<< Пред. стр. 14 (из 87) След. >>
дирижер: Отто Клемперер Записи Глинки в исполнении Н. Дорлиак очень привлекательны. Думаю, она одна только и могла их так подлинно и в стиле исполнять.Увертюра "Фауст" Шумана исполнена Клемперером в замедленном темпе и тяжело (я ее мыслил иначе), но может быть это и есть верное прочтение этой музыки.
Литературная часть вечера была богата и интересна.
Этим вечером мы почтили память наших больших друзей, с которыми были связаны большую часть жизни. Париж
4/III В гостях у Артура Рубинштейна
записи
Шопен
Фантазия на две польские темы для фортепьяно с оркестром
Артур Рубинштейн
Моцарт
Трио Es dur К 498 (Н. М. V. ASD 605) Артур Рубинштейн показал записи, предпочитаемые и любимые им.
Это было очень интересно и симпатично. Впрочем, с ним всегда было очень хорошо. Это был человек позитивный, счастливый, простой, полный юмора и обаяния.
Помню его рассказы в лицах, можно было умереть от смеха, так талантливо он это делал. 195
Cecile Aronovitz - альт
Cervaise de Peyer - кларнет
Lamar Civorsan - фортепьяно
(Melos ensemble)
Бизе
Из первого действия оперы "Кармен"
Кармен: Габриэла Безанцони
дирижер: Campanini
Доницетти
Ария Неморино из оперы "Любовный напиток"
Энрико Карузо
Шопен
Мазурки (разные)
Артур Рубинштейн Его супруга Nela создала свой особенный стиль дома, простой и элегантный. Это, думаю, типично польская черта. Наши совместные разговоры были живые и остроумные. Я очень хорошо себя у них чувствовал.
Что касается этой программы, так это действительно были уникальные диски. Особенно Артур, помню, хвалил Габриэлу Безанцони (он говорил, что лучшей Кармен он в жизни не слышал, да к тому же она еще, кажется, была красавицей).
Мазурки в его исполнении, сыгранные в старой доброй концертной традиции - позитивно и без тени болезненности ... - также в этот вечер убедили меня.
В то время он почти ничего не видел, но абсолютно этим не тяготился, а наоборот это была даже тема некоторых его острот. 3/III
Студия зала Ваграм
прослушивание записи
Бетховен
Соната f moll ор. 2 № 1
Соната D dur ор. 10 № 3
С. Р.
Дворжак
Концерт g moll
С. Р.
дирижер: Карлос Клейбер Соната f moll, думаю, удача.
Соната D dur - не абсолютная удача.
Концерт Дворжака не получился так, как я бы хотел, - и Клейбер и я были несколько скованы и старательны, поэтому свежесть этого сочинения не чувствуется. Мне очень жаль, так как люблю это (сверхтрудное для фортепьяно) произведение, но ничего не поделаешь. Пластинку выпускают. 3/III
Restaurant "L'Insulaire" (латинский квартал)
по репродуктору
Чайковский
"Славянский марш"
(из кантаты "...?" b moll) Эту кантату переименовали у нас, и называлась она "Москва" (там прекрасная ария воина). А раньше она предназначалась на чье-то коронование. Славянский марш - ужасно плохая музыка. 8/III
Опера
Дворец Гарнье
Дебюсси
"Пеллеас и Мелизанда"
Фредерика фон Стаде - Мелизанда
Ричард Стилвел - Пеллеас
Габриель Бакке - Голо
дирижер: Лорин Маазель Мелизанда - Фредерика фон Стаде.
Она, и только она! Вот вам пример правильного понимания Дебюсси и Метерлинка.
Вот он, настоящий образ Мелизанды.
Всё остальное абсолютно померкло: артисты, дирижер, постановка - всё оказалось фальшивым. Пеллеас - баритон? Голо - как теперь считается главная трагическая личность в опере (какая чушь), и даже Маазель, корректно но без любви продирижировавший оперу. Режиссер Лавелли - абсолютно излишнее звено спектакля. 196
Москва
апрель
репетиция
Хиндемит
Трио № 2
скрипка - Илья Груберт альт - Юрий Башмет виолончель - Алексей Селезнев Это на редкость сложное сочинение. Его невозможно с первого раза понять. Оно безусловно триумф профессионализма, но требуется масса времени (можно уничтожить пять мешков соли), пока его действительно поймешь.
В этот раз оно осталось мною непонятым. Надо конечно учесть, что это была только репетиция, и я не уверен, что музыканты находились в состоянии музыкальной ясности. Да, господин Хиндемит задает иногда задачки! От таких задачек ум за разум зайдет... Но я абсолютно уверен в его творческой честности и нахожусь среди его самых искренних почитателей. апрель
приватная магнитофонная лента
Теофил Рихтер
Квартет F dur
Олег Каган
Александр Грицевич
Юрий Юров
Наталья Гутман Попытка исполнить и записать папин F-dur-ный квартет молодыми музыкантами, во главе с Олегом и Наташей, оказалась неудачной.
Они взяли совсем другой характер: вагнеровско-штраусовский вместо брамсо-григовского. Поэтому это получилось абсолютно неубедительно.
Надо было, чтобы я их сначала прослушал и направил на правильный путь. 2/V (Ниаз Даутов у нас)
запись
Шуман
Песни на слова Эйхендорфа ор. 39
Петер Шрейер
Норман [Шетлер]
Шопен
Первые 10 мазурок
Артур Рубинштейн
Г. Вольф
Восемь песен на слова Мэрике
(1. Der Gewesene, 2, 3 4 5 6 7 8. Verbergenheit, Abschied) Д. Фишер-Дискау С. P. Музыкальное угощение для Ниаза.
Шрейер в Шумане не оставляет желать лучшего (хотя лучше всегда возможно!).
Рубинштейн. В виде интермеццо между певцами.
Гуго Вольф.
Наша довольно удачная запись с концерта в Инсбруке (когда кто-то из публики случайно уронил палку, но это конечно вырезали).
Думается, что в этот раз это было действительно в духе Вольфа; мы достаточно работали и проникнуты доверием и дружбой друг к другу. 6/V
запись
Бах
Концерт D dur № 3
Золтан Кочиш
дирижер: Альберт Симон Специально прослушал эту прекрасную запись Кочиша, чтобы послушать концерт, который также собираюсь играть.
Слышал его раньше на скрипке (тоном выше; с моим теперешним слухом он и в фортепианной версии будет звучать в E dur-e...)
Концерт светлый, добрый, подымающий 197
настроение, и думаю, что его очень приятно играть. 7/V утро
запись
Бах
Концерт A dur № 4
Золтан Кочиш
дирижер: Альберт Симон Утро в A dur-e.
Когда слушаю Золтана Кочиша, всегда остаюсь удовлетворенным и ничего не хочется высказывать. Он принимаем как факт. 8/V утро
запись
Бах
Концерт f moll № 5
Золтан Кочиш
дирижер: Альберт Симон Не очень "добрый" концерт. Он хоть и маленький, но слегка "кусается". Я его играл впервые на первых "Fetes" в Турэни ужасно. Потом сыграл на бис - прилично. 9/V утро
запись
Бах
Концерт g moll № 7
Золтан Кочиш
дирижер: Альберт Симон Очень на слуху этот концерт на скрипке, но как хорошо, что его можно играть и на рояле. Он у меня поставлен в мой план. 9/V (День победы) Памяти Бенджамина Бриттена
запись
Бриттен
"Curlew river" ("Река караваек")
Безумная - Питер Пирс Впервые слушал этот шедевр Бриттена на втором его представлении в Орфорде (Суффолк) и навсегда в него влюбился. Потом уже я побывал в театре. Но в Токио я понял, откуда у композитора вся инспирация к этой мистерии.
Дойдет ли со временем это сочинение до широкой публики?
Хотелось бы... 12/V
запись
Бетховен
Соната A dur op. 101
С. Р. (Нью-Йорк)
Мендельсон
Серьезные вариации ор. 54
С. Р. (Бруклин)
12/V (вечером)
запись
Лист
Соната h moll
С. Р. (Альдебург)
присутствующие: Странное явление - эти впечатления после прослушивания собственных записей. Первый раз они кажутся неудачными и окончательно портят мне настроение. Потом вдруг (через три года) - о, это совсем не так плохо. Так было (и вероятно будет) всегда с механическими записями. У них тоже каждый раз меняется настроение, и они разно действуют (может быть, иногда они больны, теперь ведь и предметы заболевают).
В этот раз я был недоволен этими тремя сочинениями, и я наверное прав. Слушатели же (всегда) утверждают обратное.
Ну и пойди разберись... где правда. 198
И. В. Воеводская
Д. М. Краснопевцев 13/V 6 часов
Теофил Рихтер
пять песен:
1. "Der Schmied"
2. "Die Beiden"
3. "Um Mitternacht"
4. "Von ungefahr"
5. "Am sussen lila Kleefeld vorbei..."
Алла Аблабердыева
С. Р.
присутствующие:
Дмитрий Краснопевцев
Лев Наумов
Ирина Наумова
Ирина Воеводская
Жак Лейзер
Нина Дорлиак
Алла Аблабердыева
С. Р. Алла Аблабердыева - ученица Нины - выучила папины романсы и мило спела их.
Всем они искренне понравились, так как в них и чистота, чувство (в рамках венской старой школы: папа учился у Фукса и Фишхофа) формы и безусловно настоящее дарование. Также свежесть и самобытность.
Спасибо! 18/VI
Hohenems
Hof des Palastes
Шуберт
1. "Zur guten Nacht" (Rochlitz) D 903
(для баритона и мужского хора)
Hermann Prey
2. "Der Gondelfahrer (Mayhofer) D.
809 (fur Mannerchor und Klavier) Хоэнэмс - место фестиваля, на котором исполняются исключительно только сочинения Шуберта.
Это прекрасный дворец, и двор его служит концертным залом (в случае дождя появляется прозрачный потолок и публика остается на местах). Есть еще и небольшой очень красивый рыцарский зал, где также происходят концерты.
Все способствует здесь особому настроению, подходящему к Шуберту. 19/VI
Pfarrkirche St Karl Borromans
Шуберт
Симфония № 7 (неоконченная) h moll
Симфония № 8 С dur
дирижер: Karl Bohm Бём. Два самых выдающихся сочинения Шуберта - они пользуются всеобщей любовью. Это был полноценный музыкальный вечер - слушатель получил духовный музыкальный дар и чувствовал себя счастливым. И опять-таки это был ритуал в честь Франца Шуберта. 22/VI
Hof des Palastes
Шуберт
Квартет Es dur D 87
Quartettsatz с moll D 703
Квинтет С dur D 956 Квартетные вечера для меня всегда несколько трудны, и может быть "Amadeus Quartett" меня не до конца устраивает. Однако концерт безусловно был удачным, и я "все-таки" получил удовольствие, а публика ликовала. 199
Amadeus Quartett und William Pleeth
(две виолончели) Typ
24/VI
Амбар Мэле
Шуберт
Квартет № 14 d moll D 810
("Девушка и смерть")
Квинтет С dur ор. 163 D 956
Melosquartett u Klaus Storek (виолончель) Квартет d moll Шуберта считается одним из его лучших сочинений и в особенности из-за второй части. Я согласен с этим.
Квинтет С dur ор. 163 мне конечно симпатичнее - я ведь всегда больше тяготею к мажору (хотя сочинения в мажоре почти всегда гораздо труднее). 25/VI
Амбар Мэле
Шуберт
Соната a moll ор. 143 D 784
Фантазия (Wandere) С dur ор. 15
Соната A dur opus posth. D 959
Маурицио Поллини Начало а moll-ной сонаты мне показалось очень удачным и проникновенным, и я приготовился получить музыкальное удовольствие, но со второй части всё стало как-то одинаково; то же скажу о фантазии и сонате A dur. Поллини играет Шуберта, как будто это написал Прокофьев или другой композитор двадцатого века. 26/VI
Амбар Мэле
Шуберт
"Die schone Mullerin" D 795
Peter Schreier
Yrwin Gage Прекрасно пел в этот вечер Шрейер, и я был вполне удовлетворен его шубертовским стилем и чувством. Но "Der M-ller und der Bach" и последняя колыбельная ручья меня не убедили. В репликах ручья было слишком много человечного, а ведь должно быть странно и пронизано мертвенным холодом - ирреально.
Николетт ле Шевалье объявила во всеуслышание: "Это не Шуберт. Вот Поллини это настоящий Шуберт"! Глупая французская манера быть оригинальной. 3/VII
Амбар Мэле
Шуберт
"Wohin", "Erlafsee", "Meerestille", "Auf dem Wasser zu singen", "Am Strome", "Des Baches Wiegendlied", "Am See" u m. д.
Elizabeth Soderstrom
Paul Hamburger "Приветствую вас в амбаре" была фраза, сказанная певицей (впервые выступавшей в Турэни) входящей публике. Почему-то для шубертовской программы она одела платье с громадной <аппликацией> бабочки на спине. И пела она плохо, недоработано - прямо сказать, это был провал (говорят, она потом плакала).
Что касается пианиста, то лучше бы он продавал сосиски в ночных [??Stuben]. И также hamburger-ы. Мы ушли со второго отделения с недоуменной т. Мэри ("Объясни мне, Светик, почему это плохо?") и Ниной. 200
Мюнхен
23/VII
Cuvillies Theater
Моцарт
"Титус" (La clemanza di Tito")
Бригитта Фассбендер
Вернер Хольвег
Эдда Мозер
Лилиан Сукис
дирижер: Reynald Giavaninetti Впервые слушал эту оперу. Очень стильный хороший спектакль. В особенности Фассбендер, также Сукис; Эдда Мозер несколько манерна и не вызвала симпатии.
Постановка подобающая, а потом красота самого зала Cuvillies Theater поражает. 27/VII
Nationaltheater
Рихард Штраус
"Арабелла"
Юлия Варади
Дитер Фишер-Дискау
Лючия Попп и др.
дирижер: Wolfgang Sawalisch Исполнение, постановка, певцы, всё соответствовало громадному успеху этой очень излюбленной оперы Рихарда Штрауса. Юлия Варади заметно выросла и стала большой певицей. Фишер-Дискау создал блестящий образ. Лучшего желать не надо. Но...
Как же мне не понравилась сама опера, и сюжетом (с этим глупым стаканом воды в конце), болтливою неоригинальною музыкой... А это вот и нравится обывателям. 29/VII
Студия
прослушивание тонфильма (Eurodisc)
Шопен
Четыре скерцо
С. Р. Мою запись четырех скерцо Шопена единодушно приняли.
Записывал я их в совсем незнакомом мне районе Мюнхена и в перерывах гулял, изучая местность. Мой тонмейстер был Herr Stracke (эдакий бонвиван), с которым было приятно. И запись оказалась приличной.
P. S. Как на чей вкус. 30/VII
Altes Residenztheater (Cuvillies Theater)
Моцарт
"Идоменей"
Оливия Станн
Лилиан Сукис
Герман Винклер
дирижер: Вольфганг Савалиш Очень сильное музыкальное впечатление (это не то, что было в Зальцбурге). Чувствовалась продуманность всех музыкальных и постановочных деталей.
Савалиш показал себя с лучшей стороны. Декорация с тритонами вверху впечатляет, ну а сама опера, думаю, по смелости и силе не уступит даже "Дон-Жуану"... Она новаторская. Мюр (Швейцария)
14-15/VII (в доме Лулу Ломбард)
по радиопередаче
Феруччио Бузони
"Die Brautwahl"
(для симфонического оркестра)
пластинка Симфоническая поэма Бузони полна очень интересной музыки, и я честно этого не ожидал. Это всё же настоящий композитор (уровня Корнелиуса, Гумпердинка, Метнера, Пуленка - конечно не по сходству музыки), и достойный настоящего уважения.
Мой II Рахманинова прослушал с большим 201
Рахманинов
Концерт с moll № 2
С. Р. и Ст. Вислоцкий удовольствием; думаю, что в нем многое получилось и есть настоящий масштаб. Виртуозно он меня тоже устроил (вот что значит давно не слушать свою старую запись). Люцерн
9/VII Отель Континенталь
запись
Григ
Концерт a moll
(запись во время концерта)
С. Р.
Паво Берглунд Григовский концерт я очень люблю и всегда любил. Люблю его за суровость, мужественность, холодное, свежее веяние северного ветра, за птицу (большую зеленую) в начале фортепианной партии II части, поющую на высокой сосне, за полное отсутствие слащавости и за оригинальность. Зальцбург
июль
кино
Моцарт
"Die Zauberflote" (Волшебная флейта)
Фильм Ингмара Бергмана Фильм произвел на меня отрицательное впечатление. Во-первых, сами исполнители оставляли желать лучшего. Во-вторых, стиль постановки меня совсем не устроил - он не был слишком оригинален, но как бы старался быть таковым. Большого впечатления не вызвал - а вот что самое плохое - это была увертюра. Под эту празднично гениальную музыку мы должны были смотреть на физиономии в публике, на редкость противные и некрасивые. Зачем это было делать? Полное безобразие!! 1/VIII
Люцерн, Kunsthaus
Малер
Симфония № 6 a moll
Berliner Philharmoniker
Herbert von Karajan Просидел всю симфонию, и ничего во мне не дрогнуло. Это было лишено абсолютно всякого чувства, об трагичности не было и речи. Холод - один холод... Оркестр играл безупречно, думаю, лучше нельзя, и всё равно - ничего не было.
Подошел a-moll-ный конец, и наконец последний аккорд ff. И тут казалось, что зал рухнет, так это было сильно и по-настоящему. Успех обеспечен (причина - последний такт). Москва
октябрь
телевизионная передача
Шопен
Полонез-фантазия
Два вальса (F dur, Des dur)
Четыре мазурки (cis moll, С dur, F dur, a moll)
Этюд cis moll ор. 25
Скерцо E dur № 4
C. P. Эту группу шопеновских сочинений впоследствии наименовали "Шопенианой Рихтера" - считаю это название верхом банальности, но у нас этот верх банальности в фаворе!..
Запись (в телевизор не советую глядеть) в целом приличная, особенных погрешностей нет, есть даже маленькие удачи, так что юридических прав на протесты с моей стороны не дает. Ist es aber wirklich wunderschon? Действительно ли это было хорошо?> 202
Париж
ноябрь (Памяти М. Каллас у доктора Ренэ Марто)
запись
Беллини
"Caste Diva" из оперы "Норма"
Верди
Дуэт и ария из I акта оперы "Риголетто" У Ренэ, в его роскошной квартире с видом на Дом инвалидов, и случайно (между прочим) мы прослушали эти чудные записи.
Про Каллас все слова слабы, чтобы выразить впечатление от ее несравненного пения.
Можно сказать только одно: что это граничит с чудом и что она всегда неожиданность; я никогда например не ожидал от нее такой Джильды. Говорят, что это была ее лучшая партия. Теперь мы можем слушать, благодаря технике, развалясь в кресле и попивая виски, эту неповторимую диву. Не странно ли это? ноябрь (у Ренэ Марто)
запись
Дворжак
Концерт g moll (для фортепьяно)
С. Р. и Карлос Kлейбер Ну и еще раз полуразочарование.
Нет, это не так, как должно было бы быть! И Карлос что-то там намудрил, и я зажался. Потому и нету этой дворжаковской простоты и прелести.
Помню, как долго я учил этот концерт (почти три года), а например Второй Бартока выучил за два месяца и без особенного труда. Это было на Оке в деревянном крошечном домике на самом берегу. Вокруг один из самых прекрасных русских пейзажей, когда-либо виденных мною. Страсбург
16/XII (во время вручения докторских степеней)
Университет
Jacques Martin Hotetterre (1680-1761)
Сюита f moll
Pierre Philidor (1681-1731)
Сюита g moll
Гендель
Соната d moll