<< Пред.           стр. 10 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 В 1843 г. Маркс женится на Женни фон Вестфален, которая была вынуждена разделить
 с ним все экономические и эмиграционные тяготы. Из-за его политического
 радикализма под давлением властей семья покидает Пруссию, затем Францию и
 Бельгию, найдя, наконец, в 1849 г. прибежище в Англии. Здесь Маркс жил и работал до
 самой смерти, наступившей 14 марта 1883 г.
 К Марксу, его научной и политической деятельности, как в мире, так и у нас,
 относятся по-разному. Западные исследователи большое внимание уделяют проблемам
 отчуждения, затронутым в таких работах как "Экономико-философские рукописи 1944
 года", "К Критике гегелевской философии права", "Немецкая идеология" -
 последнюю, как и многие другие, Маркс написал в соавторстве со своим идейным
 единомышленником Ф. Энгельсом. Советские обществоведы прежде всего
 рассматривали Маркса и Энгельса как создателей "науки о всеобщих законах развития
 природы, общества и мышления", имеющей универсальное значение, пригодной для
 всех времен и народов, а между тем канонизировали отдельные положения их работ,
 особенно относящиеся к анализу революционных процессов в Европе в конце 40-х г.
 XIX века. Практически не учитывалось то весьма важное обстоятельство, что с
 переходом европейских стран от революционного к эволюционному периоду развития
 воззрения Маркса и Энгельса становились другими. После поражения европейской
 революции 1848 года, Маркс отставляет политическую деятельность и в течение
 пятнадцати лет (до создания "Интернационала" в 1964 году) всецело занимается
 наукой. С позиций своего диалектико-материалистического метода он анализирует
 новые реалии развития капиталистического общества. Однако для читателя,
 воспитанного на трудах советского обществоведения, Маркс так и остался прежде
 всего автором "Манифеста коммунистической партии" (1848). Такие его
 произведения, как "Гражданская война во Франции" (1871), второй и особенно третий
 том "Капитала" (1885 и 1894), произведения последних лет жизни, в которых сам
 Маркс дезавуирует многие положения своих ранних работ, отмечая в них и "наивные
 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т.33. - С. 189
 63
 иллюзии", и "почти детский энтузиазм"2, оказались не востребованными в полном
 объеме их новаций.
 Среди других его произведений отметим: "Восемнадцатое брюмера Луи
 Бонапарта", "Гражданская война во Франции", "Критика Готской программы" и др.
 Фридрих Энгельс (Engels) родился 28 ноября 1820 года в семье
 промышленника и был одним из всесторонне образованных людей своего времени.
 Маркс и Энгельс одними из первых стали применять эмпирические
 социологические исследования в своих теоретических трудах. Примеры использования
 конкретно-эмпирических данных можно найти в работах "Положение рабочего класса
 в Англии", "К жилищному вопросу" и др. Непреходящая значимость этих работ -
 обоснование принципов сбора социологической информации при изучении постоянно
 эволюционирующей реальности.
 Другие работы Энгельса: "Происхождение семьи, частной собственности и
 государства", "Диалектика природы", "Крестьянская война в Германии" и др.
 Вместе Маркс и Энгельс занимались и политической деятельностью: в 1847 г.
 создают "Союз коммунистов", а в 1864 - "Интернационал".
 Умер Ф. Энгельс 5 августа 1895 года.
 1. Концепция отчуждения
 Проблема дегуманизации человека
 В западной культуре особое внимание уделяется свободам индивида. Отнюдь не
 случайно первые работы К. Маркса - "К еврейскому вопросу", "К Критике гегелевской
 философии права", "Экономико-философские рукописи 1944 года" - посвящены
 проблемам эмансипации, конкретных прав индивида, которые рассматриваются через
 призму популярной в то время концепции отчуждения (её, в частности, использовали
 Гегель и Фейербах).
 Молодой Маркс, приступая к исследованию противоречий и социального
 угнетения в Германии, связывал механизм дегуманизации человека с процессом
 отчуждения - формирования "чуждой воли" (alien will) у социальных субъектов в
 условиях экономических и социальных структур, характерных для классово-
 антагонистического общества. Не психологические, а именно социальные факты
 являются причиной отчуждения.
 По мнению Марксу, изложенного им в работе "Экономико-философские
 рукописи 1944 года", отчуждение конкретно проявляется, прежде всего, в разрыве
 единства рабочего и предметов его производства. Рабочие отчуждены от продукта
 своего труда. Результаты труда принадлежат не им, а собственникам: "Конечно, труд
 производит чудесные вещи для богачей, но он же производит обнищание рабочего. Он
 создает дворцы, но также и трущобы для рабочих. Он творит красоту, но также уродует
 рабочего. Он заменяет ручной труд машиной, но при этом отбрасывает часть рабочих
 назад к варварскому труду, а другую часть превращает в машину. Он производит ум, но
 также и слабоумие, кретинизм как удел рабочих"3. Такое положение дел обусловлено
 принудительным характером труда. Вынужденная работа приводит к тому, что
 производственная деятельность не является для трудящихся самоценностью,
 доставляющей внутреннее удовлетворение. Они работают исключительно за деньги,
 необходимые для существования.
 Принудительный труд выступает как некая внешняя сила, обрекающая рабочего
 на принесение себя в жертву, самоистязание: "он в своем труде не утверждает себя, а
 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т.30. - С. 286
 3 Маркс К. "Экономико-философские рукописи 1944 года". - В кн.: Маркс К. Социология.
 Сборник. М.: "КАНОН-пресс-Ц", "Кучково поле", 2000. - С. 229
 64
 отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развертывает свободно свою
 физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает
 свой дух"4. Из-за отчуждения люди теряют свой собственно человеческий потенциал.
 Они превращаются в живые винтики гигантской производственной машины,
 приобретают одностороннее развитие, что в принципе не может приносит
 удовлетворение им самим. По существу, за деньги люди продают свои потенциальные
 возможности стать более образованными, более всесторонне развитыми.
 Процесс отчуждения затрагивает сами отношения между рабочими.
 Утрачивается кооперативный характер работы, люди становятся изолированными друг
 от друга, разрушаются дружеские связи - все подчинено сохранению своего рабочего
 места в противоборстве со своими коллегами и зарабатыванию материальных средств.
 Непредвиденными последствиями отчуждения является формирование ущербной
 ментальности. Многие люди начинают чувствовать себя комфортно от исполнения
 примитивных функций винтиков машины и не выражают стремления к
 самосовершенствованию.
 Суммируя следствия отчуждения, Маркс выделяет четыре позиции.
 "Отчужденный труд человека", отчуждает от него 1) природу; 2) его самого, его
 жизнедеятельность; 3) "родовая сущность человека - как природа, так и его духовное
 родовое достояние - превращается в чуждую ему сущность, в средство для
 поддержания его индивидуального существования"; 4) происходит "отчуждение
 человека от человека. Когда человек противостоит самому себе, то ему противостоит
 другой человек"5.
 Главным условием, при которым становится возможным отчужденный,
 самоотчужденный труд, является частная собственность. "Итак, - заключает Маркс, -
 посредством отчужденного, самоотчужденного труда рабочий порождает отношение
 к этому труду некоего человекаЮ чуждого труду и стоящего вне труда. Отношение
 рабочего к труду порождает отношение к тому же труду капиталиста, или как бы там
 иначе ни называли хозяина труда. Стало быть, частная собственность есть продукт,
 результат, необходимое следствие отчужденного труда, внешнего отношения
 рабочего к природе и к самому себе"6.
 Преодоление отчуждения молодой Маркс связывает с упразднением частной
 собственности и институтов, поддерживающих частнособственнические отношения.
 "Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и т.д. суть лишь особые
 виды производства и подчиняются его всеобщему закону, - пишет он. - Поэтому
 положительное упразднение частной собственности, как присвоение человеческой
 жизни, есть положительное упразднение всякого отчуждения, т.е. возвращение
 человека из религии, семьи, государства и т.д. к своему человеческому, т.е.
 общественному бытию"7.
 Разделение труда
 В "Немецкой идеологии", более поздней работе, написанной Марксом совместно
 с Энгельсом в 1847 году, проблема отчуждения уже видится иначе. Во-первых, она
 напрямую связывается с ликвидацией разделения труда вообще (понятие
 "отчужденный труд" в ней не употребляется).
 На основе анализа капиталистического общества Маркс и Энгельс пришли к
 выводу, что складывающееся при этом разделение труда не способствует тому, чтобы
 индивиды смогли развивать и реализовывать свои человеческие потенции.
 4 Там же. - С. 230
 5 См.: Там же. - С. 232, 234
 6 Там же. - С. 237
 7 Там же. - С. 259
 65
 Существующее разделение труда искусственно отделяет трудящихся от сообщества, в
 котором они живут. Ради самосохранения себя и семьи люди осознанно или
 неосознанно зачастую игнорируют интересы сообщества. "Вместе с разделением труда
 дано и противоречие между интересом отдельного индивида или отдельной семьи и
 общим интересом всех индивидов, находящихся в общении друг с другом"8.
 Более того, частная собственность, разделяя индивидов друг от друга,
 утверждает "чуждую для них связь", "расщепляет" капитал и труд, а также различные
 формы самой собственности: "Самый труд может существовать лишь при условии
 этого расщепления"9. В итоге межличностные отношения основываются на
 нетерпимости, противоречиях и конфликтах, господстве и эксплуатации. Иными
 словами, возникает форма человеческого существования, при которой утверждается не
 общение, а разобщение: человеческие общности превращаются в "мнимые" и
 "ложные" коллективности.
 Выход из создавшегося положения Маркс и Энгельс видят в решении проблемы
 присвоения производительных сил отдельными людьми. Соответственно, снятие
 отчуждения состоит в следующем: "масса орудий производства должна быть
 подчинена каждому индивиду, а собственность - всем индивидам. Современное
 универсальное общение не может быть подчинено индивидам никаким иным путем,
 как только тем, что оно будет подчинено всем им вместе"10.
 Во-вторых, преодоление отчуждение предполагает всестороннее развитие
 человеческих способностей. По Марксу, существующая организация труда разделяет
 функционально, а затем и социально умственный и физический труд. Доступ к
 умственному труду ограничен для людей, находящихся на нижнем уровне социальной
 лестнице.
 Далее, имеет место разделение материального и духовного труда, это -
 отделение города от деревни. Происходит также обособление торговли от
 промышленности и разделение труда между различными городами.
 Кроме того, каждый рабочий вносит лишь весьма незначительный вклад в
 конечный продукт. Узкая специализация дегуманизирует жизнедеятельность человека.
 "Как только начинается разделение труда, у каждого появляется какой-нибудь
 определенный, исключительный круг деятельности, который ему навязывается и из
 которого он не может выйти: он - охотник, рыбак или пастух, или же критический
 критик и должен оставаться таковым, если не хочет лишиться средств к жизни"11.
 Маркс не предполагал, что возможно такое разделение труда, когда человек выполнял
 бы все функции в обществе, будучи и рабочим, и юристом, и врачом и т.д. Но он
 считал, что в принципе возможна организация труда, которая позволила бы каждому
 индивиду сполна развить свои собственно человеческие потенции.
 Таким образом, под отчуждением Маркс и Энгельс понимают такие
 общественные отношения и такой способ восприятия мира, при которых человек
 становится как бы отстраненным от самого себя. Его воля не является движителем
 собственных действий: хотя индивид питает иллюзию, будто делает то, что он хочет, в
 действительности им движут силы, отделенные от его сознательного "Я".
 Отчужденный человек, находящийся во власти иррациональных сил, создает
 себе идолов в виде денег, вещей, кумиров и т.д. Он не реализует свой собственно
 гуманистический потенциал, ибо созданные им идолы возвышаются и главенствуют
 над ним. Осознанно или нет, он отчуждает свои свободы в пользу идолов, которым
 поклоняется.
 8 Там же. - С. 350
 9 Там же. - С. 400
 10 Там же. - С. 402
 11 Там же. - С. 351
 66
 Изменить подобную ситуацию можно через замену антагонистически-
 противоренчивого процесса разделения труда, создание общественных ассоциаций с
 принципиально иными функциями, которые были бы направлены на развитие всех, на
 создание в человеке собственно человеческого потенциала, на формирование
 "всесторонне развивающихся индивидов". Причем, утверждается активный,
 деятельностный подход к преобразованию мира: "все дело заключается в том, чтобы
 революционизировать существующий мир, чтобы практически выступить против
 существующего положения вещей и изменить его"12.
 Современные социологии, занимающиеся отчуждением, акцент делают на
 исследовании детерминирующего влияния новых внешних сил, которые могут
 создавать для индивида реальные проблемы в виде разрушения системы культурных
 ценностей, исключения его из социальных связей, ограничения свободы
 жизнедеятельности и творческого самовыражения. Так, технические новации,
 превращаясь в самостоятельную центральную силу, негативно сказываются на природе
 человека. Рутинизация социального бытия препятствует развитию творческой
 индивидуальности. Потребительство притупляет критическое восприятие
 окружающего. Тотальная рационализация образа жизни деформирует межличностные
 отношения и т.д.
 2. Создание диалектико-материалистической социологии, её предмет и
 методы
 К. Маркс применил положения гегелевской диалектики к анализу
 материального мира - природы, обществ и их структур, социальных групп и человека.
 Прежде всего остановимся на проблемах природы.
 Природа
 К. Маркс и Ф. Энгельс исследуют природу во взаимозависимости с обществом и
 человеком. До них этой проблематикой занимались многие мыслители. Но они
 рассматривали природу как самостоятельную от человеческого бытия субстанцию,
 как средство жизни человека, фактор развития общества, видели во власти человека
 над природой благо, источник прогресса и развития человеческой цивилизации.
 Маркс и Энгельс были первыми, которые диалектически подошли к проблеме
 взаимоотношений природы, общества, человека. Так, они понимали человека как
 природно-общественное существо, для которого природа "является жизнью, а не
 средством к жизни". Общество и люди через конкретный способ производства связаны
 многочисленными нитями с природой, которая обратно влияет на социальные
 отношения. "На каждом шагу, - замечал Энгельс, - факты напоминают нам о том, что
 мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим
 народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы, что мы,
 наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри её"13.
 Если производство в своей основе носит варварский характер по отношению к природе,
 то это может привести к разрушению самого общества. Вот лишь один из примеров,
 приводимый Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в
 человека": "Людям, которые в Месопотамии, Греции, Малой Азии и в других местах
 выкорчевывали леса, чтобы получить таким путем пахотную землю, и не снилось, что
 они этим положили начало нынешнему запустению этих стран, лишив их, вместе с
 лесами, центров скопления и сохранения влаги"14.
 12 Там же. - С. 341
 13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т.20. - С. 496
 14 Там же
 67
 Из этих высказываний следует, что в предмет диалектико-материалистической
 социологии входит изучение природы в контексте общественных отношений,
 определяющих характер их влияния на природную среду и её обратное влияние на
 общество и человека. И более конкретно - для каких обществ, с каким способом
 производства характерно отношение к природе, основанное на её порабощении и
 эксплуатации, что, в конечном счете, дегуманизирует природно-социальное окружение
 человека. Заметим, что современная социальная экология, как отраслевая социология, в
 значительной степени использует теоретические положения диалектико-
 материалистической социологии. Суждения Маркса о человеке как природно-
 общественном существе также широко используются в гуманистической и
 инвайронментальной социологии и т.д.
 Структуры и социальные агенты
 Но, конечно, особое внимание Маркс и Энгельс уделяли исследованию
 общества, воздействию его структур на людей, а людей на общество. Идею
 диалектического материализма в социологии при истолковании характера
 взаимодействия общественных структур и социальных агентов (классов, социальных
 групп, отдельных личностей) Маркс концентрированно изложил в работе "К критике
 политической экономии (предисловие)", опубликованной в 1859 г. "Общий результат, к
 которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших
 исследования, - писал он, - может быть кратко сформулирован следующим образом. В
 общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные,
 необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения,
 которые соответствуют определенной ступени развития их материальных
 производительных сил"15. Этими словами Маркс подчеркивает материалистическую
 составляющую своего метода - характер общественных отношений следует изучать по
 объективным реалиям - состоянию производительных сил, научного и технического
 знания, а не по интерпретации способа мышления, не потому, что люди думают сами о
 себе, исходя из разного рода политических, идеологических или религиозных
 представлений.
 Вместе с тем, будучи диалектическим мыслителем, Маркс особый акцент делает
 на взаимосвязях между структурами - экономическими, политическими,
 юридическими, показывая характер влияния различных подсистем на общество в
 целом и на общественное сознание, в особенности, соответственно, на поведение
 социальных агентов. Далее он продолжает: "Совокупность этих производственных
 отношений составляет экономическую структуру общества, реальных базис, на
 котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому
 соответствуют определенные формы общественного сознания и поведения. Способ
 производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и
 духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а,
 наоборот, их общественное бытие определяет их сознание"16.
 Пожалуй, никакое другое положение, как это, и в прошлом, и ныне
 подвергается самой интенсивной критике - Маркс-де исходит из экономического
 детерминизма, т.е. выводит тенденции возникновения определенных социальных
 структур, политического и духовного развития всецело из тенденции развития
 экономического, хотя в жизни сплошь и рядом можно наблюдать обратные связи:
 указанные явления сами воздействуют на экономику.
 Представляется, определенная абсолютизация экономического фактора у
 Маркса имела место. Но это не означает, что он примитивно сводил действие всех
 15 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т. 13. - С. 6
 16 Там же
 68
 факторов общественной жизни к одному - экономическому. Более того, из сути метода
 Маркса следует, что они диалектически взаимодействуют, т.е. взаимно влияют друг на
 друга.
 Маркс, как известно, всячески открещивался от пресловутого экономического
 детерминизма, заявляя, что нельзя так односторонне интерпретировать суть его метода.
 А Энгельс, возражая против трактовок диалектического материализма как
 экономического детерминизма, давал следующие пояснения: "Дело обстоит совсем не
 так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является
 активным, а все остальное - лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на
 основе экономической необходимости, в конечном счете, всегда прокладывающей себе
 путь"17.
 Переходя от общей идеи интерпретации материализма в социологии к
 конкретному анализу капитализма, Маркс отмечает: "Буржуазные производственные
 отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса
 производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в
 смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов;
 но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают
 вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому

<< Пред.           стр. 10 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу