<< Пред. стр. 1 (из 5) След. >>
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСистемы менеджмента качества
ТРЕБОВАНИЯ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации
(ВНИИС)
ВНЕСЕН Управлением сертификации Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 15 августа
2001. г. № 333-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст стандарта ИСО 9001-2000
"Системы менеджмента качества. Требования"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 С изменениями № 1, принятыми и введенными в действие Постановлением Госстандарта России от 07.07.2003 № 239-ст. Дата введения изменений 2003-10-01.
? ИПК Издательство стандартов, 2001
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и
распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России
Содержание
1 Область применения 1
1.1 Общие положения 1
1.2 Применение 1
2 Нормативные ссылки 1
3 Определения 2
4 Система менеджмента качества 2
4.1 Общие требования 2
4.2 Требования к документации 2
5 Ответственность руководства 3
5.1 Обязательства руководства 3
5.2 Ориентация на потребителя 3
5.3 Политика в области качества 3
5.4 Планирование 4
5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией 4
5.6 Анализ со стороны руководства 4
6 Менеджмент ресурсов 5
6.1 Обеспечение ресурсами 5
6.2 Человеческие ресурсы 5
6.3 Инфраструктура 5
6.4 Производственная среда 5
7 Процессы жизненного цикла продукции 5
7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции 5
7.2 Процессы, связанные с потребителями 6
7.3 Проектирование и разработка 6
7.4 Закупки 7
7.5 Производство и обслуживание 8
7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений 8
8 Измерение, анализ и улучшение 9
8.1 Общие положения 9
8.2 Мониторинг и измерение 9
8.3 Управление несоответствующей продукцией 10
8.4 Анализ данных 10
8.5 Улучшение 10
Приложение А Соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 14001-98........................... 12
Приложение Б Соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-96 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001............................. 16
Приложение В Библиография ......................................... 20
Введение*
Общие положения
Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации.
На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся
потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и струк-
тура организации. Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем менедж-
мента качества или документации.
Требования к системе менеджмента качества, установленные в настоящем стандарте, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Информация, обозначенная как
"Примечание", носит характер методических указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования. (Изм. № 1).
Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая
органы по сертификации, с целью оценки способности организации выполнять требования потре-
бителей, регламентов и собственные требования.
При разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента качества, уста-новленные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001.
Процессный подход
Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внед-
рении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовле-творенности потребителей путем выполнения их требований.
Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менедж-
мент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы
и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто
выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодейст-
вием, а также менеджмент процессов могут считаться "процессным подходом".
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обес-печивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и
взаимодействии.
При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:
а) понимания и выполнения требований;
б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;
в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4-8. Эта модель
показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мони-
торинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями
выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1 модель охватывает все основные требования настоящего стандарта, не детализируя их.
Примечание - Кроме того, ко всем процессам может применяться цикл "Plan - Do - Check - Act" (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так:
планирование (plan) - разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в со-
ответствии с требованиями потребителей и политикой организации;
осуществление (do) - внедрите процессы;
проверка (check) - постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с
политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах;
действие (act) - предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов.
ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Условные обозначения:
Деятельность, добавляющая ценность
Поток информации
Рисунок 1 - Модель системы менеджмента качества,
основанной на процессном подходе (Изм. № 1).
Связь с ГОСТ Р ИСО 9004-2001
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 были разработаны как согласованная
пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно
применять также независимо. Несмотря на то, что у стандартов различные области применения,
они имеют аналогичную структуру в целях создания условий для их использования как согласован-
ной пары.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или
заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при
выполнении требований потребителей.
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению
деятельности организации, а также ее эффективности и результативности. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель
постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.
Совместимость с другими системами менеджмента
Настоящий стандарт согласован с ГОСТ Р ИСО 14001-98 для улучшения совместимости этих двух стандартов в интересах сообщества пользователей.
Настоящий стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента,
таких, как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими систе-
мами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может адаптировать дейст-
вующую систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего стандарта.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Системы менеджмента качества
ТРЕБОВАНИЯ
Quality management systems - Requirements
Дата введения 2001-08-31
1 Область применения
1.1 Общие положения
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:
а) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям (Изм. № 1).;
б) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффектив-
ного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечение соответ-
ствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.
Примечание - В настоящем стандарте термин "продукция" применим только к предназначаемой для потребителя или затребованной им продукции.
1.2 Применение
Требования настоящего стандарта предназначены для всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции.
Если какое-либо требование(я) настоящего стандарта нельзя применить ввиду специфики
организации и ее продукции, допускается его исключение.
При сделанных исключениях заявления о соответствии настоящему стандарту приемлемы,
если эти исключения подпадают под требования, приведенные в разделе 7, и не влияют на
способность или ответственность организации обеспечивать продукцией, отвечающей требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.
2 Нормативные ссылки 1
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению
деятельности
ГОСТ Р ИСО 10011-1-932 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1.
Проверка
ГОСТ Р ИСО 10011-2-932 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2.
Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества
ГОСТ Р ИСО 10011-3-932 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3.
Менеджмент программы проверок
ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство
по применению
Положения, содержащиеся в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 составляют положения настоящего
стандарта. (Изм. № 1).
3 Определения*
В настоящем стандарте применяют термины и определения, данные в ГОСТ Р ИСО 9000.
Приведенные ниже термины, используемые в этом издании ГОСТ Р ИСО 9001 для
описания цепи поставки, были изменены для отражения применяемого в настоящее время
словаря терминов.
поставщик организация потребитель
Термин "организация" заменяет термин "поставщик", используемый в ГОСТ Р ИСО 9001-96,
и относится к объекту, в отношении которого применяется настоящий стандарт. Кроме того, термин "поставщик" заменяет термин "субподрядчик".
В тексте настоящего стандарта термин "продукция" может означать также "услугу".
П р и м е ч а н и е - Ниже приведены два термина, содержащиеся в ГОСТ Р ИСО 9000, эквиваленты
которым отсутствуют в русском языке.
верификация: Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установлен-ные требования были выполнены (ГОСТ Р ИСО 9000, 3.8.4).
валидация: Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены (ГОСТ Р ИСО 9000, 3.8.5).
4 Система менеджмента качества
4.1 Общие требования
Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем
состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии
с требованиями настоящего стандарта.
Организация должна:
а) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение
во всей организации (1.2);
б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
в) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
г) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
е) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоян-
ного улучшения этих процессов.
Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Если организация решает передать сторонним организациям выполнение какого-либо про-
цесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечивать со своей
стороны контроль за таким процессом. Управление им должно быть определено в системе
менеджмента качества.
П р и м е ч а н и е - В процессы, необходимые для системы менеджмента качества, о которых речь шла выше, рекомендуется включать процессы управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла продукции и измерения. (Изм. № 1).
4.2 Требования к документации
4.2.1 Общие положения
Документация системы менеджмента качества должна включать:
а) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;
б) руководство по качеству;
в) документированные процедуры, требуемые настоящим стандартом;
г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осу-ществления процессов и управления ими;
д) записи, требуемые настоящим стандартом (4.2.4).
П р и м е ч а н и я
1 Там, где в настоящем стандарте встречается термин "документированная процедура", это означает,
<< Пред. стр. 1 (из 5) След. >>