<< Пред.           стр. 11 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу

 ма. Оно представлено на рис. 3.3. Заметим, что для каждого часа приращения
 работы доход увеличивается на 5 дол. Изменение в значении переменной, измерен-
 ное по вертикальной оси (дохода), как результат увеличения на единицу перемен-
 В долгосрочном плане, конечно, может существовать возможность входа и выхода из отрасли,
 производящей мороженое. В результате по мере роста цены увеличение выпуска, вероятно,
 будет большим, чем это показано здесь, при нашем условии, что число фирм фиксировано. В
 некоторых случаях эта долгосрочная реакция предложения на изменение количества фирм в
 отрасли может быть такой сильной, что кривая рыночного предложения становится почти
 горизонтальной.
 ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ: НЕВИДИМАЯ РУКА
 73
 ной, измеренной по горизонтальной оси (проработанные часы), называется накло-
 ном кривой. Таким образом, наклон бюджетного ограничения равняется почасовой
 заработной плате индивидуума.
 
 Рис. 3.3. РЕШЕНИЕ ИНДИВИДУУМА О КОЛИЧЕСТВЕ РАБОЧИХ ЧАСОВ. Индивидуум макси-
 мизирует свою полезность в точке, в которой его кривая безразличия касается бюджетного ограниче-
 ния — в точке Е. Здесь наклон бюджетного ограничения (заработной платы) равен наклону кривой
 безразличия, предельной норме замещения досуга и дохода для данного индивидуума.
 На рисунке 3.3 также изображены предпочтения индивидуума, показанные на
 его кривых безразличия. Каждая кривая безразличия гфедставляет комбинации
 уровней дохода и проработанных часов, которые безразличны для индивидуума. Так
 как доход хорош, а работа плоха по определению, кривые безразличия имеют
 положительный наклон. Нарисованы две разные кривые безразличия.
 Верхняя кривая безразличия дает все комбинации, при которых индивидуум
 безразличен к точке Е\ в то время как нижняя кривая безразличия дает все те
 комбинации, при которых индивидуум безразличен к точке Е. Ясно, что индивиду-
 ум находится в лучшем положении при кривой безразличия, проходящей через
 точку Е\ чем при кривой безразличия, проходящей через точку Е, так как при
 любом уровне отработанных часов доход выше на верхней кривой безразличия.
 Теперь рассмотрим движение вдоль отдельно взятой кривой безразличия. По
 мере того как мы двигаемся вправо, увеличивая отработанные индивидуумом часы,
 заметно, что сумма, на которую должен возрасти его доход, чтобы компенсировать
 дополнительные часы работы, возрастает. Величина дополнительного дохода, кото-
 рая может компенсировать дополнительные часы работы, называется предельной
 74
 Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
 нормой замещения между работой и доходом. На графике наклон кривой безразли-
 чия отражает предельную норму замещения для индивидуума.
 Каждая точка кривой безразличия дает такие комбинации дохода и работы, которые
 безразличны индивидууму. Он стремится находиться на возможно более высокой
 кривой безразличия, касательной к линии бюджетного ограничения в точке Е.
 В точке касания наклон двух кривых одинаков, т.е. предельная норма замеще-
 ния (наклон кривой безразличия) равны заработной плате.
 Рассмотрим теперь типичную фирму. Чем больше труда привлекается, тем
 больше выпуск продукции. Соотношение между затратами и выпуском называется
 производственной функцией фирмы. Она изображена на рис. 3.4. В этом простом
 примере единственные затраты — труд. Наклон производственной функции называ-
 ется предельным продуктом труда, он отражает дополнительный выпуск, порожда-
 емый дополнительным часом труда. Так как фирма преобразует труд в товары,
 экономисты иногда называют наклон производственной функции предельной нор-
 мой трансформации.
 
 Рис. 3.4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ ФИРМЫ. Фирма производит в точке, в которой
 стоимость предельного продукта равна заработной плате.
 Фирма стремится к максимизации прибыли. Принимая решение о том, какое
 количество рабочих нанять, она сравнивает дополнительную выгоду, которую она
 получает (величину предельного продукта)4, с дополнительными издержками (зара-
 Величина предельного продукта труда совпадает с тем, что фирма получает от продажи
 каждой единицы продукции — ценой, умноженной на число дополнительных единиц продук-
 ции, произведенных с дополнительной единицей труда (предельным продуктом труда или
 предельной нормой трансформации).
 ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ: НЕВИДИМАЯ РУКА 75
 ботной платой). До тех пор, пока величина предельного продукта дополнительного
 часа труда превышает заработную плату, фирма продолжает нанимать рабочую
 силу. В условиях равновесия, следовательно, величина предельного продукта труда
 равняется заработной плате.
 Предположим для простоты, что то, что производится, оценивается в 1 дол.
 Затем мы видим, что фирма устанавливает предельную норму преобразования
 (предельный продукт труда), равную заработной плате. Но вспомним, что работник
 устанавливает свою предельную норму замещения равной заработной плате. Таким
 образом, при равновесии предельная норма замещения равна предельной норме
 преобразования. Но это как раз непосредственно то, что предполагает эффектив-
 ность. Чтобы понять, почему это так, допустим, что индивидуум был готов
 пожертвовать одним часом отдыха при условии, что он мог бы получить 4 порции
 мороженого. Предположим, что за один час работы можно было бы произвести 5
 стаканчиков мороженого. Ясно, что было бы желательно сделать так, чтобы
 индивидуум работал на час больше, тогда он произвел бы на одну порцию
 мороженого больше, чем потребовал бы оставить себе. Наоборот, допустим, что за
 один час работы производилось только 3 порции мороженого. Тогда индивидуум
 должен работать на 1 час меньше. При уменьшении работы на час выпуск
 сократился бы на 3 порции мороженого. Индивидуум хотел бы тем не менее
 отказаться от 4 порций мороженого за час сокращения рабочего времени. Таким
 образом, равенство предельной нормы замещения и предельной нормы преобразова-
 ния необходимо для эффективности экономики по Парето, что обеспечивается
 рыночной конкуренцией.
 КОНКУРЕНЦИЯ И НОВОВВЕДЕНИЯ
 Только что приведенный анализ объяснения того, почему рыночная конкуренция
 ведет к эффективности, не совсем совпадает с аргументами Адама Смита. Он также
 затрагивал мотивы для нововведений, для использования преимуществ новых
 выгодных возможностей. В результате конкуренции между фирмами те, кто делает
 это наиболее успешно, могут устанавливать временную монополию. Угроза конку-
 ренции по-прежнему заставит их действовать эффективно; они должны продолжать
 поиск выгодных возможностей, пока другие фирмы не ухватились за эти возможно-
 сти и не захватили их рынок. Первая основополагающая теорема экономики
 благосостояния дает объяснение того, почему была бы эффективной по Парето
 экономика, которая не использует технологических изменений, в которой все
 фирмы настолько малы, что не оказывают воздействия на цены. Но аргумент Адама
 Смита базировался на гораздо более широкой перспективе. Некоторые из сегодняш-
 них дискуссий о роли государства и достоинствах конкуренции происходят на фоне
 этой более широкой перспективы скорее, нежели исходя из более узкого взгляда,
 отраженного в основополагающих теоремах5.
 Иногда такие точки зрения вступают в конфликт: чтобы дать фирме стимулы для проведения
 НИОКР, может потребоваться предоставление ей временных монопольных прав, например,
 через патентную систему, которой закрепляется исключительное право пользования на сем-
 надцать лет. Эта альтернативная точка зрения подчеркивалась великим гарвардским эконо-
 мистом Йозефом Шумпетером (1883-1950). Такой взгляд был возрожден в исследовании
 Ричарда Нельсона и Сиднея Винтера из Иельского университета (см., например, их книгу: An
 Evolutionary Theory of Economic Change (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1982).
 76 Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
 НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА КАК ОСНОВНОЙ МОТИВ
 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
 Первая основополагающая теорема экономики благосостояния утверждает, что, как
 мы уже видели, экономика эффективна по Парето только при определенных
 условиях. Существует шесть важных обстоятельств, или условий, при которых
 рынок неэффективен по Парето. Эти условия называются несостоятельностями
 рынка и являются основными мотивами государственной деятельности.
 НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ
 Для того чтобы срабатывал принцип "невидимой руки", должна существовать
 конкуренция. В некоторых отраслях — автомобилестроении, выплавке алюминия,
 производстве фотопленок — существует относительно немного фирм или одна или
 две фирмы, доля которых на рынке велика (когда на рынке существует только один
 поставщик, мы говорим, что у него есть монополия). Это предполагает отсутствие
 сильной конкуренции. Тем не менее присутствие только нескольких фирм само по
 себе не обязательно предполагает, что фирмы не действуют в духе конкуренции.
 Если существует большое число потенциальных конкурентов (будь то национальные
 или иностранные фирмы), уже функционирующие фирмы могут не иметь возможно-
 сти действовать как монополисты. Как только они попытаются воспользоваться
 плодами своего положения, потенциальные конкуренты могут вступить на рынок и
 сбить цены.
 Вторая трудность ответа на вопрос, конкурентен ли рынок, вытекает из самой
 проблемы определения рынка. Дюпон, возможно, имел монополию в производстве
 целлофана или, в более широком смысле, прозрачных упаковочных материалов. Но
 существуют другие упаковочные материалы (темная бумага). Эти материалы могут
 быть очень похожими заменителями, что заставит Дюпона действовать конкурентно.
 Когда высоки транспортные расходы, соответствующий рынок может ограничи-
 ваться географически. Хотя в Соединенных Штатах существует много компаний по
 производству цемента, потребители цемента из Дебука, штат Айова, не обращаются
 в Огайо в поисках более низкой цены на цемент. Если в какой-то конкретной
 местности существует только одна фирма по производству цемента, тогда в этой
 местности может не существовать (или почти не существовать) конкуренция.
 Некоторые монополии создаются государством. Британское правительство предо-
 ставило Ост-Индской компании исключительное право торговли с Индией.
 Подобным образом патентная система дает изобретателям монополию на их
 изобретение на ограниченный период времени.
 В других случаях существуют препятствия для вхождения в отрасль, возникаю-
 щие в связи с явлением, которое экономисты называют растущей экономией на
 масштабе. Это те случаи, когда издержки производства (на единицу продукции)
 уменьшаются с ростом объема производства. Дешевле использовать один
 большой электрогенератор в области, чем устанавливать по одному в каждом из ее
 округов. Итак, может быть более эффективным иметь только один генератор,
 обслуживающий конкретный местный рынок. Подобным образом может быть более
 эффективным иметь только одну телефонную компанию или компанию по водоснаб-
 жению на таком рынке (вообразите дублирование линий электропередачи, телефон-
 ной связи, водопровода, если бы каждый следующий дом обслуживался новой
 компанией электро- или водоснабжения). В отраслях с растущей экономией на
 НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА КАК ОСНОВНОЙ МОТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА 77
 масштабе издержки новых компаний при ограниченном производстве будут гораздо
 йыше, чем у компаний уже устоявшихся, с большим объемом производства.
 Когда фирма занимает монопольное положение в результате растущей экономии
 на масштабе, мы говорим о естественной монополии. Характеризуется ли отдельный
 рынок естественной монополией-зависит от обстоятельств. Так, развитие новых
 технологий в области телекоммуникаций привело к устранению естественной
 монополии АТТ в телефонных услугах на дальнее расстояние.
 Если бы вхождение в рынок и выход из него не сопровождались издержками,
 даже естественные монополии были бы вынуждены вести себя конкурентно перед
 лицом появления новых фирм6. Но правительства редко на это рассчитывают. В
 Соединенных Штатах некоторые естественные монополии регулируются. Примера-
 ми являются телефонная служба и электроснабжение. Другие естественные монопо-
 лии руководятся непосредственно государством. Компании по водоснабжению часто
 принадлежат государству, также существует ряд больших электрических компаний,
 принадлежащих государству (включая Администрацию долины Теннесси). Во всех
 странах почты государственные (хотя наблюдается быстрый рост частного обеспече-
 ния многими почтовыми услугами, такими как ночная доставка багажа и бандеро-
 лей). Соединенные Штаты, однако, представляют исключение, так как в них
 телефонные услуги предоставляются частным образом. В большинстве стран такие
 услуги обеспечиваются государством.
 Монопольное ценообразование и ущерб благосостоянию от монополий. Мы
 отмечали, что при определенных условиях может оказаться более эффективным
 иметь только одну фирму-производителя, чем несколько. Почему случается так, что
 монополии обычно рассматриваются как зло? Причина заключается в том, что
 монополии (будь они естественные или нет) станут ограничивать производство ради
 более высокой цены, если их не регулировать.
 Поскольку владелец фирмы стремится к максимизации своей прибыли, он
 производит до того момента, когда дополнительный доход, который он получил бы
 от производства дополнительной единицы продукции, сравняется с дополнительны-
 ми издержками производства этой дополнительной единицы (его предельными
 издержками). Дополнительный доход, который получает производитель в этом
 смысле, называется его предельным доходом. В условиях совершенной конкуренции
 предельный доход совпадает с продажной ценой. Но для монополиста предельный
 доход меньше, чем продажная цена. По мере того как монополист увеличивает
 продажи, он должен снижать цену. Доход, который он получает от продажи одной
 дополнительной единицы, представляет собой ее цену минус недополученный доход,
 потому что увеличение объема продаж уменьшает цену на все единицы товара.
 Рисунок 3.5 изображает кривую предельного дохода и кривую спроса для
 монополиста. На рис. 3.5 А мы полагаем, что предельные издержки производства
 остаются постоянными на всех уровнях производства. Монополист действует в точке
 Q*, если предельный доход равен предельным издержкам. Понятно, что выпуск в
 точке Q* меньше, чем в точке Q], где цена давна предельным издержкам. Заметим,
 Эта позиция представлена, например, Вильямом Дж. Баумолем из Принстонского и Нью-
 Йоркского университетов в его обращении как президента к Американской экономической
 ассоциации. (Baumol W.J. Contestable Markets: An Uprising in the Theory of Industry Structure.
 American Economic Review, March 1982. P. 1 — 15.) Эта точка зрения недавно подверглась
 критике на том основании, что даже если издержки вхождения в отрасль очень малы, фирмы
 могут иметь возможность пользоваться значительной монопольной властью.
 78
 Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
 что в точке Q* цена, которая показывает, как индивидуумы оценивают дополни^
 тельную единицу продукта, превышает предельные издержки. Вот почему мы
 говорим об ущербе благосостоянию, возникающем в связи с ограничением выпуска
 благодаря монополизации.
 На рис. 3.5 В мы полагаем, что предельные издержки производства снижаются
 по мере увеличения выпуска. Это то, что мы понимаем под растущей экономией на
 масштабе. Поскольку предельные издержки оказываются меньше, чем средние
 издержки, цена, установленная равной предельным издержкам в точке С?2, заставля-
 
 Рис. 3.5. МОНОПОЛЬНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. Монопольный выпуск меньше, чем конку-
 рентный выпуск или выпуск, при котором прибыли равны 0. В результате возникает потеря
 благосостояния.
 НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА КАК ОСНОВНОЙ МОТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА 79
 Г" —
 ^а бы фирму нести потери. Qj — самый высокий выпуск, при котором доходы и
 расходы фирмы уравновешены, поскольку при таком выпуске средние издержки
 равны среднему доходу в расчете на единицу продукции (цене). Является ли
 вшпуск эффективным по Парето на уровне Q2 или несколько меньшим — зависит
 от того, как финансируются потери фирмы. В целом мы можем сказать только, что
 эффективный выпуск находится между Qj и Q21. Монополист тем не менее
 ограничил бы выпуск уровнем Q*. И опять возникает ущерб для благосостояния,
 вытекающий из этого ограничения. В гл. 17 мы покажем, как измерить такие
 потери количественно.
 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ
 Существуют некоторые товары, которые либо не будут поставлены рынком, либо
 если и будут, то в недостаточном количестве. Крупномасштабным примером
 является национальная оборона, а в небольших масштабах — навигационные знаки
 (такие, как бакен). Эти товары называются чисто общественными товарами. Они
 имеют два определяющих свойства. Во-первых, каждый новый индивидуум, пользу-
 ющийся общественными товарами, не должен за них платить. Формально пре-
 дельные издержки потребления такого товара дополнительным индивидуумом равны
 нулю. Для обороны страны с одним миллионом и одним жителем издержки будут
 такими же, как и для страны с одним миллионом жителей. Затраты на маяк
 совершенно не зависят от количества судов, которые проплывают мимо. Во-вторых,
 в принципе, оказывается трудным или невозможным исключить индивидуумов из
 числа потребителей определенного общественного товара. Если я устанавливаю маяк
 на скалистом берегу канала, чтобы дать возможность моим судам плавать безопасно,
 то трудно или невозможно не дать другим судам, плывущим этим каналом,
 ориентироваться по навигационным сигналам моего маяка. Если наша политика в
 области национальной обороны позволяет отвратить нападение извне, мы все
 выигрываем; нет способа не дать возможность кому-то одному не пользоваться этим
 благом.
 Часто рынок не предоставит общественный товар либо вообще, либо в достаточ-
 ном количестве. Рассмотрим пример с маяком. Крупный владелец, имеющий много
 судов, мог бы решить, что польза, которую он сам получает от маяка, превосходит
 издержки; но, подсчитывая, сколько маяков установить, он будет учитывать только
 те блага, которые получает он, а не те, которые получают другие. Итак, будут
 существовать какие-то маяки, суммарные выгоды от которых (учитывая все суда,
 которые пользуются маяком) превышают затраты на них, но для которых блага
 каждого отдельного судовладельца меньше, чем затраты на маяк. Такие маяки не
 будут установлены, и это неэффективно. Тот факт, что частные рынки не поставят
 или поставят слишком мало общественных товаров, и служит основным мотивом для
 многих государственных действий.
 ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (ЭКСТЕРНАЛИИ)
 Существует много случаев, когда действия одного лица или одной фирмы оказывают
 воздействие на других лиц или другие фирмы, когда одна фирма требует затрат от
 другой, но не компенсирует их ей, или, напротив, когда одна фирма создает блага
 В гл. 20 описывается строгое решение этой задачи, известной как проблема Рамсея.
 80 Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
 для других фирм, но не пожинает плодов от этих благ. Пожалуй, наиболее
 известный пример тому в последние годы — загрязнение воздушной и водной
 среды. Когда я еду на машине, которая не оборудована приспособлениями для
 контроля за загрязнением, я загрязняю атмосферу (конечно, ухудшение качества
 воздуха можно не принимать во внимание, если это делает один человек, но если
 много людей поступают подобным образом, результат оказывается значительным).
 Таким образом, я заставляю тратиться других. Подобным образом химический
 завод, который сбрасывает свои отходы в близлежащий ручей, наносит ущерб тем,
 кто пользуется водой ниже по ручью. Они, возможно, вынуждены будут потратить
 значительную сумму денег на очищение воды, прежде чем ее использовать.
 Такие ситуации, когда действия одного индивидуума наносят ущерб другим,
 называются отрицательными экстерналиями. Но не все внешние эффекты являются
 отрицательными. Существуют примеры важных положительных экстерналий, когда
 действия одного лица приносят блага другим. Если я развожу прекрасный цветник
 перед своим домом, то мои соседи могут пользоваться благами от созерцания цветов.
 Яблоневый сад принесет выгоду соседнему пчеловоду. Лицо, которое ремонтирует
 свой дом в запущенной местности, может оказать позитивное воздействие на своих
 соседей.
 Существует большое число других примеров экстерналий: дополнительная маши-
 на на оживленном шоссе увеличит перегруженность движения и тем, что сократит
 скорость, с которой другие водители могут управлять безопасно, и тем, что увеличит
 вероятность дорожного происшествия. Когда еще один рыбак приступает к ловле
 рыбы в каком-либо пруду, он может сократить количество рыбы, которую другие
 рыбаки смогли бы поймать. Если существует несколько нефтяных скважин,
 пробуренных в одном и том же нефтяном бассейне, то извлечение дополнительного
 количества нефти из одной из скважин может уменьшить количество нефти,
 которую можно добыть из других.
 Когда возникают такие экстерналий, распределение ресурсов, обеспечиваемое
 рынком, может быть неэффективным. Так как индивидуумы не несут полных затрат
 в результате отрицательных экстерналий, созданных ими, они будут продолжать
 такую практику; с другой стороны, поскольку индивидуумы не пользуются в полной
 мере благами от своей деятельности, создающей положительные экстерналий, они не
 будут заинтересованы в ней. Например, существует широко распространенное
 убеждение, что без какого-либо вмешательства государства уровень загрязнения

<< Пред.           стр. 11 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу