<< Пред.           стр. 68 (из 87)           След. >>

Список литературы по разделу

 (Амстердам) "Мутная трагика" характеризует это новое сочинение Шнитке, написанное специально для и к восторгу Башмета. Не могу сказать, чтобы оно понравилось мне, оно очень нездоровое (но автор в это время был действительно очень серьезно болен) и тягостное.
 У молодых музыкантов оно - большое событие, и я согласен, не знаю, кто бы еще мог [бы] у нас создать сочинение на этой профессиональной высоте... Но... но остается "но"... 20/V По дороге из Вены в Мантую в машине - магнитофонная пленка
 Хиндемит
 Первая соната для ф-но
 Глен Гульд
 Слушал с Эгионом Еще раз послушал эту очень для меня спорную запись, но в этот раз до конца. Первые четыре части произвели на меня то же отрицательное впечатление, но пятая часть оказалась великолепно исполненной.
 Думаю, что причина в том, что она виртуозна и чрезвычайно трудна. Вот и не было времени для мудрствования, а результат тот, что это мы услышали Хиндемита. Вена
 7-8/V
 в машине по радио
 Шопен
 Ноктюрн Н dur
 Ноктюрн E dur
 исп. Маурицио Поллини
 Слушал с Эгионом У этого Шопена весьма развитые бицепсы и результат соответственный. Все, во-первых громко, во-вторых абсолютно непоэтично и не тонко (а в то же время, конечно, безупречно точно), импровизации и в помине нет. Всё даже как-то героично (но это "польская тенденция" тех лет, когда Поллини завоевал первую премию в Варшаве. Тогда Шопен должен был быть представлен как патриот и революционер).
 Плохо. 13-14/VI ночью в машине по дороге из Вены в Копенгаген
 магнитофонная лента
 Телеман
 Jafelmusik I: Jafelmusik - да, действительно под нее можно и насыщать желудок, и рассматривать ночь через окна машины, и перебрасываться фразами с не слишком интересными собеседниками... 320
 Трио Es dur для двух скрипок и basso
 continuo
 исп.: ...немцы
 Слушал с Кудерна Однако она остается как бы сама по себе (без тени обиды) в своем бездумном и благородном совершенстве. 3/VIII Клязьма, Грибоедовская, 3
 (Дом Геккер-Ведерникова)
 День рождения Оли Геккер
 запись
 Шенберг
 Камерная симфония e moll
 (переложение для квинтета А. Веберна)
 флейта - Шадуа
 кларнет - Бруннер
 скрипка - Каган
 виолончель - Н. Гутман
 ф-но - А. Ведерников
 Слушали:
 В. Прохорова, В. Геккер, М. Геккер,
 О. Геккер, А. Ведерников и я С большим интересом прослушал это сочинение (которое мне раньше резко не нравилось, но с повторными прослушиваниями я с ним примирился). Конечно, переложение Веберна также не оставляет желать лучшего. Исполнение понравилось. Слушали все дамы
 Геккер (понимали, конечно, Оля и Вера). Вера Прохорова мотала в такт головой и возможно боролась с одолевающим её сном.
 Толя "царствовал" в своей сфере Шенберга и семьи. Освещение приглушенное - дачное. Дом всё тот же, что и 45 лет назад. Традиции те же самые. Чебоксары
 18/VIII
 запись
 Лист
 Соната h moll
 Слушали: Н. Журавлева, E. Матусова
 (дочка), В. Зеленин, E. Артамонов и я Наконец долгожданная пластинка появилась, и вся наша компания собралась в моем ("отвратительном") номере ее послушать.
 Успех, конечно, обеспеченный. На столе остатки ужина, бутылки от кефира, кипы черного хлеба (оставшегося) и тому подобное.
 Поездка по Советской стране... Чита
 8/XI На главной площади
 по радио (с эхо)
 Шопен
 Полонез As dur
 (кто ?)
 Кустанаи
 4/XII
 Дворец пионеров (после моего концер-
 та)
 запись
 Лист
 1. Погребальное шествие
 2. Венгерская фантазия
 дирижер: Я. Ференчик
 3. Соната h moll
 исп.: С. Р.
 Слушал с В. Чайковским Праздник октября. Я брожу по просторным и официальным площадям Читы. Со всех сторон As-dur-ный полонез, так сказать, в коллаже из-за многочисленных эхо.
 Кто-то играет обыкновенно и лихо - и как всё неуютно.
 После ухода публики с моего концерта освободили зал, и я с Володей остались прослушать моего Листа на полную мощь микрофонов дворца пионеров.
 Я получил полное одобрение (даже не без сентимента), которого собственно и ожидал. Володе надо похудеть. 321
 Москва Этот молодой человек весьма талантлив. 15/XII
 Музей им. Пушкина, Белый зал
 "Декабрьские вечера"
 Чайковский
 Большая соната G dur op. 37
 Детский альбом, 24 легкие пьесы ор. 39
 bis:
 Элегическая песня Des dur
 Приглашение к трепаку F dur
 исп.: Михаил Плетнев Соната, несмотря на "не мою" интерпретацию, мне все-таки понравилась (кроме третьей и четвертой части). Детский альбом - совсем понравился. Но бисы он выбрал просто плохие - эту музыку можно бы было и не играть - у Чайковского достаточно хорошей.
 Почему Плетнев такой несчастный? Ведь он получил I премию, а впечатление, что для него играть мучение. 15/XII Большая Бронная после концерта М. Плетнева
 запись
 Лист
 Соната h тоll
 С. Р.
 Слушал с П. Фейером и Н. Дорлиак Самому строгому критику Павлу Фейеру отдал на суд мою "зло (но не совсем) получную" сонату Листа из Карнеги-холла.
 В восторг он не пришел, но и не стал критиковать. 17/XI1
 Белый зал музея им. Пушкина
 "Декабрьские вечера"
 Чайковский
 "Соловей" ор. 60
 "Зачем" ор. 28
 "Хотел бы в единое слово"
 "Нет, только тот, кто знал" ор. 6
 "Корольки" ор. 28
 "Отчего" ор. 6
 "В эту лунную ночь" ор. 73
 "Закатилось солнце" ор. 73
 "Снова как прежде" ор. 73
 "Средь мрачных дней" ор. 73
 bis:
 "Средь шумного бала"
 "Серенада Дон-Жуана"
 исп.: Виталий Таращенко
 ф-но: Анна Рахман
 Чайковский
 "Скажи, о чем в тени ветвей" ор. 57
 "Ни слова, о друг мой" ор. 6
 "Колыбельная" ор. 16
 "Погоди" ор. 16
 "Ночь" ор. 60
 "И больно и сладко" ор. 6
 "Забыть так скоро"
 "Я ли в поле да не травушка была"
 ор. 47
 "Весна" ор. 54 Свежесть, искренность, выразительность, прекрасный голос, правильное понимание драматичности Чайковского (некоторые порицали это как оперность) меня абсолютно устроили и местами тронули. Публика однако осталась довольно холодной, и настоящего успеха не было.
 Певица как певица, и с достоинствами (голос и т. д.) и с недостатками в манере пения и частично в интонации, у публики имела гораздо больший успех, чем тенор Таращенко (парадокс), но может быть, ко второму отделению градус[ник] восприятия у публики поднялся. Так иногда бывает. 322
 "День ли царит" ор. 47
 bis:
 "Ночи безумные"
 "Погоди"
 исп.: Румяна Барева
 ф-но: Валерия Неделчева
 (Болгария) 22/XII
 Декабрьские вечера в музее им. Пушкина
 Белый зал
 Чайковский - Островский
 "Снегурочка" (музыка к пьесе)
 дирижер:
 Владимир Зива
 Солисты:
 Эрик Курмангалиев
 Александр Науменко
 Оркестр студентов Московский консерватории
 Хор студентов Московской консерватории
 Артисты театра "Современник":
 Л. Толмачева (Весна) (она же и режиссер)
 Р. Суховерко и др. Сговорился с Лилей Толмачевой об этом театрально-концертном исполнении "Снегурочки" Островского с музыкой Чайковского.
 Она с большим энтузиазмом взялась за это. Артисты театра "Современник" приняли участие.
 Получилось свежо, необычно... Конечно, чудный текст Островского превалировал даже над музыкой Чайковского, очень удачно продирижированной Владимиром Зивой. Как приятно было приобщиться к этому чудному, таинственному произведению.
 Сама Толмачева была Весной и была конечно в центре спектакля, в платье цвета мака она была очень хороша. Артист Суховерко прекрасно читал Мороза и Берендея; Мизгирь, Купава, Бобыль и Бобылиха, прекрасная Елена - все мне понравились. Снегурочка же была слишком обыкновенной и несколько "бытовой"; то же самое и Лель (они меня не устроили).
 Курмангалиев пел песни Леля, и было забавно, как по приглашению Леля-блондина выступал совсем восточный Лель-брюнет. В последнем гимне (после отвратительной реплики Берендея "тревожить нас не может") Курмангалиев легко и красиво перекрыл своим голосом хор. Зива прекрасно провел танцы скоморохов и был на высоте. Бурные овации. 26/XII
 Музыкальная школа им. Прокофьева
 Чайковский
 Струнная серенада ор. 48
 дирижер: Юрий Николаевский
 (оркестр Госкино) Неприятие дирижера Юрия Николаевского и публикой и музыкантами принимает стихийные размеры. Это уже какой-то психоз.
 И ведь всё из-за его внешних данных и любви (педантичной) к работе. Не могу не протестовать этому явлению. Ценю его и люблю с ним работать. Оркестры же (всегда не любящие работать) резко бойкотируют этого прекрасного музыканта. 26/XII
 Декабрьские вечера в музее им. Пушкина
 Белый зал Нелли Ли в этот раз была весьма не в форме - это была большая ее неудача. Она как-то странно вокализировала, а уж слова ни од- 323
 Чайковский
 Песни для детей ор. 54:
 1. "Осень"
 2. "Мой садик"
 3. "Детская песенка"
 4. "Колыбельная песнь в бурю"
 5. "Кукушка"
 "Нам звезды кроткие сияли"
 "Канарейка"
 "Серенада" ("О дитя")
 "Песнь цыганки"
 "Кабы знала я..."
 "Уноси мое сердце"
 "Серенада" ("Ты куда летишь как птица")
 "Колыбельная"
 "Флорентийская песня" (Pimpinella)
 исп.: Нелли Ли
 ф-но: E. Шендерович ного понять нельзя было. Никакого сравнения с прошлыми ее выступлениями.
 Наташа Гутман (сидевшая одним рядом дальше) зло прошептала: "Мало работала!" Как жаль этого концерта и ее.
 Кстати, когда предложили отобрать некоторые романсы для радиопередачи, Нелли Ли всё запретила, а ведь это говорит о ее музыкальной совести. Я знаю несколько случаев, когда музыканты поступили обратным образом (возможно по меркантильным соображениям).
  28/XII
 Декабрьские вечера в музее им. Пушкина
 Белый зал
 Чайковский
 Квартет № 3 es moll ор. 30
 исп.: Квартет им. Бородина
 Секстет "Воспоминания о Флоренции" d moll ор. 70
 исп.:
 Михаил Копельман
 Андрей Абраменков
 Дмитрии Шебалин
 Юрий Башмет
 Наталия Гутман
 Валентин Берлинский Очень красивый концерт.
 Квартет истинно трагическое сочинение (бородинцы ясно демонстрировали это) - он действительно перекликается с шестой симфонией. Особенно запоминаются унисоны и аккорды третьей части. Впечатление, что зала вдруг задекорирована в траурные тона.
 Секстет. Это уже совсем другое. И хороший контраст первому сочинению. Конечно, не такое сильное впечатление, но... какой
 Meisterwerk <мастерство>, сколько изобразительности и жизни.
 Спасибо за этот вечер. 1987
 1987 1/I Новогодняя ночь (Большая
 Бронная)
 Равель
 "Hommage a Borodine" (?)
 исп.: Людмила Берлинская
 Присутствующие:
 М. Кавашима К. Сегава
 Конда Саи E. Лелина
 В. Зива Д. Картышева
 Т. Коваленко Д. Дорлиак
 Н. Д. 4 или 5/I
 запись
  324
 Франц Шрекер
 "Der Wind" (поэма-балет) для камер-
 ного ансамбля
 "Nachtstuck" (музыка из III акта опе-
 ры "Der ferne Klang")
 дирижер: Rickenstedt
 Слушал с О. Каганом и Н. Дорлиак Вена
 январь
 Брамс
 Соната № 3 f moll
 Анни Фишер (концерт в Милане) Анни Фишер - большая артистка с большим дыханием, волною и настоящей глубиной. f moll-ная соната одна из ее вершин. (А на иногда нечистые ноты вообще "наплевать" (pardon).) записи (Нагаока)
 Гайдн
 Сонаты g moll, G dur, B dur
 Шопен
 Баллада № 2
 Этюды № 1, 2, 3, 4, 17, 18, 19, 20, 23
 С. Р.
 записи (Токио)
 Шуман
 Этюды Паганини с, h, e
 Брамс
 Вариации на тему Паганини (I, II)
 С. Р. Мои записи (Токио, Нагаока) ничего особенно нового не принесли. Всё опять как-то не до конца. Konzerthaus
 Моцарт
 Концерт В dur № 18
 E. Leonskaja
 дирижер: Oleg Caetani В dur Моцарта. Лиза играла хорошо, уверенно и несколько деловито. (А я эту музыку абсолютно забыл, хотя играл в Большом зале с Кондрашиным.) Мантуя
 февраль
 прослушивание записей С. Р.
 Teatro Bibiena
 Бетховен
 33 вариации на вальс Диабелли
 Брамс
 Вариации на тему Паганини в доме Джирардили
 диск
 Шостакович
 Восьмая симфония
 дирижер: Хайтинг
 Слушал с Эгионом Восьмая Шостаковича в исполнении Хайтинга меня совершенно не устроила (как-то вязко, "красивым звуком", но не к месту).
 Эту симфонию мог дирижировать только один дирижер - Евгений Александрович Мравинский. 325
 Виеззе [Виезее?]
 апрель
 пленки с концертов
 (Амстердам, Хайде, Прага)
 Бетховен
 33 вариации на вальс Диабелли
 Два рондо
 Соната ор. 101
 С. Р. Проверка, где же Диабелли были лучше.
 Как это трудно установить при этом неимоверном размере длительности произведения. А фирма ждет с нетерпением решения насчет пластинки.
 Трудное положение. Вельс-Шустерберг
 по дороге в Вену в машине
 пленка из Амстердама
 Бетховен
 33 вариации на вальс Диабелли
 С. Р.
 С О. Друговичем и М. Кавашима Вел машину Оттмар Другович, которому я искренне симпатизирую. Он очень хотел послушать, и я согласился. Запись из Амстердама, Она по-видимому и лучшая.
 Впоследствии стала пластинкой. Вена (Ambassadeur)
 апрель
 Бетховен
 33 вариации на вальс Диабелли
 С. Р. (Амстердам)
 Лист
 Мысли о смерти
 Andante lagrimoso
 Ave Maria
 Франк
 "Прелюдия, хорал и фуга"
 С. Р. ([Поллинг?])
 Слушал с Эгионом Еще раз многослушаемые Диабелли. И вечные сомнения до раздражения.
 Листа прослушали для удовольствия - это можно издать, но пока никто не издает, так как по времени это не заполняет пластинку (опять технические причины), и Метаксасы тоже не очень спешат.
 Франк. Не помню, как играл...
 Сочинение единственное в своей чувствительной строгости и красоте. Москва
 май
 Лист
 Мысли о смерти
 Andante lagrimoso
 Ave Maria
 С. Р. ([Поллинг??])
 Шимановский
 Вторая соната
 С. Р. (Вельс)
 Слушал с Н. Гутман Решили с Наташей, что это хорошо (я поддался ее влиянию). Листа конечно можно издать в пластинке, но Шимановский!.. с бракованной кассетой! 9/V
 телевизионная передача
 (музей им. Пушкина)
 Шуберт
 "Зимний путь" Концерт Шрейера в музее им. Пушкина был гopaздо удачнее дрезденского, и по этой передаче это ясно слышно. 326
 поет П. Шрейер
 ф-но: С. Р.
 Слушал с Н. Дорлиак 11/V