<< Пред.           стр. 14 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 37. Соблюдение сметы расходов по сбыту продукции.
 38. Обеспечение единой коммерческой политики на предприятии, а также координации согласования действий всех функциональных отделов. ГЛАВА 35. УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
 1. Капитальные вложения на предприятиях
  Изучение деятельности отдельных фирм, предприятий в условиях рыночной экономики является основой для текущего анализа состояния дел на предприятии, прогнозирования хозяйственной деятельности в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры, разработки рекомендаций с целью принятия оптимальных решений и определения рациональных направлений использования ограниченных материальных ресурсов для капитального строительства и развития производства. Необходимо найти оптимальные решения на перспективу при ограниченных объемах капитальных вложений, направляемых на развитие производства. Такие решения накладывают на предприятия большую ответственность, поскольку допущенная ошибка в инвестиционной политике может обернуться для него неприятными последствиями вплоть до разорения. Кроме того, следует отметить, что принятие долгосрочных решений должно предусматривать в будущем стоимость ресурсов, возможную конъюнктуру рынка и положение данной отрасли на рынке средств производства.
  Любое предприятие, стремящееся к получению максимальной прибыли, должно таким образом организовать производство, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальными. Для реализации поставляемой задачи допустим, что на, перспективный период цены окажутся неизменными. При этом будут анализироваться лишь два фактора: капитальные вложения и результаты труда, которые на долгосрочный период являются переменными величинами. т.е. с изменением труда будет изменяться и показатель капитальных вложений, или наоборот - изменение инвестиций повлияет на количество производительного труда на предприятии.
  Предприятие до тех пор будет продолжать инвестиции, пока отношение выпускаемой продукции в расчете на рубль капитальных вложений не станет равным отношению максимального выпуска продукции на единицу труда
  =, (1)
  где Пк, Пт - максимальный выпуск продукции, полученной в результате вложений капитала или труда;
  Кед, Тед - цена единицы капитала и труда.
  Предприятие, стремящееся максимизировать свою прибыль, должно решать два принципиальных вопроса: стоит ли ему продолжать свою деятельность; если стоит, то до каких пределов? Предприятие будет продолжать свою деятельность, если при достигнутом уровне производства его доход превзойдет издержки производства. И оно прекратит производство, если полученный суммарный доход от продажи товара не превысит издержки производства.
  Чрезвычайно важно установить, до каких пределов предприятие может расширять производство. Если производство одной дополнительной единицы товара дает доход, превышающий издержки, связанные с ее изготовлением, тогда предприятию необходимо увеличивать выпуск продукции. Фирма не будет продолжать расширять производство, если доход от продажи последней единицы продукции станет равным издержкам ее производства. Если предприятие все же решило продолжать производство, то оно должно выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход будет равен предельным издержкам производства. Эти два условия носят универсальный характер и применимы к любой структуре рынка, любой форме собственности.
  С помощью капитальных вложений предприятия могут приобрести дополнительное оборудование, станки либо увеличить производственные площади. Это делается с целью снижения издержек производства и повышения дохода предприятия. Возникает вопрос, каким образом предприниматель или руководитель предприятия оценивает доход от капитальных вложений, скажем, на приобретение дополнительного, более производительного оборудования? Известно, что ожидаемый доход суммируется по годам эксплуатации оборудования, в течение срока его службы, а капиталовложения осуществляются единовременно. Иными словами, необходимо определить, какую сумму следует заплатить за станок сейчас, чтобы через определенный срок эксплуатации иметь желаемый доход.
  В мировой и отечественной практике подобные расчеты называют дисконтированием будущего дохода, а искомую первоначальную сумму, которую необходимо заплатить в настоящее время за оборудование, чтобы получить доход в будущем, - дисконтированной, или текущей стоимостью.
  Рассмотрим ситуацию на примере банковских вложений. Ставится задача: какую сумму вкладчик должен внести в банк, чтобы через год получить 1 млн. руб. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать процентную ставку по вкладам. Пусть она равна 5%. Тогда вкладчик должен внести в банк х руб. и через год он получит сумму с учетом 5% годовых, т.е. х * (1+0,05), а эта величина по условию задачи должна составить 1 млн. руб. Отсюда можно найти сумму первоначального вклада, которая при 5% годовых даст вкладчику через год 1 млн. руб. Это равенство можно записать в следующем виде: х * (1 + 0,05) = 1000.000.
  x = = 952,4 тыс. руб.
  В результате понятно, что сумма 952,4 тыс. руб. и есть дисконтированная величина миллиона рублей.
  Как видно из примера, дисконтированная стоимость зависит от процентной ставки. Например, при 8% дисконтированная сумма от 1 млн. руб. составит:
  y = = 925,9 тыс. руб.
  При вкладе в течение двух лет и при 5% годовых дисконтированная сумма от 1 млн. руб. составит:
  x = = 907,0 тыс. руб.
  Иными словами, при 5% годовых вкладчик должен положить в банк 907000 руб., чтобы иметь 1 млн. руб. через два года.
  Следовательно, можно сделать общий вывод, что дисконтированная стоимость любой суммы через определенный период времени при определенной процентной ставке находится по формуле:
  Дс = , (2)
  где Дс - дисконтированная стоимость;
  х - исходная сумма (может быть любая);
  у - процентная ставка;
  Т - период времени, годы.
  В общем виде, когда период времени (т) оказывается достаточно длительным, формула дисконтированной стоимости может быть представлена в следующем виде:
  Дс = , (3)
  где п - годы, в течение которых ожидаются ежегодные доходы от вложений.
  Аналогичным образом устанавливается дисконтированная, первоначальная стоимость любой суммы единовременных капитальных затрат. Допустим, что предприниматель, покупая станок, намерен использовать его в течение трех лет и получить от его эксплуатации доход - 650.000 руб., причем этот доход распределяется по годам: 150.000 руб. - в первый год эксплуатации, 300.000 руб. - во второй и 200.000 руб. - в третий. Допустим также, что процентная ставка составляет 8%. В таком случае дисконтированная стоимость станка составит:
  Дс = + + = 554.687 руб.
  Если предположить, что остаточная стоимость станка равна нулю, то получится, что предприниматель должен заплатить за станок только 554.687 руб., чтобы через три года эксплуатации станка иметь 650.000 руб. дохода. Из приведенного расчета видно, что дисконтированная стоимость зависит от конкретной суммы ежегодно ожидаемого дохода. Если изменить суммы доходов по годам, то дисконтированная стоимость станка составит иную цену.
  Предприниматель должен сравнивать предельную сумму на изделие (станок) с предельным доходом, получаемым в результате его эксплуатации, или сравнивать цену спроса с ценой предложения.
  Цена спроса на товар (капитальные вложения) - это самая высокая цена, которую мог бы заплатить предприниматель. Она равна дисконтированной стоимости ожидаемого чистого дохода от использования приобретенного станка, механизма. Цена предложения (приобретенного товара) определяется как сумма издержек производства этого товара и затрат на его реализацию. Как правило, это твердая цена, т.е. неизменная в течение определенного времени или, как ее обычно называют, продажная цена.
 2. Стратегия принятия инвестиционного решения
  Инвестиционное решение предприятия сводится к сравнению цены спроса и цены предложения на капитальные вложения. Когда цена спроса превышает предложения, дисконтированная стоимость выше предложений, и предприятию целесообразно делать закупки капитального инвестиционного товара. Так, если в приведенном примере дисконтированная стоимость станка (цена спроса) составляет 554.687 руб. и три года эксплуатации станка дают доход в сумме 650.000 руб., то при любой продажной цене меньше чем 554.687 руб., например, 500.000 руб., предпринимателю выгодно приобрести станок. Покупая станок за 500.000 руб., он все равно намерен получить доход в 650.000 руб., т.е. такой же доход, что и при покупке по цене 554.687 руб.
  Из сказанного можно сделать следующий вывод: если цена спроса на капитальный товар превышает цену предложения, то предприятию имеет смысл приобретать дополнительные станки, оборудование. Поэтому стратегия принятия инвестиционного решения зависит в конечном счете от соотношения цены спроса и цены предложения.
  К оценке стратегии принятия инвестиционного решения можно подойти и другим путем. Вместо сравнения дисконтированной стоимости с ценой предложения можно сопоставить ожидаемую норму отдачи от инвестиций и процентную ставку. Для лучшего понимания этого метода обратимся к формуле (3), сделав только одно допущение: для простоты изложения материала полагаем, что срок эксплуатации капитального товара составляет один год. В принципе это упрощение не влияет на окончательные выводы, но вместе с тем отпадает необходимость громоздких расчетов. С учетом этого формула (3) примет вид:
  Дс = , (при т = 1 год). (5)
  Как отмечалось выше, дисконтированная стоимость (Д) является ценой спроса (ЦС), а в условиях равновесия цена спроса равна цене предложения, т.е. ЦС = ЦП. Проведя соответствующие подстановки, можно получить:
  ЦП = , ЦП (1+y) = x, отсюда (1+y) = , или окончательно
  y = - 1 = = = Е (5)
  Вычисленная таким образом величина называется нормой отдачи от инвестиций (Е).
  Из формулы (5) видно, что, если чистый доход превосходит цену предложения (продажную цену), то величина х - ЦП > 1 и значение Е>0. Сравнение Е с процентной ставкой и определяет стратегию инвестирования. Покажем это на примере.
  Пусть один из приобретаемых станков стоит 150 тыс. руб. и дает чистый доход в размере 180 тыс. руб. Второй станок стоит 170 тыс. руб., а доход от него составит 187 тыс. руб. в год. Рассчитаем норму отдачи инвестиций:
  Е1 = - 1 = 1,2 - 1 = 0,2, или 20%,
  Е2 = - 1 = 1,1 - 1 = 0,1, или 10%.
  Предположим, что процентная ставка (у) равна 12%. При ней целесообразно покупать первый станок, так как ЕП > у. Таким образом, инвестиционные решения принимаются индивидуально каждым предприятием исходя из следующих правил: если Е>у, то имеет смысл инвестировать; если Е<у, то необходимо сокращать инвестиции; если Е=у, то достигается оптимальный уровень инвестирования.
  Норму отдачи иногда называют предельной эффективностью инвестиций, ниже которой инвестировать не целесообразно.
 3. Оценка планов капитальных вложений
  Для правильной оценки планов капитальных вложений руководство предприятия должно прежде всего иметь достоверную информацию о фактическом состоянии основных средств предприятия. На базе этой информации можно производить сравнения наличных основных средств с потребностью в капитальных вложениях, что является весьма важным для учета предполагаемых капитальных вложений в основные средства.
  Часто возникают проблемы учета средств на капитальное строительство или на производственные расходы. В каждом случае могут быть приняты неправильные решения. Так, предприятие должно относить стоимость текущих затрат по ремонту техники к производственным расходам, а стоимость ремонтов, имеющих целью продление сроков службы основных средств (капитальный ремонт), относят на основные фонды. Например, стоимость рабочей силы и материалов, израсходованных для замены основной части машин, будет считаться капитальными затратами, а стоимость труда и материалов, используемых для поддержания машин и оборудования в рабочем состоянии без увеличения их производительности, относится к затратам на производство. Таким образом, к капитальным затратам относятся:
  дополнительные капитальные вложения, которые увеличивают производственные мощности без замены существующего оборудования;
  обновление или замена оборудования на новое той же мощности;
  усовершенствование или модернизация оборудования, ведущие по существу к фактической замене или изменению основных средств.
  Текущие производственные затраты включают:
  содержание и текущий ремонт оборудования;
  амортизационные отчисления;
  налоги на основные средства.
  Разработка плана капитальных вложений требует систематической оценки состояния основных средств. Практика подтверждает, что предприятия осуществляют замену оборудования только после полного его износа. Однако детальное изучение оборудования на рынке средств производства, выпуск новых, более производительных машин и оборудования могут предопределить замену оборудования, даже если оно не прослужило положенный срок.
  Решение о времени закупки нового оборудования зависит от ряда обстоятельств и прежде всего от наличия финансовых ресурсов на данные цели. Вместе с тем необходимо учитывать финансовое состояние предприятия, размер получаемой прибыли. Только после этого руководитель предприятия должен принять решение о замене или модернизации оборудования; к тому же не мешает знать, как работает оборудование на предприятиях, выпускающих аналогичную продукцию. Предприятия, ведущие полный учет работы оборудования, состояния основных фондов, их износа, как правило, принимают правильные решения при разработке планов капитальных вложений.
  Замене оборудования должен предшествовать детальный анализ состояния основных средств (первое условие), даже если они работают нормально в пределах установленных сроков амортизации. Стоимость замены оборудования необходимо сопоставлять прежде всего со стоимостью ремонта действующего оборудования.
  Известно, что изношенное оборудование требует частого ремонта и немалых средств для поддержания его в рабочем состоянии. Замена части оборудования может оказаться более рациональной, чем расходование средств на его содержание и ремонт.
  Вторым условием приобретения нового оборудования является недостаток имеющегося оборудования при необходимости расширения производства.
  Третье условие - наличие на предприятии устаревшего оборудования. Конкурирующие предприятия и фирмы при замене оборудования достигают, помимо повышения качества готовой продукции, роста объемов производства и снижения уровня издержек. Предприятие рискует стать банкротом, если оно не обновит свой парк оборудования и не достигнет уровня производства конкурирующего производителя.
  Наконец, необходимость замены оборудования может быть вызвана прекращением производства устаревшей продукции.
  Во избежание излишних значительных капитальных затрат предприятие и его инженерные и финансовые структуры должны детально разрабатывать обоснованные прогнозы замены оборудования. С этой целью предприятие обязано:
  проводить периодические анализы состояния оборудования и выявлять основные средства, подлежащие замене;
  следить за новым оборудованием, появившимся на рынке, используя соответствующие службы маркетинга. Добиваться совершенствования оборудования и своевременно внедрять новшества в свое производство;
  вести полный учет затрат. Принятие решений о капитальных затратах зависит от точности учета на предприятии. Необходимо при этом принимать во внимание все расходы по ремонту и содержанию оборудования.
  Для контроля расходов на капитальные вложения на крупных предприятиях обычно составляется план капитальных вложений на предстоящий год и более отдаленную перспективу. Оценка планов капитальных вложений идет по следующим элементам затрат: первоначальной стоимости оборудования (включая доставку и установку); стоимости, по которой можно его реализовать по окончании срока службы; уплате процентов за кредит; стоимости содержания и ремонта оборудования; стоимости электроэнергии, рабочей площади; налогам, страхованию и основной и дополнительной рабочей силе.
  Помимо стоимостных показателей, планы капитальных вложений должны учитывать и такие факторы, как сравнение вариантов с точки зрения качества выпускаемой продукции и наличия достаточных средств для реализации лучшего варианта капитальных вложений. Прежде чем выделить средства на реализацию того или иного варианта капитальных вложений, финансовый отдел предприятия детально изучает все вопросы, включая возможность взятия в аренду необходимого оборудования (лизинг). Стоимость аренды, как правило, зависит от степени использования оборудования, которая уменьшается по мере увеличения срока аренды.
  Отдача от капитальных вложений в новое оборудование зависит от годовой экономии затрат, полученной в результате использования нового оборудования. Период окупаемости определяется путем сравнения суммы капиталовложений с годовой экономией затрат. Для этого необходимо общий объем капитальных вложений разделить на сумму годовой экономии. Например, если годовая экономия составляет 5 тыс. руб., а единовременные вложения в оборудование - 10 тыс. руб., то период окупаемости равен двум годам.
 4. Инвестиции в объекты капитального строительства
  Проблемы маркетинга объектов капитального строительства, в отличие от традиционных товаров, решаются непосредственно в местах их "производства" и "потребления". Поэтому эффективность сбытовой деятельности предприятия-инвестора зависит не только от преимуществ технологических и эксплуатационных характеристик объекта, но и от экономии затрат на его сооружение, достигнутой в процессе строительства.
  По оценке зарубежных фирм, сокращение сроков строительства объекта всего на один месяц может привести к экономии, равной 4-6% сметной стоимости. Следовательно, организация процесса сооружения становится одним из важных специфических элементов маркетинга объектов капитального строительства.
  Маркетинг в области капитального строительства начал развиваться позже, чем маркетинг потребительских товаров. Особенность маркетинга средств производства заключается в том, что он направлен преимущественно на поиск новых технологических решений в производственном процессе, а также на разработку новых видов средств производства, позволяющих инвестору снизить издержки и повысить производительность труда.
  Анализ деятельности предприятия является одним из важных этапов маркетинговых исследований, на котором выявляется способность предприятия подготовить и осуществить те мероприятия, которые признаны целесообразными в результате проведения маркетингового исследования.
  Исследования предприятия в области капитального строительства включают анализ показателей производственно-сбытовой деятельности предприятия, который призван определить эффективность стратегии по каждому из направлений производства и сбыта.
  В частности, анализ позволяет принять инвестиционные решения по следующим направлениям: ликвидировать производство; постепенно его сокращать; сохранять на прежнем уровне или расширять данное направление. Основной критерий анализа показателей деятельности - приведение их в соответствие с нормой прибыли и темпами роста объемов продаж.
  Анализ издержек является одним из важнейших этапов исследования деятельности предприятия. В ходе анализа выявляются возможности экономии затрат на производство и сбыт, которые могут оказаться залогом успеха всей стратегии маркетинга.
  Основная стратегическая цель производственно-сбытовой деятельности компании - прибыльность работы, а в качестве критерия эффективности рассматривается норма прибыли, исчисляемая по формуле:
  ПН = , (6)
  где ПН - норма прибыли на инвестиции;
  Р - валовая прибыль до вычета налогов;
  К - инвестиции в основной и оборотный капитал минус задолженность по инвестициям.
  При анализе показателей хозяйственной деятельности важную роль играет сравнение фактических значений нормы прибыли с некоторой "целевой нормой прибыли", которая рассматривается в качестве эталона для оценки деятельности предприятия. В отечественной практике таким эталоном является норматив эффективности капитальных вложений.
  Технологические и производственные показатели деятельности предприятия анализируются независимо от того, занимается ли оно производством оборудования, строительными работами и др. Поэтому в любом случае анализ структуры производственных показателей должен включать разделы по технологии строительства, уровню затрат, рентабельности, финансовому положению, производственно-экономическим показателям деятельности и формам сбыта объектов капитального строительства.
  При анализе технологии и производства на строящемся предприятии рассматривается характеристика технологического и производственного уровня работы предприятия. Анализируются варианты принципиально новых технологических процессов и их показатели, усовершенствованные технологические процессы, отдельные технические усовершенствования и традиционные технологические решения. Рассматриваются "ноу-хау" в составе предлагаемых технологий, показатели производительности оборудования, расходы основных и вспомогательных материалов, электроэнергии, степень автоматизации и др. Отдельным разделом представлены вопросы технической оснащенности вспомогательных процессов, включая автоматизацию системы доставки материалов и грузов, степень механизации и автоматизации системы складирования, уровень автоматизации процессов управления и системы накопления и хранения производственных запасов. Мощность предприятия также рассматривается по вариантам. При этом изучаются технологические и производственные характеристики разных предприятий по мощности.
  Важными показателями являются качество и номенклатура выпускаемых изделий. Здесь анализируется возможность перестройки предприятия на выпуск новых моделей, исследуется система контроля качества в сравнении со средними показателями по качеству данной продукции аналогичных предприятий отрасли.
  В состав анализируемых показателей эффективности производства включаются показатели производительности труда в сравнении со средними по данному типу предприятий, показатели фондоотдачи и удельных энергозатрат.
  Маркетинговые исследования предусматривают получение предварительных результатов НИОКР в плане возможного усовершенствования технологии, выяснения перспективы улучшения показателей работы оборудования, использования новых материалов, замены оборудования и выхода на новых поставщиков оборудования и машин.
  При анализе уровня и структуры затрат проверяются экономические показатели эксплуатации объектов, заявленные подрядчиком. Текущие затраты сравниваются со средними затратами предприятий аналогичного типа, учитываются удельные капитальные вложения, рассчитывается возможная рентабельность предприятия с целью выяснения преимуществ и недостатков в экономических показателях. На базе полученных результатов можно сделать выводы относительно конкурентоспособности предлагаемых объектов. Дополнительно рассматриваются возможности улучшения экономических показателей работы предприятия в связи с вероятными изменениями в технологии и организации производства в перспективе.
  Вопросы финансового положения затрагивают состояние финансовых и кредитных ресурсов предприятия. Анализируются собственные финансовые средства компании, возможности получения заемных средств для финансирования крупных проектов. Основной вопрос анализа финансового положения компании для целей маркетинга состоит в том, чтобы выяснить, соответствует ли уровень финансовых возможностей предприятия потребностям рынка в финансировании капитальных вложений в строительство и реконструкцию предприятий.
  Анализ основных показателей производственно-экономических характеристик строительства является весьма условным. В действительности круг учитываемых факторов значительно шире, однако в нем выделены основные, позволяющие компании выяснить положительные и отрицательные стороны своей деятельности.
 Контрольные вопросы
  1. Каково значение инвестиций на предприятиях?
  2. Охарактеризуйте стратегию принятия инвестиционного решения.
  3. Как осуществляется планирование инвестиций на предприятии?
  4. Что такое обновление оборудования? Каковы критерии принятия решений по замене оборудования?
  5. Расскажите о маркетинге объектов капитального строительства.
  6. Каковы методы оценки эффективности инвестиционных решений?
 ГЛАВА 36. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
 1. Риск в предпринимательстве и любой другой хозяйственной деятельности
  В рамках функции управления маркетингом особое место занимает проблема управления рисками, такое управление предприятием, которое позволяет избегать излишних, непредвиденных рисков. В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций предпринимательская и любая другая производственно-коммерческая деятельность невозможна без рисков. Задача маркетинговой службы предприятия состоит в том, чтобы в рамках основной хозяйственной деятельности минимизировать предпринимательские риски, вести дела в таких стратегических хозяйственных зонах, с такими товарами и такими методами, которые позволят получать определенные гарантии от коммерческих просчетов. Здесь крайне важно грамотное, профессиональное управление предприятием и разумное страхование от возможных рисков в системах государственного и коммерческого страхования предпринимательской деятельности.
  Любой предприниматель, хозяйственный руководитель в условиях рыночной экономики обязан нести риски, связанные с производственно-коммерческой деятельностью, и отвечать за последствия различных нежелательных событий, оказывающих отрицательное воздействие на конкурентные позиции предприятия на рынке. В производственно-коммерческой деятельности вероятность неблагоприятных для предприятия событий достаточно велика. Поэтому опытный, предусмотрительный администратор (предприниматель) стремится в своей работе предвидеть заранее возможные зоны риска, заблаговременно принимать адекватные контрмеры.
  Вместе с тем даже при самом умелом управлении, когда учитываются все или почти все возможности наступления неблагоприятных событий, трудно полностью исключить риски. К тому же опыт предпринимательства показывает, что сделки с наиболее высокой, но оправданной степенью риска при их благополучном исходе оказываются самыми выгодными. Излишне осторожный предприниматель направляет свою деловую активность в стратегические зоны хозяйствования, характеризующиеся наличием наименьших рисков, а значит, и минимальной прибыльностью сделок. Задача управления рисками сводится в итоге к принятию решений о том, какие риски следует покрыть страхованием в государственных или коммерческих компаниях и страховых фондах и какие можно минимизировать путем принятия грамотных управленческих решений.
  С точки зрения деловой философии, риск - понятие достаточно противоречивое. Каждый предприниматель рискует, но благодаря этому риску общество в целом выигрывает. Присутствие многочисленных и многообразных рисков в системе предпринимательства приносит выгоду обществу и национальной экономике. Зная о степени риска, деловой человек, предприниматель старается быть осторожным при принятии управленческих решений. Чем больше времени и внимания уделено предварительной аналитической работе перед проведением ответственных коммерческих операций, осуществлением крупных промышленных проектов, тем меньше вероятность ошибки, а соответственно и возникновения рисковых ситуаций.
  Фактор риска заставляет предпринимателя экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты рентабельности новых проектов, эффективности коммерческих сделок, целесообразность проведения внешнеторговых операций. Очевидно, что факторы риска в предпринимательской деятельности особенно увеличиваются в периоды нестабильного состояния экономики, сопровождаемого инфляционными процессами, сверхдорогими кредитами, падением курса национальной денежной единицы. Обеспечение условий для выживания предприятия в подобных сложных ситуациях под силу только тем предпринимателям и хозяйственникам, которые ищут способы наиболее эффективного ведения дел даже при повышенном риске.
  Предпринимательский дух, желание идти на осознанный риск ради достижения поставленных целей - вот черты, проявляющиеся сегодня в деловых кругах России. Однако, чтобы идти на оправданный риск, российские предприниматели и хозяйственные руководители должны почувствовать вкус глубокой аналитической работы, предшествующей принятию серьезных хозяйственных решений. Риск - это неотъемлемая сторона предпринимательства, но на него нужно идти сознательно, после тщательных расчетов и раздумий. Наличие риска в предпринимательской деятельности шлифует искусство и повышает культуру управленческой деятельности.
 2. Риски, страхуемые в страховых компаниях
  Наиболее распространенный метод страхования риска - заключение страхового договора (страхового полиса) с одной из страховых компаний, (государственной или коммерческой). Страховщик за установленную в договоре сумму (страховая премия) обязуется заплатить страхователю на условиях, оговоренных в страховом полисе, согласованную денежную сумму, если страхователь (предприятие) понесет убытки или будет иметь ущерб в своей хозяйственной деятельности в результате наступления определенных неблагоприятных обстоятельств. При этом страхуются последствия как неправильных действий страхователя, так и действия третьих лиц, которые могут нанести ущерб делу или имуществу страхователя. Рассмотрим наиболее распространенные виды страхования, связанные с предпринимательской деятельностью.
  Страхование имущества предприятия. Обычно имущество предприятия страхуется от стихийных бедствий (пожара, наводнения, землетрясения, урагана и т.п.). Номинальная сумма страховки составляет, как правило, 70-80% остаточной стоимости имущества. Под имуществом в страховых случаях понимаются производственные, служебные, жилые и иные вспомогательные помещения, запасы готовой продукции, сырья и материалов, технологическое оборудование, транспортные средства, сооружения и оборудование заводской инфраструктуры, территория предприятия со всеми сооружениями.
  Страхование отгруженной с предприятия продукции на период ее перевозки. В зависимости от базисных условий сделок, используемых транспортных средств и рисков полной или частичной гибели проданных и отгруженных покупателям товаров предприятие само либо по просьбе покупателя страхует товары на период их транспортировки. Обычно сумма страховки соответствует номинальной стоимости товаров, а при некоторых повышенных рисках может и превосходить ее на 10-30%, например, при транспортировке товаров через зоны, где идут боевые действия, при особо тяжелой ледовой обстановке по маршруту следования и т.п.
  Страхование транспортных средств. Предприятие страхует все принадлежащие ему транспортные средства (грузовые и легковые автомобили, передвижные подъемно-транспортные средства, средства внутризаводского транспорта и др.) на случай пожара, кражи, столкновения с другими транспортными средствами и неподвижными предметами. При этом страховой полис покрывает не только убытки самого предприятия в связи с полной или частичной утратой транспортного средства, но и ущерб, нанесенный третьим лицам.
  Компенсационное страхование. Этот вид страхования предусматривает определенные суммы возмещения рабочим и служащим предприятия в случае частичной или полной потери трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, заболевания или смерти. Как правило, частные производственные или коммерческие предприятия отчисляют из своих доходов установленную сумму средств в страховой фонд. Тем не менее выгоднее оформлять компенсационное страхование работников предприятия в страховых компаниях. Вообще компенсационное страхование заставляет администрацию предприятия принимать энергичные меры для создания своим работникам безопасных и здоровых условий труда. Если условия труда не отвечают стандартным нормам и требованиям, администрация предприятия вынуждена платить страховым компаниям повышенные страховые премии, что может привести к ухудшению финансового положения и снижению уровня конкурентоспособности предприятия на рынке.
  Медицинское страхование. Часть средств страхового фонда направляется на основе медицинского страхового полиса в различного рода лечебные заведения, обеспечивающие медицинское обслуживание работников предприятия. Страхование в области здравоохранения обычно покрывает все или большую часть расходов по пребыванию работников предприятия в больницах, на оплату счетов лечащих врачей и хирургических операций.
  Страхование вынужденной приостановки работы предприятия. В случае стихийных бедствий (пожар, наводнение и т.п.) или иных обстоятельств непреодолимой силы предприятие, помимо страхования стоимости имущества, может застраховать и упущенную выгоду, которая определяется разницей между суммами доходов и расходов предприятия, ожидавшейся в период вынужденной остановки предприятия.
  К числу страховых случаев в западной практике относится также страхование жизни ведущих руководителей и специалистов компании, от деятельности которых в существенной мере зависит благополучие компании. Страховое вознаграждение в случае смерти этих сотрудников выплачивается не наследникам умершего, а самой компании.
  Во многих западных компаниях существует должность управляющего по рискам, деятельность которого протекает под управлением финансового директора. Управляющий по рискам определяет состав подлежащего страхованию имущества предприятия, уровень страхового покрытия возможных ущербов и размеры соответствующей страховой премии. Он выбирает на конкурентной основе страховщиков, обеспечивает получение вознаграждения в страховых случаях. В его задачи входит оценка всех возможных рисков, грозящих предприятию, и выбор компенсирующих противодействий либо путем привлечения страховых компаний, либо путем самострахования, в том числе за счет улучшения управленческой деятельности.
 3. Снижение рисков без привлечения страховых компаний
  Таблица 36.1
 Виды риска Способы уменьшения отрицательных последствий 1. Коммерческие риски 1.1. Низкие объемы реализации товаров Более тщательная аналитическая работа по выбору целевых рынков методом ранжирования. Более ответственная работа по сегментации потребителей. 1.2. Неэффективная работа сбытовой сети Тщательный подбор коммерческих посредников. Использование франчайзинга для повышения эффективности работы оптовых и розничных посредников. 1.3. Неудачный вывод на рынок нового товара Предварительное проведение рыночного тестирования, пробных продаж. Внесение в товар изменений, улучшающих его потребительские качества. 1.4. Неудовлетворительное исполнение контрагентом условий договора Более тщательный выбор партнеров путем их глубокого изучения, получения банковских и аудиторских справок о деловой порядочности контрагентов, другой информации, характеризующей фирмы-контрагенты. 1.5. Противодействия конкурентов Предвидение возможной реакции конкурентов на деловую активность предприятия. Планирование контрмер в программе маркетинга предприятия. 1.6. Циклические изменения в экономике, падение спроса на товары Прогнозирование циклических колебаний конъюнктуры, их учет в инвестиционных и производственных планах, принятие других антикризисных мер на уровне предприятия; повышение уровня ликвидности за счет ускоренной реализации произведенной продукции, сокращение товарных запасов, закупок сырья, материалов и комплектующих изделий, инвестирование в НИОКР и т.п. 1.7. Изменение биржевых котировок и цен на сырьевые товары Тщательное прогнозирование цен в кратко- и среднесрочном плане. Использование фьючерсных сделок и снижение степени риска путем хеджирования, т.е. одновременной покупки и продажи обязательств по фьючерсным контрактам. Заключение долгосрочных контрактов "с условным требованием". 2. Финансовые риски 2.1. Риск неплатежа за поставленный товар Включение 100% авансового платежа в условия договора. Применение аккредитивной формы расчетов (документарный подтвержденный, безотзывный, делимый аккредитив). Возмездная передача права требования платежей по договору факторинговой фирме (фирме-фактору). 2.2. Риск неоптимального распределения финансовых ресурсов при планировании производства товаров Тщательная аналитическая работа при определении приоритетных направлений деятельности предприятия. Более глубокая предварительная оценка рентабельности реализации произведенных товаров. Внесение необходимых изменений в планы производства и инвестиционные планы. 2.3. Риск больших инвестиций в крупномасштабный проект (например, объект капитального строительства) Глубокая аналитическая работа в предконтрактный период. Распределение рисков за счет привлечения к осуществлению проекта других фирм через консорциальное соглашение. Привлечение для осуществления проекта средств венчурных (рисковых) фондов. 3. Внутрифирменные риски 3.1. Недовольство работников предприятия и риск забастовки Тщательная проработка с профсоюзными активистами условий коллективного договора. Разработка сильных социально-экономических программ на предприятии. Понимание и использование в процессе управления предприятием мотивации работников. Создание благоприятного психологического климата в коллективе предприятия. 3.2. Риск утечки коммерческой и научно-технической информации Тщательная проверка сотрудников, особенно инженерно-технического персонала, занимающегося НИОКР, на "склонность к компромиссам".
 Разработка новых (особенно "пионерных") товаров таким образом, чтобы по готовому изделию конкурент не смог открыть производственные секреты и "ноу-хау". Тщательный контроль за оборотом внутрифирменной документации. Ограничение доступа посторонних лиц в лаборатории, на экспериментальные участки и т.п. Дезинформационная (в пределах закона) обработка конкурентов. 3.3. Ошибки управляющих Тщательный подбор управляющих среднего и высшего звена и эффективная мотивация и стимулирование их деятельности. Профессиональная подготовка и переподготовка управленческих кадров.
 Дублирование процесса управления наиболее дорогостоящими направлениями производственно-коммерческой деятельности. Моделирование процесса управления по наиболее ответственным, рисковым проектам.
 Создание временных целевых групп для управления дорогостоящими проектами.
 Организация контроля. Далеко не все предпринимательские риски могут быть застрахованы в страховых компаниях. В некоторых случаях страховые компании были бы заинтересованы в получении договора на страхование, но с точки зрения нормальной деловой логики и финансового анализа ситуации руководители предприятия часто принимают решения о самостраховании некоторых рисков. Чаще всего такое решение принимается, когда вероятность убытков или ущерба крайне мала, или стоимость рискового имущества относительно не велика по сравнению с общими финансовыми показателями всего дела. Формируемые на предприятиях резервные и рисковые фонды обеспечивают покрытие части убытков, возникающих в результате предпринимательской деятельности.
  Рассмотрим наиболее типичные риски, сопровождающие нормальную коммерческую деятельность, и способы уменьшения отрицательных последствий от возникновения таких нестрахуемых рисковых ситуаций (табл. 36.1).
  Можно привести множество других вариантов уменьшения предпринимательского риска без обращения к страховым компаниям и фондам. Основная задача руководства предприятия по управлению рисками в любом случае должна сводиться к совершенствованию аналитических процессов на предприятии, построению и использованию при подготовке и проведении крупных операций моделей, позволяющих принимать решения на просчитанной и смоделированной многовариантной базе. Оценка и снижение рисков в значительной мере зависят от характера деятельности предприятия, особенностей товаров, состояния выбранных целевых рынков, сегментов потребителей, принятой схемы товародвижения, товарной и транспортной логистики, методов позиционирования товаров в рыночном пространстве. Многие специалисты в области маркетинга и управления рекомендуют каждому предпринимателю и директору предприятия составлять таблицы специфических и характерных для данного предприятия или данного вида сделки рисков и соответствующей реакции на возникновение рисковой ситуации. Предупреждение возникновения рисковых ситуаций путем управляющих воздействий на контролируемые факторы внешней и внутренней среды предприятия с целью их модификации в интересах предприятия - наиболее действенный метод работы в хозяйственных зонах с наименьшим риском.
 Контрольные вопросы
  1. Как вы понимаете необходимость риска в предпринимательской деятельности? Можно ли без риска заниматься хозяйственной деятельностью в рыночных условиях?
  2. Какие предпринимательские риски могут быть покрыты полисами страховых компаний? Можно и целесообразно ли страховать все риски, связанные с предпринимательской деятельностью?
  3. Перечислите виды рисков, уменьшение отрицательных последствий от которых предприятие может обеспечить без привлечения страховых компаний.
 ГЛАВА 37. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ МАРКЕТИНГА
 1. Пользователи деловой информации
  Современный рынок представляет собой не только рынок товаров, средств производства, рабочей силы, денег, ценных бумаг и т.п., но и включает в себя такой специфический товар, как деловую информацию. Наличие у предпринимателя полезной информации о потенциальном партнере, клиенте позволяет быстрее принять коммерческое решение, влияет на его правильность, что в конечном счете приводит к увеличению прибыли.
  В процессе текущей эксплуатационной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятие вступает в деловые контакты с множеством хозяйствующих субъектов, институциональных структур и физических лиц, которые образуют его внешнюю и внутреннюю среду.
  Основную массу пользователей информации образуют внешние пользователи данных, т.е. те хозяйственные субъекты, которые получают сведения о работе предприятия в виде публичной отчетности, а также иного рода информацию из рекламных, справочных, конкурсных и иных источников. Объем, состав и программа публичной отчетности обычно регламентируются требованиями соответствующих стандартов. В рыночной экономике каждый ее участник руководствуется соображениями собственной выгоды и своей индивидуальной шкалой предпочтений и ценностей. Отсюда проистекают различие взглядов деловых партнеров на ценность одной и той же информации, зависимость степени проявления интереса к ней от конкретных условий экономической конъюнктуры.
  Необходимость профессионального оказания информационных услуг приводит к тому, что этот вид деятельности стал относительно самостоятельной сферой бизнеса, в которой специализированные информационные фирмы и бюро осуществляют по заказам клиентов информационное сопровождение их бизнеса. Так, мировой авторитет информационного бизнеса американская корпорация "Дан энд Брэдстрит" в своем банке содержит сведения о более чем 25 млн. фирм по всему миру (причем они оперативно обновляются и дополняются). Подготавливаемые этой корпорацией бизнес-справки и экспресс-бюллетени полностью адаптированы к требованиям предприятий заказчиков. Данное обстоятельство объясняет тот факт, что в литературе нет единой методики анализа финансово-экономической деятельности предприятий, отсутствуют типовые универсальные методы разработки эмпирических числовых данных и их прогнозирования. В экономической экспертизе методы выработки аргументированных хозяйственных решений представляют специфическое интеллектуальное "ноу-хау", граничащее с интуитивным мышлением, гипотезами.
  Основу информационного потока для внешних пользователей образуют бухгалтерская (финансовая) и статистическая отчетность предприятий, а также ряд справочных данных, прилагаемых к ним. Отчетные данные отдельных предприятий и разработки показателей по совокупности предприятий публикуются в периодической печати и бюллетенях статистической информации.
  Бухгалтерская отчетность включает: балансовый отчет; отчет о финансовых результатах; отчет о движении фондов предприятия; ряд приложений-справок к статьям баланса и счета прибылей и убытков. Статистическая отчетность состоит из отчетов по труду, продукции, себестоимости, движению финансовых средств и ряда других показателей, представляющих интерес с точки зрения макроэкономического подхода к экономике предприятия.
  Помимо отчетных данных, деловые круги могут получать данные переписей (единовременных обследований), котировок, листинга курсов валют, биржевых сводок, рейтинговых оценок и т.п., публикуемых в периодической печати и специальной литературе ("Финансовые известия", "Финансовая газета", "Экономика и жизнь", "Бизнес и банки", "Биржевые ведомости" и др.). Из зарубежных источников мировой информации следует выделить ежедневные газеты "Файнэншиэл таймс", "Уолл-стрит Джорнэл", еженедельники "Форбс", "Бэррон'с", "Форчун", "Коммершиал энд файнэншиал крониклз", информационные бюллютени "Муди'с Инвесторз Сервис", "Стандард энд Пур'с Индастриэл Сэрвейз", "Основные экономические соотношения" ("Дан энд Брэдстрит") и др. Знание источников информации, умение читать деловую прессу, владение приемами экономического рассуждения и предвидения при помощи количественного анализа повышают компетентность предпринимателя и эффективность его хозяйственных решений.
 2. Методы финансового анализа
  Общая направленность анализа. Предприятие является частью рынка, поэтому при проведении анализа оговариваются прочие равные условия, допущения и налагаемые ограничения. Решения об инвестировании, дивидендной, кредитной политике, стратегии и тактике привлечения заемных средств, диверсификации активов предполагают, что в перспективных расчетах собственники, акционеры, кредиторы, различные институциональные структуры (банки, биржи, финорганы и др.) должны исходить из следующих групп факторов.
  Общеэкономические факторы:
  валовый национальный продукт;
  процентная ставка;
  курсы валют;
  темпы инфляции;
  налоговые ставки и т.п.
  Общепромышленные факторы:
  жизненный цикл продукта;
  себестоимость и цена продукта;
  тенденции развития рынка товара;
  уровень конкуренции;
  емкость рынка и т.п.
  Специфические факторы конкретного предприятия:
  финансовая стратегия предприятия в конкретной экономической ситуации;
  доходообразующий потенциал и его стабильность;
  финансовые стимулы и рычаги и т.п.
  Конечная цель финансового анализа состоит в оценке экономической жизнеспособности предприятия по состоянию на текущий момент и на обозримую перспективу. Традиционно этот анализ проводится при помощи системы финансовых коэффициентов, характеризующих сохранение капитала, его наращение, а также степень риска упущенных выгод из-за неопределенности внешних экономических условий. Как правило, финансовый анализ не ограничен расчетами эмпирических коэффициентов на отдельный период времени. Общепринятой нормой экономической диагностики стали: трендовый анализ финансовых коэффициентов; сравнительный анализ инвестиционно-финансовых показателей с общепромышленными индикаторами, а также с показателями конкурентов; факторный анализ показателей финансового "здоровья" предприятия; интегральный анализ финансового состояния с целью предсказания потенциального банкротства.
  Анализ ликвидности. Заемщики денежных средств на краткосрочный период, поставщики и другие кредиторы акцентируют внимание при анализе бухгалтерской отчетности на уровне ликвидности активов предприятия. Дело в том, что различные виды имущества предприятия обладают разными способностями конвертации из материально-вещественной в денежную форму. Именно денежная, а не бартерная форма товарообмена удовлетворяет разнообразным требованиям участников рынка, поэтому актуальным является вопрос об оценке ликвидности предприятия.
  Для анализа в балансовом отчете активы предприятия группируют и ранжируют по степени их ликвидности: от наиболее легкореализуемых (денежные средства, ценные бумаги, запасы и т.д.) до наиболее труднореализуемых активов (здания, сооружения, машины и оборудование, нематериальные активы). В качестве базы сравнения текущих активов предприятия принимаются его срочные внешние обязательства (текущие пассивы). Наиболее употребительными оценками ликвидности и финансовой гибкости (эластичности) являются финансовые коэффициенты, построенные следующим образом.
  КОП = АТ : ОТ;
  КС = АЛ : ОТ;
  КЛ = : АТ;
  КОК = КО : ОТ;
  КДН = Р : NCF;
  КП = ДТО : ;
  КВ = NCF : PMT;
  где КОП общий коэффициент покрытия;
  КС - коэффициент срочности;
  КЛ - коэффициент ликвидности;
  КОК - коэффициент оборотного капитала;
  КДН - коэффициент кругооборота денежной наличности;
  КРД - коэффициент резерва денежных средств;
  КП - коэффициент покрытия текущими поступлениями;
  КВ - коэффициент покрытия периодических выплат;
  АТ - текущие активы;
  ОТ - текущие обязательства;
  АЛ - наиболее легкореализуемые активы;
  Да - продолжительность оборота конкретного вида активов;
  Ва - балансовая стоимость конкретного вида активов;
  КО - оборотный капитал предприятия;
  Р - объем реализованной продукции;
  NCF - чистый приток (или отток) денежной наличности;
  Д - денежные средства (в банках и в кассе);
  ДТО - денежные средства, полученные от текущих операций;
  ОТ - текущие обязательства за период (в среднем);
  РМТ - периодические выплаты, финансовые издержки.
  Каждый из приведенных показателей рассматривается в контексте его экономического содержания: например, общий коэффициент покрытия указывает на относительное финансовое благополучие предприятия лишь в том случае, если он превышает единицу, а значения индекса ликвидности тем предпочтительнее, чем ближе они к нулевому уровню. Напомним, что действительная оценка ликвидности устанавливается в ходе трендового и сравнительного анализа коэффициентов. В связи с вариативностью учетной практики на предприятиях с сезонным производством, спецификой оценки материальных ресурсов и т.п. характеристики ликвидности специфицируют.
  Анализ интенсивности оборота активов. Текущие активы представляют собой "перманентный капитал", постоянно пребывающий в состоянии метаморфоз в рамках общего операционного цикла: материальные запасы используются в производстве готовой продукции, которая затем отгружается потребителю (клиентам), наконец, за отгруженную продукцию на счет в банке или в кассу поступают денежные средства, которые вновь вовлекаются в хозяйственный оборот. Показатели оборачиваемости активов, таким образом, дополняют измерители их ликвидности.
  Систему показателей интенсивности оборота активов образуют следующие оценки финансовой и деловой активности.
  КОЗ = МЗО : ;
  ДЗ = 365 : КОЗ;
  КИ = РК :
  = 365 : КИ;
  КОС = Р : ,
  где КОЗ - коэффициент оборота запасов;
  ДЗ - срок хранения в запасах ресурсов;
  КИ - кратность инкассации дебиторской задолженности;
  ДИ - средний период инкассации дебиторской задолженности;
  КОС - коэффициент оборота основного капитала;
  МЗП - прямые материальные затраты ресурсов;
  - средние ресурсные запасы за период;
  - основной капитал в среднем за период.
  Деловые партнеры предприятия (поставщики и кредиторы) постоянно следят за движением его рабочего (перманентного) капитала. Замедление оборачиваемости текущих активов в форме готовой продукции свидетельствует о затруднениях в сбыте по причине низкой конкурентоспособности, а увеличение времени пребывания активов в производственных запасах и незавершенном производстве - о снижении эффективности их промышленной переработки. Значительные сроки неинкассированной дебиторской задолженности свидетельствует о неудовлетворительной политике потребительского кредита. Обязательным дополнением такого анализа является сравнение показателей оборачиваемости данного предприятия с общепромышленными данными, данными отраслевого сектора, к которому относится обследуемое предприятие. Замедление оборачиваемости активов часто прямо связывают с уровнем риска: наличие безнадежных неплатежей, высокий уровень брака, производство несезонной и неходовой продукции и т.п. - все эти обстоятельства нарушают нормальный ход операционного цикла производства, делают рискованным вложение капитала в данные виды активов.
  Анализ финансовых рычагов. Предприниматель довольно часто руководствуется соображениями привлечения внешних источников финансирования для поддержания и расширения собственного дела. Заемные средства на краткосрочной и долгосрочной основе показываются в пассивной части балансового отчета. Заимодавцы и кредиторы рассчитывают получить к моменту истечения срока кредита не только сумму основного долга, но и сумму, составляющую процентный доход финансирующей стороны. Предприниматель-заемщик, со своей стороны, заинтересован в эффективном использовании внешних источников финансирования, своевременном и полном выполнении финансовых обязательств.
  Для анализа привлечения "чужих" средств и платежеспособности предприятия-заемщика разрабатывается специальная система показателей, основу которой образуют следующие измерители.
  КС = ЗС : СС;
  КДО= ЗС : (СС + ЗС);
  КД = (ДО + ДА) : О;
  КПА = ОК : (ДО + ССО);
  КРП = РП : А;
  КСК = СК : ОК;
  КИ = (СК + ДО) : ОК;
  КК = (СК + ОВ) : (ОК + ДИК);
  КПИ= П : ФИ;
  КПР = (NCF + РМТП) : РМТП;
  где КС - коэффициент соотношения заемных и собственных средств;
  КДО - общий коэффициент долговых обязательств;
  КД - коэффициент доли долгосрочных обязательств;
  КПА - коэффициент покрытия капитальными активами;
  КРП - коэффициент реинвестирования прибыли;
  КСК - коэффициент собственного капитала;
  КИ - коэффициент использования основного капитала;
  КК - коэффициент использования основного и оборотного капитала;
  КПИ - коэффициент покрытия процентных издержек;
  КПР - коэффициент покрытия постоянных расходов;
  ЗС - заемные средства;
  СС - собственные средства;
  ДО - долгосрочные обязательства;
  ДА - оплата долгосрочной аренды;
  О - сумма всех источников средств;
  ССО - среднесрочные обязательства;
  РП - реинвестированная прибыль;
  А - активы предприятия, всего;
  ОВ - долгосрочные и среднесрочные обязательства;
  ДИК - долгосрочно используемый оборотный капитал;
  П - прибыль до налогообложения;
  ФИ - финансовые издержки;
  РМТП - постоянные расходы денежных средств.
  Этот перечень показателей финансового менеджмента предприятия в зависимости от постановки пользователем конкретной задачи может сокращаться, специфицироваться, дополняться другими характеристиками. Однако все они будут интерпретированы как показатели формирования финансовых источников предприятия и надежности его долгосрочной платежеспособности. Нарушение пропорций в формировании финансовых ресурсов и экономически нецелесообразное их размещение повышают степень финансового риска, снижают инвестиционную привлекательность предприятия-заемщика.
  Анализ рентабельности. Практически все участники делового партнерства хотели бы иметь ясное представление о том, насколько эффективно работает интересующее их предприятие в смысле наращения на средства, вовлеченные в деловой оборот. При этом каждый из партнеров рассматривает ситуацию со своей точки зрения: акционеры заинтересованы в высоком и неснижающемся уровне отдачи на их паевые взносы, менеджеры должны удерживать во внимании требуемый уровень отдачи всех активов предприятия; держатели облигаций заинтересованы в достаточном уровне отдачи капитальных активов в виде денежных премиальных средств и т.д.
  В связи с разнообразием экономических интересов пользователей информации разрабатывается детальная система показателей рентабельности с вариативной базой сравнения.
  rА = ПЧ : А;
  rСК = ПЧ : СК;
  rИК = ПЧ : (СК + ДО);
  rР = ПЧ : Р;
  rЗ = ПЧ : СР,
  где rА - рентабельность активов предприятия;
  rСК - рентабельность собственного капитала;
  rИК - рентабельность инвестированного капитала;
  rР - рентабельность реализованной продукции;
  rЗ - рентабельность затрат на реализацию;
  ПЧ - чистая прибыль предприятия;
  СР - себестоимость реализованной продукции.
  В порядке углубления анализа приведенные измерители рентабельности специфицируют путем привнесения в расчет данных с заранее ориентированными по своим аналитическим возможностям конструктивными показателями. Получается дальнейшая дифференциация показателей рентабельности.
  rТА = ПЧ : АТ;
  rКА=ПЧ : ОК;
  rДН= NCF : Р;
  rМ = МД : Р;
  rОД = ПОД : Р;
  rНМ = Пч : Р;
  rМД = (ПОД + ФР - ФИ) : Р;
  rПД = П"Ч : Р;
  где rТА - рентабельность текущих активов;
  rКА - рентабельность капитальных активов;
  rДН - рентабельность притока денежной наличности;
  rМ - рентабельность маржинального дохода;
  rОД - рентабельность от основной деятельности предприятия;
  rНМ - норма маржинального дохода;
  rМД - норма маржинального дохода до налогообложения;
  rНД - предельный коэффициент дохода;
  МД - маржинальный доход;
  ПОД - прибыль от основной деятельности;
  ПЧ - чистая прибыль за исключением экстраординарных результатов;
  П"Ч - прибыль до налогообложения за вычетом финансовых расходов;
  ФР - финансовые результаты от неосновной деятельности.
  Вдумчивый аналитик-экономист никогда не ограничится получением данных о рентабельности на уровне отдельно взятого предприятия; он попытается расширить область своих оценок за счет сравнений показателей с общепромышленными данными, в смежных отраслях бизнеса, на предприятиях-конкурентах, попытается увязать рентабельность с уровнями процентных и учетных ставок банков (так как в ряде случаев более выгодно и менее рискованно заняться финансовым, а не производственным бизнесом или коммерческой деятельностью).
  Анализ взаимосвязей показателей. При чтении деловой прессы, в аналитических расчетах, при контроле данных, а также в случае расширения представлений об условиях роста уровня рентабельности возникает необходимость в числовой взаимоувязке показателей. Ниже приводятся общеупотребительные принципиальные схемы взаимосвязи показателей, которые дают основу для проведения анализа показателей рентабельности.
  rА = rР * КОА;,
  rСК = rА * КСА;
  rСК = rА + КС (rА - );
  где КОА - коэффициент оборачиваемости активов;
  КСА - коэффициент соотношения активов и собственного капитала;
  - средняя процентная ставка по заемным средствам.
  Из анализа данных по этим схемам ясно, в силу каких именно причин произошло увеличение рентабельности: из-за значительного превышения цен по сравнению с себестоимостью; за счет повышения интенсивности оборота активов; целесообразно ли привлекать заемные средства и были ли они дорогостоящими для данного предприятия и т.д.
  Анализ финансовых резервов. Стремление предпринимателя к получению выгоды не является односторонним. В сбыте товара производитель вынужден конкурировать с другими продавцами, возможно появление товаров-заменителей, более дешевых или с улучшенными качественными характеристиками, продажа в кредит может оказаться неудачной из-за неплатежеспособности покупателя и т.п. Примеров таких ситуаций очень много. Поэтому предприниматель должен быть достаточно предусмотрителен в своем поведении, ему следует просчитывать возможный ход событий в будущем, а хозяйственный риск не должен быть для него неожиданным.
  В связи с возможностью непредвиденных событий исчисляются показатели, отражающие степень подготовленности предпринимателя к возможному их наступлению.
  ДУ=ВО : NINC;
  КЗА = (ДЗ - ФИП) : В;
  КФА = ДЗП : (ДЗ - ФИП);
  ЭЭФ = (ФРЗ - ФИЗ) : (ДЗ - ФИП);
  где ДУ - период до срока уплаты долга;
  КЗА - коэффициент защищенности активов;
  КФА - коэффициент качества финансовых активов;
  ЭЭФ - эластичность заемного финансирования;
  ВО - сумма основного долга;

<< Пред.           стр. 14 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу