<< Пред.           стр. 17 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 дали.
  Ну вот..вы знаете, кто занимался психологией стрессовых ситуаций,
 знаете,что и на западе и у нас, рекомендуется в стрессовой ситуа-
 ции, когда подошел преступник-хулиган -- сорвать ему программу.
 Сделать то, чего он не ожидает.
  Типичный прием , который рекомендуют в этой ситуации - когда он
 подходит к тебе придираться...ему нужно разыграть свой сценарий и к
 тебе придраться. Потом начать свои действия, которые ему нуж-
 ны...Притом он все проработал: от того, что ты побежишь; от того,
 что ты начнешь с ним драться...- все у него проработано.
  И вот то, что обычно рекомендуется у нас и на Западе,...."Слушай!
 Что-то у тебя..Смотри! Шнурки развязались! Ты смотри!"...Ему доста-
 точно просто опустить глаза. В этот момент я уже могу навязать свою
 программу. Я его поставил в ситуацию, когда он не знает , как себя
 вести.
 
  Ну,вот, мне один милиционер рассказывал случай из практики:
  Брали квартиру, где были преступники. Приехали туда. Поднялись...
 Машину оставили далеко...Чтобы никто не определил, что сейчас будут
 
 
  - 82 -
 брать,...поднялись на верх - преступника в доме нет. Телефона в до-
 ме нет.Один из милиционеров спускается вниз, чтобы позвонить:"Да-
 вайте окружайте район!". Когда он набирает номер ...я не знаю там..
 боковым зрением или через стекло ...- видит, что сзади него из-за
 двери выходит преступник и идет на него с ножом.
  И вот он подходит сзади. Он уже достаточно близко...Этот набира-
 ет.. вешает трубку , поворачивается и говорит:"Слушай!У тебя двушки
 нет?". -"Сейчас!",-и лезет(автоматически) в карман.
  А ведь так и будет!......
  И итог вы себе сами представляете!
 
  Дальше. Случай в магазине:
  Подхожу с талоном. С законным талоном на колбасу...в магазине....
 Даю талон. ....
  Ну вообще обидно! На этот вот единственный (можно сказать непов-
 торимый) талон, дают плохую, очень плохую, уже практически зеленую
 .. Она (продавщица) мне подает...Народа много..Я говорю:"Замените
 ее.Она уже совсем испорченная!"...-"Нет.Уходи отсюда.Я вообще мага-
 зин закрою.....", ну и как всегда в нашей сфере обслуживания. Народ
 сзади:"Ну бери, бери...", -потому, что им достанется этот кусок,
 если я не возьму!... Ну как поступать? Она на меня начинает кри-
 чать. Кричать!...Выступает вперед...Что я такой вот нехороший,пото-
 му, что я потребовал поменять колбасу...Вот она мне кричит... На
 нее кричать глупо. Тем более для нее...Я только поддержу ее прог-
 рамму. Она на меня кричит,...а я ей говорю:"Извините пожалуйста.Я
 сейчас шнурки завяжу...".
  Ее поведение:
 Вот она покричала..Меня-то нет. Чего-ж кричать? Она поворачивается
 к очереди, а они руками разводят...Она начинает заглядывать - ЧТО я
 там делаю?...Успокаивается в какой-то степени..."Товарищ! Что
 это...".
  Вот когда у нее программа сорвана, вот в этот момент я поднимаюсь
 и говорю:"Ой!Извините! Мне вон тот положите пожалуйста кусо-
 чек!"..... Она его берет:"Вот этот?" - "Этот!"...Я беру колбасу и
 ухожу.
  Вы понимаете, что я не заинтересован в дальнейшей коммуникации с
 ней. Я просто сделал Замешательство, навязал свою программу и ушел.
 
  Кто если помнит, из "Алисы в стране чудес".Может у нас будет вре-
 мя, я специально видеокассеты сделал "Алитсы.."...
  Там есть один хороший эпизод:
 Когда Алиса подходит к Чеширскому коту ... и спрашивает у него:"Ку-
 да убежал заяц?". Ну..идет диалог.В разных вариантах он по разному
 звучит...По английски он звучит очень красиво...
  Ну и диалог такой:
 -А ты не знаешь, куда он побежал?
 -Кто?
 -Ну заяц!
 -Какой заяц?
 -Ну здесь вот бежал заяц. Он куда-то побежал.
 -А-а-а-а...Заяц побежал вон туда!
  Ну потом идет еще какой-то диалог, но видно, что кот не хочет на
 эту тему разговаривать..И когда он говорит:"Заяц побежал вон ту-
 да!",-она задает какой-то очередной вопрос,....а он отвечает:"А вы
 не пробовали стоять на голове?"...И встает на голову!
  Вот этот Разрыв он очень хорошо показан.
 
 
 
  - 83 -
  Теперь...Ну тоже хороший пример, про поведение одного ....солда-
 та, который забыл пароль.
  Это было на Байконуре. Солдат пошел на пост, стоит с автоматом...
 А там обстановка достаточно боевая...и забыл пароль. Идет патруль
 во главе с замполитом. Подходит к нему...Тот кричит:"Пароль!"..А
 тот отвечает:"Нева!"...-"Неправильно.Ложись!"...Ну что делать?
 Запмполит вместе с теми , кто с ним шел - ложится. Лежат в грязи...
 Но замполит понимает, что он точно знает пароль..Он поднимает голо-
 ву и говорит:"Слушай!Ты забыл пароль. Пароль НЕВА. Ты просто забыл.
 Ты подумай хорошенько. Вспомни!" (Ну..здесь нервничать нельзя - вы
 понимаете!) Он:
 -Нет. Я не помню..Но по моему не Нева!
 -Ну скажи какой?Если ты знаешь, что другой - скажи!
 -Не скажу. Скажи - пущу! Не скажешь - не пущу!
 И вот они лежат в грязи, на небольшом расстоянии...Он стоит с авто-
 матом.Он не подпускает. Он знает, что вот ему кажется, что пароль
 не "Нева". Ситуация глупейшая в общем-то.
 И вот этот замполит очень грамотно поступил. Что он сделал? Он ле-
 жал,лежал, лежал...потом поднимается:"А почему пуговица расстегну-
 та?",- ись нервничать нельзя - вы
 понимаете!) Он:
 -Нет. Я не помню..Но по моему не Нева!
 -Ну скажи какой?Если ты знаешь, что другой - скажи!
 -Не скажу. Скажи - пущу! Не скажешь - не пущу!
 И вот они лежат в грязи, на небольшом расстоянии...Он стоит с авто-
 матом.Он не подпускает. Он знает, что вот ему кажется, что пароль
 не "Нева". Ситуация глупейшая в общем-то.
 И вот этот замполит очень грамотно поступил. Что он сделал? Он ле-
 жал,лежал, лежал...потом поднимается:"А почему пуговица расстегну-
 та?",- и
  Он выбежал...(Они в связи с тем, что они улетали, улетали, улета-
 ли..и вдруг случайно совершенно мы их отправили на поезде.)
  ....У них ничего с собой не было...В Свердловске они решили ку-
 пить что-нибудь поесть...Выбегают на перрон и видят огромную оче-
 редь , стоящую за курами в киоске. Огромная очередь, которую они
 отстоять не смогут.
  Он подходит к очереди. Сзади, понятно, не подойти. Он подходит
 прямо к самому киоску,..протягивает деньги и говорит:"Мне вот эту,
 пожалуйста."....Очередь на него закричала:"Товарищ,..."...Он пово-
 рачивается и говорит:"Извините товарищи.Вы понимаете, я только-что
 подошел!" ........
 
  Дальше. У меня был интересный случай, вот как раз с разры-
 вом...Попалась очень сложная группа...группа, которая не поняла то-
 го, что.. Они очень хотели демонстраций. Вместо того, чтобы нау-
 читься они хотели показа. Вы понимаете..- это разные вещи.
 Показывать гипноз и объяснять что такое гипноз - это диаметрально
 противоположные вещи. После того, как я объяснил - показывать уже
 нельзя!
  Если я ставлю задачу, чтобы вы понимали,...я должен рассказать
 всю подноготную,..и после этого мне демонстрировать уже ничего
 нельзя.
  -Нет вот. Одгадайте слово! (Там была технология чтения мыс-
 ли..)Вот отгадайте слово. Любыми путями отгадайте слово.
  Но это не чистая игра.Сами понимаете..На сцене за счет чего дела-
 ется отгадывание числа! Человек волнуется . 1000 чел, народу - зри-
 телей...Он не знает, как будут отгадывать...Он не знает. Вот стоит
 
 
  - 84 -
 гипнотизер перед ним..:"Вот я отгадаю у тебя число!..Загадай любое
 число от 0 до 10, и я отгадаю!"
  Как он будет отгадывать - человек не знает. На сцене волнение
 всегда есть ...А волнение - сильные реакции во всем.
  Что с ним происходит, когда он загадал число 6?
  Я начинаю называть:" 1, 2, 3 ,4..". ОН начинает волноваться -
 сейчас будет 6. Выдам-не выдам, выдам-не выдам...Как он отгадает?
 Отгадает - не отгадает? (Но для этого человек честно про себя дол-
 жен назвать число 6. Если он честно скажет 6 - то отгадать мож-
 но)....
  ..." 5,..6",- в этот момент у него волнение, зрачки расширяются,
 дыхание придерживается...возникает эмоциональная реакция.
  ...." 7..", - у-ф-ф-ф-ф...Не отгадал!
  За счет этих невербальных показателей,..расширения зрачков,..мор-
 гания, дыханич,...дергания рук, изменения позы...покраснение,
 выступление пота,...- всегда что-то проявиться , если человек в
 эмоциональном состояя этого человек честно про себя дол-
 жен назвать число 6. Если он честно скажет 6 - то отгадать мож-
 но)....
  ..." 5,..6",- в этот момент у него волнение, зрачки расширяются,
 дыхание придерживается...возникает эмоциональная реакция.
  ...." 7..", - у-ф-ф-ф-ф...Не отгадал!
  За счет этих невербальных показателей,..расширения зрачков,..мор-
 гания, дыхания,...дергания рук, изменения позы...покраснение,
 выступление пота,...- всегда что-то проявиться , если человек в
 эмоциональном состояумать!
 - Каким путем мне отгадать?
 - А вот любым если отгадаешь..любым! Хоть каким. Хоть пытай ме-
 ня.Число ты не узнаешь.
  Ну вообще сложная ситуация...
  Вот он стоит на этой сцене..Я вокруг него долго ходил. Потому,
 что ...ну..вот он напрягся - пульс уже не прощупывается!..Он стоит,
 уперся взглядом...можно конечно по глазам, но тоже непонятно. Если
 он думает то самое число - хорошо. А если другое?
  А если он думает только то, что:"Не скажу, не скажу, не ска-
 жу..." ?
  И вот я думать!
 - Каким путем мне отгадать?
 - А вот любым если отгадаешь..любым! Хоть каким. Хоть пытай ме-
 ня.Число ты не узнаешь.
  Ну вообще сложная ситуация...
  Вот он стоит на этой сцене..Я вокруг него долго ходил. Потому,
 что ...ну..вот он напрягся - пульс уже не прощупывается!..Он стоит,
 уперся взглядом...можно конечно по глазам, но тоже непонятно. Если
 он думает то самое число - хорошо. А если другое?
  А если он думает только то, что:"Не скажу, не скажу, не ска-
 жу..." ?
  И вот я д.
  Т.е. вот это - тот-же самый РАЗРЫВ.
 
  В этом плане..мы здесь с инструкторами собирались , разбирали -
 насколько бы было правомочно сыграть (при желании) с участниками
 некоторые коммуникативные игры. ...Но! Они жестокие. Вот давайте
 сейчас решим...Если мы будем играть , в эти жестокие достаточно иг-
 ры, которые многому учат...то мы будем в них играть, и тогда я ни-
 чего не рассказываю.
  Если мы не будем играть - тогда я рассказываю эти игры. Они дос-
 таточно интересны.
  У нас еще есть проблема времени...
  Ну давайте, я расскажу?...По времени игра длительная и поэтому я
 
 
  - 85 -
 рассказываю.
  Игры очень интересные. Меня в свое время им очень долго учили,...
 потом были у меня такие жизненные перепетии, когда мы эти игры
 изобретали...и играли...Это очень много дало...
 
  Ну вот например. Игра, которая называется "Паровозик".
  "ПАРОВОЗИК"
  Собирается очень тепленькая компания из парней и девушек...Здесь
 почему я вам рассказываю - у нас все равно девушек не хватит для
 этой игры...
  Из парней и девушек собирается теплая компания...которая где-то в
 укромном уголке...Ну представьте себе! Мы здесь пьем чай,...- а там
 кто-то веселится. ...И конечно каждый из вас пойдет и посмотрит -
 Что они там делают?...
  Он заглядывает туда...или прислушивается...А там смех, весело,
 интересно...бегают, жужжат...Притом, если равное количество парндй
 и девушек - значит там интересно...
  Он туда заглядывает...А ему:" вам рассказываю - у нас все равно девушек не хватит для
 этой игры...
  Из парней и девушек собирается теплая компания...которая где-то в
 укромном уголке...Ну представьте себе! Мы здесь пьем чай,...- а там
 кто-то веселится. ...И конечно каждый из вас пойдет и посмотрит -
 Что они там делают?...
  Он заглядывает туда...или прислушивается...А там смех, весело,
 интересно...бегают, жужжат...Притом, если равное количество парндй
 и девушек - значит там интересно...
  Он туда заглядывает...А ему:"а-
 чивается и говорит:"О! Проверка билетов!".
  Поворачивается ко всем и так нежно-нежно целует девушку в губы...
 Девушка поворачивается и нежно целует следующего парня...Парень по-
 ворачивается и целует следующую девушку....И т.д...
  И вот, когда так это все прокрутили...Дошли до последнего...Впе-
 реди стоящая девушка поворачивается к нему...Он весь расплывается ,
 закрывает глаза...А она со всей силы - БАЦ -пощечину!!!
  РАЗРЫВ жутчайший...Вот, понимаете...вот это надо видеть...
  А потом ему говорят:"Ну а теперь ты!".
  ...И из зала приглашают девушку...
  Когда человек прошел вот эти два этапа,..этап, когда ударили его
 и этап, когда ударил он....(Но девушкам мы не пощечину бьем, а
 сильный такой щелбан..) Потом она поворачивается. Чем сильнее ее
 ударили - тем сильнее она бьет партнера...
  Но здесь понимаете, в чем дело?! Что те, которые находятся вот в
 этих двух позициях - им не по себе. Но , когда они становятся в по-
 зиции предыдущие...они уже, ну с таким расслаблением играет!
  Это то же самое, что тренинг у Алексейчика.Знаете? Когда ты про-
 шел через этот экзамен,вышел на середину, выполнил все, что от тебя
 требовалось...Тогда ты уже можешь полностью релаксироваться
 там...Комплексов уже больше никаких! И вот здесь то же самое.
 
  Вторая игра..Мы ее придумали тоже в 80 году вместе с "Тумбой-Юм-
 бой" ...Называется "ГЛАЗ ТУТАНХОМОНА"...
  Вот мы хотели с вами здесь ее и проиграть.
  Но всех по одному 100 человек пропустить - это очень долго.
  Ну тоже, компания весельчаков говорит:"Ребята, мы экскурсию при-
 думали! Называется "Глаз Тутанхомона"." -"А в чем игра заключается?"
 "Да ты что! Там вообще! Слышишь ван там визг?" А там кри-
 ки:"А-а-а-а,У-у-у-..."
 
 
  - 86 -
 -"Вот то же самое сейчас будет с тобой.Пойдешь?" -"Пойду!"
  Человек приходит. Его встречает экскурсовод...
  "Знаете..Вот здесь у нас реликвии из Египта. Здесь вот амфоры
 стоят..(стаканы, чайники - все, что угодно),..вот это вот любимый
 дипломат Тутанхомона,...вот это любимый магнитофон,...а вот здесь
 его внутренности,..."
  Ну человек прекрасно понимает, что это шутка..."Да,..да,..дейс-
 твительно!".
  -"А вот это лежит сам Тутанхомон."
  Ну лежит живой человек завернутый простынью....
  Подводят и говорят:"А вот теперь мы хотим тебе показать мумию Ту-
 танхомона! Садись рядышком...Только видишь-ли,..глаза человека из-
 лучают энергию, от которой эта мумия начинает разлагаться. Ты вот
 садись здесь рядышком. Мы тебе будем показывать..но только пальцем
 можно водить. А глаза тебе придется завязать."
  Ну тот с удовольствием это все выполняет...
  Ну и происходит это примерно так:"Вот это вот Тутанхомон.Вот это
 грудь Тутанхомона,..это рука Тутанхомона,..-и экскурсовод ведет ру-
 ку экскурсанта по телу "мумии",- это пальцы,...сохранились, настоя-
 щие,...вот это шея Тутанхомона,..вот это борода, за 5 тыс, лет об-
 рос!,...это губы Тутанхомона,...это ухо - чуствуешь ухо?- это
 ухо,.. волосы,..настоящие!,...это брови,...а вот это нос Тутанхомо-
 на.....А вот это ГЛАЗ Тутанхомона!".
  Подставляется стакан с желе, а "мумия" отворачивает голову. Я
 /экскурсовод - Ред./ пальцем тыкаю в стакан с желе...а этот, "Ту-
 танхомон" кричит!
  Какая мысль была у человека все это время? - Что это живой чело-
 век.Я это прекрасно понимаю...
  У желе была плечка. Палец туда - Бах!
  Две первых реакции:
  -Он срывает повязку, но свечку мы уже затушили. Полная темнота.И
 в этот момент он вот эту руку...(Вы знаете - это интересная реаку-
 ия. Как человек ведет себя в стрессовой ситуации!) Первое, что он
 делает, - он засовывает палец в рот.
  Но потом...Вкус-то сладкий, а у человека всегда иллюзия, что

<< Пред.           стр. 17 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу