<< Пред. стр. 65 (из 87) След. >>
Слушал (частично с В. Зелениным) Думаю, что я совершенно не плохо выбрал эти пьесы, (которые почему-то не принято играть) для моей пластинки. Они все имеют свой "усадебный" русский шарм прошлого столетия. И по музыке они очаровательны.Многие со мной не согласны. Опять рутина. 24/IX
запись
Шенберг
Концерт для ф-но с оркестром (1942)
А. Ведерников
дирижер: И. Блажков
Слушал с Н. Дорлиак При вторичном прослушивании концерта Шенберга разочарования не было. Всё аккуратно осталось на своих местах - сочинение также.
Толя Ведерников в этих неовенских сферах нашел истинный свой стиль и многого достиг. 299
28/IХ
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
Моцарт
"Похищение из сераля"
уч.:
Штанько
Миланович
Таращенко
Зимненко
дирижер: Кожухарь
режиссер: Kупфер
Слушал с Н. Дорлиак Чудовищный антихудожественный спектакль.
Моцарт (где он??), певцы, они даже верно поют, но... это не "главное". Такой тип, как этот бесноватый идиот Купфер, всё растоптал в грязи своей отвратительной постановки. Что это, "неоверизм", достигший своего апогея в таком подходящем сочинении, как "Похищение" Моцарта?
Таких людей надо "гнать палкой" из искусства. 11/Х
Большой зал консерватории
Петер Шрейер (тенор)
Вальтер Ольбертц (ф-но)
I отделение
Мендельсон:
"Любовная песня"
"Весной"
"Луна"
(слова Гейбеля)
"Песня пажа"
(Эйхендорф)
"Любимое местечко"
"Песня в пути"
(Гейне)
"Песня тростника"
(Ленау)
"Привет"
"На крыльях песни"
"Весенняя песня"
(Гейне)
II отделение
Шуман:
"Пусть любимая услышит"
(Рюккерт)
"Утешение певца"
(Кернер)
"Туман уронил слезинку одну"
(Рюккерт)
"Поручение"
(Л'Эгрю)
"День с надеждой я встречаю"
"К любимой мчат меня мечты"
"Один я, грустя и вздыхая"
"Прижмись поскорей к груди моей"
"Светлых снов моих могила"
"Жди меня, моряк отважный"
"Смотрят замки в воды Рейна" Сейчас не могу вспомнить все детали этого концерта, но, конечно, как и всегда Шрейер был на высоте, был прост и благороден.
Программа была красивая и необычная.
Публика отзывчивая. Как жаль, что песенно-романсная литература не может по-настоящему удержаться в памяти. Это то же самое, что и струнно-камерная музыка и... стихи (но я гениально бездарен в этом плане).
Мне нравится, что Шрейер идет всецело от музыки, а слово у него подчинено ей. Это как раз обратно с Фишером-Дискау, который идет от слова. Мне лично это чуждо, и я начинаю терять свободу исполнения, когда его сопровождаю.
Но какое же богатство вокальной музыки сотворили композиторы!! 300
"Я отчаялся"
"Гирляндой из мирт"
(Гейне)
bis:
"Орешина"
Шуберт: "Сын муз"
Шуман: "Лунная ночь"
Шуберт: "Серенада"
Слушал с Н. Дорлиак 14/Х Вечер памяти Генриха Нейгауза
(20 лет со дня смерти)
запись
Вагнер
"Тристан и Изольда"
исп.:
Рене Колло
Маргарет Прейс
Бригитта Фассбиндер
Дитрих Фишер-Дискау
Курт Моль
дирижер: Карлос Клейбер
Слушали:
Милица Нейгауз
Наталья Гутман
Людмила Гинзбург
Ирина Наумова
Н. Дорлиак
Лев Наумов
Виталий Виленкин
Виктор Зеленин
С. Р. Эта запись с Карлосом Клейбер большое музыкальное событие. Всё в высшей мере вдохновенно, абсолютно без скрупулезности (так что иногда музыка расплывается как явление природное - это производит необычный эффект).
Все исполнители самые лучшие, а дирижер лучше всех. Думаю, что фуртвенглеровская пластинка всё же несколько выше, но с этим дозволено и поспорить.
Присутствие друзей и учеников Г. Нейгауза со временем (текущем в темпе presto agitato) уменьшилось и уменьшается. 1/XI
Телепередача
(Концерт 18/12/83 из Музея им. Пушкина)
Гайдн
Концерт D dur
исп.: С. Р.
Минский камерный оркестр
дирижер: Юрий Цирюк
Слушал с Н. Дорлиак Нормальная телепередача (только лучше закрыть глаза). Красивый белый зал!..
Жаль, что II концерт (в Большом зале) был не записан. Он был значительно удачнее и, может быть, мог даже пойти на пластинку.
Цирюк не так волновался, а я играл с удовольствием.
Но что делать? Судьба - мне всегда не везет с записями. 3/XI
Большой театр
Гастроли Грузинского театра
оперы и балета им. Палиашвили
Рихард Штраус
"Саломея" Да, "Саломея" на немецком! В Тбилисском театре - это достижение! И пели все прилично и хорошо. Дирижер Кахидзе, правда, не владеет штраусовским стилем, его оркестр играет точно, но несколько сухо, скорее по-прокофьевски. 301
уч.: Андгуладзе, Гургенидзе, Танишвили, Дж. Мдива[н]и, П. Цолия и др.
дирижер: Дж. Кахидзе
Режиссер: Мелива
Слушал с Н. Дорлиак, И. Антоновой В постановке так много претенциозно глупого, что и описать места не хватит.
Почему-то Саломея соблазняет Иоканаана за его спиной. Иоканаан одет в белом, как Христос...
Вся сцена увешана сохнущим бельем, как на балконах города Тбилиси. Но - провинция постаралась. 5/XI
запись
Стравинский
"Движения"
исп.: Анатолий Ведерников
дирижер: И. Блажков Точно, ясно, холодно, хорошо и в духе автора у Ведерникова.
Блажков весьма уступает Николаевскому в исполнении этого сочинения.
Но в целом запись неплохая. 24/Х1
запись
Шостакович
Прелюдия и фуга G dur op. 87 № 3
Слушал с С. Чекиным Выбирал запись для исполнения на вечере в музее им. Пушкина в виде вступления (конечно по микрофону).
Вечер должен быть посвящен современной поэзии (выступать должны "звезды").
Надеюсь, что она подойдет (пр. и фуга). (Строга, современна, мажорна...) (Быть может, ее поймут). 30/XI
запись
Бриттен
"Поворот винта" (1 действие)
уч.: П. Пирс и др.
дирижер: Б. Бриттен
Слушали с Н. Гутман, Н. Дорлиак, О. Каганом Первый шаг к началу работы над оперой (я в виде режиссера под руководством Покровского).
Зива в качестве дирижера, Галя Писаренко гувернантка, Мессерер - художник.
Весьма смелое предприятие. Посмотрим - что выйдет. 2/Х
Прослушивание записи
Бриттен
Опера "Поворот винта"
уч.: П. Пирс и др.
дирижер: Б. Бриттен
Слушали:
Нелли Ли
Ольга Фомичева
Татьяна Гайдамович
Людмила Белобрагина
Елена Озерова
Андрис Арницанс
Анатолий Камышев
Святослав Чекин Эта запись конечно прекрасна, и артистам следует хорошо вслушаться в нее. Галя уже, кажется, начала серьезно работать, и ей трудно; надеюсь, что ее трудоспособность и смелость победят.
Я посетил Б. А. Покровского, и он как бы благословил меня на это дело. Ему понравилась моя идея с "призраками". Певцы поют за сценой в рупор (Н. Ли и В. Напарин), на сцене же почти неподвижные фигуры артистов, синхронно открывающих рот. Насчет детей из Камерного театра я не слишком волновался (по опыту с "Альбертом Херрингом").
Начались трудности с репетициями оркестра, ведь они все где-то работают и надо по- 302
Виктор Зеленин свободны, да еще помещение тоже...
Бездна трудностей фатально сопровождают работу ансамбля.
Да здравствует индивидуализм. 3/XI1
Государственный музей им. Пушкина
Белый зал
Открытие фестиваля "Декабрьские вечера"
Вечер поэзии
в виде вступления:
Шостакович:
Прелюдия и фуга G dur op. 87 № 3
Участники вечера:
Поэты:
Бела Axмадулина
Лев Озеров
Евгений Евтушенко
Андрей Вознесенский
(Читали Блока, Пастернака, Ахматову, Есенина, Бунина, Цветаеву, Маяковского, Глазкова, Мандельштама и других поэтов)
Слушал с Н. Дорлиак За столом, на котором большой красивый букет сухого репейника, сидят поэты; сначала они слушают Прелюдию и фугу G dur, потом начинают читать стихи.
И всё идет без антракта, запоем.
Надо сказать, что, несмотря на всю мою бездарность в отношении восприятия поэзии, я был в этот "пьяный" вечер искренне увлечен и почти подавлен изобилием и "роскошью" этого события.
Все были в ударе, читали замечательно (Вознесенский менее), публика наэлектризована (многие ведь были и против этой поэзии).
Успех головокружительный.
Идея Ирины Александровны включить этот вечер в фестиваль современной музыки целиком и с блеском оправдала себя.
...И конечно запомнилась странная, несколько инфернальная Бела Ахмадулина. 6/X1I
домашняя репетиция
Шостакович
Трио e moll ор. 67
исп.:
Олег Каган, Наталия Гутман и С. Р.
Слушали:
И. Антонова Н. Дорлиак
Л. Делекторская С. Мильштейн Лидия Николаевна Делекторская и Ирина Александровна Антонова в гостях.
Присутствуют на домашней репетиции.
Наше трио увлечено Шостаковичем, и мы репетируем с энтузиазмом.
Трио это - абсолютный шедевр. 9/Х11
Музей им. Пушкина, Белый зал
"Декабрьские вечера"
Барток
Струнный квартет № 3
исп.: квартет Такач
Десять пьес из цикла "Детям"
исп.: Золтан Кочиш
Пять венгерских народных песен:
"Я должен покинуть родной свой
край"
"Пасло"
"Это сад" Квартет Такач - явление ослепительное; они играют Бартока именно так, как надо, и даже это выходит за все рамки - так это блестяще.
Какое единство темпераментов и какая техническая точность и сосредоточенность. Прекрасно, что есть такие музыканты, они создают подлинный праздник для людей, любящих музыку.
И третий, и четвертый квартеты были совершенством.
Мой молодой коллега, к сожалению, не слишком много играл соло, а больше акком- 303
"В моем окне"
"Мой любимый [паш - - ]"
исп.: Этели Чавлек и Золтан Кочиш
Элегия № 1
Allegro barbaro
исп.: Золтан Кочиш
Четыре венгерские народные песни:
"Черная земля"
"Боже мой"
"Так много грусти"
"Если я выйду"
исп.: Этели Чавлек и Золтан Кочиш
Струнный квартет № 4
квартет Такач
Габор Такач
Карей Шранц
Габор Ормай
Андраш Фейер
Слушал с Н. Дорлиак панировал очень культурной и приятной Этели Чавлек - что тоже было хорошо.
Потом он сыграл романтическую Элегию № 1 и пресловутое Allegro barbaro (вечный "конек" пианистов). Играл очень хорошо. Он не изменился, всё такой же мальчик.
В антракте подписывал автографы и давал интервью.
Прекрасный концерт. 10/X1I
Музей им. Пушкина, Белый зал
"Декабрьские вечера"
Барток
Элегия № 1
Allegro barbaro
исп.: Золтан Кочиш
Струнный квартет № 4
исп.: квартет Такач
Слушал с Н. Гутман и О. Каганам Прямо признаюсь, что квартет Такач превзошел все мои ожидания и сегодня. И второй раз слушать этот концерт было сплошным удовольствием.
Думаю, что Кочиш один из самых серьезных молодых музыкантов, живущих в наше время; он безусловно серьезнее Гаврилова (хотя тот дьявольски талантлив) и оригинальнее Ранки - а уж что он интереснее Поллини, Ашкенази, это абсолютно ясно. Он уверен в себе, упрям и своенравен, но это ему не мешает хорошо играть. (Вот свои транскрипции он мог был спокойно оставить.) 18/XII
Домашняя репетиция
Прокофьев
Соната f тоll № 1 ор. 80 для скрипки и ф-но
исп.: О. Каган и В. Сканави
Соната С dur (для двух скрипок) ор. 56
исп.: О. Каган и В. Третьяков
Слушали:
Нелли Ли
Ольга Фомичева
Елена Озерова
Ниаз Даутов
Сергей Мильштейн
Владимир Сканави
С. Р. Соната f moll одно из моих любимейших сочинений Сергея Сергеевича - я слышал его премьеру (Оборин, Ойстрах) и сам играл с Ойстрахом.
Оно конечно, так же как и второй фортепьянный концерт, сочинение трагичное, но... и очень поэтичное. Ну а эта агрессия во второй части - в нее просто можно влюбиться. Соната для двух скрипок соло прекрасное сочинение. Оно блещет остроумной изобретательностью, оно виртуозно, оно в своем роде совершенство...
Ансамбль Каган - Третьяков очень остро воспринимается. 304
21/ХII (После прокофьевского вечера в Музее)
Телепередача (из Большого зала)
Равель
Четвертая часть трио a moll
О. Каган, Н. Гутман, С. Р.
Слушали:
Христиана Ван де Вельде
фр. Ван де Вельде
Н. Д.
С. Р.
Ниаз Даутов "Передают трио, скорее идите слушать", сообщила Ниночка, и, прервав чай, мы пошли в ее комнату, где стоит всё: рояль, два телевизора, проигрыватель, нотные и книжные шкафы, мебель Луи XIV с не слишком свежей оббивкой, ну и конечно ноты на рояле, подоконнике, газеты, журналы... Оказывается, это была уже последняя часть трио Равеля из Большого зала. Так что скоро всё кончилось. 26 - 27-28 - 29-30 декабря
Прогоны и спектакли в Музее им. Пушкина
Бриттен
"Поворот винта"
Г. Писаренко
Л. Белобрагина
Нелли Ли
В. Напарин
М. Ивашкин
E. Смирнова
и др.
[?] Тархов
дирижер: Владимир Зива С "Поворотом винта" было масса трудностей и неполадок, и это чудо, что в конце концерт все-таки получилось.
Постановку (в данном случае действительно ставил я) мы (с Мессерером) затеяли слишком трудную в смысле перемен декораций (это каждый раз были новые картины, которые надо было переставлять в короткий срок, затем большая башня и карета (не слишком удачные выдумки Мессерера)). Освещение все время менялось - а главное, музыка, и очень не простая, но наш Володя справился с ней и победил.
Галя также осилила эту труднейшую гувернантку. Белобрагина тоже. Нелли Ли (за сценой в рупор), а на сцене Фомичева (очень хорошо), а вот Квинт (на сцене) неубедителен, тогда как Напарин (за сценой в рупор) замечательно. Дети на высоте (Ивашкин, Смирнова) и больше.
Б. А. Покровский очень помог мне во многом. Помню его фразу Белобрагиной: "Вы должны помнить, что около вас Ваш злейший враг - Писаренко". "Почему?" - смущенно спросила Белобрагина. "Потому что у ней все слова понятны". Также нашу находку в сцене парка (чего-то "не хватало", а когда придумали зонтик в опустившихся руках Гали, смотрящей на башню с Квинтом, то всё вдруг стало получаться).
Виктор таки добился ночных светлячков в конце первого действия, но какими трудами. На генеральной всё пошло прахом (как будто раньше и репетиции не было). Костюмы оказались ужасными (в особенности у Гали), всё надо было менять. Ну я решил, что полный провал. Конец. А Покровский вдруг: "А вот вечером будет чудо. Это закон театра".
... и действительно получилось. 305
1985
1985 2/I
Белый зал музея им. Пушкина
Стравинский
Три пьесы для струнного квартета:
"Танец"
"Эксцентрик"
"Псалом"
Шостакович
Две пьесы для квартета:
1. Элегия
2. Полька
исп.: Квартет им. Бородина
Камерная симфония ор. 110 bis
(VIII квартет)
оркестр Ричеркар
дирижер: Ю. Николаевский Бородинцы на высоте. Они действительно наш лучший квартет. Лишь бы они только между собой не ссорились. 3/I
Белый зал музея им. Пушкина
Шостакович