<< Пред.           стр. 30 (из 34)           След. >>

Список литературы по разделу

  Только правильный подход к рационализации работы (а начинается она с рационализации личного труда, личного времени) может избавить от тех неудач, которыми нередко еще сопровождается применение у нас и зарубежных новинок, и наших новых управленческих машин.
  Читатель. В институте, работающем над проблемами кибернетики, покоится в шкафу хорошая чехословацкая машинка для заточки карандашей. То ли в ней что-то сломалось, то ли она просто не смазана, то ли о ней забыли. А ведь сначала все восторгались ею, никто не хотел чинить карандаши без нее. Что же произошло?
  Автор. Дело в том, что такая машинка работает скорее, чем другие, всего на несколько секунд, и потребность в ней имеется по-настоящему там, где экономят секунды. Там за ней следили бы, изучали, берегли, может быть, даже еще усовершенствовали. А там, где и потерю часа считают пустяком, машинка становится игрушкой, интересной до тех пор, пока она крутится, до первой серьезной поломки.
  Читатель. Я в колхозе одном видел: в правлении есть счетная машина, а все считают на счетах. Спрашиваю: почему не считаете на машине? Отвечают: да что-то там в ней случилось...
  Автор. Вот именно - "что-то", а что - никого не интересует. Потому что эти работники - потребители, а не рационализаторы. Чтобы любая управленческая машина успешно внедрялась и, главное, применялась, надо, чтобы наши работники воспитали в себе рационализаторов сегодня, на сегодняшней работе, в сегодняшних условиях.
  Вот откуда вытекает необходимость научной организации труда вообще и личной работы в частности и огромное значение ее для будущего. Повышение производительности труда за счет улучшения личной работы важно и само по себе, но еще важнее ее роль для общего дела улучшения управления. "Не жди как пассивный потребитель того, о чем звонят популяризаторы. Не жди, что, как счастливый дождичек, придет форд из Америки. Совершенствуй постоянно то, что есть, и ты научишься быть рационализатором", - писал А. К. Гастев. И еще он писал, что в России рано или поздно появится передовая техника на основе широко проведенной электрификации. И чем решительнее ринется молодое поколение к работе с тем, что есть под руками, тем больше и деловитее оно поверит в неизбежный приход машины и приблизит его.
  Рационализация управления и рационализация личного труда - это не следующие друг за другом звенья, а две стороны одного процесса. Это и было одной из причин, побудивших меня написать о личной работе, проблеме частной и весьма далекой, казалось бы, и от структуры органов управления, и от ЭВМ, и от механизма стимулирования технического прогресса.
  Читатель. Если я вас правильно понял, речь идет о воспитании личной, субъективной активности рационализатора. И вы считаете, что свой стол и шкаф, свои личные дела как раз и являются полем, на котором может вырасти рационализатор?
  Автор. Именно так. В этой области на работе - а еще больше дома - достаточно простора для того, чтобы задумать улучшение, внедрить его, добиться эффекта и, наконец, обрести твердое чувство творца нового, уверенность рационализатора. Потом будут другие дела, но навык, подход - останутся.
  Читатель. А если вокруг все плохо организовано, что толку от одной организованной клеточки? Ведь это бессмысленная картина: на одном столе все бумаги лежат по папочкам, а на других они валяются и теряются? Я, конечно, сознательно огрубляю картину.
  Автор. Что все-таки лучше? Учреждение с плохой в целом организацией и плохой организацией личных мест или учреждение, в целом плохо организованное, но в нескольких клеточках которого уже поселился микроб рационализации? Ясно, что в данный момент конечный итог у обоих учреждений одинаково плох. Но нетрудно понять, что через год у первого все будет по- прежнему, а у второго есть надежда увеличить число клеток рациональности. Это только надежда, но она есть.
  А теперь вернемся к той текучке, с которой мы начали беседу.
  Конечно, причины текучки лежат за пределами техники и даже вне организации личной работы. Технические средства сами не ликвидируют текучку, их роль и значение нельзя преувеличивать. Но они позволяют быстрее переваривать текучку, ориентироваться в ней. Образно говоря, ты по-прежнему плывешь по ее руслу, но у тебя появляются руль и весла: можно ускорять или замедлять движение, можно лавировать. Технические средства не дают радикальных решений, но лучше иметь даже ограниченные методы, чем пассивно ждать, что кто-то придет и как-то все изменит. Лучше иметь хотя бы такой руль, как график, чем метаться из стороны в сторону под ударами волн. Текучка скорее будет устранена, если сделать первый шаг к ее упорядочению - использовать средства организации, графики, картотеки и т. п.
  Компас не устраняет ни бурь, ни течений, но именно он позволяет морякам бороздить моря и океаны.
  Конечно, рационализация управления имеет свою логику. Нельзя создать вычислительный центр завода до того, как определены права завода в области планирования и соответственно объем работы для ЭВМ. А вопрос о правах завода надо решать в связи с вопросами о том, войдет ли этот завод в объединение, какими правами будет обладать объединение, чем будет занято министерство и т. д.
  Техника управления - одно из средств рационализации. Но не следует думать, что нельзя вообще заниматься рационализацией техники управления, если, например, не завершен процесс создания объединений. Немало есть средств, которые можно и нужно внедрить сейчас и которые сразу же дадут эффект. Причем начинать надо с внедрения элементарных средств организации.
  Многие думают, что научную организацию труда можно вводить только при хорошем оборудовании, машинах, электронике. На самом деле это не так. Научную организацию нужно вводить и в современной механизированной и автоматизированной конторе, но можно ввести и в любом шалаше, любом овраге.
  Читатель. С этим я согласен. Можно даже на вычислительном центре не иметь хорошей организации. К сожалению, так бывает, и это снижает эффект от ЭВМ. Я не раз видел, как в плохо организованном учреждении и после внедрения нового порядка планирования и экономического стимулирования работа во многом продолжалась по старинке. Видимо, люди не привыкли быть рационализаторами в обычных условиях, в повседневной жизни. Если следовать вашей логике, то срывы происходят потому, что человек и при новой системе планирования не научился быть рационализатором за простым рабочим столом. Изменения должны произойти не только в самом управлении, но и в людях. Рационализатором действительно надо быть всегда, в любых условиях.
 КАКИМ НЕ НАДО БЫТЬ
  Автор. Если вы согласны с тем, что надо рационализировать свой труд всегда и в любых условиях, то я хотел бы привлечь внимание к другой проблеме: каким рационализатором не надо быть. Нельзя превращаться в горе-рационализатора, который постоянно все меняет ради самих переделок. Лишь бы говорили: смотри, какой неугомонный, все чего-то ищет! Рационализация не самоцель, она всегда должна быть подчинена задаче повышения эффективности труда. Писатель В. Орлов рассказывает об "изобретателе", который все учреждения обегал, добиваясь "рационализации" календарей: пусть они переворачиваются не справа налево, а наоборот. Может быть, хуже от такой рационализации не стало бы, но, несомненно, и выигрыша она не может принести. Затрат на перестройку уйдет больше. Ради чего же переделывать?
  О такой горе-рационализации хорошо писал, кто бы вы думали? Гоголь! Вот послушайте-ка отрывок из "Мертвых душ".
  Когда Чичиков спросил владельца имения полковника Кошкарева, можно ли купить у него мертвые души, последовал ответ:
  - Сколько могу видеть из слов ваших, - сказал полковник, нимало не смутясь, - это просьба: не так ли?
  - Так точно.
  - В таком случае изложите ее письменно. Просьба пойдет в комиссию всяких прошений. Комиссия всяких прошений препроводит ее ко мне; от меня поступит она в комитет сельских дел; там сделают всякие справки и выправки по этому делу... Чичиков оторопел.
  - Позвольте, - сказал он, - этак дело затянется.
  - А, - сказал с улыбкой полковник, - вот тут и выгода бумажного производства!...
  ...Чичиков решился отправиться сам поглядеть, что это за комиссии и комитеты...
  ...Комиссия всяких прошений существовала только на вывеске. Председатель ее, прежний камердинер, был переведен во вновь образовавшийся комитет сельских построек. Место его заступил конторщик Тимошка...
  - Да никакого толку не добьетесь,- сказал проводник, - у нас бестолковщина.
  В конце концов Чичиков получил ответ, среди пунктов которого говорилось, что души, мертвые и живые "все в совокупности не только заложены без изъятия, но и перезаложены...".
  - Так зачем же вы мне этого не объявили прежде? Зачем из пустяков держали? - сказал с сердцем Чичиков.
  - Как же я мог знать об этом сначала? В этом-то и выгода бумажного производства, что вот теперь все как на ладони, оказалось ясно.
  Читатель. Такие рационализаторы у нас встречаются и сейчас. За внешностью гонятся: цветы, дорожки, модерн... Все чудесно, неясно только, достигнут ли эффект в работе. Если и при цветах счетные машины по-прежнему в одну смену работают, то настоящей рационализацией тут не пахнет, а пахнет тем, что в газетах называют парадностью и шумихой, а в народе-показухой.
 О ТВОРЧЕСТВЕ
  Автор. И еще об одном нам надо поговорить: как творчески подходить к советам, которые даны в этой книге. Ведь в различных книгах можно встретить и немало других. Есть много видов календарей, машин, графиков, картотек. Но главная проблема в рационализации связана не с машинами, а с пониманием идей научной организации труда.
  Эта книжка - не научное исследование по личной работе. Это и не поваренная книга, заполненная готовыми рецептами: возьми то, досыпь того, через столько-то минут добавь другое и т. д. Если вас интересует развернутое описание методов, то их придется собирать из большого числа специальных книг. Моя же главная цель - на отдельных примерах разъяснить основные идеи рационализации личного труда.
  Приемы, которые тут описаны, известны давно. Очень хорошо, если они в прежнем виде будут полезны кому-нибудь сейчас. Но главное - понять тот дух, те принципы, которыми люди руководствовались, создавая их.
  И тогда станет ясной главная проблема рационализации - как творчески работать.
  В выборе методов используй основное правило рационализации: не ходи, если можно стоять, не стой, если можно сидеть, не делай усилий больше, чем того требует результат.
  Во многих письмах, которые я получил после выхода первых изданий книги, повторяется одно и то же: читатель описывает свою ситуацию и требует от меня ответа. Трое ребят так и спрашивают: как нам быть, чтобы и работать, и учиться, и в кино ходить, и спортом заниматься.
  Такие вопросы означают, что не понято самое главное: НОТ нельзя вводить по принципу "увидел-перенял". НОТ нельзя рекомендовать со стороны.
  Читатель. Почему? Разве вы сами не даете советов?
  Автор. Даю. Но не для того, чтобы их механически применять. Даже такой элементарный вопрос, как выбор типа календаря-книжки, требует анализа конкретных условий, да и ситуации быстро меняются. Я сегодня что-то порекомендую, а у вас через месяц условия изменились. Значит, главное в НОТ - усвоить идеи НОТ и самому постоянно, повседневно их применять. Вот почему я стараюсь не рецепты выписывать - от них пользы мало, а советую еще раз вдуматься в принципы НОТ.
  Поймет меня не тот, кто зазубрит описанные приемы. Надо обдумывать их, а не пассивно воспринимать то, что оставил на столе предшественник. Главное - придумать свое. Возможно, вы придете к выводу, что моя рекомендация приемлема, или решите, подумав, что прием, использовавшийся раньше, вполне пригоден. В обоих случаях я буду доволен, так как увижу, что вы уже осмысленно используете метод. Словом, как у Мольера: ты наконец узнаешь, что говоришь прозой.
  Описать все особенности различных профессий и дать универсальные советы просто невозможно. Надо привить рационализаторский подход, и тогда можно не опасаться за принятые решения.
  Читатель. Словом, если я правильно понял, нет плохих средств, как нет и средств, пригодных для всех условий? Надо творчески выбирать, переделывать, приспосабливать.
  Автор. Верно. Главное - думать о любом методе так, чтобы понять, что в нем сильное, а что слабое. И выбирать тот, который в твоих условиях обнаруживает именно силу. Не хватай первое попавшееся средство, а рассмотри весь набор и потом приступай к работе. Работа - не спасение утопающего, где важнее всего не потерять время. Работу скорее заканчивает тот, кто предварительно все обдумал. Конечно, древние инки создали сооружения, перед которыми в недоумении останавливается историк. Архимед интегрировал, ничего не зная об интегрировании. Но сознательно используя метод, понимая его возможности и ограничения, они, несомненно, пошли бы еще дальше, добились большего.
 О ЛИЧНОМ И ОБЩЕМ
  Читатель. Меня волнует еще один вопрос: не очень ли мы вмешиваемся в сферу личных интересов человека?
  Автор. Это важный вопрос. Во время одного из обсуждений первого издания книжки девушка-работница сказала: "То, что говорит автор, возможно, и верно, но кто дал ему право вмешиваться в мою личную жизнь, заставлять меня учитывать время, применять тот или иной прием? Может быть, я счастлива, когда ничего не делаю?"
  Я объяснил ей, что поскольку речь идет об отдыхе - ее личное дело, как его проводить. Хотя и тут я советую послушать специалистов: врачей, ученых. Но на работе производительность каждого, его методы - не только личное дело, но и дело всего общества. Из мозаичных камешков наших личных работ складывается картина всей жизни нашего учреждения, города, страны.
  Если ты считаешь, что никто не должен вмешиваться в твою работу, то это значит, что ты не интересуешься общими итогами коллективного труда или хочешь получить долю из результатов, добытых коллективом, сохраняя за собой полную свободу действий. То есть пусть рационализируют свой труд и эффективнее работают другие! Это или анархизм, или эгоизм. Поэтому, если хочешь личных успехов, - добивайся успехов общих, а для этого примени и к своей работе тот критерий рациональности, который ты хочешь видеть в делах страны. Только так можно логично рассуждать, если не выделять себя из общества и не противопоставлять себя другим. Если не стремиться жить за счет других.
  Читатель. Выходит, что не только общественные, но и личные интересы заставляют рационализировать свою жизнь, свою работу?
  Автор. Верно. И я хотел бы, чтоб моя книга помогла это сделать. Графики, карточки, еженедельники - не просто "бумажки". "...Письменности призрак неприкрытый всех тиранией буквы подчинил", - сказал Фауст Мефистофелю.
  Но бумажка бумажке рознь. Тейлор говорил, что рост количества "непроизводственных работников" по отношению к числу производственных означает рост экономии, если... если "непроизводственные" все время заняты выполнением действительно нужных функции. Увеличение числа "бумажек" за счет появления карточек не только не будет канцелярщиной, но и окажется ее смертным врагом, если эти карточки сокращают пустую трату времени и сил.
  Надо брать пример с Ленина. Он воевал с бумаготворчеством и в то же время требовал, чтобы умели правильно составлять бумаги. Он-то знал, что умело составленный документ экономит время, а плохая бумага - это камень, рождающий лавину "дополнений" и "разъяснений".
  Конечно, можно любое дело свести к абсурду. И личную рационализацию тоже. Посмотрите на столы во многих учреждениях - каких только блокнотов и папок там нет! Это как раз такое разнообразие, которое хуже всякого однообразия. Если люди действительно стремятся к рационализации, вряд ли в одном отделе будет собран весь арсенал средств, выпускаемых промышленностью. Получится такая пестрота, которая говорит не о творческом, а о случайном подходе к технике личной работы.
  Культуру, рационализацию надо внедрять с обеих сторон: и аппарат управления - потребитель должен быть требовательным, и промышленность - поставщик должна прививать вкус к эффективным средствам организации личного труда.
  Читатель. Словом, не всякая самодеятельность и творчество полезны. Иногда надо сверху внедрять стандартное, но наиболее эффективное изделие.
  Автор. Конечно. Важнейшее преимущество централизованной, плановой экономики - возможность не эмпирически, не ощупью найти лучший вариант, а заранее его рекомендовать.
  И все же я еще раз в заключение хотел бы напомнить о необходимости самому конструировать правильную организацию своего труда.
  Известный теоретик военного искусства Клаузевиц, заканчивая курс лекций по военному делу, сделал важное заключение: если теория что-то и советует, то мы предоставляем самому полководцу делать выбор в меру своего собственного мужества, своей предприимчивости, своей веры в силы. А потому делайте свой выбор в меру своих внутренних сил, но помните, что великим не сделался ни один полководец, лишенный дерзновения.
  Главное требование к рационализатору - творческий подход к работе, результатом которой является повышение эффективности его труда сегодня, сейчас, на своем рабочем месте. И разумеется, его поиск должен быть постоянно устремлен в будущее.
  "Рационализация - это битва настоящего с будущим - писал журнал "Техника управления" в 1927 году. - Кто видит только настоящее, тот никогда не двинется вперед. Кто видит только будущее, никогда не приблизится к нему. Рационализатор тот, кто видит будущее и настоящее и прокладывает мост между ними".
  Техника личной работы - один из таких мостов. Кто научится управлять собственным временем и организовывать свое рабочее место, тот научится рационально организовывать и завод, и учреждение и, можно сказать, научится по-настоящему управлять обществом.
 
 
 95. Картотеки в организации времени
 
  Картотека как инструмент творческой работы - благодатная тема для исследований. Возможно, в перспективе на нашем сайте появится особый раздел, посвященный картотекам, т.к. эта часть организации личного труда заслуживает внимательнейшего рассмотрения.
  Пока же ограничимся небольшими пояснениями к представленным на сайте картотекам приемов и принципов организации времени (ссылки - внизу статьи). Идея картотеки принципов и приемов организации времени родилась по аналогии с историей Теории Решения Изобретательских Задач, которая начиналась с анализа большого количества патентов, а затем переросла фактически в теорию развития систем (не только технических). Картотека как основа исследования популярна у тризовцев: картотеки физических, химических и других эффектов; картотеки биографий творческих личностей, итд итп. Методологии применения картотек в творческом труде посвящена большая статья М.С.Рубина "Личные картотеки - фундамент творчества"; можем также порекомендовать целый раздел о картотеках на сайте Минской школы ТРИЗ.
  Даже первые шаги по созданию картотеки приемов управления временем начинают наталкивать на размышления о некоторых общих закономерностях - и именно поэтому к картотеке приемов немедленно была добавлена картотека принципов организации времени. Отличие принципов от приемов в том, что принципы универсальны - они применимы вне зависимости от того, кто их применяет и в каких условиях. Таким образом, принципы есть обобщение приемов, максимально отделенное от конкретики выражение их сути.
  Польза от картотек может быть разнообразной. Во-первых, можно просто брать приемы и пользоваться ими. Хорошо бы иметь возможность фильтрации списка приемов по каким-либо характерным признакам, так чтобы каждый человек мог выбирать наиболее подходящие его области деятельности и личным особенностям. Такая фильтрация станет возможной после более сильного дробления информации в карточках, выделения ясных признаков (напр, поле "Область применения" может распасться на группу полей, что-нибудь вроде: "В пространстве", "Во времени", "Тип характера", "Область деятельности").
  Здесь мы уже видим второй аспект использования картотек: облегчение анализа и синтеза. Анализ, дробление информации производится по мере ее накопления; синтез - путем выделения общих закономерностей. Один из способов синтеза уже оформлен в виде картотеки принципов; возможно, появятся и другие. Именно в силу таких возможностей картотек мы не спешим слишком заботиться о внешнем изяществе форм просмотра, т.к. по мере накопления информации их все равно придется менять.
  Наконец, уже имеющиеся две картотеки могут давать определенный синергетический эффект, помогая пополнять друг друга. Пополнение картотеки приемов позволяет дополнять и уточнять картотеку принципов, а применение принципов к конкретным ситуациям - добавлять новые приемы.
  Дополнение. Ведение картотек имеет один большой недостаток - слишком кропотливая работа. Я по своему складу предпочитаю более вольное парение мысли. Поэтому картотеки пока пребывают в зачаточном состоянии, ожидая или того момента, когда вольное парение мыслей у меня иссякнет и потребует подкрепления черновой работой, или - когда кто-нибудь присоединится к моим исследованиям и захочет поработать над картотеками.
  См.:
  Картотека приемов организации времени(4 записи)
  Картотека принципов организации времени(6 записей)
 
 96. Личные картотеки - фундамент творчества
 
 ВВЕДЕНИЕ
  Карточки с информацией - нехитрое изобретение, без которого очень трудно провести исследование, написать книгу или научную работу, эффективно решать изобретательские задачи. Эта статья не только о том, что без хорошо организованной информации трудно или вообще невозможно заниматься творчеством - это многим очевидно. Нам же хотелось бы сделать акцент на процессе формирования и развития новой Идеи. Именно этим акцентом эта работа отличается от многих других публикаций о ведении личных картотек (Попов Г.Х.; Гедов; Федотов). По этой же причине по ходу статьи довольно часто будут ссылки на работу Г.С.Альтшуллера, И.М.Верткина "Как стать еретиком" в книге с одноименным названием изд. "Карелия", 1991 (для удобства мы будем использовать ее краткое обозначение - "Еретик...").
  Статья о ведении личных картотек будет полезна всем, кто начинает свой творческий путь: школьникам, студентам, слушателям курсов и преподавателей ТРИЗ-ТРТЛ (теории решения изобретательских задач и теории развития творческой личности). В основе работы - опросы личного опыта ведения картотек преподавателей и разработчиков ТРИЗ-ТРТЛ, которые проводились дважды (в 1975 и 1991). Материал статьи апробирован на многих семинарах по ТРИЗ-ТРТЛ с инженерами и преподавателями школ и ВУЗов.
  Автор благодарен Г.С.Альтшуллеру, под руководством и при участии которого в 1975 был подготовлен первый вариант настоящей статьи, а также всем преподавателям, разработчикам, слушателям семинаров и членам Ассоциации ТРИЗ, которые поделились своим опытом и высказали свои замечания по ходу её подготовки.
 I. ЖИЗНЬ И КАРТОТЕКИ
 1. ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТОЧКИ
  Жизнь на земле тесно связана с геологическими процессами: составом воздуха, земной коры, океанов. Эта мысль Владимира Ивановича Вернадского легла в основу новой науки - биогеохимии, быстро получившей мировое признание. А начиналась эта наука с обычной карточки:
  КАРТОЧКА 1. "В самом конце прошлого века английский натуралист доктор Карутерс наблюдал над Красным морем грандиозное переселение саранчи с берегов Северной Африки в Аравию. В течение трех дней плотные тучи насекомых, закрывая Солнце и производя тревожный шум, непрерывно проносились над головой наблюдателя. Обычное в этих местах, часто повторяющееся явление поразило Карутерса своими размерами, и он решил определить количество насекомых в одной из туч, пролетавшей над ним 25 ноября 1889. Оказалось, что туча занимала пространство в 5967 квадратных километров и весила 44 миллиона тонн."
 Лев Гумилевский "Вернадский", изд. 3-е, "Молодая гвардия", 1988, стр. 5.
  Это сообщение английского журнала "Природа" за 1890 год Вернадский прочитал, разбирая одновременно коллекции камней в минералогическом кабинете. Казалось бы, информация Карутерса могла бы заинтересовать энтомологов, физиологов или биологов, но как раз для них она прошла незамеченной. В.И.Вернадский - геолог. Сорок четыре миллиона тонн (это вес только одной из многих туч) - без малого вес всего количества меди, свинца и цинка, добытых человечеством за 19 век. Это поразило Владимира Ивановича. Горный хрусталь, кварциты и топазы, которыми занимался Вернадский, на какое-то время отошли на второй план. Из стопки заранее заготовленных чистых карточек он взял одну, выписал данные Карутерса, пометив страницу, том, год и название журнала, и положил карточку в боковой карман.
  КАРТОЧКА 2. "Дома, выгружая из кармана заметки, вырезки, библиографические справки, Владимир Иванович находил кусочек времени, пока не позовут обедать, разложить по папкам, ящикам и полкам собранный за день материал. Владимир Иванович быстро распределил все, что было в кармане, и только для заметки Карутерса не находил места.
  Смеясь над забавным затруднением, в которое поставил его английский натуралист, он вынул из нижнего ящика новую папку, положил туда карточку, взял перо, чтобы сделать надпись на белом ярлыке синей крышки, и задумался: "Организмы? Разное? Смесь? Или число и мера в живой природе?"
  Несколько минут, а может быть целый час, Вернадский ловил в возбужденном мозгу идею, таившуюся среди множества фактов и выводов, переполнявших его ум... в дверь давно уже стучали, приглашая к обеду.
  Владимир Иванович подвинул к себе папку, твердо написал на крышке и корешке "Живое вещество", поставил папку самой крайней в ряду.
  И вдруг так долго не укладывавшаяся в слова острая мысль охватила Вернадского радостью огромного открытия."
 Лев Гумилевский "Вернадский", изд. 3-е, "Молодая гвардия", 1988, стр. 9-10.
  ПРИ ВЕДЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ КАРТОТЕКИ ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ ОТБИРАЕМАЯ ИНФОРМАЦИЯ БЫЛА ИНТЕРЕСНА НЕ СТОЛЬКО СВОИМ ФАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ, СКОЛЬКО НОВЫМ ОБРАЗОМ, ИДЕЕЙ.
 КАК ПРАВИЛО, ТАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ВЫЗЫВАЕТ ОЩУЩЕНИЕ НЕОЖИДАННОСТИ, УДИВЛЕНИЯ, РАДОСТИ.
  Радость - быть может, ради именно этого ощущения люди и занимаются творчеством. Заметка Карутерса высветила Вернадскому контуры пути, по которому ему еще предстояло идти не одно десятилетие. Папка с синей крышкой постепенно пополнялась новыми карточками. Кораллы, известковые водоросли, непрерывные, на тысячи километров, пленки планктона в океане - эти массы живой материи вполне могут соперничать с массой горных пород. Аналогия между живой и неживой материей подсказала Вернадскому идею применения методов исследования минералов для изучения состава живой материи. Так, например, стало известно о микроэлементах в живых организмах. С годами примеры из папки с надписью "Живое вещество" на белом корешке перекочевали в лекции, статьи и книги.
  Мысль о нераздельном взаимодействии живой и неживой материи давала Вернадскому ключ к новым открытиям и гипотезам. Неразрешимой проблемой, например, до сих пор остается загадка возникновения жизни на Земле. Неожиданный подход к ней нашел Владимир Иванович. Общепринято, что неживая материя вечна во Вселенной. Но тогда можно предположить, что вечна и живая материя! Вопрос о возникновении жизни снимается таким образом сам собой. Вот как об этом пишет сам Вернадский:
  КАРТОЧКА 3. "Мы теперь знаем, что материально Земля и другие планеты не уединены, а находятся в общении. Космическое вещество постоянно в разных формах попадает на Землю, а земное уходит в космическое пространство. А Жизнь в латентном состоянии - в спорах, семенах или цистах* - может сохранятся неопределенное время, возможно, и геологические века... ясно, что никакой логической необходимости в признании самозарождения нет для объяснения начала жизни на Земле."
 * Циста - временная форма существования одноклеточных растений и животных.
 Лев Гумилевский "Вернадский", изд. 3-е, "Молодая гвардия", 1988, стр. 145.
  Все та же, знакомая нам, логика самой первой карточки: если 44 миллиона тонн живого вещества может регулярно перемещаться с Северной Африки в Аравию, то логично допустить перемещение живого вещества и между планетами и звездными системами. По сей день у гипотезы Вернадского находятся ярые защитники и последователи.
  БОЛЬШИНСТВО ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ВЕЛИ СВОЮ ЛИЧНУЮ КАРТОТЕКУ.
  Личную картотеку использовали в своей работе очень многие творческие личности. Жюль Верн, например, собрал картотеку в 20 тысяч карточек, каждая из которых объемом примерно в ученическую тетрадь. Не удивительно, что герои его произведений обладали феноменальной памятью. Картотека В.А.Обручева содержала почти полтонны аккуратно исписанных листочков тетрадного формата. Кеплер открыл свои законы движения планет исключительно за счет картотеки наблюдений Тихо Браге, который собирал их течение чет верти века. Хорошо известно, что Суриков, как и большинство художников, делал эскизы с натуры для своих будущих картин - своеобразная картотека типажа и образов. Аналогичные картотеки, только в иной форме, ведут, обычно, и писатели.
  КАРТОЧКА 4. "Еще в 1826 году в нежинской гимназии Гоголем была начата "Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия". Основное место в "Книге" занимали записи фольклора, выписки из исторических документов... пословицы и загадки. В гоголевской "энциклопедии" встречаются этнографические заметки о быте украинских крестьян, записи поверий, свадебного обряда, описания различных блюд и т.д. Примечательно, что "Книгу всякой всячины" Гоголь продолжал вести на протяжении нескольких лет и после окончания гимназии. Многие из материалов, имеющихся в "Книге всякой всячины", были использованы Гоголем в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" и даже в "Миргороде".
 Н.В.Гоголь. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. Изд. "Правда", Москва, 1968, стр. 5.
  Ясно, что в зависимости вида творческого труда изменяется и вид "карточки". Это может быть далеко не только листик плотной бумаги небольшого формата, но и журнальные статьи, конспекты книг, фотографии, слайды, эскизы, коллекции насекомых или семян, записи фольклора - практически любой способ фиксации информации.
 2. ЗОЛОТЫЕ ПЫЛИНКИ ИНФОРМАЦИИ
  Решение научных и инженерных задач, обучение и привлечение к творчеству, работа художников, композиторов, писателей - везде необходима картотека того или иного вида. Вот, например, строки из "Золотой розы" К.Г.Паустовского: "Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - все это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою "золотую розу" - повесть, роман или поэму." Эту мысль Паустовского о работе литераторов смело можно отнести к любому виду творчества. В этом мы еще не раз убедимся.
  ПУТЬ К ТВОРЧЕСТВУ ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ЛИЧНЫХ КАРТОТЕК ИЛИ КОЛЛЕКЦИЙ С УНИКАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ, НОВОЙ И НЕОЖИДАННОЙ ТЕМАТИКОЙ ЭТОТ ПУТЬ ПРОСТ И ДОСТУПЕН. ИМЕННО ПОЭТОМУ МНОГИМ КАЖЕТСЯ, ЧТО ОН НЕ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К СИЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ. ИСТИННАЯ ПРИЧИНА ОТКАЗА ОТ ВЕДЕНИЯ ЛИЧНОЙ КАРТОТЕКИ - БОЯЗНЬ РИСКА: А ВДРУГ ИЗ ВСЕГО ЭТОГО НИЧЕГО НЕ ВЫЙДЕТ
  КАРТОЧКА 5. Из картотеки Н.Ю.Мурашковского (г.Елгава, Латвия)
  "У крокодилов много особенностей. Например, в ротовой полости нет у них слюнных желез, нет и мочевого пузыря, а в желудке взрослых особей всегда находится много камней. Зачем они? Предполагают, что камни облегчают плавание, придавая животному большую устойчивость."
 "Юный натуралист", N 1, 1990, стр. 37.
  Из подобных примеров Коля Мурашковский составляет учебные задачи и даже проводит по ним небольшие занятия со взрослыми. Совсем маленьким ребенком он решил стать врачом и начал собирать картотеку по биологии. К тому времени, когда у него появилась карточка про крокодилов ему уже исполнилось шесть лет.
  СБОР ЛИЧНОЙ КАРТОТЕКИ - УДОБНАЯ И ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К ТВОРЧЕСТВУ, ТОЧНЕЕ К ОДНОМУ ИЗ ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ ЭТАПОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  Одно время мне даже казалось, что личная картотека, подобно волшебной палочке, может сформировать из ребенка творца. Впрочем, так оно и есть: личная картотека - это прямой путь к исследовательской, творческой работе. Сложность лишь в том, чтобы картотека регулярно велась и развивалась. Самая же большая трудность: желание вести картотеку должно исходить от самого ребенка. Нажим взрослых тут мало поможет.
  У меня нет универсальных рецептов, позволяющих привлечь детей к ведению личных картотек, но некоторым опытом я все же поделюсь.
 1. Педагог или родитель должен САМ вести личную картотеку творческого характера. Причем, ребенок это должен видеть.
 2. Тема картотеки должна строиться на глубоком внутреннем мотиве ребенка (желании стать врачом, любви к веселым комиксам или фокусам, уверенности в существовании НЛО и т.д.)
 3. На первом этапе главное для ребенка - освоить чисто технические приемы ведения картотеки: вырезать, наклеивать, надписывать карточки... С самого раннего возраста ребенка можно приучать к печатающей машинке или к ЭВМ для оформления карточек.
 4. Не удивляйтесь и не расстраивайтесь, когда "глубокий внутренний мотив" ребенка довольно быстро иссякнет. Ищите новый мотив, новую тему, новый способ привлечь ребенка к ведению картотеки. Недопустимо учить вести картотеку насильно, ценой полного отвращения к этому занятию.
 5. Ни при каких обстоятельствах нельзя ребенка заставлять вести картотеку. Лучше сделайте паузу в месяц, несколько месяцев, год. За это время необходимо постоянно повышать значимость той картотеки, которая была собрана.
 6. Можно выделить немало мотивов, способствующих ведению картотеки ребенком: повторение того, что делают взрослые, одобрение и интерес со стороны взрослых (особенно близких), любопытство к новому занятию, использование картотеки взрослыми, соревнование, использование картотеки в какой-то деятельности, использование картотеки для игр, создания игрушек, фокусов или просто полезных и необходимых вещей. Ребенок всегда будет искать ясную и ощутимую пользу от картотеки не когда-нибудь в будущем, а сейчас, в крайнем случае - завтра.
  Иногда педагоги на моих семинарах удивляются: что тут нового? О важности и полезности картотеки знают все. Безусловно, так оно и есть. Нужно добавить лишь две особенности творческих картотек:
 * речь идет о сборе картотеки ИДЕЙ, а не просто информации;
 * работа над картотекой должна генерировать НОВЫЕ ИДЕИ.
  Одно из главных отличий творческой картотеки - ее уникальность. Я ничего не имею против сбора бабочек, этикеток, марок, банок из под пива или вкладышей от жвачек. Просто мы сейчас с Вами говорим совсем о другом - о творчестве. Я хотел бы, чтобы читатель ясно видел отличие творческой картотеки от обычного коллекционирования. Для этого, собственно, и написана эта статья.
  Любопытно провести параллель между ведением личной картотеки и качествами творческой личности, описанными в разработках Г.Альтшуллера и И.Верткина. Одно из главных качеств творческой личности - НАЛИЧИЕ ДОСТОЙНОЙ ЦЕЛИ. Достойная Цель, чаще всего, делает необходимым сбор информации на нужную тему. Иногда Достойная Цель и картотека просто трудноотличимы друг от друга. Например, наш соотечественник Данилов А.С. с детских лет ведет картотеку людей, оставивших заметный след в истории человечества. В ней собрано около 190 тысяч имен, количество библиографических ссылок перевалило за три миллиона. Вся эта работа ведется без оплаты, в одиночку и по собственной инициативе. Другую картотеку составил Бентли - огромное число фотографий снежинок. На основе этой уникальной коллекции создана наука о причинах и закономерностях образования снежинок. Ее выводы, в частности, можно использовать при борьбе со снежными лавинами. Ведение личной картотеки полезно и для развития других качеств творческой личности, например, "умение решать задачи", "способность работать планомерно, наличие рабочих планов и их самоконтроль".
  Ведение личных картотек - удобная и эффективная форма привлечения к творчеству не только детей, но и взрослых. На занятиях по ТРИЗ-ТРТЛ слушатели начинают вести личные картотеки. Эту практику ввел Г.С.Альтшуллер уже в начале 70-х годов. Приведу только одну карточку из тысяч, подготовленных слушателями на семинарах по ТРИЗ.
  КАРТОЧКА 6. Из картотеки В.А.Петрова (г.Апатиты, Мурман. обл.) семинар М.С.Рубина, А.В.Тригуба, Апатиты, 1991.
  "Во время войны в Ираке союзные войска до 80 процентов ударов на аэродромах Ирака нанесли не по настоящимсамолетам, а по их точным, но игрушечным копиям. Из детских журналов были взяты модели танков, истребителей, бомбардировщиков, увеличены до натуральной величины и выпускались для Ирака одной из фирм в Турине. Стоимость модели - от 30 до 40 тысяч долларов, а стоимость крылатой ракеты "Томагавк" для ее уничтожения - 1,3 миллиона долларов."
 "Комсомольская правда", 31 января 1991.
  Это интересный пример на использование копий и надувных конструкций.
  Я хорошо знаком с В.Петровым и его работой - тяжелый и напряженный труд в котельном цеху тепловой станции, работающей на угле. Страшный шум, угольная пыль, конфликты с подчиненными. Неделями, месяцами накапливается нервное напряжение. Хотя бы частично оно снимается творчеством, решением производственных задач и, безусловно, регулярным ведением личной картотеки.
  ТВОРЧЕСТВО - НАИБОЛЕЕ СИЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВО ОТ СТРЕССОВ, НАДЕЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.
 II. ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ КАРТОТЕК
 3. КАРТОТЕКА КАРТОТЕК
  Первая же проблема, с которой Вы столкнетесь при сборе картотеки - по какой тематике отбирать информацию. Мы, безусловно, не решим этот вопрос вместо Вас. Сделаем иначе: устроим что-то вроде вернисажа тем для картотек. Этот "вернисаж" устроен, главным образом, по результатам анкетирования преподавателей и разработчиков ТРИЗ. Смотрите, может быть что-то покажется близким и привлечет Ваше внимание.
  ИНЖЕНЕРАМ И ИЗОБРЕТАТЕЛЯМ можно рекомендовать несколько разделов для личной картотеки:
 
 по своей специальности;
 
 примеры сильных изобретений из разных областей, примеры к законам развития технических систем и другим разделам ТРИЗ-ТРТЛ;
 
 новые научно-технические эффекты и технологии;
 
 фонд задач, неисправностей, отказов, нежелательных эффектов своего производства;
 
 "для души" (примеры из фантастики, афоризмы - все, что просто понравилось и хочется сохранить).
  Для инженера не достаточно иметь картотеку только по своей специальности. При решении сложных задач прямая информация часто оказывается неэффективной. Трудная задача тем и трудна, что отраслевая (специальная) информация не дает подсказки. Нужна картотека СИЛЬНЫХ решений из разных областей.
  Информационный фонд ТРИЗ во много раз повышает эффективность работы изобретателя, но и не исключает необходимость ведения личной картотеки с примерами к различным разделам ТРИЗ. Свой яркий пример лучше запоминается, яснее становится тот или иной прием или стандарт. Работа с картотекой - это постоянный тренинг, необходимый для поддержания "рабочей формы" изобретателя. Картотека сильных решений инженера - это и более глубокое изучение ТРИЗ, и пополнение фонда задач-аналогов, и уточнение (развитие) механизмов ТРИЗ.
  КАРТОЧКА 7. Из картотеки А.М.Ускова (г.Тамбов). Семинар М.С.Рубина, А.В.Тригуба, Тамбов, 1991, "Самосвал на круче.
  Из глубоких карьеров могучие самосвалы взбираются по извилистой, с крутыми подъемами дороге, напоминающей спираль серпантина. И получается: до обогатительной фабрики всего-то 2-3 километра, если напрямик, а по дороге - все 10. Теперь изобретена дорога, по которой самосвалы могут взбираться на любую кручу. Дорога эта напоминает одновременно лифт и канатную дорогу для горнолыжников. Но при этом поднимаются по ней автомобили... своим ходом. Самосвал въезжает на горизонтальную платформу необычного лифта, и его колеса оказываются в сцеплении с особым роликовым устройством. Оно трансформирует вращательное движение колес в поступательное движение всей платформы по уложенным на откосе карьера направляющим."
 "Юный техник", 1984, N 6.
  Эту информацию можно использовать как аналог для других ситуаций: на горных дорогах, в многоэтажных гаражах - везде, где необходимо поднимать автомобиль. Хороший пример на применение ИКР и использование ресурсов.
  ПРЕПОДАВАТЕЛИ И РАЗРАБОТЧИКИ ТРИЗ ведут самые разнообразные картотеки. Приведу только часть тем из тех, что мне известны:
 
 картотека иллюстраций (примеров) к различным разделам ТРИЗ-ТРТЛ;
 
 картотека типичных ошибок по отдельным разделам ТРИЗ-ТРТЛ, сбои механизмов ТРИЗ;
 
 картотека учебных и производственных задач;
 
 картотека решенных производственных задач, которые можно использовать в учебном процессе для взрослых и детей:
  КАРТОЧКА 8. Из выпускной работы О.А.Дубрович, 9-й класс, семинар Ю.С.Мурашковского, М.С.Рубина, Рига, 1991. Задача. По бокам автомобилей устанавливают зеркала заднего вида. При проезде через узкие места (гараж, ворота, переулок) зеркало может задеть за препятствие и разбиться. Как этого избежать?
  Известное решение, описанное в различных вариантах в советских и зарубежных изобретениях: зеркало делается подвижным и закрепляется достаточно мощной пружиной. По условиям задачи корпус зеркала делается штамповкой из пластмассы - это сильно упрощает технологию и снижает затраты. Однако, при этом возникает противоречие: пружина должна быть сильной, чтобы зеркало не дрожало и не сбивалось при движении автомобиля, и должна быть слабой, чтобы зеркало легко сложилось при наезде на препятствие, без разрушения его пластмассового корпуса.
  В работе Оли Дубрович описано несколько вариантов решения этого противоречия. Одно из них: пружина делается слабой, но дополнительно устанавливается небольшой магнит, исключающий дрожание зеркала.
 
 картотека разборов учебных задач по АРИЗ;
 
 тематические картотеки по отдельным разделам и подразделам ТРИЗ-ТРТЛ (например, по тому или иному стандарту, эффекту, приему, шагу АРИЗ, по переходу от идеи решения к готовому проекту, по механизмам перехода в надсистему и т.д.):
  КАРТОЧКА 9. В алгоритме решения изобретательских задач рекомендуется после получения идеи построить таблицу типа "расположение частей - агрегатное состояние изделие" (АРИЗ-85-В, шаг 8.3 г). Два примера к этому подшагу.
  "Роберт Вуд, вращая сосуд с ртутью, в начале ХХ века получил вогнутое параболическое зеркало. Однако небольшие сотрясения и изменения скорости вращения искажали точность параболической поверхности. По а.с. 712251 сосуд вращается на поверхности жидкости другого сосуда. Увеличивая число вставленных сосудов, можно добиться любой точности вращения жидкого зеркала. Можно использовать для изготовления зеркал в гелиотехнике и для телескопов."
 "Изобретатель и рационализатор", 1981, N 7, стр. 8"Жидкий телескоп".
  "Телескоп из... горячего воздуха создан в ЮАР. Местным физикам удалось сконструировать телеобъектив, который вместо обычных стеклянных или зеркальных линз образует изображение с помощью газовых линз. Такая линза создается вращающемся тубусом. Его горячие металлические стенки нагревают заключенный в цилиндре воздух, который становится тем теплее, чем ближе к стенкам. Благодаря нагреву показатель преломления воздуха изменяется; таким образом создается линзовый эффект."
 "Юный техник", 1991, N 2, стр. 41.
 
 картотека анекдотов, иллюстрирующих механизмы ТРИЗ. Анекдоты создают яркий образ, позволяют слушателям немного расслабиться во время занятий:
  КАРТОЧКА 10. Из картотеки С.С.Литвина (Санкт-Петербург) о необходимости решать центральную проблему, а не ее последствия.
  Двое джентльменов гуляют вдоль Темзы. Вдруг крик: "Спасите!" Один из джентльменов бросается в реку, вытаскивает на берег ребенка и передает его своему приятелю для оказания первой помощи. Вдруг - снова крик. Джентльмен бросается в воду и спасает второго ребенка. Когда джентльмен вытаскивал из воды третьего ребенка, то увидел, что его приятель куда-то уходит и спросил: - "Куда же Вы?"
 - "Вы тут пока поспасайте детей, а я выясню, кто их бросает в реку."
 
 картотека изобретений в фантастике; иллюстрации к разделам ТРИЗ-ТРТЛ фантастических произведений:
  КАРТОЧКА 11. Р.Хайнлайн. Рассказ "На ощупь". Сб. "Дверь в лето", Нижегородский филиал СП-ИКПА, 1991, стр. 299.
  Пример на идеальность и использование ресурсов.
 На Луне в результате аварии затерялась слепая девочка - виртуозная пианистка, гастролирующая с концертами на Луне. С Земли с ней установили радиосвязь, но пеленгатор не в состоянии определить место, откуда ведется передача. Как можно быстро найти девочку-пианистку? Запасы жизнеобеспечения его скафандра ограничены.
  Площадь Луны разделили на 82 квадрата - по числу клавиш концертного рояля. На каждый из квадратов направили узкий луч (типа лазерного) с соответствующей звуковой тональностью. Девочка сообщила, что слышит "ре бемоль" и тем самым САМА определила место своего нахождения.
 
 картотека афоризмов:
  КАРТОЧКА 12. Из картотеки С.С.Литвина (Санкт-Петербург).
 "Когда разгибают палку, ее обязательно перегибают в другую сторону."
 Пословица
  "Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов."
 Клод Андриан Гельвеций.
 
 изобретательские задачи для детей из сказок, мифологии, детских журналов:
  КАРТОЧКА 13. Из картотеки В.О.Дженжера, г.Оренбург (семинар А.А.Нестеренко и М.С.Рубина для учителей, Петрозаводск, 1991).
  Задача. За то, что Прометей передал людям частицу божественного огня из кузницы Гефеста, Зевс велел покарать титана: приковать его НАВЕЧНО к скале. Так и было сделано. Но однажды великий герой Геракл пришел и освободил Прометея. Кончился гнев Зевса; он готов отпустить титана, но не хочет нарушать свое слово: Прометей должен быть НАВЕЧНО прикован к скале. Как поступил бог богов?
 Противоречие: Прометей должен быть прикован к скале, чтобы не нарушалось слово Зевса, и не должен быть прикован к скале, чтобы быть свободным.
 ИКР: скала САМА всюду следует за Прометеем, не мешая ему.
 Ответ: Зевс велел сделать из звена цепи, которой был прикован Прометей, перстень, а в оправу вставить кусок той скалы, которой был прикован титан. Прометей носит это кольцо в знак нерушимости слова Зевса и его мудрости: Прометей НАВСЕГДА прикован той же цепью и к той же скале.
 
 "патентные скважины" - карточки по развитию отдельных технических систем, например, расходомеров, часов, тепловых труб, военной или спортивной техники;
 
 картотека по отдельным шагам жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ): "встреча с чудом", о влиянии спорта на развитие личности...
 
 картотека психологических эффектов; психологическая инерция:
  КАРТОЧКА 14. Из картотеки Г.С.Альтшуллера
 Статья П.Г.Кузнецова "Искусственный интеллект и разум человеческой популяции" (приложение к книге Е.Александрова "Основы теории эвристических решений", изд. "Советское радио", 1975):
  "И.И.Павлов отобрал группу собак, которые отработали условный рефлекс выделения слюны при виде круга, но не эллипса. На этих же собаках поставили новый опыт, который состоял в том, что в поле их зрения круг переходил в эллипс. Когда собаки не могли отличить круг от эллипса, они давали любопытную реакцию: "сильные" собаки отворачивались, стараясь не видеть противоречащего "факта", а "слабые" собаки приходили в истерику" (стр. 219, 220).
 Далее П.Г.Кузнецов объясняет с этих позиций поведение физиков в некоторых ситуациях. Похожая реакция возникает иногда и по отношению к "алгоритмизации творчества". Отсюда "отворачивание" и "истерики".
 
 картотека творческих коллективов ("Битлз", импрессионисты и др.);
 
 картотека проблем развития производственных коллективов и фирм;
 
 картотека приемов в журналистике;
 
 картотека приемов в рекламе;
 
 "Антишкола" - картотека способов борьбы учеников с учителями (шпаргалки, подсказки, способы сорвать урок...) и ответных шагов педагогов;
 
 картотека педагогических приемов:
  КАРТОЧКА 15. Из работы А.А.Нестеренко "Педагогические приемы", Петрозаводск, 1990.
 Один из приемов - "педагогический посредник". Педагог передает часть своих функций другому лицу или предмету: сказочному персонажу, кукле, игрушке, другому ребенку или взрослому. В некоторых случаях, например, известные педагоги-воспитатели Никитины убеждали своих детей после их очередной проказы: плохо себя вели не они, их дети, а злой крокодил, в которого они на время превратились. А их ребенок хороший, он на такие поступки не способен.
 
 картотека бытовых, житейских, исторических изобретательских ситуаций:
  КАРТОЧКА 16. Из картотеки Г.С.Альтшуллера."Великие исторические деятели часто считались великими именно потому, что им была присуща способность смотреть и за пределами предложенной им группы альтернатив.
  Например, царь Соломон сделал вид, что выбрал предложенную ему альтернативу (разрубить ребенка пополам), а в действительности выбрал альтернативу, исключающую сбор информации (в форме реакции женщин, предъявлявших свои материнские права). Подобным же образом поступил и Карл Великий, введя новую альтернативу, состоящую в том, что взял корону из рук папы и сам возложил ее себе на голову. Поступив так, он избежал двух плохих и, казалось, не оставляющих другого выбора, альтернатив - быть коронованным папой или отказаться от коронования".
 Д.Кривленд, В.Кинг "Системный анализ и целевое управление", изд. "Сов. радио", 1974, стр. 43.
 
 картотека задач межличностного общения:
  КАРТОЧКА 17. Ричард Бэндлер и Джон Гриндер. "Из лягушек в принцы. Нейро-лингвистическое программирование", Новосибирск, изд. Новосибирского университета, 1992, стр. 93-94.
  "У Френка Фарелли в психиатрической больнице была молодая женщина, убежденная в том, что она - любовница Иисуса. Вы должны признать, что это немножко необычное убеждение. Люди подходят, а она: "Я - любовница Иисуса". А, они, конечно, отвечают: "Хм-м-м!" и говорят: "Ну, неправда. Это у тебя просто мания... не так ли?" Если вы бывали в психиатрических больницах, то знаете - большинство психически больных очень компетентны в странном поведении и вызывании реакций у людей. Фрэнк обучил молодую сотрудницу социальной службы систематически вести себя определенным образом и запустил ее туда. Больная говорит: "Вот, я - любовница Иисуса", а сотрудница оборачивается на нее и, скривившись, отвечает: "Да знаю, он всем про тебя рассказывает". Через сорок пять минут пациентка сказала: "Ну вот что, слышать больше не желаю про эти дела с Иисусом!"
  Интересная психотерапевтическая задача решена с позиций идеальности (больная сама отказывается от своего странного поведения) и с использованием ресурсов (мании об Иисусе).
 
 картотека детских подвижных игр;
 
 картотека о взаимодействии техники и природы;
 
 картотека катастроф и аварий;
 
 картотека задач и решений в художественных системах:
  КАРТОЧКА 18. Из картотеки Ю.С. и И.Н.Мурашковских (г.Елгава, Латвия).
 "Художнику И.С.Телятникову в 1942 поручена разработка эскиза ордена Александра Невского. На ордене должен быть профиль Александра, причем такой, чтобы сразу было ясно, кто это. Однако не сохранилось ни портретов, ни описаний внешности Невского. Как быть? На ордене изображен профиль артиста Н.Черкасова, незадолго до этого сыгравшего главную роль в фильме "Александр Невский". "Правда", 1984, 18 июля.
  КАРТОЧКА 19. Из картотеки Ю.С.Мурашковского (г.Елгава, Латвия).
  В "Неравном браке" Пукирев применил прием, поразивший современников. Это был дерзкий, революционный прием. Дело в том, что все фигуры этой картины были написаны им в натуральную величину, хотя по канонам академической живописи это допускалось лишь в исторической, но отнюдь не в бытовой картине. Он же своих невзрачных или неприглядных героев, взятых прямо из повседневности, вознес таким образом, на высоту героев античности, первосвященников, рыцарей, царей и цариц. Так что это была еще и картина-манифест. (Говорят, - вспоминал Репин, - что "Неравный брак" Пукирева испортил крови не одному старику-генералу, а Н.И.Костомаров (известный историк - В.А.), увидев картину, взял назад свое намерение жениться на молодой особе).
 В.Алексеев, "Василий Пукирев "Неравный брак". Семья и школа, № 6, 1990.
 
 картотека решения научно-исследовательских задач:
  КАРТОЧКА 20. Из картотеки В.Р.Фея (США). О противоречиях в науке.
  Явление разложения белого света в спектр было известно еще до Ньютона, но оно было необъяснимо, так как приводило к противоречию: то, что падает на призму, должно быть белым светом (оно видно как белый свет), и должно быть не белым светом, а смесью разных "светов" (так как именно они, а не белый свет, видны после выхода из призмы.
 
 картотека задач и решений в экономике;
 
 картотека решения задач в биологии;
 
 картотека биологических эффектов;
 
 картотека языковых проблем в мире;
 
 картотека проблем и закономерностей развития семейных отношений;
 
 женщина - творческая личность и семья:
  КАРТОЧКА 21. Из картотеки И.Н.Мурашковской (Латвия).
  "Психолог Т.Юферева решила узнать, как воспринимают московские подростки 13-14 лет положение мужчины и женщины в семье. Выяснилось, что женщина рассматривалась ими (особенно девочками) как глава семьи. Мужчины же и девочки, и мальчики воспринимали в первую очередь и в лучшем случае как помощника жены по хозяйству. "Приятно видеть мужчину в очереди в магазине, в прачечной", - сказала одна из девочек. Другие были более резкие в своих отзывах: "Мужчина - это три Т: тапки, тахта, телевизор..." "Мужчина - это не то, что женщина, он гораздо меньше работает, но гораздо больше ест."
 Б.Кочубей. "Осень патриарха" "Семья и школа", N 5, 1990.
 
 картотека задач в бизнесе:
  КАРТОЧКА 22. Из картотеки М.С.Рубина. Осетра и предпринимательство.
  В Баку хорошо известна фамилия Тагиева - крупнейшего предпринимателя и нефтяного магната Азербайджана начала 20 века. Как-то он столкнулся с проблемой: необходимо организовать массовый отлов осетров. В начале века никаких проблем с сохранением популяции осетров не было.
 Трудность была в другом - организовать новый бизнес по добыче и продаже осетровых рыб и икры. Еще не ясно на сколько выгодным будет новый бизнес, как быстро он начнет приносить прибыль. Безусловно, новый бизнес требует капиталовложений, но нельзя ли обойтись минимальными затратами, например, одной золотой монетой? На глазах у местного населения Тагиев выловил осетра, плывущего на нерест вверх по реке, вложил в жабры один золотой и выпустил обратно в реку. В этот сезон проблем с отловом осетров уже не было, как и во все последующие годы.
 
 картотека собственных идей и задач.
 
 Список тематических картотек тризовцев можно было продолжать, видимо, до бесконечности - постоянно возникают все новые темы и новые картотеки. Кроме творческих картотек, многие специалисты по ТРИЗ ведут вспомогательные картотеки: прочитанной или планируемой для чтения литературы, библиографии, личных планов, дневники, переписка и пр.
 
  ТЕМАТИКА КАРТОТЕК УЧЕНЫХ, ПИСАТЕЛЕЙ, ХУДОЖНИКОВ еще более разнообразна. Например, Корней Чуковский в течении нескольких десятилетий собирал картотеку детских высказываний. Трудно удержаться и не привести хотя бы пару высказываний из его книги "От двух до пяти"":
 - "Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!"
 - "Правда, мама, троллейбус - это помесь трамвая с автобусом?"
  Другую картотеку собирал К.Г.Паустовский: описания дождей, зорь, цветов. Дожди, например, бывают моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, полосовые, окатные, проливные. Константин Георгиевич мечтал составить словарь описаний явлений природы. К сожалению, он так и не успел проделать эту работу. Паустовский коллекционировал поэзию цветов, а Н.И.Вавилов интересовался теми же цветами с точки зрения изменчивости генетических признаков. "Мало кто видел, - пишет Вавилов, - белые, розовые и красные васильки, розовые и светло-розовые ландыши. Они редки так же, как и многие редкие минералы в природе. Н.И.Вавилов собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений - 300 000 образцов с пяти континентов мира. Некоторые из этих растений уже исчезли. На основе своей коллекции Вавилову удалось определить происхождения культурных растений, выявить закономерности изменчивости видов, сохранить генотип исчезающих культур, получить новые виды растений с необходимыми признаками путем скрещивания культур с разных концов Земли.
  Количество тем для ведения личных картотек действительно бесконечно. Однако до сих пор нет картотеки, в которой были бы собраны темы личных картотек с древних времен до нашего времени. Этот информационный фонд мог бы дать пищу для интереснейшего исследования, позволил бы пролить свет на множество вопросов. Как, например, изменялась форма картотек, чем интересовалось человечество в разные времена, каковы закономерности в смене тематики личных картотек? Картотеки - своеобразное зеркало развития цивилизации.
  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕМА!!!
 Было бы любопытно проследить закономерности образования (возникновения, создания) информационных фондов цивилизации. Вот, например, Помпеи - чем не информационный фонд, сохранившийся благодаря извержению Везувия. Другой информационный фонд - описание патентов и изобретений - обязан стремлению изобретателей защитить свои авторские права. На основе этого фонда удалось создать ТРИЗ. Какие факторы способствуют образованию информационных фондов цивилизации? Можно ли отслеживать, как-то влиять на эти факторы или просто учитывать их в ходе исследовательских работ?
  Знание закономерностей образования и развития информационных фондов цивилизации может подсказать наиболее актуальные темы для картотек, для исследовательских работ. Тем действительно очень много. Найти новую, наиболее актуальную и перспективную - вот в чем проблема.
  Мир быстро изменяется. Надвигающаяся урбанизация, например, уже сделала неосуществимой идею Паустовского о создании поэтических описаний явлений природы. Просто уже не будет ТАКИХ зорь, лугов и дождей, какие были при Паустовском.
  "КАРТОТЕКА КАРТОТЕК" - ЭТО ШАГ ПО ПУТИ СОЗДАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ФОНДОВ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
 4. ОТБОР ИНФОРМАЦИИ - ШКОЛА МЫШЛЕНИЯ
  Итак, Вы определили тематику своей картотеки. Возникают новые вопросы: откуда брать новую информацию, по какому принципу отбирать и фиксировать ее в картотеке?
  ОТКУДА БРАТЬ ИНФОРМАЦИЮ. "Признаться, - написал мне И.Л.Викентьев - не знаю, что может не быть источником информации: книги, статья в журнале или газете, случай на улице..." Действительно, даже падающее яблоко может стать важным источником информации, если постоянно думать о причинах взаимного притяжения тел.
  Можно выделить 4 группы источников информации:
 * информация реального времени (беседа, случай на улице или на природе, радио, телевидение - все, что исчезает и проходит бесследно, если специально не фиксируется);
 * периодика - газеты, журналы, брошюры...
 * книги из личной библиотеки;
 * информация из общественных библиотек или информационных сетей.

<< Пред.           стр. 30 (из 34)           След. >>

Список литературы по разделу