<< Пред. стр. 15 (из 87) След. >>
Jean-Francois Alizon (флейта)John Whitelaw (clavecin)
Pere Ros (viole de gambe) Пришлось подвергнуться переодеванию, пройти сколько шагов сначала в одну сторону, потом в другую и прослушать речи на незнакомых языках. А музыку было в этой обстановке трудно слушать - она не задержалась у меня в голове, несмотря на то, что как будто была хорошо исполнена.
Потом всякие поздравления, надо было улыбаться, и чувствуешь себя в весьма глупом положении.
Как приятно было потом выйти на светлые страсбургские бульвары. Москва
декабрь (Рождество, визит Франсиса Ван де Вельде)
запись
Дворжак
Концерт g moll
(для фортепьяно и оркестра)
С. Р. и Карлос Клейбер
(Затем показ слайдов: Москва, Kусково, Тур-[??] и Венеция) Вечер для развлечения гостя.
Опять дворжаковский концерт с Клейбером (не самое большое удовольствие - для меня во всяком случае). И как жалко, столько хорошей музыки и столько удавшихся деталей, а в целом не то. Почему такая несправедливость - из-за каких причин (настроение, неподготовленность или еще что-нибудь)? Вот они, загадки артистических удач и неудач. Здесь предугадать ничего невозможно. Мы во власти... "фатума", притаившегося за нотами и пультами музыкантов. 203
1978 январь
телевизионная передача из театра "La Scala" Милан
Верди
"Дон Карлос"
Король Филипп - Нестеренко
Королева Елизавета - Маргарет
Прейс
Дон Карлос - Плачидо Доминго
Эболи - E. Образцова
Маркиз Поза - ...
дирижер: Клаудио Аббадо Это было очень хорошее исполнение.
Во-первых: Аббадо - уверенно, честно и масштабно. Нестеренко - очень интеллигентно. Прейс - очень понравилась (внешность, к сожалению, не очень подходит). Образцова - как всегда вульгарна, но в общем всегда шикарна. Постановка - это уже совсем современно - всё надо испортить и всё время надо мешать музыке. На заднем плане что-то проносят (например гроб - почему-то!..), и слушателю трудно сосредоточиться. Когда наконец это безобразие закончится?!? 31/I К 118-летию со дня рождения
Чехова
Чтение:
Горький: "О Чехове" (Д. Журавлев)
Рассказ "На подводе" (Тамара Дударева)
запись
Рахманинов
Прелюдия f is moll ор. 23 № 1
С. Р.
Чтение:
Рассказ "Свирель" (Д. Журавлев)
Рассказ "На святках" (Д. Журавлев)
запись
Болгарские и русские церковные песнопения
Чесноков: "Жертва вечерняя"
Зиновиев: "Тебе поем"
Кочетов: "Блажен муж"
Д. Христов: "Хвалите имя господне"
[Динев]: "Разбойника благоразумного"
Борис Христов и хор У нас установилась традиция устраивать знаменательные даты чтения и прослушивания музыки. Особенно мы чтили Пушкина, Чехова, Пастернака, Блока, так как их читали Дмитрий Журавлев, его дочь Наташа, Тамара Данииловна Дударева.
Это были особенные и запоминающиеся вечера, это было хорошее время, когда можно было окунуться в искусство.
Прелюдия fis moll Сергея Васильевича грустное, очень поэтичное сочинение (может, она даже самая лучшая, по мнению Г. Нейгауза). В ней чувствуется свежесть русского вечера, может быть около пруда, от которого подымается туман. Она в левитанском ключе.
Борис Христов с хором в русских церковных песнопениях доставил нам большое удовольствие своим религиозным проникновением. 1978
4/II Музыкальный вечер
запись
Шуман
Симфония № 3 Es dur ор. 97 ("Рейнская")
I раз: дирижер - Elianu Ynbal
II раз: дирижер - Otto Klemperer
(оркестр New Philarmonia)
Присутствующие:
E. Лелина
Дмитрий Краснопевцев
Л. Краснопевцева
E. Леонская
А. Чекметова (она же А. Аблабердыева)
Н. Дорлиак
С. Р. Симфонию я эту плохо знаю, хотя раза три слышал в концерте. Среднюю часть помню как исполнял Шарль Мюнш на bis - это было замечательно, оркестр у него играл это как камерное сочинение.
Шумана симфонического, думаю, следует играть выверенно и ясно, как струнные квартеты, тогда он очень выиграет. Конечно, это требует двойной, если не тройной работы. Очень интересно было прослушать "Рейнскую" в исполнениях двух совершенно разных дирижеров. Каждый был убедителен в своем роде.
Запомнилось красивое лицо Димы Краснопевцева, выражающее внимание и старание постигнуть музыку... 204
22/XII (утром)
запись
Гайдн
Симфония f moll ("La Passione") № 49
дирижер: Карло Цекки Может, это и не из самых гениальных сочинений Гайдна, но определенно из сочинений, которые надо слушать.
Вот где хлеб насущный для нашего слуха и нашей музыкальности. Слушать, и не раз; привыкать любить и ценить, и тогда ведь не будет скучно (чего многие боятся), а будет спокойно на душе. (Мой скромный совет.) 22/XII (вечер)
музыкальный жребий перед "игрой"
запись
Дебюсси
Прелюдии (первый том)
Бенедетти Микеланджели
Слушали:
Н. Дорлиак
Нетта Гаврилова
Нина Гаврилова
Игорь Гаврилов
Андрей Гаврилов
Т. Коваленко
Г. Писаренко
И. Воеводская
А. Мищевский
С. Р. И вот опять это полное совершенство, только без атмосферы и (по-моему) без абсолютно необходимого в этих прелюдиях шарма. Однако завидно точное исполнение текста. Он настоящий перфекционист. Думаю, что эта его одержимость и также максимальная требовательность в отношении инструмента всё же мешает настоящему полету фантазии и настоящей влюбленности в сочинения, которые он так совершенно исполняет. Нет "вдохновения" - может это понятие вообще ушло из нашей современности. А жаль. Но... победителя не судят. 23/XI1
Вечер, посвященный памяти Сергея Сергеевича Прокофьева (25 лет со дня смерти)
запись
Гайдн
Симфония f moll ("La Passione") № 49
дирижер: Карло Цекки
Прокофьев
Десять пьес из балета "Ромео и Джульетта" исполнитель: Андрей Гаврилов
запись
Прокофьев
Первая соната для скрипки и фортепьяно f moll
Давид Ойстрах и С. Р.
Слушали:
Нетта Гаврилова
Хидека
Сильвия Нейгауз
Ирина Воеводская
Евгения Лелина
Татьяна Коваленко
Дмитрий Дорлиак Я знаю, что Прокофьев чрезвычайно ценил Гайдна - это был, можно сказать, его любимый композитор. Могу сказать про себя то же самое (конечно не самый любимый, но один из самых любимых).
Вот мы и слушали сегодня эту минорно-серьезную симфонию.
Андрей играл пьесы из "Ромео" - как всегда блестяще в смысле виртуозности и достаточно самоуверенно.
Затем была пластинка первой скрипичной сонаты (Давид Ойстрах и я). Я слышал эту сонату, когда Ойстрах и Оборин ее впервые преподнесли публике (Малый зал консерватории), и она на меня произвела громадное впечатление, стала одним из самых любимых сочинений Прокофьева, и наряду со вторым фортепьянным концертом она трагическая соната. Первая часть ее исконно русская и в конце почти похоронная. Вторая чрезмерно смелая с восхитительно торжествующей оригинальнейшей темой. Третья - таинственный ноктюрн и последняя - которая переполнена энергией, а в конце опять 205
Валентина Журавлева
Дмитрий Журавлев
Лиля Краснопевцева
Дмитрий Краснопевцев
Нина Дорлиак
Андрей Гаврилов
С. Р. реминисценция из первой части - завывание ветра и "dommage".
Посвящена Ойстраху к 60-летию. 24/XII Рождественский сочельник
запись
Бах
"Weinachtsoratorium" I и II часть
Agnes Giebel Marga Hoffgen
Josef Traxel, Dietrich Fischer-Dieskau
дирижер: Kurt Thomas
Слушали:
Сильвия Нейгауз И. Наумова
Д. Терехов И. Антонова
Т. Дударева E. Лелина
Д. Журавлев Н. Дорлиак
В. Журавлева С. Р.
Л. Наумов
25/XII Рождественский сочельник
запись
Бах
"Weinachtsoratorium" III, IV, V u VI часть
Agnes Giebel, Marga Hoffgen
Josef Traxel, Dietrich Fischer-Dieskau
дирижер: Kurt Thomas
Слушали:
И. Антонова Г. Писаренко
Сильвия Нейгауз А. Аблабердыева
Т. Дударева А. Ардаков
Д. Терехов E. Лелина
Д. Журавлев Н. Дорлиак
В. Журавлева С. Р.
Традиция слушать Рождественскую ораторию на Рождество установилась еще с пребывания на улице Левитана (под гудки паровозов), и все эту традицию полюбили. В энный раз мы слушали эту пластинку, и по-моему наши друзья уже выучили наизусть музыку оратории. Я, кажется, тоже. Спасибо артистам, исполнившим ее. 1979
1979 Париж
январь (у доктора Ренэ Марто)
запись
Шуберт
Избранные пьесы
Д. Фишер-Дискау и С. Р.
(запись с Турэнского фестиваля) У доктора (которого я когда-то "окрестил" [?]), в его роскошной квартире против Дома Инвалидов. Всё к его услугам. Искусство также. Он распределяет его по своему плану, он посещает оперы, концерты... Дом его украшают современные картины (Дюбуффе, Шафран, даже Фальк). Это его право, которым он весьма гордится и перед другими подчеркивает - что мне не совсем симпатично. В этот раз к нашим услугам был предложен (с моего согласия) Шуберт. Запись качественная, но не слишком любимая мною. Почему? Не знаю. 206
Токио
февраль
Зал Энечкей
Гайдн
Симфония В dur № 102
Дворжак
Концерт для виолончели с оркестром h moll
Пьер Фурнье
Шуман
Симфония № 3 Es dur (Рейнская)
дирижер: Фердинанд Лейтнер С большим удовольствием, заставившим меня забыть про мое утомление, прослушал концерт этого немолодого, лучшей немецкой традиции дирижера, с которым в эти же дни исполнял второй концерт Брамса в полном консонансе с ним.
Гайдн и Мендельсон [?] оставили весьма благоприятное впечатление; что же касается Фурнье (у которого после смерти Лиды новая жена японка), то это было гораздо труднее слушать; но конечно я и Нина его сердечно поздравляли. Лондон
апрель
Ковент-Гарден
Верди
"Дон Карлос"
дирижер: Колин Дейвис
Филипп II - Борис Христов Была забастовка сценических рабочих, и половина спектакля шла без декораций, что оказалось очень даже красиво и в хорошем вкусе.
Исполнение же было очень высоким, и в особенности Борис Христов - конечно лучший из всех Филиппов, которых мне привелось слышать. Его голос абсолютно не ослабел, а что касается сценического перевоплощения, то нельзя желать лучшего. апрель
в машине Лилиан Хоххаузер
Скрябин
Девятая соната
С. Р.
(запись из Ольдборо) Конечно, это было полуслышно и все скрябинские тонкости пропадали, но настроение иногда проскальзывало. Для меня любимая соната Скрябина. Единственная в своем роде. Париж
май
Опера
Равель
"Дитя и колдовство"
Стравинский
"Царь Эдип"
дирижер: Озава
режиссер: Лавелли Всё очень противоречиво и в конечном счете - поверхностно.
Не понравилось.
Озава обладает всем возможным, чтобы блистать, и злоупотребляет этим. Лавелли, как все современные оперные режиссеры, старается поразить своими выдумками, которые только портят впечатление от исполняемого произведения. Москва
июнь
запись
Шуберт
Неоконченная соната С dur D-840
С. Р. Эту сонату я впервые играл в мой первый приезд в Париж, вместе с большой сонатой В dur, и парижане с настоящим восторгом приняли это выступление. Это был концерт в Пале де Шайо.
С тех пор (пока что) парижане, по-моему, любят меня - это не то, что первое посещение Вены, Лондона или Костромы (в 1943-ем 207
году, где публика была шокирована, что пианист такой молодой, и абсолютно не приняла мой действительно очень удачный концерт из произведений Шопена).
Варшава
июнь (у Люси Константиновны Добош)
запись
Бетховен
Соната f moll ор. 2 №1
С. Р.
Люся Константиновна, милейшая дама волынского происхождения, неоднократно сопровождавшая меня в Польше и обладающая наивностью почти детской, сказывающейся в ее неожиданных признаниях ("у птиц интересные обычаи" или "Я еще сырая"), и часто смешившей нас. Она после исполнения камерного концерта Берга объявила в артистической: "А я все-таки остаюсь сторонницей Бетховена".
Она ею действительно была и, чтобы как-то "убедить" меня, поставила пластинку первой сонаты, которая в этот раз мне действительно понравилась.
Помню, что она совсем не легко далась мне и что я долго мучился на ней; она ведь довольно моцартовская.
Марсильи сюр Монне
30-ого июня
реситаль
Гендель
Сюита №1 A dur
Сюита № 4 e moll
Сюита № 6 fis moll
Сюита № 7 g moll
8 июня
Гендель
Сюита № 10 d moll
Сюита № 15 d moll
Сюита № 13 В dur
Сюита № 11 d moll
bis: Фугетта D dur и ария
исполнитель: Андрей Гаврилов Сегодня (30-го июня и 8 июля) впервые на концертной эстраде я перелистываю Андрею ноты (как в моих концертах он это тоже делает). Небольшой шато совершенно очарователен (его нашел или Пьер Буаль, или Поль-Луи де Шевалье, которого в этом году мы видели уже в последний раз). Зал небольшой, но очень стильный, с камином. Концерты происходят днем. Шааф снимает фильм, который впоследствии оказался не слишком интересный (он всё время настаивал, чтобы мы переменили программы и играли бы Шуберта (?!). Конечно все турэнцы, а еще Хидека (молоденькая японка, ученица Нетты Гавриловой), одна из девочек Андрея (а их много). Концерты проходят не плохо (для первого раза). Их записывают (фирма "EMI"). Андрей вполне оправдал мои надежды - и грает строго и в стиле (в одной из сюит уж слишком скрежещет в ff), a в другой вспоминает фильм "Берри Линдон" по Теккерею - это ему помогает играть сарабанду в серьезно-грустном плане.
После концертов надо было дописывать (это значит еще раз играть всё для пластинки), и тут Андрей мне очень помог. Он принес бутылку коньяка и, сидя рядом, создавал хорошее настроение.