<< Пред. стр. 16 (из 87) След. >>
208
Это качество у него есть (оно есть и у моего давнишнего друга Кристиана), и он несколько раз его демонстрировал, например, в качестве "мажордома" на нашем балу в ноябре 1978-го года. Талант! Париж
июль (у Артура Рубинштейна)
запись
Шуман
1. Крейслериана
2. Фантазия С dur
исполнитель: Артур Рубинштейн Это более чем странно! Этот визит абсолютно вылетел у меня из головы.
Я ровно ничего не помню, а уверен, что это было интересно и значительно. Плохие признаки... июль
Студия "Shant du monde"
(Прослушивание японских записей)
Шуман
"Fantasiestucke"
("Вечер", "Порыв", "Зачем", "Ночью", "Сновидения", "Конец песни") Новелетты (№ 2 D dur, № 4 D dur, № 8 fis moll)
Шопен
13 избранных прелюдий
Баллада As dur № 3
Баллада f moll № 4
исполнитель: С. Р. Шумановские Fantasiestucke я играю, можно сказать, почти с одесского времени и особенно влюблен в "Des Abends", который предвосхищает манеру Дебюсси. Из новелетт великолепна вторая в D dur с восхитительной серединой.
О Шопене нечего говорить, он сам уже всё сказал. Думаю, что исполнение сразу всех прелюдий (24) не следует рекомендовать, так как это слишком уж большая "роскошь" и получается, что из-за высочайшего качества количество обесценивает прекрасную музыку. Я не согласен, что это цикл. Баллады давно в моем репертуаре. Четвертой я кончал мой первый концерт в инженерном клубе в Одессе и также поступал в Московскую консерваторию. К сожалению, она раньше у меня лучше получалась (из-за молодости, что ли?). Мюнхен
август
Bayerische Staatsoper
Дебюсси
"Пеллеас и Мелизанда" Ну спасибо!!! Такого ужаса я действительно не ожидал. За такую постановку (знаменитый и талантливый Поннель) надо дать затрещину режиссеру или плюнуть ему в лицо, и это без преувеличений.
Начало: стоящий у дерева спиной к публике Пеллеас, а в спине вонзен нож и большая струя крови (я хотел тут же уйти, но сидел в середине ряда и нельзя было выйти из-за сидящей публики). (Потом меня уговорили остаться.)
Мелисанда все время в постели, бредит - бредит она на сюжет Метерлинка; часто появляются еще 4 Мелисанды, они крутятся в хороводе. Голо, конечно, главная персона трагедии!? 209
А музыка??? Ее невозможно вообще было слушать из-за того безобразия, которое творилось на сцене.
[неразборчиво]
... Так сказала Елена Сергеевна после [немой картины??] "у позорного столба" с молодой Натой Вачнадзе, на которую я ее повел в театр [повторного фильма], напротив ее окон. Bayerische Staatsoper
Вагнер
"Die Meistersinger von Nurnberg"
D. Fischer-Dieskau
Peter Schreier
Julia Varady
u др.
дирижер: Савалиш Не ожидал, что Савалиш сравнительно неплохо продирижирует "Мейстерзингеров". Постановка неплохая, но не очень интересная. Материал декорации - светлое новое дерево. "Kammersanger" как всегда чрезвычайный, но это не его партия; к концу не хватило сил. Юлия на высоте, хотя для [??] немножко резко звучала. Schreier - присутствовала Elizabeth Schwarzkopf и молвила: "Das ist ein gro?er Luxus - Schreier als David zu erleben" <Это огромное счастье - слышать Шрейера в роли Давида >. август
телевизионная передача
Барток
Концерт для оркестра
дирижер: Эрих Лейнсдорф Лейнсдорф на этот раз произвел хорошее впечатление (в противовес нашей американской встрече со вторым Брамса).
Телепередача была интересно срежиссирована (показ отдельных инструментов в зависимости от текста партитуры). Это даже не помешало музыке.
Как мне нравится это последнее сочинение Бартока; меньше нравится финал - какое-то "бегство в Америку", наподобие третьей части I концерта Рахманинова во второй редакции. Бегство без возврата. Москва
24/IX
Институт имени Гнесиных
Шостакович
Квартет № 8 с moll op. 110 (памяти
жертв фашизма и войны)
Квартет № 1 С dur op. 49
Квартет № 15 es moll op. 144
Квартет имени Бородина
(Михаил Копельман, Андрей Абршенков, Дмитрий Шебалин, Валентин Берлинский) Одесса. Между "волком и собакой" перед входом в Одесский оперный театр. Фонари еще не зажглись. Почти сталкиваюсь с молодым человеком маленького роста, ненароком взглянувшего на меня очень странными, почти белыми глазами, отчего мне становится жутковато, и я иду дальше по Гаванной. В то давнее время был издан клавир "Екатерины Измайловой", и спустя некоторое время я сообразил, глядя на фотографию, что встречался в сумерках с Шостаковичем. 210
Вслед за этим случилось еще много фатального, касающегося этой оперы, ее автора и косвенно меня. Я в некоторой степени оказался также причиной знаменитой статьи "Сумбур вместо музыки". Это абсолютный факт. Помню, что клавир оперы отвратительно пахнул каким-то клеем...
Вот первое мое впечатление от личной встречи с композитором, с которым потом было связано много прекрасного и сочинения которого, сначала вызывавшие у меня протест, я абсолютно оценил и думаю, что понял. Его восьмая симфония, трио и цикл "Еврейских песен" для меня самые яркие и гениальные страницы музыки нашего века. 10/X 15 лет со дня смерти Генриха Густавовича Нейгауза
запись
Лист
Реквием
Венгерский хор
дирижер: Янош Ференчик
Слушали:
Сильвия Нейгауз
Мила Нейгауз
Володя (сын Милы)
Вера Прохорова
Александр Слободяник
Зоя Томашевская
Валентина Журавлева
Дмитрий Журавлев
Нина Дорлиак
С. Р. Совершенно особенное сочинение Листа.
Здесь он главным образом использует хор a capella и вероятно по образцу музыки Раlestrina.
Очень проникновенно и религиозно, в какой-то степени оригинально. Остается надолго в памяти.
Ференчик, которого я очень любил как музыканта и как друга, серьезно и строго исполняет этот венгерский реквием. С Ференчиком связано много музыкальных впечатлений - концерт для оркестра Бартока; второй фортепьянный я впервые играл также с ним, "Фиделио", "Замок Синей Бороды", "Питер Граймс" [далее неразборчиво]. 19/Х Памяти Генриха Нейгауза
запись
Брамс
"Ein deutsches Requiem" op. 45
дирижер: Вольфганг Савалиш
солисты: Франц Красе
Вильма Липп
Слушали:
Сильвия Нейгауз
Мила Нейгауз
Лев Наумов
Ира Наумова
Кира Алемасова
Дмитрий Краснопевцев
Лиля Краснопевцева
Виталий Виленкин
Ирина Антонова Праздник и урок по этому произведению (для меня по крайней мере). Я, конечно, недостаточно хорошо его знаю и поэтому хочу проникнуть и вникнуть. Ну а для других тоже полезно (возможно, что и приятно).
Сочинение это полно богатства, и чем больше его слушаешь, тем больше его понимаешь и любишь. Исполнение под палочкой Савалиша думаю, что не лучшее, но приличное, поэтому завтра предстоит другое.
Думаю, что Генрих Густавович приветствовал бы эти два вечера. 211
Владимир Леонович
Александр Слободяник
Наташа Слободяник
Элла Селькина
Евгения Лелина
Нина Дорлиак
и С. Р. 23/Х
Большой театр СССР
Чайковский
"Спящая красавица"
дирижер: А. Копылов
Аврора - E. Максимова
Дезире - В. Васильев Музыку этого балета я очень люблю. Она подтверждает мнение и отношение Стравинского к Чайковскому.
Это, пожалуй, мой любимый балет. Конечно, искусство балета не в состоянии передать то, что есть в музыке, и я каждый раз удивляюсь несовершенству этого искусства. На сцене всегда масса раздражающих промахов (к примеру: пробуждение Авроры - это ведь шок, а видишь какой-то вялый кисель). 24/Х
запись
Равель
"Цыганка" (концертная рапсодия)
Олег Каган
дирижер: Максим Шостакович
Слушали:
Н. Дорлиак
О. Каган
С. Р. Каждый раз прихожу в восторг от этой миниатюры. Но не успеешь "развесить уши", как она уже окончилась. Последние же такты (наконец с оркестром) доставляют прямо-таки физическое наслаждение. 27/Х Памяти Генриха Густавовича
Нейгауза
запись
Вагнер
"Тристан и Изольда" I действие
Кирстен Флагштадт
Людвиг Зюдхаус
Бланш Тебом
Дитер Фишер-Дискау
Юзеф Грейндль
дирижер: Вильгельм Фуртвенглер
Слушали:
Сильвия Нейгауз
Мила Нейгауз
Володя (сын Милы)
Лев Наумов
Ира Наумова
Андрей Гаврилов
Таня Гаврилова
Нетта Гаврилова Что же можно еще написать о "Тристане"? Просто опять перечислять неисчислимые богатства этого такого единого в своем роде сверхфеномена? Попробую: после всем знакомого гениального вступления - вдруг этот голос с мачты среди безбрежного моря. Затем все эти взрывы гнева у Изольды и трогательные уговоры Брангены - и так долго (тем лучше). Несколько неуместно бодро-веселые появления Курвенала.
212
Дима Краснопевцев
Дмитрий Журавлев
Валентина Журавлева
Евгения Лелина
Василий Стемус
Валентин Берлинский
Мила Берлинская
Нина Дорлиак
С. Р. 11/II Инге и Константин Метаксасы у нас после приезда
запись
Борис Христов и хор
Церковные славянские песнопения
(последняя: "Многие лета")
(и колокола) Очень красиво. Очень хорошо поют. Христов на первом, подобающем ему месте - можно сказать: могучее исполнение. Слушающие были довольны - а как же иначе? И колокола!!!
Не знаю почему, но я всегда немного скучаю на такой музыке - это не "Страсти" Баха и не Глагольская месса. 25/III
Большой зал консерватории
Бах
Концерт E dur для скрипки с оркестром
Олег Каган и Камерный ансамбль Московской консерватории
дирижер: Юрий Николаевский Вот концерт, который мне страшно нравится, и я получил в этот вечер много радости и от произведения, и от исполнения. Хочу его играть в фортепианном варианте (в D dur-e), а также, как g-moll-ный фортепьянный концерт. Тогда у меня в репертуаре будет полное собрание концертов Баха. 10/IV
Большой театр
гастроли балета Бежара
Стравинский
1) "Жар-птица" (сюита)
дирижер: Вандернут
2) "Петрушка"
дирижер: Хайтинг
3) "Весна священная"
дирижер: Вандернут
(запись) Трудно говорить о музыкальном исполнении этой прекрасной музыки, когда сценическое воплощение ее только и делало, что мешало восприятию и вызывало по меньшей мере досаду. Вероятно было "прилично". Ну а балет Бежара следует забыть навсегда. Господину Бежару медведь совершенно точно наступил на ухо. 12/IV 90 лет со дня рождения Генриха
Нейгауза
После стихотворений Пушкина (Дмитрий Журавлев)
магнитофонная лента концерта в Туре 1977
Шуберт
1. "Des Sangers Habe"
2. "Wehmut" Работать с Дитером было нелегко. Дело в том, что его отношение к слову так требовательно, что он всегда хочет, если у него согласные "str" или "пр" и т. д., чтобы пианист немножко позже играл, всегда помня об его - конечно изумительной - дикции. Это несколько тормозит естественный ритм, идущий от самой музыки, и к этому надо скрупулезно привыкать. 213
3. "Der Strom"
4. "Auf der Donau"
5. "Der Schiffer"
6. "Totengrabers Heimweh"
Дитер Фишер-Дискау и С. Р. Конечно, результат оказывается прекрасный, но всё это трудоёмко.
Замечательно он поет "Des Totengrabers Heimweh", это у него получается мучительно и очень масштабно. Ленинград
19/I V
Большой зал филармонии
Мечислав Карлович
"Извечные песни" (симфонический триптих ор. 10)
1. Песнь о вековой печали
2. Песнь о любви и смерти
3. Песнь о вечности
Тадеуш Берд
Concerto lugubre для альта и оркестра
альт - Стефан Камаса
Кароль Шимановский
Сюита из балета "Харнаси" для тенора-соло, хора и оркестра
тенор - Анджей Бахледа
дирижер: Здислав Шостак Зал филармонии сверкает. Шесть больших хрустальных люстр свешиваются с потолка. Великолепный, холодный зал. Выступают варшавские музыканты. В программе польская музыка.
Впервые слушаю сочинения Карловича, и они совсем не "доходят" до меня. Проходят мимо и уходят.
Тадеуша Берда я встречал у Ровицкого. Он очень серьезный - помню, что он положительно отозвался о Максе Регере, что мне понравилось.
Его концерт оставил впечатление - это ново и по-моему очень профессионально. Только свежести нет - умозрительно.
Во втором отделении Шимановский: балет "Харнаси", остро народный и хорошо исполненный. В середине сюрприз - голос с галереи (это Анджей Бахледа), как бы с гор клич пастуха или охотника - очень необычно. С Анджеем Бахледа я хорошо знаком по Закопанэ - он известный камерный певец, спортсмен, человек природы с интересным загорелым лицом. Мой друг Карел Ста рек останавливается у него в доме и без ума от него. Ну вот. Что же касается "Харнаси", то из сочинений Шимановского оно не самое интересное. Я предпочитаю его сочинения не на народные темы. 1/V
запись
Легар
Ария из оперетты "Дэмудита"
Елизабет Шварцкопф Что бы эта артистка ни исполняла, это всегда на высоте во всех отношениях... и тут... какая живость и какой блеск!
Браво-брависсимо. 7/V
Музыкальный театр им. Немировича-Данченко и Станиславского
В. Губаренко
"Нежность" (письма любви)
Моноопера по Анри Барбюсу
Она - Галина Писаренко
дирижер: В. Кожухарь Вот уж, прямо скажем, не подарок, эта сентиментально-мелодраматическая лужа слюней, в которую Галя почти влюбилась и вложила все свои чувства. Скажут, дело вкуса. Нет!! Исполняя такую, прямо скажем, гадость, артист теряет уважение к искусству и к самому себе. Выдержать это было мучительно трудно, но мы конечно досидели до занавеса. 214
Галю я не поздравляю, несмотря на шумный успех у публики, с истинно мещанско-обывательским восторгом принявшей] этот спектакль. 9/V
Большой зал консерватории
(Памяти Г. Г. Нейгауза)
Гайдн
Интродукция к оратории "Семь слов спасителя на кресте"
Бетховен
Концерт Es dur № 5 для фортепьяно
Шопен
Концерт e moll № 1 для фортепьяно
Станислав Нейгауз
дирижер: Лев Маркиз Сын Генриха Густавовича Станислав выступил сегодня с двумя сочинениями, которые в свое время неповторимо исполнял его отец. Я слышал Пятый Бетховена и Первый Шопена в саду Эрмитажа под открытым небом; лучшего исполнения этих произведений я в жизни не слыхал. Это была действительно "eine Sternstunde" < звездный час>, которую никогда не забудешь и про которую невозможно рассказать словами.
Сегодня Станислав был в форме, и поэтому вечер оставил вполне хорошее впечатление; достойн[ый?] концерт памяти великого Нейгауза. 11/V Памяти Генриха Густавовича Нейгауза
запись
Брамс
Симфония № 2D dur op. 73
дирижер: Бруно Вальтер
Рихард Штраус
"Так сказал Заратустра" ор. 30
дирижер: Лорин Маазель
слушали: Думаю о Генрихе Густавовиче и думаю, что он был бы доволен выбором программы в его память. Брамса он страшно любил и всегда по-дирижерски двигал своей маленькой ручкой при слушании его музыки. Он много его играл: у него впервые я слышал второй концерт. О Рихарде Штраусе он рассказывал как о своем сильнейшем впечатлении от композитора за дирижерским пультом ("Саломея", "Кавалер роз"). Это две прекрасные записи. О "Заратустре" мнения как-то расходятся. Эдакий компромисс... А выступление скрипки-соло в вальсе - это ведь сверхталантливый прыжок в [неразборчиво]. Сильвия Нейгауз Д. Журавлев
Мила Нейгауз В. Журавлева
Станислав Нейгауз Л. Наумов
Татьяна Поспелова Н. Даутов
Вера Прохорова E. Леонская
И. Наумова E. Лелина
И. Воеводская Н. Дорлиак
С. Рихтер
13/V Для ансамбля солистов Московской консерватории (во время репетиции)
запись
Пуленк
"Aubade"
С. Р. и оркестр Франсуа Пайар Интересно, что это сочинение имело у французов в пять раз больший успех, чем гениальный квинтет Шостаковича - а какое тут может быть вообще сравнение... 19/V
Большой зал консерватории
Масснэ
"Портрет Манон" Маленькая "posthum-ная опера - прибавка к настоящей "Манон" - не особенно понравилась. Это всё как-то ни к чему и не идет в сравнение с первой замечательной, моти- Аврора - Алла Аблабердыева
Оффенбах
"Дафнис и Хлоя"
Хлоя - Черкасова
Дафнис - Чернов
Вакханка - Епишева
исполнение студентов консерватории
дирижер: Геннадий Рождественский вы которой цитирует композитор (они не производят впечатления, а вызывают только
досаду).
Оффенбах занятен и весел - это было гораздо лучше, но страдало от недоработки. Рождественский отличился; он только в последний день появился (решив, что у него всё пойдет как по маслу); непозволительная [не]-брежность режиссера привела к тому, что хор и оркестр часто были не вместе (какой же это плохой пример для молодежи).
Студенты-солисты показали себя с хорошей стороны. Постановка (в костюмах) была более-менее пристойна.
Раздражал Амур (или Вакх) своей обнаженностью при плохой внешности, он действовал Евдокии Федоровне на нервы. 8/VI
запись
Бах
Соната G dur (№ 7?) для скрипки и фортепьяно
Галина Баринова и С. Р.
Яначек
Концертино
Филадельфийский ансамбль
дирижер: Р. Фиркушный
Слушали с Олегом Каганом и Н. Дорлиак Когда-то давно (можно проверить по тетрадке) я один раз играл с Бариновой в Большом зале сонаты Баха (четыре), и на "bis" была эта очень милая маленькая. Баринова заказала себе специальное концертное платье в белых розочках на черном фоне. Она весьма уверенно играла, в стиле Баха (в противовес другим скрипачам, которых она порицала, даже весьма знаменитых). Вот.
Концертино Яначека с Фиркушным я несколько раз слушал в этой записи, готовясь к своему исполнению этого произведения. 23/VI
Турэнский фестиваль
Амбар Мэле
Бах
Концерт для скрипки ми мажор
исполнитель: Олег Каган
Брандебургский концерт № 3 G dur
Брандебургский концерт № 6 В dur
Концерт для скрипки ля минор
исполнитель: Олег Каган
"Оркестр Баха" (Мюнхен)
дирижер: Карл Рихтер Сначала мой любимый концерт E dur - элегантный, радостный и торжественный (I часть). Вторая часть одно из откровений Баха, а третья заставляет думать, что композитор не презирал шампанское.
Третий Брандебургский по-моему самый совершенный из шести.
В шестом несколько необычная инструментовка (превалирует низкий регистр).
Олег прекрасно сыграл и ля-минорный концерт. Турэнцы его любят и считают своим. Большой успех.
Карл Рихтер прекрасный музыкант, а в жизни он немного скован от неуверенности в себе. Мне так кажется. 24/VI
Турэнский фестиваль
Амбар Мэле Праздник прекраснейших сочинений, можно сказать музыкальный "потолок".
О них нечего писать, нечего писать об их 2l6
Бах
Сюита № 4 D dur
Бряндебургский концерт № 1 F dur
Сюита № 2 h moll
Сюита № 3D dur
оркестр Баха (Мюнхен)
дирижер: Карл Рихтер полном совершенстве и красоте, потому что это трудно выразить словами, и также потому что очень опасно впасть в анализ (а анализ здесь не к чему, он годится разве что в учебных заведениях).
Оркестр "Баха" под управлением Карла Рихтера играл хорошо... а можно играть еще лучше, и еще лучше... и еще, и еще.
Здесь границ нет. Париж
Зал Ваграм
Прослушивание записи из театра "Athenee"
Берг
Камерный концерт
С. Р.
Олег Каган
ансамбль солистов Московской государственной консерватории
дирижер: Юрии Николаевский После успешного концерта в театре "Athenee", на котором конечно было мало публики из-за плохо организованной рекламы Madame Poursain , но на котором присутствовала Нора Орик, горячо благодарившая меня за Берга и Хиндемита (Kammermusik № 2 , и также Madame Pompidou с Madame Helene Rochas (устроившие затем ужин в модносовременном клубе около rue Saint Denis для всех участников концерта), также Мишель Перье - артист и режиссер театра [?] в фильме "Орфей" Кокто. Запись оказалась неплохой, но всё же мы решили делать дописки и в конце концов записали еще раз всё студийно с полной дотошностью Ю. Николаевского, что дало записи большую выпуклость музыкального текста. Нас опекала Татьяна [?]. 1/VII