<< Пред.           стр. 10 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу

 Подоходный налог Налоговые расходы
 Налог по социальному страхованию Акцизы
 (налог на заработную плату)
 Неизменные цены Таможенные пошлины
 Дефицит
 ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
 Чтобы увидеть, что происходит, экономисты часто "уточняют" данные, чтобы отразить
 изменения в экономике. Например, в тексте мы рассмотрели поправки на изменение цен для
 учета инфляции. Другая поправка часто делается, чтобы принять во внимание рост населе-
 ния. Какие поправки могли бы мы сделать при рассмотрении расходов на образование?
 Расходов по социальному обеспечению?
 В каждой из следующих областей приведите один или несколько примеров (где возможно), в
 которых государство оказывается производителем, регулятором, покупателем конечных това-
 ров и услуг, распределенных непосредственно индивидуумам или использованных самим
 государством:
 а) образование;
 б) коммунальные услуги;
 в) транспорт;
 г) кредитные рынки;
 д) страховые рынки;
 е) продовольствие;
 ж) жилье.
 3. В каждой из следующих областей приведите пример налоговых расходов и традиционных
 расходов. Объясните, как тот же самый результат мог бы быть получен путем превращения
 налоговых расходов в обычные расходы:
 а) медицина;
 б) жилье;
 в) образование.
 4. Предположим, вы были бы президентом и ваши запланированные расходы превысили бы
 ваши доходы. Опишите какие-нибудь уловки, которые вы могли бы использовать, чтобы
 уменьшить явный бюджетный дефицит при сохранении текущего уровня услуг и трансфертов
 (субсидий).
 Предположим, с другой стороны, что вы пришли к власти с обещанием удержать рост
 суммарных государственных расходов на уровне 3%. Будучи избранным, вы видите, однако,
 что вам хотелось бы увеличить расходы на 5%. Как вы могли бы сделать это, казалось бы, не
 нарушая ваши предвыборные обещания?
 66 Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
 Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
 МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
 В экономике Соединенных Штатов, как и большинства других
 западных стран, основной акцент в производстве и распределении товаров делается
 на частный, а не на государственный сектор. Те, кто верит в систему частного
 предпринимательства, полагают, что эта форма экономической организации имеет
 определенные привлекательные свойства, в частности, что благодаря ей происходит
 эффективное распределение ресурсов. Это убеждение действительно является одним
 из давних догматов экономической науки. Если это так, тогда зачем нужно
 государство? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим успехи и неудачи частных
 рынков.
 ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ: НЕВИДИМАЯ РУКА
 В 1776 г. Адам Смит в работе "Богатство народов", положившей начало современ-
 ной экономической теории, утверждал, что благодаря конкуренции индивидуум,
 стремясь к достижению своих личных интересов (прибыли), будет действовать в
 общественных интересах, как бы направляемый невидимой рукой:
 «...он преследует только свою собственную выгоду, и в этом случае, как и во многих
 других, невидимая рука направляет его к цели, которая даже частично не входила
 в его намерения. И для общества это не всегда плохо. Преследуя свои собственные
 интересы, он часто способствует осуществлению цели общества даже более дейст-
 венно, чем когда он действительно к этому стремится»1.
 Для того чтобы понять значение проницательности Смита, следует обратиться к
 общепринятым взглядам на роль государства до него. Бытовало широко распрост-
 раненное убеждение, что для лучшего удовлетворения интересов общества (как бы
 они ни были определенны) необходима активная роль государства. Эта точка
 зрения, в частности, в XVII—XVIII вв. приписывалась школе меркантилистов,
 ведущим представителем которой был Жан Батист Кольбер, министр финансов
 при короле Франции Людовике XIV. Меркантилисты выступали за твердые
 государственные действия в целях развития торговли и промышленности. Действи-
 тельно, многие европейские государства сыграли активную роль в ускорении
 процесса колонизации, и меркантилисты находили их действиям теоретическое
 объяснение.
 Некоторые страны (или некоторые жители этих стран) извлекли большую
 пользу из активных действий государства, но другие страны, где государство было
 гораздо более пассивно, также процветали. Некоторые страны, где государство было
 и сильным и активным, фактически не достигали процветания, так как ресурсы
 страны фактически поглощались войной или различными неудачными государствен-
 ными предприятиями.
 Перед лицом этих, казалось бы, противоречивых фактов А. Смит задался
 вопросом: может ли общество сделать так, чтобы те, кто облекается полномочиями
 руководить им, на деле проводили политику в общественных интересах? Опыт
 показал, что, хотя временами государства проводили политику, казавшуюся совме-
 Smith A. The Wealth of Nation. New York: Modern Library, 1937. Впервые опубликовано в 1776 г.
 ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ: НЕВИДИМАЯ РУКА 67
 стимой с общественным благом, в другое время их же политику даже с большой
 натяжкой нельзя было бы представить таковой. Скорее даже те, кто по положению
 должен руководить, часто, казалось, удовлетворяли свои частные интересы за счет
 общественных. Более того, даже благонамеренные лидеры часто сбивали свои
 страны с пути. Смит утверждал, что нет необходимости полагаться на государство
 или на какой-то моральный мотив делать добро. Общественный интерес, по его
 мнению, обеспечивается, когда каждый просто делает то, что отвечает его собствен-
 ным интересам. Собственный интерес — гораздо более свойственная человеческой
 природе характеристика, чем забота о добре, и поэтому она обеспечивает более
 надежный фундамент для организации общества. Кроме того, люди с большей
 вероятностью будут достаточно точно знать, что находится в сфере их интересов,
 чем смогут определить, каков общественный интерес.
 Мысль, стоящая за принципом Смита, проста: если существуют какой-то товар
 или услуга, которые высоко ценятся людьми, но которые сейчас не производятся,
 люди захотят заплатить за этот товар или услугу. Предприниматели в погоне за
 прибылью всегда обращаются к таким врзможностям. Если ценность определенного
 товара для потребителя превышает затраты на производство, то существует потен-
 циальная прибыль для предпринимателя, и он станет производить этот товар.
 Подобным образом, если существует более дешевый способ производства какого-то
 товара, чем тот, который используется сегодня, предприниматель, обнаруживающий
 этот более дешевый метод, сможет обойти конкурирующие фирмы и получить
 прибыль. Для фирмы погоня за прибылью — фактически поиск более эффективных
 способов производства и новых товаров, которые лучшим образом удовлетворяют
 потребностям потребителей.
 Отметим, что ни один государственный комитет в этой связи не нуждается в
 принятии решения, следует или не следует производить какой-то товар. Он будет
 произведен, если он проходит проверку рынком, т.е. если то, что хотят заплатить за
 него люди, превышает издержки производства. Так же ни один государственный
 комитет по надзору не должен выяснять, эффективно ли производство конкретной
 фирмы: конкуренция просто вытеснит неэффективного производителя.
 Существует широко распространенное (но не универсальное) согласие среди
 экономистов о том, что силы конкуренции действительно ведут к высокой степени
 эффективности и что конкуренция на самом деле служит важным побуждающим
 мотивом для нововведений. Однако за последние два столетия экономисты пришли к
 признанию того, что рынок не всегда работает так совершенно, как предполагает
 большинство горячих приверженцев свободного рынка, чему существует немало
 примеров. Экономика прошла через периоды массовой безработицы и неиспользуе-
 мых ресурсов. Великая депрессия 1930-х гг. оставила многих из тех, кто стремился
 трудиться, безработными; загрязнение окружающей среды отравило многие наши
 крупные города, а многие другие пришли в запустение.
 ДВЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ТЕОРЕМЫ ЭКОНОМИКИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ
 В каком смысле и при каких условиях конкурентные рынки действительно ведут
 к экономической эффективности? В течение нескольких последних десятилетий
 этот вопрос находился в центре внимания большинства теоретических исследова-
 ний в области экономической науки. Основные результаты суммированы в
 положениях, которые известны как две основополагающие теоремы экономики
 благосостояния.
 68
 Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
 Первая основополагающая теорема. Первая теорема утверждает, что при
 определенных условиях конкурентные рынки ведут к очень специфическому
 распределению ресурсов: не происходит такого перераспределения ресурсов (без
 каких-либо возможных изменений в производстве и потреблении), при котором
 кто-то мог бы улучшить свое положение без одновременного ухудшения положения
 кого-то другого. Существует, без сомнения, много других способов распределения
 ресурсов, благодаря которым можно улучшить положение одного или многих
 индивидуумов. Но в каждом из этих случаев кто-то пострадает. Распределение
 ресурсов, характеризующееся тем, что никто не может улучшить свое положение
 без того, чтобы чье-то положение не ухудшилось, называется эффективностью
 по Парето (или оптимумом по Парето) в честь великого итальянского экономиста-
 социолога Вильфредо Парето (1848—1923). Когда экономисты говорят об эффектив-
 ности, они обычно подразумевают эффективность по Парето.
 Существует графический способ представления эффективности по Парето для
 определенной экономики. Рассмотрим простую экономику только с двумя индивиду-
 умами, которых назовем Робинзон Крузо и Пятница. Допустим, что мы определяем,
 насколько хорошо обеспечен один индивидуум, и давайте назовем это его уровнем
 полезности. Затем спросим: при заданном уровне полезности насколько мы можем
 обеспечить тот же ее уровень для другого индивидуума? Насколько высокого уровня
 полезности он может достичь? Кривая, определяющая максимальный уровень полез-
 ности, которого один индивидуум может достичь при данном уровне полезности дру-
 гого, называется кривой потребительских возможностей (рис. 3.1).
 
 Рис. 3.1. КРИВАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Первая основная теорема экономи-
 ки благосостояния утверждает, что конкурентная экономика достигает на кривой потребительских
 возможностей точки Е. Вторая такая теорема говорит, что каждая точка на данной кривой (такая,
 как точка Ј') может быть достигнута просто путем перераспределения ресурсов от одного инди-
 видуума к другому (с последующим включением механизма работы рынка).
 ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ: НЕВИДИМАЯ РУКА 69
 Первая основополагающая теорема экономики благосостояния утверждает, что
 при определенных условиях конкурентная экономика достигнет некой точки на
 кривой потребительских возможностей. Экономика будет располагаться вдоль сплошной
 кривой на рис. 3.1, но не ниже ее.
 Вторая основополагающая теорема. Вторая теорема утверждает, что любая
 точка на кривой потребительских возможностей может быть достигнута конкурентной
 экономикой при условии изначально правильного распределения ресурсов. Напри-
 мер, допустим, что первоначально мы находились в точке Е на рис. 3.1. Забрав часть
 ресурсов у Крузо (второй индивидуум) и отдав их Пятнице (первый индивидуум),
 мы можем сдвигать конкурентную рыночную экономику из точки Е в точку Е'.
 Утверждение, что экономика эффективна по Парето, ничего не говорит о том,
 насколько "хорошо" распределен доход. При конкурентном равновесии Робинзон
 Крузо может быть очень хорошо обеспеченным, в то время как Пятница живет в
 ужасающей нужде (как в точке Е). Утверждение, что экономика оптимальна по
 Парето, свидетельствует только о том, что ничье положение не может улучшиться
 без ухудшения положения кого-то другого и что экономика располагается на своей
 кривой потребительских возможностей. Но вторая теорема благосостояния утверждает, что,
 если мы не удовлетворены распределением дохода, возникшего благодаря конкурен-
 ции на рынке, мы не должны отказаться от использования механизма рыночной
 конкуренции. Все, что нам нужно сделать, это перераспределить исходное богатство,
 а все остальное сделает рыночная конкуренция. Относительно Е и Е' или любого
 другого конечного распределения полезности, которое хотелось бы получить,
 существует некое первоначальное распределение ресурсов.
 Вторая основополагающая теорема экономики благосостояния имеет примеча-
 тельное допущение, что каждое распределение, эффективное по Парето, может
 достигаться благодаря децентрализованному рыночному механизму. В децентрали-
 зованной системе решения о производстве и потреблении (что производить, как
 производить и для кого производить) принимаются бесчисленным множеством фирм
 и индивидуумов, которые составляют экономику. Напротив, при централизованном
 механизме распределения все эти решения концентрируются в руках одного
 агента — центрального планового органа либо в руках одного лица, которое
 называется главным планирующим лицом. Конечно, ни одна экономика не была
 полностью централизованной, хотя в бывшем Советском Союзе и некоторых других
 странах Восточного блока принятие экономических решений было гораздо более
 централизованным, чем в экономике Соединенных Штатов и других западных
 стран. Основная отправная точка реформ, проводившихся в бывшем Советском
 Союзе в последние годы, — увеличение степени децентрализации.
 Вторая основополагающая теорема экономики благосостояния утверждает, что
 для достижения эффективного распределения ресурсов при желаемом распределении
 дохода нет необходимости иметь центральное планирующее лицо, которое обладало
 бы мудростью, приписываемой ему теоретиком экономической науки или социали-
 стом-утопистом. Конкурирующие фирмы, стремящиеся к максимизации своей
 прибыли, могут действовать не хуже, чем самое лучшее из всех возможных
 центральных планирующих лиц. Таким образом, эта теорема дает основное
 обоснование надежности рыночного механизма. Другими словами, если условия,
 принятые во второй теореме благосостояния, были бы действительны, то учение о
 государственных финансах могло бы ограничиться анализом целесообразного госу-
 дарственного перераспределения ресурсов.
 70 Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
 Причина, по которой рыночная конкуренция при идеальных условиях ведет к
 распределению ресурсов, оптимальному по Парето, — один из основных объектов
 изучения в традиционных курсах микроэкономики. Так как нам необходимо
 понимание того, почему при некоторых условиях рыночная конкуренция не ведет к
 эффективности, нам сначала необходимо понять, почему конкуренция при идеаль-
 ных условиях ведет к ней.
 ЭФФЕКТИВНОСТЬ DO ПАРЕТО В КОНКУРЕНТНОЙ ЭКОНОМИКЕ
 Конкуренция ведет к эффективности, потому что, решая, какое количество
 определенного товара купить, люди приравнивают предельную (дополнительную)
 полезность, которую они получают при потреблении добавочной единицы продук-
 ции, к предельным (дополнительным) издержкам покупки добавочной единицы
 товара, которые являются ценой, по которой они платят, а фирмы, решая, сколько
 товара продавать, приравнивают цену, которую они получают, к предельным
 (дополнительным) издержкам производства каждой дополнительной единицы товара.
 Таким образом, предельная полезность от потребления дополнительной единицы
 уравнивается с предельными издержками.
 На рис. 3.2 изображена предельная полезность, которую получает индивидуум
 при потреблении какого-то товара, скажем стаканчиков мороженого. По мере того
 как индивидуум съедает больше и больше стаканчиков мороженого, предельная
 (дополнительная) полезность, которую он получает при потреблении дополнитель-
 ной порции мороженого, уменьшается. Кривая предельной полезности, таким
 образом, снижается. Его предельная полезность от первой порции (в ценовом
 выражении) 3 дол., от второй — 2,5, от третьей — 2, от четвертой — 1,5, от
 пятой —'1, от шестой — 0,5 дол.; в этой точке индивидуум пресыщается. Сколько
 порций мороженого индивидуум покупает? Он приобретает их вплоть до количества,
 при котором предельная полезность от последней порции мороженого точно
 совпадает с издержками, т.е. ценой, которую нужно заплатить.
 Если порция мороженого будет стоить 2,5 долм то он купит 2 стаканчика, если
 порция будет стоить 1 дол., то он купит 5 стаканчиков. Кривая, отражающая
 индивидуальную предельную полезность для каждого количества потребленного
 мороженого, также представляет такое количество товара, которое требуется инди-
 видуумом по соответствующей цене. Таким образом, мы называем эту кривую
 индивидуальной кривой спроса. Мы строим кривую рыночного спроса, просто
 суммируя кривые спроса отдельных индивидуумов. На рис. 3.2С изображена кривая
 рыночного спроса при условии, что существует 1000 одинаковых индивидуумов.
 Итак, при цене 2 дол. за порцию каждый индивидуум требует 3 порции, а
 рыночный спрос составляет 3000 порций.
 На рис. 3.2В изображены предельные (дополнительные) издержки, которые
 несет фирма в результате производства одной дополнительной единицы товара
 (делая одну дополнительную порцию мороженого). Кривая имеет положительный
 наклон. Бели фирма выпускает все больше и больше товара, издержки производства
 каждой новой единицы возрастают2. На графике предельные издержки производства
 2 Хотя это считается нормальным, в некоторых случаях предельные издержки могут не возра-
 стать. Отрасли, в которых издержки и не возрастают и не уменьшаются, называются отрасля-
 ми с постоянными издержками. Существует несколько отраслей, в которых предельные
 издержки производства могут с увеличением производства на самом деле уменьшаться.
 ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ: НЕВИДИМАЯ РУКА
 71
 
 Рис. 3.2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА СТАКАНЧИКИ МОРОЖЕНОГО. Рыночное равнове-
 сие возникает в точке, в которой предельная полезность от потребления одного дополнительного
 стаканчика мороженого точно равна предельным издержкам его производства.
 72 Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
 первого стаканчика мороженого равны 0,5 дол., производства второго — 1, третье-
 го — 2., четвертого — 3 дол.
 Сколько порций мороженого производит фирма? Она производит его до тех пор,
 пока предельные издержки последней порции мороженого не сравняются с тем, что
 получает фирма, т.е. ценой одного стаканчика мороженого. Если фирма может
 получить 1 дол. от продажи одной порции, она производит 2 порции; если она
 может получить 2 дол. за порцию, она производит 3 порции. Таким образом, кривая,
 представляющая предельные издержки фирмы для каждого количества произведен-
 ных стаканчиков мороженого, также отражает количество товара, которое фирма
 производит при соответствующей цене. Такая кривая называется кривой предложе-
 ния фирмы. Кривая рыночного предложения строится просто путем сложения
 кривых предложения для каждой фирмы.
 Кривая рыночного спроса изображена на рис. 3.2 С при условии, что существует
 фиксированное количество (здесь 1000) идентичных производящих фирм3. При
 цене 2 дол. каждая из 1000 одинаковых фирм предлагает 3 единицы, таким образом,
 рыночное предложение равняется 3000 единицам.
 Эффективность требует, чтобы предельная полезность, связанная с производст-
 вом каждой новой единицы любого товара (дополнительная полезность в результате
 производства еще одной единицы товара), равнялась его предельным издержкам, т.е.
 дополнительным издержкам, обусловленным производством каждой новой единицы
 товара. Ибо при превышении предельной полезности предельных издержек обще-
 ство получило бы прибыль от производства большего количества этого товара, а если
 предельная полезность была бы меньше предельных издержек, для общества было
 бы выгодно сократить производство такого товара.
 Рыночное равновесие возникает тогда, когда рыночный спрос равен предложе-
 нию (точка Е на рисунке 3.2 С). В этой точке предельная полезность равняется
 цене, и предельные издержки равны ей же; и та и другая равны 2 дол. Таким
 образом, предельная полезность равна предельным издержкам, что точно совпадает
 с условием, которое мы определили раньше как необходимое для экономической
 эффективности.
 Анализ кривой безразличия. Мы можем проиллюстрировать основной принцип,
 заключающийся в том, что конкурентная экономика ведет к эффективному
 распределению ресурсов, несколько иным способом, привлекая кривые безразличия.
 Это кривые, которые прослеживают комбинации товаров и предложения труда,
 безразличные для индивидуума. Рассмотрим пример с индивидуумом, который
 должен решить, сколько часов он хочет работать. Его заработная плата составляет
 5 дол. в час. Таким образом, если он работает десять часов, он получает 50 дол., а
 если он работает 40 часов, то получает 200 дол. Соотношение между количеством
 часов его работы и его доходом называется бюджетным ограничением индивидуу-

<< Пред.           стр. 10 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу