<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 Основанием для составления расчетных ведомостей и расчетных листков служат первичные документы:
 ? табели учета рабочего времени;
 ? накопительные карточки заработной платы;
 ? расчеты бухгалтерии по всем видам доплат;
 ? расчетные ведомости (листы) за прошлый месяц;
 ? исполнительные листы;
 ? кассовые документы на выдачу заработной платы (авансов, отпускных);
 ? другие документы, отражающие сведения для расчета заработной платы.
 В соответствии с трудовым законодательством заработная плата работникам выплачивается не реже, чем каждые полмесяца. Применяется авансовый и безавансовый способы расчетов. В первом случае работникам выдается аванс (40 или 50% оклада), окончательный расчет производится по окончании месяца. Во втором случае работникам начисляется заработная плата за первую половину месяца (применяется, как правило, при автоматизации учета заработной платы) за фактически отработанное время или изготовленную продукцию, выполненные работы.
 На каждого работника на предприятии открываются лицевые счета, в которых отражаются сведения о работнике:
 ? дата поступления на предприятие,
 ? стаж работы,
 ? фамилия, имя, отчество,
 ? табельный номер,
 ? место работы (цех, отдел),
 ? профессия (должность),
 ? тарифная ставка (оклад),
 ? виды доплат,
 ? продолжительность отпуска,
 ? количество иждивенцев,
 ? виды и суммы удержаний,
 ? другие сведения, необходимые для расчета заработной платы.
 В лицевых счетах накапливаются сведения (на основании расчетных ведомостей и листов) о заработной плате работника на протяжении всего времени его работы на предприятии. Лицевые счета после увольнения работников сдаются в архив, где хранятся в течение 75 лет.
 Бухгалтерия предприятия производит и удержания, и вычеты из заработной платы:
 ? подоходный налог,
 ? по исполнительным листам,
 ? возмещение материального ущерба, причиненного работником предприятию,
 ? за брак продукции,
 ? за товары, купленные в кредит,
 ? погашение выданных ссуд и т.п.
 На основании расчетных (расчетно-платежных) ведомостей и листков составляют Свод начисленной заработной платы – регистр синтетического учета.
 Синтетический учет оплаты труда ведут на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Счет предназначен для обобщения информации о расчетах с персоналом, состоящим и не состоящим в штате предприятия; по оплате труда, а также о выплате доходов по ценным бумагам предприятия. По кредиту счета 70 отражают все виды начислений, по дебету – выплаты удержания из заработной платы. Кредитовое сальдо показывает задолженность предприятия перед работниками по оплате труда.
 Для организации бухгалтерского учета начисления заработной платы имеет значение деление ее на основную и дополнительную:
 ? основная заработная плата – заработная плата по тарифу и окладам, премии и доплаты, связанные с выполнением производственных программ, а также оплата простоев;
 ? дополнительная заработная плата – оплата непроработанного времен в соответствии с законодательством и коллективным договором.
 Суммы начисленной заработной платы по сдельным расценкам, по тарифным ставкам и окладам, премии за производственные показатели относятся в дебет счетов затрат:
 Д 20 – заработная плата и премии основных производственных рабочих;
 Д23 – заработная плата и премии рабочих сложных вспомогательных производств и всех работников простых вспомогательных производств;
 Д 25 – заработная плата и премии рабочих, обслуживающих оборудование, управленческого и прочего персонала цехов;
 Д26 – заработная плата и премии АУП, специалистов и служащих общезаводских служб;
 Д28 – заработная плата рабочих за исправление брака продукции;
 Д43 – заработная плата и премии работников коммерческих служб предприятия;
 Д44 – заработная плата всех работников торговли (оптовой и розничной) и общественного питания;
 К 70 – на сумму начисленной заработной платы.
 Начисленная заработная плата за неотработанное время относится в дебет тех же счетов, что и заработная плата за отработанное время.
 Для более равномерного включения затрат в себестоимость выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг на предприятии могут создаваться резервы на выплату отпускных, вознаграждений за выслугу лет. Для учета созданных резервов используют счет 89 «Резервы предстоящих расходов и платежей». Создание резерва отражается по кредиту счета 89 с дебетованном тех же счетов, что и при начислении основной заработной платы. Резервировать можно не только суммы заработной платы за время отпусков, но и суммы отчислений в социальные фонды. Начисление отпускных отражается записью: Д 89 К 70.
 Начисление пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование, пенсий и других аналогичных пособий оформляется проводкой: Д 69 К 70.
 По дебету счет 70 корреспондирует со счетами:
 Д 70
 К 50 – на суммы выданной наличными заработной платы;
 К 51 – на суммы заработной платы, перечисленной на счета работников в Сбербанке;
 К 69 – на суммы отчисления в пенсионный фонд;
 К 68 – на суммы удержанного подоходного налога;
 К 73 – на суммы удержаний за товары, проданные в кредит, по ссудам; взысканий в возмещение недостач и другого ущерба и т.д.;
 К 76 – на суммы депонированной заработной платы, удержаний по исполнительным листам.
 Контрольные вопросы
 1. Какие виды оплаты труда вы знаете?
 2. Какие формы оплаты труда вы знаете?
 3. Какие системы оплаты труда вы знаете?
 4. Что включает тарифная система?
 5. Какими документами оформляются расчеты по оплате труда?
 6. По какой формуле начисляется заработная плата при повременной оплате труда?
 7. По какой формуле начисляется заработная плата при сдельной оплате труда?
 8. Как происходят начисления по больничному листу?
 9. Как начисляются отпускные?
 10. Как начисляются сверхурочные?
 11. Как начисляются ночные?
 12. Как оплачивается работа в выходные и праздничные дни?
 13. На каких счетах ведется синтетический учет заработной платы?
 14. В каком размере и на каких счетах делаются отчисления во внебюджетные фонды?
 Условие задачи
 Количество плановых рабочих дней в феврале 2001 года – 20.
 Рабочие Алексеева В.Я. и Власова В.О. работают по совместительству на 0,5 ставки.
 Платежная ведомость на выплату аванса за февраль 2001 г.
 
 № п/п ФИО Должность Сумма аванса Роспись
 1 Полевой В.И. Директор 2000
 2 Романов С.В. Гл. бух. 1000
 3 Васильев А.В. Инженер 1500
 4 Смирнов К.М. Экспедитор 800
 5 Симонов С.В. Кассир -
 6 Яковлева В.В. Рабочая 1500
 7 Алексеева В.Я. Рабочая -
 8 Власова В.О. Рабочая -
 ИТОГО 6800
 По ведомости выплачено шесть тысяч восемьсот рублей 00 копеек
 Табель учета отработанного времени за февраль 2001 г.
 
 № п/п ФИО Должность Количество отработанных дней
 1 Полевой В.И. Директор 20
 2 Романов С.В. Гл. бух. 16
 3 Васильев А.В. Инженер 18
 4 Смирнов К.М. Экспедитор 20
 5 Симонов С.В. Кассир 20
 6 Яковлева В.В. Рабочая 20
 7 Алексеева В.Я. Рабочая 20
 8 Власова В.О. Рабочая 20
 
 Задание
 Заполнить лицевые счета работников предприятия, составить расчетную ведомость за февраль 2001 года, проставить корреспонденции в журнале хозяйственных операций.
 
 
  Лицевой счет Полевого В.И.
 Оклад
 Начислено повременно
 Районный коэффициент 30%
 Дальневосточная надбавка 30%
 ИТОГО начислено
 Подоходный налог
 Аванс
 ИТОГО удержано
 К ВЫДАЧЕ:
 
 Лицевой счет Романова С.В.
 Оклад
 Начислено повременно
 Районный коэффициент 30%
 Дальневосточная надбавка 30%
 ИТОГО начислено
 Подоходный налог
 Аванс
 ИТОГО удержано
 К ВЫДАЧЕ:
 
 Лицевой счет Васильева А.В.
 Оклад
 Начислено повременно
 Районный коэффициент 30%
 Дальневосточная надбавка 30%
 ИТОГО начислено
 Подоходный налог
 Аванс
 ИТОГО удержано
 К ВЫДАЧЕ:
 
 
 Лицевой счет Смирнова К.М.
 Оклад
 Начислено повременно
 Районный коэффициент 30%
 Дальневосточная надбавка 30%
 ИТОГО начислено
 Подоходный налог
 Аванс
 ИТОГО удержано
 К ВЫДАЧЕ:
 
 
 Лицевой счет Симонова С.В.
 Оклад
 Начислено повременно
 Районный коэффициент 30%
 Дальневосточная надбавка 30%
 ИТОГО начислено
 Подоходный налог
 Аванс
 ИТОГО удержано
 К ВЫДАЧЕ:
 
 
 Лицевой счет Яковлевой В.В.
 Оклад
 Начислено повременно
 Районный коэффициент 30%
 Дальневосточная надбавка 30%
 ИТОГО начислено
 Подоходный налог
 Аванс
 ИТОГО удержано
 К ВЫДАЧЕ:
 
 
 Лицевой счет Алексеевой В.Я.
 Оклад
 Начислено повременно
 Районный коэффициент 30%
 Дальневосточная надбавка 30%
 ИТОГО начислено
 Подоходный налог
 Аванс
 ИТОГО удержано
 К ВЫДАЧЕ:
 
 
 Лицевой счет Власовой В.О.
 Оклад
 Начислено повременно
 Районный коэффициент 30%
 Дальневосточная надбавка 30%
 ИТОГО начислено
 Подоходный налог
 Аванс
 ИТОГО удержано
 К ВЫДАЧЕ:
 
 Выдержка из журнала хозяйственных операций
 за февраль 2001 года
 
 №пп Содержаниеоперации Сумма Корреспонденции
  Д К
 1 Начислена заработная плата работникам предприятия
 2 Произведены отчисления в органы социального страхования (4%)
 3 Произведены отчисления в пенсионный фонд (28%)
 4 Произведены отчисления в органы медицинского страхования (3,6%)
 5 Удержан подоходный налог
 Расчетная ведомость за февраль 2001 г.
 
 № п/п ФИО Должность Повременно РК ДВ ИТОГО начислено Подоходный налог Аванс ИТОГО удержано К выдаче
 1 Полевой В.И. Директор
 2 Романов С.В. Гл. бух.
 3 Васильев А.В. Инженер
 4 Смирнов К.М. Экспедитор
 5 Симонов С.В. Кассир
 6 Яковлева В.В. Рабочая
 7 Алексеева В.Я. Рабочая
 8 Власова В.О. Рабочая
 ИТОГО
 
 Тема 6. Учет материалов
 Краткая теория
 Материал – вещественный элемент, приобретенный с целью его дальнейшего использования в качестве предмета труда в производственном процессе. Материал полностью потребляется в производственном цикле и, следовательно, полностью переносит свою стоимость на стоимость произведенной продукции или оказанных услуг.
 Организация грамотного учета материалов в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий. При таком учете очень важно организовать контроль за сохранностью материалов, их соответствием документам; за соблюдением норм потребления; выявления затрат, связанных с заготовкой материалов.
 Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки, транспортировки продукции (материалов), и другие материальные ресурсы отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения стоимость услуг, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.
 Задачей бухгалтерского учета является:
 ? получение точной информации о состоянии запасов по местам их хранения;
 ? получение точной информации о состоянии запасов на всех стадиях их движения;
 ? получение точной информации о взаимоотношениях с поставщиками;
 ? составление на основе всей финансовой информации всевозможных отчетов в инстанции самых различных уровней.
 Данные бухгалтерского учета должны содержать необходимую и достаточную информацию для принятия решений ведущих к снижению издержек.
 Основные понятия, используемые при учете материалов:
 Вид или группа материалов – используется для удобства оперирования с частью, а не со всей совокупностью материальной массы.
 Номенклатурный номер – присваивается конкретному виду (или части вида) материала. Он призван нести в себе необходимую информацию о материале. С помощью номенклатурного номера легко найти нужный материал среди всей материальной массы. Под одним номенклатурным номером может учитываться множество материалов с неким одинаковым набором параметров. При единичном учете, как частном случае, каждому материалу соответствует один (уникальный) номенклатурный номер.
 Партия – как правило, материал на предприятие поступает партиями, различающимися как поставщиками, так и покупной ценой. В зависимости от принятого метода учета приходоваться вновь поступившая партия материала будет по-разному.
 Место хранения – если у предприятия материал хранится в нескольких местах, то очень важно организовать учет по местам хранения (подразделениям).
 Движение материала – приход, расход, возврат, перемещение. Информация о движении материала должна содержать все сведения, необходимые для расчета учетной цены, расчетов с поставщиками. Запись о движении материала должна осуществляться на основании первичных документов – накладных, счетов-фактур, актов на списание и т.п.
 Документооборот.
 Абсолютно каждый факт движения материальной массы должен сопровождаться первичными, оправдательными документами.
 Движение материалов – это в основном поступление и выбытие. Поступление материала сопровождается входящими документами – это накладные и счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и другие документы, оформляемые поставщиком материала. Выбытие (перемещение) материала сопровождается исходящими документами: требования, лимитно-заборные карты.
 Карточка движения материала – заводится для материалов с одинаковым номенклатурным номером. Содержит в себе полное описание параметров данной материальной позиции. Сам номенклатурный номер, название, единицу измерения, учетную цену, сорт, бухгалтерский счет, на котором учитывается данный материал и т.п. Кроме этого, как явствует из названия, в ней прослеживается все движение данной материальной позиции – приход, расход, остаток. По записям в карточке ведения учета по данному материалу (инвентарной карточке) легко увидеть, сколько отпущено и сколько осталось, не прибегая к инвентаризации. Инвентаризация в этом случае требуется только для сверки данных учета с фактическими остатками.
 Оборотная ведомость содержит суммарную информацию по движению материальной массы. Для каждого номенклатурного номера в оборотной ведомости должна быть информация в количественном и суммовом измерениях на начало периода, приходе, расходе и остатках на конец периода.
 Накладная на перемещение используется для оформления операций по перемещению материалов из одного подразделения в другое.
 Акт на списание используется для оформления выбытия материала, не связанного с его использованием в процессе производства: порча, потеря потребительских свойств, пропажа и т.п.
 Себестоимость материала – денежное выражение издержек производителя, складывающаяся из затрат, связанных непосредственно с производством и затрат, связанных с реализацией.
 Отпускная цена производителя складывается из себестоимости, дохода (прибыли) и налогов.
 Оптовая цена – цена продажи у предприятия оптовой торговли.
 Можно назвать еще целый ряд цен: договорная, среднерыночная, покупная, продажная и т.д., и т.п. С точки зрения сроков действия различают цены постоянные и временные.
 В соответствии с планом счетов все операции, связанные с движением материальной массы, отражаются на активном счете 10 «Материалы», по дебету которого отражаются суммы полученной материальной массы, по кредиту – выбытие материалов. Сальдо 10 счета показывает наличие материала на момент учета. При журнально-ордерном методе учет ведется в журнале-ордере № 10.
 К счету 10 «Материалы» могут быть открыты, при необходимости, субсчета:
 1) сырье и материалы;
 2) покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;
 3) топливо;
 4) тара и тарные материалы;
 5) запасные части;
 6) прочие материалы;
 7) материалы, переданные в переработку на сторону;
 8) строительные материалы;
 9) инвентарь и хозяйственные принадлежности.
 При учете материалов следует подчеркнуть, что материалы на счете 10 учитываются без НДС, а НДС по приобретенным материалам учитывается отдельно и отражается на счете 19 (к которому открывается субсчет «НДС по приобретенным материальным ресурсам») в корреспонденции со счетами учета поставщиков.
 Методы учета материалов
 Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки, транспортировки продукции (материалов), и другие материальные ресурсы отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, стоимость услуг, уплаченных снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.
 Для бухгалтера предприятия особый интерес представляют:
 Учетная цена – цена, по которой материал учитывается в бухгалтерских регистрах.
 Цена закупки – цена, по которой материал приобретен.
 Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов: по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО), по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).
 Точному и своевременному учету материалов на предприятиях придается большое значение. Как известно учет материалов производится в двух измерителях – денежном и вещественном (количественном).
 Количественный учет производится в единицах измерения, присущих данному материалу (штуки, метры, литры и т.п.)
 Суммовой учет производится в едином денежном измерителе – валюте учета. При этом если с количественным учетом более-менее все понятно, то суммовой учет может осуществляться по разным методикам.
 В основе этих методов лежит покупная цена материала. Если при отпуске материала оформляется документ (накладная на отгрузку) с перечнем отгружаемого материала, с указанием для каждого материала количества, отпускной цены за единицу и суммы, то по записям в карточке ведения учета по данному материалу (инвентарной карточке) легко увидеть, сколько отпущено и сколько осталось, не прибегая к инвентаризации. Инвентаризация в этом случае требуется только для сверки данных учета с фактическими остатками.
 Все многообразие методов учета можно свести на две группы: точного учета (единичный учет) и приближенного учета.
 Единичный учет (метод фактических цен) является абсолютно точным методом учета движения материала. На каждую партию материала с одинаковыми входными параметрами, поступающую на предприятие заводится инвентарная карточка. Учетная цена в этом случае есть фактическая цена закупки. На каждую единицу прикрепляется инвентарный номер. В момент отпуска материала бухгалтер делает отметку в специальном учетном регистре о том, какой инвентарный номер отпущен в производство. При этом точно известна стоимость материала, перенесшего свою стоимость на готовую продукцию.
 При отсутствии автоматизированных систем и непрерывном увеличении инвентарных карточек этот метод очень трудоемок.
 Методы, при которых учетная цена отпущенного в производство материала определяется расчетным путем, являются методами приближенного учета. Различают три основных метода, каждый из которых, в свою очередь, подразделяется на оперативный и итоговый.
 Метод средних цен – материал с одинаковыми входными параметрами учитывается в одной инвентарной карточке независимо от закупочной цены. Учет по партиям не ведется. Вновь поступивший материал усредняется с уже имеющимся. В результате в каждый момент времени мы имеем как бы одну партию по одной учетной цене – определяемой делением общей стоимости материала на общее количество.
 ФИФО (FIFO)
 Вновь поступившая партия отражается в учете как самостоятельная партия, независящая от имеющихся на учете. При списании делается предположение, что реализован материал из самой первой поступившей партии. Если количество материала в первой партии меньше, чем требуется передать в производство, то списывается материал из второй партии, и т.д. Тем самым списание материала производится по принципу «первым пришел – первым ушел» – «first in – first out». Этот метод оправдан в условиях низкой инфляции. В условиях высокой инфляции применение этого метода приведет к завышению стоимости материальных остатков, занижению себестоимости готовой продукции и, как следствие, завышению результатов от реализации. Дело в том, что в условиях высокой инфляции последующая партия поступает, как правило, по более высоким ценам. Списывая сначала предыдущую партию, т.е. более дешевую, мы оставляем на учете более дорогую.
 ЛИФО (LIFO)
 Вновь поступившая партия отражается в учете как самостоятельная партия, не зависящая от имеющихся на учете. При списании делается предположение, что отпущен материал из самой последней поступившей партии. Если количество материала в последней партии меньше, чем требуется передать в производство, то списывается материал из предпоследней партии, и т.д. Тем самым списание материала производится по принципу «последним пришел – первым ушел» – «last in – first out». Этот метод оправдан в условиях высокой инфляции, так как стоимость списываемого материала максимально приближена к текущим рыночным ценам – в первую очередь списывается материал, купленный последним и его учетная цена ближе к рыночным ценам, чем цены первых партий. При этом методе снижается стоимость материальных остатков и, как следствие, результаты от реализации готовой продукции, по сравнению с предыдущим методом.
 По технике организации учета методы ЛИФО аналогичны методам ФИФО, только списание производится в обратном порядке – от последних партий к первым.
 Себестоимость переданных в производство материалов рассчитывается, как и во всех итоговых методах, вычитанием остатков на конец учетного периода из суммы всех поступлений с учетом остатков на начало учетного периода.
 Все описанные выше методы учета материала основаны на том, что нам известен количественный расход материала по каждому факту передачи в производство. Мы точно фиксируем дату и количество расхода конкретного материала. Знание этого является основой суммового учета. Мы выбираем тот или иной метод суммовой оценки стоимости переданного в производство материала, а количество списываемого материала знаем точно.
 Корреспонденции
 
 № п/п Содержание операций Дебет Кредит
 1 Поступили материалы от поставщиков 10 60
 2 Отражен НДС 19 60
 3 Отпущены материалы в производство 20 10
 
 Контрольные вопросы
 1. Классификация материалов.
 2. Оценка материальных ресурсов.
 3. Методы определения фактической себестоимости материалов, израсходованных на производство.
 4. Какими документами оформляется движение материалов?
 5. На каких счетах учитываются материалы?
 6. Отразить корреспонденции, принимая во внимание то, что учет материалов ведется традиционным способом:
 ? поступили материалы от поставщика;
 ? оплата счета поставщика;
 ? поступили материалы от подотчетного лица;
 ? отпущены материалы в производство;
 ? из производственного цеха возвращены на склад неиспользованные материалы.
 7. Какой учетный регистр ведется по учету материалов?

<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу