<< Пред.           стр. 17 (из 87)           След. >>

Список литературы по разделу

 Амбар Мэле
 Моцарт
 Симфония № 33 В dur (К 319)
 Концерт для фортепьяно № 21 С dur
 исполнитель: Моника Ааз
 оркестр Моцартеума (Зальцбург)
 дирижер: Леопольд Хагер Моцартеум с Хагером, это другой класс, чем легкомысленный французский ансамбль Пьера Валлеза.
 Здесь всё так, как полагается. Конечно и традиция и "рутина", но серьезное отношение (я слегка скучал).
 Моника Ааз (которую я уже очень давно знаю, с моих первых выступлений в Праге - она была изящной стройной парижанкой и приходила меня поздравить).
 Она прекрасно играла концерт, но во второй части левая рука (повторяющиеся аккорды) была несколько громкой, за что ее раскритиковали газеты.
 Я считаю, что она абсолютно невиновна в этом, вся вина в Steinway-e с его неровными регистрами. Несколько досадная ситуация... - опять критики не поняли. Мюнхен
 28/VII У Дитера Фишер-Дискау Одно из довольно редких посещений великого певца двадцатого столетия. Угощал сво- 217
 запись
 Берг
 "Kreuzweg"
 Хиндемит
 Из третьего действия "Mathis des Maler"
 Pilar Lorengar, Donald Grobe, D. Fischer-Dieskau
 дирижер: Leopold Ludwig
 Бузони
 Gothelieder
 1. Lied des [???]muts
 2. Zigeunerlied
 3. Schlechter Trost
 4. Lied des Mephistopheles
 D. Fischer-Dieskau, Yorg Demus ими картинами и также познакомил с вышеозначенными произведениями, что было очень интересно и поучительно, поскольку о Бузони у меня весьма смутные музыкальные сведения; об опере Хиндемита можно сказать также. Мюнхен
 1/VlII
 Радиостудия
 магнитофонные пленки с концертов
 Пфицнер
 Концерт Es dur для фортепьяно с оркестром
 I раз:
 Вальтер Гизекинг
 II раз:
 Роза Шмидт и дирижер Иохум Честно прослушал два раза это сочинение (с некоторым прицелом). Сочинение настоящее, мастерское и красивое. Однако играть его я не буду - мне помешала не то каденция, чрезмерно растянутая, и также что-то не совсем убедительное в финале.
 Сочинение не на уровне "Палестрины", оперы, которую я ценю и очень люблю. Жаль!.. Варна
 16/IХ
 Зал Дома армии
 Дж. Карисими
 "Победа-победа"
 Верди
 "Аве Мария"
 Скарлатти
 "Se florindo e fedele"
 Россини
 1) "Элегия на одной струне"
 2) "Капризное дитя"
 Две армянских песни в обработке Долуханяна
 Зара Долуханова
 (Владимир Хвостин у рояля) Милая Зара Долуханова; в этот раз (что был последний для меня) она очень приятно спела свою программу, составленную в традиции концертных (не камерных) певиц.
 Зара, к сожалению, слишком сэкспериментировала его своим искусством. Она увлеклась йогой (что по-моему губительно для артистов - пример[ы?] - Менухин, А. Ведерников, А. Журайтис), затем стала петь как сопрано и в результате потеряла себя. А раньше она была меццо с прекрасным красивым голосом и стяжала славу первой московской певицы (в ораториях и концертах), притом была красавицей (но это осталось) и очень милой женщиной (это тоже осталось). Aber... alles geht voruber <Всё проходит>. 19/XI
 запись
 Шопен Ранки ловко справился с этими опаснейшими этюдами и без единой заминки. Наше внимание на технические трудности часто 218
 Этюды С dur № 1 op. 10 и a moll № 2 ор. 10
 Дешо Ранки
 Яначек
 Симфониетта
 дирижер: Б. Баккала
 слушали с А. Гавриловым заслоняет и мешает истинному восприятию музыки (к сожалению!!!). Это почти всегда так с виртуозными сочинениями.
 А симфониетта Яначека всегда остается оригинальнейшим чудом.
 Сколько ее ни слушаешь... 21/XI
 запись
 Прокофьев
 1) Концерт № 1 Des dur
 2) Сцена и танец антильских девушек из балета "Ромео и Джульетта"
 Равель
 1) Концерт D dur для левой руки
 2) Павана
 Андрей Гаврилов
 дирижер: Саймон Рзтти
 Слушали с А. Гавриловым Гаврилов играет 1) виртуозно 2) крепко (иногда слишком) 3) быстро (тоже иногда слишком и поэтому не всегда ясно) 4) громко (иногда из-за этого некрасиво звучит 5) с фантазией (но иногда не оправданной) 6) артистично (немного специально), убедительно...
 Любит выдумывать, и часто на эффект.
 В целом яркая индивидуальность и во многом близкая мне.
 Вышеозначенные записи меня вполне удовлетворили. 25/XI
 запись
 Мусоргский
 "Борис Годунов" (оригинальная редакция)
 Пролог и I картина 1-го действия
 Талвела, Гедда и др.
 дирижер: Иржи Семков
 Слушали с Андреем Гавриловым
 26/XI
 запись
 Мусоргский
 "Борис Годунов" (оригинальная версия)
 Пролог, I действие и II действие
 дирижер: Иржи Семков
 Слушали:
 Н. Журавлева
 А. Либединский
 А. Гаврилов
 Н. Дорлиак
 С. Р. С этим гениальным (лучшая русская опера) произведением я познакомился в отрочестве по клавиру (редакция П. А. Ламма) в Одессе. Потом слушал и видел (к сожалению) в Одесской опере отвратительный спектакль, испорченный режиссером Хилькевичем и продижированный слабым дирижером Покровским. Замечательно, что я познакомился сразу с оригиналом, а не с редакцией Римского-Корсакова, и понял и оценил тогда же этот факт.
 Страдает только инструментовка, иногда совершенно беспомощная (например - сцена коронования), а сама музыка (которую я много сам играл по клавиру) предстает во всем своем своеобразии и удивительно гениальном совпадении с текстом. Я помню, как мой папа (фанатический вагнерианец) говорил, что это сочинение стоит на том же уровне, что и музыкальные драмы Вагнера. 29/Х Памяти Генриха Нейгауза
 запись
 Вагнер
 "Тристан и Изольда" II действие
 дирижер: В. Фуртвенглер [...] На фоне ликующих выкриков матросов и наконец мучительно напряженная донельзя встреча главных героев с катастрофической мажорной (С dur!) развязкой.
 II действие. 219
 Слушали: Сильвия Нейгауз Андрей Гаврилов
 
 - эта тема доминирует над
 вторым действием, она повторяется, трансформируется в неисчислимом количестве (казалось бы, неправдоподобном). А звуки валторн при открытии занавеса? Многообещающее ожидание! Мила Нейгауз Т. Гаврилова
  Володя (сын Милы) E. Лелина
  Лев Наумов В. Берлинский
  Ира Наумова Миля Берлинская
  Дмитрий Журавлев В. Асмус
  В. Журавлева Н. Дорлиак
  Дима Краснопевцев С. Р. Спор двух женщин из-за факела превращается в почти символическое действие, и наконец... встреча Тристана и Изольды, длящаяся около 40 минут (думаю, что в театре эта сцена должна быть исполнена по-концертному, иначе видимость разрушит чудо истинного смысла музыки). Досадное вторжение "будней" в лице Марка (правда, очень трогательного) и в конце уж совсем инородно враждебного Мелота превращает конец I действия в обыкновенный оперный финал. III действие наверное самое особенное - подымающиеся унылые двузвучия дают видимость пустого морского горизонта.
 Грустный мотив пастуха затем превращается в трагический роковой мотив. Сцена Тристана с Курвеналом заключает в себе все переходы человеческих страстей. И на пределе возглас Изольды на [?] аккорде. Конец. Потом, как ["ancor"] или подарок, "Смерть Изольды". Нетта Гаврилова
  30/Х Памяти Генриха Нейгауза
 запись
 Вагнер
 "Тристан и Изольда" III действие
 дирижер: В. Фуртвенглер
 
 
 
 
  Слушали:
  С. Нейгауз Л. Гаврилов
  М. Нейгауз Т. Гаврилова
  Володя (сын Милы) E. Лелина
  И. Наумова В. Берлинский
  Д. Журавлев Мила Берлинская
  В. Журавлева В. Асмус
  Д. Краснопевцев Н. Дорлиак
  Н. Гаврилова С. Р.
  30/Х Памяти Генриха Нейгауза
 запись
 Вагнер
 "Тристан и Изольда"
 Кирстен Флагштадт, Бланш Тебом, Людвиг Зюдхауз, Д. Фишер-Дискау, Йозеф Грейндль
 дирижер: В. Фуртвенглер
 Слушали:
 Сильвия Нейгауз
 Пев Наумов
 Ира Наумова
 Володя (сын Милы)
 Андрей Гаврилов
 Таня Гаврилова
 Нетта Гаврилова
 Лиля Краснопевцева
 Галина Писаренко
 Евгения Лели на
 Сева Воробьев
 Володя Чайковский
 Валентин Берлинский
 Людмила Берлинская
 Василий Асмус
 Наталья Журавлева
 Таня Коваленко
 Нина Дорлиак
 С. Р.
 
 
 
  220
 3/XI Скончался Георгий Богино
 Нижнее фойе Большого зала консерватории
 Бах
 Ария из "Magnificat" "Quia respexit"
 исп.: Татьяна Черкасова
 Бенда
 Largo es moll из скрипичной сонаты
 исп.: Юрий Башмет Богино поступал в консерваторию в один день со мною. Помню, как он играл Большую сонату Чайковского. Потом как-то слышал у него Токкату Шумана (здорово). Пианистической карьеры он не сделал, но зато сделал карьеру мастера по фортепьяно. Он был долгое время самым лучшим в Москве. Я играл в этот печальный день Allegretto с moll Шуберта (В. Горностаева сказала: "Слава, Шуберт? Как это подходит... ") Жорж в новом последнем качестве совсем сжался и стал маленьким. Смотреть на это ни к чему. 4/XI Памяти Генриха Нейгауза
 запись
 Р. Штраус
 "Саломея" ор. 54
 Саломея - Christel Goltz
 Ирод - Julius Patzak
 Наработ - Anton Dermota
 Иоканаан - Hans Braun
 дирижер: Клеменс Краус
 текст читала Н. Журавлева
 Слушали:
 Сильвия Нейгауз
 Мила Нейгауз
 Володя (сын Милы)
 Дима Краснопевцев
 Лиля Краснопевцева
 Евгения Лелина
 Ирина Воеводская
 Галина Писаренко
 Виктор Бывшев
 Дмитрий Журавлев
 Валентина Журавлева
 Наталья Журавлева
 Саша Либединский
 Сева Воробьев
 Вера Прохорова
 Кира Алемасова
 Андрей Гаврилов
 Нетта Гаврилова
 Таня Гаврилова
 Таня Коваленко
 Митя Дорлиак
 Нина Дорлиак
 С. Р. Прекрасная запись "Саломеи". Тут главным образом Клеменс Краус (grand signore). Он понимает rubato Рихарда Штрауса, и поэтому всё живое, захватывающее.
 Думаю, что это самая замечательная опера Р. Штрауса. Самая свежая и самая оригинальная. И вообще его ранние сочинения значительно лучше поздних (как у Шумана). 11/XI утро
 запись
 Шимановский Одно из лучших сочинений Шимановского, но не из самых любимых (это не то, что 1 скрипичный концерт, мазурки, II и III сонаты для 221
 Stabat mater op. 53
 дирижер: В. Ровицкий
 Слушал с А. Ведерниковым piano). Исполнение на высоком уровне, не без некоторой поверхностной невесомости (свойственной дирижеру Ровицкому). Мнение А. В.: "Провинциальное сочинение".
 Думаю, он ошибается. 25/Х1
 радиопередача (запись)
 Вагнер
 Дуэт Тристана и Изольды из II акта "Тристана и Изольды"
 дирижер: Фуртвенглер ? "Kaiserbrundel" с его специальной атмосферой расслабленности, влажности и некоторого беспокойства (пассивного). Звуки Вагнера через радио. Помню, как Johannes Schaaf рассказал, что когда он впервые слушал Тристана, то музыка его настолько опьянила, что он себя плохо почувствовал и пришлось уйти. Слишком большая доза наркотика. Что ж, это может случиться... Здесь также был намек на это состояние, но я - это совсем другой случай и особенно в отношении Вагнера - я ведь уже всё испытал, притом с юных лет, а сходства с Johannes-ом Шаафом у меня к счастью пет. 21/XII
 заезд "Тарча" около Пила (Польша)
 радио
 Бизе
 Фрагмент из "Арлезианки" (Н dur и gis moll)
 
 
 
 
 и Эти две мелодии вдруг вызвали у меня воспоминания из давних времен Одессы. Я вижу большой, прекрасно переплетенный том четырехручного переложения оперы "Кармен" и музыки к " Арлезианке" Доде. Я играю с Толей Паскаренко на пианино последний акт "Кармен", и он, видя мою страшную заинтересованность, всё время придирается ко мне (старший) и затем с удовольствием прекращает наше музицирование. (Анатолий Паскаренко, ученик моего отца, хорошо начавший, затем уехавший в Москву и очень плохо кончивший, во всех отношениях; кумир своих родителей, жертва самоуверенности и легкомыслия молодости.) А "Арлезианка" - это опять-таки как вставной номер балета во второе действие "Кармен".
 Как я любил (да и теперь люблю) эти нисходящие хроматические гаммы, в особенности когда мажор совпадает с минором, так же как в самом опасном этюде, a moll, Шопена. 1980
 1980 Москва
 2/I
 запись
 Яначек
 "Тарас Бульба" рапсодия
 дирижер: Вацлав Талик Желание поделиться моим отношением [к этому произведению], в данном случае сверхэкспрессивным, с другими музыкантами, часто охватывает меня, и даже сверх меры. Не знаю, передается ли это им, и где-то сомневаюсь, попадаю ли я в цель. 222
 Слушал с А. Гавриловым Они всегда внешне высказывают приятие, но не из ненужного ли пиетета ко мне? а внутри, возможно, таят некий протест.
 Три этих смерти вероятно с первого раза несколько коробят слушающего своей почти нестерпимой пронзительностью, и абсолютно своим оригинальнейшим проникновением в атмосферу гоголевской повести. 5/I