<< Пред. стр. 20 (из 34) След. >>
Быстрая печать на карманном компьютере клавиатурного типа, вообще говоря, возможна, но с рядом оговорок. По опыту автора, достаточно хорошо владеющего "слепой" десятипальцевой печатью на обычной клавиатуре компьютера, можно утверждать, что маленький размер клавиатуры Psion затрудняет правильную постановку пальцев, а тугой ход клавиш замедляет работу и увеличивает количество опечаток. Поэтому на Psion 5mx автору не удается написание текста в режиме "потока сознания", когда пальцы полностью успевают за мыслью, как это происходит на обычном компьютере.Некоторые неудобства связаны также с раскладкой - в английском языке меньше букв, чем в русском, поэтому в стандартной раскладке русской клавиатуры буквы "э", "щ", и "ъ", а также некоторые полезные знаки препинания вводятся с помощью функциональной клавиши, т.е. "Fn + ц" для получения "щ", "Fn + Shift + ц" для получения "Щ", и т.п. Впрочем, в русификаторе RusPsion, которым пользуется автор, можно установить альтернативную раскладку, в которой редким буквам и знакам препинания назначены цифровые клавиши, а цифры печатаются с помощью клавиши Fn (или, при большом объеме цифр, просто переключением на английскую раскладку).
Альтернативным способом печати, который для кого-то может оказаться более удобным, является использование бесплатной программы NightKeyR, выводящей на экране поверх окна приложения изображение клавиатуры желаемого размера. Буквы при этом набираются стилусом, как на бесклавиатурных КПК, причем за счет возможности менять размер клавиатуры такой набор получается более удобным, чем на экранной клавиатуре Palm. Это решение удобно в темноте, когда основная клавиатура не видна, а экран можно осветить изнутри подсветкой, а также при работе на весу. В последнем случае, кстати, некоторые любители применяют печать большими пальцами обеих рук, обхватывая Psion всеми остальными, от мизинца до указательного.
Резюмируя, можно сделать вывод, что на Psion 5mx, как и любом другом клавиатурном КПК, возможен достаточно быстрый набор текстов при невладении десятипальцевой печатью, поскольку привыкшим печатать меньшим числом пальцев легче уместить их на небольшой клавиатуре. Вопрос же о возможности полноценной десятипальцевой печати остается скорее дискуссионным. В публикациях на тематических сайтах автору встречалось свидетельство студента, записывавшего на Psion лекции (!) в режиме реального времени, который утверждал, что при владении обычной десятипальцевой печатью полноценно перенести соответствующие навыки на Psion можно за несколько дней, добившись скорости 150-200 знаков в минуту. Скорее всего, так оно и есть - печатали ведь люди с высокой скоростью на механических пишущих машинках, клавиши которых требовали гораздо большего усилия, чем клавиши Psion, да еще и "без права на ошибку". Поэтому автор может предположить, что если бы перед ним стояла острая необходимость с высокой скоростью создавать большие объемы текста на Psion, он сумел бы полностью приспособиться к особенностям клавиатуры горячо любимого аппарата.
Приложение Sheet и управление ресурсами
Sheet представляет собой очень упрощенный аналог MS Excel - всего один лист в документе, достаточно скромные возможности форматирования ячеек, более краткий (впрочем, достаточно внушительный) список математических и прочих функций, возможности сортировки, возможность создавать графики нескольких основных типов.
Автор использует это приложение в основном для простого "управления складскими запасами" и отчасти - для управления задачами. В Psion копируются, особенно перед поездками, несколько ключевых листов основной системы управления задачами и ресурсами, которые могут потребоваться для принятия решений. В ходе удаленной работы в Sheet ведется также хронометраж, который затем легко переносится в общую базу в Excel.
Аналогичным образом в простую Sheet-табличку заносятся сведения, необходимые для управления ресурсами, которые затем переносятся в более мощную и структурированную базу управления ресурсами на большом компьютере. Например, обсуждая печать учебных органайзеров и других ТМ-продуктов в копи-центре, автор может записать в более или менее свободном формате (в зависимости от отлаженности и привычности методов обработки именно этого типа данных) информацию о том, сколько органайзеров куда отправлено курьерской службой, сколько он забрал сам, сколько осталось в копи-центре и для чего, и т.п.
Попутно можно прикинуть стоимость будущего заказа с помощью простой таблички со столбцами "Продукт / Цена / Количество / Стоимость / Стоимость в у.е.", которая дает очень хороший обзор вопроса, позволяет легко "играть" различными параметрами, видя их взаимосвязи и принимая решения, что гораздо удобнее обычных подсчетов на калькуляторе. Наверняка, читатель, вам знакома картина издерганного и отвлекаемого продавца, мучительно продирающегося сквозь собственные прайсы и скидки, и покупателя, с не меньшими муками пытающегося сложить в голове какую-то целостную картину, и в итоге вынужденного махнуть рукой в духе "авось в бюджет уложимся, а если не уложимся - что-нибудь придумаем". Использование простых электронных табличек, которые у вас всегда в кармане, позволяет таких ситуаций избежать.
Здесь же стоит упомянуть стандартное приложение Calc, т.е. калькулятор. Можно использовать простую его версию (имеющую достаточно удобное поле "протокола", в котором в удобном для восприятия виде фиксируются все операции), либо "научную", с тригонометрическими и тому подобными функциями. Говоря об этом приложении, уместно отметить одно важное удобство карманного компьютера: он позволяет избавиться от большого числа мелких "карманностей" (калькулятор, диктофон, будильник, записная книжка с телефонами, и т.п.), т.е. существенно снизить количество головной боли при сборах в командировку или в более "локальный" выезд.
Приложение Contacts и управление "валютой бизнеса"
Нет нужды рассказывать читателю о важности для делового человека эффективного управления контактами. Количество людей, с которыми приходится общаться современному менеджеру или предпринимателю, как правило чрезвычайно велико. И информация о контактах - как раз тот род информации, который желательно всегда иметь с собой. Причем, в отличие от других типов информации, желательно иметь все контакты за все время сознательной деятельности, поскольку никогда не знаешь, чьи координаты могут неожиданно понадобиться по самому неожиданному поводу. Контакты и связи - это валюта бизнеса ("не имей сто рублей..."), но что пользы в вашем богатстве, если кошелек в нужный момент оказался не с вами, а дома? Таскать же с собой килограмм визиток, согласитесь, достаточно неудобно.
Итак, на КПК должны храниться по возможности все ваши контакты. К сожалению, при синхронизации с Outlook в приложение Contacts не передаются категории, а работать со сплошным алфавитным списком из сотен контактов достаточно неудобно. В принципе, поверх стандартного Contacts можно устанавливать более сложные программы, позволяющие, например, создавать иерархическую систему каталогов контактов. Но автор использует гораздо более простое решение: в поле Notes большинства контактов подписываются ключевые слова, задающие "категорию" контакта. Таким образом, например, на вопрос потенциального клиента "С кем я мог бы побеседовать о качестве ваших семинаров?", в окно поиска вводятся слова "client" и/или "trainingcentre", и из полученного списка выбираются контакты, наиболее подходящие по географическим, тематическим и тому подобным параметрам.
В одной из статей на тематических сайтах автор встречал упоминание о том, что пополнять базу контактов очень удобно, считывая визитки сканирующей ручкой-переводчиком CPen, которая может "общаться" с Psion по инфракрасному порту. Скорее всего, при объемах контактов начиная от нескольких новых визиток в день, а также при необходимости часто делать выписки из бумажных документов, это решение действительно достаточно удобно.
Приложение Agenda и управление задачами
В деятельности автора статьи существует сравнительно немного жестких привязок, типа "вторник, 21.01, 9:30-11:30" - как правило не больше 2-3 в неделю, с дальностью не более 1,5-2 месяцев в будущее. Но решения именно по такого рода задачам, как правило, приходится принимать в походных условиях, договариваясь о встрече, дате семинара, и т.п. Причем высока "цена ошибки" как при заключении такой договоренности, так и при ее осуществлении. Поэтому автор, осуществляя основное планирование в Excel-системе собственного изготовления, информацию о задачах с "жестким" временем исполнения (не путать с задачами, имеющими deadline, типа "написать статью к 15 января") счел необходимым дублировать в Agenda, и, соответственно, в Outlook, с которым она синхронизируется. Синхронизация, надо сказать, не безоблачна (например, будучи стерта в Outlook, задача при синхронизации стирается и в Psion, но не наоборот), однако ее недостатки больших неудобств не доставляют.
В Agenda есть несколько способов представления расписания, по мнению автора значительно более удобных, чем в Palm (чему способствует, в частности, широкий экран). Представление "День" разворачивает на весь экран временную сетку, на которой под соответствующим временем отображаются задачи, а в начале дня - не привязанные к времени задачи из ToDoList.
Последний является одним из элементов представления "Дела", в котором присутствуют, кроме ToDoList, категория Notes (к сожалению, не синхронизируемая с разделом "Заметки" в Outlook, что было бы логично), а также все пользовательские категории, заведенные в Outlook, каждая из которых в Psion выглядит как один из двух листков на развороте блокнота, на листке - соответствующие записи в порядке приоритета либо даты создания. Записи из этого представления синхронизируются с разделом "Задачи" в Outlook.
Оба названных представления используются достаточно редко, второй, в основном, для перебрасывания в Outlook маловажных дел типа "проконтролировать", "напомнить", и т.п., либо для кратких мыслей (длина записи в Agenda ограничена сравнительно небольшим количеством символов).
Наиболее активно используемое автором представление - "Неделя". Это "страница ежедневника", на которой развернуты семь дней, в днях - задачи с подписанным временем начала, внизу - уголки для перелистывания недель, сверху - поле для вызова календаря простым "кликом" стилуса. Такое представление при упоминавшемся уже количестве "жестких" задач в районе 2-3 в неделю дает наиболее удобный обзор для принятия решений.
Еще более качественный обзор ("оплаченный" несколько меньшим удобством ввода задач) дает представление "Занятое время". Это чрезвычайно удобный двухмерный график, по горизонтальной оси которого идут дни с указанием чисел и дней недели, по вертикальной - часы дня. Задачи отображаются прямоугольничками соответствующего размера, кликнув на которые, можно посмотреть / изменить параметры задачи (к сожалению, нельзя просто перетаскивать задачи по графику, можно только вводить новые дату и время исполнения). На графике видны одновременно четыре недели, внизу уголки для перелистывания вперед и назад. График дает прекрасное представление о степени "загруженности" времени жесткими договоренностями, о равномерности их распределения по времени (которое снижает риски неисполнения договоренностей), и т.д. В тех "наладонниках", которые автор хорошо рассматривал вблизи, такого графика не было, а разделы календарного типа давали гораздо худший обзор и устроены были менее логично, чем в Agenda.
Представления "День", "Неделя" и "Занятое время" отображают одни и те же задачи, которые синхронизируются с разделом "Календарь" в Outlook. В представлении "Планировщик года" вводятся особые сущности - "события", которые отображаются на двухмерном графике года (по вертикали месяцы, по горизонтали дни). Это, например, "отпуск", "конференция", и т.п. Можно настроить их отображения в разделах "День" и "Неделя". Теоретически представление удобно для годового планирования, но практически автор его не использует, т.к. для личного стратегического планирования применяет более мощные средства, чем календарный график.
Наконец, существует представление "Годовщины", элементы которого отображаются в календарных планах и превращаются в "повторяющиеся задачи" в Outlook при синхронизации. Поскольку для планирования поздравлений, каждое из которых может требовать различной "заблаговременности" приготовлений, автору необходимо нечеткое планирование на основе метода структурирования внимания, представление "Годовщины" не используется.
В заключение стоит отметить, что записи в Agenda делаются обычно в достаточно "стационарных" условиях, не на бегу, поэтому работать с ней в Psion достаточно удобно. Если бы автор работал в большом коллективе с суетой и беготней, непрерывно "решая проблемы", Palm был бы для этого удобнее. Psion же - инструмент для более вдумчивой и неторопливой мобильной работы.
Приложение Email и управление коммуникациями
Автор не относится к широко распространенному типу менеджеров, не могущих прожить пяти минут без поступления свежей информации, поэтому не может "похвастаться" особо активным использованием мобильной связи. Хорошо организованная работа подчиненных и эффективно налаженные отношения с контрагентами не требуют ежеминутного скачивания электронной почты. Тем не менее, иметь доступ к этому каналу связи в походных условиях бывает достаточно полезно.
В Psion5mx, которым пользуется автор, имеется стандартное приложение для работы с электронной почтой, похожее на Outlook Express с несколько ограниченной функциональностью. При установке PsiWin (программы на большом компьютере, обеспечивающей обмен данными с Psion) можно поставить веб-браузер Web, либо, при необходимости работы с более сложными страницами - воспользоваться "карманной" версией браузера Opera. Программа Email устроена достаточно удобно - можно завести несколько ящиков, причем скачивать в них только заголовки, а потом "копировать" их в Inbox, вызывая скачивание соответствующего сообщения с почтового сервера. Но в целом из-за многочисленных мелких технических сложностей (например, с кодировками), мобильный интернет на КПК является делом довольно утомительным, и пригодным скорее при небольших объемах такой работы.
Встроенного модема в Psion5mx нет - к нему можно либо купить отдельно внешний модем (нетипичное решение) либо пользоваться мобильным интернетом (типичное решение). Мобильный телефон "общается" с Psion с помощью инфракрасного порта либо кабеля. При этом российские операторы мобильной связи активно осваивают технологию GPRS (General Packet Radio Service), которая отличается тем, что вы платите не за время соединения (как за обычный мобильный интернет), а за переданный объем данных. Таким образом с помощью этой технологии можно не торопясь читать письма в веб-интерфейсе почтового сервера и отвечать на них, общаться в форумах, и т.п. Естественно, для создания полноценной "связки" с КПК нужен соответствующий мобильный телефон. Из обладающих всем необходимым функционалом и при этом аскетичных (не страдающих малополезными в практике излишествами) моделей назовем Nokia 6310i, Ericsson T68, Siemens S55.
Приложение Jotter и управление мыслями
Функционал приложения Jotter ("Блокнот") достаточно беден. К сожалению, здесь нет ни синхронизации записей с разделом "Заметки" в Outlook, ни возможности создавать каталоги и другие способы упорядочения записей. Есть только сплошной список "карточек" и поиск по их содержимому (что в принципе дает возможность делать "тематические выборки" с помощью заранее внесенных в карточки ключевых слов).
Поэтому для эффективной синхронизации мыслей с основной картотекой на компьютере используются задачи специально выделенной под это категории в Agenda. Поле примечания в задачах Outlook, позволяющее вносить в него большой объем форматированного текста, в Agenda превращается в приложенный к задаче Word-файл. Для доступа к нему нужно сделать чуть больше "кликов" стилусом, чем для доступа к примечанию в задаче Outlook, но в целом это достаточно удобное решение. Jotter при этом используется как "приемник" мыслей, благодаря возможности быстрого доступа к нему. В Jotter у автора статьи имеют место следующие типы записей:
1. Карточка "Часто читать". В нее заносятся мысли, требующие достаточно быстрого реагирования. Особо важно/срочные мысли дублируются в приложение Agenda в ToDoList, который синхронизируется с разделом задач в Outlook.
2. Карточки-"протоколы". Например, "Журнал ХХ, такого-то числа такого-то года". В этой карточке может оказаться услышанный от редактора примерный план следующих номеров журнала, наброски мыслей по статье для обсуждавшегося номера, и т.п. По мере потери актуальности такие карточки стираются или архивируются.
3. Карточки мыслей и выписок. Мысли, как правило, ведутся не "дробно" (одна мысль - одна карточка), а "тематически", т.е. имеются карточки "ТМ-книга", "Проект фирма ХХХ", "Вопросы на форум MyPsion.ru", и т.п. Специфический тип таких карточек - выписки из книг или их серий (напр. "Латынина", куда попали все выписки из вейского цикла). Содержимое этих карточек время от времени переносится в упомянутые выше задачи Agenda - "переносчики" мыслей на основной компьютер.
В принципе при больших объемах синхронизируемой информации можно приспособить для этого приложение Email, выделив отдельную папку или группу папок на письма с мыслями, которые после синхронизации с Outlook можно перебросить в раздел "Заметки". Но автору хватило изложенного выше механизма.
Стоит отметить, что после появления карманного компьютера, по мере приноровления к его клавиатуре и приближения скорости печати к "потоку сознания", в личной работе автора начало резко снижаться количество бумажек с мыслями. Это явление можно отметить как чрезвычайно положительное: система управления мыслями и задачами упрощается, становится более мобильной; благодаря дублированию данных снижаются риски их потери.
Дополнительные функции
Опишем несколько дополнительных полезных возможностей и приложений, которые дадут читателю представление о том, как еще можно использовать карманный компьютер в менеджерской практике.
Управление проектами
Достаточно недорогая ($15) программа Plan5 является "карманным аналогом" MS Project. Теоретически ее можно использовать как самостоятельный пакет для управления проектами. Фактически работа со сложными и тонкими интерфейсами на КПК не слишком удобна. Поэтому наиболее реалистичный способ применения программы - регулярно сбрасывать на карманный компьютер обновленные файлы проекта из MS Project (программа понимает его формат, правда не самых новых версий), чтобы иметь возможность посмотреть или показать кому-то "в походных условиях" текущее состояние проекта, немного "поиграть" со сроками и ресурсами, и т.п.
Программа позволяет вводить работы с их длительностями, взаимосвязями и необходимыми ресурсами, объединять работы в фазы, работать с сетевыми диаграммами и диаграммой Гантта, расчитывать загруженность ресурсов, критические пути, и т.п. Имеются достаточно богатые средства отображения данных - ресурсные графики, списки работ, и т.п. (к сожалению, нет возможности строить WBS).
Автор статьи крайне редко работает с хорошо формализуемыми проектами, допускающими применение обычного программного обеспечения, и предпочитает собственные разработки в Excel, дающие более высокую гибкость. Поэтому автор не берет на себя смелость судить, насколько программа может быть удобна для активно практикующего менеджера проекта. Скорее всего, при частой работе менеджера проекта вне офиса возможность иметь легко обновляемую копию проекта в буквальном смысле "в кармане" может быть чрезвычайно полезна.
Игры
В школьном возрасте автор статьи несколько лет занимался шахматами в домах и дворцах пионеров, что внушило ему стойкое многолетнее отвращение к этому виду времяпрепровождения. Карманный компьютер неожиданно помог вернуться к шахматам как способу интеллектуального отдыха. Бесплатное приложение Chess оказалось удобно для отдыха между чтением книг в длительных перелетах, а также, что очень важно, для отдыха в кратких паузах семинаров. Поскольку на семинарах в большей степени работает эмоциональная составляющая (интеллектуальное содержимое семинара на 90% хорошо известно и отработано заранее, важно его вдохновляющим образом донести), шахматы помогают резко переключиться на чисто интеллектуальную работу и дать хороший отдых эмоциям. Кроме шахмат, для КПК существует достаточно много интеллектуальных игр, которые при разумном употреблении могут быть полезной составляющей личной работы.
Биоритмы
Программа для расчета биоритмов некоторое время достаточно активно использовалась автором для тактического (на 3-4 недели вперед) планирования рабочей нагрузки. Программа умеет экспортировать информацию в Agenda, а также сравнивать биоритмы разных людей. Поскольку биоритмы напрямую зависят от даты рождения, степень "совместимости" биоритмов двух человек всегда постоянна. Например, невысокая (скажем, 20%) совместимость по эмоциональному ритму означает, что в то время, когда один из вас испытывает прилив вдохновения и энтузиазма, другой, скорее всего, находится в противоположном состоянии. Совместимость или несовместимость, по всей видимости, не "плоха" и не "хороша", но может требовать различных приемов "стыковки" деятельности разных людей в команду.
Работа со звуком
Для использования КПК в качестве диктофона можно воспользоваться стандартным приложением Record. Существует также возможность "аппаратной" записи на диктофон с помощью внешних кнопок, без открывания и включения компьютера. Для любителей использовать диктофон в качестве дополнения к творческой картотеке это может быть достаточно удобным.
Автор использует для звукозаписи бесплатную программу ENoteM, обладающую более серьезным функционалом, чем Record. В частности, она позволяет записывать звук сразу в формате mp3, который занимает меньше места, чем стандартный EPOC sound, и может быть переносим на большой компьютер без конвертации.
Инфракрасный порт
Карманный компьютер может с помощью ИК-порта "общаться" с лазерными принтерами, имеющими такой же порт. Таким образом можно выводить на печать документы с КПК без "посредничества" большого компьютера.
В публикациях на тематических сайтах автору встречалось упоминание о таком любопытном способе применения ИК-порта, как обмен информацией на переговорах, незаметный для противоположной стороны. Самому использовать не приходилось, но направление для размышлений достаточно интересное.
Пароли и безопасность информации
В интервью с менеджерами на тематических сайтах отмечается, что карманный компьютер может быть весьма удобен для хранения секретной информации. В частности, установленный на Psion 5mx пароль можно вскрыть только одновременно с потерей всех данных. Таким образом если вы опасаетесь за безопасность конфиденциальной информации на своем компьютере, хранить ее только на КПК может быть неплохим решением. Естественно, желательно регулярно делать резервные копии, например на компакт-диски, хранящиеся в достаточно надежном месте.
Заключительные общие замечания
Карманные компьютеры часто укоряют за малый объем памяти. Такие укоры достаточно несправедливы. Например, все необходимые автору программы занимают всего около 5-10 Мб памяти из имеющихся в Psion 5mx 16-ти. Кроме того, имеется разъем для карты CompactFlash, вставляемой внутрь КПК наподобие дискеты. Такая карта объемом 16 Мб позволяет дополнительно загрузить достаточно пристойную библиотеку, а карта объемом 128 Мб - записывать в формате EPOC sound, конвертируемом в "общекомпьютерный" wav, до 8 часов звука. Применение программы ENoteM, позволяющей записывать в более компактном формате mp3 (опять же "общекомпьютерном", не требующем никакой конвертации), еще больше.
Требует некоторых усилий и привычки работа с маленьким экраном. При этом экран Psion5mx, как и любого другого клавиатурного карманного компьютера, выгодно отличается от экранов "наладонников" своей шириной (размеры экрана Psion5mx примерно 13 * 5 см), которая позволяет удобно читать и набирать тексты с привычной длиной строки, работать с расписаниями в приложениях Agenda и Plan5, имея вполне приемлемый обзор, и т.п.
Еще одна сложность, связанная с применением карманных компьютеров - нестыковки форматов и кодировок. Эта проблема на 90% решается простыми мерами: чтением документации (увы, читатель, но именно так!) и установкой соответствующих программ. Поставляемые на российском рынке вместе с карманными компьютерами программы-русификаторы обычно позволяют легко осуществлять конвертацию непосредственно при переносе файлов между КПК и компьютером. Установка дополнительных программ, например nConvert, позволяет осуществлять конвертацию непосредственно на КПК. То есть, получив по электронной почте письмо с аттачментом в формате MS Excel, вы сможете прямо в "походно-полевых условиях" преобразовать его в EPOC Sheet и прочитать. К сожалению, за "сверхмобильность" все же приходится платить - некоторые неудобства и сложности с совместимостью неминуемо сохранятся. Именно поэтому КПК вряд ли когда-либо станет полноценным заменителем ноутбука, а их совместное применение еще долго останется оптимальным решением "задачи мобилизации" для большинства случаев.
Проектирование персональной "системы мобилизации"
Выбор компьютера
Можно предложить несколько основных шагов для выбора карманного компьютера, или, ставя вопрос более системно - проектирования всего комплекса "материальных носителей" вашей личной работы.
1. Определить характер и степень вашей "мобильности"
Для удобства есть смысл опираться на несколько типовых вариантов:
1. Редкие перемещения на большие расстояния и длительные сроки (от 2-3 дней), достаточно длительные временные интервалы работы. Ноутбук / субноутбук.
2. То же самое, но с наличием большого количества мелких задач, не привязанных к точному времени, связанных с перемещениями внутри офиса, "привязкой" к людям или тематикам, и т.п. Ноутбук / субноутбук + "органайзер Литвака" (печатное расписание задач на день) либо Palm.
3. Тот же характер больших перемещений, плюс наличие небольших (в рамках офиса или города), связанных с необходимостью "утилизировать" маленькие временные интервалы (до получаса). Ноутбук + КПК + (возможно) печатное расписание.
Результат этого этапа проектирования - два-три примерных решения "в целом" по техническим носителям.
2. Определить основные функции компьютерных "носителей" и уточнить проекты решений
С помощью предложенных выше примеров, а также чтения статей на тематических сайтах, полезно определить список основных задач, которые вы будете решать с помощью мобильных инструментов. При этом ваши проекты (варианты сочетания различных инструментов) уточняется по следующим направлениям:
1. Технические и ценовые требования к ноутбуку и карманному компьютеру. Например, учитывая характер и частоту ваших перемещений, каков должен быть вес ноутбука? Собираетесь ли вы слушать музыку с помощью карманного компьютера (это будет аргументом в пользу Pocket PC) или вам достаточно этой функции на ноутбуке? И т.п. Здесь же можно начать склоняться в пользу одной из трех основных реализаций мобильной части, т.е. клавиатурного КПК, либо бесклавиатурного типа Palm, либо бесклавиатурного типа PocketPC.
2. Распределение этих функций между "носителями" и, соответственно, способы их взаимодействия, обмена информацией. Например, если вы собираетесь читать электронную почту и с помощью карманного компьютера, и с помощью ноутбука, каким образом будет поддерживаться единство архива почты? (например, карманный компьютер должен "уметь" работать с протоколом IMAP4, чтобы при работе с ним на почтовом сервере могли оставаться копии входящих и исходящих писем, которые при работе на ноутбуке могли бы попадать в общий архив; либо вам необходима возможность синхронизации почтовых программ КПК и ноутбука; и т.п.)
3. Дополнительная функциональность - GPS, технология беспроводной связи BlueTooth, сканирующие ручки, раскладные клавиатуры (при выборе бесклавиатурного КПК), и т.п.
Результат этого этапа проектирования - уточненные примерные решения, с более-менее понятным распределением функций, ценами, и т.п.
3. Выбрать итоговый вариант
Здесь можно воспользоваться процедурой многокритериальной оценки, причем как для решения в целом, так и для выбора конкретных частей (например, одного из вариантов карманного компьютера). Основные этапы такой оценки:
1. Сформулировать критерии, значимые для вас при оценке вариантов (например: цена, степень "карманности", удобство работы с текстами, и т.п.); придать этим критериям некоторые веса (удобно делать их приведенными к единице, например: цена - 0.4, карманность - 0.2... и т.п., в сумме единица), задающие значимость критериев.
2. Оценить варианты на соответствие этим критериям. Шкала для оценки не должна иметь больше девяти градаций; реально как правило хватает пяти, например от -2 до +2.
3. Подсчитать итоговые оценки для каждого варианта, перемножив оценки по критериям на веса соответствующих критериев.
Процедура такой оценки не является идеально корректной (телевизор с очень хорошим звуком и очень плохим изображением получит в ней "средне-нормальную" оценку, что явно не соответствует действительности). Но это не так уж важно, поскольку полезны не столько итоговые оценки, сколько сам процесс их получения, который помогает вам системно и дотошно рассмотреть различные варианты. Как правило результатом этого процесса становится четкое целостное понимание, какой вариант для вас оптимален, даже если цифры не однозначно свидетельствуют в его пользу.
Сайты поддержки
Как в процессе выбора карманного компьютера, так и в процессе его использования, очень полезно обращаться к публикациям и обсуждениям на тематических интернет-сайтах. Приведем несколько примеров:
1. "Секты". MyPsion.ru, PalmClub.ru. Сообщества людей, в большей или меньшей степени "сдвинутых" на соответствующих компьютерах. По этой причине не всегда объективных в суждениях, но зато готовых помочь "соплеменнику". Здесь же обзоры "железа" и программ, заметки о реальном опыте использования, и т.п.
2. "Технари". Hpc.ru, Handy.ru. Достаточно подробные обзоры, но как правило "технарского" характера, т.е. дотошное описание функций, скорее для "тонкого ценителя", чем для практика, выбирающего себе инструмент работы и не желающего залезать в глубокие дебри.
3. "Поддержка принятия решений". Mabi.ru, PocketSux.ru. Эти сайты, на наш взгляд, ближе всего подошли к той задаче, которую должна выполнять и наша статья - т.е. помочь не искушенному в технике человеку выбрать рабочий инструмент. На сайте mabi.ru рекомендуем обратить внимание на интервью с менеджерами, описывающими личный опыт применения карманных компьютеров. Там же имеются достаточно удобные в использовании публикации типа "Как настроить карманный компьютер для работы с интернетом через мобильный телефон". Сайт pocketsux.ru - "антирекламный", на нем собран "компромат" на различные модели карманных компьютеров. На него весьма полезно заглянуть, уже определившись с набором моделей, которые вам понравились - чтобы отсеять заведомо неприемлемые.
Наконец, напомним, что никакое чтение публикаций в интернете не заменит личного разглядывания и ощупывания различных моделей карманных компьютеров, которое дает интегральное впечатление и помогает принять финальное решение.
Заключение
Автор надеется, что читатель почерпнул из этой статьи вывод, который ему никогда не предложит ни одна рекламная статья по теме. А именно: карманный компьютер - это прибор, не относящийся к разряду "plug and play", "wash and go", и т.п. Проще говоря, чтобы сделать его мощным инструментом экономии вашего времени, необходимо потратить время и интеллектуальные усилия, приложить изобретательность и смекалку.
Скорее всего, это хорошо. Избалованный продуктами типа MS Office, авторы которых активно стараются отучить пользователя думать, человек может легко забыть, что инструменты, которыми он работает, можно и нужно тщательно затачивать, тратя на это усилия сегодня, а результат получая только завтра.
Обзаведясь карманным компьютером, вам придется осуществить небольшой инвестиционный проект. Он прекрасно напомнит о том, что инвестиции в свою эффективность - это "альфа и омега", суть всей науки и искусства тайм-менеджмента.
74. От удовлетворения потребителя к реализации ценностей
Ставим на место подход "от потребителя"
В первой половине двадцатого века в центре внимания находилось производство - его эффективность, совершенствование соответствующих методов и технологий, и т.д. В последние несколько десятков лет мы наблюдали неумолимое перемещение акцента внимания на потребителя - выяснение и формирование его желаний, выстраивание с ним отношений, в т. ч. эмоциональных, и т.д. Что дальше?
Подойдем к ответу на этот вопрос с двух сторон - эмоциональной и интеллектуальной. Эмоциональный ход будет следующим: нарисуйте, пожалуйста, двух человечков, подпишите под одним "Я любимый", под другим - "Мой клиент". А теперь возьмите фломастер своего любимого цвета и честно обведите кружочком того из этих двух человек, который для вас дороже, ближе и важнее. "Честно" - значит не оглядываясь на потребности PR, на стереотипы, которые вдалбливают глянцевые журналы для менеджеров, и т.д. Вряд ли у вас есть сомнения, что у автора есть сомнения, кого вы выбрали.
Теперь сделаем интеллектуальный ход в том же направлении. Каким образом произошел переход от "промышленной" парадигмы к "потребительской"? Фактически это был хорошо известный в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) "переход к надцели", ответ на вопрос "Зачем?" Зачем нам совершенствовать методы производства? - Для того, чтобы продать больше товаров лучшего качества, т.е. лучше удовлетворять потребителя.
Сделаем следующий переход к надцели. Зачем нам нужно удовлетворять потребителя? Чтобы получить больше денег, власти, славы, морального удовлетворения, признания, и т.д., и т.п. Формулируя то же самое в более общих терминах: удовлетворять потребителя нужно для того, чтобы реализовывать свои ценности. Т.е. вашими ценностями являются, например, благосостояние, независимость, и т.п. - вы ставите соответствующие цели, подзадачей которых является удовлетворение потребителя.
Нетрудно заметить, что как подход "от потребителя" не отрицал "производственный", но включал его в себя как составную часть, так и "ценностный" подход не отрицает необходимости удовлетворения потребителя, но ставит это удовлетворение на подобающее ему место. Точно так же, как в свое время "производственный" подход был "поставлен на место" "потребительским" подходом. Под "поставил на место" здесь понимается одновременно и указание на место подхода в общей картине, в т.ч. на его ограниченность, и, благодаря этому указанию ограниченности - указание на нежелательные проявления подхода и на возможности их устранения.
"Потребительский" подход сделал невозможными такие проявления "производственного" подхода, как например знаменитое фордовское "мы можем продать вам машину любого цвета, при условии, что этот цвет - черный". Новый подход позволил избавиться от "производственного снобизма", улучшить жизнь потребителей и общества в целом, и т.д. Но всякое положительное явление, переходя разумные границы, может превращаться в свою противоположность. Какие неприятные проявления "потребительского" подхода позволяет прекратить наш "ценностный" подход?
Болезненность и неестественность гонки, в которой сгорают люди бизнеса, теряя силы, здоровье и вкус к жизни, очевидна. Но причины этой болезни гораздо глубже, чем плохо налаженный личный тайм-менеджмент в техническом смысле слова. Это скорее неумение управлять своим временем на уровне последней ступени "лестницы тайм-менеджмента" (последовательности "эффективность - стратегия - философия"), на уровне выстраивания своей деятельности в соответствии со своими ценностями.
Ценности, которыми осознанно или неосознанно управляется среднестатистический современный деловой человек, являются в высшей степени навязанными. Для правоверного протестанта гонка за прибылью была вполне органичной, поскольку материальный успех был для него эквивалентен степени "предопределенности к спасению", а следовательно - "степени" блаженства в будущем мире. [См. Макс Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. Книга есть в интернете.] Для большинства современных бизнесменов уже не существует зависимости между количеством ноликов на банковском счете и уровнем загробного блаженства, но привычка к наращиванию числа этих ноликов - сохранилась.
Результат - непрерывная и всеобщая "продажа людям больше сыра, чем они могут съесть", голод в недоразвитых странах на фоне кризисов перепроизводства в переразвитых, и т.д. Механизмы этой всеобщей шизофрении описали Веркор и Коронель в романе "Квота" еще несколько десятилетий назад, и не слишком ошиблись в прогнозах. Вкратце суть происходящего можно выразить как попытку утолить жажду соленой водой - нужно или вовремя остановиться, или быть готовым к тому, чтобы лопнуть. Чтобы не уподобляться одинокой Кассандре, привлечем к своим словам авторитет Дж.Сороса, который в "Кризисе мирового капитализма" (чего стоит одно название!) поднимает похожие вопросы, смотря на них несколько с другой стороны (нестабильность финансовых рынков, и т.п.)
"Потребительский" подход делает неустойчивым существование не только общества, но и отдельного бизнесмена. Бессмысленность существования - опасная вещь, она съедает человека незаметно, изнутри. При этом все общепринятые попытки ее заглушить (водкой, трудоголизмом и т.п. формами бегства от себя) - не более чем суррогаты, только загоняющие болезнь вглубь. Есть всего два выхода: или перестать быть человеком (т.е. принять как должное гонку ради самой гонки, удовольствие ради удовольствия, власть ради власти), или найти смысл в том, что ты делаешь. "Постановка на место" потребительского подхода позволяет сделать первый шаг к поиску смысла - избавиться от лжесмыслов (удовлетворения потребителей, увеличения количества ноликов на счете, и т.п.), навязываемых обществом потребления - раскрученным когда-то маховиком, затягивающим вас в свою орбиту и пытающимся не дать выбора.
Мы отнюдь не призываем к возврату в пещеры или любого другого рода "старые добрые времена". Мы даже не предлагаем отказаться от удовлетворения потребителей - до тех пор, пока это не противоречит вашим собственным ценностям. Мы предлагаем "всего лишь" переставить некоторые акценты и, благодаря этому, избавиться от некоторых проблем, связанных с прошлым подходом, и открыть для себя массу новых возможностей, которые дает новый подход - точно так же, как в свое время подход "от удовлетворения потребителя" принес много нового и положительного по сравнению с "производственным". Такая перестановка акцентов, как и любое изменение в базовых схемах и принципах мышления, будучи с виду незаметной, дает огромные изменения в деятельности.
Извлечение прибыли - цель деятельности фирмы?
Хотя этот стереотип и погибает автоматически при переходе к концепции "реализации ценностей", но он настолько прочен и общепринят (вплоть до того, что прописан в ГК РФ), что на нем есть смысл остановиться отдельно. По всей видимости первым, кто впервые поставил этот стереотип под сомнение, был Питер Друкер, еще в 50-е годы. Добавим несколько своих соображений к его мыслям на эту тему, которые можно найти в книге "Практика менеджмента"
Можно выделить несколько основных источников рассматриваемого стереотипа. Первый - упоминавшаяся выше протестантская этика. Для правоверного протестанта прибыль была адекватным мерилом достижения его главной жизненной цели - спасения души (вернее, строго говоря, достижения убежденности в том, что ты относишься к числу предопределенных к спасению - "индикатором" чего является успех в земных делах). Протестантской этики в чистом виде практически не осталось, стереотип ее пережил.
Второй источник, по всей видимости, искренняя убежденность людей, живущих на зарплату (даже высокую), в том, что предприниматель создает и развивает бизнес для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь. То есть якобы имеет место цепочка: "бизнес - прибыль - достижение с помощью этих денег каких-то целей, не связанных непосредственно с бизнесом". Убежденность эта совершенно беспочвенна, потому что начиная с некоторого момента возникает выбор: или продать фирму и безбедно жить остаток дней на проценты от капитала (как частный случай продажи - акционировать, и т.п.), или продолжать зачем-то тащить на своих плечах эту совершенно чудовищную ношу - ответственность, риск, перегрузки, и т.п. При этом объем материальных потребностей человека не безграничен, и сверх-перегрузки типичного собственника нужны ему явно не потому, что без них собственник не имел бы достаточного уровня комфорта и благосостояния. Заметим, что случаи "хочу роллс-ройс еще на метр длиннее, чем у олигарха соседнего района", или "хочу дворец на два этажа выше, чем у президента" мы здесь не рассматриваем, поскольку эти случаи - пример удовлетворения нематериальных потребностей (статус, слава, и т.п.), т.е. являются одним из примеров "реализации ценностей".
Загадка такого нелогичного поведения собственников перестает быть загадкой, если предположить, что фирма для собственника - инструмент реализации его ценностей. Причем, что крайне важно - среди них есть ценности, которые трудно купить за деньги. Например, для собственника может быть ценным ощущение азарта, соревнования, борьбы, игры - причем "в особо крупных размерах", которые дает ему именно управление фирмой. Примеры "реализации ценностей" - владение фирмой и ее усиление ради власти или славы (если таковые для человека являются ценностью); ради преобразования общества в том направлении, которое представляется собственнику наиболее достойным (сюда относится концепция Генри Форда "бизнес как служение"); и т.п.
Стоит отметить, что здесь мы везде для простоты подразумеваем единоличного собственника. В случае, например, открытого акционерного общества (если оно не служит всего лишь прикрытием одного или нескольких реальных собственников) ситуация становится более сложной, но принципиально не меняется. Менеджмент здесь помогает многочисленным собственникам реализовывать свои ценности с помощью фирмы, причем как при "посредничестве" дивидендов (которые акционер "конвертирует" в свои ценности, совершая покупки или жертвуя деньги на что-то), так и непосредственно - например, провозглашая экологическую чистоту производства одним из стратегических приоритетов фирмы, на основании пожеланий акционеров.
Итак, замена "удовлетворения потребителя" "реализацией ценностей" позволяет собственнику освободиться от ценностей, навязанных ему стереотипами, традицией, и т.п., и попытаться определить, чего же именно он хочет от своей фирмы, а затем - построить ее деятельность таким образом, чтобы эти хотения реализовывались максимально полно. Теперь автор хотел бы предложить читателю некоторые инструменты корректировки деятельности в сторону реализации ценностей, которые (удивительное совпадение!) являются основным объектом профессионального интереса автора статьи. Эти инструменты - личный тайм-менеджмент и организационная стратегия, выполняющая для фирмы роль, сходную с ролью тайм-менеджмента для отдельного человека.
ЦИТАТА В ТЕМУ: ЧЕГО ХОТЕТЬ СОБСТВЕННИКУ?
Виталий Королев, директор фирмы "Включенное консультирование", консультант по вопросам корпоративного управления. Контакт: incon@improvement.ru
...Приведу случай из консультантской практики. В разговоре принимают участие Собственник бизнеса, Менеджер, Консультант (это я), Наследник собственника. Бизнес производственный на базе имущества приватизированного акционерного общества. Численность занятых: более 500 человек.
Речь идет о консультационных услугах, связанных с повышением "иммунитета" бизнеса, его сохранением и связи этой задачи с задачами развития бизнеса. В процессе разговора Собственник отлучается на несколько минут. Пока он отсутствует, Менеджер просит Консультанта ответить какой "конкретный" результат будет получен в результате сотрудничества с Консультантом.
Консультант отвечает вопросом на вопрос: "Будете ли Вы считать "конкретным" такой ответ: "В результате совместной работы Собственник будет лучше понимать, что ему хотеть от своего бизнеса"?
Менеджер: "Как бы вам ответить,... чтобы это было прилично..."
Через некоторое время возвращается Собственник, Консультант рассказывает ему о состоявшемся диалоге, и, в свою очередь, просит оценить насколько "конкретной" является такая постановка задачи.
"Это наиважнейшая задача!", - отвечает Собственник.
Немая сцена.
После этого разговора Собственник попросил Консультанта подготовить упорядоченный перечень вопросов, на которые ему придется давать ответ, определяя судьбу своего бизнеса. Достаточно редкий случай, когда клиент просит от консультанта вопросы, а не ответы.
Этот диалог произвел на меня сильное впечатление. Он продемонстрировал, насколько могут быть сильны различия в представлениях о перспективах развития бизнеса между собственниками и менеджерами, несмотря на то, что и Собственник, и Менеджер лично знали друг друга и работали совместно очень давно. Видимо, Менеджер просто не задумывается о том, откуда Собственник берет задачи, которые потом ставит перед ним. Он принимает эти задачи как таковые и начинает думать над их решением. Он не может проникнуть в проблему, которая не дает покоя Собственнику...
"Реализация ценностей" и организационная стратегия
Если посмотреть на управление фирмой с позиций "реализации ценностей", тема организации времени и организационной стратегии становится ключевой для управления. Покажем, каким образом организационная стратегия помогает собственнику в реализации его ценностей, но для этого сначала поясним, что мы подразумеваем под интуитивно понятным термином "организационная стратегия".
Любые процессы управления можно описать с помощью хорошо известного в кибернетике "рефлексивного контура" - последовательности "анализ, моделирование, регулирование". На рисунке управляемая деятельность изображена прямоугольником, а модель (ключевой элемент рефлексивного контура) - серым кружком.
Эта модель может быть достаточно сложной. Например, кроме базовых принципов (миссия, ключевые цели, и т.п.), она может содержать принципы, регулирующие отдельные направления деятельности. Например, у фирмы может быть финансовая стратегия, задающая основные принципы управления финансовыми потоками; продуктовая стратегия, регулирующая управление ассортиментом товаров и формами их вывода на рынок, и т.п.
Организационная стратегия, как видно из ее названия, задает принципы, с помощью которых мы организуем деятельность, управляем ею. Таким образом, организационная стратегия является дополнительной рефлексивной "надстройкой" над основной стратегией и шире, системой управления. Она изображена пунктирным рефлексивным контуром, центральной частью которого (белый кружок) является модель системы управления фирмой. Эта модель может содержать в себе такие, например, элементы: "организационная структура в настоящий момент является функциональной" (может прилагаться схема орг. структуры), "в силу таких-то причин мы должны к 2003 году перейти на матричную структуру" (модель - это не только статика, это еще и динамика, образы будущего, направления движения!), "у нас неплохо работает система управления качеством, но требуются следующие доработки:...", и т.п.
Средства формализации организационной стратегии
Описанная модель обычно существует в головах руководителей и отчасти в "материализованном" виде. Но сложность систем управления повышается, динамика изменений растет, поэтому возникают средства строгой формализации модели системы управления фирмой, позволяющие поддерживать модель в актуальном состоянии и принимать с ее помощью решения по изменениям системы управления. К такого рода средствам относятся, например, ARIS и БИГ-структуризатор, позволяющие создавать достаточно удобный обзор системы управления фирмой, а также содержащие средства ее алгоритмизированной оптимизации. Для динамичных фирм, вся деятельность которых представляет череду проектов, могут быть также удобны системы управления проектами, с помощью которых можно рассматривать деятельность как "мультипроект", состоящий из отдельных проектов, распределять ресурсы между проектами, и т.п.
Подробное рассмотрение составляющих организационной стратегии выходит за рамки этой статьи. Отметим лишь, что главная ее задача - обзор основных целей, связанных с повышением эффективности фирмы, соотнесение их между собой, расстановка приоритетов, взаимоувязка их в целостную программу развития системы управления фирмой.
Организационная стратегия как инструмент "реализации ценностей"
Теперь, прояснив понятие организационной стратегии, время ответить на вопрос - почему именно она так важна для адекватной реализации ценностей собственника.
Ценности человека выражаются в поступках, которые он совершает, выбирая между различными целями и делами. Реализация ценностей собственника с помощью фирмы происходит аналогично - через достижение целей, родившихся на базе этих ценностей. Ценности собственника отражены, "растворены" в целях, которые он ставит фирме.
Таким образом, финансовые показатели деятельности фирмы в концепции "реализации ценностей" становятся вторичными и служебными по отношению к достижению фирмой ее целей. Точное, своевременное, полное достижение целей фирмы становится основным критерием ее эффективности с точки зрения собственника. При этом финансовые цели (рост прибыли, стоимости бизнеса, и т.п.) могут иметь совершенно различную степень приоритетности, в зависимости от целей и приоритетов собственника.
Теперь связь организационной стратегии с реализацией ценностей становится очевидной. Организационная стратегия - это основной инструмент повышения управляемости фирмы, скорости и точности ее "реакций" на целеполагание собственника. Причем хорошая организационная стратегия позволяет не просто построить оптимальную систему управления фирмой - она позволяет развивать эту систему, поддерживать ее соответствие меняющимся условиям.
Итак, мы нарисовали основные контуры организационной стратегии. Организационная стратегия и тайм-менеджмент - это инструменты, которые позволяют собственнику выявить и сформулировать свои ценности, а также сделать фирму максимально адекватным инструментом их "трансляции" в окружающий мир. Можно предположить, что понимание этой общей картины поможет брэнд-менеджеру по-новому взглянуть на тот "участок" этой трансляции ценностей, который входит в его должностные обязанности и осуществляется маркетинговыми и рекламными средствами.
Время, деньги, информация...
Автора всегда занимал вопрос: почему ему так не хочется считать организацию времени всего лишь небольшой отраслью самоменеджмента (т.е. науки об управлении собой), наряду с какими-нибудь communication skills (навыками коммуникации) и другими способами повышения личной эффективности? Его не оставляло равнодушным загадочное и немного пугающее слово ВРЕМЯ, насквозь пропитанное ценностями и эмоциями (а не какой-то там "тайм", которым можно бессовестно "менеджерить"). И именно описанный выше концепт "реализация ценностей вместо удовлетворения потребителя" позволил, наконец, понять, как мировоззренчески нагруженное понятие "время" соотносится с прагматическими управленческими технологиями.
Предпосылки: время, деньги, информация...
Ответ на вопрос "где место организации времени в системе управления фирмой и собой?" автор окончательно получил для себя на одном из консультантских круглых столов. Одной из ключевых мыслей доклада выступавшей, партнера одной из российских консалтинговых компаний, была следующая: если раньше обычной фирме хватало стратегий управления деньгами и людьми, то сейчас добавляется совершенно необходимая новая стратегия - информационная (т.е. совокупность представлений о том, как мы управляем нашей информацией, добываем ее, и т.п.)
Автор этих строк, верный принципу "распространять ТМ-бациллу при любом удобном случае", развязал дискуссию, суть которой сводилась к следующему: является ли правомерным и необходимым выделение управления временем в отдельную стратегию? Автор, естественно, настаивал, что необходимо, на основании соображений о невосполнимости и невозобновимости времени, и т.п. Докладчик возражала в том духе, что грамотное управление временем будет следствием грамотно осуществляемых предыдущих стратегий (управления людьми и деньгами). Кто-то из зала при этом громко произнес слова "а как же организационная стратегия?!", и отсюда до итоговой "сборки паззла" автору оставался один шаг.
Итак, нам нужно интегрировать две основных мысли. Мысль первая: для повышения управляемости фирмы (либо управляемости личной работы человека им самим) в условиях ускоряющейся жизни и возрастающей интенсивности потоков информации необходима организационная стратегия, позволяющая системно совершенствовать систему управления. Эта мысль даст нам слово "организация". Мысль вторая: время необратимо, и именно это его уникальное свойство дает человеку возможность реализовывать свои ценности, "материализовать" их в мире, посредством поступков. Эта мысль даст нам слово "время".
У нас все готово к тому, чтобы сформулировать определение:
Организация времени - это система средств организации деятельности, основным своим принципом имеющая осознание необратимости времени и наших поступков в нем.
Иначе говоря, чтобы максимально полно реализовать принцип осознания необратимости времени, научно-методическая дисциплина "организация времени" включает в себя различные подходы, методы, методики и технологии, помогающие человеку сделать его деятельность (в частности деятельность его фирмы) максимально соответствующей его ценностям.
Разложим все по полочкам
Зачем нужно наше определение и что из него следует? Давайте развернем его до конкретных методов работы. Ведь точные значения терминов нужны именно для того, чтобы построенные на этих терминах здания методов и технологий были прочными и недвусмысленными.
А следует из нашего определения как раз ответ на вопрос, который мы поставили в начале - какое место занимает организация времени в общей совокупности методов управления собой и фирмой? Изобразим новую схему сочетания различных стратегий, которая показывает место организации времени в общей картине.
Сверху изображена стрела времени (термин И.Пригожина), задающая важнейшее для человека мировоззренческое свойство его поступков и дел - необратимость. Рождение, смерть и движение от первого ко второй создают для человека рамки, в которых происходит его деятельность, в которых он совершает свои поступки и реализует свои ценности. В данном случае для нас не принципиально, считает человек физическую смерть полным завершением своей жизни, или нет. Важно, что конечность жизни и необратимость каждого ее мгновения накладывают непременный отпечаток на все наши действия.
Под стрелой времени мы изобразили человека с его целями (впереди) и направлениями движения (черная стрелка). Цели человека и средства, которые он избирает для их достижения (поступки, которые он совершает), являются непосредственной реализацией его ценностей, их воплощением в мире.
Чтобы достичь этих целей, человеку необходимы стратегия, т.е. искусство двигаться в направлении, адекватном его ценностям, и организационная стратегия, т.е. искусство делать это эффективно. Они изображены двумя белыми стрелами (одна является "рефлексивной надстройкой" над другой). Связь стратегии с поступками и реализацией ценностей проиллюстрируем кратким афоризмом собственного сочинения: "Стратегия - это искусство сегодня принимать такие решения, о которых ты не будешь жалеть завтра". Действительно, ценности человека со временем меняются, и сделать сегодняшние поступки и достижения максимально ценными в долгосрочной перспективе - задача стратегии. Идеал стратегии жизни - когда в ее конце не будет "мучительно больно" ни за один совершенный поступок.
Наконец, для того, чтобы максимально эффективно достигать своих целей, человеку нужно оптимально распоряжаться некоторыми ресурсами. Дмитрий Литвак, активный участник тайм-менеджерского сообщества сайта www.improvement.ru, директор по операциям компании "Арсеналъ", придумал прекрасное сокращение для обозначения основных ресурсов. TIME-менеджмент, по Литваку, организует:
1. Time - время;
2. Information - информацию;
3. Money - деньги;
4. Energy - энергию.
Заметим, что время в данном случае - совсем не то необратимое, экзистенциальное время, что в верхней части схемы. Здесь это ресурс, который можно купить (делегировав задачу), обменять (например, выиграв время за счет наличия у нас некоторой информации), и т.п.
Отдельного внимания, особенно в контексте брэндинга и креатива, заслуживает управление энергией фирмы. Если для управления деньгами и временем существует множество технологий, управление информацией набирает силу в виде knowledge management (управления знаниями) и различных IT-решений, то сколько-нибудь системные методы управления энергетикой фирмы автору не встречались, поэтому здесь уместно будет высказать несколько мыслей на эту тему.
Идея "энергетической стратегии" (как одной из составных частей стратегии фирмы) пришла автору в голову после следующего разговора с одним из клиентов:
- Пока вы в командировке - давайте общаться по e-mail по поставленным задачам. Кстати, может быть вообще часть наших обычных вопросов стоит перенести в переписку?
- Нет, Глеб, не согласен - мне нужна от вас не только информация, но и эмоциональная подпитка. Я подзаряжаюсь энтузиазмом и желанием продолжать занятия тайм-менеджментом. Поэтому очные встречи все равно необходимы.
Еще одним источником мыслей на эту тему стала необходимость как-то восстанавливаться после семинаров (любая группа "выжирает" у ведущего достаточно много энергии). Сперва начали изобретаться методы управления энергетическим ресурсом - например, автор обнаружил, что после семинаров для отдыха ему нужно читать не художественную литературу (как делалось вначале), а, наоборот, книги по менеджменту (среднего уровня сложности) - поскольку на семинарах тратится в первую очередь эмоциональный капитал, и в значительно меньшей степени - интеллектуальный. Соответственно, и для отдыха нужно выбирать литературу, не требующую эмоциональных затрат, как художественная, но задействующую лишь интеллектуальные ресурсы.
После этого естественным образом возник вопрос: почему бы не разрабатывать специальные методы управления энергетическим ресурсом, применяя их системно и последовательно, в рамках некоторой "энергетической стратегии"?
Управление энергетическими ресурсами не следует путать с обычной мотивацией и прочими элементами HR (управления человеческим капиталом фирмы), хотя, безусловно, здесь есть много пересечений. Автор может предположить, что основные методы "управления энергией фирмы" будут ближе скорее к методам управления личной рабочей нагрузкой, известным в тайм-менеджменте: использованию биоритмических закономерностей, управлению расходами внимания, и т.п. Примером такого метода поделился с автором один предприниматель, в прошлом директор средних размеров завода:
"После завершения очередного проекта, например выпуска новой модели станка, народ ходит вареный, обалдевший, истощенный, и нормально работать все равно не может. Поэтому стали делать так: завершается большой проект - выезжаем всей толпой куда-нибудь в золотое кольцо России на два-три дня, с экскурсиями и прочей культурной программой. После возвращения все свежие, бодрые и отдохнувшие - с лихвой наверстываем пропущенное".
Время и реализация ценностей
Ценности человека проявляются не в том, что он провозглашает, а в том, что он делает, как он поступает. Алан Лакейн в книге "Искусство успевать" предлагает простой метод, позволяющий безошибочно выявить личные ценности. Метод этот можно условно назвать моделированием предельных ситуаций.
Например, в числе ваших ценностей - семья и служебный рост. Представьте, что вам нужно поехать в аэропорт и заключить чрезвычайно важный контракт с потенциальным клиентом, который будет в аэропорту проездом всего час, и согласен в это время с вами встретиться. От этого контракта зависит вся ваша дальнейшая карьера, при этом клиент капризен и возможность с ним встретиться - редкая удача. Когда вы уже сели в машину, вам звонят из больницы и сообщают, что ваш ребенок попал в автокатастрофу, ранен, находится в сильном потрясении и зовет вас. Вам сообщают, что если вы не приедете немедленно, его положение серьезно ухудшится.
Таким образом, вы представляете себе ситуацию однозначного выбора, то есть ситуацию, в которой человек не просто принимает решение, но совершает поступок. Именно поступки формируют человека, и в них ярче всего проявляются его ценности. Осознав соотношение своих ценностей в такой предельной ситуации, вы сможете применять это знание в своей повседневной деятельности. Ведь каждый выбор того, чем заняться в данный момент, является также микропоступком, реализующим ваши ценности. Правда, альтернатива, которую вы не выбрали, при этом не отменяется, как в предельной ситуации, а всего лишь сдвигается в будущее, что уменьшает вероятность ее осуществления. Таким образом, здесь результаты вашего выбора и поступка несколько ослаблены, не столь фатальны и необратимы, как в предельной ситуации. Но логика зависимости этого микропоступка от ценностей остается той же: расставляя приоритеты, упорядочивая задачи во времени, вы выбираете и тем самым материализуете, воплощаете в мире свои ценности.
Таким образом, вся наша деятельность является непрерывной реализацией ценностей, выражаемых в том, как именно мы организуем свою деятельность (поскольку расстановка приоритетов - ключевая часть организации деятельности). Отсюда следует важный вывод: если вы хотите управлять через картины мира людей с помощью ценностей, "транслировать" свои ценности в мир - предъявляйте эти ценности, а не рассказывайте о них. Впервые силу этого правила автор ощутил на себе, когда после достаточно длинного рассказа руководству фирмы о своем тайм-менеджерском семинаре решение о покупке было принято в результате следующего диалога:
- (первый руководитель) Глеб Алексеевич, а вы сами применяете методы тайм-менеджмента, о которых так красиво нам рассказывали?
- (второй руководитель) Судя по тому, что на встречу, назначенную на 10:00, Глеб Алексеевич пришел в 9:55 - по всей видимости, применяет...
Итак, вы можете произносить сколько угодно заклинаний и воззваний - важно не это, а то, что вы реально предъявляете. Приведем очень яркий пример такого предъявления, в приложении к управлению фирмой. Делится опытом один из старейших участников конференции fido7.ru.triz Евгений Петров:
...Руководя разработкой, я имел возможность набирать команду по своему усмотрению - это было одно из граничных условий, выставленных мной руководству. Оно было им выполнено, и в свою команду я взял только тех, кому доверял - своих друзей, естественно. На первом же собрании группы я объявил, что буду вести себя по-диктаторски - любые мои распоряжения обязательны к исполнению и не подлежат обсуждению. А также, продолжил я, я буду абсолютно единолично и волюнтаристски делить премию - в пределах от 100% до 0 для каждого индивидуально. В этот момент они опустили глаза и невольно скорчили кислые рожи - типа, ну да... ну да... понимаем... так надо...
Но я закончил это сообщение такой фразой: поскольку я отвечаю за весь процесс персональной ответственностью, то моя личная премия будет всегда равняться минимальной, полученной моим работником...
Надо было видеть реакцию. Секунд десять тупо молчали, переваривая ход - а я держал паузу. Потом зашевелились, распрямили спины и стали открыто глядеть в глаза с довольными улыбками на физиях. Дошло!
В общем, я ни разу не снизил премию никому - весь цикл делили равномерно. И ни одного замечания за качество или темп работы я не сделал - у меня работу рвали из-под рук и бежали вприпрыжку ее выполнять. А всего то я обошелся с ними, как с людьми, поставив себя демонстративно не выше их...
Это была одна из причин полного успеха разработки - коллектив работал с азартом, какого никто и никогда не видел...
Итак, выстраивая окружающий мир (фирму, сотрудников, и т.п.) в соответствии со своими ценностями, реализуя эти ценности, будьте готовы не просто провозглашать их, но и предъявлять. Помните, что картина мира человека (и корпоративная культура фирмы) управляется не столько рациональными соображениями, сколько яркими поступками, а также воплощающими их традициями, преданиями, мифами, и т.п. Сделать такое управление системным и осознанным непросто, но возможно.
Вопрос для брэнд-менеджеров и собственников
В заключение хотелось бы поставить вопрос, который вытекает из описанной выше концепции и напрямую касаются управления брэндами.
Как, возможно, заметил вдумчивый читатель, описанный подход к бизнесу и традиционная благотворительность - не одно и то же. Если вы занимаетесь спонсорством, деятельность фирмы выглядит благороднее. Но, чем шире мы распространяемся о своем благородном поступке, тем сильнее он из поступка превращается в рекламный текст, и тем сильнее из него "выветриваются" заложенные в нем ценности - не зря ведь древние мудрые книги советуют творить милостыню втайне.
А может быть, именно здесь "зарыта" стратегия "брэндинга XXI века" - совершать поступки не напоказ, чтобы подлинные ценности не затрепывались в пустопорожних словах и рекламных роликах, а "прорастали" внутри организации, наполняя ее деятельность смыслом? Скорее всего, с точки зрения краткосрочных финансовых результатов такая стратегия менее выигрышна, но ведь в долгосрочной перспективе у показного нет никаких шансов в борьбе с подлинным.
75. Дорога
Дороги. Дороги. Дороги.
Как обидно порой бывает. Добираешься до нужного места час-полтора. Проводишь там 3-5 минут и обратно. И что теперь делать?! Постоянно терять два-три часика своей драгоценной жизни на дорогу ради совершения действия, требующего всего каких-то пяти - десяти минут? И ты можешь убеждать себя, что это было необходимо, крайне важно и без этого никак, но ВРЕМЯ, неумолимое ВРЕМЯ, ушло. И мозг начинает лихорадочно искать ответ (после того как осознает ценность времени, конечно же), как сделать участок пути из точки А в точку Б максимально полезным?
Как Парето помог изменить Путь
По сути, данная заметка - это попытка подвести итоги моей первой недели обучения по программе "Учебный органайзер - Эффективный". Мой первый объект для экспериментов - время в пути. Вооружившись инструментами первой недели (аналитические и управленческие коэффициенты), я попробовал "ненавязчиво" изменить положение вещей в этом направлении. Естественно, что начатая работа продолжается и сейчас.
В помощники были призваны принципы ведения военных действий, систематизированные Клаузевицем, т. к. я решил, что их применение наиболее соответствует Духу сложившейся ситуации.
Форма дороги - это маршрут из точки А в точку Б. Как правило, в моей жизни, это навязано требованиями окружения: "только эти приемные часы", "руководство решило, что надо ехать именно сейчас" и т.д. Что остается? На основе опыта применения военных стратегий попытаться извлечь максимум пользы из содержания дороги.
Содержание дороге придает состояние Вашего Сознания. Следовательно, при определенной тренировке можно научиться "наполнять" путь именно тем содержанием, которое позволит в конце путешествия, даже в случае минимального формального результата, испытать максимально возможное удовлетворение.
Теперь о том, как мне помог Парето.
Первые 20 % усилий (80% результата) или главное, что помогло мне - это ФОКУС!!!И от словосочетания "концентрировать внимание", и в смысле "Заяц из пустой и темной шляпы".
Как догадался читатель, в первом случае - фокусирование внимания помогло оптимизировать форму.
Во втором случае лучшая аналогия - "волшебство", когда легким (после внушительной практики) движением руки из Пустоты извлекаем нечто качественно новое - не-Пустоту. И это новое позволяет значительно повысить полезную стоимость времени, проведенного в пути.
Осознание именно этого и позволило мне решить основную часть проблемы проблемы -сориентировать усилия в правильном направлении.. Оставшиеся 80% усилий ушли на конкретизацию увиденного пути. Их между собой поделили поровну осознание желаемых выгод и необходимость активного наблюдения.
Первые 40% это применение главного правила Стратегии к просчету действий - каждое действие должно приносить Выгоду!
Нужно просто осознать:
* Какие Выгоды интересуют именно тебя?
* Инструменты достижения этих Выгод.
Для себя автор решил, что ему выгодно, если будут достигнуты следующие результаты:
* Сокращено до оптимума количество перемещений.
* Мероприятия, ради которых совершаются перемещения, будут использованы "на все сто".
* Время в пути должно приносить свои плоды, не связанные с целью перемещения.
Оставшиеся 40% - это понимание того, что не следует торопить события и пытаться что-то сразу активно менять. Эффективней занять позицию активного наблюдателя за происходящими изменениями и отслеживать тенденцию и регулярность происходящих изменений.
Оптимизируем перемещения
Итак, боевая задача: расширить территорию эффективно используемого времени. Отвоевываем, расширяемся - значит нападаем.
Принцип 1. Следи за Лидером / Противником
Здесь все просто. Лидер, с одной стороны, - это ТМ - технологии в данной сфере.
Активно применялись следующие принципы:
* по возможности, предварительно договариваться о встрече по телефону;
* стараться вести диалоги по телефону или электронной почте;
* стараться, чтобы встреча происходила у вас в офисе;
* делегировать выездные мероприятия не только подчиненным, но и службам доставки;
* на корпоративных оперативках согласовывать предполагаемые перемещения: ты захватываешь попутно пару визитов, он захватывает другие, в итоге корпоративная эффективность только растет.
С другой стороны, следить за Противником - это просто вести хронометраж. Итак, вводим показатель - "время в дороге" и начинаем его отслеживать
Принцип 2. Найди слабое место в силе противника
Сила дороги в том, что она неизбежна. Слабость ее в том, что ты сам можешь определять время, маршрут и вид транспорта. Три эти составляющие можно комбинировать до бесконечности, выбирая самую оптимальную для данного момента. Можно также сознательно выделить только один выездной день в неделю.
Когда так поступил, то получил очень интересный результат.
Необходимость в некоторых поездках вообще отпала (сработала система "трех гвоздей"). Остальное было сделано за 3 часа в пятницу вместо 5 - 7 часов в обычные недели.
Кстати, обыгрывая эти сочетания можно добиваться и параллельных выгод. Например, "на глаза боссу лучше не попадаться":
* маршрут с большим количеством пунктов посещения, с последней точки звонок "верному" человеку (как там Босс?);
* вид транспорта: "пешкарус", настрой прогулочный;
* лучше в наиболее "опасное" время.
Да еще лучше на всю половину дня (до обеда или после) - глядишь, и домашний супчик поможет ощутить радость жизни.
Хоть это и шутка (автору, по крайней мере, исполнять не приходилось), но она наглядно показывает, что творческий подход предполагает действие в контексте общей обстановки.
Используя этот принцип, важно помнить о "золотой" середине и не переусердствовать с экспериментами. Недаром речь идет об оптимизации перемещений, а не о минимизации.
Принцип 3. Сконцентрируй силы на максимально узком участке фронта
Применяя этот принцип, необходимо обеспечить относительный перевес сил на нужном участке фронта.
Соответственно для достижения перевеса сил и слома обороны противника вводится управленческий коэффициент - "Польза перемещения". Это некая средняя ответов на вопросы: "Данное перемещение действительно целесообразно сейчас или это прихоть момента?" и "Готов ли ты заплатить временем своей жизни за ту пользу, которую ты получишь от выездного мероприятия?".
Совместное ведение аналитических и управленческих коэффициентов и есть тот самый фокус осознания, который помогает решить проблему более качественно и за меньший промежуток времени.
Учимся выжимать сок
Для эффективности этого процесса наибольшую значимость имеет внутренний настрой и предварительная подготовка. Когда осознаешь, что за полезное время встречи придется еще платить и временем в пути (туда и обратно), естественным образом возникает желание получить от этого все, что можно. Кроме того, хочется решить вопрос раз и навсегда, то есть качественно и с минимальным количеством дальнейших последствий.
Тут-то и вспоминаешь про важность предварительной подготовки. Была просто создана "Памятка подготовки", где перечислены вопросы, на которые нужно ответить, готовясь к посещению:
* Желаемый результат (минимум/максимум)?
* Зачем он нужен?
* Другие варианты развития ситуации?
* Что может понадобиться при других вариантах?
* Куда может понадобиться ехать/звонить после визита?
* Какую информацию (документы и т.д.) могу/должен получить?
* Какие документы (оборудование и т.д.) необходимы?
Ответы на эти вопросы позволяют не только подготовиться самому, но и провести совместную подготовку к встрече (телефон, электронная почта). Регулярное применение подготовки по памятке уже в течение первой недели позволило значительно повысить качество выездных мероприятий. К своему удивлению также отметил, что снизилось число дел-последствий (один из моих коэффициентов, по которому отслеживаю "качество" действий).
Кролик из пустой шляпы
И вот свершилось! Оптимизировал время в пути. Готовишься к выездным мероприятиям. Однако остается еще одна лазейка для повышения эффективности дороги - это ее содержание. Дорога неизбежна, но, выбирая транспорт и маршрут, создаешь условия для наполнения дороги определенным Содержанием. Можно слушать аудиозаписи с иностранным языком, можно решать кроссворды, играть в шахматы, читать книгу... можно. Это наполнит дорогу сознательным содержанием. Все зависит от того, каково твое внутреннее состояние-настрой на путь. Это может быть отдых ("прогулка"), целенаправленное движение ("маршрут"), спешка ("галоп") и т.д. Определить типичные для себя состояния в движении и возможность их использования каждый сможет сам, нужно лишь сфокусироваться на этом на недельку - другую.
Но остается еще один резерв, используя который, который повысить ценность дороги. Преимущество данного ресурса в том, что он независим от конечной цели движения. Вы его можете свободно использовать при любых перемещениях.
Фланговая атака на Подсознание
Это "свободная территория" - собственное Сознание. Точнее, та его часть, которая может стать неоценимым помощником, но помощью которой часто пренебрегают, - Подсознание.
Несомненно, когда речь заходит о захвате свободной территории, лучший способ войны - Фланговая атака.
Принцип 1.Маневр должен быть направлен на незахваченную территорию
Территория вашего Подсознания остается свободной во время пути. При определенной тренировке можно научиться использовать и ее более целенаправленно.
Принцип 2.Тактический сюрприз - важнейший элемент атаки
Сюрприз - это НЛП, технология работы с Подсознанием, откорректированная под себя. Помогает установить своеобразную переписку по электронной почте с собственными глубинами.
Итак, инструмент:
Для этого необходимо 5 минут до начала движения и примерно столько же после. Это только вначале, потом процесс будет происходить быстрее.
1. Рисуешь (именно рисуешь!) имеющийся в наличии вопрос/проблему, над решением которого/которой хочется поработать. Можно дополнить парой ключевых слов. Можно "нарисовать слова". Можно делать непосредственно перед созерцанием, можно выделять отдельное время на неделе для заполнения этими образами специально созданного контекста "В дорогу".
2. Ставишь якорь на расслабленное и сфокусированное вовнутрь Сознание (широко описано в литературе по НЛП). Даешь себе установку на установление связи с внутренними глубинами.
3. Приоткрываешь глаза. Смотришь на картинку-схему (аналогия - электронное сообщение подсознанию). Время здесь индивидуально. С практикой будет появляться ощущение, что электронное письмо ушло, как будто провалилось вниз. Этот процесс у меня визуализировался, благо за образами далеко ходить не надо. Листок убираешь с собой, выходишь из состояния на три обратных счета и в путь-дорогу.
4. Приезжаешь (естественно, минут за пять до начала), достаешь листок, "якоришься", либо просто на пару секунд закрываешь глаза... и принимаешь ответ по электронной почте (чувство всплывания с глубины, визуализация приема почты), то бишь пишешь все пришедшие по этому поводу мысли (помогут специально припасенные карточки, о чем потрясающе доступно написал Олег Смирнов). Иногда бывает даже якориться не надо, ну, такая "пруха" мыслей начинается! А иногда это может быть просто дополнение к рисунку (поставить закорючку справа от буквы "к"), не расстраивайтесь, ведь вы дополняете и конкретизируете Обзор проблемы, делаете его более точным - дорисовываете картину для того, чтобы "увидеть Петю на дереве".
Можно "озадачивать" Подсознание на разные интервалы действий/времени - день, поездка туда, туда и обратно и т.д. Главное - найти равновесие, когда масштаб заложенной задачи равняется масштабу дороги.
Пример одной из установок: "сегодня пока буду в дороге, мое подсознание будет искать ответ только на этот вопрос "...". Когда вечером приду домой, то в первую очередь запишу все мысли по данному вопросу".
Принцип 3. Преследование противника также важно, как и сама победа
Практика и еще раз практика. Лично автору пришлось поработать недельку-другую, учитывая, что уже был опыт работы с Подсознанием. Но, как и любые инвестиции в собственную эффективность, потраченное время окупается с лихвой.
Вместо заключения
Таким образом, мне удалось оптимизировать свои перемещения и эффективно использовать время, которое занимает дорога.
Произошло это благодаря применению следующих простых правил:
* Тщательная подготовка к поездкам.
* Оптимальный выбор времени, маршрута и тип транспорта.
* Наполнение сознательного содержания дороги.
* Делегирование актуальных вопросов Подсознанию.
Если происходило поражение в одной из вышеперечисленных областей, то это компенсировалось в целом достижением успеха в других направлениях.
Главное - найти индивидуальную Гармонию формы и содержания. Гармонию, дающую любовь к Пути.
Лично я полюбил дорогу, ведь все мы, в конечном счете, Странники, идущие по своему Пути.
Каков он?
Может быть Дорога подскажет?!
76. Тайм-менеджмент в ВУЗе: социальный заказ, исследование потребности, методика внедрения
Новый человек для нового общества
Современное общество предъявляет высокие требования к уровню компетентности специалиста. Неотъемлемым качеством профессионала в динамично развивающейся экономике должно быть умение рационально расходовать свое время, эффективно организовать свою работу. Для руководителя, например менеджера проекта, умение подчиненного уложиться с исполнением работы в критические сроки, "deadlines", зачастую бывает более значимым, чем качество самой работы. [Козловский, 2002]
В абсолютном большинстве ВУЗов студентов не обучают тайм-менеджменту, т.е. не дают им совершенно необходимых в современном мире методов и навыков самоорганизации. Этот факт заставляет задаться серьезным вопросом о качестве основного "продукта", выпускаемого предприятием "ВУЗ", о соответствии этого продукта потребностям рынка.
Наконец, в современном обществе человек не может быть успешен без сознательного отношения к своей жизни, сознательного ее проектирования, наличия стратегии жизни. До сравнительно недавнего времени человек с самого рождения и до смерти был "винтиком" одной большой машины, его путь был в среднем вполне предсказуем и мало зависел от его собственных усилий. В современном мире никто не заботится о "вступающем в жизнь" молодом человеке, никто не предоставляет ему готовую колею. При этом система среднего и высшего образования осталась прежней - она выпускает "винтики" для машины, переставшей существовать. Оказываясь за стенами ВУЗа, эти "винтики", не обладающие навыками проектирования своей жизни, отдаются "на волю волн" и зачастую "устраиваются в жизни" самым причудливым образом, никак не зависящим от полученного ими высшего образования. Возникает вопрос, на что они потратили 5-6 лучших лет своей жизни, и нужна ли была эта трата?
Новый студент для новой экономики
Не владеющий методами организации личного времени студент не только не сможет стать полноценным специалистом и участником рынка труда - он не сможет и полноценно учиться. Большинство читателей без труда вспомнит резкую смену атмосферы при переходе из школы в ВУЗ. Вместо тепличной школьной обстановки, в которой учащегося непрерывно понукали и контролировали, где практически весь его рабочий день был жестко запрограммирован системой, человек попадает в ВУЗ, где он должен сам организовать свою работу, сам планировать учебу, сам распределять рабочие нагрузки. В результате - всем известный "кошмар первой сессии", неожиданно сваливающийся на юные головы, которые не были приучены проектировать свои действия и смотреть в будущее хотя бы на два-три шага вперед.
Еще более серьезная проблема связана с отсутствием у многих студентов сколько-нибудь внятной стратегии жизни, формирование которой является одним из важнейших элементов системы личного тайм-менеджмента. "В ВУЗ поступил из-за армии и потому что вообще нужно, в экономический - потому что престижно и зарплата будет выше" - вот типичная линия рассуждений. В "Корпоративном предпринимательстве" С.В.Чернышева [Чернышев, 2000] есть любопытнейший анализ закономерности "наиболее престижная профессия при вашем поступлении в ВУЗ - наиболее престижная профессия через 5 лет", за период от середины 80-х до конца 90-х г.г. (например, экономист в 1985 г. - канцелярский работник третьестепенной важности, вычитывающий какие-то нормативы, зато безусловно престижно быть партийным работником; тот же экономист в 1990-м - ..., зато партийный работник... и т.п.) Общий вывод его анализа прост: выбирая свой жизненный путь в соответствии со стереотипами, навязываемыми сегодняшним социумом, вы практически обречены на неудовлетворенность жизнью, отсутствие самореализации и успеха по выходе в "свободное плавание", к моменту которого социум неминуемо изменится, причем весьма радикально.
Наконец, студент, не владеющий тайм-менеджментом и не имеющий внятной стратегии жизни, не способен вынести даже из сегодняшнего ВУЗа все, что последний способен дать (мы далеко не собираемся огульно критиковать российскую систему высшего образования - во многом она по-прежнему очень хороша). Студент, задумывающийся о своем будущем и сознательно проектирующий это будущее, совершенно иначе относится к учебе. Подрабатывать на старших курсах он будет, скорее всего, не продажей гамбургеров, а в интересующей его профессиональной области, хотя бы и за меньшую зарплату В результате ВУЗ получит молодого ученого, разрабатывающего реальные, полученные из жизненной практики, научные проблемы, а не абстрактные теоретизмы "страшно далеких от народа" дипломников и аспирантов, искренне убежденных, что задача аналитика при финдиректоре - разработать способы максимизации прибыли, что собственники должны и будут применять разработанные аспирантами методы принятия решений, и т.п.
И самое главное - ВУЗ получит студента, осозанно. относящегося к учебе, понимающего, что именно ему нужно от ВУЗа и зачем. Но готовы ли сами ВУЗы к превращению пассивного "объекта обработки" в активного и требовательного соучастника процесса?