<< Пред.           стр. 14 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  Работа по определению группы потребителей по целевым сегментам рынка, объемов, цен и сроков поставки товаров и технологий удовлетворения потребностей называется сегментацией рынка.
  По вопросам сегментации рынка опубликовано много книг. Одной из последних является "Стратегический маркетинг" Жана-Жака Ламбена [1]. Остановимся на некоторых положениях этой работы.
  На стадии стратегического маркетинга и стратегического планирования формируется стратегия фирмы, прогнозируются нормативы конкурентоспособности товаров, определяется стратегия охвата базового рынка. В период реализации этой стратегии для потребительских товаров проводится микросегментация по этапам:
  • разбиение рынков товара на однородные сегменты с точки зрения желательных достоинств товара, отличные от других сегментов;
  • выбор целевых сегментов в зависимости от задач фирмы и ее специфических возможностей, позиций конкурентов;
  • позиционирование товара на каждом целевом рынке;
  • разработка целевой маркетинговой программы. Первый этап - разбиение рынков товара на однородные сегменты- может выполняться следующими способами:
  •на основе социально-демографических характеристик потребителей (социально-демографическая, или описательная сегментация);
  •на основе сведений о выгодах, которые ищут в товаре потенциальные потребители (сегментация по выгодам);
  •- на основе сведений о стиле жизни, описанном в терминах активности, интересов и мнений (социально-культурная сегментация);
 
  - на основе характеристик поведения при покупке (поведенческая сегментация).
  Каждый из этих методов сегментации имеет свои достоинства и недостатки.
  После разбиения рынков товара на однородные сегменты уточняют целевые сегменты, выбранные (второй этап микросегментации рынка) на сталии стратегического маркетинга. Уточнение (выбор) целевых сегментов может осуществляться с применением:
  - недифференцированного маркетинга, когда не учитываются различия между сегментами рынка и он рассматривается как единое целое. Унифицированный для всего рынка товар дает экономию на
  цене за счет эффекта масштаба. Чтобы удержать позиции на рынке, требуется выпускать высококачественный товар;
  - дифференцированного маркетинга, нацеленного на полный охват рынка, но адаптированного к каждому сегменту (для каждых кошелька, назначения и личности);
  - концентрированного, или сфокусированного, маркетинга, нацеленного на удовлетворение потребностей одного или нескольких сегментов.
  Метод выбора целевых сегментов определяется имиджем фирмы, ее конкурентоспособностью и имеющимися ресурсами.
  После выбора целевых сегментов фирма позиционирует товары в каждом сегменте (третий этап микросегментации рынка). Разработка и создание имиджа товара проводятся таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место в отличие от товаров-конкурентов.
  На данном этапе возникают следующие типичные вопросы:
  - каковы отличительные свойства и/или выгоды, реальные либо внушаемые, на которые благоприятно реагируют покупатели?
  - как воспринимаются позиции конкурирующих марок и фирм в отношении этих свойств и/или выгод?
  - какую позицию лучше всего занять в данном сегменте с учетом ожидания потенциальных покупателей и позиций, уже занятых конкурентами?
  - какие маркетинговые средства лучше всего подходят для того, чтобы занять и защитить выбранную позицию?
  После позиционирования товара разрабатывается оперативная маркетинговая программа (четвертый этап микросегментации рынка) продвижения товара на рынок, которая уточняет бизнес-план фирмы в части реализации товара.
  Одним из разделов маркетинговой программы является "Организация рекламы товара".
  Реклама - это совокупность методов добросовестного воздействия на человека и средств оповещения продавцом потенциальных покупателей товаров об их качестве, цене, а также об имидже продукции и продавца с целью ее продажи или поддержания у покупателей интереса к ней.
  В условиях жесткой борьбы за покупателя эффективность инвестиций в рекламу ежегодно повышается. Ж.-Ж. Ламбен доказал это путем исследования эконометрических функций реакции объема продаж на инвестиции в рекламу.
  Цель рекламы для рекламодателя - довести информацию до потребителей и добиться их расположения для расширения спроса на товар.
  Потребителю реклама позволяет сэкономить время и средства при выяснении того, каковы заявленные отличительные свойства товара [1].
  Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, регулируются Федеральным законом "О рекламе" от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ, принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, а также могут регулироваться указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с Федеральным законом о рекламе. Остановимся на некоторых положениях вышеупомянутого Закона.
  Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических терминов. На территории Российской Федерации она распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках субъектов Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
  Реклама подразделяется на ненадлежащую рекламу, контррекламу, социальную рекламу. Ненамежащей является недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации. Под контррекламой понимается опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных последствий. Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей.
  Организация и стимулирование сбыта товара включает установление: экономической роли и функций сбыта продукции; потоков распределения между участниками процесса обмена; методов сбыта; факторов повышения эффективности организации сбыта; структуры сбытового канала; стратегии охвата рынка; форм стимулирования сбыта.
 
  ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
 
  1. В чем особенности системы производственного менеджмента?
  2. Чем отличается маркетинговый подход к менеджменту от производственного?
  3. Чем отличается функциональный подход от предметного?
  4. В чем особенности таких принципов планирования, как адаптивность и адекватность?
  5. Как действует механизм закона конкуренции?
  Глава 12. Производственный менеджмент
  6. Каким критериям должен отвечать организационно-технический уровень производства?
  7. Где выше средняя квалификация рабочих: в единичном или массовом производстве?
  8. Перечислите принципы рациональной организации производства.
  9. В чем отличительные особенности вспомогательных и обслуживающих подразделений предприятия?
  10. Назовите направления развития ремонтного хозяйства организации.
  11. Какие виды работ необходимо выполнить для реализации концепции маркетинга?
  12. При какой схеме сбыта товара меньше контактов: с посредниками или без них?
  13. Какими качествами должен обладать менеджер по сбыту?
 
  ЛИТЕРАТУРА
 
  1. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с франц.- СПб.: Наука, 1996.
  2. Менеджмент организации: Учебное пособие/З.П. Румянцева, Н.А. Са-ломатин, Р.З. Акбердин и др.- М.: ИНФРА-М, 1995.
  3. Организация и планирование производства на машиностроительном предприятии: Учебник: Под ред. В.А. Летенко.- М.: Высшая школа, 1972.
  4. Фатхуглинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник.- М.: ЮНИТИ, 1997.
  5. ФатхутАинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов.- М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998.
  6. Экономика предприятия: Учебник для вузов/В.Я. Горфинкель( Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИГ 1996.
  7. Управление организацией: Учебник/Под ред. Поршнева и др.- Гл. 7 "Управление производством".- М.: ИНФРА-М, 1998.
  8. Райзберг В.А. и др. Современный экономический словарь.- М.: ИНФРА-М, 1996.
 
 
  ГЛАВА 13
  РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
 
  В данной главе раскрываются теоретико-методические основы и оценке менеджмента с точки зрения его целей, функционального назначения, роли и места в развитии экономики.
  Поскольку управленческие отношения многогранны и процессы менеджмента многоаспекты, проблема оценки менеджмента является сложной и комплексной. Она подразумевает выбор характеристик, их измерение, выявление взаимозависимости и взаимообусловленности показателей для формирования моделей оценки, процедуры оценки, анализ результатов, комплекс мер по развитию менеджмента. В данной главе внимание акцентируется на ключевых характеристиках менеджмента, таких, как конкурентоспособность, результативность, эффективность, качество. Рассматриваются их природа, взаимосвязь с закономерностями экономического развития, методические основы их измерения и диагностики.
 
  13.1. Ресурсно-потенциальный подход
  к определению эффективности хозяйствования
 
  Наиболее конструктивным, отвечающим требованиям современной перестройки механизма хозяйствования, является ресурсно-потенциальный подход к определению эффективности хозяйствования. Применительно к проблеме измерения эффективности деятельности корпораций или роци-альнс-эконбмических систем ее целесообразно рассматривать по составляющим оценки:
  • критерию эффективности хозяйствования;
  • ключевому принципу оценки эффективности;
  • показателям (системе показателей) эффективности;
  • методике расчета эффективности хозяйствования;
  • организационно-экологическим мероприятиям по введению новой системы оценки в практику.
  Глава 13 Ресурсное обеспечение, эффективность и качество системы менеджмента 459
  В условиях формирования и функционирования открытой смешанной экономики использование потребностного критерия при оценке эффективности хозяйствования представляется существенным методологическим принципом. Следовательно, разрабатываемая система оценки эффективности хозяйствования должна базироваться на потребительной стоимости - продукте, выдержавшем проверку на общественную полезность. Значит, мерой эффекта должен быть не произведенный, а потребленный общественный продукт, т.е. такой продукт, который прошел через все стадии воспроизводства. Этот принцип должен применяться при оценке эффективности хозяйствования на любом иерархическом уровне. Различие здесь будет лишь в сути формулирования конкретных конечных результатов, а не в методологии оценки.
  Понятие "потенциал" происходит от латинского слова "рот.епйа", что означает возможность, мощность, скрытые возможности. Под потенциалом подразумеваются (согласно Большой Советской Энциклопедии) запасы, источники, имеющиеся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, региона, государства в определенной области.
  • До последнего времени эта категория применялась в основном только для обобщенных количественных характеристик (фонды, людские ресурсы) народного хозяйства в целом.
  К потенциальным возможностям относятся кадры, финансы, средства производства, информационные ресурсы, организационный потенциал, инновационный потенциал, инфраструктура рынка, строительный потенциал, транспортный потенциал и др.
  Взаимосвязь между потенциалом любой социально-экономической системы, уровнем и значением его фактического использования на времен-нбм интервале может быть представлена в виде графика (см. рис. 13.1),
  Ось ординат характеризует размер потенциальных возможностей производства (ПВП), фактическое значение его использования (ФИП) и величину неиспользованной части потенциала (ДНТ) социально-экономической системы. Ось абсцисс - темпы роста потенциала и периодичность оценки этих величин. Из графика видно, что за любой период времени (4) мо>кно выделить заданное (потенциальное) и действительное (фактическое) состояние системы, характеризуемые количественно через потенциал (НП(), и фактическое его использование (ФИП). Поскольку максимально возможное приближение действительного состояния системы к заданному осуществляется только на основе управления, то потенциальный результат системы управления, который может быть получен в
  будущем, прямо соответствует величине неиспользованной части потенциала системы (ДШГ).
 
  Сокращение величины АШ( системы будет характеризовать частичный эффект управления воспроизводством.
  По оценке специалистов, если общие потери, т.е. недоиспользование потенциала системы, принять за 100%, то потери по вине объекта управления составят 20-30%, а остальные приходятся на субъект управления. Потери за счет внутреннего управления равны 40-:-50%, а остальные потери происходят за счет внешнего управления.
  Полный эффект управления процессом воспроизводства (ПЭУ) определяет реальный эффект производства (ЭРП), эффект управления по фактбру потерь живого и овеществленного труда (ЭП) и эффект управления по фактору непроизводительного использования живого труда (ЭН). Величины ЭП и ЭН можно установить путем сравнения данных отчетного и базового периодов. Абсолютная эффективность управления (Эуд) представляет собой отношение ФИПк ПВП. Относительная эффективность есть отношение полного эффекта управления (ЭРП + ЭП + ЭН) к затратам (3^.
  Государственный сектор экономики развивается по гипербол(c), а негосударственный - по экспоненте. Пересечение этих двух кривых дает точку экстремума. Эта точка подвижна и зависит от внутренних и внешних обстоятельств, политики государства. Пересечение двух кривых характеризует соотношение государственного и негосударственного секторов.
  Эффективность того или иного сектора определяется критерием, принципом его оценки. Чтобы задействовать критерий в определенный момент, нужна система показателей. Классический критерий эффективности функционирования смешанной экономики имеет следующий вид:
 
  Критерий эффективности государственного сектора - это максимизация удовлетворения социальных потребностей граждан при рациональном использовании имеющихся возможностей. Критерий эффективности негосударственного сектора характеризуется уровнем развития предпринимательства и ростом прибыли.
 
  Интегральная эффективность функционирования системы приведена на рис. 13.2.
  В любой системе решается задача максимально удовлетворить потребности человека, социума, общества, коллектива. Но потребности человека растут, поэтому и в государственном, и в негосударственном секторах необходимо рационально использовать имеющиеся потенциальные возможности. Следовательно, математически Р (ПВ- ИВ) -"О.
  Вектор потребностей характеризует материальные, духовные и социальные потребности. Материальные потребности включают потребности в пище, одежде, жилье. Духовные потребности - это потребности в образовании, культуре и др. Социальные потребности включают потребности в труде, отдыхе, среде обитания (экология), потребность участия в управлении.
  Для того чтобы количественно рассчитать эффективность хозяйствования, необходимо выделить ключевой принцип эффективности. Как отмечалось ранее, система оценки эффективности должна базироваться на потребительной стоимости, т.е. стоимости продукта, выдержавшего проверку на общественную полезность. Этот принцип и является ключевым.
 
  13.2. Методологические основы оценки результативности и эффективности систем менеджмента
  В условиях глубоких качественных преобразований экономики и всей системы общественных отношений проблема эффективности менеджмента приобретает особую актуальность и остроту. Она органически связана с ключевыми народнохозяйственными задачами и является частью проблемы эффективности экономики.
  Нельзя не отметить, что в рыночных условиях повышаются требования к динамизму системы менеджмента. При этом повышается степень необходимой гибкости, маневренности, предприимчивости, а следовательно, и альтернативности управленческой деятельности.
  В этих условиях существенно возрастает научная и практическая значимость критерия эффективности в процессах принятия решений. Вместе с тем существенно изменяется сам подход к использованию данного критерия. В реальности управление обменивается результатами своей деятельности с производственными и обслуживающими их процессами для получения совокупного конечного результата.
  Возникает понятие "управленческая услуга", т.е. решение конкретной управленческой задачи с обоснованием методов выполнения, организационных и временных условий, потребных ресурсов по каждому их виду, а также с определением конечных результатов и последствий (позитивных и негативных), получаемых после реализации данного решения. Выделить управленческие услуги нужно и при наличии аппарата управления в данной производственно-хозяйственной системе. Именно развитие рыночных отношений обусловливает возможность и целесообразность договорных отношений между администрацией - аппаратом управления и подразделениями производственно-хозяйственной системы. Следовательно, хозяйственное звено имеет альтернативу: создавать свой аппарат управления или обращаться за управленческими услугами в организацию, специализирующуюся на выполнении такого рода услуг.
  Вторая проблема, связанная с использованием критерия эффективности менеджмента, обусловлена сложностью и комплексностью управленческих задач: научно-технических, экономических, социальных, организационных, экологических и большими затратами на совершенствование и структурную перестройку систем управления экономикой. Внедрение новых информационных технологий, компьютеризация и автоматизация управленческого труда, а также развитие международных коммуникаций требуют использования надежных методов оценки альтернативных вариантов развития систем менеджмента.
  Эффективность менеджмента и является мерой целесообразности изменений, вносимых в эту систему.
  Актуальным становится вопрос, в какую сферу эффективнее инвестировать - непосредственно в производственную или в ее менеджмент. Особенно важно такое решение при разработке направлений и конкретных мероприятий в области конкурентоспособности и результативности деятельности предприятия, проведения маркетинговых исследований и рекламных программ.
  Сложной в условиях переориентации экономики оказалась проблема кадров хозяйственных руководителей - преобладающей части управленческого персонала при ощутимом дефиците в их среде людей, способных решать проблемы менеджмента в новых условиях хозяйствования.
  Переориентация хозяйственных кадров на рыночные отношения требует формирования программ обучения теории и методологии менеджмента: прежде всего в области обоснования управленческих решений, формирования процедур и технологии выбора эффективных условий деятельности. Вся управленческая деятельность, особенно деятельность менеджеров, связана с проблемой выбора, решаемой на основе критерия эффективности.
  Таким образом, объективный ход развития управления экономикой обусловливает потребность оценки организации, функционирования и развития менеджмента с позиций его результативности и эффективности.
  Рассмотрим исходные понятия результативности и эффективности деятельности применительно к социально-экономическим системам.
  В теоретическом отношении эти понятия до сих пор остаются дискуссионными, несмотря на активное их использование в теории и на практике. По мнению известного исследователя в области теории менеджмента Питера Дракера, результативность является следствием того, что делаются нужные, правильные вещи . Эффективность является следствием того, что правильно создаются эти самые вещи . И первое, и второе одинаково важно. Вместе с тем очевидна последовательность определения и взаимосвязь данных понятий. Чтобы деятельность была эффективной, требуется выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. Для этого нужно выбрать цель деятельности, соответствующую определенной потребности, реально существующей в стране или мире. Это может быть и изготовление продукции, и оказание услуг. Уровень удовлетворения ими потребностей экономики - общая цель или миссия любой социально-экономической системы.
  Взаимосвязь результативности и эффективности социально-экономической системы с результативностью и эффективностью менеджмента формируется на основе следующих методологических положений.
  Исследование данной проблемы требует предварительного рассмотрения исходных положений об управлении. Ключом к этому может стать трактовка категории "управление" как трудовой деятельности и как системы отношений, реализуемых в процессе этой деятельности.
  Назначение управления как трудовой деятельности - выработка и реализация управляющих воздействий на коллективы людей, обеспечивающих их взаимодействие в достижении конкретных целей. Поэтому управление, по сути, рассматривается как управляющее воздействие и взаимодействие. Объектом воздействия являются человек и его трудовая деятельность (непосредственно производственная и управленческая). Воздействие на человека и коллектив изменяет характер взаимодействия между элементами трудовой деятельности, что влияет на характер и результат деятельности.
  Управляющее воздействие и взаимодействие как непосредственный результат управленческого труда материализуется в конечных результатах производства. Рассмотрим, каким же образом происходит процесс материализации, т.е. выявим экономическое содержание менеджмента.
  Управляющее воздействие осуществляется в форме управленческого решения, процесс выработки (подготовки и принятия) и реализации которого и составляет процесс управления. Само воздействие - заключительная, завершающая часть процесса управления. Именно на этапе реализации управленческого решения процесс управления сливается с непосредственно производственным процессом. На всех предыдущих этапах выработки решения управление выступает как стадия информационной работы по отбору средств воздействия, выработки альтернатив и принятия решения.
  Управленческие работники, разнообразная информация, используемая организационная, вычислительная и иная техника выступают в качестве управленческих ресурсов, участвующих в создании стоимости в ее натурально-вещественной форме. Та часть этих ресурсов, которая потребляется в данном процессе труда и овеществляется в продукте труда, является совокупными затратами живого и овеществленного труда - затратами на управление.
  Особенность анализа производственно-хозяйственной деятельности как системы отношений - это выделение управляющей и управляемой ее частей и уровней управления (например, деятельности головного завода, объединения и структурной единицы), а также учет всей совокупности внешних и внутренних связей, возникающих в процессе ее функционирования и развития. В этих условиях объектами управления становятся взаимодействие между управляемой и управляющей частями, между их элементами, а также все
  виды взаимодействий с внешними органами, поставщиками и потребителями. Иначе говоря, через взаимодействие происходит воздействие на условия трудовой деятельности, а через них - на саму деятельность, т.е. на взаимодействие элементов трудовой деятельности и получаемый результат.
  Таким образом, можно заключить, что управляющие воздействие и взаимодействие есть составляющие производительной трудовой деятельности, которые преобразуют эту деятельность и приводят при прочих равных условиях к результатам, адекватным качеству и эффективности управления. Последние (качество и эффективность) зависят от найденных механизмов воздействия и взаимодействия, а также от форм их реализации.
  Наши рассуждения позволяют составить схему взаимосвязей рассмотренных понятий (табл. 13.1).
  Таблица 131
 
  Следует отметить, что, говоря о воздействии и взаимодействии, мы имеем в виду и отрицательные их значения по отношению к объекту управления - бездействие, т.е. действие, ведущее к замедлению, торможению в развитии производственно-хозяйственной системы.
  Виды воздействия выделяются по признакам целей, принципов и методов управления, ресурсов, управленческих решений, результатов и последствий воздействий (решений). Воздействие направлено как непосредственно на трудовые процессы, так и на всю производственно-хозяйственную систему. Эти объекты воздействия различаются содержанием отношений управления и их структурой.
  То же следует сказать и о средствах взаимодействия. Признаками выделения видов взаимодействия являются цели, методы, функции, уровни принятия решений, органы, кадры, технология, связи, организационные формы и структуры.
  Объективный процесс развития самоуправления и профессионального управления приводит к увеличению значимости и влияния процессов
  развивающегося взаимодействия над процессами оперативного воздействия. Иными словами, при качественной разработке стратегии развития производственно-хозяйственной системы на длительную перспективу и четкой организационной работе по ее реализации в ближайший период всб меньше остается областей применения средств оперативного воздействия на труд и систему в целом (вмешательство, регулирование). Этот фактор будет определяющим в понятии самоуправляющейся системы. При этом возрастает роль стратегии управления по отношению к тактическим проблемам, что также требует коренного изменения характера управленческих задач и квалификационного подбора кадров управленцев.
 
  13.2.1. Результативность менеджмента
 
  Результативность связана с реализацией целей менеджмента и результативностью деятельности управляемого объекта за определенный период.
  Цель менеджмента- формирование условий устойчивого долговременного развития социально-экономической системы на основе обеспечения результативности ее функционирования при нормальном уровне доходности, допустимом риске, безопасности деятельности, что достигается использованием присущих менеджменту эффективных средств воздействия на персонал и методов взаимодействия коллективов.
  Формирование данной категории связано с логикой следующей понятийной цепочки:
  потребность -"цель -> конечный результат
  Цель как направляющий элемент управленческой деятельности обусловлена социальной потребностью общества, всего народного хозяйства. Следовательно, конечный результат, прогнозируемый в общей цели социально-экономической системы, в том числе в производственно-хозяйственной, всегда имеет форму удовлетворения определенной народнохозяйственной потребности, на которую ориентирована данная система. Поэтому конечный результат можно трактовать как уровень удовлетворенности социальной потребности общества (коллектива) в том или ином виде продукции, услуг.
  Если данное положение не вызывает возражений по существу, то оценка и выражение конечного результата остаются вопросом дискуссионным. Следует обратить внимание на то, что, когда речь идет о продукте в нату-ральном его измерении, доведенный до потребителя или потребленный продукт признается конечным результатом.
  Таким образом, цель при оценке ее реализации может быть сопоставлена с конечным результатом - продуктом и уровнем обеспечения этим продуктом социальной потребности общества. Именно уровень достижения цели и удовлетворения социальной потребности как разница между целью (потребностью) и фактическим результатом характеризует социальный результат материального производства. При этом предполагается, что цель адекватно отражает потребности, обусловленные данным уровнем развития производительных сил и производственных отношений.
  В связи с ориентацией развития производственно-хозяйственных систем на конечные результаты формулирование и взаимоувязка целей по конечным результатам приобретают исключительную значимость. Ошибки в формулировании цели становятся все ощутимее (по некоторым данным, до 90% всех ошибок в управлении). В ряде случаев промежуточные цели подменяют главные. Иногда промежуточные цели приобретают значение самоцели, и происходит потеря главной цели. С другой стороны, преувеличение значения конечных главных целей снижает внимание к промежуточным целям, от качества и сроков достижения которых зависит реализация главных целей. Все это может привести к нежелательным последствиям.
  Многоцелевой характер производственно-хозяйственных систем и многоаспектность понятия "конечные результаты" позволяют говорить о различных формах результативности производственно-хозяйственной деятельности. Наиболее реальны в настоящее время социальный, экономический, научно-технический, экологический, организационный и времен-нбй аспекты результативности.
  Как уже отмечалось, в условиях перестройки системы управления экономикой идет процесс закономерного движения к.разнообразию форм хозяйствования, что, естественно, повышает ответственность за измерение и оценку конечных результатов каждого звена. В основе решения данной проблемы должны лежать такие категории, как труд и собственность. В отношении собственности при исследовании и решении проблемы пойдут по направлению оценки конечных результатов функционирования разных форм собственности.
  Конечные результаты как экономическая категория должны быть выражены в системе показателей, отражающих их количество и качество.
  В процессе управления осуществляется декомпозиция - разложение общей цели на составляющие в соответствии с задачами производства, распределения, обмена, потребления, участников, единого воспроизводственного процесса, а также с учетом воспроизводства всех видов используемых ресурсов: трудовых, материальных, топливно-энергетических, информационных, экологических и т.д. Отсюда возникает система взаимозависимых целей, выступающих условиями достижения общей цели. Речь идет о целях научно-технического, экономического, производственного, социального, экологического развития.
  В производственно-хозяйственной системе кроме непосредственно производственной имеется инновационная деятельность, маркетинговая, финансовая, социальная, результативность которой определяется уровнем достижения функциональных целей. Инновационный результат - масштаб новшеств; финансовый результат-величина или динамика прибыли; социальный результат - уровень жизни работников и его динамика; маркетинговый результат - доля нового рынка или расширение имеющегося.
  Уровень достижения функциональных целей характеризует результативность функционального менеджмента с точки зрения результатов социально-экономической системы как условия, обеспечивающего конечные результаты.
  Естественно, когда социально-экономическая система специализирована на функциональной деятельности, например, банковская структура, маркетинговый центр, венчурная компания, результативность определяется по конечным результатам таких самостоятельных систем.
  Следует отметить, что при оценке конечных результатов определяются последствия, вызванные данной деятельностью. Например, при оценке научно-технического уровня и качества продукции следует дать оценку экологическим последствиям в регионах производителя и потребителя, к которым приводят производство и потребление данной продукции. Результативность менеджмента как уровень обеспечения удовлетворения потребности в продукции (услугах) организации оценивается на уровнях общества, экономики, определенного рынка.
  Результативность менеджмента-способность системы менеджмента обеспечить достижение конечных результатов, адекватных поставленной цели, удовлетворяющих определенную народнохозяйственную потребность и создающих условия для устойчивого развития социально-экономической системы.
  Из приведенного определения выделим условия, при которых менеджмент можно назвать результативным:
  • социально-экономическая система достигла конечных результатов, в которых в значительной степени реализована общая цель или миссия системы (уровень достижения цели);
  • конечные результаты соизмеримы с потребностью (уровень удовлетворения потребности);
  • определена потенциальная потребность как основание для формирования новой цели и создания условий устойчивого развития (уровень возможного расширения производства);
  ' Менеджмент
  • достигнута результативность по каждому виду функционального менеджмента как уровня обеспечения соответствия функциональных результатов их целям.
  Последнее условие требует пояснения. Например, финансовая цель производственно-хозяйственной системы определяется величиной прибыли, которую предполагается получить в процессе производства и реализации продукции. Прибыль рассматривается как средство, обеспечивающее развитие социально-экономической системы, как условие реализации главной цели менеджмента. Такая оценка осуществляется по каждой из поставленных функциональных целей менеджмента: научно-технической, маркетинговой, социальной. Сопоставление конечных и функциональных результатов позволяет дать оценку согласованности деятельности менеджеров и всего аппарата управления, а также оценку результативности отдельных процессов управления, их взаимодействия.
  Оценка результативности деятельности менеджмента позволяет выявить возможности и направления развития организации, дает информацию о необходимости создания новой потребности и, соответственно, выпуска новой или усовершенствования выпускаемой продукции, о диверсификации, о проблемах взаимодействия участников производственного процесса.
 
  13.2.2. Эффективность менеджмента
 
  В латинском языке означает действенный, производительный, дающий определенный эффект. Это понятие универсально. Его используют во всех сферах человеческой деятельности. В смысловом отношении эффективность связана с результативностью работы (действия) и экономичностью, т.е. минимальным объемом затрат для выполнения данной работы (действия). Под эффективностью понимается уровень (степень) результативности в сопоставлении с произведенными затратами. Это понятие используют при определении эффективности экономики, отдельных отраслей, предприятий, инвестиций, нововведений.
  Эффективность менеджмента правомерно рассматривать как форму проявления категории "эффективность" в управленческой деятельности.
  Эффективность менеджмента отражает наиболее важные, сущностные свойства отношений управления производством, распределением и использования эффекта. Эти свойства характерны для всех видов отношений управления, вследствие чего эффективность становится категорией теории менеджмента. Положительным воздействием управления обеспечивается достижение социально-экономического эффекта в производстве и его увеличение вследствие сокращения рабочего времени, приходящегося на единицу потребительной стоимости.
  Основная функция эффективности - обеспечить за счет управленческого воздействия и взаимодействия достижение цели, получение и увеличение эффекта в производстве, его доведение через все стадии воспроизводственного процесса до эффективного потребления. При этом, как уже отмечалось ранее, решающее значение приобретает проблема конечного результата экономической деятельности. Ориентация развития на конечные народнохозяйственные результаты усиливает роль управления процессами последовательного прохождения производственного результата - продукта через все стадии воспроизводства. На стадии обращения результаты производства проверяются на общественную полезность, на стадии потребления регулируется процесс непосредственной реализации производственного результата. Степень удовлетворения общественных потребностей проявляется как критерий развития производства и самого менеджмента. При этом должны быть учтены все издержки обращения и доведения продукции до потребителя. Основой деятельности предприятия становится комплексное решение проблемы заказчика (потребителя).
  Эффективность менеджмента отражает его результативность в достижении целей управляемого объекта и обеспечении социально-экономического эффекта в сопоставлении с использованными ресурсами и затратами на управление. Экономический смысл эффективности управления - в обеспечении наибольшего экономического эффекта в народном хозяйстве при данных ресурсах (затратах) на управление. Социальный смысл - в обеспечении наибольшего социального эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление.
  Экономический эффект материального производства характеризует не только конечный результат как таковой, но и качество этого результата, т.е. полученный при этом народнохозяйственный чистый доход.
  Экономический эффект с точки зрения общества в целом проявляется в виде вновь созданной стоимости или величины ВВП, ВНП, национального дохода.
  Экономический эффект отдельного звена хозяйствования выражается величиной чистого дохода и прибыли. Такое его толкование дает возможность применения единого (по уровням управления) метода исчисления эффективности производства, воспроизводства и менеджмента. При этом исключаются затраты прошлого труда (потребленных средств производства) и учитываются лишь усилия коллективов за данный период времени.
  При определении экономического эффекта менеджмента наряду с оценкой его величины учитывают эффективность его распределения и потребления, т.е. величину прибыли, направляемую на развитие предприятия и
  создание потенциала для будущего обновления. Такой же концепции следу ет придерживаться и при определении социального эффекта менеджмен та. С позиций социально-экономической системы социальный эффект про является в качестве и уровне жизни работников. Поскольку целые менеджмента выступает обеспечение устойчивого развития социально-эко комической системы и создание потенциала для будущего, а главным эле ментом потенциала является человек, логично считать социальным эффек том менеджмента наряду с уровнем жизни и развитие личности.
  При оценке народнохозяйственной эффективности менеджмента, т.е. вклада менеджмента производственно-хозяйственной системы в экономику, рассмотренные критерии экономического и социального эффекта менеджмента приобретают значимость и ценность.
  Научно-технический эффект менеджмента проявляется в обновляемое продукции, ее качестве и конкурентоспособности как на внутренних, так и на внешних рынках. Экологический эффект-в сохранении и обновлении природы и ее взаимодействии с экономической и социальной жизнью общества.
  Эффективность менеджмента определяется соизмерением результата и использованных ресурсов, производственных затрат. Кроме того, определяются наиболее значимые средства воздействия, применяемые менеджерами в процессах-достижения цели. Среди таких средств следует отметить оценку стратегии менеджмента, методы мотивации работников, систему контроля. При оценке средств воздействия анализируются правильность выбора, т.е. соответствие ситуации, качество (в отличие от качеств средств, аналогичных выбранным), результативность и эффективность реализации. Средства управленческого воздействия и взаимодействия характеризуют соответствующие возможности или потенциал управления: информационный, организационный, социальный. Поэтому при оценке эффективности определяется степень использования управленческого потенциала. •
  Формирование эффективности менеджмента приводит к следующей понятийной цепочке:
 
  Речь может идти как о ресурсообеспеченности целевой деятельности с определившимися конечными результатами, так и об использовании ресурсов (ресурсосбережении), т.е. о соотнесении конечных результатов и эффекта с использованием ресурсов (затратами). В последнем случае выясняют, какова ресурсная, или затратная, эффективность менеджмента.
  Анализ следует проводить по каждому виду ресурсов, используемых в управлении в качестве средств воздействия (взаимодействия). Имеются в виду исчисляемые ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, основные фонды, оборотные фонды, информационные, временные. Уровень использования производственных ресурсов, связанный с конкретным конечным результатом, сравнивается с затраченными управленческими ресурсами непосредственно или посредством механизмов и форм организации управления. Анализируя данную схему, нетрудно сделать вывод, что процесс достижения конкретного результата должен быть обеспечен не тольк(r) совокупностью ресурсов, но и комплексом методов, гарантий, стимулов (механизмов), способствующих эффективной деятельности.
  Таким же образом предполагается обеспечить конечные результаты комплексом управленческих функций, процедур и системой регламентов, при помощи которых достигаются конечные результаты.
  С позиций эффективности должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены функции, ресурсы, права как условия для распоряжения ресурсами и ответственность за их рациональное использование (распределение, передачу, продажу). Следует указать на опасность отрыва экономических отношений от уровня и состояния материальной базы. Например, для сырьевых отраслей необходимы стимулы и механизмы, направленные на повышение производительности труда и фондоотдачи, а для перерабатывающих отраслей существенную роль ,могут сыграть экономия сырья и качество продукции. Это следует учитывать при разработке регулирующих документов и правовых актов, в том числе законов
  Такой подход к исследованию и оценке эффективности менеджмента позволяет говорить о комплексности оценки мер по реструктуризации систем управления.
  Каждое мероприятие или решение по управлению должно оцениваться с точки зрения конечного результата и рассматриваться в разрезе целей, методов, функций, процессов, организационных структур, т.е. всей совокупности используемых средств воздействия. В качестве средств воздействия могут рассматриваться и ресурсы. Их выделение обусловлено особой, ролью в производственной деятельности как факторов производства, и в этом качестве ресурсы становятся объектом управленческого воздействия. Выделим лишь некоторые средства воздействия по основным функциям менеджмента: целеполагание - цель, стратегия, тактика; планирование - прогноз, программа, план; организация - функция, полномочия, структура; мотивация - мотив, стимул, метод; гуманизация - этические нормы, культура, традиции; контроль - нормы, стандарты, экспертиза.
  Процесс управления следует рассматривать как выбор средств воздействия и взаимодействия, приемлемых в данной ситуации и обеспечивающих реализацию поставленных целей и задач. Исходя из сущности менеджмента и его функционального назначения все имеющиеся и вновь возникающие средства воздействия и взаимодействия можно условно разделить на предпочтительно используемые в процессах управления персоналом и преимущественно используемые в процессах управления деятельностью, т.е. коллективами людей, занятых производственно-хозяйственной деятельностью.
  Во взаимодействии с внешними юридическими лицами и их руководителями и менеджерами, а также с отдельными физическими лицами (собственниками, инвесторами, наемными работниками) используемые средства воздействия и взаимодействия также имеют свою специфику, что связано с необходимостью согласования часто противоречивых или раз-нонаправленных интересов.
  На эффективность реализации внешних связей оказывают влияние государственные и рыночные регуляторы, а также их взаимодействие. Выбор средств взаимодействия и воздействия в данной области - более сложная проблема именно вследствие комплексности действующих факторов и их изменчивости. Поэтому для менеджера очень важно видеть четкую картину динамики важнейших параметров внешней среды в той или иной ситуации.
  Следует отметить, что именно во внешней среде происходят реализация продукции фирмы и выявление конечных' результатов ее деятельности и отдельных видов эффектов. Отсюда следует, что работа с внешними партерами и государственными органами, организациями рыночной инфраструктуры и предпринимательского сектора - приоритетная и специфичная сфера реализации функций менеджмента, в значительной степени определяющая его эффективность.
  Эффективность менеджмента оценивается по следующим направлениям:
  • постановка и обоснование цели оценки;
  • выбор критерия отбора показателей оценки;
  • соизмерение цели фирмы и потребности в данном виде продукции;
  • соизмерение цели и конечного результата;
  • соизмерение конечного результата и потребности;
  • определение результативности менеджмента;
  • определение ресурсообеспеченности цели;
  •соотношение конечного результата с ресурсами (ресурсосбережение);
  • определение величины экономического эффекта;
  • отношение экономического эффекта к величине каждого вида использованных ресурсов;
  • отношение экономического эффекта к величине затрат на управление;
  • отношение величины каждого вида использованных ресурсов к величине соответствующего потенциала;
  • определение эффективности процессов управления по выработке и реализации средств воздействия: стратегии, мотивации труда, форм организации управления;
  • определение величины использования каждого вида потенциала: ресурсного, организационного, информационного, научно-технического, экологического, кадрового;
  • определение эффектов: социального, научно-инновационного, экологического, организационного;
  • определение эффективности использования каждого вида потенциала социально-экономической системы.
  На практике обычно оцениваются А-6 ключевых конечных результатов, решающим образом влияющих на результативность деятельности фирмы, на их основе распределяются ресурсы.
  Ниже в укрупненном виде приведен состав основных ресурсов менеджмента (табл. 13.2). <
  Таблица 13 2 Основные ресурсы менеджмента
 
  Не все виды ресурсов могут быть измерены абсолютными величинами, в таких случаях следует использовать экспертные оценки.
  Распределение ресурсов, их структура выступают важными факторами эффективности менеджмента. Анализ изменений в структуре ресурсов позволяет выявить реальные возможности и способы .достижения цели.
  В качестве примера приводится состав показателей, характеризующих результативность и эффективность банковского менеджмента (табл. 13.3).
  Современная теория управления определяет следующие виды эффективности менеджмента:
  • по средствам воздействия и взаимодействия - целевая, мотиваци-онная, стратегическая, тактическая, ресурсная, затратная, плановая, прогнозная, программная, концептуальная, функциональная;
  • по содержанию эффекта - экономическая, организационная, социальная, экологическая;
  • по фактору времени - перспективная, текущая, оперативная;
  • по стадиям развития систем менеджмента - формирования, становления, антикризисная, совершенствования, реформирования;
  • по видам управленческой деятельности - маркетинговая, инновационная, инвестиционная, производственная, финансовая, коммерческая, предпринимательская;
  • по формам эффективности - системы менеджмента, управленческой деятельности, процесса управления, управленческого нововведения, деятельности менеджера и служащего.
 
  13.2.3. Качество менеджмента
 
  Эффективность управления тесным образом связана с его качеством. Управление через свои специфические возможности и средства воздействует на движение и развитие всего организма производственно-хозяйственной системы, на все его процессы: производственные, обслуживающие, управляющие. Однако, акцентируя внимание на том, как управление влияет на производство, часто игнорируют обратную* связь, т.е. то, что происходит или должно происходить с управленческой деятельностью в результате управляющего воздействия. Это, естественно, приводит к диспропорциям в развитии системы менеджмента и тем самым снижает эффективность принимаемых мер или вообще приводит к отрицательным последствиям. Еще сохраняется взгляд на управленцев как на иждивенцев и требование сокращать их численность любыми средствами, в основном административными.
  Многие проблемы будут сняты при определении категории качества менеджмента и усвоении методологии исследования, измерения и оценки данной характеристики.
  Качество есть определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом, и отличается от других предметов. Качество предмета не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него.
 
  Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета"1. Сущность данного понятия применима к любой деятельности, в том числе к производственно-хозяйственной и управленческой.
  В социально-экономической системе категория качества используется как характеристика качества труда, производственной деятельности, качества продукции. Все данные понятия взаимообусловлены. Качество труда определяет качество производственной деятельности, последнее находит отражение в качестве продукции. Качество отражает сущност-ные черты назначения предмета или явления, их главную функцию.
  Продукция имеет конкретное целевое назначение и функциональные особенности. Именно они характеризуют качественную специфику данного предмета в отличие от любого другого. Если автомобиль - средство передвижения, то его качество характеризует то, как он его обеспечивает: скоростные возможности, проходимость, расход энергии, продолжительность работы, вместимость, дизайн, цена, комфорт.
  Качество в значительной степени определяется потребностью, или спросом. В определенных случаях такую потребность создает сам изготовитель. Таким образом, качество продукции выступает целью производственной деятельности. Обеспечение данной цели становится функцией менеджмента, а ее реализация обеспечивается системой менеджмента. Качество продукции или услуги определяется качеством производственной деятельности, используемых ресурсов, профессионализмом и опытом персонала, организацией управления.
  Вышеизложенное позволяет сделать ряд важных выводов:
  • качество отражает аспект назначения продукции (услуги) или деятельности;
  • качество деятельности определяет качество продукции;
  • качество продукции и качество деятельности выражается системой показателей, характеризующих отдельные его стороны;
  • качество выступает целью производственно-хозяйственной системы, что обусловливает потребность формирования системы управления качеством.
  Исходя из данных положений рассмотрим категорию 'качество менеджмента". При этом используем представление о менеджменте как управленческой деятельности и системе управления.
  Под качеством понимается совокупность существенных свойств, характеризующих способность управления удовлетворять потребности производства. Отсюда следует, что качество менеджмента можно описать совокупностью характеристик, отражающих целевые, функциональные, мотивационные, экономические, организационные, социальные, технологические, правовые свойства. Критерием качества выступает управляемость. Как категория управления качество имеет социально-экономическую форму, что выражается в его целевом назначении, в применяемых рычагах и стимулах.
  Первым признаком качества управленческой деятельности выступает качество груда, отражающее сущностью его особенности и производительную силу. Качество труда проявляется в качестве продукта труда. Именно качество продукта труда есть функциональное назначение управленческого труда. В связи со сложностью измерения производительной силы управленческого труда рассмотрим качественные особенности труда и его продукта.
  Качественными особенностями управленческого труда выступают:
  * творчество как форма умственного труда;
  * предпринимательский характер;
  * инновационность;
  * временные ограничения;
  * коллективный характер (партнерство, корпоративность);
  * рисковость.
  Как видим, качественные характеристики управленческого труда многогранны: экономические, специальные, организационные и др. Их оценка и измерение предполагают обязательное сопоставление значений качественных характеристик с требованиями производственно-хозяйственной деятельности и ситуационными данными.
  В дополнение к общим характеристикам качества труда следует присоединить качественные характеристики управленческих работников, информационных ресурсов, средств и техники, трудовых взаимоотношений между работниками и коллективами, качество организации, условий и мотивации труда.
  Поскольку непосредственным продуктом труда в управлении является воздействие, рассматриваемое нами как реализованное решение, то качество управленческого труда выражается в качестве этого решения, в его способности удовлетворять те или иные потребности производства.
  Качество управления как результат воздействия проявляется в его активизирующей, организующей, направляющей, мотивирующей силе, что определяется правильным выбором используемых средств и методов воздействия, правильной процедурой их реализации в производстве. О качестве воздействия можно судить лишь после его реализации. До этого можно говорить только о соблюдении принципов и методов формирования воздействия и предполагаемом качестве. Качество воздействия отражается в его реализуемости, своевременности, правильности выбора путей и средств решения производственно-хозяйственной проблемы.
  При оценке управленческого решения как процесса используются качественные характеристики: оптимальность, экономичность, оперативность, эффективность, рисковость, социальная значимость, правовая защищенность. При оценке решения как результата воздействия определяется эффект, рассматриваемый как итоговая характеристика качества менеджмента.
  Особенностью понятия "качество управления", обусловленного сущностью управления как воздействий, выступает не только наличие качественных свойств, но и их соответствие потребностям производственно-хозяйственной и социальной деятельности, а также соответствие прогрессивным тенденциям, мировым и отечественным стандартам, регламентирующим данные тенденции. Например, качество структуры управления выражается в обеспечении устойчивости деятельности в сочетании с гибкостью ее связей и способностью приспособления в случае изменения ситуации и задачи. При этом обеспечивается соответствие объема и характера связей нормам управляемости. Последние связаны со спецификой функций, выполняемых на данном уровне структуры, и объемом полномочий, закрепленных за данным уровнем (лицом). Так, на уровне дирекции предприятия норма управляемости составляет 5-6 человек (подразделений), имеющих выход на одного руководителя. Чем ниже уровень управления и однообразнее выполняемые функции, тем выше норма управляемости или диапазон контроля. На уровне мастера норма может составлять 25-40 человек в зависимости от особенностей производственной деятельности.
  Качество системы менеджмента проявляется в следующих характеристиках: социально-экономических - имидж и марка фирмы, ее место в мировом или национальном рейтинге, ценовая стратегия, экономичность; организационных - надежность, организованность, адаптивность, уровень интеграции и дифференциации управления, уровень децентрализации и диверсификации; социальных и психологических - коммуникабельность, корпоративность, уровень культуры, социально-психологический климат, совместимость, стиль руководства, соотношение формальных и неформальных структур, этичность поведения руководителей, профессионализм кадров; технологических - инновационность, уровень технологичности, техническая вооруженность.
  Между качеством и эффективностью менеджмента прослеживается диалектическая взаимосвязь. Качество выступает одновременно и как средство, и как результат эффективности. То же можно сказать и об эффективности, выступающей как средство и как результат высокого качества.
  И качество управления, и его эффективность - разные состояния управления. Общее у них то, что они представляют собой признаки деятельности, отражаемые в конечных результатах. По мнению И.М. Сыроежина, "эффективность - это динамика объема деятельности, а качество - динамика ее структуры"1.
 
  13.2.4. Конкурентоспособность менеджмента
 
  Каждая характеристика менеджмента имеет свои, отличные от других, свойства и особое содержание. Однако в той или иной степени они влияют друг на друга и формируют условия достижения более емкой по содержанию и более комплексной по воздействующим факторам характеристики, какой выступает конкурентоспособность. Если исходить из рассматриваемого набора характеристик, конкурентоспособность можно определить как критериальный признак развития менеджмента.
  Действительно, как отмечалось ранее, главная цель менеджмента - обеспечение устойчивого и долговременного развития социально-экономической системы. Поэтому менеджмент, функционируя результативно и эффективно, обладая высоким качеством, может реально обеспечить развитие социально-экономической системы, благодаря способности выбора линии поведения в конкурентной среде. Такие условия создаются, если технология и организация производства, продукция фирмы и менеджмент обладают конкурентоспособностью.
  Рассмотренные характеристики менеджмента можно представить в определенной последовательности их использования при оценке менеджмента.
 
  Наиболее распространенной является концепция конкурентоспособности, основанная на умении определять и эффективно использовать сравнительные преимущества в области качеств выпускаемой продукции или предприятия. Многие ведущие фирмы сформулировали свои преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все работники. Фирма "Тойота" в автомобильном бизнесе известна высокой надежностью изделий - "автомобили без дефектов". Фирма "Феррари" характеризуется высокими скоростными качествами и высоким техническим уровнем продукции. Исключительность компании "Хюлетг-Паккард" опирается на новые виды продукции и собственные патенты, т.е. преимущество перед другими фирмами заключается в большом количестве нововведений, вследствие чего в компании созданы мощные подразделения НИОКР. Фирма "1ВМ" славится как лучшая в мире постановкой технического обслуживания своих компьютеров.
  По мнению известных менеджеров, чтобы быть фирмой мирового уровня, следует стать хотя бы по одному важному аспекту производственной деятельности лучшей в мире, в стране, в отрасли или на рынке.
  Следует отметить, что создание преимуществ, их развитие выступают функциями менеджмента, а их реализация требует новых свойств и качеств, обусловленных спецификой конкурентной среды.
  Конкурентоспособность менеджмента рассматривается как способность системы менеджмента вырабатывать и поддерживать конкурентные преимущества предприятия в области эффективных методов и форм организации управления, прогрессивных систем мотивации работников, профессионализма менеджеров и др.
  Так, бизнес Японии известен использованием специфических методов управления качеством продукции и работ и системой обучения персонала. Известны и методы материально-технического обеспечения поставок в производственных процессах "точно вовремя". Получила распространение американская система "участия в прибыли" как система мотивации, обеспечивающая в определенных условиях улучшение результатов деятельности.
  Можно сказать, что конкурентоспособность менеджмента становится самостоятельным и весьма результативным фактором в стремлении к высокой производительности и обеспечению устойчивых позиций на рынке.
  Для России осмысление, разработка и реализация новых подходов в области конкурентоспособности менеджмента - чрезвычайно важная проблема. Традиционные для экономики России конкурентные преимущества в менеджменте могут раскрыться в профессионализме менеджеров и управленческого персонала в целом.
 
 
  13.3. Эффективность и качество деятельности менеджера
 
  Менеджер - профессионально подготовленный управляющий, имеющий в подчинении группу работников, занимающий постоянную должность, наделенный в определенной сфере деятельности полномочиями по принятию решений и распоряжению ресурсами, а также ответственностью за достижение конечных результатов деятельности предприятия.
  Прежде всего обратим внимание на понятие "профессиональность".
  Менеджер как профессиональный управляющий должен обладать особыми качествами, такими, как компетентность, самостоятельность, предприимчивость, готовность к хозяйственному риску, правовое сознание, инициативность. Перечисление можно продолжить, но суть - в специфике деятельности менеджера, ее содержании, условиях осуществления, используемых методах и средствах управления.
  Главная особенность деятельности менеджера в том, что это деятельность, осуществляемая в динамичных рыночных условиях под воздействием таких факторов, как труд и собственность. Управление совместной деятельностью людей претерпевает изменения, ибо меняются их менталитет, степень активности, стремление к самовыражению, достижению успехов и, самое главное, отношения между людьми, занятыми в производственно-хозяйственной деятельности, коллективами как партнерами или конкурентами. Система человеческих отношений и экономическое поведение членов трудового коллектива выступают одним из предметов труда менеджера. На содержание управленческих отношений оказывают влияние отношения собственности, обусловливая формирование новых интересов, а следовательно, и новых мотивов поведения людей, новых потребностей, изменение приоритетов в потребностях. Все это, естественно, отражается на содержании и формах мотивации и воздействия, используемых менеджерами в процессах управления.
  Хотя сам менеджер является наемным работником, он управляет от лица собственника и в его интересах. Собственниками в определенной степени могут быть и сами работники, например владельцы акций предприятия. Влияние отношений собственности на менеджмент - новая для экономики России проблема. Она мало исследована, несмотря на ее значимость. Однако очевидно, что существуют принципиальные различия между предпринимателем и менеджером. Интересы предпринимателя можно рассматривать с позиций собственника, работодателя и менеджера. Предприниматель рискует всей своей собственностью, тогда как менеджер - лишь заработком, престижем и карьерой.
  Работа предпринимателя и менеджера имеет много общего, ибо это работа по управлению людьми в условиях действия рыночных механизмов ценообразования, предложения и спроса, государственного регулирования. Менеджерам в большинстве видов деятельности должен быть присущ предпринимательский стиль руководства.
  Функциональная роль менеджмента состоит в обеспечении объективного процесса развития социально-экономической системы путем предвидения, выявления, разрешения противоречий, прежде всего между уровнем развития производительных сил, производственными отношениями и всей системой общественных отношений. Процесс управления предполагает отслеживание развития противоречий, нахождение реальных, своевременных и эффективных методов их разрешения, что обусловливает объективную потребность в профессионально подготовленных менеджерах, обладающих экономическими, системными, гуманитарными, юридическими знаниями.
  В России в условиях командно-административной системы управления производством формировались руководители хозяйственных звеньев с ярко выраженным авторитарным стилем управления. В их деятельности преобладал настрой на контроль и исполнение решений вышестоящих органов. Привыкшие к политике выбивания выгодного плана, необходимых ресурсов, выполнения и перевыполнения плана любой ценой, такие кадры не всегда способны впитать новую идеологию хозяйствования и овладеть механизмами рыночной экономики и самоуправления трудовыми коллективами в условиях четкого правового регулирования взаимоотношений государственных и хозяйственных органов. Однообразие методов и форм хозяйствования тоже не способствовало развитию инициативы.
  К тому же была деформирована структура управленческих кадров: подавляющее большинство руководителей высшего звена управления составляют в России инженеры. Очевидно, что управлять людьми должны менеджеры со специальной подготовкой, где гуманитарным, аспектам уделяется должное внимание.
  Рассмотренные проблемы отражают необходимость коренных изменений в кадровой политике для обеспечения преобразований в экономике и менеджменте. Эту же проблему решает и организация систематической работы по оценке деятельности менеджеров основного звена хозяйствования с позиций ее качества, результативности и эффективности.
  Системное представление о деятельности менеджера можно составить при изучении экономического пространства менеджера. Приведем соответствующую схему (рио. 13.3).
  Выбор объектов управления или сфер деятельности менеджера связан со спецификой производственной деятельности. На рис. 13.3 укрупненно показаны формирование и реализация воздействия менеджера на персонал и его совместную деятельность. Управленческое решение, как воздействие через восприятие персонала, его поведение и деятельность материализуется в производстве и отражается в конечных результатах деятельности. Условиями эффективной деятельности менеджера и аппарата управления выступают результативность и качество внешних коммуникаций, а также качество деятельности по формированию благоприятной атмосферы в коллективе.
 
  Оценку качества и эффективности деятельности менеджера следует рассматривать как поэтапно проходящий процесс, где каждый из этапов имеет самостоятельное значение.
  Первый этап. Оценка профессиональных качеств менеджера и их соответствия решаемым задачам и реализуемым функциям. Изучаются: уровень и профиль образования, опыт работы, навыки и способности, личные качества и этика поведения, карьера, потенциал.
  Состав и приоритеты профессиональных качеств зависят от уровня управления, сложности решаемых задач, степени ответственности и уровня риска.
  Рекомендуемые качества: компетентность, новаторство, творческий подход; инициативность и способность1 генерировать идеи; способность лидера оказывать влияние на людей; способность идти на риск; стрессс-устойчивость и жизнестойкость; потребность к саморазвитию и самоорганизации; коммуникабельность и чувство успеха; организованность и ответственность.
  По результатам оценки выявляется соответствие или несоответствие менеджера по профессиональным качествам занимаемой должности и решается вопрос о способах приобретения требуемых качеств или о переходе на другую должность.
  Второй этап. Оценка качества груде менеджера. Самый сложный этап оценки, требующий большой подготовительной работы, связанной с выделением элементов труда, видов деятельности, признаков разделения труда. Наиболее типичные характеристики труда: уровень творчества; уровень разнообразия труда; сложность решаемых задач; доля организационной работы в общем ее объеме; масштаб руководства; уровень риска; трудоемкость и стоимость труда.
  Третий этап. Оценка деятельности аппарата управления. Возглавляемый менеджером аппарат, реализующий его идеи, оценивается с позиций качества, результативности труда. Среди комплекса показателей отметим лишь их направления: поле прав и ответственности менеджера в деятельности аппарата управления; самостоятельность деятельности аппарата; профессионализм управленческих работников и соответствие решаемым задачам и функциям; разделение и организация труда; информационное обеспечение; техническая оснащенность управленческого труда; мотивация деятельности; система контроля.
  Показатели результативности деятельности: оперативность; качество выходной документации; экономичность; коммуникабельность; партнерство; профессиональный рост; ответственность; мотивированность.
  Четвертый этап. Оценка влияния менеджера на формирование внутренней атмосферы предприятия. Оцениваются: стиль руководства; культура менеджмента; этика деятельности; методы разрешения конфликтных ситуаций; организационная культура; совместимость; социально-психологический климат; направленность коллектива на развитие; информированность и гласность.
  Пятый этап Оценка качества, результативности и эффективности внешних связей и коммуникаций предусматривает комплексную оценку каждого вида связей. При экономической оценке учитывается влияние факторов риска, конъюнктуры, инфляции, котировки цен на бирже, кризисов. Организационная оценка включает учет временных факторов, устойчивости, надежности отношений и поведения субъектов, уровня организационной культуры. При социальной оценке учитывается социальная значимость связи, активность, социальный риск, жизнестойкость.
  Шестой этап. Оценка результативности и эффективности деятельности менеджера. Применяется методология процесса выработки и реализации решений по управлению производственной и социальной деятельностью, персоналом, инновационными и инвестиционными процессами, экологией, безопасностью. Результативность рассматривается как уровень достижения результата, соответствующего цели решения, и выражается посредством конечных результатов деятельности предприятия.
  Эффективность оценивается через качество результата, т.е. через полученный эффект, соотнесенный с затратами на управление (ресурсами менеджмента). Обеспечивается методологическое единство с оценкой данных категорий по критериям системы в целом. Обязательным условием оценки выступает определение последствий реализации решений, которые находят отражение в разных сферах жизни общества.
  Субъектами оценки деятельности менеджера выступают: вышестоящий менеджер (руководитель); экспертная комиссия {аттестационная, конкурсная); независимые оценочные центры. Методы, используемые при оценке, разнообразны: тесты; деловые игры, представляющие собой теоретические и практические задания, имитирующие управленческий процесс. Информация, используемая для оценки, и методы ее обработки также разнообразны: статистические и фактические материалы; экспертные данные; штатные расписания; отчеты, стандарты и нормативы; регламенты и прогнозы. При обработке данных широко используются моделирование, информационные технологии и техника.
  Следует сказать, что оценка деятельности и деловых качестр менеджеров должна проводиться регулярно в любых условиях. Рекомендации, составленные по результатам оценки, важны для каждого менеджера в ч процессах формирования его карьеры и совершенствования деятельности. Особое значение результаты оценочных мероприятий имеют для планирования и организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров. Эта область деятельности менеджеров представляется для России чрезвычайно важной в качестве ключевого фактора развития экономики и общества.
 

<< Пред.           стр. 14 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу