<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  При планировании производства определяется:
  * количество комплектующих изделий, необходимых для производства;
  * промежуток времени, в течение которого производится продукция;
  * количество сырья и оборудования, необходимого для производства требуемого объема продукции в рамках запланированного периода времени.
  Система оперативного планирования производства - совокупность методов и способов исчисления основных показателей, необходимых для регулирования процесса производства в целях достижения запланированных рыночных результатов при минимальных общих затратах ресурсов предприятия.
 
  Оперативное планирование в зависимости от содержания и сроков действия подразделяется на календарное и текущее.
 
  Календарное планирование включает распределение годовых плановых заданий по производственным подразделениям и срокам выполнения, а также доведение установленных показателей до конкретных исполнителей работ. С его помощью разрабатываются сменно-суточные задания, и согласовывается последовательность выполнения работ отдельными исполнителями.
  Текущее планирование представляет собой постоянный оперативный контроль и непрерывное текущее регулирование хода производственных процессов в целях обеспечения своевременного и полного выполнения плана производства и сбыта продукции в соответствии с имеющимися заказами покупателей.
 
  Системы оперативного планирования:
 
  * подетальная. Предназначена для применения в условиях высокоорганизованного и стабильного производства. По данной системе планируется и регулируется ход выполнения работ, технологических операций и производственных процессов по каждой детали на определенный плановый период (час, смену, день, неделю);
  * позаказная. Применяется в основном в единичном и мелкосерийном производстве с большой номенклатурой и небольшим объемом выпускаемой продукции. В этом случае объектом планирования, или основной планово-учетной единицей, является отдельный заказ на производство, включающий несколько однотипных работ конкретного потребителя-заказчика;
  * покомплектная. Применяется главным образом в серийном машиностроительном производстве. В качестве основной планово-учетной единицы используются различные детали, входящие в общий комплект продукции. В общий комплект входят различные детали, сгруппированные по определенным признакам. При покомплектной системе планирования календарные задания производственным подразделениям разрабатываются не по деталям отдельного наименования, а по укрупненным группам деталей.
 
 
  Контроль в логистике.
  Контроллинг - совокупность задач, предметом которых является координация управления на предприятии, а также снабжение информацией управленческого персонала для обеспечения оптимального достижения целей логистической системы предприятия.
  Логистический контроль - это упорядоченный и по возможности непрерывный процесс обработки логистических данных и выявления отклонений или расхождений между плановыми и фактическими значениями логистических показателей,- а также анализ этих отклонений для выявления причин расхождений.
  Внутренний контроль - процедура проверки, проводимая для оценки эффективности службы снабжения; оцениваются:
  * отношения с внутренними потребителями (другими службами);
  * методы работы, используемые сотрудниками службы снабжения;
  * отношения с поставщиками.
 
  Положение по внутреннему контролю па предприятии содержит следующие пункты:
 
  1. Надежность ответственных лиц.
  2. Разграничение ответственности:
  3. Полномочия руководителей.
  4. Соответствие документов установленным требованиям.
  6. Охрана.
  7. Передача обязанностей.
  8. Независимые проверки.
 
 
  Организационные структуры предприятия.
  Организация - система, состоящая из элементов, связи между которыми определенным образом упорядочены.
  Путем интеграции создаются организационные структуры (отношения между элементами логистической системы), имеющие плановый характер.
  В динамичной внешней среде возникает значительное количество непредвиденных ситуаций, на которые невозможно отреагировать заранее спрогнозированным поведением. В этих случаях путем координации под давлением уже наступивших событий должны быть найдены управленческие решения, учитывающие конкретную ситуацию в системе логистики предприятия.
 
  Типы организационных структур.
 
  Линейная структура - указания исходят в направлении от руководящей должности к нижестоящей должности, непосредственно подчиненной ей. Однако путь, по которому следует распоряжение, может быть довольно длительным, что затрудняет управление.
  Линейно-штабная структура. Консультации специалистов штабных подразделений расширяют возможности лиц, занимающих руководящие должности, в количественном и качественном отношении. В количественном отношении это уменьшение трудовой нагрузки на основе назначения помощников руководителей, а в качественном отношении - повышение качества принимаемых решений благодаря участию в их формировании специалистов по экономическим, техническим, технологическим, юридическим, экологическим и другим вопросам.
  Многолинейная (функциональная) структура. Распределение полномочий осуществляется в соответствии со спецификой равнозначных специализированных задач. Различные виды логистической деятельности предприятия осуществляются специализированными функциональными подразделениями. Специализация сотрудников на функциональных областях логистики способствует быстрому накоплению профессиональных знаний, но при этом связи между сотрудниками функциональных подразделений ослабляются.
  Матричная. Механизм управления логистической системой должен быть подчинен цели или задаче, реализуемой с его помощью, т. е. организационная структура предприятия должна подстраиваться под цель, а не наоборот.
 
  Требования, предъявляемые к организационной структуре:
  * простота формы, небольшой штат управления. Высший уровень организационной структуры управления предприятием должен быть немногочисленным, а сама организационная структура предприятия - простой и гибкой;
  * свобода и жесткость одновременно. В организационной структуре предприятия сочетаются централизация и децентрализация. Проявляется жесткость в отношении действительно важных дел, и предоставляется свобода в отношении всего остального;
  * смещение акцента с функций на процесс. Ключевым является вопрос не о том, как организовать выполнение отдельных функций, а о том, как лучше руководить целостным процессом выполнения заказов потребителей
 
  Задача логистической организации на предприятии заключается в формировании отношений между функциональными областями логистики на предприятии, а также между сотрудниками функциональных подразделений так, чтобы обеспечивалось оптимальное достижение цели логистической системы предприятия. Логистическая система предприятия функционирует под руководством службы логистики и предполагает взаимодействие сотрудников функциональных подразделений предприятия.
 
  Преимущества перехода на логистическую организацию:
 
  * повышение прибыли за счет снижения общих затрат ресурсов предприятия;
  * рост объема продаж продукции за счет повышения уровня обслуживания потребителей;
  * более производительное использование ресурсов предприятия;
  * улучшение результатов маркетинговой деятельности предприятия;
  * улучшение экономических показателей предприятия за счет сокращения объема запасов, уменьшения дебиторской задолженности и увеличения денежного потока.
 
 
  Принципы организации работы внешней и внутренней службы:
 
  * принцип разделения задач. Внешние службы (отделы продаж, маркетинга и сбыта) осуществляют работу с потенциальными покупателями. Внутренняя служба (подразделение логистики) решает задачи обслуживания потребителей;
  * принцип обслуживания покупателей. Внешняя служба распоряжается исполнением полученного заказа и контролирует его. Система сокращает количество дополнительных запросов и снижает интенсивность обмена данными между внешней и внутренней службами при исполнении заказа потребителя;
  * принцип кооперации. Для поддержки и разгрузки внешней службы сотрудники внутренней службы привлекаются к работе с покупателем. Это устраняет традиционное разделение между службой, работающей с потребителями, и службой, исполняющей заказы. Принцип кооперации сохраняет силу только в том случае, когда внешняя и внутренняя службы работают совместно.
  Совместная работа сотрудников в командах может быть нарушена из-за конфликтов между сотрудниками. Причинами таких конфликтов, за исключением случаев личной антипатии, служат:
  * дефицит информации;
  * различия в статусе сотрудников (статусный барьер);
  * различия в уровне заработной платы.
 
 
 
  Командная работа.
 
  Межфункциональные команды представляют собой коллективы, где сведены вместе специалисты функциональных подразделений предприятия для решения следующих задач:
  * улучшение обслуживания потребителей;
  * сокращение времени выполнения заказов;
  * обеспечение модернизации и создание синергии;
  * достижение целей логистической деятельности предприятия'
  * координация работ, затрагивающих сферы деятельности нескольких функциональных подразделений предприятия;
  * профессиональное развитие сотрудников функциональных подразделений предприятия.
  Преимущества командной работы:
 
  * объединение знаний, навыков и умений сотрудников функциональных подразделений предприятия;
  * перекрестное (по вертикали и горизонтали) владение задачами и проблемами;
  * повышение качества принятия решений в области обслуживания потребителей;
  * повышение уровня взаимодействия между специалистами функциональных подразделений предприятия;
  * упрощенная реализация групповых решений;
  * развитие сплоченности команды специалистов, способствующей эффективной деятельности;
  * ускорение определения и решения логистических задач;
  * эффективное выполнение групповых заданий различными способами и методами.
 
  Типы команды по управлению закупками и снабжением:
  * команды с перекрестными функциями;
  * совместные команды с поставщиками;
  * совместные команды с потребителями;
  * совместные команды, как с поставщиками, так и с потребителями;
  * советы поставщиков (главных поставщиков).
 
 
  Управление логистическим персоналом.
  Специалистов по логистике можно подразделить па две категории:
  * тактики, хорошо владеющие необходимыми навыками работы (знание информационных систем, складского оборудования и транспортных средств);
  * стратеги, обладающие высокими аналитическими способностями и хорошими способностями к коммуникации, владеющие навыками планирования, организации и управления.
  Для эффективного решения задач в области обслуживания потребителей специалисты по логистике имеют непосредственный доступ ко всем видам и уровням информации. Руководитель службы логистики подчиняется напрямую одному из заместителей генерального директора или непосредственно генеральному директору.
  Принципы управления логистическим персоналом:
  * стимулирование самостоятельности и предприимчивости. Поощряется творческий подход и оправданная степень риска в процессе выполнения должностных обязанностей персоналом служб логистики;
  * связь с жизнью, ценностное руководство. На успешно функционирующих предприятиях существуют прочные традиции. Эти ценности поддерживаются при личном участии высших руководителей предприятия.
  * верность своему делу.
 
 
  Задачи выбора и принятия решений в логистике.
  Принятие логистического решения
  Принятие решения - это выбор оптимального варианта при заданной цели с учетом побочных условий.
  1.Определение проблемы в области логистики и факторов, влияющих на нее.
  2.Установка критерия решения целей. Эксперты по логистике разрабатывают специфические и измеряемые цели.
  3.Формулировка моделей и связей между целями и переменными. Разрабатывается модель, являющаяся формализованным представлением логистической ситуации.
  4. Определение и оценка вариантов. Генерация наибольшего количества решений логистической проблемы.
  5. Выбор наилучшего варианта.
  6. Внедрение решения.
 
  Задача принятия логистического решения возникает, когда при определенном состоянии внешней среды из нескольких вариантов выбирается тот, который лучше всего способствует осуществлению цели логистической системы предприятия. В соответствии с этим задача принятия логистических решений состоит из следующих трех компонентов:
  * состояние внешней среды;
  * логистические цели;
  * варианты.
 
  Состояние внешней среды - реальное положение дел, которое не может подвергаться воздействиям и контролироваться со стороны специалиста по логистике. Состояния внешней среды логистической системы предприятия могут классифицироваться по различным критериям:
  * эндогенные - внутренне заданные, предопределенные предшествующими действиями специалиста по логистике;
  * экзогенные - появившиеся независимо от предшествующих действий специалиста по логистике.
 
  Логистические цели - выражение желаемых конечных результатов или состояний логистической системы, которые должны быть достигнуты или возникнут как результат принятия решений специалистом по логистике. Логистическая цель характеризуется:
  * содержанием - величина, на которую должен влиять выбранный вариант. Определяется характеристикой (например, прибыль, оборот, общие затраты); изменением характеристики (например, увеличение оборота); отношением двух характеристик (например, рентабельность и прибыль/капитал).
  * временным периодом - время осуществления цели;
  * областью действия - содержание цели в отношении поля логистической деятельности. Например, цели логистической системы всего предприятия и цели его структурных функциональных подразделений;
  * масштабом - .количественно определяет содержание цели. Оптимизация (например, максимизация прибыли, минимизация общих затрат); фиксирование (например, увеличение оборота на 10%); установление ограничений (например, затраты не превышают определенную величину)
 
  Возможные варианты - разные пути достижения целей логистической системы Варианты формулируются таким образом, чтобы они исключали друг друга. Должны быть выработаны объективные критерии для оценки различных вариантов решения, с помощью которых можно сравнить эти варианты и выбрать из них наилучший. Область допустимых значений (пространство решений) - это множество пригодных для реализации вариантов, которыми располагает в данный момент эксперт по логистике. Поиск вариантов - выявление, формулирование и анализ способов достижения целей логистической системы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Транспортная логистика.
 
 
  Транспорт - отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.
  Затраты на выполнение транспортных операций составляют до 50% общих затрат на логистику. Транспорт состоит из двух подсистем:
  Транспорт общего пользования (магистральный) - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Обслуживает сферу обращения и население. Железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный, трубопроводный.
  Транспорт необщего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям. Является составной частью производственных систем.
 
  Смешанная и интермодальная перевозка.
 
  Смешанная перевозка - перевозка, осуществляемая последовательно несколькими видами транспорта.
 
 
  Традиционная организация смешанной перевозки
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  информационные и финансовые потоки
  материальные потоки
 
 
 
 Логистическая организация смешанной перевозки
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Сравнительная характеристика смешанной и интермодальной перевозки
 
 Смешанная перевозка Интермодальная перевозка Два и более видов транспорта Два и более видов транспорта Отсутствие единого оператора процесса перевозки Наличие единого оператора процесса перевозки Несколько транспортных документов Единый транспортный документ (накладная FIATA FBL) Отсутствие единой тарифной ставки фрахта Единая тарифная ставка фрахта Последовательная схема взаимодействия участников Последовательно-центральная схема взаимодействия участников Разрозненная и в результате пониженная ответственность за груз Единая и в результате высокая ответственность за груз
 Главная задача транспортной логистики - обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования.
 Техническая сопряженность - согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе.
 Технологическая сопряженность - применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.
 Экономическая сопряженность - общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.
 Другие задачи:
 создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
 обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
 совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
 выбор вида транспортного средства;
 определение рациональных маршрутов доставки.
 Транспортный коридор - часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими регионами. Включает в себя: подвижные транспортные средства и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность правовых условий осуществления этих перевозок.
 Транспортная цепь - этапы перевозок груза на определенные расстояния, в течение определенного периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта. Все это время грузы остаются в неизменном виде.
 
 Выбор вида транспортного средства. Основные преимущества и недостатки с точки зрения логистики:
 Автомобильный. Традиционно используется для перевозок на небольшие расстояния (раньше 50-100, теперь 200-300км).
 преимущества: высокая маневренность, доставка от двери до двери с необходимой степенью срочности, регулярность поставки, поставки мелкими партиями, менее жесткие требования к упаковке товара;
 недостатки: высокая стоимость, срочность разгрузки, возможность хищения груза и автомобиля, сравнительно малая грузоподъемность, экологические требования.
 Железнодорожный.
 преимущества: хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях, сравнительно быстрая доставка груза на большие расстояния, перевозки регулярны, возможно эффективное проведение погрузочно-разгрузочных работ, невысокая стоимость, система скидок;
 недостатки: ограниченное число перевозчиков, низкая возможность доставки к пунктам потребления, невысокая степень сохранности груза;
 Морской. Самый крупный перевозчик в международных перевозках.
 преимущества: низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность;
 недостатки: низкая скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малая частота отправок, зависимость от погодных условий, требует сложной портовой инфраструктуры.
 Речной.
 преимущества: при перевозках грузов весом более 100 тонн на расстояние свыше 250км самый дешевый;
 недостатки: малая скорость доставки, низкая доступность в географическом плане;
 Воздушный.
 преимущества: наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов;
 недостатки: высокие грузовые тарифы, зависимость от метеоусловий, низкая надежность соблюдения графика поставки;
 Трубопроводный.
 преимущества: низкая себестоимость при высокой пропускной способности, высокая степень сохранности;
 недостатки: узкая номенклатура подлежащих доставке грузов.
 
 Транспортные тарифы.
 Тарифы включают в себя:
 платы, взыскиваемые за перевозки грузов;
 сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
 правила начисления плат и сборов.
 
 Автомобильный.
 сдельные;
 повременные;
 покилометровый расчет;
 договорные.
 Железнодорожный.
 общие - основной вид тарифов;
 исключительные - с отклонениями от общих в виде надбавок или скидок. Распространяются на конкретные грузы.
 льготные - грузы для самих железных дорог;

<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу