<< Пред.           стр. 12 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

 III Международной научно-практической конференции
 
 Под редакцией:
 доктора экономических наук, профессора, директора Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета, декана факультета управления Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета
 Архиповой Надежды Ивановны,
 заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора, Первого заместителя директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, научного руководителя факультета права Государственного университета – Высшая школа экономики
 Тихомирова Юрия Александровича,
 доктора юридических наук, профессора, декана юридического факультета Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета, заведующего кафедрой частного права Российского государственного гуманитарного университета
 Косяковой Наталии Ивановны.
 
 Лицензия ИД № 05992, выд. 05.10.2001.
 
 Компьютерная верстка А.Ю. Зак.
 
 Подписано в печать 14.03.2003.
 Бумага № 1. Формат 84х108 1/32.
 Усл. печ. л. 28,3. Уч.-изд. л. 29,5.
 Тираж 180 экз. Заказ № 45.
 
 Издательский центр
 Российского государственного
 гуманитарного университета
 125267 Москва, Миусская пл., 6.
 
 
 
 
 [1] Более того, ряд специалистов применяет термин «международное гуманитарное право» к нормам, касающимся защиты прав человека только в мирное время. См., например: Действующее международное право. Т. 2. Сост.: Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 1997. С. 5-198.
 [2] Тихомиров Ю.А. Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права // Журнал российского права. 2002. № 11. С. 3-12.
 [3] См., например: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2000 г. № 14П // Российская газета. 2000. 5 дек. № 232.
 [4] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 44.
 [5] Агарков М.М. Ценность частного права // Правоведение. 1992. .№ 1, 2.
 [6] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 48. С. 234.
 [7] Калина В.Ф. Особенности становления российского федерализма // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 3. С. 228.
 [8] Сталин И.В. Соч. Т. 4. С. 66-73.
 [9] СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3425.
 [10] Данный закон является действующим до сегодняшнего дня.
 [11] «Обиженными» избирателями являются те избиратели, которые из-за расхождения численности между единой нормой представительства (ЕНП) и реальной численностью избирателей в округе не могут реализовать свое право на волеизъявление на равных основаниях в соответствии с принципами, предусмотренными законом о гарантиях избирательных прав граждан.
 [12] О чем свидетельствовала сопроводительная записка от 13 июля 1995 г. № 22-720 Председателю Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе Исакову В.Б. к проекту Федерального закона "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва? начальника правового управления А.С. Абасова, в которой, между прочим отмечалось, что представленный проект федерального закона не является официально внесенным в Государственную Думу, так как Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не является субъектом права законодательной инициативы (статья 104 часть 1 Конституции Российской Федерации).
 [13] Мейер Г. Избирательное право. Т. 2. Технология избирательного процесса. М., 1905. С. 129.
 [14] СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2398.
 [15] СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3425.
 [16] Данный закон является действующим до сегодняшнего дня.
 [17] ЕНП — единая норма представитель­ства, определяемая путем деления совокуп­ного электората России на количество одномандатных мажоритарных округов. В методике 1993 года в этом случае использовалась категория "исходная средняя норма представительства" (обозначим ее СНПи), поскольку при дальнейшей "нарезке" округов по данной методике использовалась и "уточненная средняя норма представительства" (СНПу).
 [18] НРП — норма реального представи­тельства, определяемая путем вычитания из общего корпуса избирателей России электо­рата 20 субъектов Федерации (по методике 1993 г.), где он был меньше ЕНП (или исходной средней нормы представительства СНПи), а затем делением полученной разности на количество оставшихся мажоритарных окру­гов, где численность электората превышала ЕНП. В данном случае НРП совпадало с "уточненной средней нормой представительства" (СНПу).
 
 [19] Предложенной автором данной статьи – В.Н. Белоновским.
 [20] Мейер Г. Избирательное право. Т.2. Технология избирательного процесса. М., 1905. С. 130.
 [21] СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3178.
 [22] См.: Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда. М., 2001.
 [23] Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1995. С. 5.
 [24] Лысенко В.Н. Современные проблемы федеративного устройства // Аналитический вестник Государственной Думы. 2001. Вып. № 45. С. 4.
 [25] Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 №10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений конституции республики Алтай и федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”».
 [26] Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 года.
 [27] Комментарий к Конституции Российский Федерации. М., 1996. С. 21.
 [28] Российская газета. 1997. 2 июля.
 1 См.: Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.11.2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 51. Ст. 4982.
 2 Подробнее см.: Глейзер Дж., Чейсти П. Российская Государственная Дума: структура, деятельность и эволюция в период 1997 – 1998 г. М., 1999. С. 16.
 [29] См.: Козлов А.Е. Политические партии в парламентском процессе // Конституционный строй России. Вып. 2. М., 1995. С. 50; Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. М., 1999. С. 193-194; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 1999. С. 376; Нисневич Ю.А. Депутатские формирования в законодательном процессе // Открытая политика. 2000. № 7-8. С. 3 и др.
 [30] Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М., 1999. С. 384.
 [31] Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2001. С. 197.
 1 Матвеева О.М. Правовое положение депутата в парламентах стран Западной Европы. Екатеринбург, 1994. С. 43.
 [32] Парламенты мира. М., 1999. С. 216.
 [33] Матвеева О.М. Правовое положение депутата в парламентах стран Западной Европы. Екатеринбург, 1994. С. 96.
 [34] См.: Российский федерализм: конституционные предпосылки и политическая реальность. Сборник докладов / Под ред. Н.В. Варламовой, Т.А. Васильевой. М., 2000; Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001; Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). М., 1999.
 [35] Подробнее см.: Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000.
 [36] См.: Умнова И.А. Конституционная модель современного российского федерализма. М., 2000. С. 201-206.
 [37] СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 708.
 [38] Конституционный принцип равноправия субъектов РФ означает, что данное правило распространяется и на остальные субъекты Федерации.
 [39] Тем не менее, по мнению профессора Б.С. Крылова, такое право республики иметь конституцию «является не более чем данью традиции», поскольку «в республиках в составе России, начиная со времени вступления в силу Конституции РСФСР 1918 г., принимались свои конституции» (Крылов Б.С. Проблемы совершенствования законодательства в сфере федеративных отношений // Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1999).
 [40] Такая ситуация, по-видимому, вызвана тем, что Российская Федерация организована по национальному и территориальному признакам, что породило разнообразие форм субъектов и их чрезмерное количество. О данной проблеме подробнее см.: Лысенко В.Н. Развитие федерации и Конституция России (конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право. 1997. № 8. С. 14-20.
 [41] Подробнее см.: Умнова И.А. Указ. соч. С. 203-220.
 [42] См.: Крылов Б.С. Разграничение предметов ведения и полномочий в Российской Федерации: поиск оптимальных путей // Журнал российского права. 1997. № 1.
 [43] Характеристика такого рода конфликтов подробно дана в: Шахрай С.М. Конституционный Суд и совершенствование правовых инструментов разграничения полномочий между федеральным центром и регионами // Право и экономика. 2001. № 10.
 [44] Васильева С.В., Мазаев В.Д. Пути совершенствования правового регулирования отношений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения // Право и власть. 2002. № 2; Лысенко В.Н. Насколько прочна договорная основа федеративных отношений // Федерализм. 1996. № 3.
 [45] Схожие позиции ученых см.: Лысенко В.Н. Развитие федерации и Конституция России (конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право. 1997. № 8. С. 14; Умнова И.А. Указ. соч. С. 211-231.
 [46] В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2002 г. было заявлено о прекращении действия 28 договоров из 42 ранее заключенных (Журнал российского права. 2002. № 6. С. 8).
 [47] Договоры о прекращении Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий с органами государственной власти Кировской области, Омской области, Астраханской области, Челябинской области, Магаданской области, Саратовской области, Республики Марий Эл // Российская газета. 2002. 2, 9, 16, 21 февр.
 [48] СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176.
 [49] Подробнее см.: Васильева С.В., Мазаев В.Д. Указ. соч. В данной публикации представлены также варианты возможных поправок к Федеральному закону.
 [50] Борова И. Конституция РФ – основа договоров о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами // Российская юстиция. 2002. № 4. С. 24.
 [51] Такое полномочие субъектов было подтверждено Постановлением Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава – Основного Закона Читинской области», в котором закреплено, что отсутствие соответствующего федерального закона по предметам совместного ведения само по себе не препятствует областной Думе принять собственный нормативный акт, ибо это вытекает из природы совместной компетенции. При этом после издания федерального закона областной акт должен быть приведен в соответствие с ним, что следует из ст. 76 (ч. 5) Конституции Российской Федерации
 [52] См.: Умнова И.А. Указ. соч. С. 228-230.
 [53] Примеры различных конституционно-правовых моделей см.: Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2002. № 5. С. 3-11.
 [54] См.: Указ Президента РФ «О создании комиссии по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти и органами местного самоуправления» // СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2652.
 [55] Козак Д.Н. Указ. соч. С. 7, 9.
 [56] Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 2 июня 1999 года № 121-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3178; Данная норма сохранилась и в новом законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
 [57] Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 7. Ст. 300. Изменения и дополнения: СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 4.
 [58] “О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания”, “Об экономической поддержке районных (городских) газет”, “О государственной тайне”, “Об информации, информатизации и защите информации”, “О связи”, и т.д.
 [59] Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339). С изменениями и дополнениями, внесенными в него Федеральным законом от 30 марта 1999 // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1653.
  Как известно, с 1 июля 2002 года вступил в силу в действие новый закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который в данной части сохранил те же правила и, более того, даже неоправданно усилил их.
 
 [60] Дворецкая И.А. Организация управления в Остготском королевстве // ВВ. Т. XXI. М., 1962. С. 3-28; она же. Эдикт Теодориха Остготского как источник по социально-политической истории раннего средневековья // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина; Вып. 217: Проблемы экономического и политического развития стран Европы (из истории средних веков и древнего мира). М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1964. С. 147-157; Она же. Западная Европа V-IX веков. Раннее средневековье. М., 1990. С. 119-147; Удальцова З.В. Италия и Византия в VI в. М., 1959. С. 159-180; Dumoulin M. Le gouvernement de Theodoric // Revue historique. Paris, 1902. Vol. 78. P. 5-28; Vol. 79. P. 35-103.
 [61] Уколова В.И. Культура остготской Италии // СВ. Вып. 46. М., 1983. С. 6; См. также: Удальцова З.В. Раздел земель между остготами и римлянами в Италии в конце V века // СВ. Т. III. М., 1956. С. 44: «Большая часть длительного, 33-летнего правления этого остготского короля (Теодориха - П.Ш.) знаменуется политическим сближением остготской знати с римской земельной аристократией и отличается значительной “веротерпимостью”, что являлось свидетельством стремления правительства Теодориха поддержать благожелательные отношения с католической церковью».
 [62] И.А. Дворецкая указывает, что стараясь установить согласие между землевладельцами римского и варварского происхождения, Теодорих дал единую правовую защиту имущественным интересам местного населения и завоевателей-поселенцев (Дворецкая И.А. Западная Европа V-IX веков. Раннее средневековье. М., 1990. С. 126). См. также: Удальцова З.В. Италия и Византия в VI веке. М., 1959. С. 220-225; Она же. Крупное светское и церковное землевладение в Италии VI в. // ВВ. Вып. IX. М., 1956. С. 78-116.
 [63] Cassiod. Var. III. 17 (Пер. В.И. Уколовой).
 [64] Cassiod. Var. II. 16. 5: «...et possesiones junxit et animas...».
 [65] Cassiod. Var. III. 3. 3; Anon. Vales., 60 «...sic gubernavit duas gentes in uno Romanorum et Gothorum...» («так правил он двумя народами - римлянами и готами, соединенными в единое целое»). См. также: Hodgkin Th. Theodoric the Goth, the Barbarian Champion of civilization. N.Y.; London, 1981; Mommsen Th. Ostgothische Studien // Mommsen Th. Gesammelte Schriften. Bd. VI. Berlin, 1910. S. 362-484.
 [66] Cassiod. Var. VI. 4 (formula praefecturae urbanae): «Ut optent se legibus teneri quae ab ipsis sciuntur posse constitui».
 [67] Cassiod. Var. II. 24; IX. 21.
 [68] Сassiod. Var. IX. 15.
 [69] Fornier G. L’Occident de la fin du Ve siecle a la fin du IXe siecle. Paris, 1970. P. 115; Stein E. Op. cit. P. 463-464; Dahn F. Die Konige der Germanen. Bd. III: Verfassung des Ostgotischen Reiches in Italien. Munchen, 1866. S. 104-106.
 [70] Dahn F. Op. cit. S. 132.
 [71] Cassiod. Var. XI. 8: «Nunc autem sufficiens laus veterum decreta servare». См.: Arnaldi G. Rinascita, fine, reincarnazione e successive metamorphosi del Senato romano (secoli V-XII) // Archivio della Societa romana di Storia patria. 105. 1982. P. 48; Stein E. Histoire du Bas-Empire: Vol. 2e. Paris, 1949. P. 465.
 [72] Cassiod. Var. I. 17; 18; IV. 10; 26; 33; VII. 42; VIII. 24.
 [73] Cassiod. Var. I. 30.
 [74] Cassiod. Var. IX. 2; 18; 19.
 [75] Cassiod. Var. II. 30; X. 28.
 [76] Cassiod. Var. IX. 19; 16.
 [77] Как известно, не везде, к сожалению, представители называются «депутатами». Так, в городе Москва это «районные советники». На наш взгляд, назвать представителя, избранного народом, «советником», а не депутатом – значит не только унизить его статус, но и игнорировать волю избирателя.
 [78] Бабичев И.В. Страшно далеки они от народа // Муниципальная власть. 2001. № 6. С. 15.
 [79] Члены Совета Федерации первого созыва в силу специфики его формирования назывались депутатами (см. абз. 2 п. 9 Разд. 2 Конституции Российской Федерации) (Прим. ред.).
 1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1997. С. 342.
 2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253.
 [80] Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67–ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253.
 [81] Там же.
 [82] Там же.
 [83] Там же.
 [84] Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3178.
 [85] Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67–ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253.
 [86] Там же.
 [87] Там же.
 [88] Там же.
 [89] Там же.
 [90] Федеральный закон от 19. 09.1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1997. № 38. Ст. 4339.
 [91] Позиции и выводы авторов статьи не во всем совпадают с мнением редакционного комитета. Тем не менее текст статьи оставлен без изменения, поскольку она носит дискуссионный характер и поднимает концептуальные вопросы, которые не имеют однозначного решения (Прим. ред).
 [92] Надеемся, что авторы имели в виду не “чистую арифметику”, а усиление внимания со стороны государственных властей к проблемам миграции в субъекты Федерации с осложненной этнической ситуацией (Прим. ред.).
 [93] Редакционный комитет не разделяет этого предложения авторов статьи (Прим. ред.).
 [94] Мейер Д.И. Русское гражданское право. В 2-х ч. По испр. и доп. 8-му изд. 1902 г. Изд. 2-е, испр. М.: Статут, 2000. С. 203; в отношении ничтожных сделок такую же точку зрения высказывал Агарков М.М. Понятие сделки по советскому гражданскому праву // Советское государство и право. 1946. № 3-4. С. 48, 55; Толстой Ю.К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР. СПб., 1995. С. 46.
 2 См., например: Рясенцев В.А. Форма сделок и последствия ее несоблюдения // Советская юстиция. 1974. № 1.
 [95] Гражданское право // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 1. М., 1998. С. 342; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Т. 1. М., 1997. С. 42.
 [96] Шестакова Н.Д. Недействительность сделок. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 22.
 [97] См. например: Тузов Д. Иски, связанные с недействительностью сделок. Томск, 1998. С. 4-5.
 [98] Шестакова Н.Д. Недействительность сделок. С. 150.
 [99] Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. Ст. 1572.
 [100] Программа стимулирования привлечения инвестиций промышленными предприятиями Центрального федерального округа с помощью инструментов рынка ценных бумаг. М.: Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе, 2002. С. 2.
 [101] Абрамов А. Особенности национального счета // Российская бизнес-газета. 2002. 17 сент. С. 2.
 [102] Программа стимулирования привлечения инвестиций промышленными предприятиями Центрального федерального округа с помощью инструментов рынка ценных бумаг. М.: Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе, 2002. С. 2.
 [103] Петрухин И.Л. Личные тайны (человек и власть). М., 1998. С. 12-13.
 [104] Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001. С. 144.
 [105] Цит. по: Северин В.А. Правовое регулирование коммерчески ценной информации // Законодательство. 2000. № 9. С. 37.
 [106] Волчинская Е.К. Законодательное обеспечение защиты коммерческой тайны // Информационная безопасность Россия в условиях глобального информационного общества: Сб. материалов Всерос. конф. М., 2001. С. 102.
 [107] Указанный институт является одной из старейших международных организаций, за время деятельности которой было подготовлено несколько проектов международных Конвенций. В частности, в рамках УНИДРУА подготовлены Конвенция по похищенным либо незаконно вывезенным ценностям (Рим, 24 января 1995 г.), Конвенция о международном факторинге (Оттава, 28 мая 1998 г.) и др.
 [108] См.: Собрание законодательства РФ. 1999. № 23. Ст. 4040.
 [109] См.: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. №16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» // СЗРФ. 1998. № 7. Ст. 787. Фактически Конвенция вступила в силу для России с 1 января 1999 г., поскольку согласно положениям ст. 26 Конвенции она вступает в силу в первый день месяца, следующего после истечения шести месяцев с даты сдачи на хранение депозитарию документа о присоединении. Указанное уведомление было направлено Министерством иностранных дел Российской Федерации 3 июня 1998 г.
 [110] СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; № 34. Ст. 4025; 1997. № 34. Ст. 4903; 1999. № 51. Ст. 6288.
 [111] См.: СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5394; 2002. № 5. Ст. 376.
 1Российская Федерация в соответствии со ст. 20 Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге присоединилась к Конвенции с оговоркой о том, что вместо положений п. 3 ст. 8 она будет применять нормы своего гражданского законодательства. См.: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. №16-ФЗ «О присоединении к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» // СЗРФ. 1998. № 7. Ст. 787.
 [112] Морозова И.Б., Треушников А.М. Исполнительное производство. М.: Городец; Формула права, 1999. С. 50-51.
 [113] Антимонов Б.С. Основания договорной ответственности социалистических организаций. М.: Госюриздат, 1962. С. 44, 68.
 [114] Малеин Н.С. Имущественная ответственность в хозяйственных отношениях. М.: Наука, 1968. С. 66.
 [115] Дагель П.С. Неосторожность: Уголовно-правовые и криминологические проблемы. М.: Юрид. лит., 1977. С. 35.
 [116] Мы считаем, что использование термина «неправомерное» вместо устоявшегося в теории термина «противоправное» оправдано, так как любое причинение вреда нарушает чье-либо право и будет вследствие этого противоправным. В то же время термин «неправомерное» подчеркивает отсутствие юридического оправдания такому действию. Например, лицо, причинившее вред в состоянии необходимой обороны, освобождается от ответственности (естественно, если пределы необходимой обороны не были превышены), так как существует юридическое оправдание таким действиям. В то же время позиция правоприменителя всегда будет заключаться в презумпции необходимости возмещения вреда лицом, его причинившим.
 [117] Пугинский Б.И. Применение принципа вины при регулировании хозяйственной деятельности // Советское государство и право. 1979. № 10. С. 67.
 [118] Антимонов Б.С. Гражданская ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. М.: Госюриздат, 1952. С. 116-117.
 [119] Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого М.: Проспект: 1998. С. 575.
 [120] Гражданское право. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 1998. С. 447-449.
 [121] Б.С. Антимонов придерживается мнения, что конкретные возможности по исполнению договора (а следовательно, и действия по его исполнению) можно определять только в каждом конкретном случае. См.: Основания договорной ответственности социалистических организаций. М.: Госюриздат, 1972. С. 68.
 [122] Указ. соч. С. 68.
 [123] Яблочков Т. Понятие вины в римском праве (черты индивидуализма в учениях римских юристов о вине). М.: Издание книжного магазина И.К. Голубева под фирмою «Правоведение», 1907. С. 18.
 [124] В.А. Ойгензихт считает, что обязательства из причинения вреда, как правило, не являются ответственностью. См.: Альтернатива в гражданском праве. Душанбе: Ифрон, 1991. С. 151.
 [125] Ф.Н. Тихонов выводит мотив и цель из понятия вины. См.: Субъективная сторона преступления (проблемы социального содержания вины в советском уголовном праве). Саратов: Приволжское книжное издательство, 1967. С. 88.
 [126] Флейшиц Е.А. Ответственность государственных органов за имущественный вред, причиненный должностными лицами. М.: Издательство Минюста СССР, 1948. С. 24.
 [127] См.: Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998.
 [128] Смирнов В.Т., Собчак А.А. Общее учение о деликтных обязательствах в советском гражданском праве. Л., 1983. С. 59-63.
 [129] Белякова А.М. Возмещение причиненного вреда. М., 1972. С. 26-27.
 [130] ФЗ РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 7. Ст. 300.
 [131] См.: Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда. М., 2000; Моральный вред: соотношение с другими видами вреда // Российская юстиция. 1998. № 5.
 [132] См.: Малеин Н.С. О моральном вреде // Государство и право. М., 1993. № 3.
 [133] См.: Жуйков В.М. Комментарий к постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ по гражданским делам / Под. ред. Жуйкова В.М.
 [134] См.: Гаврилов Э. Как определить размер компенсации морального вреда? // Российская юстиция. 2000. № 6.
 [135] См.: Голубев К., Нарижний С.В. Компенсация морального вреда при нарушении имущественных прав гражданина // Российская юстиция. 2001. № 4.
 [136] См: Вестник ВАС РФ. 2001. № 2.
 [137] Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.
 [138] Российская газета. 2002. № 41.
 [139] Хулхачиев Б.В. Интерфакс. 2002. 6 марта.
 
 [140] Бюллетень Верховного Суда РФ. № 6. 2001.
 [141] Российская газета. 1999. № 46.
 [142] Вестник мэрии Москвы. 1997. № 25.
 [143] Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
 [144] См. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 25 июня 1997 г. № 22 «Об утверждении Временного положения о порядке приостановле­ния действия и аннулировании лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» // Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 1997. № 4; Постановление Федеральной комиссии по рын­ку ценных бумаг от 18 августа 1997 г. № 25 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации» в новой редакции Постановления № 26 от 19.09.1997 // Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 1997. № 5.
 [145]Сделки с недвижимостью – оформление без нотариуса: Государственная регистрация. Образцы документов. М.: Юрайт, 2000. С. 14.
 [146] Кирсанов А.Р. Права на недвижимое имущество и сделки с ним, подлежащие государственной регистрации. М.: Ось-89, 2003. С. 82.
 [147] Витрянский В.В. Недвижимость в “холостом” обороте // Экономика и жизнь. 2002. № 52.
 [148] Там же.
 [149] К специальным видам ответственности относится, например, ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником или ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и т.п.
 [150] В составе Российской Федерации существует несколько сложносоставных субъектов, состоящих из края или области и входящих в их состав автономных округов, самостоятельных субъектов Российской Федерации. Примером может служить Тюменская область, в состав которой входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
 [151] Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3013.
 [152] 10.02.2003.
 [153] Доклад Председателя Высшего Арбитражного Суда на отчетном годовом собрании ВАС РФ. 26.01.2003. Не опубл.
 [154] Доклад Заместителя председателя Высшего Арбитражного Суда РФ В.Н. Исайчева на отчетном годовом собрании ВАС РФ. 26.01.2003. Не опубл.
 [155] Напомним, что заявление о принесении протеста по старому АПК (в соответствии с распоряжением ПВАС «О порядке рассмотрения заявлений о принесении протеста» 1995 г.), а равно и заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора по новому АПК рассматривается на предмет приемлемости (принятия) в пятидневный срок.
 [156] Т.е. заявитель ссылался на нормы нового АПК, заявление было озаглавлено как «заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора», а не как «заявление о принесении протеста» и т.п.
 [157] Именно по первоначальному номеру дела в БД «Судопроизводство» проверяется, не обжаловался ли данный судебный акт ранее, рассматривалось ли дело Президиумом и т.п.
 [158] См. ст. 294 АПК РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3012.
 [159] Если в 2002 г. на налоговые споры приходилось примерно 22,5 % заявлений (упомянутый доклад В.Н. Исайчева), то в первую половину января заявления от налогоплательщиков и прежде всего, налоговых инспекций, составляли около 60 %.
 [160] Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.А. Жилина. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 754.
 [161] Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. № 1.
 [162] До принятия упомянутого Определения Конституционного Суда 1999 г. № 133-О стороны допускались к участию в заседании Президиума лишь при признании Президиумом необходимости такового участия.
 [163] Интернет-конференция Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ В.Ф. Яковлева «Новые задачи арбитражной системы России». 18.12.2002. http://www.arbitr.ru/news/press/20030114/index_2.htm.
 [164] См., например: Давтян А.Г. Гражданское процессуальное право Германии. М.: Городец-издат, 2000. С. 5 и сл.; Жалинский А.Э., Жалинская-Рёрихт А.А. Введение в немецкое право. М.: Спарк, 2001. С. 217 и сл.; 518 и сл.
 [165] Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» // Российской газета. 2001. № 151.
 [166] Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"// Российская газета. 1996. 10 февраля.
 [167] Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 8. Ст. 804.
 [168] Указ Президента РФ от 14 июня 1997 г. № 593 «О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 24. Ст. 2743; № 25. Ст. 2898.
 [169] Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» // Российская газета. 1994. 24 мая.
 [170] См.: Дынкин А. Нововведения в условиях динамичной конкуренции. М.: Изд-во МЭиМО, 1996. С. 117.
 1 См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 627.
 2 См.: Там же. С. 627.
 3 См.: Там же. С. 627.
 4 См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. Ч. 2. С. 136.
 5 См.: Хохлов С.А. Рента и пожизненное содержание с иждивением // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996. С. 319.
 6 См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 627.
 7 См.: Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 139.
 [171] См.: Ем В.С. Договор ренты // Законодательство. 1999. № 5. С. 15.
 [172] См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 619.
 [173] См.: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2000. С. 178.
 [174] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 630.
 [175] Там же. С. 630.
 [176] См.: Гражданское право / Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 135.
 [177] См.: Гражданское право. Часть вторая: Учебник / Под общ. ред. А.Г. Калпина. М., 2000. Ч. 2. С. 88.
 [178] См.: Гражданское право. Часть 2: Обязательственное право / Под ред. В.В. Залесского. М., 1998. С. 143.
 [179] См.: Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 294.
 [180] См.: Ем В.С. Указ. соч. С. 13.
 [181] Там же. С. 13.
 [182] Мамаев А. Противоречивость конструкции договора ренты // Российская юстиция. 1999. № 9. С. 17-18.
 [183] Гражданское право / Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 135.
 [184] См.: Ем В.С. Указ. соч. С. 13.
 
 1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2: Комментарий: Гл. 31: Мена; Гл. 32: Дарение; Гл. 33: Рента и пожизненное содержание с иждивением / Отв. ред.: Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин. С. 58.
 [185] Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 № 24-ФЗ (в ред. 10.01.2003).
 [186] Термин «законодательство» использован в его широком смысле, охватывая не только законы, но и подзаконные и иные нормативные правовые акты.
 [187] Глава 14 «Защита персональных данных работника» ТК РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
 [188] Директива Европейского парламента и Совета от 24.10.1995 № 95/46/ЕС.
 [189] Директива ЕС от 15.12.1997. № 97/66/ЕС.
 [190] Тихомиров Ю.А. Информационный статус субъектов права // Законодательные проблемы информатизации общества. М., 1992. Вып. 52. С. 18-29.
 [191] Ст. 16 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ.
 [192] П. 2 ст. 118 и п. 4 ст. 106 ГК РФ; ст. 6 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995.
 [193] Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.
 [194] П. 4 ст. 52 и ст. 90 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995; п. 3 ст. 36 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998.
 [195] Алексеев С.В. Маркетинговое право. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002. С. 21.
 [196] Российская газета. 2002. № 137.
 [197] СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
 [198] Рос. газета. 2002. № 137.
 [199] СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
 [200] Рос. газета. 2002. № 137.
 [201] Первая всероссийская конференция о третейском разбирательстве споров. Перспективы развития. Практика. Исполнение решений. Москва, 16-17 июня 1998 г. Стенографический отчет. М., 1999. С. 6.
 [202] См.: Богатищев В.Я. Вымогательство как форма хищения // Вестн. ЛГУ. Сер. 6. Право. 1990. Вып. 4. С. 68-72; Борзёнков Г.Н. Уголовно-правовые проблемы охраны имущества граждан от корыстных посягательств: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1991. С. 21, 29.
 [203] См.: Иванов В.Ф. Уголовно-правовая оценка понуждения. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1986. С. 35-36 и др.
 [204] См.: Гаухман Л.Д. Проблемы уголовно-правовой борьбы с насильственными преступлениями. Саратов, 1981. С. 65, 73.
 [205] См.: Лузгин И.М. Некоторые аспекты изучения организованной преступности // Вестн. МГУ. Право. 1991. № 6. С. 28.
 [206] Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 1990. С. 51.
 [207] См.: работы известных ученых Гаухмана Л.Д., Владимирова В.А., Кострова Г.К., Ляпунова Ю.И., Харисова Г.Г. и др.
 [208] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 806-807.
 [209] См.: Ляпунов Ю. Ответственность за вымогательство // Социалистическая законность. 1989. № 6. С. 36-39.
 [210] См.: Костров Г.К. Уголовно-правовое значение угрозы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1970. С. 5-8; Стерехов Н.В. Ответственность за угрозу по советскому уголовному праву (вопросы теории и практики): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск. 1972. С. 5; Скорилкина Н.А. Групповые формы вымогательства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. С. 19 и др.
 [211] В юридической литературе имеются и другие точки зрения. См., например: Тишкевич И.С. Приготовление и покушение по уголовному праву. М., 1958. С. 10; Владимиров В.А. Квалификация преступлений против личной собственности. М., 1968. С. 155 и др.
 [212] См.: п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 мая 1990 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1990. № 7. С. 8.
 [213] См.: Минская В.С., Чечель Г.И. Уголовная ответственность за вымогательство. Ставрополь, 1993. С. 36-40.
 [214] Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 1. СПб., 1999. С. 11.
 [215] См. Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366.
 1 В этой главе Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
 [216] К их числу относятся: ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 (побои), ч. 1 ст. 129 (клевета без отягчающих признаков) и ст. 130 (оскорбление).
 1 Согласно ч. 1 ст. 47 УПК РФ обвиняемым не признается лицо, в отношении которого подано заявление.
 [217] Бурчак Ф.Г. Соучастие: социальные, криминологические и правовые проблемы. Киев, 1986. С. 142.
 [218] Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 3. С. 3.
 [219] Устинова Т.Д. Уголовная ответственность за бандитизм (по новому УК РФ). М., 1997. С. 42.
 [220] См.: Дьяков С.В. Роль и место органов безопасности России в борьбе с ним // Терроризм. М., 1992. С. 60-61.
 [221] См.: Волженкин Б.В. Некоторые проблемы соучастия в преступлениях, совершаемых специальными субъектами // Уголовное право. 2000. № 1. С. 15.
 [222] Галиакбаров Р.Р. Борьба с групповыми преступлениями. Вопросы квалификации. Краснодар, 2000. С. 117.
 [223] См., например: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 1999. С. 241.
 [224] Лукичев О.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика детоубийства: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1997. С. 18.
 [225] Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой, Г.П. Новоселова. М., 1997. С. 42.
 [226] Попов А.Н., Прохоров В.С. Проблемы соучастия в детоубийстве // Правоведение. 2002. № 1. С. 127.
 [227] См.: Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ. 1961-1991. М., 1997. С. 333.
 [228] См., например: Комментарий к УК РФ. Изд. 2-е / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. С. 296; Комментарий к УК РФ / Отв. ред. А.И. Бойко. Ростов-на-Дону, 1996. С. 313; Научно-практический комментарий к УК РФ. Т. 1 / Под ред. П.Н. Панченко. Н.Новгород, 1996. С. 329; Комментарий к УК РФ / Отв. ред. В.И. Радченко. М., 1996. С. 206; УК РФ. Научно-практический комментарий / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 1998. С. 303; Комментарий к УК РФ / Отв. ред. А.В. Наумов. Изд. 2-е. М., 1999. С. 364-365 и др.
 [229] Волженкин Б.В. Указ. соч. С. 15.
 [230] Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1 / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М., 1999. С. 421.
 1 Лопашенко Н.А. Некоторые проблемы наказания за преступления в сфере экономической деятельности. Законность. 1997. С. 35-37.
 1 См.: Interim Report to the President “The Cash Connection – Organized Crime // Financial Institutions and Money Laundering”. Washington, 1986.
 2 См.: Rebscher Е., Vahlenk W. Organisierte Kriminalitat in der Bundesrepublik Deutschland. Koln., 1988.
 1 Кузнецова Н.Ф., Багаудинов С.К. Контроль над легализацией преступных доходов в США // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1997. № 6. C. 46.
 
 1 Кернер Х.-Х., Дах Э. Отмывание денег. М., 1996. С. 117-125.
 2 Прибытков К. Швейцария объявила войну “грязным” деньгам // Известия. 1998. 2 апр.
 3 Иншаков С.Н. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 331-332.
 1 Peter J. Quirk. Macroeconomic Implications of Money Laundering // Trends in Organized Crime. 1997. Vol. 2. № 3. P. 10-11.
 1 Иванов Р.Ф. Мафия в США. М., 1996. С. 18.
 [231] Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1982. № 2. С. 14.
 [232] Хакимов И.Х. Ответственность за прикосновенность к хищению социалистического имущества. Ташкент: Фан, 1982. С. 113.
 [233] Ворошилин Е.В. Ответственность за мошенничество. М.: ВЮЗИ, 1980. С. 31-32.
 [234] Борзенков Г.Н. Ответственность за мошенничество. М.: Юрид. лит., 1971. С. 54-56.
 [235] Успенский А. О недостатках определений некоторых форм хищений в новом УК // Законность. 1997. № 2.
 [236] Клепицкий И.А. Собственность и имущество в уголовном праве // Государство и право. 1997. № 5. С. 74-83.
 [237] Преступление и наказание: Комментарий к проекту УК России / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и А.В. Наумова. М., 1993. С. 145.
 [238] Борзенков Г.Н. Ответственность за мошенничество. М.: Юрид. лит., 1971.
 [239] Лимонов В. Понятие мошенничества // Законность. 1997. № 11. С. 40-42.
 [240] Кочои С.М. Ответственность за корыстные преступления против собственности. М.: Юристъ, 1998. 67 с.
 [241] Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. М.: Госюриздат, 1960. С. 71.

<< Пред.           стр. 12 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу