<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 2. Скаттерграммы
 3. Таблица вероятностей
 4. Коэффициент корреляции Спирмена
 5. Интерпретация коэффициента корреляции
 6. Статистическое значение
 
  Тема 4. Обратная связь
  1. Функции обратной связи
  2. Подготовка
  3. Структура интервью с кандидатом
  4. Письменный отчет
 
  Тема 5. Надежность тестов
  1. Концепция надежности тестов
  2. Методы оценки надежности тестов
  3. Учет ошибок
 
  Тема 6. Валидность
  1. Концепция валидности
  2. Использование конкурентной и предсказательной валидности
  3. Практические примеры использования валидности
 
  Тема 7. Конструирование тестов
  1.Введение
  2. Дизайн и планирование
  3. Описание заданий
  4. Проверка заданий
 5. Окончательная сборка теста
 
  Модуль II. Личностные тесты
 
  Тема 8. Обзор методик оценки личности
 1. Факторный анализ личности
 2. Тест Майерс-Бриггс
 3. Профессионально-личностный опросник OPQ
 4. Тест фрустрации Розенцвейга
 5. Опросник Кеттела
 
  Модуль III. Структурированное интервью
  Тема 9. Виды и процедуры интервью
  1. Введение в структурированное интервью
  2. Три основных вида интервью, используемых при отборе
  3. Описание требований к рабочему месту
  4. Оценка кандидатов и принятие решения о найме
 
  Заключение
 
  ЛИТЕРАТУРА
  Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х томах. ? М.: Педагогика, 1982.
  Крегер О., Дьюсон Дж. Типы людей и бизнес. ? М.: Персей Вече ACT, 1995.
  Мейли Р. Факторный анализ личности. В кн.: Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. ? М.: МГУ, 1982.
  Методические рекомендации по оценке перспективности использования работника в качестве линейного руководителя среднего звена. ? М., 1983.
  Рисуночный тест фрустрации Розенцвейга. ? М., 1993.
  Cronbach L.J. Essentials of Psychological Testing. Fifth ed. Harper and Row. 1990.
  Edenborough R. Using Psychometrics. A Practical Guied to Testing and Assessment. London. Kogan Page Limited. 1994.
  Guilford J.P., FruchterB. FundumentalStstisticsin Psychology and Education. Sixth ed. McGraw Hill. 1978.
  Assessment and Selection in Organizations. Heriot P., Ed. Wiley and Sons. 1989.
  Holdworth R.F. Personnel Selection Testing. A Guide for British Managers. British Institute of Management. 1972.
  Nyfield G. Assessing Skills for Office Work. Recruitment Report. Personnel Management. 1985. № 2.
  Occupational Testing. Course Notes. Saville and Holdsworth Ltd. 1993.
  Saville P. Psychological Testing and Personnel Selection. Oohn Tuzack Review. 1985. № 9.
  Selection interviewing Skills. Course Notes. Saville and Holdsworth Ltd. 1993.
  Smith M., Gregg M., Andrews D. Selection and Assessment: A New Appraisal. Pitman Publishing. 1989.
  Advances in Selection and Assessment. Smith M., Robertson I.T., Eds. Wiley and Sons. 1989.
  Smith M., Robertson I.T. The Theory and Practice of Systematic Staff Selection. MacMillan. 1986.
  Toplis J., Dulewitcz V., Fletcher C. Psychological Testing: A Practical Guide. London IPM. 1989.
 
 
  ПРОГРАММА КУРСА
  "ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ"
  Составитель: канд. психол. наук, доцент Е.Б. Моргунов
  Объем: 28 часов.
  Контроль за результатами обучения: подготовка докладов, письменный экзамен.
  Цель курса: познакомить слушателей с современными теориями организационной психологии.
 
  Основные задачи курса:
  1) Рассмотреть практику управления организацией с позиций современной теории психологии.
  2) Проследить эволюцию взглядов на предмет организационной психологии.
  3) Провести логические связи между общей и организационной психологией.
 
  Содержание курса
  Тема 1. Личность и организация
  Психоанализ. Поведенческая психология. Гуманистическая психология. Теории личностных черт.
  Х- и У-теории личности. Z-теория личности.
  Личность и роль. Ролевые конфликты по Р. Кану и Д. Вольфу.
  Традиционная классификация позиций: "генератор идей", "критик", "исполнитель", "искатель компромисса".
  Позиции в организации: "связной" (Джейкобсон, Сишор, Шварц), "сторож" (К. Левин, Т. Аллен), "лидер мнения" (П. Лазарсфельд), "космополит" (Э. Роджерс). Факторы, определяющие удовлетворенность работой (Ч. Робе и др.).
  Типы сотрудников по Майерс-Бригс. Параметры: экстраверсия ? интроверсия, рациональность ? эмоциональность, стратегия ? тактика, оперативность ? теоретичность.
 
  Тема 2. Психология доверия
  Операциональное определение доверия. Клиент и контрактор. Доверие и делегирование. Делегирование без доверия. Презумпция "компетентности". Презумпция "желания". Функции контракта.
 
  Тема 3. Командообразование
  Модель "пять больших личностных черт" (Дигман, МакКрэй) в диагностике сотрудников и командообразовании.
  Модель соотношения накопленных и различных личностных черт (Дж. Пойман и др.) в командообразовании.
  Теория самокатегоризации и социальная идентификация: привлекательность группы, деперсонализация, восприятие включенности в групповые отношения, межгрупповая конкуренция (Дж. Джексон).
  Поведение, ориентированное на себя и на команду (Э. Шайн, 3. Стогдилл, К.Смит).
 
  Тема 4. Становление теорий лидерства
  Приложения теорий лидерства: житейские представления об удачливости. Формальное и неформальное лидерство. Успешное и эффективное лидерство по Б. Бассу.
  Источники стремления к лидерству (А. Адлер, Э. Фромм). Теории лидерства как отдельной личностной черты: когнитивный стиль (Струп-тест), уровень интернальности (Роттер), А- и В-типы поведения, уровень самооценки.
  Модель лидерства Р. Танненбаума и Шмидта. Четыре модели стиля лидерства по Р. Лайкерту. "Стимулирующий" и "предупреждающий" стили лидерства. Управленческая "решетка" Р. Блейка и Д. Моутон. Теория 3-D Теория лидерства Ф. Фидлера. Процедуры принятия управленческого решения по В. Вруму.
 
  Тема 5. Современные представления о лидерстве
  Многофакторный опросник лидерства (Б. Басе и Б. Эволио) и Школа управленческой практики (Г. Юкл): конкуренция и сходства.
  Независимость руководителя: плюсы и минусы (Дж. Вагнер и др.).
  Предпринимательское лидерство (Н. Никольсон): отличия от традиционных представлений.
  Умения и навыки опытного управленца (Дж. Джианг и др.).
  Приложение поведенческого подхода в менеджменте к реалиям российского рынка (Ф. Лютенс и др.).
 
  Тема 6. Теории мотивирования сотрудников
  Ценности, потребности, мотивы, эмоции. Определение мотива, мотивации и мотивирования.
  Внешняя и внутренняя мотивация. Феномен полимотивированности.
  Иерархия потребностей по А. Маслоу. Теория потребностей С. Альдерфера (Existence, Relatedness, Growth). Двухфакторная теория мотивации Герцберга.
  Теория ожидания В. Врума, Л. Портера и Е. Лоулера (усилия, ожидания, результаты I-го и II-го рода, мотивирующая сила).
  Методика мотивирования сотрудников фирмы "ЗМ".
 
  Тема 7. Общение сотрудников
  Общение с точки зрения символического интеракционизма Г. Мида. Функции общения: коммуникативная, информационная, когнитивная, эмотивная, конативная, креативная.
  Социометрическое исследование общения.
  Невербальное общение.
  Теория транзакции Э. Берна.
  Эффекты межличностного восприятия. Модель межличностных отношений Д. Кислера. Половые различия в общении.
  Понятие группы. Этапы групповой динамики. Межличностное восприятие. Феноменология межличностного восприятия. Роли в группе. Роль и личностные свойства. Модель Дж. Хоменса.
 
  Тема 8. Организационные климат и культура
  Культура и цивилизация. Эмпирическое определение организационной культуры. Корпоративная культура. Эффективность организации и культура.
  Компоненты и уровни организационной культуры: мировоззрение, ценности, нормы, поведение, символы, организационный климат, награждение и наказание.
  Методы исследования организационной культуры. Методы развития культуры.
 
  Тема 9. Самообучающиеся организации.
  Параметры самообучающейся организации (М. Педлер и др.). Различия в оргкультуре, ведущие к разной стратегии и тактике самообучаемости (Дж. Кэрролл).
  Теории микрополитики в обучении (Хойл, М. Вест).
 
  Почасовой план
 
 № Тема Форма обучения Количество часов 1 Личность и организация Лекция 2 часа 2 Психология доверия Лекция 1час 3 Командообразование Лекция 1час 4 Становление теорий лидерства Лекция 2 часа 5 Современные представления о лидерстве Лекция
  1час
  6 Теории мотивирования сотрудников Лекция, практическое занятие 2 часа
  7
  Общение сотрудников Практическое занятие 2 часа
  8
  Организационные климат и культура Лекция
  1час
  9 Самообучающиеся организации Лекция 1час 10
  Направления повышения самообучаемости Практическое занятие 1час
  Итого: 14 часов
  ЛИТЕРАТУРА
  Бауэр Р., КолларЭ., Дан В. Управление инвестиционным проектом. Опыт IBM. ? М.: ИНФРА-М, 1995. 208 с.
  Берк Д. Подготовка к собеседованию: как получить желанную работу: Учеб. пособие. ? М.:КОНЭСКО, 1994. 96 с.
  Виханский О.С. Стратегическое управление. ? М.: МГУ, 1995. 252 с.
  Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. ? М.: МГУ, 1995. 415 с.
  Волгин Н.А. Кейзы как эффективная форма обучения экономистов и менеджеров: Феномен, методика составления и использования. ? М.: РАУ, 1994.104 с.
  Волгин Н.А., Николаев С.В. Доходы работника и результативность производства: Проблемы, реалии, перспективы. ? М.: Универсум, 1994. 274 с.
  Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. ? М.: Технол. школа бизнеса, 1994. 191 с.
  Дятлов С.А. Рабочая сила в системе рыночных отношений. ? С.-Петербург: УЭФ, 1992. 116 с.
  Зуб А.Т., Смирнов С.Г. Лидерство в менеджменте. ? М.: Воскресенье, 1999. 212 с.
  Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. ? М.: Славянский диалог, 1996. 335 с.
  Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. ? М.: МГУ, 1995. 208 с.
  Кураков Л.П., Краснов А.Г. Рынок труда: Вопросы теории. Чебоксары: АН ЧР, 1995. 112 с.
  Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. ? М.: Дело, 1994.
  Мильнер Б.З. Теория организаций. ? М.: Инфра-М, 1998. 320 с.
  Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. ? М.: Бизнес-школа "Интелл-синтез", 2000. 260 с.
  Моргунов Е.Б., Ромашкевич А. Разборка по правилам. БОСС: бизнес, организация, структуры, стратегии. 1999. № 7-8. С. 58-61.
  Поляков В.А. Технология карьеры: Практ. рук. ? М.: Дело Лтд, 1995.128 с.
  Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие для вузов /В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, Н.А. Нартов и др.: Под общ. ред. В.Н. Лавриненко. ? М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1995. 160 с.
  Управленческое консультирование. В 2-х томах //Под ред. М. Кубра. ? М.: Интерэксперт, 1992.
  Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций. Методика и техника психоанализа. ? С.-Петербург: Алетейя СПб, 1997. 222 с.
  Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. ? М.: Экономика, 1988. 240 с.
  Buhanan D.A.and Huczynski A.A. Organizational Behaviour. An Introduction Text. Prentice Hall Int. 1985.
  Casey D. Managing Learning in Organizations. Buckinham. Open University Press. 1993. 102 p.
  Dictionary of Human Resources and Personnel Management. Ivanovic A. and Collin P.M., Eds. Peter Collins Publishing. 1997. 248 p.
  Flanagan H. and Spurgeon P. Public Sector Management Effectiveness. Theory and Practice in the National Health Service. Buckingham: Open University Press. 1996. 128 p.
  Hellriegel D., Slocum J.W. and Woodman R.W. Organizational Behavior.N.Y.: West Publishing Company. 1995.
  Muchinsky P.M. Psychology Applied to Work. An Introduction to Industrial and Organizational Psychology. ? NY: Brook/Cole Publishing Company. 1997. 538 p.
  Pugh D.S. and Hickson DJ. Writers on Organizations. Penguin. 1996. 218 p.
  Schein E.H. Organizational Psychology. Prentice Hall Int. 1988.
  Small Groups and Personal Change. P.B. Smith, Ed. Methuen. 1980. 262 p.
 
 
  ПРОГРАММА КУРСА
  "ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА"
  Составитель: канд. психол. наук, доцент Е.Б. Моргунов
 
  Цель курса:
  Познакомить слушателей с моделями и методами психологии труда и эргономики.
 
  Задачи курса:
  1. Освоить основные понятия психологии труда, психологии профессий и эргономики.
  2. Познакомиться с методами анализа и описания профессиональной деятельности.
  3. Освоить связь анализа работы и разработки должностных инструкций.
  4. Познакомиться с современными методами исследования и проектирования деятельности "человека-оператора".
  Объем программы: 14 часов.
  Формы обучения: лекции и практические занятия.
 
  Содержание курса
 
  Тема 1. Тейлоризм (2 часа)
  Три причины низкой производительности по Ф. Тейлору: солидарность, медлительность и отсутствие инструктажа. Принципы научной организации труда: классификация действий и операций, отбор сотрудников, материальное поощрение успехов, сотрудничество персонала, разделение труда. Понятие "урок" по Тейлору.
 
  Тема 2. Становление психологии труда (2 часа)
  Различия научной организации труда и психотехники. Направления психотехники по Г. Мюнстербергу. Проблемы хозяйственной психотехники. Три задачи психотехники: оценка профпригодности, повышение производительности труда, помощь в проявлении желательных психических эффектов.
  Профпригодность: профотбор, профконсультация, профориентация. Упражнение и кривая обучения. Субъективные и объективные параметры утомления.
  Место психологии труда среди наук о трудовой деятельности: эргономики, инженерной психологии, психологии профессий, физиологии труда, НОТ, гигиены труда.
 
  Тема 3. Методы психологии труда (2 часа)
  Методы анализа и проектирования деятельности. Опросные методы: интервью, анкета, фокус-группа. Аппаратные методы. Анализ документации. Методы анализа процессов и продуктов деятельности. Виды наблюдения. Методы анализа действий. Тестовые методы. Производственный и лабораторный эксперимент. Анализ рабочего пространства. Направления использования компьютера в исследовании.
  Профессиографический метод. Профессиограмма и психограмма.
 
  Тема 4. Функциональные состояния человека (2 часа)
  Понятие функционального состояния. Методы диагностики функциональных состояний. Функциональное состояние и шкала активации. Динамическое рассогласование. Адекватная мобилизация. Кривая работоспособности. Методы коррекции функциональных состояний.
 
  Тема 5. Описание рабочего места и должностная инструкция (2 часа)
  Алгоритмический анализ деятельности. Оценка тяжести труда. Описание и анализ работ. Анализ работ и анализ заданий. Определение задания. Непрерывные, дискретные и разветвленные задания.
  Иерархический анализ заданий. Правило Р X С.
  Представление задания в списке, блок-схеме и графике сложности.
 
  Тема 6. Классификации профессий (1 час)
  Профессии первого и второго типа. Классификация профессий С.Г. Струмилина по уровню автоматизации. Перенос центра исследований с полуавтоматизированных видов деятельности на автоматизированные.
  Профессионально важные качества.
 
  Тема 7. Основные понятия эргономики (3 часа)
  Понятие социотехнических систем. Классификация систем "человек-машина". Понятие "человек-оператор". Информационные модели и средства отображения информации. Типы информационных моделей. Компьютерный пользовательский интерфейс как информационная модель. Методы эргономического анализа пользовательских интерфейсов.
  Принципы эргономического анализа и проектирования деятельности. Понятие внешних и внутренних средств деятельности человека-оператора. Образно-концептуальная модель. Когнитивная эргономика. Информационные модели и зрительный анализ. Модели переработки информации у человека.
  Концепция П.А. Флоренского о технических устройствах как органо-проекциях человека.
  Средства исполнительной деятельности (органы управления). Модели исполнительной деятельности. Концепция построения движений НА Бернштейна. Современные модели сенсомоторной деятельности.
 
  Темы докладов на семинарских занятиях
 
  Семинар 1. Этапы становления наук о трудовой деятельности
  А) Становление дисциплины
  Б) Науки о труде и компьютерные технологии
 
  Семинар 2. Методы психологии труда
  А) Профессиография и психография
  Б) Использование контрольных карт и перечней
 
  Семинар 3. Анализ работы
  А) Методы анализа рабочего места
  Б) Алгоритмический анализ деятельности
 
  Семинар 4. Функциональные состояния человека
  А) Методы оценки функционального состояния
  Б) Методы коррекции функционального состояния
 
  Семинар 5. Эргономический анализ и проектирование
  А) Классификации внешних и внутренних средств деятельности
  Б) Процедуры проектирования деятельности человека-оператора
 
  Семинар 6. Когнитивная эргономика
  А) Методы анализа компьютерных интерфейсов
  Б) Схемы когнитивно-психологических экспериментов
 
  ЛИТЕРАТУРА
  Введение в практическую эргономику /Под ред. В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунова. ? М.: МИРЭА, 1990. 80 с.
  Дагаев А.А. Фактор НТП в современной рыночной экономике. ? М.: Наука, 1994. 205 с.
  Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование. ? М.: Логос, 2000. 490 с.
  Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. ? М.: МГУ, 1979.
  Касти Дж. Большие системы. Связность, сложность и катастрофы. Пер. с англ. ? М.: Мир, 1982. 216 с.
  Климов Е.А. Введение в психологию. Пособие для самообразования работников службы занятости. ? М.: МГУ, 1992. 158 с.
  Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. ? М.: МГУ, 1986. 120 с.
  Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. ? М.: МГУ, 1987. 208 с.
  История советской психологии труда. Тексты /Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. ? М.: МГУ, 1983. 360 с.
  Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. ? М.: МГУ, 1984.
  Лабораторный практикум по основам инженерной психологии /Под ред. Б.А. Душкова. ? М.: Высшая школа, 1983. 240 с.
  Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. ? М.: МГУ, 1987.
  Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Хрестоматия по производственной психологии. ? М., 1996.
  Лютенс Ф. Организационное поведение. ? М.: ИНФРА-М, 1999. 692 с.
  Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования /Под ред. Е.Э. Смирновой. ? Л.: ЛГУ, 1984.176 с.
  Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. ? М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000. 262 с.
  Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. ? М.: Тривола, 1994.
  Моргунов Е.Б. Компьютер как органопроекция интеллекта //Вестн. высшей школы. 1988. № 10. С. 18-24.
  Мюнстерберг Г. Психология и экономическая жизнь. ? М., 1924.
  Мюнстерберг Г. Основы психотехники. В 2-х частях. ? М., 1922-1924.
  Новая технократическая волна на Западе. Пер. с англ. /Под ред. П.С. Гуревича. ? М.: Прогресс, 1986. 452 с.
  Носкова О.Г. История психологии труда в России. ? М.: МГУ, 1997. 304 с.
  Основы инженерной психологии /Под ред. Б.М. Ломова. ? М.: Высшая школа, 1986.
  Практикум по инженерной психологии и психологии труда: Учебное пособие. Зинченко Т.П., Суходольский Г.В., Дмитриева М.А. ? Л.: ЛГУ, 1983. 208 с.
  Солсо Р. Когнитивная психология. ? М.: Тривола, 1996. 598 с.
  Тейлор Ф. Научная организация труда. ? М., 1924.
  Флоренский П.А. Органопроекция //Декоративное искусство в СССР. 1969. № 12.
  Человеческий фактор. В 6-ти томах /Под ред. Г. Салвенди. ? М.: Мир, 1990-1993.
  Kulka H. Ergonomie ? wofur? Leipzig. VEB Fachbildungverlag. 1980. 232 p.
  Laurig W. Grundzuege der Ergonomie. Beuth Verlag GmbH. Berlin, Koeln. 1982.
  Muchinsky P.M. Psychology Applied to Work. An Introduction to Industrial and Organizational Psychology. ? NY: Brook/Cole Publishing Company. 1997. 538 p.
  Pearn M, Kandola R. Job Analysis. A Practical Guide for Managers. ? L: Institute of Personnel Management. 1988. 137 p.
  Ross R.R. Intervention in Occupational Stress. 1994.
 
  ПРОГРАММА КУРСА
  "МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА"
  Составитель ? канд. пснхол. наук, доц. Е.Б. Моргунов
 
  Объем: 21 час лекции, семинары и практические занятия.
  Контроль за результатами обучения: подготовка докладов, письменный экзамен.
  Цель курса: ознакомить слушателей с технологиями и методами работы с малыми группами и с сообществами.
  Основные задачи курса:
  1) Ознакомить слушателей с интерактивными технологиями групповой работы за рубежом.
  2) Освоить методы работы с сообществами и экспертами.
  3) Познакомиться с методами работы в малых группах.
 

<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу