<< Пред.           стр. 7 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 темпа труда коллектива
 ' низкий профессиональный уровень, отрицательно влияющий на производительность и качество труда бригады
 • невыполнение конкретных произ
 водственных заданий и распоря
 жений звеньевого, бригадира и
 мастера
 • бесхозяйственное отношение к
 материально-энергетическим
 ресурсам, их перерасход
 • нарушение правил техники без
 опасности, промсанитарии, проти
 вопожарной безопасности, дис
 циплины труда и др.
 •
  Размер КТУ каждому работнику выставляется в конце смены бригадиром. По итогам работы за месяц каждому определяется среднемесячная величина КТУ, которая выносится бригадиром на утверждение бригадой (советом бригады) и используется при расчетах индивидуальных заработков членов бригады.
  Наибольшее распространение получило применение КТУ при распределении коллективной бригадной премии.
 6.10. Оплата труда при контрактной системе найма
  Контрактная система найма и оплаты труда получила широкое распространение в мире для регламентации оплаты труда руководителей, работников науки, а в ряде случаев и рабочих. В соответствии с действующим законодательством заключать контракт можно в трех случаях: когда сама работа носит срочный характер (должна быть выполнена в определенный срок); когда об этом просит сам работник; когда по закону невозможно заключить постоянный договор, например по контракту принять работника на место женщины, ушедшей в декретный отпуск.
  Контракт представляет собой вид трудового договора, устанавливающий индивидуальные условия трудовой деятельности на определенный срок. В контракте можно предусмотреть права работника на информационное, техническое и прочее обеспечение выполнения служебных обязанностей, на повышение квалификации и образовательного уровня в рабочее время за счет работодателя, на оплату простоя не по вине работника и др. Работодатель имеет право контролировать выполнение обязательств работника по контракту.
  В специальном разделе контракта, регламентирующем условия организации оплаты труда, учитываются профессионально-квалификационный статус работника, его индивидуальные способности, сложность и значимость трудовых функций и практические результаты деятельности и соглашения сторон.
  Существующие ставки (оклады) служат лишь отправной точкой для переговоров; оплата труда по контракту может существенно отличаться от них. Возможно деление оплаты труда на постоянную {должностной оклад) и переменную {в зависимости от результатов деятельности) доли. Вопрос об их количественном соотношении решают стороны в индивидуальном порядке в зависимости от характера и содержания работы. При этом конкретный размер должностного оклада устанавливают с учетом сложившейся стоимости рабочей силы на данном сегменте рынка труда.
 131
 
  Переменную долю заработка определяют различными способами, но обязательно с учетом достижения показателей, непосредственно зависящих от работника Перечень таких показателей разрабатывают на предприятии, в нем могут присутствовать рост прибыли (дохода) и рентабельности, ввод в действие объектов или выполнение задания в установленные сроки или досрочно и др
  Пример дифференциации должностных окладов в зависимости от показателей рентабельности и прибыли приведен в табл 8
 
  Изменение базовой оплаты труда по показателям рентабельности и прибыли, %
 
 Таблица 8
 
 
  Повышение уровня рентабельности и прибыли по сравнению с предыдущим периодом Увеличение базового должностного оклада Повышение уровня рентабельности 5 20 10 40 20 и более 50 Прирост прибыли Прирост зарплаты от прироста прибыли До 15 0,3 15-29 0,5 30-39 08 40 и выше 1,0 Переменная часть оплаты труда руководителей предприятий и структурных подразделений может определяться на основе учета соотношения темпов роста хозрасчетного дохода (прибыли) по сравнению с изменением величины средств на потребление
  Контракт может включать условия социального обеспечения работника единовременные пособия при уходе на пенсию, при постоянной или временной потере трудоспособности в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, оплату медицинской помощи, в том числе стоимости лекарств, лечебно-оздоровительных процедур и др
 6.11. Особенности оплаты труда работников
 на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности
  Особенности оплаты труда работников на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности определяются 132
 
 тем, что на этих предприятиях работают в основном три категории работников: штатный персонал; временно работающие по догово-,ру; работающие по индивидуальному трудовому соглашению. Работа штатного персонала оплачивается по фиксированным окладам (Или ставкам, изменяющимся в зависимости от отработанного времени и результатов работы предприятия. Временно работающие по договору и трудовому соглашению получают оплату за фактический объем работ после выполнения задания.
  Размер оплаты труда работников может устанавливаться несколькими способами: по тарифной и бестарифной системам, по трудодням, по ставке трудового вознаграждения, по комиссионным, по "плавающим окладам", в процентах от прибыли и др.
  Бестарифную систему оплаты труда применяют на предприятиях любой организационно-правовой формы, ее относят к коллективным системам оплаты труда. Заработная плата каждого работника представляет собой его долю в заработанном всем коллективом фонде оплаты труда и зависит от квалификационного уровня работника (ККУ), КТУ, отработанного времени.
  КХУ определяют отношением фактической средней часовой заработной платы работника за прошедший период (3-12 мес.) к минимальной заработной плате на данном предприятии за этот же период. Индивидуальный ККУ используют как для расчетов индивидуального заработка, так и для группировки работников по квалификационному уровню. При этом в одной квалификационной группе могут быть и рабочие, и специалисты. КТУ применяется для оценки трудового вклада работника в общий результат труда предприятия. Его величину определяют с учетом факторов, корректирующих заработную плату не более чем на 7-10%. Правильное применение бестарифной системы предполагает строгий учет отработанного рабочего времени.
  Разновидностью бестарифной системы является ее модель, при которой вместо двух коэффициентов (ККУ и КТУ) определяют один обобщающий коэффициент оплаты труда, учитывающий как факторы квалификационного уровня работника, так и факторы результативности его работы и отношения к труду за конкретный расчетный период. Для каждого работника определяют отношение его оплаты труда к минимальной заработной плате на предприятии. Размер заработной платы рассчитывают по формуле:
 К
 з =V- Ф ,
 " &*• '
 133
 
 где 3 - размер заработной платы конкретного работника, п - общая численность работников данного предприятия, К - коэффициент, показывающий, во сколько раз оплата труда /-го работника выше минимальной, ^ К - арифметическая сумма значений К всех работников предприятия, Фот - фонд оплаты труда работников предприятия
  Оплата труда в кооперативах и на малых предприятиях, эффективно применяющих подрядные формы организации труда, осуще ствляется в два этапа вначале выдается аванс непосредственно за выполнение работы, затем производится окончательный расчет - после реализации продукции и получения дохода в виде доли или процента от доходов, полученных предприятием от реализации продукции
  Комиссионная оплата труда предназначена для работников, которые трудятся по соглашениям и договорам Оплата труда устанавливается в виде фиксированной доли дохода, который получает предприятие от реализации продукции, произведенной работниками по трудовому соглашению Размер комиссионных зависит от размеров доходов, получаемых от реализации продукции (услуг) и от затрат, требуемых для продажи изделий в данной или отдаленной местности
  Разновидностью комиссионной оплаты является использование ставки трудового вознаграждения, которая применяется в организациях, оказывающих консультативные и сервисные услуги по научно-техническим разработкам Размер трудового вознаграждения может устанавливаться в виде фиксированного процента от суммы платежей, поступивших организации по ее контрактам
  Для руководителей и специалистов на предприятиях различных форм собственности может применяться система "плавающих окладов", основанная на том, что по результатам работы в каждом месяце образуются новые должностные оклады за счет их повышения (понижения) за каждый процент роста (снижения) производительности труда на обслуживаемом участке при условии выполнения планового задания по выпуску продукции
  Оклады работников кооперативных и частных предприятий могут формироваться в процентах от фактической прибыли
  Оплата труда по трудодням применяется в старательных артелях, большинстве строительных и промышленных кооперативов Дневные ставки трудодня для отдельных профессий и должностей разрабатываются правлением артели и утверждаются общим собранием его членов Каждому работнику устанавливают коэффициент, учитывающий образование, стаж работы, деловые качества, владение несколькими профессиями Оплата труда председателя артели,
 134
 
 других руководителей и высококвалифицированных специалистов производится по фактической стоимости трудодня с применением повышающих коэффициентов в диапазоне 1,1-2,0 Средства на оплату труда старателей формируют из дохода артели за вычетом обязательных платежей и финансового резерва Индивидуальную зарплату определяют путем распределения остающегося дохода между работниками с учетом начисленных каждому трудодней
 6.12. Организация оплаты труда работников бюджетной сферы
  Оплата труда работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, за исключением работников органов государственного управления, осуществляется на основе Единой тарифной сетки (ETC), которая представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников бюджетных отраслей, включая рабочих, служащих - технических исполнителей, специалистов и руководителей Каждая профессионально-квалификационная группа работников занимает в ETC соответствующий разряд, при этом учитываются только сложность выполняемых работ (должностные обязанности) и квалификация работника
  Постановлением Правительства Российской Федерации № 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы" на основе ETC с 1993 г введена в действие 18-разрядная ETC как нормативный документ, регулирующий оплату труда в диапазоне 1-10,07 По условиям оплаты труда в соответствии с ETC тарификация работников осуществляется следующим образом
 
 Группы работников Тарифные разряды по оплате труда Рабочие 1-8 Служащие - технические исполнители 2-5 Специалисты различного профиля 4-13 Руководители структурных подразделений главные и высококвалифицированные специалисты руководители учреждений и др 3-18 Тарификация работников происходит путем их аттестации на основе квалификационных требований по общеотраслевым должностям и должностям, специфичным для отдельных отраслей бюджетной сферы
 135
 
  Для проведения аттестации на предприятиях создаются аттестационные комиссии. На каждого аттестуемого работника его непосредственный руководитель готовит представление, содержащее оценку профессиональной подготовки, уровня квалификации и отношения к работе.
  Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и выносит решение о соответствии работника определенной должности и разряду оплаты труда.
  Решение об установлении работникам соответствующих разрядов оплаты труда принимает руководитель организации, учреждения, предприятия с учетом рекомендаций аттестационной комиссии.
  В 1992 г. в ETC был заложен принцип нарастания тарифных коэффициентов от разряда к разряду с учетом равномерного и регрессивного изменения коэффициентов. С 1-го по 3-й разряд установлено равномерное нарастание - 13%, с 6-го по 18-й - 11%. Такой принцип предполагает направленность ETC на создание преимуществ в оплате работников начальных уровней квалификации, что обусловлено низким уровнем ставки 1-го разряда в условиях бюджетного дефицита и экономического кризиса в стране.
  С 1 апреля 1999 г. в ETC в соответствии с постановлениями Правительства РФ происходили существенные изменения в тарифных коэффициентах, базирующихся на значительно возрастающих ставках с 1-го разряда с учетом повышения минимального размера оплаты труда (см. табл. 9) и уменьшающегося диапазона в новых ETC. На основе Постановления Правительства РФ от 18 марта 1999 г. № 309 диапазон ETC уменьшился с 10,07 до 8,23. В соответствии с Постановлением Правительства от 29 апреля 2006 г. введена ETC по оплате труда для работников федеральных государственных учреждений с диапазонами 1-4,5, которая носит рекомендательный характер для других категорий работников бюджетной сферы.
  Новые условия оплаты труда по ETC приняты по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей и используются не только в отраслях бюджетной сферы, но и на ряде предприятий предпринимательского сектора экономики в России.
 Таблица 9
 Минимальная заработная плата в Российской Федерации
 
 Годы 1992 1995 2000 2005 2006 с 1 мая 2007 с 1 сентября - проект Минимальный размер оплаты труда, руб, (до 1ЭЭ9г. в тыс. руб.) 0,7 42,5 107,8 760 1100 1400 136
 
  Совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы направлено на создание отраслевых систем оплаты труда, максимально адаптированных к новым условиям хозяйствования.
  Отраслевые системы оплаты труда должны обеспечить формирование условий для подъема общего уровня заработной платы бюджетников посредством усиления его связи с индивидуальными и коллективными достижениями в труде, вывод из системы оплаты труда компенсационных надбавок за неблагоприятность условий труда наряду с развитием системы страхования профессиональных рисков, укрепление системы государственных гарантий в сфере оплаты труда, развитие самостоятельности руководителей бюджетных организаций в выборе и построении систем тарифной оплаты и стимулирующих выплат, единство в финансировании отраслевых рынков труда, укрепление конкурентоспособности бюджетных организаций на рынке труда.
 6.13. Организация оплаты труда государственных служащих
  Основные принципы организации оплаты труда государственных служащих определены в ст. 17 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" и Указами Президента РФ от 9 апреля 1997 г. Ng 310 и от 6 марта 1998 г. № 265 и от 25 июля 2006 г. № 766.
  Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, выслугу лет, особые условия государственной службы, надбавок за почетные звания Российской Федерации, атакже премий по результатам работы. Размер минимального должностного оклада государственного служащего устанавливается по младшей должности государственной службы исходя из величины прожиточного минимума, средней заработной платы работников Промышленности и отраслей бюджетной сферы. Разница между размерами должностных окладов по предыдущей и последующей должностям государственной службы не может быть менее 5 и более 10%.
  Ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин государственному служащему устанавливается в размере не менее 50% должностного оклада по замещаемой государственной должности государственной службы. Размер ежемесячной надбавки за выслугу лет приведен в табл. 10, а ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы установлена в размере 20% должностного оклада. Условия ее выплаты устанавливают руководители федеральных органов исполнительной власти или их аппаратов, Других госорганов, предусмотренных конституцией страны.
 137
 
 Таблица 10
  Размеры ежемесячных надбавок за выслугу лет федеральным государственным служащим
 
 При стаже государственной службы Надбавки % от 1 года до 5 лет 10 свыше 5 лет до 10 лет 20 свыше 10 лет до 15 лет 30 свыше 15 лет 40 Порядок исчисления стажа для установления этой надбавки утвержден Указом Президента России от 3 сентября 1997 г № 982 В Москве ежемесячная надбавка лицу, имеющему почетное звание Российской Федерации, устанавливается в размере 50% должностного оклада по замещаемой должности
  Премирование государственных служащих производится по итогам службы за месяц (квартал) и за год, а также за выполнение особо важных заданий в порядке и на условиях, устанавливаемых руководителем государственного органа
  При формировании и утверждении фондов оплаты труда для всех федеральных органов исполнительной власти сверх суммы средств, направленных на выплату должностных окладов федеральным государственным служащим, предусматриваются в расчете на год средства на выплату
 • ежемесячной надбавки за классный чин - в размере четы
 рех должностных окладов,
 • ежемесячной надбавки за выслугу лет - в размере трех долж
 ностных окладов,
 • ежемесячной надбавки за особые условия государственной
 службы - в размере двух с половиной должностных окладов,
 • премий по итогам службы за месяц (квартал) и за год, а также
 за выполнение особо важных заданий - в размере трех долж
 ностных окладов,
 • материальной помощи - в размере двух должностных окла
 дов
  В итоге сверх должностного оклада каждый госслужащий может Почучать 14,5 должностного оклада в год, или 1,2 должностного склада в месяц дополнительно к основному должностному окладу Оклад денежного содержания государственного служащего индексируется в размерах и в сроки, установленные для работников бюджетной сферы в централизованном порядке Предельная численность и фонд оплаты труда государственных служащих определяются соответствующими законодательно-нормативными актами
 138
 
 Вопросы для самоконтроля
 1. Дайте определение заработной платы как экономической катего
 рии.
 2. Покажите взаимосвязь заработной платы с такими понятиями, как
 "стоимость рабочей силы", "цена труда". В чем состоит сложность
 экономического содержания заработной платы?
 3. Определите основные функции заработной платы в рыночной эко
 номике.
 4. Какие факторы влияют на уровень заработной платы при рыноч
 ных отношениях в экономике?
 5. Охарактеризуйте основные принципы и элементы заработной
 платы.
 6. Опишите применяемые формы оплаты труда. Перечислите их до
 стоинства и недостатки.
 7. Перечислите основные системы сдельной формы оплаты труда.
 Как определяются различные виды сдельных расценок?
 8. Перечислите основные системы повременной оплаты труда. Как
 определить заработную плату по одной из систем?
 9. Что представляет собой тарифная система? Какова роль тариф
 но-квалификационных справочников и каково их содержание?
 
 10. Дайте оценку нормирования труда как элемента организации за
 работной платы.
 11. Опишите систему существующих доплат и надбавок к тарифной
 ставке.
 12. В чем заключаются особенности оплаты труда работников бюджет
 ной сферы?
 13. Как определяется заработок рабочих-повременщиков и служащих?
 14. Как определяется заработок рабочих-сдельщиков?
 15. Назовите особенности оплаты труда государственных служащих.
 16. В чем состоят особенности оплаты труда работников предприя
 тий различных организационно-правовых форм собственности?
 17. Каким образом посредством организации заработной платы обес
 печивается совпадение интересов работников и работодателей на
 предприятиях?
 10.
 Глава 7
 
 УРОВЕНЬ ЖИЗНИ И ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАБОТНИКОВ
 
 7.1. Сущность уровня жизни и факторы, его определяющие
  Благополучие нации характеризуется различными понятиями: "уровень жизни", "народное благосостояние", "безопасность жизнедеятельности", "образ жизни", "качество трудовой жизни", "качество жизни" и др. Разные термины иногда имеют одинаковое содержание, а иногда принципиально различаются по составу компонентов (табл. 11).
 Таблица 11
  Состав компонентов уровня жизни в различных концепциях "
 
 Компоненты уровня жизни Концепция ООН Шведская модель Концепция СССР 1. Здоровье 1. Труд и условия труда 1. Характер и условия труда 2. Потребление продуктов питания 2. Экономические возможности 2. Уровень обеспеченности и реального потребления материальных благ и материальных услуг 3. Образование 3. Политические возможности 3. Состояние обеспеченности людей благами духовной жизни и охраны здоровья 4. Занятость и условия труда 4. Школьное обучение 4. Показатели, характеризующие конечный результат уровня жизни на основе взаимодействия всех факторов: ¦ установленная законом и фактическая продолжительность трудовой деятельности * продолжительность жизни населения в целом и по различным его группам 5. Жилищные условия 5. Здоровье и использование медицинской
 ПОМОЩИ
  в. Социальное обеспечение 6. Социальные возможности (формирование семьи и семейных отношений)
  7. Одежда 7. Жилище
  8. Отдых и свободное время 8. Питание
  9. Права человека 9. Свободное время и его проведение
  140
 
  Принципиальные различия концепций касаются иерархии ценностей.
  Согласно концепции ООН первостепенное значение для жизни человека имеют здоровье людей и их питание. Западные ученые в своих исследованиях показали непосредственную связь между уровнем жизни, качественным составом питания и эффективностью труда. Своевременное возмещение энергетических затрат, произведенных организмом в процессе труда, влияет на работоспособность человека. Плохое и недостаточное питание может стать причиной прогулов, что сказывается на эффективности труда. При исследовании связи между потреблением, производительностью труда и заработной платой на основе показателя "эффективный час работы" выяснилось, что существует определенный уровень "эффективности" заработной платы (а значит, и объема потребления), отклонения от которого не выгодны ни предприятиям, ни работникам. Следовательно, можно считать, что целевая установка концепции уровня жизни ООН позволяет органично увязать все его компоненты и максимально приблизиться к концепции качества жизни.
  Шведскую модель можно определить как концепцию "качества трудовой жизни", так как она имеет трудовую установку и уровень жизни здесь прежде всего связывается с трудом, экономическими и политическими возможностями, реализуемыми через политический механизм страны в конкретной социальной политике.
  Концепция качества жизни формирует совокупность условий, определяющих физическое, умственное и социальное благополучие человека или группы людей. Здесь речь идет не только об объективных факторах, определяющих качество жизни (питание, жилище, занятость, образование и т.д.), но и о субъективном восприятии человеком уровня своего благополучия и таких понятиях, как счастье, удовлетворенность, удовольствие. Например, необходимым компонентом жизненной удовлетворенности является удовлетворенность состоянием здоровья, женитьбой (замужеством), семейными отношениями, работой, финансовым положением, жилищными условиями, возможностями получения образования и т.д. Таким образом, концепция качества жизни включает все взаимосвязи человека с окружающей средой, характеризующие как степень удовлетворения потребностей, так и степень соответствия реальных возможностей ожиданиям.
  В России наиболее распространен термин "уровень жизни" как комплексная социально-экономическая категория, отражающая степень развития и уровень удовлетворения разнообразных материальных, духовных и социальных потребностей человека, живущего в обществе. В соответствии со ст. 25 Конвенции МОТ № 117
 141
 
 "Об основных целях и нормах социальной политики" человек имеет право на уровень жизни (включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности или иной случай утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
  В России и ее регионах для оценки уровня жизни в ходе экономической реформы используется следующая система показателей: средняя оплата труда работников; покупательная способность населения на основе средней заработной платы и пенсии; минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения; прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения; численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума; потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода; денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения; показатели дифференциации населения по среднедушевым доходам; структура потребительских расходов различных социально-демографических групп населения.
  Компонентами уровня жизни выступают определенные виды потребностей, удовлетворение которых является составной частью уровня жизни в целом. Входящие в компонент потребности, как правило, удовлетворяются определенным видом деятельности (производство продуктов питания, медицинское обслуживание, обучение и др.), который включает множество данных, относящихся к удовлетворению потребностей в соответствующей области в течение какого-то периода времени. Совокупность компонентов охватывает всю сферу человеческих потребностей, и степень удовлетворения потребностей позволяет выделить четыре уровня жизни населения (рис. 32).
 
 Достаток Пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека Нормальный
 уровень Рациональное потребление, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил Бедность Потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы Нищета Минимально допустимый набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддержать жизнеспособность человека Рис. 32. Четыре уровня жизни 142
 
  На уровень жизни воздействуют множество факторов: с одной стороны - состав и величина постоянно изменяющихся потребностей населения; с другой стороны - ограничения в возможностях удовлетворения потребностей исходя из положения на рынке товаров и услуг, доходов населения, заработной платы работников, которые определяются масштабами и эффективностью производства, сферы услуг, состоянием НТП, культурно-образовательным уровнем населения и его структурой, национальными особенностями, политической и экономической обстановкой в стране (рис. 33).
 
 Рис. 33. Факторы, определяющие уровень жизни
  Все факторы тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и требуют комплексного рассмотрения при решении проблемы повышения качества и уровня жизни в стране.
 7.2. Классификация показателей и методика оценки уровня жизни
  Показатели уровня жизни можно распределить на четыре группы; индикаторы дохода; комбинированные индикаторы; индикаторы социального участия; субъективные индикаторы (рис. 34).
  Для оценки уровня жизни в рамках одной страны чаще всего используются индикаторы дохода, основанные на имеющихся данных о доходах и расходах населения. Определяются частные (индивидуальные) и синтетические (обобщающие) показатели. Важнейшими среди них являются распределение семей по величине дохода на семью, распределение семей по доходу на одного члена семьи, распределение граждан по душевому потреблению.
  Оперативная статистика социальных индикаторов отражает прожиточный минимум, средний денежный доход на одного работающего, размер пенсии, индекс потребительских цен и т.п.
 143
 
 
 Рис. 34. Классификация показателей уровня жизни
  Изменение уровня жизни населения оценивается на основе расчета индекса стоимости жизни, который в настоящее время исчисляется по набору товаров и услуг для различных социально-демографических групп населения и по минимальному набору по формуле:
 
 где Ро, Pt - цена покупки базисного и текущего периодов; q^ - объем покупок базисного периода.
  В общем виде процесс исчисления индекса стоимости жизни можно представить поэтапно: первоначально проводится обследование семейных бюджетов для получения информации о структуре расходов различных групп населения; далее отбираются магазины и товары-представители, на которых изучается изменение цен; на завершающем этапе определяется сам набор товаров-представителей. В разных странах количество товаров в таком наборе колеблется от 100 до 1000. Широко развитая система "весов" позволяет переходить от конкретных товаров-представителей к агрегированным (укрупненным) товарным позициям.
  В условиях разбалансированности российского рынка происходит заметный рост стоимости жизни (табл. 12). Это усиливает необходимость измерения воздействия динамики потребительских цен на уровень жизни населения.
  Социально значимыми стандартами, характеризующими уровень предельно допустимых норм социального обеспечения, являются минимальный потребительский бюджет, прожиточный мини-
 144
 
 Таблица 12
  Основные показатели доходов и уровня жизни населения России
 
 Показатели Годы На душу населения Социально-демографические группы
 
 
  Трудоспособные Пенсионеры Дети до 7 лет Дети 7-15 пет Величина прожиточного минимума (ПМ), руб. 1999 г. 1016.4 1134,5 836 821,4 1106,1
  2000 г.* 1185,1 1292,3 924,6 937,7 1277,9 Величина продуктового набора ПМ, руб. 1999 г. 593.1 599,8 517,5 515 735,9
  2000 г.* 642.4 653,5 585 550,6 788,1 * Данные за январь-сентябрь 2000 г.
 мум, уровень бедности, черта бедности, "пороговые значения" качества жизни и др.
  В рекомендациях ООН в качестве комбинированного показателя уровня жизни предложен показатель "индекс качества жизни", включающий характеристики, определяющие состояние здравоохранения; уровень образования; среднюю продолжительность жизни; степень занятости населения; платежеспособность населения; доступ к политической жизни.
  Для международного сопоставления уровня жизни с 1990 г. применяется социальный индикатор - "индекс развития человеческого потенциала" (ИРЧП), или сокращенно "индекс человеческого развития" (ИЧР), который измеряется тремя показателями: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой валовой внутренний продукт (ВВП). В совокупности они отражают три главных качества: здоровую жизнь, уровень знаний, достойный человека уровень жизни. Для каждого показателя применяется шкала от 0 до 1, где 0 - это минимум, а 1 - максимум. По новой методике минимальные показатели формируются исторически, примерно за 30 прошлых лет, максимальные рассчитываются на 30 лет вперед. ИЧР представляет собой простое среднее трех индексов: индекса ожидаемой продолжительности жизни, индекса уровня образования, индекса скорректированного реального ВВП на душу населения в долларах паритета покупательной способности (ППС). Каждый показатель (индекс) рассчитывается по формуле вида:
 ""ппс ^\t> П
 145
 
 где Дф - фактическое значение показателя, Дта< и Дп1|1 - соответственно максимальное и минимальное значения показателя
  Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопро вождается резким увеличением дифференциации доходов населения Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения Чтобы сгладить остроту социально-экономических противоречий и не допустить массового обнищания населения, государство должно активно участвовать в перераспределении доходов, формировать новую систему социальной защиты населения, адекватную требованиям социально ориентированной рыночной экономики
 7.3. Взаимосвязь повышения уровня жизни и эффективности труда
  Определяющую роль в повышении уровня жизни населения играет рост ВВП и национального дохода (НД) Производство и объем НД являются результатом эффективности труда нынешнего поколения и источником роста фонда потребления и фонда накопления в обществе Рост НД и ВВП позволяет государству повышать минимальный размер оплаты труда и пенсии, размеры социальных пособий, осуществлять различные социальные программы и т п
  Размер и динамика НД зависят от многих факторов производительности труда, занятости, отраслевой структуры производства, объемов инвестиций, уровня развития социальной сферы и др Определяющую роль среди них играют производительность и эффективность труда, позволяющие получить прирост ВНП и НД без дополнительных трудовых затрат и при существенной экономии материальных и финансовых ресурсов на производство продукции
  В свою очередь, производительность и эффективность труда зависят от развития НТП, совершенствования организации труда, производства и управления, социально-экономических факторов (мотивации труда, развития социальной сферы и др )
  НТП и НТР вносят изменения в развитие новой техники, новых материалов, прогрессивной технологии в содержание и организацию труда, организацию производства и управления, привносят новые знания в образование, профессиональную подготовку кадров и тд Новая информация в виде открытий, изобретений характеризует потенциал экономического роста, способствующий повышению эффективности труда и уровня жизни в стране Эко-
 146
 
 логическая направленность НТП - сохранение природной среды, генофонда нации - проявляется в условиях и содержании труда, экономии природных ресурсов, рационализации потребления, что благотворно влияет на организм человека, его работоспособность, продолжительность жизни. Пропаганда здорового образа жизни, экологических и медицинских знаний способствует претворению в жизнь новой идеологии НТП. Дополнительные возможности роста производительности общественного труда заложены в социальной сфере, где формируется человеческий потенциал. Развитие социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры) обусловливает удовлетворение социальных (духовных, культурных) потребностей населения, способствует развитию интеллекта нации, сохраняет и укрепляет ее здоровье, влияет на экономическое развитие общества и т.д. Увеличению богатства цивилизованных стран способствует использование результатов творчества предыдущих поколений посредством обучения, просвещения, усвоения научных знаний, моральных норм. Результаты творческой деятельности также обеспечивают рост НД за счет лучшего использования трудовых, материальных и природных ресурсов, что создает возможности для сокращения рабочего времени, улучшения условий труда, повышения рентабельности и прибыльности производства, роста заработной платы, доходов и уровня жизни населения.
  В России в годы перехода к рынку концепцию развития общества можно охарактеризовать как неудачную: налицо уменьшение национального имущества, снижение ВВП, НД, объема промышленного производства, производительности труда; заторможенное развитие социальной сферы (недостаточность финансирования, оплата труда по "остаточному принципу", коммерциализация некоторых социальных услуг). Отсутствие целенаправленной идеологии развития НТП, инвестиционной стратегии в реализации достижений НТП и в развитии социальной сферы, а также коммерциализация некоторых социальных услуг неизбежно сказываются на уровне жизни каждого человека, всего населения и его отдельных групп.
 7.4. Источники формирования и структура доходов населения
  Доходы населения - это совокупность денежных и натуральных средств, формирующихся за счет труда работника и других источников и предназначенных для поддержания физического, морального, экономического и интеллектуального состояния человека на определенном уровне удовлетворения его потребностей.
 147
 
  Доходы могут формироваться следующим образом: по труду, по собственности, по способностям, по потребностям, по должности, с помощью лотерей, своевременной оплаты труда. В цивилизованном мире основой распределения общественных благ является принцип распределения по труду. В рыночной экономике он модифицируется в принцип распределения по предельной продуктивности труда, которая определяется с учетом ситуации на рынке труда.
  Основными источниками личных доходов являются трудовая деятельность населения, работаюшего по найму; трудовая деятельность лиц свободной профессии; предпринимательская деятельность; собственность; средства государства и предприятий, распределенные в соответствии с принадлежностью к определенной социальной группе и категории персонала; личные подсобные хозяйства.
  Классификация доходов предусматривает их распределение и объединение в группы и подгруппы в зависимости от различных признаков (табл. 13).
  Переход к рыночной экономике вносит разнообразие в стратегию поведения людей в сфере занятости и по отношению к получению дохода. Некоторые группы населения стремятся к получению максимально высоких доходов иеной полного расходования своей рабочей силы. Другие группы (например, люди со слабым здоровьем, работающие пенсионеры, матери, взрослые дети, живущие с родителями) предпочитают фиксированный доход при ограниченных затратах труда. При выборе линии трудового поведении критерием чаще всего является сравнительная ценность, придаваемая дополнительному доходу или свободному от работы времени.
  Свободное время также можно считать одним из параметров неденежного дохода: проблема свободного времени, или продолжительности рабочего дня, имеет важное значение, так как человек может увеличить свой денежный доход, работая в нескольких местах и продлевая свое рабочее время.
  Общей тенденцией изменений в структуре доходов населения за период реформ стало снижение доли заработной платы в составе совокупных денежных доходов. Наряду с этим все большую роль среди источников доходов начинают играть доходы от предпринимательской деятельности, от собственности и социальные трансферты.
 148
 
 Признаки формирования и структура доходов
 
 Таблица 13
 
 Классификация доходов
 
 По экономической природе
 
 По экономическому содержанию
 
 По степени использования
 
 
 
 Трудовые
 (основа формирования -трудовая деятельность): доходы, получаемые в форме оплаты труда на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности доходы от индивидуальной трудовой деятельности доходы от личного подсобного хозяйства
 доходы от предпринимательской деятельности
 • доходы от реализации платных
 бытовых услуг и т.д.
 Нетрудовые:
 а) экономически обоснованные
 (доходы, получаемые по
 линии государственных офи
 циальных каналов и от бизне
 са, не противоречащего пра
 вовым нормам, нормам мора
 ли, гражданскому кодексу
 жизни в обществе):
 социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др )
 * доходы от собственности
 ¦ дивиденды по акциям
 проценты по облигациям и другим ценным бумагам доходы нэ вложенный капитал в производственную сферу или другие отрасли экономики и т.п.
 б) экономически не обоснован
 ные.
 все виды доходов, полученных от незаконных финансово-хозяйственных операций, от деятельности и услуг, противоречащих общественным нормам морали и этики, унижающих достоинство личности человека и граждан, или от криминальных действий
 
 Денежные:
 ¦ заработная плата
 1 пенсии
 ¦ стипендии
 ¦ пособия
 • предпринимательский доход
 ' дивиденды
 1 доходы от собственности
 ' доходы от продажи ценных бумаг
 > средства от продажи продукции личного подсобного хозяйства
 ¦ прирост денежных
 вкладов в сберега
 тельном банке и т.д.
  Натуральные-1 стоимость натуральных поступлений от личного подсобного хозяйства, используемых на личное потребление
 1 стоимость натуральных услуг лечебно-профилактического, культурно-бытового и социального характера за счет федерального, муниципального бюджетов и фондов предприятий
 ¦ другие
  Совокупные (показатель, характеризующий материальную обеспеченность населения):
 ¦ все виды доходов как
 денежные, так и нату
 ральные
 
 Общие
 (брутто-доходы). сумма доходов, полученная из всех источников, включая и средства, предназначенные для уплаты налогов и обязательных платежей
 Располагаемые (нетто-доходы): сумма средств, остающаяся после уплаты налогов и обязательных платежей, которую семья может в максимальном размере потратить на конечное потребление товаров и услуг без использования сбережений и других источников
  Реальные: стоимость приобретенных материальных и культурно-бытовых благ на сумму располагаемого дохода с учетом цен на товары и услуги
 
 149
 
 7.5. Дифференциация доходов различных социальных групп
  Дифференциация денежных доходов работников складывается преимущественно под влиянием двух факторов - дифференциации заработной платы и дифференциации различий в семейном положении работников. Однако дифференциацию заработной платы и дифференциацию доходов нельзя оценивать с одних и тех же позиций. В первом случае мы имеем такое экономическое неравенство, которое отвечает понятию социальной справедливости в рамках данного общественного строя и является условием прогресса; во втором случае неравенство складывается в результате перераспределения доходов в семьях, которое в известной мере "несправедливо", поскольку в определенной части не имеет отношения к труду и трудовым заслугам людей.
  Причинами неравенства и имущественного расслоения по доходам являются неравное распределение доходов и собственности; неодинаковые стартовые условия для развития индивидуально-трудовой деятельности, предпринимательства, бизнеса; относительно низкий размер оплаты труда у некоторых категорий работников; повышение доли иждивенцев в семье; наличие незанятых трудоспособных лиц; низкий уровень социальных выплат; несвоевременные выплаты заработной платы, пенсий, пособий.
  Неравенство и социально-имущественное расслоение населения - одна из серьезных проблем перехода к рыночным отношениям. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются следующие показатели: децильный коэффициент, коэффициент Джинни, кривая Лоренца.
  Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых и 10% наименее обеспеченных граждан. В 1998 г. на 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 33,1% денежных доходов, а 10% наименее обеспеченных имели всего 2,5% денежных доходов, т.е. доходы 10% богатых в 13,3 раза превышали доходы 10% беднейших. В 2000 г. ситуация практически не изменилась: 20% богатых имели 47,2% денежных доходов, а 20% наименее обеспеченных - 6,1%, т.е. денежные доходы 20% богатых в 7 раз превышали доходы 20% беднейших.
  Коэффициент Джинни - это индекс концентрации доходов населения. Он используется для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения, В России значение этого коэффициента в 2000 г. составляло 0,394, что значительно превышало показатели большинства европейских стран и США. В то
 150
 

<< Пред.           стр. 7 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу