потребителей и прогнозировать потребности потенциальных заказчиков.
  Желание выполнить заказ потребителя надежно и раньше конкурентов, при низких затратах заставляет организации искать выход в гибкости и слаженности своих процессов.
  И для того, чтобы ответить на этот вызов, усовершенствовать коммуникации и, в частности, устранить конфликты, которые неизбежно возникают в иерархической организации необходимо сместить акцент управления с функционального подхода, основанного на обычной административной подчинённости, вертикальных связях на процессный, определяемый горизонтальными связями. Межфункциональные процессы буквально пронизывают традиционные организационные структуры. При этом выделяется так называемый хозяин (владелец) процесса, отвечающий за конечный результат, а не за отдельные этапы.
  Эффективность деятельности организации целиком и полностью зависит от эффективности и оптимальности процессов, посредством которых оно удовлетворяет запросы рынка и каждого конкретного потребителя. Чтобы выжить в условиях современного динамично развивающегося рынка, организации должны адаптироваться и постоянно приспосабливаться к изменяющейся окружающей среде и эффективно управлять своей внутренней средой. Бизнес должен быть организован таким образом, чтобы своевременно и адекватно реагировать на постоянные изменения в окружающей среде. Как следствие - потребность в постоянных изменениях самой организации: она не может быть "замороженной", еe задача - постоянное развитие и совершенствование, кстати принцип менеджмента качества (ИСО 9000-2000).
 
  При этом функциональность (т.е. вертикальные связи) не зачеркивается, а, наоборот, она реально цементируется сквозными горизонтальными связями.
  В случае, когда организация представляется в виде системы процессов, а не системы структурных единиц, упрощается его восприятие: вместо громоздкой пирамиды организационной структуры с ее зачастую вертикально ориентированными связями возникает система процессов с горизонтально ориентированными связями. Если основой управления становится система процессов, то создание организационной структуры неминуемо идет по пути отражения процессов.
  В таком случае смысл управления процессами заключается в эффективной реакции организации на запросы внешней и внутренней среды.
  Организация представляется как динамическая система со своими входами и выходами. Внешние входы и выходы, обеспечивая связь с внешней средой, определяют границы основных процессов. Вместе с этим внутри организации должны существовать потоки работ, обеспечивающие основные процессы. Они также имеют свои границы, свои входы и выходы. Содержание основных и вспомогательных процессов определяется содержанием проблем, решаемых организацией, а сама организация превращается в систему принятия решений. Структура потоков постоянно меняется, она не является аналогом функциональной структуры.
  6.1.5 Формирование сети процессов СМК
 
  Стандарт ИСО 9001-2000 не дает полное представление о том, как построить СМК, основанную на процессном подходе.
  Как подойти к выделению в организации процессов?
 
  Деятельность каждой организации представляет собой цепочку процессов, отражающих материальные, финансовые, информационные и другие потоки, протекающие по ходу функционирования процессов.
 
 
  В соответствии с практикой процессного подхода к СМК выделяют четыре типа процессов:
 
  1. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ - это процессы, являющиеся основой функционирования СМК, ради осуществления которых система и создается. Также дополнительно можно выделять не-основные процессы, т.е. не характерные для деятельности предприятия, но приносящие дополнительные доходы (продажа электроэнергии металлургическим предприятием и т.п.)
 
  2. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ - это процессы, создающие условия для эффективного функционирования основных процессов.
 
  3. ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - процессы, результатом которых должно являться повышение результативности и эффективности основных и вспомогательных процессов.
 
  Процессы управления качеством реализуют основные функций менеджмента - планирование, мотивирование, организовывание, контроль и координирование (связующих: коммуникации и принятия решений) на уровне предприятия в целом.
 
  Одновременно, процессы управления качеством являются неотъемлемой частью реализации каждого процесса и протекают в организации непрерывно.
 
  4. ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ (Создания СМК, инноваций и т.п.).
 
  Для создания целостной картины процессного восприятия предприятия считаем целесообразным определение процессов в соответствии с функциональными сферами с целью постепенного перехода в организации к пониманию в организации процессного подхода. Т.е. процессы могут быть определены с точки зрения производства, логистики, маркетинга, финансов, информации и т.п.
 
  Сколько процессов в организации?
 
  1.Количество процессов в организации напрямую зависит от
 численности персонала и организационной структуры организации.
  2.Разграничение между процессами в сети целесообразно провести по границам важных структурных подразделений (при этом в каждом подразделении необходимо исходить из функциональных зон этого конкретного подразделения и взаимодействия подразделения с внешним потребителем). Т.е. разбиение деятельности предприятия на отдельные процессы целесообразно вести с наложением процессов на существующую в настоящий момент структуру предприятия. В этом случае оптимизируется количество процессов и их понимание персоналом организации облегчается.
 
  Это возможно объяснить тем, что передача результатов деятельности (выход процесса) подразделения, как правило, формализована, определены специфические особенности этого результата и за нее, как и за проведение процесса, несет ответственность руководитель подразделения (хозяин процесса).
  Совершенно аналогично можно поступить с другими вспомогательными функциями: подготовка производства, метрологическое обеспечение и т. д. В зависимости от размеров и структуры организации эти функции могут быть централизованными, и тогда они подпадают под требования описать эти процессы, или распределенными, и тогда их можно описывать как составные части других процессов.
 
  6.1.6 Классификация процессов СМК
  6.1.6.1 Основные процессы.
  Основные процессы лежат на пути следования продукции и добавления ценности для потребителей, т.е. это центры прибыли, где организация зарабатывает деньги.
 
  Сначала в виде маркетинговой информации, проекта, затем в виде материального объекта (детали, товара, программного продукта, услуги и т. д.). В качестве основы для выделения основных процессов в организации можно использовать схему жизненного цикла продукции по Рисунке 1 стандарта ИСО 9004-94 Виды деятельности, влияющие на качество. Т.е. известная Всем "ПЕТЛЯ КАЧЕСТВА":
 1. Маркетинг и изучение рынка.
 2. Проектирование и разработка продукции.
 3. Планирование и разработка процессов.
 4. Закупки.
 5. Производство или предоставление услуг.
 6. Проверки.
 7. Упаковка и хранение.
 8. Реализация и распределение.
 9. Монтаж
 10. Обслуживание.
 11. Утилизация.
 
  В зависимости от особенностей конкретной организации выбираются те процессы, которые реально присутствуют в деятельности организации (п.1.2 ИСО 9001-2000 позволяет исключать некоторые процессы). При этом целесообразно соблюдать следующие принципы:
 
 1. Вышеприведенный перечень процессов не является обязательным и полным. Возможно, изменять названия и состав процессов в зависимости от целей и особенностей функционирования конкретной организации (аутсорсинг и т.п.). В данном случае важна суть: через основные процессы проходят производимая продукция и/или услуги и их компоненты (маркетинговая информация, проектная информация, входящие материалы и др.).
 
 2. Основных процессов должно быть не более чем 7±2, т.е. традиционное правило управляемости.
 
 3. Обязательно применение к каждому процессу цикла PDCA.
 
  Цикл PDCA - "планирование-осуществление-проверка-действие" впервые разработал в 1920-ых годах Walter Shewhart и позже популяризировал W. Edwards Deming. По этой причине он часто упоминается как "цикл Деминга".
  Концепция PDCA - это то, что присутствует во всех областях нашей профессиональной и личной жизни и используется непрерывно, официально или неофициально, сознательно или подсознательно во всем, что мы делаем. Каждый вид деятельности, независимо от того, простой или сложный, относится к этой бесконечной модели.
 
  В контексте СМК, PDCA - динамический цикл, который может быть развернут в каждом из процессов организации и в системе процессов в целом. Он глубоко связан с планированием, внедрением, управлением и постоянным улучшением и процессов жизненного цикла продукции, и других процессов системы менеджмента качества.
 
  6.1.6.2 Вспомогательные процессы.
  Вспомогательные Процессы напрямую не контактируют с продукцией и предназначены для обеспечения нормального функционирования основных процессов. К таким Процессам относятся:
 * Процессы обеспечения ресурсами (финансы и др.).
 * Бухгалтерский учет и др. - центры затрат.
 
  Вспомогательные процессы обеспечивают работу основных процессов (сервисное обслуживание оборудования, обеспечение энергоресурсами и производственной средой, обеспечение работы офиса, информационное обеспечение, обеспечение финансовой поддержки, управление окружающей средой, связи с общественностью и т. д.).
 
  При выделении Вспомогательных процессов действуют сходные принципы.
  6.1.6.3 Процессы управления качеством.
  Процессы управления качеством лежат на пути следования улучшений.
  Т.е. это процессы, протекающие на уровне предприятия. Обеспечивающие работу цикла PDCA уровня организации и формирование вертикальных связей в организации (одновременно, представляют из себя горизонтальные связи).
  К процессам управления качеством возможно отнести:
 * общее руководство организацией (включающие стратегическое планирование, а также формирование управляющих воздействий уровня организации).
 * внутренний аудит,
 * анализ со стороны руководства,
 * управление несоответствующей продукцией
 * корректирующие и предупреждающие действия,
 * управление документацией,
 * управление записями.
  6.1.6.4 Процессы развития.
  Процессы развития реализуют уникальные или специфические цели организации. К ним возможно отнести сам проект внедрения СМК и другие процессы, связанные с инновациями.
  6.1.7 Управление процессом СМК
  На вход процесса СМК поступают входящие ресурсы (материальные и нематериальные потоки), которые используются в ходе выполнения процесса при помощи ресурсов (персонал, инфраструктура, др.) для получения результатов. По ходу процесса определяются точки контроля (входы, внутри процесса, выходы), где осуществляется сбор данных с проведением необходимых измерений (т.е. проведение мониторинга продукции, процесса, удовлетворенности потребителя) с последующей передачей этих данных в подсистему анализа данных. Эти данные служат основой для принятия решений по проведению корректирующих и предупреждающих действий, направленных на изменения в ресурсах (включая документацию СМК, которые инициируют процесс "Управления документацией") достижение целей. В случае выявления несоответствий в ходе выполнения процесса инициируется процесс "Управления несоответствующей продукции". Владелец собирает данные для передачи в процесс "Анализа со стороны руководства" и воспринимает управляющие воздействия от высшего руководства и доводит их до исполнителей. При этом постоянно выполняется процес "Управления записями".
  Такое осуществление процесса является реальным воплощением цикла PDCA и нацеленности на постоянное улучшение.
 
  Данная система управления процессом применима для описания процесса любого уровня и типа.
  6.1.8 Цель управления процессами СМК
  Цель системы управления процессами СМК заключается в вовлечении в процесс постоянного улучшения имеющегося персонала организации при явно продемонстрированном лидерстве руководства, которое принимает решения, основанные на фактах, при этом демонстрирует четкую ориентацию на потребителя, одновременно, налаживая взаимовыгодные отношения с поставщиками и имея четкое представление, что управляемый процесс является составной частью системы процессов.
 
  6.2 Оформление регламента процесса
  Наименование документа, который необходимо будет сформировать, не имеет принципиального значения. Это может быть стандарт предприятия, методологическая инструкция, а может и регламент процесса. Выбор за Вами. Важна его структура.
 
  6.2.1 При разработке новых и внесении изменений в действующие регламенты процессов, структура регламентов процессов формируется с использованием следующих разделов:
 
 Содержание.
 1. Назначение.
 2. Область применения.
 3. Срок действия.
 4. Термины и определения
 5. Ответственность.
 6. Описание процесса.
 7. Указания и примечания.
 8. Предоставление пользователям.
 9. Внесение изменений.
 10. Приложения.
 
  6.2.2 Содержание разделов включает в себя:
  - Раздел "НАЗНАЧЕНИЕ".
  Определяет, какие цели должны быть достигнуты и какие задачи решаются с помощью данного документа.
 - Раздел "ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ"
  Определяет круг лиц, которые должны руководствоваться данным документом.
 - Раздел "СРОК ДЕЙСТВИЯ"
 Определяет срок действия данного документа.
 - Раздел "ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ"
  Приводит необходимые для понимания документа определения, раскрывает используемые в тексте документа условные сокращения, символы, обозначения и т.д.
 - Раздел "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"
  Определяет перечень лиц и структурных подразделений организации, ответственных за разработку, проверку содержания, утверждение, предоставление пользователям, соблюдение порядка хранения данного документа, внесение в нее изменений, соблюдение требований документа пользователями.
 - Раздел "ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА"
  Определяет порядок реализации определенной деятельности организации. Более подробно содержание настоящего раздела раскрывается в подразделе данной 6.2 методики.
 - Раздел "УКАЗАНИЯ И ПРИМЕЧАНИЯ"
  Содержит перечень действующих внутренних и внешних нормативных документов, на которые делается ссылка в данном документе и/или которые использовались при разработке документа.
 - Раздел "ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ"
 Определяет порядок определения пользователей документа.
 - Раздел "ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ"
 Определяет порядок внесения изменений в содержание документа.
 
 - Раздел "ПРИЛОЖЕНИЯ"
  Содержит необходимые для выполнения положений документа справочную информацию и вспомогательные средства: формы документов, таблицы, схемы, диаграммы.
 
  6.2.3 Требования к оформлению регламента процесса
  Титульный лист регламента процесса содержит следующий обязательный набор реквизитов:
 - полное наименование организации - (ЗАО ...);
 - наименование категории документа - (Регламент процесса);
 - наименование документа;
  - сведения о сотрудниках, руководителях и структурных подразделениях организации, разработавших, проверивших и утвердивших документ с указанием даты совершения действия.
  Рабочие листы регламента процесса содержат следующий обязательный набор реквизитов, оформляемых в виде верхнего колонтитула:
 - полное наименование организации - (ЗАО ...);
 - наименование категории документа - (Регламент процесса);
 - наименование документа;
 - текущая редакция документа;
 - общее количество листов в документе;
 - номер текущего листа документа.
 
 
 
 
 
  6.3 Методология описания процесса
  6.3.1 Структура раздела 6 "ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА"
  Исходной предпосылкой является то, что в организации на момент начала работ по каждому конкретному процессы сформирован предварительный перечень процессов, и он утвержден руководством.
 
  Описания процесса - это поэтапное формирование нижеследующих блоков раздела 6 "ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА", представляющих в совокупности разные стороны деятельности по процессу:
 

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу