<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
 
 
 
 Системы менеджмента качества
 
 ТРЕБОВАНИЯ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ГОССТАНДАРТ РОССИИ
 Москва
 
 
 Предисловие
  1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации
 (ВНИИС)
 
  ВНЕСЕН Управлением сертификации Госстандарта России
 
  2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 15 августа
 2001. г. № 333-ст
 
  3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст стандарта ИСО 9001-2000
 "Системы менеджмента качества. Требования"
 
  4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
 
  5 С изменениями № 1, принятыми и введенными в действие Постановлением Госстандарта России от 07.07.2003 № 239-ст. Дата введения изменений 2003-10-01.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ? ИПК Издательство стандартов, 2001
  Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и
 распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России
 
 
 Содержание
 1 Область применения 1
  1.1 Общие положения 1
  1.2 Применение 1
 2 Нормативные ссылки 1
 3 Определения 2
 4 Система менеджмента качества 2
  4.1 Общие требования 2
  4.2 Требования к документации 2
 5 Ответственность руководства 3
  5.1 Обязательства руководства 3
  5.2 Ориентация на потребителя 3
  5.3 Политика в области качества 3
  5.4 Планирование 4
  5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией 4
  5.6 Анализ со стороны руководства 4
 6 Менеджмент ресурсов 5
  6.1 Обеспечение ресурсами 5
  6.2 Человеческие ресурсы 5
  6.3 Инфраструктура 5
  6.4 Производственная среда 5
 7 Процессы жизненного цикла продукции 5
  7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции 5
  7.2 Процессы, связанные с потребителями 6
  7.3 Проектирование и разработка 6
  7.4 Закупки 7
  7.5 Производство и обслуживание 8
  7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений 8
 8 Измерение, анализ и улучшение 9
  8.1 Общие положения 9
  8.2 Мониторинг и измерение 9
  8.3 Управление несоответствующей продукцией 10
  8.4 Анализ данных 10
  8.5 Улучшение 10
 Приложение А Соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 14001-98........................... 12
 Приложение Б Соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-96 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001............................. 16
 Приложение В Библиография ......................................... 20
 
 
  Введение*
  Общие положения
  Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации.
 На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся
 потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и струк-
 тура организации. Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем менедж-
 мента качества или документации.
  Требования к системе менеджмента качества, установленные в настоящем стандарте, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Информация, обозначенная как
 "Примечание", носит характер методических указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования. (Изм. № 1).
  Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая
 органы по сертификации, с целью оценки способности организации выполнять требования потре-
 бителей, регламентов и собственные требования.
  При разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента качества, уста-новленные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001.
  Процессный подход
  Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внед-
 рении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовле-творенности потребителей путем выполнения их требований.
  Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менедж-
 мент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы
 и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто
 выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
  Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодейст-
 вием, а также менеджмент процессов могут считаться "процессным подходом".
  Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обес-печивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и
 взаимодействии.
  При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:
  а) понимания и выполнения требований;
  б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;
  в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
  г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
  Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4-8. Эта модель
 показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мони-
 торинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями
 выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1 модель охватывает все основные требования настоящего стандарта, не детализируя их.
  Примечание - Кроме того, ко всем процессам может применяться цикл "Plan - Do - Check - Act" (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так:
 планирование (plan) - разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в со-
  ответствии с требованиями потребителей и политикой организации;
  осуществление (do) - внедрите процессы;
 проверка (check) - постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с
  политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах;
  действие (act) - предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов.
 
 
 
 
 
 ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ
  СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Условные обозначения:
  Деятельность, добавляющая ценность
  Поток информации
 
 Рисунок 1 - Модель системы менеджмента качества,
 основанной на процессном подходе (Изм. № 1).
 
 Связь с ГОСТ Р ИСО 9004-2001
  ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 были разработаны как согласованная
 пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно
 применять также независимо. Несмотря на то, что у стандартов различные области применения,
 они имеют аналогичную структуру в целях создания условий для их использования как согласован-
 ной пары.
  ГОСТ Р ИСО 9001-2001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или
 заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при
 выполнении требований потребителей.
  ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению
 деятельности организации, а также ее эффективности и результативности. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель
 постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.
  Совместимость с другими системами менеджмента
  Настоящий стандарт согласован с ГОСТ Р ИСО 14001-98 для улучшения совместимости этих двух стандартов в интересах сообщества пользователей.
  Настоящий стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента,
 таких, как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими систе-
 мами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может адаптировать дейст-
 вующую систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего стандарта.
 
 
 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 Системы менеджмента качества
 ТРЕБОВАНИЯ
 
 Quality management systems - Requirements
 
 
 Дата введения 2001-08-31
  1 Область применения
  1.1 Общие положения
  Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:
  а) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям (Изм. № 1).;
  б) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффектив-
 ного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечение соответ-
 ствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.
  Примечание - В настоящем стандарте термин "продукция" применим только к предназначаемой для потребителя или затребованной им продукции.
  1.2 Применение
  Требования настоящего стандарта предназначены для всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции.
  Если какое-либо требование(я) настоящего стандарта нельзя применить ввиду специфики
 организации и ее продукции, допускается его исключение.
  При сделанных исключениях заявления о соответствии настоящему стандарту приемлемы,
 если эти исключения подпадают под требования, приведенные в разделе 7, и не влияют на
 способность или ответственность организации обеспечивать продукцией, отвечающей требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.
  2 Нормативные ссылки 1
  В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
  ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
  ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению
 деятельности
  ГОСТ Р ИСО 10011-1-932 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1.
 Проверка
  ГОСТ Р ИСО 10011-2-932 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2.
 Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества
  ГОСТ Р ИСО 10011-3-932 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3.
 Менеджмент программы проверок
  ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство
 по применению
  Положения, содержащиеся в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 составляют положения настоящего
 стандарта. (Изм. № 1).
 
  3 Определения*
  В настоящем стандарте применяют термины и определения, данные в ГОСТ Р ИСО 9000.
  Приведенные ниже термины, используемые в этом издании ГОСТ Р ИСО 9001 для
 описания цепи поставки, были изменены для отражения применяемого в настоящее время
 словаря терминов.
  поставщик организация потребитель
 
  Термин "организация" заменяет термин "поставщик", используемый в ГОСТ Р ИСО 9001-96,
 и относится к объекту, в отношении которого применяется настоящий стандарт. Кроме того, термин "поставщик" заменяет термин "субподрядчик".
  В тексте настоящего стандарта термин "продукция" может означать также "услугу".
  П р и м е ч а н и е - Ниже приведены два термина, содержащиеся в ГОСТ Р ИСО 9000, эквиваленты
 которым отсутствуют в русском языке.
  верификация: Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установлен-ные требования были выполнены (ГОСТ Р ИСО 9000, 3.8.4).
  валидация: Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены (ГОСТ Р ИСО 9000, 3.8.5).
  4 Система менеджмента качества
 
  4.1 Общие требования
  Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем
 состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии
 с требованиями настоящего стандарта.
  Организация должна:
  а) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение
 во всей организации (1.2);
  б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
  в) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
  г) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
  д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
  е) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоян-
 ного улучшения этих процессов.
  Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
  Если организация решает передать сторонним организациям выполнение какого-либо про-
 цесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечивать со своей
 стороны контроль за таким процессом. Управление им должно быть определено в системе
 менеджмента качества.
  П р и м е ч а н и е - В процессы, необходимые для системы менеджмента качества, о которых речь шла выше, рекомендуется включать процессы управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла продукции и измерения. (Изм. № 1).
  4.2 Требования к документации
  4.2.1 Общие положения
  Документация системы менеджмента качества должна включать:
  а) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;
  б) руководство по качеству;
  в) документированные процедуры, требуемые настоящим стандартом;
  г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осу-ществления процессов и управления ими;
  д) записи, требуемые настоящим стандартом (4.2.4).
 
  П р и м е ч а н и я
  1 Там, где в настоящем стандарте встречается термин "документированная процедура", это означает,

<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу