<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  Основные сведения о производителе товара, условиях использования и его безопасности, основных потребительских свойствах указаны в маркировке.
  Маркировка - текст, условные обозначения, нанесенные на упаковку или товар для доведения до потребителя информации об изготовителях и потребительских свойствах товара.
  В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую. Требования к производственной маркировке устанавливаются стандартами на маркировку и упаковку Требования к торговой маркировке устанавливаются правилами продажи отдельных групп товаров.
  Производственная маркировка - текст, рисунок или условные обозначения, нанесенные изготовителем на товар и/или упаковку и/или другие носители информации. Носителями производственной маркировки могут быть:
  - Этикетки.
  - Кольеретки.
  - Вкладыши.
  - Ярлыки.
  - Бирки.
  - Контрольные ленты.
  - Клейма.
  - Штампы.
 
  Торговая маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковку или товар. Носителями торговой маркировки являются:
  - Ценники.
  - Товарный чек.
  - Кассовый чек.
  При маркировке товара наносятся специальные обозначения: товарный знак и знаки сопровождения.
  Товарный знак (ТЗ) - обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг других юридических лиц.
  Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании государственной регистрации. Право на товарный знак охраняется законом. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака: исключительное право владельца на товарный знак (часть марки, которую можно произнести, например, Адидас) и марочный знак, эмблему (часть марки, которую можно опознать, но невозможно произнести, например, символ, изображение, отличительная окраска или специфическое оформление).
  Для характеристики потребительских свойств товаров применяется штриховой код, состоящий из черных и белых полос и цифр.
  В странах Европы с 1977 г. используется Европейская система кодирования - EAN (см. рисунок 9.1).
 
 
 Рис. 9.1 ? Штриховой код
 
  В системе EAN может использоваться код, состоящий из штрихов и 13 или 8 цифр, но чаще применяется EAN-13.
  Например: 7290000494616.
  Первые две-три цифры (729) обозначают страну, в которой продукт произведен.
  Следующие четыре цифры (0000) - предприятие-изготовитель.
  Последующие пять (49461) - наименование товара, его потребительские свойства, размеры, масса, цвет.
  Последняя цифра (6) - контрольная, используется для проверки правильности считывания штрихов сканером.
  С 1993 года штриховой код должен наноситься на все товары, поступающие в Европу.
  Цена товара, выпущенного на рынок без штрихового кода, снижается от 3 до 15% стоимости партии.
  Правильность нанесения штрихкода и подлинность товара можно проверить путем проведения простых арифметических действий:
  1. Сложить все цифры штрихкода, стоящие на четных местах.
  2. Полученную сумму умножить на 3.
  3. Сложить все цифры стоящие на нечетных местах, кроме контрольной цифры.
  4. Сложить суммы, полученные во 2 и 3 дейсвиях.
  5. От полученной суммы отбросить десятки.
  6. Полученное единичное число должно совпадать с контрольной цифрой.
  Предприятия любой формы собственности, а также лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, для получения права наносить штриховой код представляют в ЮНИСКАН заявление.
  Маркировка пищевых продуктов должна производиться в соответствии с требованиями стандартов на упаковку и маркировку. Сведения включают:
  - наименование и местонахождение предприятия-изготови-теля;
  - товарный знак;
  - наименование продукции;
  - сорт;
  - масса нетто;
  - обозначение нормативного документа на продукцию;
  - условия хранения;
  - информационные данные о пищевой и энергетической ценности продукта;
  - способ приготовления;
  - дату выработки;
  - основной состав (рецептура);
  - срок хранения.
  Маркировка может включать 3 элемента: текст, рисунок и условные обозначения. Условные обозначения (информационные знаки) предназначены для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Классификация информационных знаков представлена на рисунке 9.2.
  Знаки наименования мест происхождения товаров - это название страны, населенного пункта или местности, используемые для обозначения товара. Может иметь символику с изображением национального флага.
  Знак соответствия или качества - защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий на то, что данная продукция соответствует конкретному стандарту. В России утвержден общий знак соответствия системы ГОСТ Р.
  Компонентные знаки - знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных товару.
  Размерные знаки - знаки, предназначенные для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественные характеристики товаров.
  Эксплуатационные знаки - знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров.
  Манипуляционные знаки - знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами.
  Предупредительные знаки - знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на действия по предупреждению опасности.
  Экологические знаки - знаки, предназначенные для информации об экологической чистоте или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации.
 
  9.2 Технические документы
 
  Технические документы - это документы, содержащие информацию о товарах. Подразделяют их на 2 группы:
  1. Товарно-сопроводительные документы (ТСД) - содержат необходимую и достаточную информацию для идентификации товарных партий на всем пути их товародвижения. Они предназначены для изготовителей и продавцов, поэтому относятся к коммерческой информации.
  В зависимости от характеристик товара ТСД подразделяют на виды:
  - Количественные документы - это технические документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных характеристиках товаров или товарных партий. В них содержатся сведения, идентифицирующие товар. К ним относятся: заборные листы, спецификации, коммерческие акты, акты отбора образцов.
  - Качественные документы - документы, предназначенные для передачи и хранения информации о качестве товаров. К ним относятся: все виды сертификатов, качественные удостоверения.
  - Заявления-декларации - документы, подтверждающие под персональную ответственность изготовителя соответствие продукции установленным требованиям. Этот документ также служит основанием для выдачи сертификатов.
  - Расчетные документы ? документы, предназначенные для документального оформления соглашения о ценах, оплате транспортных расходов и прочие документы. К ним относятся: протокол согласования цены, счет, счет-фактура и иные документы о ценах.
  - Комплексные документы - документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных, качественных и стоимостных характеристиках товаров и товарных партий и учета их в процессе товародвижения. К ним относятся: приходно-расходные накладные, товарно-транспортные накладные, железнодорожные накладные.
 
 
  Рис. 9.2 ? Символы по уходу за изделиями
 
  2. Эксплуатационные документы (ЭД) - документы, предназначенные для передачи и хранения информации о правилах эксплуатации сложнотехнических товаров. Они рассчитаны на использование их лицами, не прошедшими специальную подготовку. К ним относятся следующие документы:
  - Руководство по эксплуатации - ЭД, предназначенный для обеспечения потребителя всеми сведениями, необходимыми для правильного использования и обслуживания изделия.
  - Этикетка - ЭД, предназначенный для изложения основных показателей и сведений, требующихся для эксплуатации изделия.
  - Паспорт - ЭД, удостоверяющий гарантированные изготовителем основные параметры и характеристики изделия.
  - Паспорт безопасности вещества - ЭД, предназначенный для обеспечения потребителя достоверной информацией по безопасности применения, хранения, транспортировки и утилизации веществ и материалов.
 
  Контрольные вопросы к теме 9
 
  1. Дайте характеристику понятиям: маркировка, товарный знак, знак сопровождения.
  2. Назовите требования стандартов, предъявляемые к маркировке.
  3. Объясните как расшифровывается штриховой код.
  4. Что обозначают индексы, проставленные на упаковке?
  5. Какие знаки сопровождения вы знаете?
  6. Что такое технические документы и для чего они нужны.
  7. Назовите технические документы, которые необходимы для количественной идентификации товарных партий.
  8. Перечислите и дайте краткую характеристику эксплуатационным документам.
 
  Контрольные задания к теме 9
 
  1. Обязательными сведениями, которые должны быть отражены в маркировке товаров, являются:
  а) информация о сертификации;
  б) калорийность;
  в) функциональные возможности;
  г) гарантии производителя;
  д) об изготовителях и предприятиях, обслуживающих товар;
  е) все перечисленное.
  2. Перечислите основные параметры, по которым определяется подлинность сертификата.
  3. Дайте расшифровку штрихового кода:
  а) 404 _____________;
  б) 0300 ____________;
  в) 31903 ___________;
  г) 3 ________________.
  4. Штриховой код товара: 4 605496000945.
  Определите подлинность товара методом вычисления контрольной цифры.
  5. Индексы, проставленные на упаковке продуктов питания, обозначают:
  а) данный товар безопасен для потребителя;
  б) качество фирменного товара;
  в) изделия, поддающиеся переработке;
  г) разрешенные к применению пищевые добавки.
  6. К техническим документам, содержащим информацию о товарах, не относятся:
  а) заявления-декларации;
  б) коммерческий акт;
  в) счет-фактура;
  г) акты об установленном расхождении в количестве товаров;
  д) сертификат соответствия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Тема 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИЗГОТОВИТЕЛЯ (ПРОДАВЦА) ЗА КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДУКЦИИ
 
  В России, взявшей курс на построение правового государства, эффективно проводится политика защиты прав потребителей.
  Под политикой защиты прав потребителей понимается система государственных и общественных мер правового, экономического, финансового и психологического характера, направленная на удовлетворение потребностей потребителя в качественных товарах (услугах), безопасных для жизни и здоровья потребителя.
  Законодательство о защите прав потребителей представляет собой систему нормативных актов различного уровня.
  Среди нормативных актов о защите прав потребителей (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и т.д.) особое место занимает Закон РФ "О защите прав потребителей". Данный закон не только усилил социальные гарантии граждан, но и повысил ответственность производителей, исполнителей, продавцов за качество своей продукции.
  Законом РФ "О защите прав потребителей" определено, что он:
  - регулирует отношения между потребителями и предпринимателями;
  - устанавливает права потребителей на приобретение товаров (услуг) надлежащего качества;
  - устанавливает права потребителей на получение информации о товарах (услугах) и их изготовителях, просвещение потребителей;
  - устанавливает права на государственную и общественную защиту интересов потребителей;
  - определяет механизм реализации всех прав.
  Законом о защите прав потребителей определены основные понятия:
  - срок службы,
  - срок годности,
  - гарантированный срок.
  Срок службы товара - установленный изготовителем период времени, в течение которого потребитель может использовать товар по назначению и быть уверенным в его безопасности, а изготовитель несет ответственность перед потребителем за возникающие в товаре существенные недостатки.
  На некоторые товары, которые по истечении определенного времени могут быть опасными для жизни, здоровья или имущества потребителей, установление срока службы является обязательным.
  Перечень таких товаров установлен Постановлением Правительства РФ № 720 от 6 июня 1997 года. К таким товарам относятся:
  - товары для детей - игрушки, коляски, детские велосипеды, видеоигры;
  - предметы обстановки дома - диваны, кресла-кровати, матрацы;
  - хозяйственные товары - электробытовые товары, бытовые станки, аппаратура газовая бытовая;
  - культтовары - бытовая радиоэлектронная аппаратура, вычислительная техника, музыкальные инструменты;
  - спортивные товары.
  В тех случаях, когда изготовитель не установил срок службы на товары, включенные в перечень, он несет ответственность за причиненный вред без ограничения времени.
  Срок годности - это период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.
  Перечень товаров, на которые обязательно устанавливается срок годности, определен постановлением Правительства РФ №720.
  В этот перечень включены следующие товары:
  - изделия бараночные, пироги, пирожки;
  - конфеты, шоколад;
  - мучные кондитерские изделия;
  - растительные масла;
  - продукция консервной промышленности;
  - мясо и мясопродукты;
  - рыбные продукты;
  - продукты детского питания;
  - товары бытовой химии;
  - косметические средства и т.д.
 
  Гарантийный срок - период времени, в течение которого изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителем.
  В период гарантийного срока изготовитель может устранить недостатки товара, возникшие по его вине, за свой счет, а в некоторых случаях - заменить товар на новый.
  Гарантийный срок устанавливается с момента передачи товара потребителю, поэтому необходимо иметь документы, подтверждающие дату продажи - товарный или кассовый чек или отметку в техническом паспорте о дате продажи.
  Защиту интересов потребителей осуществляют различные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы (Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Госстандарт, Министерство здравоохранения, Министерство торговли и т.д.), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей.
 
  Контрольные вопросы к теме 10
 
  1. Объясните, что значит политика защиты прав потребителей?
  2. Какие основные понятия определены Законом "О защите прав потребителей"?
  3. Какие права имеет потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества?
  4. Что является основанием для предъявления потребителем претензий из-за ненадлежащего качества товара?
  5. Как исчисляется гарантийный срок товара или срок службы?
  6. В какие сроки должны быть заменены товары ненадлежащего качества?
  7. Каков порядок обмена товара ненадлежащего качества?
 
  Контрольные задания к теме 10
 
  1. Ситуация 1.
  20 октября покупательница Суровцева О.П. купила в магазине "Галантерея" сумку стоимостью 25 у.е. Сумка не подошла дочери по цвету, а потому 23 октября Суровцева обратилась к директору магазина с требованием обменять сумку или вернуть деньги (товарный чек и ярлык сохранены).
  Какое решение должен принять директор магазина?
  2. Ситуация 2.
  26 июня покупатель Попов С.Н. купил в магазине кофемолку стоимостью 400 рублей, а на следующий день обнаружил, что в паспорте на кофемолку отсутствует штамп магазина и гарантийный талон.
  Как следует разрешить создавшуюся ситуацию?
  3. Ситуация 3.
  15 июня к директору универмага обратился покупатель Жуков С.П. с требованием немедленно и безвозмездно предоставить ему электробритву, т.к. купленная им 15 мая в данном универмаге электробритва не работает и сдана в мастерскую для гарантийного ремонта.
  Какое решение должен принять директор универмага?
  4. Ситуация 4.
  20 июня покупатель Зуев А.А. купил в универмаге без предварительной примерки туфли летние, размер 27,5, стоимостью 1,2 тыс. рублей. 27 июня покупатель обратился к директору универмага с требованием обменять обувь, ссылаясь на то, что левая полупара несколько больше правой.
  Какое решение должен принять директор универмага?
  5. Ситуация 5.
  1 июля к директору коммерческого магазина обратился покупатель Яковлев С.Н. с просьбой обменять туфли мужские, размер 27,5, стоимостью 700 рублей по той причине, что обнаружилась трещина верхнего лицевого слоя на правой полупаре. Туфли куплены 25 июня, что подтверждается товарным чеком.
  Как должен поступить директор магазина?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
 
  Вариант №1
 
  Вам необходимо выполнить следующие задания:
  - коротко ответить на вопросы;
  - отметить правильный ответ теста;
  - решить задачу;
  - проанализировать приведенные ситуации.
 
  Задание №1
 
  1. Какие основные сведения должна содержать информация о продовольственных товарах?
  2. Какие виды классификации товаров существуют?
  3. Что такое товароведение?
 
  Задание №2
 
  Выберите правильный вариант ответа и отметьте его.
  1. Что изучает товароведение?
  а) особенности и классификацию товаров;
  б) потребительные стоимости товаров;
  в) качество и технологию производства товаров.
  2. Субъектами товароведной деятельности не являются:
  а) потребители товаров;
  б) технологи;
  в) маркетологи;
  д) товароведы.
  3. Идентификация - это:
  а) инструмент для определения фальсификации;
  б) установление соответствия наименования товара;
  в) установление совпадения чего-либо с чем-либо;
  г) глубокое исследование товара.
 
 
 
  Задача №1
  Составить графическую схему классификации трикотажных изделий иерархическим методом, использовав следующие классификационные группировки:
  * изделия бельевые, изделия чулочно-носочные, верхний трикотаж, жакеты из шерстяной пряжи, жакеты из синтетических нитей, джемперы, жакеты, майки, носки и так далее.
  Укажите признаки, положенные в основу построенной Вами системы классификации.
 
  Задача №2
  Рассчитайте структуру ассортимента магазина "Товары для дам" если известно, что в ассортименте магазина присутствуют следующие товарные группы: платья 165 наим., костюмы 88 наим., юбки 42 наим., свитеры 41 наим., брюки 90 наим., блузки 76 наим., нижнее белье 110 наим.
 
  Ситуация
  Покупательница Полянская И.И., проживающая в г. Томске, купила в магазине стенку фирмы "Шатура-мебель" за 800 у.е. Привезенная домой стенка оказалась бракованной. Заменить стенку магазин отказался, предложив разные варианты ремонта.
  Как покупатель должен защитить свои интересы?
 
  Вариант №2
 
  Вам необходимо выполнить следующие задания:
  - коротко ответить на вопросы
  - отметить правильный ответ теста;
  - решить задачу;
  - проанализировать приведенные ситуации.
 
  Задание №1
 
  1. Перечислите факторы, формирующие качество товаров.
  2. Какая специальная информация должна сопровождать сложнотехнические товары?
  3. Дайте определение товароведения.
 
  Задание №2
 
  Выберите правильный вариант ответа и отметьте его.
  1. Принципы товароведения:
  а) систематизация;
  б) производить то, что надо потребителю;
  в) безопасность;
  г) соотношение спроса и предложения;
  д) эффективность.
  2. В задачи коммерческого товароведения не входит:
  а) изучение и определение потребительских свойств товаров;
  б) повышение уровня жизни людей, влияние на их образ жизни;
  в) мероприятия по планированию производства товаров;
  г) умение быстро и правильно ориентироваться в вопросах спроса.
  3. Товар как объект товароведной деятельности имеет характеристики:
  а) стоимостную;
  б) социальную;
  в) физиологическую;
  г) ассортиментную;
  д) качественную.
 
  Задача №1
  Составить графическую схему классификации молочных товаров иерархическим методом; используйте следующие классификационные группировки:
  * Сметана, молочные товары, молоко, кисломолочные товары, кефир, йогурт, кисломолочные напитки, сметана жирность 15%, сметана жирность 20%, сметана жирность 10%.

<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу