<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Приведенные обязанности бухгалтерских работников являются типовыми и при разработке должностных инструкций должны уточняться и корректироваться с учетом специфики деятельности организации, объем работ на каждом участке, сложившейся в организации схемы документооборота, а также перспектив развития организации вообще и системы управления организацией в частности.
 7.6. Права и обязанности аудиторов
  Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций определены ст.5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (Приложение II) и аудиторском стандарте "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов", одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.99, протокол № 6. Согласно данным документам при проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:
 1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
  2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое
 наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
  3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной
 и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
  4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения
 своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в
 аудиторском заключении в случаях:
  - непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
  - выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности
 финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
  5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенные договором оказания аудиторских услуг и не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
  При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
  1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом;
  2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую ин
 формацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах
 Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы
 аудиторской организации или индивидуального аудитора;
  3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
  4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согла
 сия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
  Что касается иных обязанностей (п. 5 п.2), то здесь необходимо иметь в виду, что:
  - аудиторы должны пройти аттестацию и ежегодно повышать свою
 квалификацию;
  - аудиторские организации должны получить лицензию на право
 осуществления аудиторской деятельности и лицензии на оказание сопутствующих аудиту услуг, если они носят лицензионный характер;
  - соблюдать условия конфиденциальности;
  - отказаться от проведения аудиторской проверки, о чем поставить
 в известность заказчика в следующих случаях:
  1) если аудиторские фирмы являются их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении
 которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственника
 ми, акционерами;
  2) если аудиторские фирмы являются их дочерними предприятиями,
 филиалами (отделениями) и представительствами экономических субъектов или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм;
  3) если данному экономическому субъекту были оказаны услуги по
 восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.
 7.7. Права и обязанности аудируемых экономических субъектов
  Статья 6 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (Приложение И) и аудиторский стандарт "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов", одобренный Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.99, протокол № 6 определили перечень прав и обязанностей аудируемых лиц. Так, при проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
  1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или
 индивидуального аудитора;
  2) получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания
 аудиторских услуг;
  3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
  При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:
  1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
  2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской
 проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию,
 необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной фор
 мах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской
 проверки сведения у третьих лиц;
  3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;
  4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской
 проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления
 финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в
 том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются
 с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;
  6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
 7.8. Аудиторская тайна
  В соответствии с требованиями Закона "Об аудиторской деятельности" (Приложение II) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.
  Аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
  Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (далее уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.
  В случае разглашения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.
  Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности.
 7.9. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций
  Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (Приложение II), Федеральный стандарт аудиторской деятельности № 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой отчетности" (Приложение И) определяют, что аудитор несет ответственность за:
  1. Нарушение условий договора или нарушение гражданского законодательства, связанное с неисполнением обязательств либо исполнением
 его ненадлежащим образом (ГК, ст. 401). Ответственность предусмотрена
 также УК Российской Федерации.
 2. Разглашение коммерческой тайны.
  В случае разглашения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.
  Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляется исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности.
  3. Причиненный заказчику вред в результате некачественного про
 ведения аудита.
  Аудитор ответственен только за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовых отчетов проверяемой организации. Ответственность за подготовку и представление отчетов несет руководитель проверяемого субъекта.
  Орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению заинтересованного экономического субъекта, а также по собственной инициативе или по предложению прокурора может назначить проверку качества аудиторского заключения, производимую соответственно за счет средств заинтересованного экономического субъекта либо за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.
  Уклонение от проведения внешней проверки качества или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора.
  В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора (аудируемой фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию - понесенные убытки в полном объеме; расходы на проведение перепроверки и штраф.
  В случае выявления при проведении проверки качества работы фактов систематического нарушения аудитором аудиторской организации или индивидуальным аудитором при проведении аудиторской проверки требований нормативных правовых актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, проверяющие обязаны сообщить о таких фактах федеральному органу. На виновных в таких нарушениях может быть наложено взыскание в установленном настоящим Федеральным законом порядке, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности индивидуального аудитора.
  4. Составление заведомо ложного заключения.
  Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
  Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по пунктам 2,4, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
  Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по приговору суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право заниматься аудиторской деятельностью в течение всего этого срока.
  За осуществление аудиторской деятельности без лицензии на аудиторскую организацию или индивидуального аудитора налагается штраф в размере от 100 до 300 установленных законодательством МРОТ.
  Отдельная статья в Уголовном кодексе РФ (ст.202 "Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами") устанавливает ответственность индивидуальных аудиторов за использование своих полномочий вопреки задачам аудиторской деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц. Если действия индивидуального аудитора причинили существенный вред правам и законным интересам граждан, организаций или государства, то он наказывается штрафом в размере от 500 до 800 установленных законодательством МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  Если указанные действия совершены неоднократно, то индивидуальный аудитор наказывается штрафом в размере от 700 до 1000 установленных законодательством МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
 
 
 
 
 
 ГЛАВА VIII
 ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУХГАЛТЕРА И АУДИТОРА
 8.1. Этическое регулирование деятельности профессиональных бухгалтеров в России и за рубежом
  Профессиональные бухгалтеры во всем мире выполняют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели, правительство и население в целом полагаются на профессиональных бухгалтеров в плане достоверного и полного финансового учета и отчетности, эффективного финансового управления и компетентных рекомендаций по различным вопросам. Подход и поведение профессиональных бухгалтеров при предоставлении ими таких услуг влияют на экономическое благосостояние всей страны.
  Профессиональные бухгалтеры смогут оставаться в таком привилегированном положении только в том случае, если они по-прежнему будут предоставлять обществу свои услуги на высоком уровне, полностью оправдывая общественное доверие, так как пользователи финансовой информации полагаются на объективность данных и порядочность профессиональных бухгалтеров в коммерческой деятельности. Поэтому представители бухгалтерской профессии всего мира более всего заинтересованы в соблюдении не только высокого уровня качества работы, но и этических требований, призванных обеспечить такой уровень.
  Международная федерация бухгалтеров (МФБ) в июле 1996 г. приняла Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. В январе 1998 г. он был пересмотрен. Настоящий Кодекс представляет собой свод этических требований, правил, предъявляемых к бухгалтерам во всем мире. Он состоит из трех частей:
  часть А - применяется ко всем профессиональным бухгалтерам;
  часть В - применяется к публично практикующим профессиональным бухгалтерам;
  часть С - применяется к наемным профессиональным бухгалтерам.
  Кодекс признает, что цели бухгалтерской профессии состоят в выполнении работы в соответствии с самыми высокими стандартами профессионализма, в обеспечении самых лучших результатов работы и в целом в выполнении требования о соблюдении общественных интересов. Эти цели требуют соблюдения четырех основных требований.
  Достоверность
  В обществе в целом существует потребность в достоверной информации и надежных информационных системах.
 Профессионализм
  Существует потребность в людях, которые могут быть без сомнения идентифицированы клиентами, работодателями и другими заинтересованными сторонами как специалисты в сфере бухгалтерского учета.
  Качество услуг
  Необходима уверенность в том, что все услуги, предоставленные профессиональным бухгалтером, соответствуют высшим стандартам качества.
  Доверие
  Потребители услуг профессиональных бухгалтеров должны быть уверены в существовании основ профессиональной этики, регулирующих предоставление таких услуг.
 Кодекс разработан на базе фундаментальных принципов, которыми
 являются:
  Порядочность. Профессиональный бухгалтер должен быть откровенен и честен при предоставлении им профессиональных услуг.
  Объективность. Профессиональный бухгалтер должен быть справедливым и должен избегать предвзятости или небеспристрастности, конфликта интересов или влияния других лиц, которые бы мешали его объективност и.
  Профессиональная компетентность и должная тщательность. Профессиональный бухгалтер должен предоставлять профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью. Он несет постоянную обязанность по поддержанию профессиональных знаний и навыков на уровне, необходимом для предоставления клиенту или работодателю преимуществ, связанных с использованием профессиональных услуг компетентного лица, опирающегося на последние тенденции в практике, законодательстве и методах работы.
  Конфиденциальность. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или разглашать такую информацию без соответствующих надлежащих полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами или обязанностями.
  Профессиональное поведение. Профессиональный бухгалтер должен действовать таким образом, чтобы -это соответствовало хорошей репутации профессии, и должен воздерживаться от какого-либо поведения, которое бы могло нанести ущерб этой репутации
  Технические стандарты. Профессиональный бухгалтер должен предоставлять профессиональные услуги в соответствии с применяемыми техническими и профессиональными стандартами.
  Международный кодекс этики является образцом для национальных этических рекомендаций. Он определяет целый ряд принципов, которые должны соблюдаться профессиональными бухгалтерами для достижения общих целей, независимо от культурных традиций и нормативных требований различных стран.
  На базе международного Кодекса ИПБ России.разработал в 1999 г. Кодекс этики члена ИПБ России (Приложение VIII).
  Этический механизм регулирования деятельности профессиональных бухгалтеров является в современных условиях России дополнительным к административному и экономическим механизмам. Его роль будет неуклонно возрастать по мере развития рыночной экономики и росту числа и роли профессиональных бухгалтеров и аудиторов.
 8.2. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров
  Кодекс этики члена ИПБ России (Приложение III) был утвержден в 1999 г. в качестве документа общественного регулирования (саморегулирования) деятельности членов ИПБ.
 Кодекс состоит из шести разделов:
  I. Введение.
  II. Общие требования, предъявляемые к членам Института профессиональных бухгалтеров.
  III. Члены Института профессиональных бухгалтеров, возглавляющие
 профессиональные организации или работающие индивидуально.
 IV. Члены Института профессиональных бухгалтеров, работающие по найму.
 V. Порядок разрешения этических конфликтов.
  VI. Дисциплинарные меры и порядок их применения.
  Во введении определяются основания, цели и сфера действия Кодекса, дается определение профессионального бухгалтера, сферы деятельности и особенностей деятельности членов ИПБ, рассматриваются основные принципы деятельности члена ИПБ.
 Так целью Кодекса этики члена ИПБ является:
  а) установление основных принципов, которые должны соблюдаться
 членами ИПБ (руководителями профессиональных организаций, наемны
 ми бухгалтерами, работающими по договорам лицами);
  б) формулировка правил поведения членов ИПБ, как возглавляющих профессиональные организации (работающих индивидуально), так и работающих по найму в профессиональных организациях;
  в) изложение порядка разрешения этических конфликтов и мер взыскания к нарушителям вышеуказанных принципов и правил поведения.
  Положения Кодекса обязательны для всех физических лиц - членов некоммерческого партнерства "Институт профессиональных бухгалтеров России", а также для членов тех общественных объединений различных категорий профессиональных бухгалтеров, которые примут решение о подчинении своей деятельности требованиям настоящего Кодекса.
  Во второй части определены общие требования, предъявляемые к членам ИПБ: честность, объективность, компетентность, конфиденциальность и др.
  Третья часть определяет этические принципы деятельности бухгалтеров, возглавляющих профессиональные организации или работающих индивидуально: независимость и компетентность. В ней подробно характеризуются все ситуации, ставящие под угрозу независимость члена ИПБ, как то:
 - финансовое участие в делах клиента;
 - трудовые отношения с организацией клиента;
 - оказание определенных услуг клиентам при осуществлении аудита;
 - родственные и личные взаимоотношения;
 - оплата услуг;
 - судебные отношения с клиентом;
  - ненадлежащий состав учредителей профессиональной организации.
 В этой же части изложен порядок определения стоимости услуг и
 факторы, влияющие на величину оплаты.
  В следующей части рассмотрены этические правила деятельности членов ИПБ, работающих по найму. Особое внимание уделено расхождению во мнениях между членом ИПБ и его работодателем по вопросам профессионального характера и этическим вопросам.
  Отдельный раздел Кодекса посвящен порядку разрешения этических конфликтов. Он содержит определение этического конфликта, характеристику факторов, вызывающих этические конфликты и порядок их разрешения.
  Последний раздел Кодекса посвящен дисциплинарным мерам: их видам (замечание, предупреждение, приостановление членства в ИПБ на срок до одного года, исключение из членов ИПБ) и порядку их применения.
  Кодекс этики члена ИПБ России во многом соответствует международному Кодексу этики профессиональных бухгалтеров и разработан с учетом национальных особенностей хозяйственной деятельности России.
 8.3. Работа профессиональных ассоциаций по созданию и соблюдению кодексов этики
  Кодексы профессиональной этики получили широкое распространение в зарубежном бизнесе. Они разрабатываются как различными специальными профессиональными организациями, так и отдельными фирмами и различаются по сфере распространения и обязательности исполнения. Аналогичные кодексы разработаны и в сфере бухгалтерского учета. Так, в США при получении сертификата СРА или СМА соискатель должен письменно подтвердить свое согласие с соответствующим кодексом этики.
  Международный кодекс этики профессиональных бухгалтеров был разработан и утвержден международной федерацией бухгалтеров (МФБ). (International Federation of Accountants - IFAC). Она была создана в 1977 г. для развития и укрепления престижа бухгалтерской профессии. Цели этой организации в значительной степени совпадают с целями КМСФО, однако приоритет отдается собственно бухгалтерской профессии. Членами IFA С являются представители профессиональных учетных организации из более чем 75 стран.
  Действующий в составе федерации Комитет по обобщению практики аудирования (International Auditing Practices Committee - 1APC) издает специальные руководства (guidelines), в которых обобщается и анализируется практика аудирования в различных странах мира.
  Работа другого комитета - Комитета по профессиональной подготовке (Education Committee) - направлена на унификацию квалификационных и образовательных критериев при подготовке профессиональных бухгалтеров. Комитет по этике (Ethics Committee) занимается обобщением национальных кодексов профессиональной этики и выработкой единого стандарта. Оба эти комитета также периодически публикуют guidelines по вопросам, входящим в сферу их компетенции.
  Комитет по этике определил, что каждая организация - член МФБ должна установить этические требования для своих членов, с тем, чтобы обеспечить наивысшее качество их работы и общественное доверие к профессиональному сообществу.
  Для стран, которые решат принять международный Кодекс этики в качестве своего национального, МФБ подготовила примерный текст, который может быть использован для описания статуса и применимости Кодекса в соответствующей стране. Международный кодекс этики может быть использован и в качестве основы утвержденных этических требований в стране. По этому пути пошла и Россия.
  В апреле 1997 г. в Российской Федерации (г. Москва) был создан ИПБ России в форме некоммерческого партнерства, учредителями которого являются ведущие высшие учебные, научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Министерство финансов РФ.
  ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они включают в себя руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухучета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента.
  Одной из задач ИПБ России является определение этических норм поведения бухгалтеров и контроль за их соблюдением всеми его членами.
  ИПБ России на базе Международного кодекса этики разработал и утвердил Кодекс этики члена ИПБ России (протокол № 21 от 24.05.1999) (Приложение VIII).
  В ноябре 2001 г. Институт профессиональных бухгалтеров России стал полным членом Международной федерации бухгалтеров, не последнюю роль в признании ИПБ России на международном уровне сыграла именно разработка первого в России Кодекса этики профессиональных бухгалтеров.
 8.4. Кодекс профессиональной этики аудиторов
  В опубликованном Российской коллегией аудиторов Кодексе обобщены этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, определены нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм является непременной обязанностью и высшим долгом каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы.
  Соблюдение этических норм профессионального поведения гарантируется высокими моральными качествами и профессиональной ответственностью аудиторов, объективной необходимостью поддержать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора.
  Кратко этические нормы аудиторской деятельности можно сформулировать как независимость; компетентность; добросовестность; объективность.
  Основные цели и принципы Кодекса этики.
  В Кодексе определено, что цели бухгалтерской профессии состоят в выполнении работы в соответствии с самыми высокими стандартами профессионализма, в обеспечении самых лучших результатов работы и в целом в выполнении условия соблюдения общественных интересов, указанного выше. Для достижения этих целей необходимо соблюдение четырех основных требований:
  1) достоверность (у общества существует потребность в достоверной информации и надежных системах подготовки и предоставления такой
 информации);
  2) профессионализм (существует потребность в людях, которые без
 сомнений могут быть признаны клиентами, работодателями и другими
 заинтересованными сторонами как специалисты в области бухгалтерского
 учета и смежных дисциплинах);
  3) качество услуг (необходима уверенность в том, что все услуги,
 предоставленные аудитором, соответствуют высшим стандартам качества);
  4) доверие (потребители аудиторских услуг должны быть уверены в существовании основ профессиональной этики, регулирующих
 предоставление таких услуг).
  При достижении целей бухгалтерской и аудиторской профессии аудиторы должны соблюдать ряд исходных условий и фундаментальных принципов. Такими фундаментальными принципами является порядочность, объективность, профессиональная компетентность, профессиональное поведение и выполнение требований технических стандартов.
  Порядочность. Аудитор должен быть откровенен и честен при предоставлении им профессиональных услуг.
  Объективность. Аудитор должен быть справедливым и избегать предвзятости или небеспристрастности, конфликта интересов или влияния других лиц, которые бы мешали его объективности.
  Профессиональная компетентность и должная тщательность. Аудитор должен предоставлять профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью. Он несет постоянную обязанность поддержания профессиональных знаний и навыков на уровне, необходимом для предоставления клиенту или работодателю преимуществ, связанных с использованием профессиональных услуг компетентного лица, опирающегося на последние тенденции в практике, законодательстве и методах работы.
  Конфиденциальность. Аудитор должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или разглашать такую информацию без надлежащих полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие подобной информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами либо обязанностями.
  Профессиональное поведение. Аудитор должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и воздерживаться от поведения, которое могло бы нанести ущерб этой репутации.
  Технические стандарты. Аудитор должен предоставлять профессиональные услуги в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами. Он обязан тщательно и умело выполнять инструкции клиента или работодателя в той мере, в какой такие требования совместимы с требованиями в отношении порядочности, объективности и, в определенных случаях (проведение обязательного аудита либо оказание других услуг, предполагающих предоставление по их результатам выводов или отчетов третьим лицам) - независимости.
  Независимость аудитора. Аудиторы обязаны отказаться от оказания профессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях.
  В заключении или другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-либо оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента.
  Перечислим основные обстоятельства, которые могут нанести ущерб независимости аудитора либо позволяющие сомневаться в его фактической независимости:
  а) предстоящие (возможные) или ведущиеся судебные (арбитражные) дела с организацией клиента;
  б) финансовое участие аудитора в делах организации клиента в любой форме;
  в) финансовая и имущественная зависимость аудитора от клиента
 (совместное участие в инвестициях в другие организации, кредитование,
 кроме банковского, и др.);
  г) косвенное финансовое участие (финансовая зависимость) в организации клиента через родственников, служащих фирмы, через основные
 и дочерние организации и т.п.;
  д) родственные и личные дружеские отношения с директорам и высшим управляющим персоналом организации клиента;
  е) чрезмерная гостеприимность клиента, а также получение от него
 товаров по ценам, существенно сниженным относительно реальных рыночных цен;
  ж) участие аудитора (руководителей аудиторской фирмы) в любых органах управления организации клиента, его основных и дочерних организаций;
  з) неосторожные рекомендации и советы аудиторов (руководителей
 аудиторских фирм) о финансовых вложениях в организации, в которых они
 сами имеют какие-либо финансовые интересы;
  и) прежняя работа аудитора в организации клиента либо в его управляющей организации на любых должностях;
  к) поступившее предложение о назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации клиента.
  По вышеуказанным обстоятельствам независимость считается нарушенной, если они возникли, продолжали существовать или были прекращены в периоде, за который должны быть выполнены профессиональные аудиторские услуги.
  Основные обстоятельства, которые могут нанести ущерб независимости аудиторской фирмы либо позволят сомневаться в ее фактической независимости:
  а) если аудиторская фирма участвует в финансово-промышленной
 группе, в группе кредитных организаций или холдинге и оказывает профессиональные аудиторские услуги организациям, входящим в эту финансово-промышленную либо банковскую группу (холдинг);
  б) если аудиторская фирма возникла на базе структурного подразделения бывшего или действующего министерства (комитета) или при прямом или косвенном участии бывшего или действующего министерства
 (комитета) и оказывает услуги организациям, ранее или в настоящее время
 подчиненным данному министерству (комитету);
  в) если аудиторская фирма возникла при прямом или косвенном участии банков, страховых компаний или инвестиционных институтов и оказывает услуги организациям, акции которых находятся в собственности,
 приобретены или приобретались вышеназванными структурами в пери
 од, за который аудиторская фирма должна оказать услуги.
  В тех случаях, когда аудитор выполняет по поручению клиента другие услуги (консультирование, составление отчетности, ведение бухгалтерского учета и т.п.), необходимо следить, чтобы они не нарушали независимости аудитора. Независимость аудитора обеспечивается тогда, когда:
  а) консультации аудитора не перерастают в услуги по управлению
 организацией;
  б) нет никаких причин и ситуаций, влияющих на объективность суждений аудитора;
  в) персонал, участвовавший в ведении бухгалтерского учета и составления отчетности, не привлекается к аудиторской проверке организации клиента;
  г) ответственность за содержание бухгалтерского учета и отчетности
 принимает на себя организация клиента.
  Налоговые отношения. Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодательство о налогообложении во всех аспектах: они не должны сознательно скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах других лиц.
  При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификации в целях уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы.
  О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фактах нарушения налогового законодательства, ошибках в расчетах и уплате налогов аудитор обязан в письменной форме сообщить администрации клиента и ревизионной комиссии акционерного (хозяйственного) общества и предупредить их о возможных последствиях и путях исправления нарушений и ошибок.
  Рекомендации и советы в области налогообложения аудитор обязан представлять клиенту только в письменной форме. При этом он стремится не обнадеживать клиента в том. что его рекомендации исключают любые проблемы с налоговыми органами, а также должен предупредить клиента, что ответственность за составление и содержание налоговых деклараций и иной налоговой отчетности лежит на самом клиенте.
  Плата за профессиональные услуги. Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нормам профессиональной этики, если она выплачивается в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора.
  Размер оплаты профессиональных услуг аудиторов не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата или обусловливаться иными обстоятельствами, кроме этих.
  Аудитор не имеет права получать плату за профессиональные услуги наличными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов.
  Аудитор обязан воздерживаться от выплаты и получения комиссионных за приобретение или передачу клиентов либо передачу кому бы то ни было услуг третьей стороны.
  Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок платы за свои профессиональные услуги.
 Аудитор не обязан заранее объявлять о расценках за оказываемые услуги.
  Сомнения в соблюдении профессиональной этики вызывает ситуация, когда плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора за оказанные профессиональные услуги.
  Отношения между аудиторами. Аудиторы обязаны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии.
  Аудитор должен воздерживаться от нелояльных действий в отношении коллеги при замене клиентом аудитора, содействовать вновь назначенному аудитору в получении информации о клиенте и о причинах замены аудитора.
  Информирование вновь назначенного аудитора производится в письменной форме с соблюдением этических норм о конфиденциальности.
  Вновь приглашенный аудитор, если такое приглашение сделано не по результатам конкурса, проведенного клиентом, прежде чем согласиться на предложение, обязан направить письменный запрос прежнему аудитору и убедиться, что не существует профессиональных причин для отказа от него.
  Вновь приглашенный аудитор, не получивший ответа от прежнего аудитора на свой запрос в течение приемлемого времени и, несмотря на предпринятые усилия, не имеющий иной информации об обстоятельствах, препятствующих его сотрудничеству с данным клиентом, имеет право дать положительный ответ на полученное предложение.
  Аудитор имеет право в интересах своего клиента и с его согласия приглашать для оказания профессиональных услуг других аудиторов и иных специалистов. Отношения с другими аудиторами (специалистами), привлекаемыми дополнительно, должны быть деловыми и корректными.
  Аудиторы (специалисты), дополнительно привлекаемые к оказанию услуг, обязаны воздерживаться от обсуждения с представителями клиента деловых и профессиональных качеств основных аудиторов, проявлять максимальную лояльность к пригласившим их коллегам.
  Отношения сотрудников с аудиторской фирмой. Аттестованные аудиторы, согласившиеся стать сотрудниками аудиторской фирмы, обязаны лояльно относиться к ней, всей своей деятельностью способствовать авторитету и дальнейшему развитию фирмы, поддерживать деловые, доброжелательные отношения с руководителями и иными сотрудниками фирмы, руководителями и персоналом клиентов.
  Взаимоотношения сотрудников и аудиторской фирмы должны основываться на взаимной ответственности за выполнение профессиональных обязанностей, преданности и непредубежденности, постоянном совершенствовании организации аудиторских услуг, их профессионального содержания.
  Аудиторская фирма обязана разрабатывать методы профессиональной деятельности, обобщать нормативные акты, снабжать ими своих сотрудников, постоянно заботиться о повышении их профессиональных знаний и качеств.
  Аудиторы, сотрудничающие в аудиторской фирме, обязаны добросовестно выполнять свою работу, постоянно совершенствоваться профессионально, осторожно и взвешенно подходить к содержанию документов, направляемых клиентам, во взаимоотношениях с ними руководствоваться профессиональными нормами и интересами фирмы.
  Аттестованный аудитор, часто меняющий аудиторские фирмы, либо внезапно покидающий ее и тем самым наносящий фирме определенный ущерб, нарушает профессиональную этику.
  Разрешение этических конфликтов. Время от времени аудиторы сталкиваются с ситуациями, в которых возникают конфликты интересов. Причины могут быть разными, начиная от простых случаев различия во мнениях и заканчивая таким крайним случаем, как мошенничество, т.е. прямое нарушение законодательства. Невозможно даже пытаться составить всеобъемлющий перечень ситуаций, при которых могут возникнуть конфликты интересов. Аудитор должен постоянно помнить о факторах, обусловливающих конфликты интересов, и быть начеку. Следует помнить, что открытое расхождение во мнениях аудитора и другого лица само по себе не составляет этической проблемы. Но факты и обстоятельства в каждом случае должны анализировать заинтересованные стороны.
  В Кодексе признано, однако, что определенные факторы иногда возникают в тех случаях, когда обязанности аудитора вступают в противоречие с внутренними или внешними требованиями того или иного рода. К аудитору могут обратиться с просьбой совершить какие-то действия, не соответствующие техническим и (или) профессиональным стандартам; может возникнуть проблема, связанная с лояльностью аудитора по отношению к его вышестоящему руководителю, с одной стороны, и с необходимостью соблюдать стандарты профессионального поведения - с другой; конфликт может возникнуть в случае обнародования вводящей в заблуждение информации, что может быть выгодным работодателю аудитора или его клиенту и, одновременно, выгодным или невыгодным для аудитора.
  Применяя этические стандарты, аудиторы иногда сталкиваются с проблемой определения того, что является неэтичным поведением, или с проблемой разрешения этического конфликта. При наличии серьезных этических проблем и попытке разрешить таковые аудиторы должны следовать политике, принятой в нанявшей их организации. Если на основе такой политики решить проблему не удается, нужно рассмотреть следующие варианты.
  Можно обсудить проблему конфликта с непосредственным начальником. Если участие непосредственного начальника не приводит к решению проблемы и аудитор намерен обратиться к управляющим более высокого звена, то непосредственный начальник должен быть уведомлен о таком решении. Если аудитор считает, что непосредственный начальник вовлечен в конфликт, он должен обратиться с этой проблемой к следующему уровню руководства. Если непосредственным начальником аудитора является генеральный директор (или лицо, занимающее равнозначную должность), то следующим уровнем для обсуждения проблемы может быть совет директоров либо управляющий комитет партнеров или акционеров.
  В ряде случаев целесообразно обратиться за конфиденциальными консультациями и рекомендациями к независимому специалисту или к соответствующей профессиональной организации аудиторов, чтобы получить представление о возможных вариантах действий.
  Если этический конфликт продолжается после того, как все возможности его решения на всех внутренних уровнях исчерпаны, в серьезных случаях (например, в случаях мошенничества) аудитору может не остаться ничего иного, как отказаться от работы и направить информационное письмо представителю такой организации.
  Международная федерация бухгалтеров требует, чтобы профессиональные объединения, декларирующие следование основным принципам ее Кодекса этики, обеспечили бы для своих участников, сталкивающихся с этическими конфликтами, возможность обращаться в соответствующие органы и структуры таких профессиональных объединений за конфиденциальными консультациями и рекомендациями.
  Действия аудитора, несовместимые с профессиональной деятельностью. Аудитор не должен одновременно с основной профессиональной практикой заниматься деятельностью, которая влияет или может повлиять на его объективность и независимость, соблюдение приоритета общественных интересов либо на репутацию профессии в целом и потому несовместима с оказанием профессиональных аудиторских услуг.
  Занятия какой-либо деятельностью, запрещенной практикующим аудиторам в соответствии с законодательством, рассматривается как несовместимые действия аудитора, нарушающие закон и профессиональные этические нормы.
  Выполнение аудитором двух или более профессиональных услуг и заданий одновременно может рассматриваться как несовместимые действия.
 
 
 
 
 
 
 
 ГЛАВА IX
  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БУХГАЛТЕР И ЕГО СГАТУС
 9.1. Роль бухгалтера в условиях рыночной экономики
  В современных условиях хозяйствования роль бухгалтера на предприятиях и в организациях неизмеримо возрастает. Рыночная экономика вызывает значительное изменение функций бухгалтера и расширение задач, стоящих перед ним. Из счетного работника, занимающегося констатацией фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета с целью составления достоверной отчетности, он постепенно превращается в "советника" руководителя практически по всем вопросам деятельности предприятия. Ни одно управленческое решение не обходится без согласования с главным бухгалтером, с целью определение как его эффективности, так и налоговых последствий.
  Реформа бухгалтерского учета в стране, выделение и развитие управленческого учета, становление налогового учета, ориентация на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), нестабильность гражданского и налогового законодательства, заметно усложняют деятельность бухгалтера. В этих условиях возникает потребность в бухгалтерах-профессионалах, т.е. специалистах, имеющих не только высшее образование и стаж работы, но и высокий уровень знаний последних изменений в области права, налогов и, конечно, бухгалтерского учета.
  Это и определяет то, что само по себе высшее образование, полученное бухгалтером в вузе, еще не является гарантом его компетентности. Именно поэтому практически во всех странах с развитой рыночной экономикой существует статус "профессионального бухгалтера".
  Профессиональные бухгалтеры по-разному называются в отдельных странах: в Англии - чартерные, во Франции - эксперты-бухгалтеры и т.п. В России до революции существовали присяжные бухгалтеры. Суть же этих названий одна: подтверждение своей компетентности, определяющее право бухгалтера заниматься своей профессией и гарантирующее акционерам, руководству предприятий и в конечном итоге государству квалифицированное применение законодательства на практике.
  Все вышеизложенное и предопределило создание в России Института профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России). Одной из целей ИПБ является организация послевузовского образования бухгалтеров (аттестации) и новой системы повышения квалификации бухгалтеров (переаттестации).
 9.2. Задачи развития бухгалтерской профессии
  В Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283, были поставлены две главные задачи: совершенствование методологии и организации бухгалтерского учета и становление бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, подготовка и переподготовка бухгалтерских кадров.
  Для решения второй задачи намечалось завершить первый этап проведения аттестации профессиональных бухгалтеров в 2000 г. В настоящее время Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России) провел аттестацию более 130 000 профессиональных бухгалтеров, создав тем самым основу для кадрового обеспечения реформы бухгалтерского учета в стране. Аттестация профессиональных бухгалтеров России осуществляется на добровольных началах. Закон "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ, с изменениями от 23.07.98 № 127-ФЗ не предусматривает обязательного наличия аттестата у главного бухгалтера для подписания годового отчета предприятия. Однако в проекте новой редакции Закона "О бухгалтерском учете" (Приложение I) имеется отдельная статья - ст. 7 "Аттестация профессиональных бухгалтеров", предусматривающая не только обязательность аттестации, но и определяющая порядок ее проведения, требования к кандидатам, и т.д.
  Несмотря на то, что данный проект федерального закона пока не утвержден, следует помнить о том, что Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности еще в сентябре 1998 г. был утвержден Перечень организаций, бухгалтерская отчетность которых подписывается аттестованным профессиональным бухгалтером, и видов бухгалтерских работ, осуществляемых при наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера членами ИПБ. В апреле 2001 г. Правительством РФ были одобрены Меры по реализации в 2001-2005 гг. Программы реформирования бухгалтерского учета, в соответствии с которыми подготовка, переподготовка и аттестация бухгалтерских кадров в данной программе реформирования бухгалтерского учета предусматривается по четырем уровням квалификации:
  а) бухгалтер с начальным профессиональным образованием (бухгалтер-счетовод);
  б) бухгалтер со средним специальным профессиональным образованием (по международным образовательным стандартам - бухгалтер-
 техник);
  в) бухгалтер с высшим профессиональным образованием (бухгалтер-экономист):
  г) бухгалтер с дополнительным к высшему бухгалтерским образованием и практическими профессиональными навыками (профессиональный бухгалтер и аудитор).
  Высшее специальное бухгалтерское образование - основа подготовки главных бухгалтеров, руководителей финансовых служб и их заместителей. Для некоторых категорий организаций, прежде всего для открытых акционерных обществ, бухгалтерам-консультантам и экспертам для получения аттестата профессионального бухгалтера и аудитора требуется дополнительное (к высшему бухгалтерскому) образование. Профессиональный бухгалтер - новое явление в уровне профессиональной квалификации, связанное с потребностями рыночной экономики. Именно с подготовкой и аттестацией профессиональных бухгалтеров в Программе реформирования бухгалтерского учета связывается становление бухгалтерской профессии. В области развития бухгалтерской профессии, подготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета предполагается:
  - разработать программы подготовки и переподготовки сотрудников бухгалтерских служб, соответствующие современным требованиям к
 уровню профессиональной квалификации и дифференцированному под
 ходу к формированию бухгалтерской отчетности;
  - установить квалификационные требования к специалистам организаций, применяющих международные стандарты финансовой отчетности, а также к аудиторам и аудиторским организациям, осуществляющим оказание аудиторских услуг в указанных организациях;
  - обеспечить окончание аттестации главных бухгалтеров организаций, подпадающих под обязательный аудит, и иных бухгалтерских работни
 ков, осуществляющих оказание бухгалтерских услуг на профессиональном
 уровне;
  - осуществлять контроль за соблюдением норм профессиональной
 этики.
  Таким образом, ИПБ России предстоит большая работа по реализации программы реформирования бухгалтерского образования.
 9.3. Статус профессионального бухгалтера в соответствии с мерами по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в России
  Утвержденное Решением Президентского Совета Института профессиональных бухгалтеров России 29.05.02, протокол № 05/-02, новое Положение об аттестации Ассоциированных членов ИПБ России, претендующих на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, одобрено Минфином России и свидетельствует о начале очередного этапа реформирования бухгалтерского учета в России в области подготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета.
  Работа ИПБ России по организации в стране аттестации профессиональных бухгалтеров нашла поддержку правительства и создала технические, организационные и методические основы для включения в проект Федерального закона "О бухгалтерском учете" (Приложение 1) статьи, в которой федеральный орган государственной власти (имеется в виду Минфин России) определяет "критерии видов организаций, бухгалтерская отчетность которых должна подписываться аттестованным главным бухгалтером (бухгалтером), а также перечень видов бухгалтерских услуг, оказываемых аттестованным специалистом". В случае принятия новой редакции Закона "О бухгалтерском учете", будет обеспечена законодательная основа работы ИПБ России и определен статус профессионального бухгалтера.

<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу