<< Пред. стр. 2 (из 5) След. >>
что процедура разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.2 Степень документированности системы менеджмента качества одной организации может отличаться
от другой в зависимости от:
а) размера организации и вида деятельности;
б) сложности и взаимодействия процессов;
в) компетентности персонала.(Изм. № 1)
3 Документация может быть в любой форме и на любом носителе.
4.2.2 Руководство по качеству
Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии руководство по
качеству, содержащее:
а) область применения системы менеджмента качества, включая подробности и обоснование любых исключений (1.2);
б) документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента качества, или ссылки на них;
в) описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества.
4.2.3 Управление документацией
Документы системы менеджмента качества должны управляться. Записи - специальный вид документов и они должны управляться согласно требованиям, приведенным в 4.2.4. (Изм. № 1)
Для определения необходимых средств управления должна быть разработана документирован-ная процедура, предусматривающая:
а) официальное одобрение документов с точки зрения их достаточности до их выпуска; (Изм. № 1)
б) анализ и актуализацию по мере необходимости и повторное официальное одобрение документов; (Изм. № 1)
в) обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов;
г) обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения;
д) обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми;
е) обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управление их рас-сылкой;
ж) предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей.
4.2.4 Управление записями
Записи должны быть определены и поддерживаться в рабочем состоянии для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования системы менеджмента качества. Они должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми. Должна быть разработана документированная процедура для определения средств управления, требуемых при идентификации, хранении, защите, восстановлении, определении сроков сохранения и изъятии записей. (Изм. № 1).
5 Ответственность руководства
5.1 Обязательства руководства
Высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств принятия своих обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению её результативности посредством: (Изм. № 1)
а) доведения до сведения организации важности выполнения требований потребителей, а
также законодательных и обязательных требований;
б) разработки политики в области качества;
в) обеспечения разработки целей в области качества;
г) проведения анализа со стороны руководства;
д) обеспечения необходимыми ресурсами.
5.2 Ориентация на потребителя
Высшее руководство должно обеспечивать определение и выполнение требований потребите-
лей для повышения их удовлетворенности (7.2.1 и 8.2.1).
5.3 Политика в области качества
Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества:
а) соответствовала целям организации;
б) включала обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результатив-
ность системы менеджмента качества;
в) создавала основы для постановки и анализа целей в области качества;
г) была доведена до сведения персонала организации и понятна ему;
д) анализировалась на постоянную пригодность.
5.4 Планирование
5.4.1 Цели в области качества
Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества,
включая те, которые необходимы для выполнения требований к продукции [7.1 а)], были установ-
лены в соответствующих подразделениях и на соответствующих её уровнях. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества.
5.4.2 Планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества (Изм. № 1)
Высшее руководство должно обеспечивать:
а) планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества для выполнения требований, приведенных в 4.1, а также для достижения целей в области качества; (Изм. № 1)
б) сохранение целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении в нее изменений.
5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией
5.5.1 Ответственность и полномочия
Высшее руководство должно обеспечивать определение и доведение до сведения персонала организации ответственности и полномочий.
5.5.2 Представитель руководства
Высшее руководство должно назначить представителя из состава руководства, который неза-висимо от других обязанностей должен нести ответственность и иметь полномочия, распростра-няющиеся на:
а) обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов,
требуемых системой менеджмента качества;
б) представление отчетов высшему руководству о функционировании системы менеджмента качества и необходимости улучшения;
в) содействие распространению понимания требований потребителей по всей организации.
Примечание - В ответственность представителя руководства может быть включено поддержание связи с внешними сторонами по вопросам, касающимся системы менеджмента качества.
5.5.3 Внутренний обмен информацией
Высшее руководство должно обеспечивать разработку в организации соответствующих про-
цессов обмена информацией, в том числе по вопросам результативности системы менеджмента
качества.
5.6 Анализ со стороны руководства
5.6.1 Общие положения
Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систему менеджмента качества организации с целью обеспечения ее постоянной пригодности, достаточности и результативности. Этот анализ должен включать оценку возможностей улучшений и потребности в изменениях в системе менеджмента качества организации, в том числе в политике и целях в области качества. (Изм. № 1)
Записи об анализе со стороны руководства должны поддерживаться в рабочем состоянии
(4.2.4).
5.6.2 Входные данные для анализа
Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать следующую инфор-
мацию:
а) результаты аудитов (проверок);
б) обратную связь от потребителей;
в) функционирование процессов и соответствие продукции;
г) статус предупреждающих и корректирующих действий;
д) последующие действия, вытекающие из предыдущих анализов со стороны руководства; (Изм. № 1)
е) изменения, которые могли бы повлиять на систему менеджмента качества;
ж) рекомендации по улучшению.
5.6.3 Выходные данные анализа
Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать все решения и действия, относящиеся к:
а) повышению результативности системы менеджмента качества и ее процессов;
б) улучшению продукции по отношению к требованиям потребителей; (Изм. № 1)
в) потребности в ресурсах.
6 Менеджмент ресурсов
6.1 Обеспечение ресурсами
Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые для:
а) внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также
постоянного повышения её результативности;
б) повышения удовлетворенности потребителей путём выполнения их требований.
6.2 Человеческие ресурсы
6.2.1 Общие положения
Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетент-
ным на основе соответствующего образования, подготовки, навыков и опыта. (Изм. № 1)
6.2.2 Компетентность, осведомленность и подготовка
Организация должна:
а) определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая вли-
яет на качество продукции;
б) обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия с целью удовлетворения этих потребностей;
в) оценивать результативность предпринятых мер;
г) обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятель-
ности и вкладе в достижение целей в области качества;
д) поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке,
навыках и опыте (4.2.4).
6.3 Инфраструктура
Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфра-структуру, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции. Инфраструктура
может включать:
а) здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда;
б) оборудование для процессов (как технические, так и программные средства);
в) службы обеспечения (например, транспорт или связь).
6.4 Производственная среда
Организация должна создавать производственную среду, необходимую для достижения соот-ветствия требованиям к продукции, и управлять ею.
7 Процессы жизненного цикла продукции*
7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции
Организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции. Планирование процессов жизненного цикла продукции должно быть согласовано с требованиями к другим процессам системы менеджмента качества (4.1).
При планировании процессов жизненного цикла продукции организация должна установить,
если это применимо и необходимо: (Изм. № 1)
а) цели в области качества и требования к продукции;
б) потребность в разработке процессов, документов, а также в обеспечении ресурсами для
конкретной продукции;
в) необходимую деятельность по верификации и валидации, мониторингу, контролю и испытаниям для конкретной продукции, а также критерии приемки продукции;
г) записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что процессы жизненного цикла продукции и продукция соответствуют требованиям (4.2.4). (Изм. № 1)
Результат этого планирования должен быть представлен в форме, соответствующей практике организации. (Изм. № 1)
П р и м е ч а н и я
1 Документ, определяющий процессы системы менеджмента качества (включая процессы жизненного
цикла продукции) и ресурсы, которые предстоит применять к конкретной продукции, проекту или контракту,
может рассматриваться как план качества.
2 При разработке процессов жизненного цикла продукции организация может также применять
требования 7.3.
_______________________________
* В контексте настоящего стандарта к процессам жизненного цикла продукции относятся те процессы данного раздела, которые осуществляют и (или) за которые несет ответственность перед потребителем организация, применяющая ГОСТ Р ИСО 9001-2001. (Изм. № 1)
7.2 Процессы, связанные с потребителями
7.2.1 Определение требований, относящихся к продукции
Организация должна определить:
а) требования, установленные потребителями, включая требования к поставке и деятельности после поставки;
б) требования, не определенные потребителем, но необходимые для конкретного или пред-полагаемого использования, когда оно известно;
в) законодательные и другие обязательные требования, относящиеся к продукции;
г) любые дополнительные требования, определенные организацией.
7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции
Организация должна анализировать требования, относящиеся к продукции. Этот анализ
должен проводиться до принятия организацией обязательства поставлять продукцию потребителю
(например, участия в тендерах, принятие контрактов или заказов, принятие изменений к контрактам
или заказам) и должен обеспечивать:
а) определение требований к продукции;
б) согласование требований контракта или заказа, отличающихся от ранее сформулированных;
в) способность организации выполнять определенные требования.
Записи результатов анализа и последующих действий, вытекающих из анализа, должны
поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Если потребители не выдвигают документированных требований, организация должна под-твердить их у потребителя до принятия к исполнению.
Если требования к продукции изменены, организация должна обеспечить, чтобы соответст-вующие документы были исправлены, а заинтересованный персонал был поставлен в известность
об изменившихся требованиях.
П р и м е ч а н и е - В некоторых ситуациях, таких, как продажи, осуществляемые через Интернет, практически нецелесообразно проводить официальный анализ каждого заказа. Вместо этого анализ может
распространяться на соответствующую информацию о продукции, такую, как каталоги или рекламные
материалы.
7.2.3 Связь с потребителями
Организация должна определять и осуществлять эффективные меры по поддержанию связи с потребителями, касающиеся:
а) информации о продукции;
б) прохождения запросов, контракта или заказа, включая поправки;
в) обратной связи от потребителей, включая жалобы потребителей.
7.3 Проектирование и разработка
7.3.1 Планирование проектирования и разработки
Организация должна планировать и управлять проектированием и разработкой продукции.
В ходе планирования проектирования и разработки организация должна устанавливать:
а) стадии проектирования и разработки;
б) проведение анализа, верификацию и валидацию, соответствующих каждой стадии проек-тирования и разработки;
в) ответственность и полномочия в области проектирования и разработки.
Организация должна управлять взаимодействием различных групп, занятых проектированием
и разработкой, с целью обеспечения эффективной связи и четкого распределения ответственности.
Результаты планирования должны актуализироваться, если это необходимо, по ходу проек-тирования и разработки. (Изм. № 1)
7.3.2 Входные данные для проектирования и разработки
Входные данные, относящиеся к требованиям к продукции, должны быть определены, а записи должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Входные данные должны включать:
а) функциональные и эксплуатационные требования;
б) соответствующие законодательные и другие обязательные требования;
в) там, где это возможно, информацию, взятую из предыдущих аналогичных проектов; (Изм. № 1)
г) другие требования, важные для проектирования и разработки.
Входные данные должны анализироваться на достаточность. Требования должны быть пол-
ными, недвусмысленными и непротиворечивыми.
7.3.3 Выходные данные проектирования и разработки
Выходные данные проектирования и разработки должны быть представлены в форме, позво-ляющей провести верификацию относительно входных требований к проектированию и разработке,
а также должны быть официально одобрены до их последующего использования. (Изм. № 1)
Выходные данные проектирования и разработки должны:
а) соответствовать входным требованиям к проектированию и разработке;
б) обеспечивать соответствующей информацией по закупкам, производству и обслуживанию;
в) содержать критерии приемки продукции или ссылки на них;
г) определять характеристики продукции, существенные для ее безопасного и правильного
использования.
7.3.4 Анализ проекта и разработки
На соответствующих стадиях должен проводиться систематический анализ проекта и разработки в соответствии с запланированными мероприятиями (7.3.1) с целью: (Изм. № 1)
а) оценивания способности результатов проектирования и разработки удовлетворять требова-
ниям;
б) выявления любых проблем и внесения предложений по необходимым действиям.
В состав участников такого анализа должны включаться представители подразделений, имею-
щих отношение к анализируемой(ым) стадии(ям) проектирования и разработки. Записи результатов
анализа и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
7.3.5 Верификация проекта и разработки
Верификация должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями
(7.3.1), чтобы удостовериться, что выходные данные проектирования и разработки соответствуют
входным требованиям. Записи результатов верификации и всех необходимых действий должны
поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
7.3.6 Валидация проекта и разработки
Валидация проекта и разработки должна осуществляться в соответствии с запланированными
мероприятиями (7.3.1), чтобы удостовериться, что полученная в результате продукция соответствует
требованиям к установленному или предполагаемому использованию, если оно известно. Где это
практически возможно и целесообразно, валидация должна быть завершена до поставки или применения продукции. (Изм. № 1). Записи результатов валидации и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
7.3.7 Управление изменениями проекта и разработки
Изменения проекта и разработки должны быть идентифицированы, а записи должны поддер-живаться в рабочем состоянии. Изменения должны быть проанализированы, верифицированы и
валидированы соответствующим образом, а также одобрены до внесения. (Изм. № 1). Анализ изменений проекта и разработки должен включать оценку влияния изменений на составные части и уже
поставленную продукцию.
Записи результатов анализа изменений и любых необходимых действий должны поддержи-
ваться в рабочем состоянии (4.2.4).
7.4 Закупки
7.4.1 Процесс закупок
Организация должна обеспечивать соответствие закупленной продукции установленным тре-
бованиям к закупкам. Тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику и
закупленной продукции, должны зависеть от ее воздействия на последующие стадии жизненного
цикла продукции или готовую продукцию.
Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. Должны быть разработаны критерии
отбора, оценки и повторной оценки. Записи результатов оценивания и любых необходимых
действий, вытекающих из оценки, должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
7.4.2 Информация по закупкам
Информация по закупкам должна описывать заказанную продукцию, включая, где это
необходимо:
а) требования к официальному одобрению продукции, процедур, процессов и оборудования; (Изм. № 1)
б) требования к квалификации персонала;
в) требования к системе менеджмента качества.
Организация должна обеспечивать достаточность установленных требований к закупкам до их сообщения поставщику.
7.4.3 Верификация закупленной продукции
Организация должна разработать и осуществлять контроль или другую деятельность, необходимую для обеспечения соответствия закупленной продукции установленным требованиям к закупкам.
Если организация или ее потребитель предполагают осуществить верификацию у поставщика, то организация должна установить предполагаемые меры по верификации и порядок выпуска продукции в информации по закупкам. (Изм. № 1)
7.5 Производство и обслуживание
7.5.1 Управление производством и обслуживанием
Организация должна планировать и осуществлять производство и обслуживание в управляемых условиях. Управляемые условия должны включать там, где это применимо: (Изм. № 1)
а) наличие информации, описывающей характеристики продукции;
б) наличие рабочих инструкций в случае необходимости;
в) применение подходящего оборудования;
г) наличие и применение контрольных и измерительных приборов;
д) проведение мониторинга и измерений;
е) осуществление выпуска, поставки и действий после поставки продукции.
7.5.2 Валидация процессов производства и обслуживания
Организация должна валидировать все процессы производства и обслуживания, результаты
которых не могут быть верифицированы последующим мониторингом или измерениями. К ним
относятся все процессы, недостатки которых становятся очевидными только после начала исполь-
зования продукции или после предоставления услуги. (Изм. № 1)
Валидация должна продемонстрировать способность этих процессов достигать запланирован-
ных результатов.
Организация должна разработать меры по этим процессам, в том числе там, где это применимо: (Изм. № 1)
а) определенные критерии для анализа и утверждения процессов;
б) утверждение соответствующего оборудования и квалификации персонала;
в) применение конкретных методов и процедур;
г) требования к записям (4.2.4);
д) повторную валидацию.
7.5.3 Идентификация и прослеживаемость
Если это возможно и целесообразно, организация должна идентифицировать продукцию при помощи соответствующих средств на всех стадиях ее жизненного цикла. (Изм. № 1)
Организация должна идентифицировать статус продукции по отношению к требованиям
мониторинга и измерений.
Если прослеживаемость является требованием, то организация должна управлять обеспечивающей реализацию данной цели идентификацией продукции и регистрировать ее (4.2.4). (Изм. № 1)
Примечание - В ряде отраслей промышленности менеджмент конфигурации является средством,
с помощью которого поддерживается идентификация и прослеживаемость. Вопросы менеджмента конфигу-
рации отражены в стандарте ИСО 10007-95.
7.5.4 Собственность потребителей
Организация должна проявлять заботу о собственности потребителя, пока она находится под управлением организации или используется ею. Организация должна идентифицировать, верифи-
цировать, защищать и сохранять собственность потребителя, предоставленную для использования
или включения в продукцию. Если собственность потребителя утеряна, повреждена или признана непригодной для использования, потребитель должен быть об этом извещен, а записи должны
поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Примечание - Собственность потребителя может включать в себя интеллектуальную собственность.
7.5.5 Сохранение соответствия продукции
Организация должна сохранять соответствие продукции в ходе внутренней обработки и в
процессе поставки к месту назначения. Это сохранение должно включать идентификацию, погру-
зочно-разгрузочные работы, упаковку, хранение и защиту. Сохранение должно также применяться
и к составным частям продукции.
7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений*
Организация должна определить мониторинг и измерения, которые предстоит осуществлять,
а также устройства для мониторинга и измерения, необходимые для обеспечения свидетельства
соответствия продукции установленным требованиям (7.2.1).
Организация должна иметь процессы для обеспечения того, чтобы мониторинг и измерения могли быть выполнены и в действительности выполнялись в соответствии с требованиями к ним. (Изм. № 1)
Там, где необходимо обеспечивать имеющие законную силу результаты, измерительное
оборудование должно быть:
а) откалибровано или поверено в установленные периоды или перед его применением по
образцовым эталонам, передающим размеры единиц в сравнении с международными или нацио-
нальными эталонами. При отсутствии таких эталонов база, использованная для калибровки или
поверки, должна быть зарегистрирована;
б) отрегулировано или повторно отрегулировано по мере необходимости;
в) идентифицировано с целью установления статуса калибровки;
г) защищено от регулировок, которые сделали бы недействительными результаты измерения;
д) защищено от повреждения и ухудшения состояния в ходе обращения, технического
обслуживания и хранения.
Кроме того, организация должна оценить и зарегистрировать правомочность предыдущих
результатов измерения, если обнаружено, что оборудование не соответствует требованиям. Органи-
зация должна предпринять соответствующее действие в отношении такого оборудования и любой
измеренной продукции. Записи результатов калибровки и поверки должны поддерживаться в
рабочем состоянии (4.2.4).
Если при мониторинге и измерении установленных требований используют компьютерные программные средства, их способность удовлетворять предполагаемому применению должна быть подтверждена. Это должно быть осуществлено до начала применения и повторно подтверждено по
мере необходимости.
Примечание - См. ИСО 10012-1 и ИСО 10012-2.