<< Пред.           стр. 62 (из 87)           След. >>

Список литературы по разделу

 запись
 Римский-Корсаков
 Концерт cis moll
 Глазунов
 Концерт f moll № 1
 исп.: С. Р. Встреча с моими "допотопными" пластинками (которые теперь считаются "технически" несовершенными - а пластинки Слезака, Неждановой, Шаляпина??).
 Римский
 Есть один грех - неверные акценты в заключительных октавах Des dur... Остальное вроде не плохо... 278
 дирижер: К. Кондрашин
 Слушал с Б. Азуви Глазунов
 Весьма трудное сочинение. "Почему Вы играете этот концерт?" спрашивали меня многие. Во-первых, он мне конечно нравится, во-вторых, он очень глазуновский и цельный, он имеет свой определенный стиль (несколько салонно "Анна-Каренинский" (I часть) и также балетный (II часть). Он прекрасно построен (в противовес скрипичному, который я не люблю - вот где эклектика).
 К сожалению, у Кондрашина не достаточно проникновенна тема II части - но в целом запись доставляет удовольствие. 31/III У Б. Азуви (утром)
 запись из Ольдборо
 Рахманинов
 Этюд-картина fis moll op. 39 № 3
 Этюд-картина h moll op. 39 № 4
 исп.: С. Р.
 Слушал с Б. Азуви Этюд fis moll один из моих любимых. Эти бурные заросшие склоны, эти водопады с осколками льда [как бы] объяты одним дыханием и вдохновением.
 А этот тормоз в последних тактах - этот изумительный этюд предвосхитил также прокофьевский пианизм (как и все этюды-картины) (С. С. конечно ругался бы).
 Одна чудачка, прослушав h-moll-ный этюд, сказала: "Я себе представляю, как покидали аристократы (в каретах, разумеется) Францию перед "великой" революцией, и их состояние". 1/IV У Б. Азуви
 запись
 Дебюсси
 "Весна"
 дирижер: П. Булез
 Слушал с Б. Азуви Подучил громадное удовольствие от этой записи. Какое чудесное сочинение! 2/IV У Б. Азуви
 запись
 Вагнер
 III действие мистерии "Парсифаль"
 Парсифаль - Петер Гофман
 Гурнеманц - Курт Моль
 Амфортас - Ван Дам
 дирижер: X. ф. Караян
 Слушал с Б. Азуви Необычайная удача Караяна.
 Он здесь так проникновенен...
 Время как будто бы само ведет музыку. Всё так глубоко и так ясно. Во-первых, вступление и Karfreitagszauber, до последних сводчатых звуков арфы, как бы преграждающих путь к недозволенному непосвященным.
 Трое солистов соответствуют этому таинству глубиной своего подлинного исполнения.
 Какой Караян может быть!
 Если захочет.
 Какой человечный и глубокий.
 Спасибо за это III действие.
 Это был настоящий Вагнер. 279
 Мюнхен
 апрель
 кинофильм "Die Fruhlingssymphonie" с музыкой Шумана
 исп.:
 Гидон Кремер
 Иво Погорелич
 В. Кемпф
 Д. Фишер-Дискау
 и др.
 Был с E. Леонской и П. Кормут Музыка, иллюстрирующая этот неплохой фильм, подобрана со вкусом и уменьем.
 Соблюдено чувство меры, что очень редко бывает в "музыкально-биографических" фильмах. В фильме много удач (и сам Шуман, и Настасия Кинская в роли Клары, и ее отвратительный папаша). Единственный гафф - это роль Мендельсона. Это ужасно. 24/IV
 Residenz Herkulessaal
 утренний концерт
 Бетховен
 Увертюра "Леонора № I" С dur
 Шостакович
 Концерт для виолончели № 2 ор. 126
 исп.: Наталия Гутман
 дирижер: Станислав Скровачевский Увертюра "Леонора № 1" - чрезвычайно сходна с № 3-ей - но конечно уступает ей - мне было интересно прослушать ее в первый раз.
 Наташа Гутман в этот раз играла исключительно прекрасно (она, кажется, и сама наконец была довольна).
 Сочинение Шостаковича раскрылось во всем своем великолепии и оказалось полным поэзии (с его "горячими бубликами").
 Я понял, почему автор называл эту "симфонию" (симфонию-концерт) Воспоминаниями о прошлом. Думаю, что это было самое лучшее выступление Наташи, услышанное мною.
 Скровачевский был на месте. 27/IV
 Bayerischer Rundfunk (Студия)
 (запись с концерта)
 Рахманинов
 Этюд-картина es moll op. 33 № 5
 Этюд-картина D dur op. 39 № 9
 исп.: Владимир Горовиц
 Рахманинов
 Этюды-картины op. 39
 с moll № 1
 a moll № 2
 fis moll № 3
 h moll № 4
 D dur № 9
 с moll № 7
 исп.; Олаф Дресслер
 Слушал с Frau H. [Stefan], L. Kormout, O. Waldeck, Herr Lindner Исполнение Горовицем (по-видимому уже весьма в летах и не в хорошей форме) совершенно не могу принять - это манерно, грязно, поверхностно, "халтурно" и банально.
 Сверхуспех у аплодирующей публики Карнеги-холла. Олаф Дресслер (записал все этюды-картины).
 Думаю, что об этой записи вообще лучше умолчать... 30/IV
 Bayerischer Rundfunk (Студия)
 прослушивание записи двух дисков Эту запись приняли к печатанию, получилось две пластинки. В целом слушается (Чайковский с большим трудом, как и играется - 280
 1) Чайковский
 Лирические пьесы
 2) Чайковский
 Четыре пьесы из "Времен года"
 Рахманинов
 Девять этюдов-картин
 Слушали:
 Frau Stefan Waldeck
 Lindner L. Kormout
 B. Azouvi реплика Фейера - "зачем стрелять по воробьям?!!!" в данном случае идиотская).
 Рахманинов
 ...Если бы не эта ритмическая ошибка в с-moll-ном № 7, два такта до "ладана" [?] . Вена
 5/V У Лизы Леонской, утром перед отъездом
 запись
 Шопен
 13 избранных прелюдий ор. 24
 исп.: С. Р.
 Слушали:
 Л. Леонская | Б. Азуви
 А. Люшевич | С. Р. Утро v Лизы.
 Только что заключили знакомство с приехавшим Андреасом Люшевичем, который должен меня отвезти до белорусской границы. Поставили эту запись, так сказать, на "добрый путь", но, может быть, и не стоило - получилось как-то официально - это не для этой музыки...
 Я был не сосредоточен и больше обращал внимания на то, как кто слушает (это бывает со мной, поэтому лучше слушать одному из другой комнаты). Ну а свое исполнение я достаточно досконально знаю, и никаких приятных сюрпризов тут быть не могло.
 Через 15 минут мы распрощались у машины (угол Salesianer и Rennweg) и я укатил с новым знакомым через Словакию (Трнава), Польшу, где были приключения в связи с нехваткой бензина и нас спас дядечка в [Белой Подляске?] Москва
 10/V
 запись
 Дебюсси
 Симфония "Море"
 дирижер: Р. Дезормьер
 Слушали:
 E. Гутман О. Каган
 А. Цирюк Ю. Борисов
 С. Р. Сколько я ни проигрывал эту пластинку, V меня было чувство каждый раз, что это в первый раз (а проигрывал я ее около ста раз) (вульгарно говоря, "до дыр").
 Какая редкая удача. Вдохновение поймано техникой, это ведь почти чудо! Не знаю лучшего качества пластинки. А об исполнении нечего говорить - это уникально.
 Роже Дезормьер!! 11/V (днём)
 запись
 Бриттен
 I картина I действия оперы "Альберт Херринг"
 дирижер: Бенджамен Бриттен Начал "работу" над предстоящим в декабре "Херрингом". "Работу ухом" - просто говоря, больше чтобы получить удовольствие - а о качестве этой пластинки двух мнений быть не может.
 Когда это Бэн, то это всегда самый высокий уровень. То же скажу и про Питера. 281
  ...и какая интересная метаморфоза из французского края в Англию. Какие восхитительные детали, да и как всё смешно и весело.
 Вот она - комическая опера нашего века! 12/V (днем)
 запись
 Бриттен
 II действие opera "Альберт Херринг"
 дирижер: автор Продолжение "работы-удовольствия".
 Валторна дает сразу же настроение праздника (и при повторах на необычных гармониях продолжает напоминать о себе).
 Применение темы-гармонии из "Тристана" остроумнейшая музыкальная находка... А вступительное слово Милэди Билоу (которая как бы надувается, как шар...) Дальше музыка ночи в доме Херринга - да что перечислять!!! 12/V вечер
 Домашняя репетиция
 I картина I действия оперы
 "Альберт Херринг"
 Бенджамена Бриттена
 Соколенко
 Саркисян
 Лемешева
 Мочалов
 Тархов
 Родионик
 концертмейстер: В. Зива
 Слушали:
 Н. Дорлиак Ю. Борисов
 Н. Журавлева С. Р. Первые опыты постановки - режиссирует Юрий Борисов - на первых порах пассивно (на первых порах это естественно...)
 Артисты Камерного музыкального театра талантливы (Соколенко, Лемешева). Участвуют также Эмма Саркисян из театра Немировича. Стараются. Это ведь совсем не так легко! Обстановка устанавливается дружеская и приятная.
 Молодой Зива оказался хорошим музыкантом и весьма "уверенным в себе". Всё это на первое время тоже хорошо.
 А главное - как интересно!
 С этого момента моя квартира превратилась в репетиционный оперный зал и установились свои новые принципы.
 Всё для "Альберта Херринга"! 14/V
 запись
 Бриттен
 "Альберт Херринг"
 I действие
 Питер Пирс
 дирижер: автор
 Слушал с Н. Гутман и О. Каганом Еще раз слушал с Олегом и Наташей (для их осведомления с этой музыкой). Идея постановки этой оперы на "Декабрьских вечерах" пришла сначала в голову молодому Юре Борисову (режиссеру Камерного театра Б. Покровского) - он был, так сказать, вдохновителем этого события и привлек из Ленинграда своего друга (который нам показался совершенным ребенком), дирижера В. Зиву.
 Что из этого вышло - это уже другой сюжет... Горький
 29/V
 Кремлевский концертный зал Я поехал в Горький, чтобы обыграть такой архитрудный Концерт для левой руки Равеля с Гусманом. 282
 оркестровая репетиция
 Равель
 "Цыганка"
 исп.: Олег Каган
 дирижер: Израиль Гусман Олег Каган также участвует в этом концерте с "Цыганкой", которую я слушаю из-за кулис театра.
 Каждый раз получаю полное (хотя и несколько мимолетное - очень уж короткая пьеса!) впечатление и удовольствие от этого "шедевра". Олег очень удачно исполнил его. Москва
 4/V
 домашняя репетиция
 Гендель
 Ария из оратории "Самсон"
 Персель
 Ария из "Королева фей"
 Брамс
 Ода Сафо
 исп.: Эрик Курмангалиев
 (который впервые был у нас. Ни капельки не волновался, как ни в чем ne бывало) акк. ф-но: С. Р.
 Дебюсси
 "Фантазия"
 Равель
 Концерт для левой руки
 исп.: С. Р.
 второй ф-но: Владимир Сканави Приподнятая обстановка!
 Пожалуй, это больше концерт, чем репетиция. Много друзей, они здесь перечислены. Сначала "необычный" человек и певец поет своим необычным голосом три строгих сочинения. Потом я с Димой Сканави на двух роялях.
 Кажется, вечер удался, и все остались довольны.
 Все переходят в столовую. Слушали:
 В. Журавлева В. Зива
 Д. Журавлев Ю. Николаевский
 С. Нейгауз Н. Даутов
 E. Лелина Э. Курмангалиев
 И. Воеводская В. Сканави
 И. Антонова С. Р.
 Н. Дорлиак
  5/VI Прощальный вечер (репетиция)
 домашняя репетиция
 Дебюсси
 Фантазия
 Равель
 Концерт для левой руки
 С. Р., В. Сканави Повторение вчерашнего вечера, но более торжественное (без Курмангалиева).
 Гости избранные. Программа красивая. Нина считает, что неприлично приглашать студентов (Зива, Борисов), когда присутствует ректор (Куликов). Я категорически против этой точки зрения. Всё прошло комильфо, и через два дня я буду эту программу играть в Горьком (дирижер Израиль Гусман) - а может быть уже играл два дня назад. ДА. ИГРАЛ! Слушали:
 И. Антонова О. Каган
 Н. Куликова В. Виленкин
 E. Мильштейн Ю. Башмет
 Н. Гутман В. Сканави
 Т. Гайдамович С. Мильштейн
 Т. Коваленко С. Чекин
  283
 Н. Дорлиак Ю. Борисов
 Б. Куликов Д. Дорлиак
 Н. Даутов С. Р.
 В. Зива Минск
 7/VI
 Филармония
 оркестровая репетиция
 Гендель
 увертюра к опере "Агриппина"
 Концерто гроссо (h moll № 11)?
 Минский камерный оркестр
 дирижер: Ю. Цирюк
 Слушал с артистами квартета им. Бородина и Ю. Борисовым Первая встреча с дирижером Цирюком, с которым я собираюсь играть концерт Гайдна на декабрьских. Сижу с бородинцами в партере (это как бы экзамен дирижера). Увертюра понравилась и исполнением и своей оригинальной "поступью". В целом впечатление благоприятное. Дорога из Бреста в Хельмштедт в машине у Андреаса Люшевича
 запись
 Шуман
 Соната № 3 f moll
 Жан-Филипп Коллар
 Мусоргский
 (сюрприз)
 "Танец невылупившихся птенцов"
 из "Картинки с выставки"
 С. Р. После разных музыкальных разговоров во время поездки (длившейся вроде 17 часов - границы, визы и т. д.) Андреас продемонстрировал мне запись Коллара, который мне представился совершенно замечательным пианистом.
 А потом, к сожалению, я изменил о нем мнение. Париж - Тур
 с 15/VI до 9/VI1
 записи на кассету Б. Азуви
 Чайковский
 фортепьянные пьесы из игранных программ (Роландсэк, Тур, Париж)
 Рахманинов
 Этюды-картины (из ор. 33 и 39)
 (Роландсэк, Тур, Париж)
 Франк
 Трио (II и III части)
 (Роландсэк)
 О. Каган, Н. Гутман, С. Р. Да, много Чайковского и Рахманинова, но ... когда их исполняешь, получаешь действительно истинное удовольствие. Можно "раскрыть" русскую душу (в самом хорошем смысле этого слова).
 Но трудности должны быть досконально устранены и не должны волновать артиста, как впрочем и во всех случаях (извините - Волга впадает в Каспийское море) - иначе... это всецело не дойдет до слушателя (Чайковский - "Вечерние грёзы", "Каприччиозо", Рахманинов - "Этюды-картины"). Вся эта музыка не так легко удается артисту, как она, наоборот, легко слушается. А слушатель часто считает, что это не так уж всё серьезно и трудно...
 Я иногда выслушивал такие глупые замечания по этому поводу и от наших, и от иностранных музыкантов, что их не хочется цитировать здесь. 284
 Тур
 25/VI
 Большой театр
 Равель
 Испанская рапсодия
 Парижский оркестр
 дирижер: Д. Баренбойм Честно говоря, большого впечатления от этого исполнения у меня не осталось (а мне его очень хотелось). Может, я плохо слушал после своего исполнения "Фантазии" Дебюсси и леворучного концерта Равеля. 26/VI
 Амбар Мэле
 Сен-Санс
 Соната с moll для виолончели и фортепьяно
 П. Тортелье
 Variations sur "May Music save peace"
 Форе
 Вторая соната для виолончели и фортепьяно (соль минор ор. 117)
 Дебюсси
 Соната для виолончели и фортепьяно
 Дебюсси
 Прелюдия "Что видел западный ветер" (ф-но)
 Бах
 Прелюдия из Первой сюиты
 (виолончель соло)
 Поль Тортелъе (виолончель)
 Мария de la Пэй (фортепьяно) Господин Тортелье, прямо скажем, не герой моего романа, но он, конечно, персоналите, артистичен до "слишком" и, разумеется, хорошо владеет виолончелью.
 Соната Сен-Санса мне понравилась, и захотелось ее включить в репертуар (хотя французы-идиоты говорят "кель барб", и это возмутительно).
 А вот вторая соната Форе действительно мне показалась разбавленной невкусной водичкой.
 Дебюсси - тут нечего говорить.
 Но Mademoiselle Мария de la Paix (дочь Тортелье) не произвела впечатления своим "Что видел западный ветер". Это было просто плохо. 28/VI
 Амбар Мэле
 Hommage a la musique de jazz francaise
 Tpuo
 Martial Solal (фортепьяно)
 Daniel Humair (контрабас)
 Cesarius Alvim (перкуссия)
 Слушал с О. Каганом, Н. Гутман, Б. Азуви Импровизация, свобода, раскрепощенность, и конечно свои законы этой музыки царствовали в это вечер в Grange de Meslay.
 Martial Solal меня абсолютно поразил. Я понимаю, что всё это дело случая (не всегда возможна эта свобода), но в этот раз свобода была налицо.
 Часть публики была сдержана и несколько шокирована. Мы же бушевали, выкрикивая "Браво", и не жалели аплодисментов. 9/VII
 Амбар Мэле
 Равель
 Квартет F dur
 bis: