<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 что процедура разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.
  2 Степень документированности системы менеджмента качества одной организации может отличаться
 от другой в зависимости от:
  а) размера организации и вида деятельности;
  б) сложности и взаимодействия процессов;
  в) компетентности персонала.(Изм. № 1)
  3 Документация может быть в любой форме и на любом носителе.
  4.2.2 Руководство по качеству
  Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии руководство по
 качеству, содержащее:
  а) область применения системы менеджмента качества, включая подробности и обоснование любых исключений (1.2);
  б) документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента качества, или ссылки на них;
  в) описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества.
  4.2.3 Управление документацией
  Документы системы менеджмента качества должны управляться. Записи - специальный вид документов и они должны управляться согласно требованиям, приведенным в 4.2.4. (Изм. № 1)
  Для определения необходимых средств управления должна быть разработана документирован-ная процедура, предусматривающая:
  а) официальное одобрение документов с точки зрения их достаточности до их выпуска; (Изм. № 1)
  б) анализ и актуализацию по мере необходимости и повторное официальное одобрение документов; (Изм. № 1)
  в) обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов;
  г) обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения;
  д) обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми;
  е) обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управление их рас-сылкой;
  ж) предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей.
  4.2.4 Управление записями
  Записи должны быть определены и поддерживаться в рабочем состоянии для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования системы менеджмента качества. Они должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми. Должна быть разработана документированная процедура для определения средств управления, требуемых при идентификации, хранении, защите, восстановлении, определении сроков сохранения и изъятии записей. (Изм. № 1).
  5 Ответственность руководства
  5.1 Обязательства руководства
  Высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств принятия своих обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению её результативности посредством: (Изм. № 1)
  а) доведения до сведения организации важности выполнения требований потребителей, а
 также законодательных и обязательных требований;
  б) разработки политики в области качества;
  в) обеспечения разработки целей в области качества;
  г) проведения анализа со стороны руководства;
  д) обеспечения необходимыми ресурсами.
  5.2 Ориентация на потребителя
  Высшее руководство должно обеспечивать определение и выполнение требований потребите-
 лей для повышения их удовлетворенности (7.2.1 и 8.2.1).
  5.3 Политика в области качества
  Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества:
  а) соответствовала целям организации;
  б) включала обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результатив-
 ность системы менеджмента качества;
  в) создавала основы для постановки и анализа целей в области качества;
  г) была доведена до сведения персонала организации и понятна ему;
  д) анализировалась на постоянную пригодность.
  5.4 Планирование
  5.4.1 Цели в области качества
  Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества,
 включая те, которые необходимы для выполнения требований к продукции [7.1 а)], были установ-
 лены в соответствующих подразделениях и на соответствующих её уровнях. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества.
  5.4.2 Планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества (Изм. № 1)
  Высшее руководство должно обеспечивать:
  а) планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества для выполнения требований, приведенных в 4.1, а также для достижения целей в области качества; (Изм. № 1)
  б) сохранение целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении в нее изменений.
  5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией
  5.5.1 Ответственность и полномочия
  Высшее руководство должно обеспечивать определение и доведение до сведения персонала организации ответственности и полномочий.
  5.5.2 Представитель руководства
  Высшее руководство должно назначить представителя из состава руководства, который неза-висимо от других обязанностей должен нести ответственность и иметь полномочия, распростра-няющиеся на:
  а) обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов,
 требуемых системой менеджмента качества;
  б) представление отчетов высшему руководству о функционировании системы менеджмента качества и необходимости улучшения;
  в) содействие распространению понимания требований потребителей по всей организации.
  Примечание - В ответственность представителя руководства может быть включено поддержание связи с внешними сторонами по вопросам, касающимся системы менеджмента качества.
  5.5.3 Внутренний обмен информацией
  Высшее руководство должно обеспечивать разработку в организации соответствующих про-
 цессов обмена информацией, в том числе по вопросам результативности системы менеджмента
 качества.
  5.6 Анализ со стороны руководства
  5.6.1 Общие положения
  Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систему менеджмента качества организации с целью обеспечения ее постоянной пригодности, достаточности и результативности. Этот анализ должен включать оценку возможностей улучшений и потребности в изменениях в системе менеджмента качества организации, в том числе в политике и целях в области качества. (Изм. № 1)
  Записи об анализе со стороны руководства должны поддерживаться в рабочем состоянии
 (4.2.4).
  5.6.2 Входные данные для анализа
  Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать следующую инфор-
 мацию:
  а) результаты аудитов (проверок);
  б) обратную связь от потребителей;
  в) функционирование процессов и соответствие продукции;
  г) статус предупреждающих и корректирующих действий;
  д) последующие действия, вытекающие из предыдущих анализов со стороны руководства; (Изм. № 1)
  е) изменения, которые могли бы повлиять на систему менеджмента качества;
  ж) рекомендации по улучшению.
  5.6.3 Выходные данные анализа
  Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать все решения и действия, относящиеся к:
  а) повышению результативности системы менеджмента качества и ее процессов;
  б) улучшению продукции по отношению к требованиям потребителей; (Изм. № 1)
  в) потребности в ресурсах.
  6 Менеджмент ресурсов
  6.1 Обеспечение ресурсами
  Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые для:
  а) внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также
 постоянного повышения её результативности;
  б) повышения удовлетворенности потребителей путём выполнения их требований.
  6.2 Человеческие ресурсы
  6.2.1 Общие положения
  Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетент-
 ным на основе соответствующего образования, подготовки, навыков и опыта. (Изм. № 1)
  6.2.2 Компетентность, осведомленность и подготовка
  Организация должна:
  а) определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая вли-
 яет на качество продукции;
  б) обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия с целью удовлетворения этих потребностей;
  в) оценивать результативность предпринятых мер;
  г) обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятель-
 ности и вкладе в достижение целей в области качества;
  д) поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке,
 навыках и опыте (4.2.4).
  6.3 Инфраструктура
  Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфра-структуру, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции. Инфраструктура
 может включать:
  а) здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда;
  б) оборудование для процессов (как технические, так и программные средства);
  в) службы обеспечения (например, транспорт или связь).
  6.4 Производственная среда
  Организация должна создавать производственную среду, необходимую для достижения соот-ветствия требованиям к продукции, и управлять ею.
  7 Процессы жизненного цикла продукции*
  7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции
  Организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции. Планирование процессов жизненного цикла продукции должно быть согласовано с требованиями к другим процессам системы менеджмента качества (4.1).
  При планировании процессов жизненного цикла продукции организация должна установить,
 если это применимо и необходимо: (Изм. № 1)
  а) цели в области качества и требования к продукции;
  б) потребность в разработке процессов, документов, а также в обеспечении ресурсами для
 конкретной продукции;
  в) необходимую деятельность по верификации и валидации, мониторингу, контролю и испытаниям для конкретной продукции, а также критерии приемки продукции;
  г) записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что процессы жизненного цикла продукции и продукция соответствуют требованиям (4.2.4). (Изм. № 1)
  Результат этого планирования должен быть представлен в форме, соответствующей практике организации. (Изм. № 1)
  П р и м е ч а н и я
  1 Документ, определяющий процессы системы менеджмента качества (включая процессы жизненного
 цикла продукции) и ресурсы, которые предстоит применять к конкретной продукции, проекту или контракту,
 может рассматриваться как план качества.
  2 При разработке процессов жизненного цикла продукции организация может также применять
 требования 7.3.
 _______________________________
  * В контексте настоящего стандарта к процессам жизненного цикла продукции относятся те процессы данного раздела, которые осуществляют и (или) за которые несет ответственность перед потребителем организация, применяющая ГОСТ Р ИСО 9001-2001. (Изм. № 1)
 
  7.2 Процессы, связанные с потребителями
  7.2.1 Определение требований, относящихся к продукции
  Организация должна определить:
  а) требования, установленные потребителями, включая требования к поставке и деятельности после поставки;
  б) требования, не определенные потребителем, но необходимые для конкретного или пред-полагаемого использования, когда оно известно;
  в) законодательные и другие обязательные требования, относящиеся к продукции;
  г) любые дополнительные требования, определенные организацией.
  7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции
  Организация должна анализировать требования, относящиеся к продукции. Этот анализ
 должен проводиться до принятия организацией обязательства поставлять продукцию потребителю
 (например, участия в тендерах, принятие контрактов или заказов, принятие изменений к контрактам
 или заказам) и должен обеспечивать:
  а) определение требований к продукции;
  б) согласование требований контракта или заказа, отличающихся от ранее сформулированных;
  в) способность организации выполнять определенные требования.
  Записи результатов анализа и последующих действий, вытекающих из анализа, должны
 поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
  Если потребители не выдвигают документированных требований, организация должна под-твердить их у потребителя до принятия к исполнению.
  Если требования к продукции изменены, организация должна обеспечить, чтобы соответст-вующие документы были исправлены, а заинтересованный персонал был поставлен в известность
 об изменившихся требованиях.
  П р и м е ч а н и е - В некоторых ситуациях, таких, как продажи, осуществляемые через Интернет, практически нецелесообразно проводить официальный анализ каждого заказа. Вместо этого анализ может
 распространяться на соответствующую информацию о продукции, такую, как каталоги или рекламные
 материалы.
  7.2.3 Связь с потребителями
  Организация должна определять и осуществлять эффективные меры по поддержанию связи с потребителями, касающиеся:
  а) информации о продукции;
  б) прохождения запросов, контракта или заказа, включая поправки;
  в) обратной связи от потребителей, включая жалобы потребителей.
  7.3 Проектирование и разработка
  7.3.1 Планирование проектирования и разработки
  Организация должна планировать и управлять проектированием и разработкой продукции.
  В ходе планирования проектирования и разработки организация должна устанавливать:
  а) стадии проектирования и разработки;
  б) проведение анализа, верификацию и валидацию, соответствующих каждой стадии проек-тирования и разработки;
  в) ответственность и полномочия в области проектирования и разработки.
  Организация должна управлять взаимодействием различных групп, занятых проектированием
 и разработкой, с целью обеспечения эффективной связи и четкого распределения ответственности.
  Результаты планирования должны актуализироваться, если это необходимо, по ходу проек-тирования и разработки. (Изм. № 1)
  7.3.2 Входные данные для проектирования и разработки
  Входные данные, относящиеся к требованиям к продукции, должны быть определены, а записи должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
  Входные данные должны включать:
  а) функциональные и эксплуатационные требования;
  б) соответствующие законодательные и другие обязательные требования;
  в) там, где это возможно, информацию, взятую из предыдущих аналогичных проектов; (Изм. № 1)
  г) другие требования, важные для проектирования и разработки.
  Входные данные должны анализироваться на достаточность. Требования должны быть пол-
 ными, недвусмысленными и непротиворечивыми.
  7.3.3 Выходные данные проектирования и разработки
  Выходные данные проектирования и разработки должны быть представлены в форме, позво-ляющей провести верификацию относительно входных требований к проектированию и разработке,
 а также должны быть официально одобрены до их последующего использования. (Изм. № 1)
  Выходные данные проектирования и разработки должны:
  а) соответствовать входным требованиям к проектированию и разработке;
  б) обеспечивать соответствующей информацией по закупкам, производству и обслуживанию;
  в) содержать критерии приемки продукции или ссылки на них;
  г) определять характеристики продукции, существенные для ее безопасного и правильного
 использования.
  7.3.4 Анализ проекта и разработки
  На соответствующих стадиях должен проводиться систематический анализ проекта и разработки в соответствии с запланированными мероприятиями (7.3.1) с целью: (Изм. № 1)
  а) оценивания способности результатов проектирования и разработки удовлетворять требова-
 ниям;
  б) выявления любых проблем и внесения предложений по необходимым действиям.
  В состав участников такого анализа должны включаться представители подразделений, имею-
 щих отношение к анализируемой(ым) стадии(ям) проектирования и разработки. Записи результатов
 анализа и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
  7.3.5 Верификация проекта и разработки
  Верификация должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями
 (7.3.1), чтобы удостовериться, что выходные данные проектирования и разработки соответствуют
 входным требованиям. Записи результатов верификации и всех необходимых действий должны
 поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
  7.3.6 Валидация проекта и разработки
  Валидация проекта и разработки должна осуществляться в соответствии с запланированными
 мероприятиями (7.3.1), чтобы удостовериться, что полученная в результате продукция соответствует
 требованиям к установленному или предполагаемому использованию, если оно известно. Где это
 практически возможно и целесообразно, валидация должна быть завершена до поставки или применения продукции. (Изм. № 1). Записи результатов валидации и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
  7.3.7 Управление изменениями проекта и разработки
  Изменения проекта и разработки должны быть идентифицированы, а записи должны поддер-живаться в рабочем состоянии. Изменения должны быть проанализированы, верифицированы и
 валидированы соответствующим образом, а также одобрены до внесения. (Изм. № 1). Анализ изменений проекта и разработки должен включать оценку влияния изменений на составные части и уже
 поставленную продукцию.
  Записи результатов анализа изменений и любых необходимых действий должны поддержи-
 ваться в рабочем состоянии (4.2.4).
  7.4 Закупки
  7.4.1 Процесс закупок
  Организация должна обеспечивать соответствие закупленной продукции установленным тре-
 бованиям к закупкам. Тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику и
 закупленной продукции, должны зависеть от ее воздействия на последующие стадии жизненного
 цикла продукции или готовую продукцию.
  Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. Должны быть разработаны критерии
 отбора, оценки и повторной оценки. Записи результатов оценивания и любых необходимых
 действий, вытекающих из оценки, должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
  7.4.2 Информация по закупкам
  Информация по закупкам должна описывать заказанную продукцию, включая, где это
 необходимо:
  а) требования к официальному одобрению продукции, процедур, процессов и оборудования; (Изм. № 1)
  б) требования к квалификации персонала;
  в) требования к системе менеджмента качества.
  Организация должна обеспечивать достаточность установленных требований к закупкам до их сообщения поставщику.
  7.4.3 Верификация закупленной продукции
  Организация должна разработать и осуществлять контроль или другую деятельность, необходимую для обеспечения соответствия закупленной продукции установленным требованиям к закупкам.
  Если организация или ее потребитель предполагают осуществить верификацию у поставщика, то организация должна установить предполагаемые меры по верификации и порядок выпуска продукции в информации по закупкам. (Изм. № 1)
  7.5 Производство и обслуживание
  7.5.1 Управление производством и обслуживанием
  Организация должна планировать и осуществлять производство и обслуживание в управляемых условиях. Управляемые условия должны включать там, где это применимо: (Изм. № 1)
  а) наличие информации, описывающей характеристики продукции;
  б) наличие рабочих инструкций в случае необходимости;
  в) применение подходящего оборудования;
  г) наличие и применение контрольных и измерительных приборов;
  д) проведение мониторинга и измерений;
  е) осуществление выпуска, поставки и действий после поставки продукции.
  7.5.2 Валидация процессов производства и обслуживания
  Организация должна валидировать все процессы производства и обслуживания, результаты
 которых не могут быть верифицированы последующим мониторингом или измерениями. К ним
 относятся все процессы, недостатки которых становятся очевидными только после начала исполь-
 зования продукции или после предоставления услуги. (Изм. № 1)
  Валидация должна продемонстрировать способность этих процессов достигать запланирован-
 ных результатов.
  Организация должна разработать меры по этим процессам, в том числе там, где это применимо: (Изм. № 1)
  а) определенные критерии для анализа и утверждения процессов;
  б) утверждение соответствующего оборудования и квалификации персонала;
  в) применение конкретных методов и процедур;
  г) требования к записям (4.2.4);
  д) повторную валидацию.
  7.5.3 Идентификация и прослеживаемость
  Если это возможно и целесообразно, организация должна идентифицировать продукцию при помощи соответствующих средств на всех стадиях ее жизненного цикла. (Изм. № 1)
  Организация должна идентифицировать статус продукции по отношению к требованиям
 мониторинга и измерений.
  Если прослеживаемость является требованием, то организация должна управлять обеспечивающей реализацию данной цели идентификацией продукции и регистрировать ее (4.2.4). (Изм. № 1)
  Примечание - В ряде отраслей промышленности менеджмент конфигурации является средством,
 с помощью которого поддерживается идентификация и прослеживаемость. Вопросы менеджмента конфигу-
 рации отражены в стандарте ИСО 10007-95.
  7.5.4 Собственность потребителей
  Организация должна проявлять заботу о собственности потребителя, пока она находится под управлением организации или используется ею. Организация должна идентифицировать, верифи-
 цировать, защищать и сохранять собственность потребителя, предоставленную для использования
 или включения в продукцию. Если собственность потребителя утеряна, повреждена или признана непригодной для использования, потребитель должен быть об этом извещен, а записи должны
 поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
  Примечание - Собственность потребителя может включать в себя интеллектуальную собственность.
  7.5.5 Сохранение соответствия продукции
  Организация должна сохранять соответствие продукции в ходе внутренней обработки и в
 процессе поставки к месту назначения. Это сохранение должно включать идентификацию, погру-
 зочно-разгрузочные работы, упаковку, хранение и защиту. Сохранение должно также применяться
 и к составным частям продукции.
  7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений*
  Организация должна определить мониторинг и измерения, которые предстоит осуществлять,
 а также устройства для мониторинга и измерения, необходимые для обеспечения свидетельства
 соответствия продукции установленным требованиям (7.2.1).
  Организация должна иметь процессы для обеспечения того, чтобы мониторинг и измерения могли быть выполнены и в действительности выполнялись в соответствии с требованиями к ним. (Изм. № 1)
  Там, где необходимо обеспечивать имеющие законную силу результаты, измерительное
 оборудование должно быть:
  а) откалибровано или поверено в установленные периоды или перед его применением по
 образцовым эталонам, передающим размеры единиц в сравнении с международными или нацио-
 нальными эталонами. При отсутствии таких эталонов база, использованная для калибровки или
 поверки, должна быть зарегистрирована;
  б) отрегулировано или повторно отрегулировано по мере необходимости;
  в) идентифицировано с целью установления статуса калибровки;
  г) защищено от регулировок, которые сделали бы недействительными результаты измерения;
  д) защищено от повреждения и ухудшения состояния в ходе обращения, технического
 обслуживания и хранения.
  Кроме того, организация должна оценить и зарегистрировать правомочность предыдущих
 результатов измерения, если обнаружено, что оборудование не соответствует требованиям. Органи-
 зация должна предпринять соответствующее действие в отношении такого оборудования и любой
 измеренной продукции. Записи результатов калибровки и поверки должны поддерживаться в
 рабочем состоянии (4.2.4).
  Если при мониторинге и измерении установленных требований используют компьютерные программные средства, их способность удовлетворять предполагаемому применению должна быть подтверждена. Это должно быть осуществлено до начала применения и повторно подтверждено по
 мере необходимости.
  Примечание - См. ИСО 10012-1 и ИСО 10012-2.

<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу