<< Пред.           стр. 8 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Процессуальные теории мотивации
 
  Процессуальные теории поведения личности проявляют себя в том, что рассматривают линию поведения человека не только как функцию его потребностей, но и как функцию его восприятия, ожидания и управления. Процессом поведения человека можно управлять, изменяя среду и процесс труда. К основным процессуальным теориям относятся теория ожидания, теория справедливости и модель Портера - Лоулера.
  Теория ожидания. В 1964 гг. В. Врумом была создана "Теория предпочтения -- ожидания", согласно которой мотивация зависит от трех факторов:
 * А -ожидания возможного результата;
 * В -ожидаемого вознаграждения от этого результата;
 * С - ожидаемой ценности вознаграждения, называемой "валентностью".
  Теорию ожиданий можно представить в виде формулы:
 
  А х В х С = Мотивация.
 
  Суть данного подхода заключается в том, что менеджер должен установить жесткое соотношение между достигнутым результатом и вознаграждением.
  Теория справедливости. Данная теория подтверждает, что люди субъективно оценивают вознаграждение за свой труд, свои усилия на производстве и сопоставляют его с вознаграждением других людей. В случаях, когда человек не считает, что его вознаграждение справедливо (отвечает его вкладу в производство, адекватно другим вознаграждениям), он будет стремиться уменьшить интенсивность труда.
  Модель Портера -Лоулера. В 1967 г. Э. Лоулер и Л. Портер предложили расширенную модель, в которой объединили теории ожидания и справедливости (рис. 10.9).
  В общем виде модель связывает ценность вознаграждения со степенью уверенности в том, что данный уровень усилий обязательно приведет к определенному уровню вознаграждения. Иными словами, модель рассматривает само вознаграждение и его воспринимаемую справедливость в качестве недостающего звена модели В. Врума между производительностью и удовлетворенностью.
  Модель основывается на следующем утверждении: результативный труд ведет к удовлетворению, а не наоборот, как было принято считать ранее.
 
 
  Рис. 10.9. Модель Портера - Лоулера
 
  Согласно модели Портера - Лоулера результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий 3, способностей и характерных особенностей человека 4, а также от осознания им своей роли в процессе труда 5. Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения 1 и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением 2. Достижение требуемого уровня результативности 6 может повлечь внутренние вознаграждения 7, такие как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения 7а, такие как похвала руководителя, премия, продвижение по службе. Пунктирная линия между результативностью и вознаграждением, воспринимаемым как справедливое 8, использована для того, чтобы показать, что в соответствии с теорией справедливости люди имеют собственную оценку справедливости вознаграждения, выдаваемого за те или иные результаты. Удовлетворение 9 - это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости 8. Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле 1. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций. Процесс формирования мотивации фирмы схематично представлен на рис. 10.10.
 
 
  Рис. 10.10. Процесс формирования мотивации фирмы
 
 10.3. Научный подход к принятию управленческих решений
 
  Проблема эффективного управления организацией никогда не теряла своей актуальности не только в России, но и во всех странах мира. Последствия неверно выбранной стратегии и тактики становятся катастрофическими для предприятий и угрожают их существованию.
  Современный менеджмент ставит перед руководством организаций множество новых вопросов, которые еще в середине XX в. просто не могли возникнуть или иметь какое-либо серьезное практическое значение. Эта объективная закономерность имеет субъективную основу, обусловленную непрерывным усложнением технологических и организационных процессов производства, постоянным увеличением объема поступающей и перерабатываемой информации, частотой и видом принимаемых решений.
  В процессе управления менеджеры довольно часто принимают рискованные решения типа "на глазок", "авось пройдет". В подобных случаях слишком велика цена ошибок и весьма серьезны их последствия. С этих позиций насущной необходимостью является систематизация процессов управления, входящих в единую систему научного обоснования управленческих решений.
  Одним из главных и наиболее сложных управленческих процессов, от которого зависят решения, является диагностический анализ и синтез управленческого обследования слабых и сильных сторон организации. В систему научных обоснований управленческих решений входят теоретические исследования объекта с помощью процессов моделирования и неформальных методов, включающее уточнение целей и гипотезы, корректировку моделей и выбор возможных альтернатив.
  Логическая последовательность практических действий процессов управления предусматривает следующую схему (рис. 10.11): экономический и ситуационный анализ, маркетинговый синтез, стратегическое и тактическое планирование, контроль и корректировка действий, принятие решения.
 
  Рис. 10.11. Логическая последовательность (А - Е) практических действий процессов управления организацией
 
  Определение возможных альтернатив управления и выбор из них рациональной определяется термином "принятие решения".
  Известны три среды воздействия на управленческие процессы, которые должны учитываться при обосновании управленческих решений: "определенная среда" - "рискованная среда" - "неопределенная среда".
  Основные управленческие действия, происходящие в "определенной среде" воздействий, и их символика отражены на рис. 10.12.
 
 
  Рис. 10.12. "Определенная среда" воздействий и их символика
 
  Существуют два основных типа управленческих решений:
  * типовые задачи - алгоритмизированные решения;
  * нетиповые задачи - творческие решения.
  Основные закономерности принятия решений в иерархических организационных системах сформулируем в виде принципа последовательного разрешения неопределенности.
  Этот принцип утверждает, что процесс принятия решения должен представлять собой движение от обобщенного представления о целях, характере деятельности, условиях функционирования и развития управляемой системы и показателях ее рационального поведения как целостности до детального представления задач, механизмов функционирования, условий и критериев деятельности всех подсистем и элементов экономической системы. В процессе этого движения на каждом уровне управления, начиная с высшего, из многих допустимых альтернатив отбираются только заслуживающие внимания решения, а остальные отбрасываются и более не рассматриваются.
  Процесс обоснования и последовательность принятия управленческих решений проходит несколько стадий.
  Диагностика считается первой стадией в принятии решения. В нее входят:
  - распознавание характеристик решения: является ли решение стратегическим, тактическим или оперативным;
  - оценка уровней неопределенности и риска. Особую сложность представляют решения в ситуации, полной неопределенности и риска;
  - наличие одной или нескольких целей. Многочисленные цели являются причиной сложностей и конфликтов;
  - выявление ограничений при принятии решений, которыми являются правила и закон.
  Исследование имеющейся информации является второй стадией в принятии решения. Сюда входят анализ условий и выдвижение предложений о возможных путях решения проблемы с учетом ошибок, характерных для данной ситуации.
  Сравнение альтернатив - третья стадия в логической последовательности принятия решений. При сравнении альтернатив существенную роль играют анализ сильных и слабых сторон организации, системный анализ, уровень риска, предыдущий опыт руководителя, пробные попытки.
  Последствие решений - последняя стадия принятия решений. Для нее характерно возникновение тревоги и потребности оправдать себя после принятия решения. Если руководитель использует для реализации решения власть, он берет на себя психологические обязательства и должен выполнить их.
  Оптимизационное моделирование принятия решений предполагает выявление потребности в решении, определение критериев и установление их весов, развитие и оценку альтернатив, выбор наилучшей альтернативы.
  Научно обоснованный подход к принятию управленческих решений представлен на рис. 10.13.
  При обосновании системы научного подхода к принятию управленческих решений необходимо использовать опыт международного и отечественного управления организациями, обеспечивающий их жизнеспособность и постоянное совершенствование в условиях конкуренции.
 
  Методы решения нетиповых задач - творческие решения
 
  Метод синектики, предложенный в 1960-е гг. У. Дж. Гордоном, заключается в соединении внешне несопоставимых элементов. Участники этого группового метода принятия творческих решений выбираются из различных подразделений организации, они должны иметь разные подготовку и опыт работы. Такая разнородность состава группы позволяет взглянуть на проблему с нескольких точек зрения. Наличие квалифицированного ведущего такой группы позволяет объединить все высказанные предложения и выбрать общее решение.
  К творческим решениям нетиповых управленческих задач может быть отнесен метод вертикального и горизонтального мышления. Автор этого метода Э. Де Боно в 1971 г. обосновал его сущность в следующей интерпретации: вертикальное мышление предполагает движение шаг за шагом в логической последовательности, т.е. всякое решение выводится или обосновывается из предыдущего; горизонтальное мышление позволяет принимать решения не на основе логики, а основываясь на широком спектре ассоциаций, в результате чего генерируются самые неожиданные идеи.
 
  Факторы, влияющие на принятие решений
 
  1. Эмоциогенные факторы. Например, сильное волнение, возмущение могут привести к выборочному использованию информации, тенденциозной предвзятости к чему-либо, к односторонней оценке альтернатив, к принятию решения без достаточной информационной подготовки.
  2. Факторы соблазна. Иллюзия доступности "легкого" пути в обход существующим нормам, правилам и т.п.
  3. Провоцирующие факторы. Они, например, могут оказывать влияние на принятие решений за счет высокого уровня значимости данных факторов для человека вне связи с контекстом проблемной ситуации.
  К основным характеристикам человека, принимающего решения, относят:
  * индивидуальные особенности, опыт, занимаемые позиции;
  * познавательные (когнитивные)структуры. Когнитивные личностные структуры определяют скорость принятия индивидуальных решений, системность подхода, логику изложения материала и т.д.,
  * ценностные качества. Любое полученное управленческое решение каждый человек понимает по-своему, хоть немного, но не так, как принявший его руководитель. Чем больше накапливается таких искажений, тем глубже деформируется поставленная задача, тем важнее ценностные качества менеджеров.
 
 
  Рис. 10.13. Научно обоснованный подход к принятию решений.
  Кружки, квадраты и треугольники - составляющие информационного потока
 
  Особенности процесса принятия решений по принципу Эйзенхауэра
 
  Вместо того чтобы иметь время для выполнения действительно важных дел, мы зачастую тратим свою энергию на срочные, но менее значимые дела. Редко случается, что важную проблему надо решить сегодня или на этой неделе, тогда как срочную задачу, как правило, стремятся выполнить немедленно. Предложенное американским генералом Д. Эйзенхауэром правило является простым вспомогательным средством, особенно для тех случаев, когда надо быстро принять решение относительно того, какой задаче отдать предпочтение. Согласно этому правилу приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела (рис. 10.14).
 
 
  Рис. 10.14. Принятие решений по принципу Эйзенхауэра:
  К - корзина для бумаг
 
  В зависимости от степени срочности и важности задачи различают четыре возможности их оценки и выполнения.
  1. Срочные/важные дела. За них следует приниматься немедленно и самому их выполнять.
  2. Срочные/менее важные дела. Здесь существует опасность попасть под "тиранию" спешности и в результате целиком отдаться решению конкретной задачи, потому что она срочная. Если она является не столь важной, то должна быть в любом случае делегирована, поскольку для ее выполнения не требуется каких-либо особых качеств.
  3. Менее срочные/важные задачи. Они, как правило, могут подождать. Перепроверьте степень важности и попробуйте задачи этого типа полностью или частично поручать своим сотрудникам. Наряду с тем, что этим Вы себя разгружаете, Вы можете способствовать повышению квалификации своих подчиненных, доверяя им ответственные дела.
  4. Менее срочные/менее важные задачи. Очень часто дела этой категории оседают на письменном столе, и без того заваленном бумагами. Если Вы вдруг начинаете заниматься этими делами, забывая о задачах 1 -и категории, то Вам следует жаловаться на перегрузку работой. Даже Ваши подчиненные не должны приниматься за задачи этой группы.
  От задач несущественных и несрочных следует воздержаться! Наберитесь немного мужества, чтобы чаще прибегать к корзине для бумаг. Если Вы будете последовательно распределять свои дела по категориям в соответствии с принципом Эйзенхауэра, то значительно повысите результативность своей деятельности!
  Все работники предприятия, от генерального директора до рабочих на конвейере, должны знать, как разрабатываются управленческие решения, кто их принимает, как распределяются функции внутри организации и как выполняются решения. Типы руководителей, их соподчиненность и процесс принятия управленческих решений представлены на рис. 10.15.
 
 
  Рис. 10.15. Типы руководителей, их соподчиненность и процесс принятия решений
 
  Научный подход к управленческим решениям имеет практическую направленность - придать большую гибкость и оптимальность организации, увязывая конкретный объем принятия решения с определенным уровнем иерархии.
  Выбрать критерий оптимальности - значит установить универсальную и достаточно точную характеристику, которая позволила бы получить совокупность хозяйственных звеньев организации. Предлагаются разнообразные показатели для выбора оптимального размера организации: численность работающих, объем продаж или бюджет, стоимость основного капитала. Но самый простой и распространенный критерий, поскольку он допускает однозначные сравнения и имеет важное значение в анализе иерархии и оптимальности, - это численность работников.
  К уровню формализации управления можно отнести правила внутреннего распорядка, которые должны быть составлены таким образом, чтобы обеспечить эффективность принимаемых решений, воспрепятствовать действиям, способным дестабилизировать ситуацию в организации, защитить права членов организации, достичь такого уровня удовлетворения требований, ниже или выше которых всякая экономическая организация попросту распадается.
  Известный американский специалист в области менеджмента Н. Паркинсон установил зависимость между размерами и структурой организации, проявляющуюся в растущей бюрократии. Согласно его анализу, существует логарифмическая зависимость между соотношением административной и производственной деятельностью, с одной стороны, и численностью работников - с другой. Бюрократическая составляющая возрастает быстрее, чем размер организации. Отсюда берут начало иерархическая диверсификация, увеличивающаяся формализация правил и усложнение механизмов принятия решения. Все это устанавливает, по мнению Н. Паркинсона, предел расширению организации.
  В этом заключается одна из причин проявления интереса к проблеме равновесия организации, его обоснованию и определению критерия. Равновесие организации -- это точка совмещения формализма внутренних правил и возможностей адаптации к окружающей среде в пределах соответствующего критерия оптимальности.
  Любая организация обладает в той или иной степени способностью к адаптации. По мере эволюции внешней и деловой среды возрастают требования к адаптивности как свойству организационной системы и средству эффективности управляющей и управляемой систем.
  Адаптивность - это способность системы приспосабливаться и реагировать на изменения окружающей среды для выработки эффективных управленческих решений и предотвращения отрицательных процессов управления.
  Сегодня в качестве критерия эффективности выступает скорость процесса приспособления системы управления к изменяющимся условиям и масштабам производства, происходящего с некоторым запаздыванием.
  Для успешного адаптивного процесса управления организацией характерно выполнение следующих действий:
  * воздействие на управляющий объект из вышестоящей системы;
  * количественная оценка характеристик протекания процессов;
  * выработка управляющего воздействия на объект управления;
  * выходная величина объекта управления, воздействующая на окружающую среду и по цепи обратной связи - на управляющую систему.
  Основным средством успешной адаптации организаций к неопределенным и быстроменяющимся условиям среды является эффективное управление, обеспечивающее формирование и реализацию такого варианта развития, который позволит получить наилучший в сложившейся ситуации конечный результат.
  Но слишком упрощенный характер адаптивности и модели оптимальности и, в частности, ее неспособность объяснить получение экономии на масштабах выпуска продукции привели к появлению других вариантов.
  Предлагалось заменить логарифмическую зависимость криволинейной при которой бюрократическое давление будет большим для организаций малых и крупных размеров и меньшим - для средних. Так, в частности, в процессе эмпирических исследований по определению критерия размеров организации, проведенных авторами работы, не удалось установить однозначной связи между числом работающих, уровнем их квалификации и сложностью производимой продукции, с одной стороны, и размером организации (объемом производства) - с другой. При расчете использовалась концепция, основанная на том, что при удвоении объема производства затраты на любую операцию в производственном процессе могут быть снижены на 20%.
  Представляется, что кроме перечисленных факторов, здесь существует значительная корреляционная зависимость между размером организации и такими составляющими, как типы, виды и формы производства, степень дифференциации организации, уровень формализации правил и методов построения организационных структур управления.
 
  (?) Вопросы и задания для повторения
 
  1. В чем сущность и практическое значение коммуникации в управлении? Выделите ее основные элементы.
  2. Что означает "шум" в коммуникации? Охарактеризуйте коммуникационный процесс как систему с обратной связью и шумом.
  3. Приведите примеры вербальных и невербальных средств общения между людьми. В чем особенности последних в коммуникации?
  4. Какую роль играет мотивация в системе менеджмента? Выделите наиболее известные теории мотивации.
  5. Охарактеризуйте содержательную теорию мотивации. Рассмотрите особенности теорий мотивации Маслоу, Мак Клелланда и Герцберга.
  6. В чем сущность процессуальной теории мотивации? Выделите особенности теорий ожидания, справедливости и модели Портера - Лоулера.
  7. Что такое управленческое обследование? Какие функциональные зоны рекомендуется включать в него для оценки слабых и сильных сторон организации?
  8. По каким основным критериям проводится анализ и определяется оценка хозяйственной деятельности организации?
  9. Дайте краткое описание логической схемы управления организацией и процесса принятия управленческих решений.
  10. Поясните практическую значимость отбора информации для процесса принятия управленческих решений.
 
 Глава 11. Менеджмент как основополагающая концепция управления
 
 11.1. Организационные процессы менеджмента
 
  Менеджмент - это концепция управления, которая имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этап развития цивилизации, модели экономики, социально-экономические потребности управления, уровень научно-технического прогресса. Специфические черты учитывают национальные и исторические обеспеченности, уровень социально-экономического развития в конкретной стране, географические и демографические факторы, культурное наследие и традиции, политические условия и ресурсы страны. Реальный менеджмент всегда содержит общее и особенное в определенном соотношении и сочетании. В мире существует понимание не только менеджмента вообще как концепции управления, но и понимание различных моделей менеджмента - американского, японского, западноевропейского и т.д. Знать и использовать опыт зарубежного управления - это значит полнее реализовать идеи менеджмента для современной практики управления. Жестокое и неповоротливое централизованное управление несовместимо с менеджментом.
  Централизованное управление - это непрерывная постоянно действующая и устойчивая подчиненность каждого хозяйствующего звена центральным органам управления. Набор проблем для такого управления иной, чем в менеджменте, следовательно, должна быть такая среда, которая делает менеджмент объективно необходимым и возможным.
  В современных условиях менеджмент выступает в качестве основной формы управления на микроэкономическом уровне. Его возникновение и распространение связано с развитием корпоративного предпринимательства, акционерных обществ, в которых непосредственное управление движимым и недвижимым имуществом переходит от собственников к их полномочным представителям - менеджерам, выступающим в качестве наемных работников, по контракту организующих всю деятельность фирмы и обеспечивающих эффективное, прибыльное использование предоставленных в их распоряжение средств.
  Слово "менеджмент" по своей сути является аналогом слова "управление", это его синоним, однако не в полной мере. Понятие "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности: управление автомобилем, управление в неживой природе, биологических системах, управление государством, в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях, в обществах. Термин "менеджмент" ("management") американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В других англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются иные слова.
  Основную управленческую работу в менеджменте выполняют менеджеры. Менеджер - это такой управляющий, который имеет дело с предпринимательством и у которого в подчинении находится хотя бы один человек. Так, например, министр является руководителем, но не считается менеджером. В таком же положении находятся руководители административных учреждений, военных ведомств и т.д. Вместе с тем не всякий предприниматель может относиться к категории "менеджер". Так, торговец мороженым в ларьке является предпринимателем, но, не управляя людьми, он не является менеджером.
  Менеджмент следует рассматривать, с одной стороны, как практическую деятельность, с другой стороны, как определенный раздел науки. С точки зрения практической целесообразности менеджмент можно определить как систему разработки, принятия и реализации управленческих решений, направленных на достижение оптимального варианта использования ресурсов.
  В качестве научной области человеческого познания менеджмент представляет собой особый вид управленческой и предпринимательской деятельности, включающий совокупность принципов, методов и форм управления разработкой программ, производством и сбытом товаров. Как наука об управлении менеджмент находится в постоянном совершенствовании и развитии.
  Существенное влияние на менеджмент оказывает его инфраструктура, которая показывает, в каких условиях возможен менеджмент и как он проявляется в том комплексе проблем, которые были представлены в его концепции. Специалисты выделяют три основных признака инфраструктуры менеджмента - потенциал знаний, менталитет и общественная среда.
  Потенциал и научное сознание характеризуют не только накопленный объем знаний, но и их использование в практической деятельности, т.е. существование их не как багажа, а как действующего стиля управления, как подход к наилучшему менеджменту.
  Так, при формировании профессиональной культуры важно проследить, каким путем идет познание человеком любого объекта и прежде всего - другого человека. Последовательность этого процесса можно представить в виде логической схемы от простого к сложному.
  На первом этапе перед менеджером появляется другая личность, новый человек. Каждый понимает, что первый контакт, знакомство - весьма важный момент. Кто это будет - мужчина или женщина, каков возраст, каковы внешние данные и т.д.? Очень важно дать точную оценку этим первым впечатлениям в системе своих понятий, представлений. На языке теории познания это соответствует первоначальной стадии установления связей в системе "явление - понятия", где понятия могут отражать в основном внешние впечатления о другом человеке.
  На втором этапе в процессе более обстоятельного знакомства уже делаются более глубокие выводы и обобщения, формируются емкие понятия (например, уровень профессиональной культуры, склонность к анализу, наблюдательность, эрудиция), т.е. анализируется уже не внешняя сторона, а внутреннее содержание личности.
  На третьем этапе оценке подвергаются еще более глубокие качества (свойства) личности, что требует соответствующих профессиональных понятий и т.д. Принято считать, что понятия отражают на начальном этапе внешние, достаточно очевидные признаки, свойства, качества.
  Категории отражают "узловые точки" познания, обобщают в себе несколько понятий, дают процессу познания новое качество. Например, такие понятия, как интуиция, характер, темперамент, устойчивость к стрессовым ситуациям, уже более тяготеют к категориям.
  В процессе познания на последующих уровнях появляются новые, более глубокие и емкие категории и насыщаются новым содержанием.
  На самых высоких уровнях познания они вплотную примыкают к такой универсальной категории, как закон.
  Закон - это одна из ступеней познания, которая характеризует установление общих, существенных и необходимых связей между изучаемыми явлениями.
  Таким образом, процесс познания представляет собой в целом погружение во все более глубокие сущности и отражение их в системе еще более содержательных понятий и категорий. Принято говорить, что познание идет от явления к сущности, от сущности I рода, достаточно поверхностной, к сущности II рода, более глубокой, и так далее, бесконечно (рис. 11.1).
 
 
  Рис. 11.1. Последовательность процесса познания и образования понятий
 
  Менталитет, т.е. образ мышления, господствующий в обществе, характеризует систему ценностей, традиций, уровень общей культуры, социально-политическую ситуацию в стране и др.
  Российский менталитет отражает определенные особенности в решении проблем, их выборе, подходах, реакции на те или иные ситуации и отличается от западного. Но есть и в нашем менталитете такие качества, которые хорошо согласуются с идеями менеджмента и отвечают его условиям: целеустремленность, выделение приоритетов, миссия.
  Общественная среда менеджмента - это в большей степени те рыночные механизмы, которые создают питательную почву, необходимую для менеджмента. Сюда относится и развитость системы подготовки менеджеров, что позволит им стать творческими личностями, полнее видеть тенденции развития экономики и разрабатывать успешные стратегии управления. Основные признаки инфраструктуры отражены на рис. 11.2.
 
 
  Рис. 11.2. Основные признаки инфраструктуры менеджмента
 
 11.2. Инновационный менеджмент
 
  Необходимость постоянного обновления всех сторон производственно-хозяйственной и управленческой деятельности является непременным условием цивилизованного общества. В менеджменте нововведения касаются методов управления, структур управления, способов принятия решений и создания в итоге инновационных организаций.
  Инновационная деятельность, направленная на выбор методов управления, должна определять техническую, организационную, экономическую целесообразность выбора принимаемого решения, что обеспечивает комплексный системный метод обоснования этого выбора.
  Инновационная организация - это группа людей, которая специально создается для разработки и реализации инновационных проектов. Эта организация сама стремится к постоянным изменениям и инициирует их.
  Менеджеры в таких организациях должны:
  * знать, что такое инновация;
  * понимать динамику и логику инновационного развития;
  * заниматься разработкой инновационной стратегии;
  * понимать, что инновация требует постановки новых целей, которые отличаются по своему характеру и методике их реализации от целей не инновационных организаций.
  Управление инновациями рассматривается как один из наиболее сложных вопросов в теории и практике менеджмента. Для организации, ориентированной на нововведения, целесообразна моноструктура с единым ресурсным и многоаспектным управленческим потенциалом при сохранении интеграционных связей. Логическая схема инновационного движения представлена на рис. 11.3.
 
  Рис. 11.3. Логическая схема инновационного движения
 
  Анализ организационных структур и управленческих моделей субъектов научно-технической деятельности показывает, что они в большинстве случаев носят иерархический, т.е. линейно-функциональный, характер, где основная творческая единица (научно-исследовательский или конструкторско-технологический отдел, лаборатория и т.д.) находится на нижнем уровне иерархии. В качестве альтернативы устаревшим структурам стали рассматривать и применять проектные (целевые) и матричные структуры управления.
  Предполагается, что в ближайшей перспективе неизбежный процесс интеграции предприятий материальной сферы с ресурсным потенциалом создателей нововведений пойдет по пути вхождения последних в множественные структуры типа финансово-промышленных групп и холдингов, а также взаимного проникновения капиталов при приобретении прав собственности на вторичном рынке ценных бумаг.
  Организационная структура должна быть ориентирована на оптимальное сочетание полномочий и ответственности тех подразделений, где непосредственно разрабатываются и создаются нововведения. Она должна гарантировать эффективное функционирование двух взаимодополняющих сфер деятельности: стратегической - по воспроизводственному развитию будущего потенциала, и оперативной - по реализации существующего потенциала в доходы и рост организации.
  Обозначим организационную структуру инновационной научно-технической организации как субъект предпринимательской деятельности по созданию и коммерциализации нововведений. Ее можно представить как моноструктуру, состоящую из нескольких блоков (рис. 11.4):
  * блок бизнес-единиц по созданию нового коммерческого товара, наделенных необходимыми ресурсами, несущих определенную ответственность в пределах закрепленных за ними требований, т.е. находящихся на коммерческом рынке;
  * блок, являющийся центром прибыли с закрепленными за ним ресурсами, состоящий из производственной коммерческой структуры;
  * управление инновационной организацией, осуществляющее ее стратегическое развитие и оперативный контроль за реализацией существующего потенциала в доходы;
  * блок матричных подструктур инновационных проектов, ориентированных на исследования по созданию научно-технического задела и выполнению административных проектов, связанных с инженерным обеспечением, разработкой АСУ, информационной системы и т.д.;
  * блок подразделений, выполняющих функцию обеспечения бизнес-единиц, центров прибыли и прочих подструктур, к которым относятся маркетинговая служба, финансы, бухгалтерский учет.
 
  Рис. 11.4. Структура управления инновационной организацией
 
  Методика расчета экономической эффективности инновационного процесса увязывается с движением денежных средств хозяйствующих субъектов, с прямыми финансово-экономическими результатами и учетом внешних факторов (налоговой системы, колебаний конъюнктуры).
  Методика оценки эффекта предполагает учет прямых (ожидаемых или фактических) изменений экономических показателей предприятий, где используется нововведение, вызванных реализацией инновационного проекта. К таким показателям относятся величина дохода (включая фонд оплаты труда работников предприятий и амортизационный фонд), прямая экономия затрат (снижение издержек производства), если она не отражена в величине дохода, включая прямые результаты в других отраслях экономики (в этом случае экономический эффект выступает как народнохозяйственный). Для частных предприятий фонд оплаты выступает как затраты и не должен формировать их доход.
  Величина экономического эффекта (Ээф) может быть рассчитана по формуле
 
  Ээф = Вр - Зп - Н - Кр = Вр - (М + Зпр + К) - Н - Кр ,
 
  где Вр - выручка от реализации продукции (услуг); Зп - полные затраты; Н - налоги; Кр - процент за кредит; М - затраты на материалы; Зпр - прочие затраты (включая затраты на электроэнергию, оплату услуг сторонних организаций, зарплату для частных предприятий); К - капитальные затраты.
  После несложных преобразований определим экономический эффект по формуле
 
  Ээф = Пч + З" + А,
 
 где Пч - чистая прибыль; З" - заработная плата частных предприятий; А - амортизация основного капитала.
  Интегральный эффект равен сумме реальных приведенных эффектов по годам рассматриваемого периода.
  Величина коэффициента экономической эффективности проекта Епр исчисляется как отношение интегрального эффекта ?Еэф.t, к суммарным полным затратам, связанным с реализацией проекта ?Зnt ,
 
  ,
 
  где ?Н - норматив приведения по фактору времени за расчетный период. При расчете экономического эффекта необходимо отличить влияние фактора времени от фактора инфляции. Первый приводит к увеличению будущих денежных сумм доходов, а второй, наоборот, - к их обесцениванию. Фактор времени представлен в качестве норматива эффективности на ряд лет- (1 + ?Н)t.
 
 11.3. Креативный и эвристический менеджмент
 
  Креативный (от англ, "creative" -творческий, созидательный) менеджмент рассматривает проблему управления коллективом.
  Эвристический (от греч. "heuristro" - "отыскиваю, открываю") менеджмент в отличие от креативного рассматривает управление личностью и ее самоуправление. Креативный менеджмент может эффективно функционировать там, где создаваемый интеллектуальный продукт не может быть однозначно приписан отдельной личности, а, безусловно, является результатом деятельности коллектива. Эвристический же менеджмент, напротив, связан с индивидуальной целью и управлением деятельностью личности как решающего участника создания интеллектуального продукта.
  Попытки систематизации методов эвристики и креативистики предпринимались еще Р. Декартом и Г. Лейбницем. В последнее время издано уже множество научных работ, связанных с проблематикой творчества как коллективного, так и личностного направления.
  В креативном менеджменте, как и в любой другой науке, выделяют теоретический и прикладной аспекты. Теория креативного (как и эвристического) менеджмента является составной частью теории творчества. Последняя в зависимости от области использования имеет много разновидностей (теория научно-технического творчества, теория художественного творчества и т.п.), которым соответствуют и разновидности креативного или эвристического менеджмента.
  Прикладные аспекты креативного менеджмента связывают прежде всего с инновациями и нововведениями. Его проблемы организационно смыкаются с управлением кадрами, когда требуется создавать так называемые временные творческие коллективы.
  Выделим две группы методов исследований креативного и эвристического менеджмента, направленные на:
  * усиление креативных и эвристических способностей человека;
  * развитие логико-аналитической деятельности и способ костей людей, на неординарность их мышления.
  В первую группу методов обычно включают "мозговой штурм (атаку)", "записную книжку Хефеля", написание сценариев, образование "гирлянд" ассоциаций и метафор, интервьюирование, анкетный опрос и т.д. Часть указанных методов полностью относится к креативистике (скажем, "мозговой штурм", интервьюирование), другая - полностью к эвристике (например, "записная книжка Хефеля"). Есть и такие методы, которые могут быть отнесены к обоим видам менеджмента (написание сценариев, анкетный опрос и др.). Во вторую группу входят такие методы, как морфологический анализ, матрица взаимодействий, матрица открытий, функционально-стоимостный анализ, поиск по Коллеру, аппроксимация временных рядов, экстраполяция тенденций и т.д. Подразделение этих методов на относящиеся к креативистике, эвристике либо и к той, и другой зависит от выбранного подхода (индивидуальный или групповой) к решению задачи.
 
 11.4. Финансовый менеджмент
 
  Финансовый менеджмент самым простейшим образом можно определить как искусство управления финансами. Он формирует систему знаний о финансовых отношениях в хозяйственном процессе и представляет собой механизм управления денежными фондами и денежными отношениями, т.е. механизм управления тем, что составляет понятие "финансы".
  Схема источников формирования финансовых ресурсов организации представлена на рис. 11.5.
  Финансовые ресурсы предприятия расходуются на следующие цели:
  - текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);
  - инвестирование средств в капитальные вложения, связанные с расширением производства и его техническим обновлением;
  - нематериальные активы;
  - инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги;
  - платежи финансовой, банковской системам, взносы во внебюджетные фонды;
  - образование различных денежных фондов и резервов (на развитие производства, а также поощрительного и социального характера, на благотворительные цели, спонсорство и т.п.).
  Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы, или объекта управления, и управляющей подсистемы, или субъекта у правления.
  Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность условий осуществления денежного оборота, кругооборота средств, движения финансовых ресурсов и прочих финансовых средств.
 
 
  Рис. 11.5. Источники формирования финансовых ресурсов организации
 
  Субъект управления - это специальная группа людей (финансовая дирекция как аппарат управления, финансовый менеджер как управляющий), которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование финансовой деятельности. Организационная модель финансовой инфраструктуры отражена на рис. 11.6.
 
 
  Рис. 11.6. Организационная модель финансовой инфраструктуры
 
  Наиболее сложным механизмом функционирования денежных ресурсов, приносящих доход, считается рынок капиталов. Он состоит из нескольких относительно самостоятельных рынков (рис. 11.7).
 
 
  Рис. 11.7. Рынок капиталов
 
  Финансовый менеджмент имеет свою сферу деятельности в виде финансового рынка, состоящего из следующих рынков: валютного, ценных бумаг, денежного (ссудных капиталов), золота.
  Валютный рынок - это сфера экономических отношений, проявляющихся при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты за российские рубли (или одной иностранной валюты за другую иностранную валюту) и платежных документов в валюте.
  Рынок ценных бумаг представляет собой рынок, на котором совершаются операции с ценными бумагами (акциями, облигациями и др.). -
  Рынок ссудных капиталов - это сфера формирования спроса и предложения на деньги, т.е. на ссудный капитал. Рынок ссудных капиталов представляет собой систему отношений, обеспечивающих аккумуляцию временно свободных капиталов и перераспределение их между предпринимателями и инвесторами.
  Рынок золота (рынок драгоценных металлов) - это рынок, на котором осуществляется регулярная купля-продажа золота как для промышленного потребления, так и в целях накопления или пополнения золотого запаса.
  Целью финансового менеджмента является управление движениями финансовых ресурсов. Этот процесс осуществляется с помощью различных приемов.
 
  Система и форма расчетов
 
  Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Главное назначение расчетов заключается в обслуживании денежного оборота (платежного оборота). Расчеты бывают двух видов: наличные и безналичные. Платежный оборот между хозяйствующими субъектами в основном осуществляется безналично. Основными формами расчета являются:
  * по наличным расчетам - налично-денежные расчеты рублями (российской валютой), с помощью кредитных и дебетных карточек;
  * по безналичным расчетам - платежное поручение, платежное требование-поручение, платежное требование, инкассо, аккредитив, расчеты чеками.
  В своей финансовой деятельности как частные лица, так и организации сталкиваются с проблемой сохранения и приумножения имеющихся в их распоряжении денежных средств. Одним из способов пополнения бюджета и обеспечения сохранности финансов является создание портфеля инвестиций.
  Этот портфель может включать ликвидные средства, ценные бумаги, виды инвестиций.
  Наиболее распространенным из перечисленного является портфель ценных бумаг. Задача формирования портфеля ценных бумаг особенно актуальна для инвестиционных институтов, т.е. организаций, профессионально занимающихся аккумулированием финансовых ресурсов своих клиентов и использованием их на рынке капиталов.
  Например, в США наиболее популярным типом инвестиционного института являются взаимные фонды, представляющие собой паевой инвестиционный фонд открытого типа, дающий инвесторам доступ к наиболее высоким рыночным ставкам процента, а также возможность диверсифицировать риск и экономить на брокерских комиссионных.
  Успех инвестиций в основном зависит от правильного распределения средств по типам активов. Проведенные эксперименты показали, что прибыль на 94% зависит от выбора типа используемых инвестиционных инструментов (акции крупных компаний, краткосрочные казначейские векселя, долгосрочные облигации и др.), на 4% - от выбора конкретных бумаг заданного типа, на 2% - от оценки момента закупки ценных бумаг.
  Данный феномен объясняется тем, что бумаги одного типа сильно коррелируют, т.е. если какая-то отрасль испытывает спад, то убыток инвестора не очень зависит от того, преобладают ли в его портфеле бумаги той или иной компании. Риск вложения инвестиций в определенный тип ценных бумаг определяется вероятностью отклонения нормативной прибыли от базового значения.
  Прогнозируемое значение прибыли может определяться на основе обработки статистических данных и динамики прибыли от инвестиций в эти ценные бумаги в прошлом, а риск - как функция отклонения прибыли от ожидаемой величины.
  Общая доходность и риск инвестиционного портфеля могут меняться путем варьирования его структуры, ротации ценных бумаг.
  Есть множество методов управления портфелем ценных бумаг, позволяющее конструировать желаемую пропорцию активов различных типов, связывающих между собой разные комбинации риска и доходности. Все оценки, используемые при составлении инвестиционного портфеля, носят вероятностный характер.
  Существует несколько видов портфелей инвестиций:
  - надежный - предпочтение отдается долгосрочным, наименее рисковым и соответственно менее доходным финансовым инструментам;
  - оптимальный - это комбинация низкодоходных, но надежных, ценных и высокодоходных, но более рисковых финансовых инструментов;
  - рисковый - предпочтение отдается наиболее доходным и соответственно более рисковым видам инвестиций;
  - индексный - комбинация элементов портфеля отражает сложившуюся конъюнктуру рынка ценных бумаг. Например, если доля акций компании на рынке - 7%, то и в портфеле она составляет тоже 7%. В зависимости от своих целей инвестор может по-разному комбинировать элементы портфеля инвестиций. Укрепилось устойчивое понятие "портфельная теория". Оно отражает теорию финансовых инвестиций, в рамках которой с помощью статистических методов осуществляется наиболее выгодное распределение риска среди элементов портфеля ценных бумаг и оценка прибыли. Она состоит из следующих основных элементов: оценки активов, инвестиционных решений, оптимизации портфеля, оценки результатов.
  После того как произошло первичное формирование портфеля ценных бумаг, необходимо приступать к управлению им. Различают два стиля управления:
  пассивный, когда уже при формировании портфель отвечает всем требованиям инвестора и затем лишь приносит определенный доход без изменения своей структуры. Такой стиль используют, когда управление портфелем инвестиций не является приоритетным направлением деятельности организации, а портфель является лишь "сберегателем" средств. Он характеризуется малой доходностью и достаточно низким риском;
  активный, когда осуществляется непрерывная оптимизация структуры портфеля, ротация ценных бумаг, а при изменении целей инвестора возможна и полная перестройка портфеля.
  Данный стиль позволяет обеспечить максимальную гибкость в управлении портфелем ценных бумаг, непрерывную связь его с конъюнктурой рынка и тенденциями в отдельных отраслях.
  Это позволяет обеспечить доступ к наиболее высоким ставкам процента при достаточно разумном уровне риска.
  В процессе управления портфелем ценных бумаг необходимо принимать во внимание два свойства, которые должны быть ему присущи: диверсифицированность - "распыление" инвестиций по типам ценных бумаг, сроку их погашения, отраслям для снижения риска; синергизм - отношение, при котором целое обладает более сильными свойствами, чем сумма свойств частей.
 
  Система и формы кредитования
 
  Кредитование имеет две разновидности:
  * кредитование деятельности хозяйствующего кредитования субъекта в форме прямой выдачи денежных ссуд (финансовый кредит);
  * кредитование как разновидность расчетов, т.е. расчетов с рассрочкой платежей.
  По сфере применения и видам заемщиков финансовый кредит бывает двух видов:
  * межбанковский кредит, при котором заемщиком является банк;
  * коммерческая ссуда, т.е. кредит для коммерческих целей, при котором заемщиком является предприятие, товарищество, акционерное общество и другие юридические лица. Порядок кредитования, оформления и погашения кредитов регулируется кредитным договором.
  Депозит представляет собой вклад денежных средств или ценных бумаг в банк на хранение. Депозиты бывают двух видов:
  * до востребования;
  * срочные - вклады, вносимые на заранее установленный срок (от одного месяца и более).
  Операции по купле-продаже валюты имеют две формы сделок:
  * СПОТ - наличная, обмен проводится немедленно;
  * ФОРВАРД - срочная, платежи осуществляются в установленный срок.
  Страхование - это отношения по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Страхование бывает следующих видов: личное, имущественное, страхование ответственности, перестрахование. Страхование может быть обязательным и добровольным.
  Хеджирование -- страхование валютных рисков.
  Залог- способ обеспечения обязательства, при котором кредитор приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества.
  Трансферт - перевод денежных средств или именных ценных бумаг от одного владельца на другого. Трансфертные платежи - выплаты, осуществляемые государством гражданам (пенсии, субсидии, пособия по безработице, пособия на детей и др.).
  Трастовые операции - это доверительные операции банков, финансовых компаний по управлению имуществом клиента и выполнению других услуг в интересах и по поручению клиентов на правах доверенного лица.
  Текущая аренда - имущественный наем.

<< Пред.           стр. 8 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу