<< Пред. стр. 34 (из 48) След. >>
ртешенная задача, она будет постоянно крутиться, она не вытесняетсяполностью. она вытесняется на уровень подсознания, но все равно,
она сублемирует наше поведение, контролирует и вызывает те образы,
те "говорки" , и т.д. Все равно я к этому буду много много обра-
щаться, потому, что задача не решена. - Тот же самый диссонанс, ко-
торый требует гармонизации. Пока гармония не наступит, решения не
будет - ничего не произойдет. Пока мажорного аккорда не прозвучит -
будет ощущение неудовлетворенности.
Ну, ладно. Пусть наконец появился этот образ. Ведь он появился
уже, этот персонаж страшный ... Неожиданно, страшно появился ...
Все : " АА-ХХ !!! "
Все. Он появился - уже не страшно. Он идет, я контролирую, что
сейчас будет происходить. Реально оцениваю : " ... вот это из плас-
тилина, это из резины, человек переоделся, это у него маска одета,
..." и т.д. ... " ... это робот ... мемориальные люди ... "
А вот как же теперь сделать страшно. Идет этот персонаж, этот
плохой герой, "бяка" - подходит к хорошему герою. Я это вижу со
стороны. Что бы между ними не происходило - эмоция будет не очень
большая. - Диссоциированное состояние - я в нем не переживаю ниче-
го. Только отношение, рефлексия по поводу вот этих событий. Это
неприятно, но ...
- 168 -
Как сделать страшнее ? - Очень просто : нужно камеру поместить в
глаза жертвы. Тогда тут же у меня настанет АС. Нападают уже на ме-
ня !
Но можно сделать еще страшнее ! Поместить камеру в глаза вот это-
го преступника, которого еще самого не показали. Вот это страшно !!
Видели все кадры : ... медленно наступает тень ... обстановка
нагнетается, впереди сидит женщина, оборачивается : " А-А-А ! " ...
Вот это уже - " Кто Я ? " - ассоциированный страх: "Я персонаж",
но непонятно какой.
Даже в мультфильмах, кто-нибудь видел " Лед и пламя " - муль-
тфильм есть такой, очень хороший. Кумпьютерный фильм, когда из ху-
дожественного фильма длается мультик. Снимается художественный
фильм грубо, все одеваются в костюмы, а потом компьютор все это де-
лает яркими цветами и получается мультфильм. Так даже там в муль-
тфильме в этом - не понятно, кто набегает на главного героя - такой
страх ! - Мультфильм, но страшно.
Вот это первое изобретение Дейла Фридмана:
1-е : НЕ ПОКАЗЫВАЙ ! - Чем меньше показываешь, тем больше страш-
но. Нагнетай, но не показывай.
2-е : Используй АССОЦИИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ ! Литбо АС жертвы, а
еще страшнее АС преступника. Вот до этих пор пока не показывать.
Дальше. Но в конце концов там развязка по сюжету должна к че-
му-нибудь придти. Фильмы все достаточно однотипные. Там уже много
достаточно сериалов. Сериал идет еженедельно. Ну, вот сюжет-то
практичски один и тот же везде. Чуть-чуть другие условия, другие
люди. То есть ты понимаешь к чему это придет, как это делается. Так
вот раньше в американском кино был такой закон : " Добро должно по-
беждать зло "
По сюжету - да, добро побеждает зло. В конце концов этого прес-
тупника ловят. Что-то происходит. Этот ТОТ исчезает ... сгорает ...
как угодно. А потом идут титры и в этот момент, а может чуть-чуть
раньше, а может чуть позже - дается какой-то такой знак, по которо-
му становится ясно, что "еще не кончено", да : "еще не вечер ..." -
новое появление персонажа.
Вспомните фильм " Пятница, 13-е ", там, где на даче молодые ребя-
та ... - женщина там их ...
Помните - все-все-все нормально, последний кадр - взяли эту прес-
тупницу. Все победили. ... тихая заводь, идут титры, лодка, девочка
сидит, победившая этих преступников. Сидит девочка, титры прошли.
Такая приятная улыбка, блаженная. От девочки камера отдаляется, от-
даляется ... и за секунду до того, как исчезнет изображение - из
воды выскакивает что-то непонятное, хватает девочку, девочка падает
в воду, вода устанавливается, тихая вода ... - лодка без девочки.
Фильм кончился.
То есть, вывли на гармонию, потом опять в конце - Ж-Ж-Ж-ЖИК ! -
диссонанс. И на следующую серию я пойду. Пготому, что вот эта неу-
довлетворенность моя, сублимиртованное желание решить проблему,
зхотя на уровне сознания я знаю, что она не решится и в следующей
серии, потому, что их 256. Тем не менее я иду с надеждой, что это
решится. - Решается и, опять- Ж-Ж-Ж-ЖИК !
Именно такие фильмы становятся кассовыми. Несмотря на то, что они
абсолютно похожи, они уже после 2-й, 3-й серии, они как две капли
воды похожи друг на друга - на них ходят, их смотрят.
Вот " Пятница, 13 " - это ежепятничный фильм, который показывают
в Штатах. Он снимается каждую пятницу. Сколько серий - никто уже не
помнит, это ежепятничный фильм. Такие же сериалы по 200, по 300 се-
рий там есть. " Звездные войны ", что-то такое ...
- 169 -
И опять в конце фильма там не кончается, а ... Ну, у нвс тоже это
используют. то есть задачу ставят, фразу какую-то ... настраивают
нас : " Ах ! Сейчас что-то будет ... " - и на этом уже титры. И
фактически следующей серии ты обязательно будешь ждать.
Так вот, если бы этого диссонанса не было, то вы на следующий
фильм могли не пойти. - Я знаю содержание там ...
Диссонанс есть, подсознательно он чувствуется - и я иду. Плачу
деньги и иду. Плачу за это кабельное телевидение ...
Вот это и есть изобретение Дейла Фридмана. Фильмы, которые он
снимает вы все знаете. Это есть " Пятница 13 ", " Кошмары на улице
Вязов " - фильмы, созданные по его идеологии.
Завтра мы посмотрим его первый фильм. Тот самый фильм, который
сделал ему этот успех - " Кошмары на улице Вязов " 1-я серия. Пото-
му, что 2-я уже практически идет - поделка. Но в первом очень гра-
мотная работа режиссера, композитора, артистов ... Ну кто видел,
вспомнит, что фильм действительно очень грамотный.
Так, теперь следующий шаг. Вот я буквально одной фразой это выс-
кажу и я думаю, вы меня поймете.
Вот я говорю о этой ситуации выбора. - Если у человека один из
этих выборов забрать искусственно ? Что у него возникает ? Как мож-
но вот это описать, словами описать грамотно ? Ведь каждый осознает
- почему человек к этому стремится, а как описать словами ?
И вот однажды мне удалось это описать. Вот послушайте, как у меня
это родилось :
" Человек добивается не этого варианта решения, а своего права
иметь этот вариант в своем арсенале ." - Вроде получилось, да,
сформулировать то, что мы ощущаем. - Он добивается своего права -
иметь этот вариант решения.
... А потом, как честный человек, он обязан жениться. Вы понимае-
те ...
И если мне говорят, что ты не должен этого делать, фактически,
мне намекают, что хотя выбор есть, у меня его тут же отбирают. И я
добиваюсь своего права так поступать. Пусть даже это мне не
очень-то и хочется и не нужно.
Я вспоминаю всегда в этом случае анекдот :
Брат с сестренкой остаются дома - родители уходят :
- Так, Коля и Маша ! Вы остаетесь дома, в холодитльник не лазьте,
телевизорт не включайте, посуду не бейте, пуговицы в нос не затал-
кивайте !
Родители ушли, дети стоят :
- Так, ... пуговицы в нос - это интересно !
А что, они бы не догадались. Но фактически все время программиро-
вание, намекание на это поведение.
Так вот , если вы хотите, чтобы человек принял правильное реше-
ние, нужно дать ему все выборы. На выборы можно нанести Якоря,
логические, ассоциированные, диссоциированные образы, дать ему воз-
можность оценить плюсы и минусы каждой стороны . Ну, дать возмож-
ность выбирать самому !
Здесь я хорошо помню, как со мной однажды поступили родители. Они
не психологи, но они поступили очень грамотно.
... В нашем дворе, когда в 5 - 6 классе, мои сверстники начали
разговаривать о спиртном, о сигаретах - у нас пошли классные часы,
родители начали говорить о вреде курения и питья. С одного из таких
собраний пришли родители и сказали : " Слушай, мы узнали, у вас там
появилось спиртное и сигареты . Знаешь, что мы тебе хотим сказать !
- Мы тебе раз в неделю будем давать рубль. Ты на этот рубль можешь
покупать все, что угодно. Копить, покупать сигареты, хранить дома,
- 170 -
вот тебе пепельница, все, что дома есть ... - ну, отец тогда курил
... - все, что дома есть , сигареты, ... это все в твоем распоряже-
нии. Зачем в подворотне - ты можешь дома, в комфорте это делать."
Вы знаете, я после этого уже, когда парни стояли, я уже е чувс-
твовал себя этим разведчиком, который в тайне от всех курит. Мне не
интересно было. Я попробовал несколько раз - мне не понравилось.
Помните анекдот, нет ?
Двое мужчин едут в одном купе. Один другому :
- Пойдем в ресторан сходим.
- Да нет, я один раз сходил в ресторан - мне не понравилось ...
- Ну, давай в шахматы поиграем.
- Я в шахматы как-то сыграл - мне не понравилось.
- Ну, давай, газеты почитаем что-ли
- Да, ты знаешь, я газеты ... как-то один раз выписал газеты, по-
читал - что-то не понравилось.
- Ну в карты давай сыграем.
- Ты знаешь, мы с сыном как-то сыграли в карты - и мне не понра-
вилось.
- С сыном ? Извини, он у тебя один ?
Ну так вот. Я затянулся этой сигаретой ... - ну ... не геройство.
С первого-то раза ничего хорошего там ... - потом привыкание насту-
пает. Сигарета становится ЯКОРЕМ. Якорем на всех людей , при успо-
коении, ... на что угодно. И этот Якорь не дает бросить. Заменителя
нет. Другого РЕСУРСА нет, кроме сигареты, если куришь. Привык уже к
этому РЕСУРСУ. Найдешь заменитель достаточный, экологичный - будет,
бросишь. Не найдешь - все равно начнешь курить. Все равно будет тя-
нуть к этому состоянию уравновешенности, спокойствия, хотя на самом
деле все наоборот.
Ну, так вот - курить мне не интересно. Но, можно было купить и
вино. Они говорят : " Ты знаешь, вот у нас всегда вино дома есть.
Но так, одному-то конечно не стоит, а вот когда гости приходят, мы
будем наливать тебе все, что ты захочешь. А если ты с друзьями при-
дешь, то мы вам и с друзьями нальем. "
Вот пришли гости. Наливают вино. Я решил проверить, говорю : "
Вот это мне." - " Пожалуйста ! Сколько, столько ? " - " Столько. "
Но, всегда давали выбор. Ты можешь ходить в кино на эти деньги.
Можешь купить конфеты, все, что угодно. Либо здесь - лимонад, ком-
пот, что-то еще. Я попробовал это вино - мне не понравилось. Ну, 5
класс! Действительно не понравилось ! Вкус-то ...
Но однажды, они допустили ошибку. Пришли к ним какие-то друзья,
врачи, принесли чистый медицинский спирт. Всегда у них отношение
было - " ну, хочешь, не хочешь ... - мы сами особенно этим не увле-
каемся ... ". А друзья пришли, врачи - руки потирают, глаза горят
... - Ну думаю: " Вот это-то вкусно !"
Вижу, там они принесли эту бутылку спирта. Вот это они мне не да-
вали - это действительно вкусно. То - чушь все , а спирт я слышал,
что он вкусный.
Сели за стол. Отец говорит :
- Ну, что будешь ?
Я говорю :
- Вон то.
Отец говорит :
- Сколько ?
Я ему :
- Еще ...
- 171 -
Самое-то главное я то боялся, что настолько это вкусно, что они
сейчас все выпьют и мне не оставят.
- ... Полный стакан.
- Будешь пить ?
- Буду.
И я "жахнул" !!!...
Вот несколько лет назад мы встречались на десятилетии класса. Мо-
их друзей пороли, били, вызывали на родительские собрания ... -
все, что угодно было. Вот было собрание класса, я единственный из
класса, наверное даже из школы - кто до сих пор не пьет и не курит.
Не потому, что я поставил себе установку.
Вы знаете, когда мне говорят: " Ты будешь пить ? Вот сейчас. "
Я каждый раз обрашаюсь внутрь себя и думаю: " Сейчас хочу или не-
хочу ? - Нет ! Не хочу " - Я ни разу не сказал себе, что я не буду
пить. Ни разу не сказал себе, что я не буду курить. Ни разу ! Каж-
дый раз я анализирую : " Вот у меня выбор есть - вот это или вот
это. - Я выбрал вот это. "
Если я захочу - я выпью. Мне не скучно потому, что у меня есть
выбор. Захочу - я выпью. Мне просто не хочется. Скучно наоборот,
когда однообразно. Когда только так.
Я оказываюсь ... как у Кастаньеды - я даже сам не знаю, как я се-
бя сейчас там поведу. В этом свобода и есть. В этом-то и есть ра-
дость принять ощущение то, которое хочешь. Повести себя так, как
хочется в тот момент. А не так, как тебе подскажет селезенка, - то-
му кто пьет - или как тебе подскажет твое желание опохмелиться,
когда будешь искать. У есть свобода. У меня нет ни того ни дртуго-
го. что захочу, то и сделаю.
Мои родители допустили совершенно правильный ход. Они дали мне
выборы. Полная свобода выборов. И решение принимал я сам. Как мне
хотелось, так я его и принял. Но тем не менее они давали мне выбор-
ные варианты.
Вот я говорил, что в Штатах сейчас другая стратегия семьи. Там
браки н регистрируют. Вот у меня знакомый, который должен сюда при-
ехать, к которому в клинику я ходил в гости ... там с компьюторами
очень много всякого интересного. Вот он живет уже много лет с жещи-
ной. Ему сейчас лет наверное 45. У нее дети, у него дети - от раз-
ных браков. Но живут давно. Дети уже женятся, внуки у них. Живут
очень мирно. И вот он мне прислал телеграмму : " Алексей, приглашаю
на свадьбу, которая состоится в июне будущего года. "
Представляете, запрограммировать так. Так почему ? - А очень
просто - так надежно. Вещи там всегда делятся: это - моя вещь, это
- твоя. Это твой автомобиль, это - мой. Это моя зарплата, это твоя
зарплата. Прописки нет. Все есть. Морального кодекса строителя ком-
мунизма нет. Мы можем жить вместе. Как захотим, так и живем. Но жи-
вем до тех пор, пока нам вместе хорошо. Накричал я на нее - она от
меня уйдет. И я буду беречь эти отношения.
Вы видели вот этих вот старичков капиталистических, приезжающих сю-
да на экскурсию ? - Это вот "голубки", которые неразрывны друг с
другом. - Вот их отношения. Они так всю жизнь живут. Вот такая
стратегия семьи оказывается ...
У них больше разводов. Практически, расходов семей таких больше,
но это не то, что я считаю большим преступлением, что нет плохой
семьи. Чем потомство безнравственно, что нет плохой семьи, потому,
что плохая семья формирует таких же детей, потому, что они не зна-
ют, что такое хорошая семья. Мне кажется пусть лучше дети видят хо-
рошие отношения между родителями. Необычные, но шорошие, честные,
- 172 -
порядочные. Чем онит увидят непорядочные отношения, двойную мораль
вот эту нашу : мы говорим одно, думаем другое. Учим одному, а в
жизни-то другое совсем происходит.
До тех пока идилия - они живут вместе. Идилия кончилась - они не
живут. Появились сложности - мы не семья. Начались скандалы - мы
больше не живем. И вот сегодня в фильме вы это увидите. Чисто чело-
веческие. Не экономические, не юридические, только человеческие.
Меня держит только привязанность, хорошие отношения.
Мы же заведомо неправильно, стратегически неправильно строим от-
ношения в семье.
... Это как теща, которая далеко живет. Самая хорошая теща, кото-
рая живет далеко. Потому, что с ней хорошие отношения. Я приехал к
ней ртаз в год. Мы поулыбались, мы в хороших отношениях, мы им чем-
то помогли и опячть разъехались.
Живем вместе - это невозможно.
... Американцы очень эмоциональные. С тобой познакомится человек,
американац, американка, они прощаются - они плачут ...
... Нет, там каждый за себя - это естественно. Вы сегодня в филь-
ме это увидете. Как героиня будет разговаривать со своей матерью,
как она будет о ней рассказывать - все это будет в фильме.
Вы знаете, вот самое страшное, мне кажется - это двойная мораль.
Когда на уровне знаков мы говорим одно, а на аналоговом уровне ду-
маем и деллаем по другому. Поэтому воспитание - это двойное обуче-
ние. Обучаются-то по аналогам, хотя говорим мы совсем другое.
То есть мы идеологические конструкции построили на уровне знаков,
но здесь болльшое несоответствие тому, что на уровне аналогов. А
обучает, воспитывает - только аналог. Воспитывает не воспитание в
школе, а воспитывает жизнь.
Так, ну еще и последнее. Сейчас мы пройдем игру " ЖУЖЖАЛКА " и вы
начнете тренировать команды по " Жужжалке ".
Это удивительно интересная игра ! Вот уже навирное 2 или 3 года я
ее использую. В тренинге с руководителями особенно эффективно это
получается.
Управление по результату ... Экономическое ... Понимание, ... вот
такое внутреннее понимание экономики, по - стратегии "УПРАВЛЕНИЯ ПО
РЕЗУЛЬТАТУ ", - управленец понимает только тогда, когда один раз в