<< Пред. стр. 5 (из 13) След. >>
"Леность наша охотнее выражается на языке чужом", замечал А. С. Пушкин. "Слово всегда есть, да ум наш ленив", поддерживал его Н. А. Некрасов.Потом многое отбросится. Сохранится то, что не противоречит вкусу русской разговорной речи. Иностранное слово перестает быть чужим, "когда впитает в себя смыслы коренных русских слов, обкатается в разговоре, станет необходимым как вода, как воздух"'.
Наряду с засорением речи иностранными словами появились еще и "модные" слова и выражения. Мода по Далю - "ходящий обычай, временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покроях одежды и нарядах". С модными нарядами, песенками звучат и модные слова. Козел. Достал. Оттянуться со вкусом. Классно. Клево. Кайф. Расслабиться. Прикольный Опустить... Зачем думать, зачем размышлять, зачем искать паи более подходящее слово? Все легко и просто! И не важно, слово перестает выполнять свою функцию.
Надо освобождаться от прилипчивых штампов в речи: заострить вопрос, порядка двадцати процентов, имеет место, поднять! на должную высоту, узкое место, целиком и полностью. Примелькавшиеся в речи, они проходят мимо сознания слушателей потому, что не несут информации. Штамп - это смысловая пустота, способная вызвать только досаду, раздражение. Штампами стали и такие слова, как "в рамках" (все теперь происходит у нас "в рамках"), "остаточный принцип".
Все сейчас закомплексовано: комплексный подход, комплексное воспитание, свинокомплекс, строительный комплекс, комплекс неполноценности, закомплексованный человек...
Человеческий фактор. Банк идей. Пакет предложений. Однозначно. Лицом к экологии. Лицом к культуре. Обществу надо повернуться лицом к человеку. Без проблем. Твоя проблема. На сегодняшний день...
А как можно не тревожиться оттого, что в твоей речи есть навязчивые слова и выражения, которых и не замечаешь: ну, вот, значит, так сказать, вообще, короче говоря, понятно, где-то, как-то, когда-то...
Раньше мы говорили: "Военные действия происходили где-то в районе Волхова", и слово "где-то" указывало на место действия. Теперь же: "Где-то через час произойдут переговоры в Японии", - говорит политический обозреватель. "Эта мысль
В. В. Колесов. Русская речь. С. 198.
73
где-то прослеживается в моем рассказе", - сообщает писатель. "Я где-то почувствовала эту роль", - констатирует актриса. "Мы как-то понимаем, что с этим где-то как-то надо кончать". "Лекторов-методистов где-то даже как-то полюбили". "Новые слова "гласность", "демократия", "плюрализм", "ускорение", "человеческий фактор" и другие где-то, как-то народ стал понимать". "Где-то он прав, а где-то не прав", - произносят с различных трибун ораторы.
Лингвисты справедливо связывают наводнение современной речи этим словесным мусором с образом нашей жизни. Как мы порой "где-то" работаем, "как-то" относимся к делу, "когда-то" забываем о совести, так и говорим неопределенной, ни к чему не обязывающей речью.
Доктор наук, профессор Л. в двадцатиминутном выступлении на конференции 66 раз сопроводил свою речь навязчивым выражением "так сказать, товарищи". Разумеется, звучало оно очень сокращенно - "таскать, тащи". Еще больше поразил известный режиссер, сопроводив свое 15-минутное выступление навязчивым выражением "таскать" 121 раз! Трудно поверить? Поверьте. Он значительно обогатил палитру навязчивых слов и выражений, говоря: МЫСКАТЬ и ВЫСКАТЬ собрались-СКАТЬ для тогоСКАТЬ, чтоБСКАТЬ найтиСКАТЬ общее-СКАТЬ в нашем искусстве. ВЫСКАТЬ и МЫСКАТЬ знаем, что СтаниславскиСКАТЬ оставил намСКАТЬ свою систсму-СКАТЬ. ОНСКАТЬ иаМСКАТЬ...
Оказывается возможны и такие варианты, как: ВЫСКАТЬ, МЫСКАТЬ, ОНСКАТЬ, ТАСКАТЬ, КАСКАТЬ, ТУСКАТЬ, НАССКАТЬ, БЫТЬСКАТЬ, НАМСКАТЬ...
И этот режиссер выступал от имени профессионального искусства перед самодеятельными артистами, выступал от имени уважаемого театра, от имени профессии режиссера, которая предполагает высокую культуру речевого поведения. Ан нет! Прислушайтесь как говорят многие артисты, когда их интервьюируют, и вы убедитесь в том, что не все заботятся о престиже творческой интеллигенции.
Бывают случаи, когда речь выступающего звучит двусмысленно. "Он, художник, все эмоции вылил на эту картину" (искусствовед в телевизионной передаче "О современных художниках"). "Когда он из своих уст рассказывает - это сильнее действует" (заведующая библиотекой). "Если понятия как бы наложены на лекцию - она научная. Вот и давайте попытаемся наложить кое-что на пашу лекцию" (лектор-методист, профессор).
"Речь - это акт деятельного сознания, а не автоматизированное отправление психофизического организма... Наша речь всегда должна быть известным образом построена. Она есть объект культурного преодоления, нуждается в некоторой стилистической организации"'.
Нужно стремиться прежде всего к простоте речи. В простоте есть два важных элемента: честность и смелость. Только честные люди осмеливаются говорить просто.
А вот как вычурно говорят и пишут многие представители современной интеллигенции: "Советский человек - это мутационное следствие миграции и манкуртизации", "Шел процесс деструктуризации общества, люмпенизации гражданского населения", "Уродливо сформированный менталитет миллионов людей", "Споры фантомов", "Раритетные девушки", "Симуля-торская литература официоза", "Духовный коллаборационизм". "Мы говорим не на русском языке, а на каком-то суржике, - утверждает в конце статьи автор, восклицая: - Язык ведь все выдаст, все обнажит!"2 И действительно, язык автора все обнажил...
Можно ли принять язык ученого-историка, рассуждающего о культуре и руководстве ею: "Попытка ввести глобальный совет окончилась разрушением самих механизмов культуры... И что же вышло? Приказнорасстрельный документооборот был удачно дополнен застрелыюэнтузиастической массовой коммуникацией... Если для общества можно построить глобалистскую схему доминантной ситуации, то это заведомо плохо"5.
И пусть как напутствие звучат сегодня слова великого знатока русской речи Александра Сергеевича Пушкина: "Да говори просто: ты довольно умен для этого".
И действительно, чем больше знает человек, чем он более образован, воспитан, уважает тех, к кому обращено его слово, тем более проста и доступна для понимания всякого слушающего его речь: "Честна не кудрявая речь, а правдивая"...
Сохраняйте же свой индивидуальный язык. Обогащайте его непременно, но разумно, не подражая слепо другим, чья речь не может являться образцом для подражания.
1 Г. О. Винокур. О культуре языка. Цит. по кн.: Основы культуры речи. Хрестоматия. - М., 1984. С. 166.
2 Т. Иванова. Химера // Огонек. 1990. № 35.
3 И. В. Пешков. Три июля в беседах о речевом общении: Сб. - М., 1989. С 58.
75
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Как понимается слово "культура"?
Для чего нужен литературный язык?
В чем двойственная структура публичной речи? На что следует обращать внимание при совершенствовании своей речевой
культуры?
Что надо знать о словах "благодаря" и "пара слов"? Как следует относиться к иностранным словам, которыми насыщается
современная русская речь?
Что значит "штамп" и "навязчивые слова и выражения"? Какие слова А. С. Пушкина служат нам в качестве одного из законов;
публичной речи?
МОЕ БОГАТСТВО - МОЙ ЯЗЫК
(Языковые средства выразительности)
Пред вами громада - русский
язык! Наслажденье глубокое ждет вас,
наслажденье погрузиться во всю неиз-
меримость его и изловить трудные за-
коны его...
Н. В. Гоголь
Познать и почувствовать все богатство родного языка, родной речи - одна из задач тех, кто решается выступать публично.
Действенное живое слово - непременное слагаемое речи содержательной, научно-доказательной, правдивой, логичной, целеустремленной, наполненной юмором, убежденностью в правоте суждений и так далее.
Эмоциональное воздействие речи усиливается и тогда, когда оратор знает и умело применяет в своем выступлении языковые средства выразительности. На них мы и остановим наше внимание.
Выразительность, эмоциональность публичной речи усиливают стилистические фигуры - повтор, анафора, эпифора, инверсия, градация, персонификация, риторический вопрос; лексические средства - сравнение, синонимы, омонимы, эпитеты, метафоры, перифраз, гипербола и др.
Усиливают выразительность речи и облетают ее восприятие и так называемые сегментированные к о н с т р у к ц и и (конструкции, состоящие из двух частей-сегментов, т. е. отрезков). Легко почувствовать экспрессивность приема сегментации, произнося два варианта одного и того же по содержанию предложения:
- Почему подвергается нападкам слово "патриотизм"?
- Слово "патриотизм". Почему оно подвергается нападкам?
- Кто такие демократы? _ Демократы... Кто они?
Высказывание, разделенное на две части, с паузой между ними, легче воспринимается слушателями. Мысль становится доходчивее, когда она передается не целиком, а по частям. "В самом деле, если письменный язык может представить высказанные мысли в форме органического и связного предложения, то потребность в быстром сообщении вынуждает представлять
77
элементы высказывания, так сказать, в виде отдельных кусков с тем, чтобы их можно было переварить"1.
Выразительность разговорной речи создают и присоединительные к о н с т р у к ции, воспроизводящие устную речь в ее живой непосредственности. Причем в нашем сознании присоединительные конструкции возникают после того, как сформировалась основная мысль, когда к основному высказыванию добавляются дополнительные сообщения, разъяснения, уточнения. Например:
"Будем же серьезно относиться к своей профессии. По-настоящему серьезно!"
"Надо уметь радоваться жизни. Искренне радоваться!" "И подавайте, подавайте воды всякому, кто будет нуждаться. Подавайте стакан, наполненный самым простым участием ко всякому человеку, нуждающемуся в нем". (Архимандрит Иоанн)
Экспрессивность высказыванию придает такая стилистическая фигура, как повтор с л о в а или словосочетания. Особенно выразителен повтор начальных слов и словосочетаний (анафора). Отдельные слова и словосочетания иногда повторяются и в конце предложений (эпифора). Речь при таких приемах становится более организованной, сильнее захватывающей внимание слушателей. Мы знаем, какое эмоциональное воздействие имело в годы Великой Отечественной войны стихотворение К. Симонова "Жди меня". Неоднократно повторенное "Жди меня" в различных ситуациях жизни, отраженной в стихах, имело невероятно внушаемую силу веры.
Вслушайтесь в слова П. А. Столыпина:
"Теперь Государь пытается собрать рассыпанную храмину русского народного чувства, и выразителями этого чувства являетесь вы, господа. И вы не можете отклонить от себя ответственность за удержание этих державных прав России. Вы не можете отвергнуть от себя и обязанностей, несомых вами в качестве народного представительства. Вы не можете разорвать с прошлым России".
А вот фраза из простой газетной заметки, но пронизанной болью солдата войны М. Трубчанинова:
"Этот дот - моя смерть. Этот дот - моя жизнь. Этот дот - памятник погибшим браткам. Этот дот - мои сны".
Ш. Баллы. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955. С. 84. Цит. по кн.: Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М-, 1980. С. 57.
78
Часто прием словесных повторов "монтируется" с приемом градации, когда слова, относящиеся к одному предмету, располагаются в последовательном порядке. При этом приеме мысль выражается более точно, четко и эмоционально.
"Множьте любовь! Множьте щедрость! Множьте великодушие ваше!"
(Л. Андреев)
"В Сербии нас любят
горячей, искренней, почти нежной любовью". (Л. Андреев. Слово о Сербии.)
"Дивный путь малых дел, пою тебе гимн! Окружайте, люди, себя, опоясывайтесь малыми делами добра - цепью малых, простых, легких, ничего вам не стоящих добрых чувств, мыслей, слов и дел!"
(Архимандрит Иоанн)
"Власть в России должна быть красивой, освященной Божественной благостью, совестью, честью и ответственностью перед потомками за судьбы Отечества". (В. Белабанов, скульптор)
Ведь если человек не ограничивается одним словом, оценивая то или иное событие, а прибегает к нескольким словам, то каждое последующее слово звучит более эмоционально, более действенно.
Экспрессивность речи придает такой стилистический прием, как многосоюзис (полисиндетоп) и бессоюзие (асиндетон). Вспомним пушкинские строки:
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Вот еще примеры: "Да, он беден и бос, и руки его в мозолях, и тело его в шрамах, и душа его налита неиссякаемой скорбью; он серб, у которого дети вместо школы должны драться за свободу и жизнь" (Л. Леонов. Слово о Сербии).
Обратите внимание на Библию. Текст Библии изобилует союзами:
И рече Бог: сотвори человека
По образу нашему и по подобию,
И да обладает рыбами морскими,
И птицами небесными,
И зверьми, И скотами, И всею землею,
И всеми гады пресмыкающимися по земли.
И сотвори Бог человека,
79
По образу Божию сотвори его:
Мужа и жену сотвори их.
И благослови их Бог, глаголя:
Раститеся и множитеся,
И наполните землю,
И господствуйте ею...
А если обратитесь к пушкинскому "Пророку", то тоже убедитесь в том, что многосоюзие придает многозначность, глубинный смысл, внутреннюю наполненность, торжественность происходящему:
...Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дальней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул...
Еще пример из другого произведения А. С. Пушкина:
Не многим, может быть, известно, Что дух его неукротим, Что рад и честно и бесчестно Вредить он недругам своим; Что ни единой он обиды С тех пор как жив не забывал, Что далеко преступны виды Старик надменный простирал; Что он не ведает святыни, Что он не помнит благостыни, Что он не любит ничего, Что кровь готов он лить, как воду, Что презирает он свободу, Что нет отчизны для него.
80
Вот как используя союз "что" (употребляется для связи придаточного предложения со сказуемым или иными членами главного, имеющим значение думать, говорить, знать, чувствовать...), поэт нарисовал образ изменника Мазепы в поэме "Полтава".
Бессоюзие также делает речь более эмоциональной и экспрессивной:
Увы! куда не брошу взор,
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы...
(А. С. Пушкин)
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
(А. С. Пушкин)
На эмоциональный строй речи влияет инверсия - перестановка обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи. В русском языке порядок слов - свободный. Это значит, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места. Но при перестановке слов заметно меняется течение речи, ее мелодия. Движение от известного к новому образует прямой (объективный) порядок слов: "Человеческие поступки бывают непредсказуемыми". Инверсионный же, обратный порядок слов вносит в речь экспрессию, разговорную интонацию: "Непредсказуемыми бывают человеческие поступки".
Стоит обратный порядок слов, например в стихах С. Есенина, заменить на привычный прямой, как исчезнет вся поэзия его строк:
"Отговорила роща золотая" - золотая роща отговорила; "Заметался пожар голубой, позабылись родимые дали" - голубой пожар заметался, родимые дали позабылись.
И как поэтично звучит прозаическая фраза, в которой использован прием инверсии:
"Поступки нужны для доброго привития человеку жизни высшей, психологии небесной, воли светлой, желания доброго, сердца справедливого и чистого, любви нелицемерной". (Архимандрит Иоанн)
Мы видим здесь не прямой порядок слов, а инверсионный. Он позволяет наиболее ярко выделять прилагательные, характеризующие нравственные основы жизни человека.
81
Особенно много примеров можно найти в поэзии.
Не может оратор обойтись и без таких естественных и простых средств выразительности, как сравнение и противопоставление. К ним прибегали в своих выступлениях великие ученые И. М. Сеченов, И. П. Павлов, К. А. Тимирязев, С. И. Вавилов, А. Г. Столетов и другие. Сравнение - это первичная и элементарная форма познания предметов и явлений природы. Вот почему сравнениями, противопоставлениями наполнены речи художников, режиссеров, актеров, людей всех творческих профессий.
Сравнение, сопоставление, противопоставление способствуют лучшему пониманию предмета, его сути, подчеркивают неповторимую особенность, индивидуальность предмета. Эти приемы используются для оценки предмета и своего отношения к нему. Они возбуждают воображение слушателей, вызывают у них зрительные представления, что повышает внимание и эффективность восприятия речи оратора.
Формы и виды сравнения, противопоставления, сопоставления очень многообразны - от простого (мал золотник, да дорог) до развернутого, раскрывающего глубину смысла:
"Мы смотрим на звезду по двум причинам: потому, что она излучает свет, и потому, что она непостижима. Но возле нас есть еще более нежное сияние и еще более великая тайна - женщина!" (В. Гюго)
"Мелкие хорошие поступки - это вода на цветок личности человека".
(Архимандрит Иоанн)
"Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа.
Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал СИЛЫ". (Д. Лихачев)
"Эстетизм - это красивость, а не красота, любование, а не любовь, сердитость, а не гнев". (Л. Н. Толстой)
Оратор использует в своей речи, делая ее более образной, и такие стилистические средства выразительности, как метафора и эпитет, аллегория и гипербола, перифраз и оксиморон...
Метафора - это слово или оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов па базе их переносного значения. Эпитет - это слово, подчеркивающее характерное свойство предмета. Есть метафоры бытовые. Например: Идет дождь. Кружится голова. Горящие глаза. Тонкий голос.
82
Железная воля. Кровь с молоком. Горячее сердце. Встает солнце. Тяжелый характер. Торговая сеть. Потерял голову. Еле унес ноги. Клапан сердца. Усталость металла. Ратные подвиги...
Есть метафоры и эпитеты поэтические: "Мы пьем из чаши бытия" (М. Ю. Лермонтов); "Дрожит печальная луна! В душе рождает грусть она"; "Радостный луч молодого дня"...
Оратору надо знать и обогащать свой язык различными фразеологизмами. Фразеологизмы многообразны по своей стилевой окрашенности. Высокие, торжественные: На поле брани. Сыны Отечества. Неодобрительные: Мелко плавает. Семь пятниц на неделе. Переливать из пустого в порожнее. Из пальца высасывать. Иронические: Плакать в жилетку. Тишь да гладь. Грубые: В хвост и в гриву. С жиру бесится. Рыло воротит. Шутливые: Сапоги всмятку. Кормить завтраками. Тютелька в тютельку...
Для выработки чувства стиля рекомендуется придумывать целые фразы с применением того или иного фразеологизма:
"Сыны Отечества, на поле брани не посрамите Русь святую!"
"Ну что за человек? Семь пятниц на неделе. Нет, положиться на него
нельзя!"
"Водить нас за нос вам не надоело? Не надо же высасывать из пальца
того, что высосать нельзя!"...
В. Г. Белинский называл фразеологизмы "народной физиономией языка". Они выражают "русскость" русского языка. Наши фразеологизмы очень точны по смыслу, они схватывают суть явлений действительности. Например, о сильном ливне русский скажет: "Льет как из ведра", соответствующее английское выражение будет: "Дождь льет кошками и собаками", а немецкое: "Дождь льет, как на дохлую собаку".
Фразеологизмы своей точностью и образностью зримо, картинно воспроизводят определенные действия, ситуации, состояния: "Сидит, как в рот воды набравши". "Дать стрекача". "Пятая спица в колеснице". Они делают речь краткой, сжатой, придают ей необычную целеустремленность, энергичный тон: "Почивать на лаврах". "Повесить нос". "Держать ухо востро"...
Оксиморон - это стилистический прием, в котором сочетаются несоотносимые друг с другом понятия, создающие неожиданное смысловое единство: "живой 'труп", "живые мощи", "оптимистическая трагедия", "горячий снег", "звонкая тишина", "сладкая скорбь", "пышное природы увяданье" (А. С. Пушкин). "Мама, ваш сын прекрасно болен" (Вл. Маяковский). "Жар холодных чисел" (А. Блок). "Нарядно обнаженная" (А. Ахматова).
83
Бедняк - богат: все людям отдает.
Богач - бедняк: он все себе берет.
Зависит все от внутреннего духа:
Младой старик, но старая младуха.
Подл и бездарен, а всюду почет.
Черная кровь в его жилах течет.
Больше всего примеров можно найти, конечно же, в художественной прозе и поэзии. Помните:
"И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь" (М. Ю. Лермонтов).
Метонимия - обозначение предмета или явления по одному из его признаков.
Гирей сидел, потупя взор,
Янтарь в устах его дымился...
(А. С. Пушкин)
Читал охотно Апулея, (вместо: книгу Апулея "Золотой осел") А Цицерона не читал... (А. С. Пушкин)
А в двери - бушлаты, шинели, тулупы. (Вл. Маяковский)
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И. С. Крылов)
Антонимия - сочетание словесных пар с противоположным значением:
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
(М. Ю. Лермонтов)
...волна и камень,
стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А. С. Пушкин)
В словах, что люди говорят,
Есть и огонь и лед.
противоядие и яд,
соль горькая и мед.
(Восточная мудрость)
Аллегория - это иносказание, которое передает отвлеченную идею с помощью конкретного образа. Существует множество аллегорических поэтических образов: Весы - Правосудие, Крест - Вера, Якорь - Надежда, Сердце - Любовь...
Проснешься ль ты опять, осмянный пророк!
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
покрытый ржавчиной презренья? (М. Ю. Лермонтов)
84
В ораторской речи встречается и такой тип иносказания, как перифраз. Перифраз - это поэтический оборот, который состоит в замене названия предмета указанием на его существенные признаки:
Дом - кров над головой. Хлопок - белое золото. Нефть - черное золото. Газ - голубое топливо. Мед - нектар полей. Кукуруза - царица полей. Боксер - мастер кожаной перчатки. Лев - царь зверей. Верблюд - корабль пустыни. Орган - король инструментов. Реки - водные артерии. Медведь - хозяин тайги. Депутаты - народные избранники. Пшеничное поле - золотой прибой. Поле - зеленый океан. Человек - хозяин своей судьбы, уникальный обитатель вселенной. Санкт-Петербург - город на Неве, город Петра, город-герой. Лес - зеленый друг, зеленый пояс, зеленое ожерелье, зеленая зона, зеленый щит, зеленый наряд, зеленое золото...
Как видим, синонимический ряд может состоять не только из лексических единиц, но и из перифрастических фраз и фразеологизмов. Перифраз способствует обогащению речи оратора, усилению ее выразительности и образности.
Тавтология как проявление речевой избыточности (старые ветераны, в марте месяце, коллеги по работе...) нежелательна. Но тавтология может быть и сильным выразительным средством. "Углубление в речи одного и того же слова, - указывал А. Потебня, - дает новое значение - объективное или субъективное": Горе горевать. Клич кликать. Диво дивное. Чудо чудное. Суета сует. Видимо-невидимо. Один-одинешенек. Жить-поживать. Грусть-тоска.
Тавтология часто встречается в пословицах и поговорках: Слыхом не слыхать, видом не видать. Мал мала меньше. Без вины виноватые. Дружба дружбой, а служба службой. Смысловая избыточность нейтрализуется здесь поэтичностью и экспрессивностью речи.
Художники слова часто прибегают к тавтологии. Достаточно привести два примера из произведений Н. В. Гоголя, чтобы убедиться в этом:
"Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы nepecилила русскую силу" ("Тарас Бульба").
"Позвольте вам этого не позволить, - сказал Манилов с улыбкой" ("Мертвые души").
О тавтологии как приеме выразительности и экспрессивности речи прекрасно знали наши далекие предки: "О светло-светлая и украсно украшенная земля Русская!" ("Слово о погибели Русской земли", памятник XII века).
85
Оратор должен "заболеть" синонимией, иначе речь его будет "худосочной". Ведь одно и то же понятие в жизни мы называем по-разному. Слова, сходные по значению, но различные по звучанию, подчеркивают разные оттенки отношения к предмету высказывания, усиливают выразительность речи. Вспомним у Пушкина:
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен...
Разве можно заменить слово "лик" другим - "лицо", например? Невозможно.
А вот как выразил свое отношение к мещанству В. Маяковский:
Утихомирились бури революционных лон,
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина.
"Лик" и "мурло" - и сразу же видишь этих людей, возникает определенное отношение к ним, рождаются ассоциации, вспоминаются образы, конкретные люди.
Какая различная оценка возникает, когда предмет называется по-разному:
Глаза, очи, глазелки, зенки, буркалы, глазища, глазки...
Есть, кушать, шамать, жрать, трескать, вкушать, лопать...
Несерьезный, легкомысленный, беззаботный, пустой, беспечный,
поверхностный, неглубокий, легковесный...
Врач, доктор, медик, лекарь, эскулап...
Препятствие, преграда, тормоз, барьер, препона...
А как остроумно использовал прием синонимии А. Ф. Кони, когда узнал о том, что всех лошадей (из-за трудности их содержания) перевезли из Петрограда в Москву, и он лишился средств передвижения: "Подумайте, лошади в Москве, а Кони - в Петрограде".
Накопилось много слов, выражающих отношение человека к личности, явлению, факту. "В результате стало возможным выразить и простодушное удивление: бесподобно - удивительно -
86
поразительно; и сдержанное изумление: невообразимо - невыразимо - немыслимо; и рассудочное впечатление: неимоверно - неправдоподобно - невероятно; и реалистическую точку зрения: чрезвычайно - небывало - беспримерно. На все случаи жизни и для самых разных потребностей составились в нашей речи выражения, с помощью которых можем мы высказать свое отношение к тому, что видим и чувствуем"1.
Для того, чтобы чисто информационный стиль речи превратить в эмоционально-действенный, побудительный, рекомендуется прибегать к таким приемам, как риторический вопрос или вопросно-ответная форма речи, восклицание.
Р и т о р и ч е с к и й в о п р о с став ится не с целью получить на него ответ, а с целью втянуть слушателей в "сомыслие", побудить их вслед за оратором мысленно искать ответы на поставленные вопросы. Только тогда можно утверждать, что оратор превратил "речь для себя" (подготовленную дома) в "речь для других". Оратор вызовет не только сомыслие, но и сопереживание аудитории, если умело использует вопросно-ответную форму, восклицание, побуждение. Ведь каждый из этих знаков очень действенен. Восклицание вызывает ответную реакцию осуждения, сочувствия, восхищения и т. п. Риторический вопрос втягивает слушателей в процесс поиска ответа, в оценку значимости, правомерности постановки вопроса.
"Что такое сказать убежденно? Это значит сказать личностно, индивидуально. С присутствием своего характера, темперамента, страсти... Плохо - гневайся! Хорошо - радуйся! То есть проявляй себя. А если ты безразлично сдержан, то и я останусь равнодушным... Лектор не при жизни, а весь в жизни. Лекция на тему, говорят иногда. Не признаю! Лекция не на тему, а на такую-то часть жизни"2.
Было бы неверно сводить выразительные средства языка только к тропам, фигурам, пословицам... Выразительность создается и отдельными звуками. Ведь речь - это звуковой процесс. Все в речи проявляется через звуки. Из них состоит "тело слов".
Все глубже проникая в многообразные законы жизни нашего языка, ученые доказывают, что звуки речи являются живыми клетками единого организма, несут в себе эмоциональную содержательность речи. К звукописи прибегают поэты, усиливая эмоциональную содержательность произведения.
1 В. В. Колесов. Русская речь. С. 143.
2 Е. А. Исаев. Оружие пропагандиста: Слово лектора. 1982. № 10. С. 47-49. ... .... 87
Прислушайтесь:
ЕдУ по рельсам чУгУнным,
дУмаю дУмУ своЮ... (Н. А. Некрасов)
Вошел: и ПроПка в Потолок. (А. С. Пушкин)
О дай мне Жизнь Желание Желать.
В Желаемом Желанье оЖивать,
И подобрать к Желанью научи
Разумной береЖливости ключи. (М. Дудин)
Повторение согласных звуков называется аллитерацией, а гласных - ассонансом.
Интеллигент - это всегда хорошо говорящий человек. Многие годы не придавалось значения тому, как говоришь, считалось важным только то, что говоришь. Тогда как речь - это органический сплав формы и содержания.
Теряя форму, гибнет красота.
А форма четко требует закона.
Невыносима больше маята
Аморфности, неряшливости тона.
Эти слова Вл. Солоухина разделяют многие художники слова.
Внимание к форме необходимо и оратору. Он обязан знать технологию своего ремесла, от которого зависит его творчество. "Мы настолько свыклись с аморфностью, безликостью устного слова, что перестали замечать: проигрыш в форме наносит жесточайший урон содержанию, скверное изложение компрометирует, сводит на нет, а порой просто убивает хороший замысел... Только четкая, выверенная во всех деталях форма речи рождает ощущение гармонии, красоты, когда восприятие обязательного, внушаемого становится не ложкой полезного лекарства, а радостью, удовольствием, наслаждением"1.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Что вносят в речь языковые средства выразительности? Какие средства языковой выразительности наиболее часто используются в искусстве оратора?
Какую роль играют риторические вопросы, вопросно-ответная форма, восклицания?
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Риторика и пиитика шли и идут все годы рука об руку. В риторике много поэзии, в поэзии много риторики. Возьмите стихи и отмечайте: какие приемы риторики использует поэт.
Читайте художественную прозу, публицистику и фиксируйте в них риторические приемы.
Напишите сами короткое выступление (поздравление, презентация, напутствие, тост, проводы, встреча и так далее) и специально введите в него те или иные риторические приемы. Цель такого задания: почувствовать повышенную выразительность, разговорность, эмоциональность речи.
Что значит "заболеть синонимией
И.А. Шведов. Слово лектора. 1990. № 3. С. 41.
88
ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ НИТИ ПРОЛОЖИТЬ
(Интонационная выразительность)
Для передачи своих невидимых чувствований мы пользуемся голосовыми интонациями.
К. С. Станиславский
Монотонное произнесение, убивающее красоту и отчасти смысл, составляет несчастье не только для аудитории, но и для самого говорящего; оно не только неприятно для слушателей, но и вредно для оратора.
А. Говоров
"От сердца к сердцу нити проложить. И как живой с живыми говорить" - таково требование к ораторскому искусству. Ведь "источник красноречия - в сердце" (Дж. Милль). "Чтоб собеседник нашу мысль постиг - Нужней нам сердце, нежели язык" - гласит народная мудрость. Речевая интонация и есть та живая, пульсирующая нить передачи сложных человеческих чувств, которую нельзя обрывать. Нужно постоянно обогащать речевую выразительность. Именно голос, дикция, мелодика речи, логика звучащего слова, диапазон, сила звука, темпо-ритм речи, тембрирование, логические и психологические паузы, различный характер произнесения звуков - все, что входит в понятие "интонирование речи", играет первостепенную роль в речевом действии. Из всех перечисленных составных интонации самого пристального внимания требует мелодика речи. Если языковое выражение мысли должно быть понятным, то голосовое - ярким и точным. Значит, необходимо развивать природную способность голоса к модуляции, звуковысотным изменениям тона.
Изменение основного тона - настолько естественное явление нормальной человеческой речи, что отсутствие звуковысотных изменений воспринимается как резкое нарушение речи и может даже свидетельствовать о психической ненормальности человека.
Звуковысотные сигналы несут различную информацию: передают интонацию предложения (повествовательного, вопросительного, побудительного, восклицательного), выделяют ударное слово в предложении, указывают на смысловое значение различных компонентов речи (например, движение топа вниз вы-
90
деляет вводное предложение), выражают эмоциональное отношение к предмету разговора.
Мелодические рисунки являются готовыми формами, которые хранятся в человеческой памяти как определенный запас интонаций родного языка, родной речи. Они - основа общественного воздействия в речевом общении. За них "цепляется" наш слух. По ним верно воспринимаем и осмысливаем речь говорящего и даем оценку ему.
Речь человека индивидуальна и неповторима. Интонации рождаются в процессе выполнения конкретной задачи, в конкретных условиях общения, конкретным человеком (кто, кому, где, зачем, с каким отношением и т. д.). Однако неповторимый строй интонаций отдельного человека проявляется на основе общих закономерностей звучащего слова. Поэтому и надо тренировать существующие определенные модели, схемы предложений русской речи.
Передавая содержание, оратор чаще всего пользуется конструкцией повествовательного предложения. Для нее характерна восходяще-нисходящая линия звучания Л. Она позволяет спокойно, убедительно "вкладывать" в сознание слушателей свои мысли:
добро
Центр голоса Сделав
Не хвались
Чтобы научиться легко понижать тон голоса в конце фразы, надо начинать говорить на среднем тоне ("центре" своего голоса), обязательно несколько повышая тон в середине фразы, "чтоб мысль развить, не оборвать, не уронить", а затем опуская его к точке. Тогда фраза будет иметь начало, вершину и конец. Оказывается, не так просто опустить тон голоса в конце фразы. Обратите внимание на распространившуюся сейчас манеру говорить с интонацией, не свойственной русской речи, как бы "задирая" концы фраз:
не хвались.
добро,