<< Пред. стр. 23 (из 48) След. >>
ник Изумрудного города" и т.д...) Вот примерно также, но там еще и- 112 -
мистика, интересные приключения...достаточно увлекательно. Я очень
рекомендую их почитать. Они очень распространены сейчас. Переводы
ходят, бродят везде...
Так вот. Как раз там, все действо ориентировано на использование
Метафор, Кавычек,(о которых я дальше буду говорить) и... Якорей.
Т.е.,вот этот, Дон Хуан,он сначала навешивает Якоря на разные
состояния сознания...а потом этими Якорями умело пользуется.
Так же, как прикрепляют какие-то, вот, клавиши к каким-то струнам
"души"...Пробуют - Да! Работают! А потом начинают играть. Притом,
играет очень умело.
Почитаете - поймете. Но книжки надо читать несколько раз.
Так вот. Самое интересное, что у нас во время нашего семинара,
несмотря на то, что К.Кастаньеды не существует...Нас во время наше-
го семинара в Санта-Крусе познакомили с самим Доном Хуаном.
И он даже у нас проводил тренинг - "Как по следам определять ве-
дущую систему"./Модальность - Ред./ Он водил нас по лесу, говорил
какие-то, совершенно, вот , пространные абсолютно вещи...играл на
какой-то,совершенно непонятной дудке,...этакий старичок лет 50-55..
такой сухощавенький,с длинными волосами,...такой убогенький,.."бо-
жий одуванчик".
И вот, он идет, видит впереди человека...И он говорит:"Вот здесь
он шел,вот здесь подумал о том-то,здесь у него было то-то..."
- Как ты это делаешь?
- Я , вот здесь смотрю по следам!
- Как?
...И начинает Аналогово обучать.На уровне знаков это все передать
невозможно. Он передавал нам свои ощущения....
И это человек очень интересный. У меня такое впечатление, что это
тот самый Дон Хуан, про которого написаны книги. (И не случайно
Д.Гриндер с ним связан.)
Даже, когда Д.Гриндер со своим ансамблем африканской музыки, со
своим доблестным барабаном..-этот "Дон Хуан",...которого,правда,зо-
вут Ричард,...- он все время сзади, он все время стоит и подыгрыва-
ет какую-то мелодию на флейте. Незамысловатую, индейскую мелодию на
флейте...Но! Все время эта мелодия на флейте уводит нас в транс.
Но, это уже моя гипотеза. Во всяком случае,..все, кто туда прие-
хал не из Америки - все подумали:"Не тот-ли самый это Дон Хуан?"
Ну..возраст его определить трудно. Потому, что действительно - та-
кой человек - вне возраста. Ему можно дать 50, можно дать и 75 - и
не ошибешься.
Теперь...
Давайте посмотрим одну интересную технологию работы с Якорем. Это
будет ПФТ - 3. Она называется "Ресурс".
ПФТ - 3 "Р Е С У Р С"
Технология "Ресурса" является одним из , наверное,самых эффектив-
ных видов, вот из этих 6-ти технологий, которые мы пройдем...Она
вся очень просто объясняема...Но! Каждый из нас этим пользует-
ся...ну может не по такой технологии и не вот так, как я сейчас по-
кажу...но мы все это делаем.
Давайте вспомним...
Когда у нас плохое настроение или плохие переживания, ощущения...
Что мы стараемся (интуитивно) сделать? -Пойти туда, где нам хоро-
шо...Отвлечься, расслабиться там, где нам хорошо.
- 113 -
У каждого из нас есть какая-то , вот ресурсная зона.
Комната? ..Да?..В квартире уголок..Где мы включаем музыку...Музы-
ка вообще является, вот этим самым , тоже, "ресурсом" в какой-то
степени...Есть мелодии, которые только стоит включить и сразу все
по другому ощущается.
Для кого-то ,это прогулка по лесу; для кого-то , это бег; для ко-
го-то, это встреча с каким-то человеком; для кого-то - какое-то
местечко в Ленинграде... Я не знаю..но у каждого человека такие
"ресурсы" есть.
Ну...это Якоря. Вы понимаете, ...Якоря...Вот в этом состоянии мне
было хорошо и мне туда, в это состояние и хочется, чтобы мне опять
было хорошо.. И снимаем мы свои проблемы тем, что, вот,...хотя бы
мысленно мы переносимся туда.
Вот, мне нужен человек сейчас, вот, с такой же проблемой, как
вчера...Либо, с проблемой, даже может быть более серьезной, потому,
что, вот, у меня было несколько 10-в случаев, когда в "Ресурсе" мы
снимаем заикание....
Т.е., нужен человек, которому тоже сейчас неприятно думать о ка-
ком-то событии... Х внеш. создается и ..-- нехорошо! Есть такой че-
ловек?
/Проблема у "Леонида" - Ред./
1. Сейчас нужно представить себе Х внеш./Обращается к нему..-Ред./
Дойди до У.../Зона 1 - вспоминание "-" ситуации -Ред./
2. Теперь я прошу, вот, эту ситуацию, вот здесь.., проиграть нес-
колько раз. Х внеш. дойти до У...Все..Еще раз Х внеш. --
У....Все..Еще раз Х внеш. -- У....Все..3-4 раза.../Зона 2; " - "
Якорь; Например касание его правого плеча - Ред./
3. Теперь...Вспомни ситуации из жизни, в которых тебе было очень
хорошо и уютно, приятно, свободно, легко, ..ты чуствовал уверен-
ность в себе...Такое состояние, когда действительно легко и хоро-
шо...
Для себя наметь - 1-я,2-я,3-я,4-я....Наметил, какие сейчас ты
будешь вспоминать? Наметь!
4. Сейчас, вот в этой зоне, (это будет зона "ресурс"..) условной
зоне, символ, вот здесь например...Сейчас ты намечаешь 1-ю ситуа-
цию, шагаешь туда в круг и там эту первую приятную ситуацию пере-
живаешь в АС /Ассоциированное состояние - Ред./, в своем теле,...
вот, как это было на самом деле, до тех пор, пока не получатся
вот эти ощущения. Пока не пойдут...легкость,уверенность в себе,
прятное состояние...До У.
Наметь... Пошел!/Зона 3; "+" якорь; Например - касание правой
рукой его левого плеча -Ред./
Вторая ситуация...Наметь...Зашел внутрь.Пережил ее опять...До-
бейся приятных ощущений. Уверенность в себе , легкость....
Третья ситуация точно также. Наметил...вошел...пережил...добился
ощущений.
5. Теперь смотрим,насколько мы, Якоря...ну чмсто символичес-
ки,...Кинестетически...А для него - вы поняли,- очень важны Якоря
кинестетические....-- закрепились!
...нейтральная ситуация...Нейтральная совершенно! Наметь...перей-
ди и снова переживи...(Зона 3; проверка "+" Якоря -Ред.)
.....Так. Нейтральная ситуация стала приятной.
Ну..как мы вчера проходили - здесь все понятно!
6. А вот теперь..вот эту негативную ситуацию прокручиваем "здесь".
...В зоне очерченной мелом. Зона "Ресурс"...
- 114 -
В "Ресурсе" нужно представить себе Хвнеш. - до У.
/неприятная ситуация 2-3 раза прокручивается с "+" Якорем -ред./
7. И теперь предпоследний шаг.... А теперь представь, что ты попа-
даешь в эту неприятную ситуацию..
(Уводит двумя руками в Зону 4,любую, и оставляет его там)
/Посылает в "Ресурс" обеими руками - "скрещивание" "-" и "+" Яко-
рей.-Ред./
8. А теперь, пожалуйста, встань в то место,где,...когда ты пришел -
пережил эту "-" ситуацию.../Зона 1-Ред./
Что будет, когда ты опять о ней подумаешь?...
Ну понятно...Получилось...
Теперь рассказываю технологию...
1 шаг. Опять идентификация Хвнеш; Хвнутр;до У...
Вот, это то, что он зделал здесь /Зона 1/. Да? Представил Х...до-
ходит до конца -- мне неприятно. Да. Вот здесь, сейчас мне непри-
ятно, потому, что я вспоминаю эту ситуацию.
2 шаг. В другом месте...
"Здесь"/Зона 1/ будем проверять. Нам же здесь ничего нельзя де-
лать ...Ну сами понимаете, что если я в кресле что-то поделал, а
потом сел на стул...., то нельзя сказать, что он на стуле будет пе-
реживать то же самое, что он чуствовал в кресле.
Ну я, просто,...здесь грубо менял местами. На самом деле, вот,
эта вот зона /Зона 3/ из мела, которую я здесь поставил,...и др.
зоны - просто разные условия вспоминания.
...В другой комнате,...на улице...и т.д.
В другом месте (Зона 2) просите несколько раз прокрутить "-" си-
туацию, вот эту,...от начала до конца, естественно в Ассоциирован-
ном сотоянии, т.е., как она обычно вспоминается...Представляет, что
-- "Опять прихожу и мне плохо".
Вот, это все негативное прокручивается от начала до конца.
Но!
В тот момент, когда пошел 3 этап....оценки, который переходит в
те телесные ощущения ...- я эту ситуацию, в этот момент...делаю
Якорь. Например: -касаюсь правой руки...Делаем "-" Якорь /В Зоне 2/
ВОПРОС: Как определялся переход к оценке?
По глазам и по дыханию....У него глаза были закрыты, но ведь
глазные яблоки видно даже за веками.
Во-вторых, у него уход в Кинестетику был всегда на выдохе.
Я присоединился к дыханию, ...и когда я вижу, что опускаются гла-
за,...на выдохе я касаюсь...
Но для этого было нужно присоединиться к дыханию...
В этот момент, какой можно давать Якорь? Можно давать Якорь при-
косновением,...если он Кинестетику анализирует,...Я же мог, еще ему
дать аудиальный Якорь,...Можно и Визуальный.
Ну, выбирайте, как вам удобно, потому, что с человеком это нужно
делать так, чтобы он даже не заметил.
ВОПРОС: Какая референтная система, такой и Якорь?
Нет..Есть разные точки зрения...Некотьорые НЛП-сты придерживаются
такой точки зрения - Якорь дают в наиболее развитой системе челове-
ка, чтобы олн почуствовал его на уровне сознания.
А есть другая технология...Которой Гриндер и придерживается..
- 115 -
...- Якорь применять, садить - в самой не развитой систе-
ме....Той, которая в этой стратегии не задействована. Он сознатель-
но ее не представляет,...в подсознание на прямую проходит...
Воть разные технологии, думайте сами - какую выбирать? Выбирают
чаще всего - "какую удобно" - чтобы человек не заметил. Для меня
это важнее!!!
Т.е., на 2 месте я вешаю "-" Якорь, несколько раз прокручивая
"-" ситуацию.
3 шаг Я прошу найти в истории, несколько приятных ситуаций из жиз-
ни, где была уверенность в себе... Вот, где было то, что мы называ-
ем Желаемое состояние..."чтобы я хотел испытывать, если бы я изли-
чился".
Он прокручивает несколько разных "+" ситуаций. Я должен с разных
ситуаций набрать этих "ресурсов".
Комната, в которой мне и сегодня хорошо, и завтра хорошо, и пос-
лезавтра хорошо... Она является "Ресурсом".
Когда мне плохо - я иду туда и этот "Ресурс" перекрывает мое пло-
хо. Т.е., я расслабляюсь только там.
Но если "плохо" хуже, чем это "хорошо", то всеравно у меня будут
там отрецательные имоции.
(Например: зона 3 выделенная круг из мела; кресло удобное; комна-
та уютная...)
И так... три "+" ситуации и второе... любой "+" Якорь. Притом -
не обязательно в тойже самой Модальности, что и "-" Якорь. Совер-
шенно не обязательно!
4 шаг. Проверка на нейтральной ситуации с "+" Якорем и с "Ресур-
сом". (Зона 3) Здесь же - уже два Якоря. Кинестетический, который
был... и визуальный (место, условия.) Проверяю - если есть "+" от-
вет - перехожу к пятому шагу.
Т.е. нейтральная ситуация оказывается "+", как и было у него...
Если "нет", если все также я - плохо накачал...- перехожу к
третьему шагу. Go to 3... c "ресурсом" и с "+" Якорем.
Если необходимо, в третьем пункте, при возвращении - можно сме-
нить Якорь.
Все ситуации он проигрывает в "АС". В "ДС" только намечает ситуа-
ции в 3 и 4 шаге.
5 шаг. "-" ситуация прокручивается с "+" Якорем несколько раз ... и
в "ресурсе". (Зона 3)
Фактически, это та самая комната где мне всегда было хорошо, где
я всегда слушал приятную музыку... то место, где мне очень хорошо!
Т.е я навешиваю "+" Якорь на "-" ситуацию... Как бы перебиваю со-
леный вкус воды сладостью трубы.
... Да это все в "ресурсе"
ВОПРОС: Что такое "ресурс" ?
Вот, здесь у него ресурсное место,в котором я его Якорю... и в
котором он вспоминает. Фактически это Визуальный Якорь... условия
вспоминания.
6 шаг. Экологическая проверка.
Я запускаю его в 4 место и "скрещиваю" Якоря...
Ничего не будет работать , если вы сделаете плохое отдельно, хо-
рошее отдельно...
- 116 -
Так же, как к лампочке подключены 2 батарейки.... от одной "+",
от другой "-" - и на лампочку - гореть не будет. Пока их не закру-
тить вместе - гореть не будет! А когда соединиш горит в 2 раза
сильнее, чем от одной батарейки.
... Опять новое место ... Я там "Скрещиваю".
ВОПРОС:-Алекс,еще вопрос. Вот эта последовательность должна соблю-
даться? А если мы, допустим, станем не " - " Якоря вешать на себя,
а " + " Якоря?
-Все равно. Вот здесь все равно. Главное дальше прокрутить. Вот
здесь можно поменять.
ВОПРОС: Т.е., не настолько важна последовательность?
-2-й и 3-й не настолько важна. Остальное очень важно....Но ведь
вы проверку делаете, тоже только для себя. Чтобы проверить, что вы,
вот этот, вот, шаг 3-й сделали достаточное количество раз.
ВОПРОС: В какой момент происходит "скрещивание"?
-Когда посылаем...!
ВОПРОС: А когда посылаете, вы что-то говорите?
- Я говорю:"Иди вспоминай эту ситуацию!","Представь, что ты опять
попал в эту ситуацию!".
ВОПРОС: В плохою?
- В плохую конечно. В какую еще?
ВОПРОС: А если мы ему скажем вспоминать положительную?
- А зачем?...Мы решаем негативную проблему. Я не собираюсь решать
его позитивные проблемы.
ВОПРОС: А что получается с наложением?
-Мы Якоря накладываем.
Мы решаем конкретную проблему. Все время мы решаем ее.Мы для ее
решения вводим еще кое-какие воспоминания - Вот и все! Но мы решаем
конкретную проблему, конкретное воспоминание.
Вот здесь, я предлагаю Х внеш., в 4-й позиции, в 4-м месте с по-
зитивными и негативными Якорями - "скрещивание". Я их "скрещиваю".
Я замыкаю, вот эти , батарейки. Подключил, подключил - и вот те-
перь замыкаю.
ВОПРОС: Т.е., происходит вытеснение?
- Ни в коем случае не вытеснение.Проверка - какой выбор сделает
подсознание в нейтральной , абстрактной ситуации.
Я не имею права больше делать ничего, кроме, как предлагать новый
выбор.
ВОПРОС: Но это происходит за счет смены стратегий?
- А здесь...стратегии меняются, ...там все меняется...Кинестети-
ческие триггеры, сами меняются, автоматически.
Т.е., если прокрутить - что у него произошло?,-- и триггер будет
другой и глазные Стратегии будут другие...
Здесь, просто, мы с разных сторон к одному механизму подходим.
ВОПРОС: Алекс, и последний вопрос. Вот, в первый раз Якоря мы зак-
репили в определенный момент, второй раз в определенном мо-
мент,...Почему мы "скрещиваем" Якоря до этих определенных моментов?
- Здесь, вот, когда в 6-м?
- Да.
- А потому, что я проверяю - как это будет без меня! Я "скрещи-
ваю" Якоря в этой ситуации, когда посылаю. Я же не могу все время
ходить с ним..., и , вот в "этот" момент его трогать.
Т.е.,это было вот это, а это было вот это.Раньше он это разделял.
А сейчас я фактически сделал это одним и тем же сигналом. Я их