<< Пред.           стр. 9 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

  Уравновешенные решения (А = К) характеризуются гармонией основных этапов принятия решения. Этот этап позволяет принимать наиболее надежные решения.
  Рискованные решения (А > К) характеризуются доминированием фазы гипотез и альтернатив над фазой их контроля и коррекции. Исследования показали, что данные решения более продуктивны, чем уравновешенные, но менее надежны.
  Импульсивные решения (А " К) характеризуются чрезвычайным доминированием этапа альтернатив и гипотез над этапом их проверки и коррекции. Они наиболее рискованны и наименее эффективны, принимаются под влиянием эмоциональных факторов и приводят зачастую к необратимым последствиям.
  Менее общая и более специфицированная по отношению к управленческой деятельности классификация включает в себя восемь основных личностных профилей решений.
  1. Мотивационно-пассивный профиль. Слабая профессиональная компетентность руководителя, рыхлость или отсутствие долгосрочных программ деятельности, попустительские элементы в общем стиле управления - сочетание этих
 176
 
 особенностей характеризует данный профиль. Эффективная деятельность исполнителей в простых условиях может компенсировать его слабости, но при усложнении ситуации он обнаруживает свои негативные черты.
  2. Профиль "имитации бурной деятельности". Высокая ак
 тивность, мало соотнесенная с реальными проблемами, возни
 кающими в процессе руководства; указания неконкретного или
 неадекватного характера; тенденция к чрезмерному контролю
 подчиненных; оценки личного, а не профессионального харак
 тера. Этот профиль характерен для руководителя, ориентиро
 ванного на требования вышестоящих инстанций, а не на инте
 ресы группы.
  3. Профиль "общего руководства". Ориентация руководите
 ля на дело, но она не подкреплена умением организовать кон
 кретное исполнение решений, ограничена формулировкой за
 даний, давлением на подчиненных.
  4. Фрустрационный профиль. На первых этапах решения -
 высокая интеллектуальная активность, желание детально вник
 нуть в суть проблемы. Недостаточная компетентность вызыва
 ет непреодолимые трудности, в результате чего руководитель
 может переходить в состояние фрустрации, стимулирующее
 развитие конфликтов по вертикали ("руководитель - подчи
 ненные"). Такой профиль противопоказан управленческой дея
 тельности.
  5. Профиль "напряженного безуспешного поиска до конца"
 характерен для руководителей негибкого (ригидного) типа с
 высоким волевым, но низким интеллектуальным потенциалом
 и с завышенной самооценкой. Первоначальный вариант реше
 ния считается единственно верным, и лишь чрезвычайные об
 стоятельства могут заставить изменить ход такого решения.
  6. Профиль "формально правильного, но нерационального
 решения". Данный профиль надежен, но малоэффективен в
 плане достижения высоких управленческих результатов.
  7. Эвристический профиль в сочетании с недостаточно
 развитыми организаторскими способностями. Высокие ин-
 177
 
 теллектуальные качества сочетаются с неразвитыми организаторскими способностями.
  8. Эвристически-организаторский профиль. Это идеал, редко встречающийся на практике. Сочетание высокого интеллекта и развитых организаторских способностей.
  Эти две классификации показывают, что сами индивидуальные различия реально существуют и могут быть прослежены по нескольким основаниям - как общим, так и конкретным. Проблема выбора общего критерия решается в теории следующим образом.
  Общий критерий должен основываться на фундаментальной особенности управленческих решений, которая связана с их механизмом, структурой и строением. Основная особенность строения процессов ПУР - их структурно-уровневая организация. В нее входят пять основных уровней, синтезирующих в себе в свою очередь все основные виды и уровни управленческих решений. Эта особенность связана со стилевыми различиями в реализации управленческих решений. Стилевые различия процессов ПУР обусловлены разной выраженностью у индивида способности к принятию решений, принадлежащих разным уровням. Поэтому наиболее общий критерий выделения стилей управленческих решений - совокупность пяти уровней их организации. Исследования установили пять основных стилей реализации процессов ПУР, соотносящихся с основными уровнями их организации.
  Решения автократического уровня приводят к формированию диктаторского стиля ПУР и реализации всей управленческой деятельности.
  Решения автономного уровня фиксируются в стиле реализатора. Такие руководители берут все на себя. В целом такая установка не оптимальна.
  Локально-коллегиальные решения характеризуются изменением функциональной роли руководителя в их принятии (координация, организация и управление процессом коллегиального решения). Это - стиль организатора.
 178
 
  Данный стиль может трансформироваться в стиль координатора (начинает преобладать коллегиальное начало в процессах ПУР), соотносящийся с интегративно-коллегиальным уровнем организации процессов ПУР.
  Стиль руководителя-маргинала - доминирование установки на подчинение командам сверху. Этот стиль характеризует тенденция к переносу решений на метаколлегиальный уровень их реализации.
  Все эти стили схожи с традиционно выделяемыми, общими стилями руководства: авторитарным, демократическим, попустительским, а также с их переходными формами и комбинациями. Это сходство закономерно, но не является полным, так как общие функции управления шире, чем функции выработки решений.
 Глава 21
 КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  Коммуникативные процессы играют большую роль в организации управленческой деятельности, поскольку ее "субъект-субъектный характер" предполагает постоянные связи между руководителем и подчиненными. В понятии "коммуникация" различают ряд аспектов.
  1. Коммуникативная функция как одна из основных и специ
 фических функций управления в целом.
  2. Коммуникативное поведение руководителя направлено
 на реализацию этой функции; особую роль играет вербальное
 поведение.
  3. Коммуникативные явления и закономерности, психологи
 ческие эффекты, появляющиеся в ходе межличностных кон
 тактов.
  4. Собственно коммуникативные процессы, которые явля
 ются психологическими механизмами обеспечения общения.
  Первый из них рассматривался в гл. 10, теперь необходимо дать характеристику трех других аспектов.
 179
 
  Психология вербального поведения - обширная и самостоятельная область управленческой психологии, сопоставимая по объему с психологией управленческой деятельности в целом. Общение и деятельность - два основных и "равно-мощных" понятия, характеризующих процесс управления и поведение руководителя в нем. Коммуникации - это внешняя сторона управления, его непосредственная практика, а поэтому они более доступны изучению.
  Для психологической характеристики управленческой деятельности основное значение имеет не внешняя сторона коммуникаций, а психические процессы, явления и закономерности, лежащие в их основе и обеспечивающие коммуникативное поведение руководителя.
 21.1. Коммуникативное поведение руководителя
  Наибольшее значение с практической и теоретической точек зрения имеют правила и требования, соблюдение которых является основой эффективного коммуникативного поведения руководителя. Неэффективные коммуникации - одна из главных причин плохого руководства.
  Сфера коммуникативного поведения руководителя подразделяется на несколько основных видов: параллельные коммуникации, сопровождающие выполнение других функций и задач; беседы и переговоры; организация и проведение деловых совещаний; публичные выступления руководителя; речевые исполнительские действия как форма воздействия на подчиненных с целью организации их деятельности. Существуют также невербальные формы коммуникации - мимика, пантомима и письменные (деловые письма). Каждый их этих видов предъявляет специфические требования к речевому поведению руководителя.
  Основные требования предъявляются к общей культуре речи. Важнейшее среди них - соблюдение лингвистических норм.
 180
 
  Неотъемлемый компонент культуры речи - информационная насыщенность сообщения, которое должно быть предварительно сформулировано в идеальном плане, а затем в вербальном.
  Эффективность коммуникации заключается в лаконичности и структурной простоте построения фраз.
  Ошибки речи - отсутствие эмоциональной окраски и ее гипертрофирование; необходима гармония содержания высказывания и меры его эмоциональной насыщенности.
  Такое же требование предъявляется к сочетанию вербальных и невербальных средств коммуникации.
  Коммуникации необходимо строить с учетом их целевой направленности; по содержанию они должны соответствовать той задаче, для которой осуществляются.
  Важное требование культуры речи - ее адекватность особенностям адресата.
  Сочетание всех этих требований - одно из условий коммуникативной компетентности руководителя, которая наиболее полно проявляется при проведении бесед и переговоров. При этом следует соблюдать и специфические правила: установление контакта с первых этапов беседы; тщательная подготовка к разговору (четкость своих целей, тактики своего поведения); умение слушать; уважение и внимание к партнеру; не делать поспешных выводов; не занимать оборонительно-пассивную позицию; не вступать в спор без необходимости; помнить о последствиях, к которым может привести беседа.
  Эти требования правомерны и в ходе деловых совещаний. Выделяют пять основных этапов: начало совещания, передача основной информации, аргументация, нейтрализация или опровержение встречных аргументов, принятие решения. Им соответствуют пять основных принципов проведения деловых совещаний - для каждого основного этапа:
  1) привлечь внимание участников к проблеме, мотивировать
 необходимость их участия в обсуждении;
  2) пробудить личный интерес участников к наиболее эффек
 тивному решению обсуждаемой проблемы;
 181
 
 3) максимально аргументировать все высказывания;
  4) прежде чем опровергать чужие аргументы, следует попы
 таться раскрыть их действительные причины;
  5) учитывать интересы участников совещания при выработ
 ке окончательного решения.
 21.2 Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности
  Все формы коммуникативного поведения руководителя основаны на определенных закономерностях и феноменах, возникающих в процессе коммуникации. Обозначены они понятием коммуникативных явлений. Основные из них: заражение, внушение, убеждение, подражание; каждое имеет свои специфические закономерности.
  Заражение - процесс передачи от одного человека к другому эмоционального состояния (преимущественно на неосознаваемом уровне). Наиболее типичен этот эффект для больших аудиторий.
  Внушение определяется как процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный с преднамеренным снижением критичности и сознательности восприятия им информации и ее реализации в действиях, с отсутствием ее активного понимания, анализа и связи с прошлым опытом. Содержание внушенной информации плохо поддается осмыслению и коррекции, приобретая вид "внушенных поведенческих установок". Эффективность внушения зависит от авторитета сугге-стора ("внушающего").
  Убеждение строится на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться добровольного согласия от человека, принимающего информацию. Это воздействие интеллектуальное, тогда как внушение - эмоционально-волевое.
  Подражание - активное воспроизведение чужого поведения. Существует несколько основных типов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, внутри- и межгрупповое подра-
 182
 
 жание. Это - один из основных механизмов конформистского поведения.
  Психологические механизмы всех этих явлений связаны с существованием специфических коммуникативных психических процессов и качеств личности, которые ими обусловлены. Это - процессы эмпатии, аттракции, идентификации, рефлексии и др.
  Прежде чем их характеризовать, необходимо определить понятия, описывающие собой общий коммуникативный контекст, в котором они развертываются.
  1. Коммуникативный цикл - это последовательность ряда
 основных коммуникативных действий. Структура его сходна в
 целом с общей структурой коммуникации (гл. 10), но включает
 в себя дополнительные компоненты:
  - возникновение коммуникативной мотивированности -
 побуждения к началу коммуникативного акта и выбора его
 формы;
 - "вызов" партнера;
 - "отказ" от вызова;
 - прием "вызова";
 - передача информации;
  - окончание связи адресантом и специфические операции,
 означающие окончание контакта и инициацию ответного вы
 сказывания адресатом;
 - возможные прерывания связи адресатом;
  - получение обратносвязевой информации от адресата и ее
 интерпретация;
  - коррекция первоначального сообщения и завершение
 коммуникативного цикла или его повтор (если первоначальные
 цели коммуникации не достигнуты).
  2. Коммуникативное состояние - это обобщающее поня
 тие, характеризующее меру и полноту включенности личности
 в коммуникацию, ее возможности и активность в ней. Это и го
 товность приема влияний со стороны других индивидов, обес-
 183
 
 печивающая настройку личности на коммуникацию - рецептивную установку.
  3. Коммуникативная компетентность - это способность
 устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми.
  4. Коммуникативные способности обеспечивают высокий
 уровень эффективности взаимодействий. Причина этого -
 личностные качества и особенности, а не приобретенные зна
 ния и умения. В состав этих способностей входят экстраверти-
 рованность, открытость (когнитивная в том числе), эмоцио
 нальность, проницательность и др. Главная роль в обеспечении
 коммуникативной способности как интегративного качества
 принадлежит коммуникативным процессам, смыкающимся так
 тесно с коммуникативными способностями, что их можно рас
 сматривать и как процессы, и как качества личности. Основны
 ми из них являются следующие.
  Эмпатия (от греч. empathea - сопереживание) - проникновение в эмоциональные состояния человека, эмоциональное понимание. Иногда рациональное и эмпатическое понимание противоречат друг другу; возникающее при этом чувство неопределенности контакта с коммуникантом вызывает недоверие к нему. По мере увеличения прошлого опыта возрастает эффективность процессов эмпатии. Житейский эквивалент эмпатии - проницательность.
  Идентификация - уподобление себя другому человеку. Тесно связаны с ней процессы проекции и децентрации. Человек, идентифицируя себя с кем-либо, переносит на него некоторые свои черты. Идентификация поэтому никогда не бывает полной и объективной.
  Атрибуция была рассмотрена в главе 15.2 как процесс причинного объяснения поступков и высказываний других людей. Данный процесс лежит в основе интеллектуального объяснения поведения других, их рационализированной интерпретации.
  Аттракция - процесс, обеспечивающий формирование эмоционального отношения к партнеру по коммуникации. В
 184
 
 результате этих процессов складывается частично стереотипи-зированная система социальных установок. Обозначаются они понятием социально-коммуникативных аттитьюдов. Человек общается со своими представлениями о других людях.
  Аффилиация - потребность человека быть включенным в какую-либо группу (в широком смысле) и одна из причин контактного коммуникативного поведения (в узком смысле).
  Фасцинация (от англ. fascination - очарование) - сложный коммуникативный процесс, выступающий как определенная система специфических действий. Это - создание контекста, "обрамления" коммуникативной информации, помогающего ее лучшему восприятию (например, слухов).
 21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности
  Все рассмотренные процессы находят комплексное проявление в процессе рефлексии - наиболее общем и важном коммуникативном процессе. Эта форма синтеза коммуникативных процессов характеризуется уникальной особенностью: она обладает наивысшей степенью сложности, интегративности среди всех известных психических процессов. Рефлексия - продукт интеграции трех основных классов процессов психики: когнитивных, регулятивных, коммуникативных. Результатом ее является возникновение у человека феномена сознания. Это - результативная сторона рефлексии и одновременно ее условие.
  Наиболее важен этот процесс именно для управленческой деятельности, так как ее основной предмет - социальные объекты, тоже наделенны свойством рефлексивности, осознавае-мости своего поведения.
  В психологии рефлексия определяется как особый психический процесс, как свойство личности и как психическое состояние. Как специфическая человеческая способность рефлексия дает возможность восприятия как внешнего, так и внутреннего мира. Способность к самоотражению своей психики
 185
 
 является основой свойства и феномена сознания. Это - процесс "мышления о мышлении", погруженность в свои мысли и чувства. В предельных случаях такое состояние трансформируется в медитацию. Выделяют две формы рефлексии: рефлексию собственной деятельности и рефлексию внутреннего мира другого человека.
  В структуру рефлексии включены четыре ее основных аспекта:
  1. Кооперативный аспект связан с координацией профес
 сиональных позиций и групповых ролей субъектов, коопераци
 ей их действий. Данный аспект предполагает опору на прогно
 зирование и предвосхищение ответных действий, поставив се
 бя в позицию других.
  2. Коммуникативный аспект. Рефлексия - необходимый
 компонент общения и межличностного восприятия. Человек
 пытается размышлять за другое лицо; хочет понять, что дума
 ют другие люди, как воспринимают его партнеры по общению.
  3. Личностный аспект. Рефлексия интегрирует в целост
 ную систему такие подструктуры, как "Я" - физическое те
 ло, "Я" - биологический организм, "Я" - социальное суще
 ство, "Я" - субъект своего поведения.
  4. Интеллектуальный аспект - рефлексия как умение чело
 века выделять, анализировать и соотносить свои действия с
 предметной ситуацией, регулировать интеллектуальную дея
 тельность.
  Рефлексия собственной деятельности рассматривается в трех основных формах: ситуативной, ретроспективной и перспективной - это зависит от функций, которые она выполняет во времени.
  Объектом может выступать также рефлексия и сознание других людей. Основой любого вида рефлексии является механизм децентрации, когда имеет место мысленный выход за пределы непосредственного процесса жизни, чтобы занять позицию вне ее для суждения о ней.
 186
 
  Рефлексивные процессы играют ведущую роль в реализации основных управленческих функций. Эффективность их определяет точность произвольного контроля за ними, а это требует подключения именно рефлексивных процессов. В структуре практически-социального интеллекта рефлексия тоже занимает ключевое место. Как показали психологические исследования, именно свойство рефлексивности имеет наибольшее количество связей с основными параметрами интеллектуальной деятельности.
  Наиболее эффективная деятельность характерна для руководителей, имеющих средний индекс рефлексивности.
 Глава 22
 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ
 СОСТОЯНИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний
  Психическая организация управленческой деятельности не ограничивается только когнитивными, регулятивными и коммуникативными процессами, она включает в себя также эмоциональные, волевые и мотивационные процессы.
  Взаимосвязь эмоциональных и волевых процессов, их влияние на контроль человека за своими состояниями в ходе деятельности отражены в понятии эмоционально-волевой регуляции состояний.
  Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - форма психического отражения, состоящая в непосредственном переживании явлений и ситуаций, обусловленном соотношением их объективных свойств и потребностей субъекта. По сравнению с чувствами эмоции являются более простой формой оценочного, субъективного отношения к действительности. Они развертываются как в осознаваемой, так и в неосознаваемой форме. Чувства отличаются высокой стабильностью, сложно-
 187
 
 стью и осознанностью; они менее "привязаны" к ситуации и в большей степени характеризуют личность и ее мотивы. Сходство между эмоциями и чувствами в том, что они выступают двумя формами личностного отношения человека к себе самому и к окружающей действительности.
  Чувства и эмоции выполняют две основные функции - сигнальную и регулирующую. Выделяют две их основные группы: положительные и отрицательные. Первые обозначают как сте-нические (усиливающие психические возможности человека), вторые - как астенические (негативно влияющие на состояние и деятельность). Существует также обширная сфера амбивалентных (двойственных) чувств и эмоций, характеризующихся сочетанием отрицательных и положительных отношений к одному и тому же предмету.
  Эмоциональные процессы состоят из определенных фаз, первая из которых - нарастание эмоционального напряжения, затем следует фаза разрешения, снятия напряженности. Для чувств нехарактерен параметр фазовости, так как они являются стабильными формами отношений. Выделяют интеллектуальные, моральные, эстетические и праксические чувства (от греч. praxis - дело, занятие).
  Эмоции классифицируются по степени их интенсивности. При минимальной выраженности они выступают как окраска какого-либо психического процесса - в форме эмоционального фона. Выделяясь в самостоятельный процесс, они приобретают форму эмоционального переживания, а в предельно выраженном виде - форму аффекта. Стрессовые состояния и настроения тоже считаются основными формами эмоциональных отношений.
  Воля как психический процесс определяется в качестве сознательной регуляции человеком своего поведения и деятельности. Она обеспечивает преодоление трудностей при достижении целей. Ключевое значение при ее характеристике имеют такие понятия, как волевой акт, волевое усилие и волевые свойства личности.
 188
 
  Структура волевого акта включает в себя три основных этапа: 1) осознание человеком цели и желание ее достичь; 2) "борьба мотивов", связанная с выбором цели; 3) реализация принятого решения и преодоление возникающих при этом трудностей.
  Все этапы данного акта требуют волевого усилия, связанного с преодолением импульсивных желаний и потребностей. Волевое усилие может принимать форму побуждения, запрета, поддержания работоспособности, контроля, сопротивления внешним помехам.
  Наиболее значимые волевые процессы - самостоятельность, целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание. Производные от них свойства - дисциплинированность, смелость, стойкость. Тесная взаимосвязь эмоциональных и волевых процессов приводит к тому, что в реальном поведении они неразделимы и переживаются человеком в форме психических состояний. Это - вся психика, ее содержание, но на определенном интервале ее функционирования. Психические состояния изучает специальная область психологии - психология функциональных состояний.
  Все основные типы состояний с их закономерностями сохраняются в деятельности руководителя, но и часто проявляются в наиболее отчетливой форме. Классифицируются они по степени интенсивности: по содержанию (утомление, воодушевление, фрустрация, тревога и др.), по видам деятельности (игровой, учебной, трудовой), по тону (положительные, отрицательные, амбивалентные), по характеру воздействия на деятельность (позитивные и негативные).
  Структура любого состояния состоит из двух компонентов: содержательного и динамического. На эффективность выполнения деятельности большое влияние оказывает как содержание состояний, так и его интенсивность. Энергетический фон, сопровождающий выполнение деятельности, обозначают понятием уровня активации. Он меняется в широком диапазоне значений, для обозначения которого в психологии используется понятие "континуум активации" или "шкала уровней бодр-
 189
 
 ствования". Следующие состояния рассматриваются в качестве таких уровней: кома, глубокий сон, быстрый сон, поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрствование, напряженное бодрствование, стресс.
  Эффективность деятельности руководителя зависит от уровня активации: она снижается на слишком высоком и слишком низком уровнях. Впервые эту зависимость обнаружили американские ученые Р. Йеркс и Д. Додсон. Называется она "закон Йеркса - Додсона", или закон "оптимума активации". Существует также связь между степенью деструктивного (негативного) влияния психических состояний и сложностью процессов, на которые оказывается это влияние. Например, под действием утомления или стресса сначала снижаются интеллектуальные функции, а затем, и в значительно меньшей мере, более простые - моторные, исполнительские.
  В управленческой деятельности мощная группа эмоцио-генных факторов связана с межличностными отношениями. Сложность этой деятельности, трудные условия ее реализации в сочетании с ответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характеристик управленческой деятельности. Именно такая деятельность требует постоянного включения волевых процессов. В психологии управленческой деятельности выделяют круг наиболее типичных аспектов эмоционально-волевой регуляции, наиболее значимых для ее организации. Это - проблемы стресса, фрустрации, феномен "готовности к экстренным действиям", понятие эмоциональной резистенции руководителя, особенности когнитивной регуляции дисфункциональных состояний, закономерности экспрессивных процессов в управленческой деятельности.
 22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя
  Понятие "стресс" (от англ. stress - давление, напряжение) обозначает широкий круг состояний повышенной напряженно-
 190
 
 сти, возникающих в ответ на различные экстремальные воздействия - стрессоры. Количество стрессоров в управленческой деятельности очень велико, они специфичны по своему содержанию.
  Фактор информационной нагрузки. В управленческой деятельности объем информации и требования к ее переработке входят в противоречия с психическими возможностями человека. Поэтому когнитивная нагрузка, обусловленная таким объемом информации, выступает в качестве негативного фактора, приводящего к стрессу.
  Фактор информационной неопределенности. Руководитель, несмотря на избыточность информации, вынужден искать недостающую информацию или действовать в условиях неопределенности, риска. А это - сильный стрессогенный фактор.
  Фактор ответственности - основной и решающий для деятельности руководителя, в которой он выражен максимально.
  Фактор дефицита времени, факторы межличностных и внутриличностных (ролевых) конфликтов, фактор полифокус-ности управленческой деятельности, система внешнесредо-вых факторов (конкуренция, криминальная среда, нестабильность макросоциальной и макроэкономической динамики) - все они являются стрессорами управленческой деятельности.
  Стрессовые состояния влияют на деятельность в целом и на ее отдельные процессы неоднозначно. Существуют три основные фазы развития стресса.
  1. Фаза мобилизации. На первых этапах развития стресса общая эмоциональная напряженность еще не достигает максимума, поэтому она оказывает стеническое воздействие на психические процессы и на общую организацию деятельности. Эту фазу обозначают понятием "продуктивный стресс, или "эвстресс" ("эвристический стресс"). Ее рассматривают как адекватную - мобилизирующую - реакцию психики и организма на усложнение внешней ситуации.
 191
 
  2. Фаза расстройства. Существует некий предел сопротив
 ления интенсивности стрессовых воздействий (в силу ограни
 чений, объективно присущих психической и физиологической
 организации человека). Мобилизация имеющихся возможно
 стей происходит до тех пор, пока этот предел не достигнут. За
 тем психика начинает "сдавать", эмоции трансформируются из
 положительного фактора в отрицательный. В когнитивной
 сфере изменения происходят в первую очередь. Снижается
 объем и качество восприятия и оперативной памяти, происхо
 дит блокада прошлого опыта. Для мышления тоже характерны
 значительные изменения. Возрастает его стереотипность, сни
 жается продуктивность, способность к адекватной переработке
 информации.
  Характерными становятся для деятельности в целом попытки ее организации по типу подыскания в прошлом опыте нормативного способа. В процессах ПУР возникает феномен глобальных реакций (тенденция к выбору неточных и слишком общих вариантов действия). Явления, которые возникают на этой фазе, характеризуют непродуктивный стресс - дистресс (дисфункциональный стресс).
  3. Для фазы деструкции характерна максимальная дистрес-
 совость - полный распад организации деятельности и наруше
 ния психических процессов, обеспечивающих ее. Может воз
 никнуть феномен блокады восприятия, памяти, мышления. На
 этой фазе организация деятельности и поведение приобретают
 одну из двух основных форм: деструкцию по типу гипервозбу
 ждения (импульсивные реакции, хаотичное поведение) или де
 струкцию по типу гиперторможения (блокада деятельности и
 поведенческой активности, оцепенение). Данная фаза - это
 полный срыв деятельности.
  Все три фазы имеют общий характер. Наряду с этим достаточно выражены индивидуальные различия реагирования на стрессовые воздействия. Выражаются они в динамике и сравнительной длительности указанных фаз. Понятие "стрессустойчи-востъ личности" используется для обозначения "меры сопротив-
 192
 
 ляемости" человека стрессовым воздействиям. Способность эта зависит от того, насколько сильно представлена у индивида фаза мобилизации.
  Выделяют три основных типа личности, различающихся по тому, как долго человек может сохранять резистентность (устойчивость) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют его индивидуальный порог стрес-сустойчивости. Одни руководители адаптируются к стрессу, другие даже при коротких стрессовых воздействиях дают сбои, а третьи только в условиях стресса могут эффективно работать. Обозначают их соответственно как "стресс вола", "стресс кролика", "стресс льва".
  Индивидуальные различия резистентности к долговременному стрессу, наиболее характерному для деятельности руководителя, зависят от параметра интерналъности - экстер-налъности личности.
  Другое необходимое условие стрессустойчивости - общая мотивационная направленность личности, ее доминирующая ориентация (личностно-карьеровая - снижает стрессустойчи-вость, а социально-профессиональная - повышает). Существуют две формы поведения в условиях стресса: контроль страха и контроль опасности. В первом случае изыскиваются способы обезопасить себя лично, поэтому теряется контроль за ситуацией и прекращаются конструктивные попытки организации деятельности. Во втором случае контроль за ситуацией сохраняется дольше, этот тип поведения значительно эффективнее, а для руководителя является единственно приемлемым.
  Способы выхода из стрессовых ситуаций разделяют на активные и пассивные. Первый строится как интенсификация конструктивных действий по организации деятельности, отражая адекватное течение фазы мобилизации, или по типу "внешней бурной реакции". Пассивный способ заключается в том, что человек мирится с ситуацией, подавляя напряжение и загоняя стресс внутрь. Это - реакция торможения. Она иногда полезна, так как помогает избегать необдуманных импульсивных
 1 Зах 95 1 93
 
 действий, но при повторениях способствует аккумуляции напряженности.
 22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности
  Причинами стрессов часто бывают фрустрационные состояния, возникающие из-за невозможности достижения значимых для личности целей. Развитие их протекает по следующей схеме:
 1) наличие интенсивной потребности, значимой цели;
  2) блокировка их удовлетворения (ограниченность собствен
 ных возможностей или внешние преграды);
  3) отрицательные эмоции и их фиксация в стабильном нега
 тивном состоянии - фрустрации.
  Наиболее специфичны фрустрации именно для управленческой деятельности, которая сочетает в себе множество значимых целей, потребностей, планов и еще большее количество разного рода "барьеров" (фрустраторов) - всевозможных преград и ограничений на пути их реализации. Существуют две основные формы реагирования личности на фрустрацию - понятия интрапунитивной и экстр any нитивной реакций. В первом случае развивается депрессия, во втором - агрессия.
  Устойчивость к фрустрациям - профессионально важное качество руководителя. Две группы средств способствуют повышению такой устойчивости.
  1. Формирование деятельностных способов преодоления
 фрустрации, главное место среди которых принадлежит накоп
 лению фрустрационного опыта.
  2. Средства психологической защиты личности в состояниях
 фрустрации. Если ситуацию изменить нельзя - надо изменить к
 ней отношение. Фрустрационная устойчивость и стрессустойчи-
 вость руководителя в его деятельности представлены в их инте-
 гративном проявлении. Они помогают формированию такого
 качества руководителя, как "умение держать удар".
 194
 
  Очень важный компонент в деятельности руководителя - готовность к экстренным действиям (ГЭД). Лица с высокой ГЭД интерпретируют возникновение новых и непредвиденных ситуаций не как стрессовый фактор, а как нормальное развитие событий. Фактор новизны утрачивает свою стрессогенность, и возникающая эмоциональная активация направляется на поиск конструктивных способов выхода из ситуации.
  Эмоциональная резистентностъ - сложное психическое образование. Оно характеризует субъективную тенденцию, склонность воспринимать ситуации как потенциально опасные, а следовательно, эмоциогенные. Личность характеризуется как нерезистентная, если эта тенденция выражена, и наоборот.
  Одни и те же объективные ситуации находят разный резонанс (субъективный отклик), величиной которого определяется общая картина поведения личности в какой-либо ситуации. Одни люди преувеличивают эмоциогенность ситуаций (огме-тинги - от англ. augmenting), другие - занижают ее (редъю-стинги - от англ. redusting). Поэтому возникает либо гиперэмоциональная, либо гипоэмоциональная оценка ситуаций и отношения к ним. Наиболее адекватен средний, уравновешенный тип реагирования на ситуации - адекватно-эмоциональный. Для управленческой деятельности предпочтительнее повышенная эмоциональная резистентность. При увеличении управленческого стажа и профессиональной компетентности резистентность возрастает.
  Эмоциональная напряженность, хронические стрессы, критические ситуации - мощный источник для развития такой категории негативных психических состояний, объединяемых понятием утомления. Динамика развития этого состояния и его влияние на управленческую деятельность специфичны, что обусловлено следующими причинами:
  1) высокой сложностью деятельности, субъективной трудностью связанных с ней задач, а поэтому высокой психофизиологической ценой, которую надо платить за их реализацию.
 7* 195
 
  2) присутствием в деятельности эмоциогенных факторов,
 являющихся причинами развития утомления;
  3) ответственностью, пронизывающей всю деятельность
 руководителя;
  4) полифокусностью деятельности, являющейся сильным
 фактором развития утомления;
 5) ненормированным рабочим днем.
  Эмоции, волевые усилия, состояния обеспечивают регуляцию деятельности руководителя, но они проявляются и вовне - в поведении, речи, мимике и т. д. Эти проявления надо контролировать. Они могут использоваться руководителем в качестве дополнительного канала межличностного взаимодействия, как средство информации о своих мыслях, позициях и намерениях. В социальной психологии и психологии управления все это обозначается понятием экспрессивного контура межличностных взаимодействий.
  Особенно важно владение экспрессивными средствами для руководителя, умение регулировать свое экспрессивное поведение.
  Экспрессивный компонент включает в себя три основных аспекта.
  1. Субъективный контроль за своим поведением в целом, за

<< Пред.           стр. 9 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу