<< Пред.           стр. 6 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

  Сделав
 
 
 Фраза с "задранными" концами приближается к вопросительной, создает впечатление неуверенности, звучит с интонацией удивления, сомнения.
 91
 
 Очень важно обратить внимание на характерное для русской речи выделение ударного слова путем понижения тона голоса. Это вносит в речь говорящего покой, убедительность, усиливает впечатление уверенности говорящего в своих суждениях, вносит дополнительный оттенок значения. Но не всегда так получается, потому что существует определенная трудность. Дело в том, что при выделении главного слова, которое содержит наибольшую информацию, мы его не только несколько растягиваем, выделяем мелодически, но и усиливаем звучание. А при усилении голос стремится к повышению (если им не владеть). И тогда вместо утверждения слышится неуверенный вопрос, снижается значимость сказанного.
 Тренируйте же навык понижения топа голоса на ударном слове в упражнении на снятие ударений! Понижение голоса начинается с ударного слова, где бы оно ни стояло - в конце, середине или начале фразы.
 
 
 
 Проследите за тем, чтобы все безударные слова "бежали" под ударное слово - не повышайте на них тон голоса.
 Напоминаем еще раз: голос наш способен на уровне одного слога воспроизводить пять способов его мелодического выделения. При слове "Нет!" тон голоса может быть ровным (-), восходящим (/), нисходящим (\), восходяще-нисходящим (/|), нисходяще-восходящим (V). Такое владение голосовой гибкостью не только в пределах фразы, слова, но даже одного гласного
 92
 
 звука в слове обеспечивает усиление психологической действенности звучащего слова
 е
 Не| [ет!_
 
 Упражнение "Кончил дело - гуляй смело". В этом упражнении попытайтесь оправдать и интонационно выразить пять способов мелодического звучания ударной гласной в русской речи.
 Для того, чтобы легче ощутить это движение голоса в звучании одного лишь слога, мы заменим слово "мама" одним слогом - "ма". Будем обращаться к маме с просьбой отпустить погулять.
 Фантазируйте, чем занимаетесь, почему мама упорно стоит на своем и не пускает гулять. Чтобы оправдать различное интонационное звучание фраз, продумайте, какими глаголами будете действовать, пытаясь добиться своей цели: уйти к товарищам на улицу. Допустим, используете такие глаголы: сообщаю, напоминаю, упрекаю, умоляю, проверяю, поражаюсь.
 - Ма, охота погулять. (Тон голоса ровный. Это простое сообщение о желании пойти погулять.)
 - Сядь!
 - Ма, меня друзья ведь ждут! (Напоминание маме с интонацией легкого удивления, при котором тон голоса слегка повышается к концу слога.)
 - Подождут.
 - Ма, зачем так говоришь? (Упрекаете ее, опуская тон голоса.)
 - Помолчишь?
 - Ма, ну я прошу - пусти! (Умоляете, прогибая голос па гласной А, сначала поднимая, затем опуская тон.)
 - Не канючь и не фусти.
 - Ма, как камень, ты тверда?! (Пораженный, проверяете, окончательное ли это решение мамы. В интонации наивысшая степень удивления - голос опускается и тут же поднимается в слоге ма.)
 -Да.
 Кончишь дело - гуляй смело.
 Надо обратить внимание на то, что в русской речи и мелодика вопросительных предложений носит восходяще-нисходящий характер звучания. Только в трех случаях восходящая линия звучания вопроса:
 93
 1) когда центр вопроса заключен в последнем слове:
  лекцию?
  на|
  пошли |
  Вы '
 2) в неполных предложениях (без сказуемого) с союзом А:
 о будущем?
  он? лекция?
  А А
 3) в предложениях, начинающихся со слова "разве":
  ресно?
  не инте |
 Разве это|
 
 Однако, если во фразе есть какое-либо обстоятельство, то
 она принимает восходяще-нисходящий характер звучания:
  ресно
  это не инте
  Разве для молодежи?
 
 Ко второму типу вопросительных интонаций (с восходяще-нисходящим рисунком) относятся:
 1. Фразы с вопросительными словами, стоящими в начале:
 
  "Как вы себя чувствуете?", "Какая сегодня погода?";
 
  2. Фразы с вопросительными частицами ли, неужели:
 
 "Придут ли они?", "Неужели не придут?",
 
  "Неужели это их не интересует?", "Думают ли они о деле?";
 
 3. Фразы с соединительным союзом или:
 
 "Поймут или нет?", "Ждать или уйти?",
 "Верит или сомневается?"
 В вопросительной фразе после повышения тона не все умеют опустить его и тем самым снижают выразительность, действенность речи.
 Прислушайтесь к тому, как убедительно звучит фраза, когда в конце тон голоса понижается в вопросительной интонации:
  да
 Ког| | человек
  |счастлив?
 К. С. Станиславский образно и точно по рисунку сравню? вопросительную интонацию с "кваканием":
 94
 квА- квА-
  квА? квА?
 
 Если текст состоит из нескольких вопросов, то они должны звучать обязательно по-разному: каждый последующий вопрос окрашивается более ярким мелодическим рисунком, звучит все более интенсивно.
 В речи мы прибегаем к форме полного вопроса (или, как назвал К. С. Станиславский, "многоколенному кваканию"), когда вопросительной интонацией окрашивается каждое слово фразы. Такую форму вопроса рождает высшая степень удивления, изумления, недоумения, возмущения и т. п.
 Одной из распространенных мелодических конструкций, используемых в живой речи, является конструкция перечисления. Приводя ряд фактов, аргументов, доводов, примеров, мы помогаем слушателям следить за логикой развития мысли. При перечислении создастся восходящая линия звучания слов, фраз. Надо научиться ступенчато двигаться вверх, при этом уметь опускать тон голоса на перечисляемых словах. Это понижение подчеркивает эмоциональное отношение говорящего, фиксирует внимание на значении мысли. Часто перечисление играет роль усилителя речи:
 Лицо являло след недавнего недуга,
 Стыда, отчаянья, моленья и испуга...
 (А. Н. Некрасов)
 Перечисления бывают неограниченные и ограниченные. При неограниченном перечислении рисунок звучания мысли восходящий ( / ). Можно именно так прочесть эти строки Некрасова, слегка повышая каждое слово (но выделяя его понижением) и, не закончив перечислять многозначность оттенков чувств, отразившихся на лице несчастного, поставить после последнего слова многоточие. При ограниченном же перечислении конструкция фразы - восходяще-нисходящая: предпоследнее слово перечисления звучит на самом высоком тоне, а на последнем слове топ голоса понижается
 моленья
  и испуга.
 95
 Оратор часто использует такую стилистическую фигуру, как антитеза - противопоставление. При мелодике противопоставления повышается тон голоса в первой части фразы и понижается во второй. И чем ярче этот рисунок повышения и понижения тона голоса, тем сильнее противопоставляется одно другому:
 в уме
 
 
 
 Поэтом можешь ты не быть.
 Но гражданином быть обязан.
 (Н. А. Некрасов)
 
 Пой лучше хорошо щегленком,
 Чем дурно соловьем.
 (И. Л. Крылов)
 
 Мелодические схемы противопоставления и сопоставления хорошо тренируются на пословицах, поговорках, афоризмах, крылатых выражениях:
 
 Не всегда говори |то, что знаешь|, но всегда знай то, | что говоришь.
 Часто красиво говорят, I а слушать нечего.
 Что не складно, I то и не ладно.
 Ничего не может быть в уме, | чего не было в чувстве,
 Коротко и ясно, I оттого и прекрасно.
 Не гордись званием, I а гордись знанием.
 
 Пользуется оратор и побудительными предложениями в своей речи. Мелодическая схема их похожа на повествовательное предложение (восходяще-нисходящая линия звучания), но имеет свои особенности, которые надо знать. При побудительном предложении: 1) несколько выше произносится начало фразы; 2) значительно ниже высота тона последнего ударного слога во фразе; 3) больше интервал в высоте тона между самым высоким и следующим за ним низким тоном.
 Бесконечно разнообразны мелодические конструкции восклицательных предложений, как бесконечны эмоции, чувства, волевые импульсы, желания, которыми сопровождается речь
 96
 говорящего. Любое повествовательное, вопросительное предложение можно сказать с восклицанием. При этом в более высоком тоне звучит все предложение; меньше падение тона на последнем ударном слоге; более интенсивно звучит фраза. Есть восклицания, которые выражаются каким-либо местоимением (какой, какая, такой, такая), наречием (как), междометием (ах, ох, о, аи...), словами, перешедшими в междометие (батюшки, господи).
 
 ДИАПАЗОН ГОЛОСА
 
 Понятие "диапазон" включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. При расширении диапазона необходимо сохранять качество звучания голоса во всех регистрах. Регистр - это часть звукоряда, это ряд звуков, объединенных прежде всего тембровым единством.
 Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех регистрах: в верхнем (или головном), среднем и нижнем (или грудном), надо добиться совокупности работы резонаторов. Это значит, что при звучании голоса в грудном регистре работает и головной резонатор, а при звучании в головном - и нижний. Этому способствует наш прием "подлаивания".
 
 Упражнение "Трап".
 
 Диапазон свой разовью
 В прыжках на трап и на траву.
 Три разных трапа предо мной.
 Я звуку помогу рукой.
 "Подлаивать" не забывать.
 И все три трапа можно "взять".
  трап! С трапа
 С травы на|
  на траву.
  трап! С трапа
 С травы на|
  на траву.
 
 
  трап! С трапа
 С травы на|
  на траву.
 
 
 Прибегайте к помощи руки, которая активно "прыгает" на воображаемый трап. За рукой, которая легко "вспрыгивает" па видимую внутренним взором высоту, свободно повышается и тон голоса.
 Упражнение "Этажи". Поднимайтесь по этажам, отсчитывая пройденные:
  и шестой этаж...
  и пятый этаж,
  и четвертый этаж,
  и третий этаж,
  и второй этаж,
  И первый этаж,
 
 Проверяйте опору звука, "подлаивая" слово "этаж". Слова "и первый, и второй, и третий..." как бы кладутся все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр.
 Теперь спускайтесь вниз:
 И шестой этаж,
  и пятый этаж,
  и четвертый этаж,
  и третий этаж,
  и второй этаж,
  и первый этаж.
 Дойдя до "первого этажа", не "сажайте голос на горло", а обязательно держите его в высокой позиции - на "опоре" (и на грудных тонах посылая звук в головной резонатор).
 Упражнение "Чудо-лесенка". Чтобы не забыть об "опоре" при работе над диапазоном голоса, полезно, повышая строку стихотворения, говорить текст четко но слогам. Так можно проверять опору звука на каждом произносимом слоге:
 
 - Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю, (низкий тон)
 - Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю: (выше)
 - Шаг-на-го-ры, (выше)
 - Шаг-на-ту-чи... (еще выше)
 - А подъ-ем-все-вы-ше, кру-че... (еще)
 - Не-ро-бе-ю, петь хо-чу, (еще)
 - Пря-мо-к-солн-цу-я-ле-чу! (самый высокий тон голоса)
 
 
 Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие, едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет? Еще раз попробуйте, сдерживая голос в его стремлении вверх!
 98
 Постепенность повышения и понижения голоса - важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она говорит о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом. Это достигается большим трудом. Поэтому следует уделять максимум внимания подобным упражнениям.
 Упражнение "Авиамоделист". Кисть руки - это сконструированная вами "авиамодель". Вы искусно управляете ею: "модель" набирает высоту, опускается, снова взмывает в поднебесье, делает "мертвую петлю", мягко опускается на землю... Сопровождайте движение руки ("модели") тянущимся звуком АААА... Голосом "рисуйте" путь следования "модели", которая легко маневрирует в воздухе.
 У п р а ж н е н и е "Прыгун". Вообразите, что просматриваете киноленту, которая зафиксировала (замедленные кадры) ваш прыжок в высоту через планку. Видя (на своем "внутреннем экране" - в воображении) "линию прыжка", рисуйте его голосом.
 Вот примерное графическое изображение линии звучания такого текста:
  голосовой "загиб"
  И вот лечу... кручу.
  Прыжок...
 Разбег...
  Теперь мне надо опуститься
 Чтоб ставить точку
  научиться.
 
 На слове "загиб" загните голос кверху. Затем спокойно опускайте его вниз и положите на "дно".
 Сопровождайте слова движением руки, рисующей прыжок. Рука свободная, движется плавно, мягко, как в состоянии невесомости. Так же свободно, легко поднимаясь и опускаясь, звучит голос. Мысленно проделывайте движения прыжка.
 А теперь убыстрите темп речи, легко "взбегая на вышку" с таким текстом:
 Вот оборот! взлетаю! Как птица я... Прыжок! взбегаю я легко На вышку
 99
 И вниз
 стрелой
  Скрываюсь быстро
  под водой.
 
 Упражнение "Ворона"
 
 Ворона каркнула и
  вверх взлетела - быстрый "взлет" голоса.
 Так удивил ее Сороки глас!
 Потом понижение большими интервалами до грудного регистра
  спустилась,
  мягко села,
 С укором поглядев на нас:
  Ведь по-сорочьи "тр!тр!" мы трещали. Средний регистр
 Подвижность диафрагмы развивали.
 
 Упражнение "В лесу".
 Диапазон чтоб свой развить,
 Люблю с утра я в лес ходить.
 Регистры средний, и грудной
 Я разовью, и головной.
  Вокруг себя лишь посмотрю
 И радостно заговорю: -
 Грудной регистр мой
 ниже пня -
 Такой есть голос у меня.
 А средний - словно тот дубок:
 Не низок он и не высок. А головной -
 как та сосна
 Стоит стройна и зелена!
 
 Упражнение "Новогодняя елка".
 
 Ай да елка! Красота!
 Широта и высота!
 Снизу вверх гляжу, гляжу...
 Глаз от ней не отвожу!
 Вот гирлянды,
 Фонари
 И шары,
 шары,
 шары...
 Поглядите-ка туда:
  Что там светится?
 Звезда!
 100
 
  Ай да елка! Красота!
  Я любуюсь неспроста.
 Тренируюсь заодно:
 Проверяю "верх" и "дно".
 
 Упражнение "Колокола".
 Для того, чтобы звук был качественно однородным во всех регистрах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр. Это достигается слаженной работой всех резонаторов.
 Для сглаживания переходов из регистра в регистр проделайте такое упражнение.
 В грудном регистре ,
 Что за гром?
 Бум! Бом!
 Бум! Бом!
 А в среднем гул На целый дом:
 Бим-бом! Бим-бом!
 Вот в головном Чистейший звон:
 Динь-дон! Динь-дон!
 И все звенит, Гудит им в тон:
 Динь-дон!
 Бум-бом! быстрое переключение с грудного в головной регистр.
 
 Динь-дон!
 Бум-бом!
 Все шутливо, весело. Послушайте себя, что делается в вашем "доме" (в резонаторах). Действительно, во всех регистрах голос звучит легко, собранно, звучно! Значит, резонаторы работают совокупно.
 
 Упражнение "Регистры".
  Идите голосом за текстом, помогая звучанию рукой.
 Головной регистр (голос звучит высоко)
 И средний регистр (голос звучит на "центре")
 И грудной регистр я стремлюсь развивать (звучит ниже "центра")
 Чтоб здесь говорить (показываете рукой на диафрагму)
 И тут говорить (показываете на грудь)
 И там говорить (рука выше головы)
 И здесь говорить! (на диафрагме)
 
 101
 
 Забавно? Наивно? Хорошо. Верьте в результат таких упражнений. Они придают свободу, непринужденность, а это одно из главных условий верного звучания.
 Упражнение "Спор". Тренируйтесь не только в постепенном повышении, но и в понижении тона голоса. Знайте свою самую высокую "рабочую" ноту ("потолок") и самую низкую ("дно").
 Первый: Чем шире наш диапазон,
 Тем больше выразит нам он. Давай поспорим. Заодно
 Проверим "потолок" и "дно".
 Второй: Широк ли твой диапазон?
 Первый: Широк ли? В две октавы он.
 Мой!.. (первый)
 Мой шире! (второй)
 Мой! (первый)
 Второй: Мой шире! (Спорят, постепенно повышая тон голоса)
 
 Наконец, один из спорщиков, почувствовав, что выше идти не может, в речевой - утвердительной интонации (переходя от "стона" к "лаю") говорит:
 Твой шире! Вот мой "потолок", Пойдем-ка вниз с тобой, дружок!
 
 Второй: Мой шире! (Спорят, постепенно понижая тон голоса)
 Мой!
 Мой шире!
 Мой!..
 Тот, кто ощутил предел голоса в грудном регистре, не может больше понижать тон голоса, говорит:
 Твой шире! Вот мое и "дно".
 Второй: И я закончу заодно.
 Не забывайте о сонорном согласном М в слове "мой". Помните о "стоне". Произносите слова "мой шире" как одно слово: слитно, монотонно. Ведь вы демонстрируете умение повышать и понижать тон голоса. Не сердиться! Не зажимать звук. В разговорно-утвердительной интонации перед "потолком" и "дном" не забывайте о "подлаивании". Оно позволяет проверить "рабочие" высокие и низкие тона голоса.
 
 Упражнение "Батут".

<< Пред.           стр. 6 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу