<< Пред.           стр. 19 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу

 УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ 133
 дополнительной единицы общественного товара. Эффективность требует, чтобы
 суммарное количество товара, которым люди готовы пожертвовать (сумма предель-
 ных норм замещения), должно равняться сумме, от которой они готовы отказаться
 (предельная норма трансформации).
 Давайте применим условие эффективности к национальной обороне. Допустим,
 что, когда мы увеличиваем наше производство пушек (национальная оборона) на
 одну, мы вынуждены сократить производство масла на фунт (предельная норма
 трансформации равна единице). Пушки, используемые для национальной оборо-
 ны, — общественный товар. Рассмотрим простую экономику с двумя индивидуума-
 ми — Крузо и Пятницей. Крузо готов поступиться одной третьей фунта масла в
 пользу дополнительной пушки. Но на его одну треть фунта не купишь пушки.
 Пятница готов отказаться от двух третей фунта масла в пользу дополнительной
 пушки. Суммарное количество масла, которое это маленькое общество было бы
 готово не иметь, если бы государство покупало одну дополнительную пушку,
 равняется 1/3+2/3 в 1. Общее количество масла, которым им пришлось бы
 пожертвовать ш пользу одной дополнительной пушки, также равно 1. Итак, сумма
 предельных норм замещения равняется предельной норме трансформации, т.е. их
 государство обеспечило эффективный уровень национальной обороны. Если сумма
 предельных норм замещения больше единицы, то индивидуумы коллективно были
 бы готовы отказаться от большего, чем им нужно. Можно было бы попросить
 каждого из них отказаться от суммы несколько меньшей, чем та, которая сделала
 бы их безразличными к такой замене, и в этом случае по-прежнему было бы
 возможно увеличить производство пушек на одну единицу. В этом случае они оба
 могли бы улучшить свое положение за счет производства общественного товара
 (пушек) на единицу.
 КРИВЫЕ СПРОСА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
 В гл. 3 мы описали рыночное равновесие для частного товара (стаканчики
 мороженого ) как пересечение кривых спроса и предложения (см. рис. 3.2). Мы
 показали, что в этой точке предельная выгода от производства одной дополнитель-
 ной единицы равна предельным издержкам. Вот почему рыночное равновесие было
 эффективным по Парето.
 Аналогично можно описать эффективный уровень общественных товаров. Мы
 можем прийти к кривой спроса по общественным товарам для каждого индивидуума
 таким же путем, как и для кривой спроса частных товаров.
 Индивидуумы не покупают общественные товары. Тем не менее можно спросить,
 каков был бы их спрос, если бы за каждую дополнительную единицу общественного
 товара им пришлось бы платить соответствующую сумму. Это не совсем гипотетиче-
 ский вопрос, так как по мере увеличения расходов на общественные товары
 возрастают налоги на индивидуумов. Мы называем дополнительную плату, требуе-
 мую от индивидуума для получения каждой дополнительной единицы общественного
 товара, его налоговой ценой. В последующем мы будем исходить из того, что
 государство может назначать для разных индивидуумов разные налоговые цены.
 Допустим, что налоговая цена для индивидуума равна р, т.е. за каждую единицу
 общественного товара он должен платить р. Тогда сумма, которую он может
 израсходовать, его бюджетное ограничение, равна C+pG = У, где С — его потребле-
 ние частных товаров, У — его доход. Бюджетное ограничение дает представление о
 комбинации товаров (в данном случае общественных и частных), которые может
 134 Глава 5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ И ПОСТАВЛЯЕМЫЕ ГОСУДАРСТВОМ ЧАСТНЫЕ ТОВАРЫ
 купить индивидуум, если даны его доход и налоговая цена. Мы показываем
 бюджетное ограничение на рис. 5.7 А линией ВВ. Вдоль линии бюджетного
 ограничения в случае, когда государственные расходы низки, потребление частных
 товаров очевидно выше. Индивидуум хочет получить самый высокий из возможных
 уровень полезности, исходя из своего бюджетного ограничения. На рис. 5.7 А также
 представлены индивидуальные кривые безразличия между общественными и част-
 ными товарами. Он готов отказаться от некоторых частных товаров, если получает
 больше общественных товаров. При этом количество частных товаров, от которых он
 отказывается, есть его предельная норма замещения. По мере получения большего
 количества общественных товаров (и меньшего количества частных) количество
 частных товаров, от которых он готов отказаться в пользу одной дополнительной
 единицы общественных товаров, уменьшается, т.е. наблюдается уменьшающаяся
 
 Рис. 5.7. КРИВАЯ СПРОСА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ. Наиболее предпочтительный
 уровень расходов индивидуума — точка касания кривой безразличия и бюджетного ограничения.
 По мере уменьшения налоговой цены (бюджетное ограничение сдвигается с ВВ к ВВ') указан-
 ный уровень государственных расходов увеличивается, порождая кривую спроса на рис. 5.7 В.
 УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ 135
 предельная норма замещения для данного лица. Графически предельная норма
 замещения представляет собой наклон кривой безразличия. Таким образом, по мере
 потребления данным лицом большего количества общественных товаров и меньшего
 частных кривая безразличия становится более пологой.
 Наивысший уровень полезности для индивидуума достигается в точке касания
 кривой безразличия и линии бюджетного ограничения в точке Е на рис. 5.7 А. В
 этой точке совпадают наклоны линии бюджетного ограничения и кривой безразли-
 чия. Наклон линии бюджетного ограничения показывает, каким количеством
 частных товаров должен пожертвовать индивидуум, чтобы получить одну дополни-
 тельную единицу общественных товаров, что эквивалентно его налоговой цене.
 Наклон кривой безразличия показывает, какое количество частных товаров готов
 пожертвовать индивидуум в аналогичной ситуации. Таким образом, в точке наиболь-
 шего предпочтения сумма, которую он готов пожертвовать, непосредственно равня-
 ется сумме, которую он должен пожертвовать. По мере того как мы уменьшаем
 налоговую цену, линия бюджетного ограничения сдвигается (с ВВ к ВВ') и точка
 наибольшего предпочтения индивидуума сдвигается к точке Е'. Его спрос на
 общественные товары в обычной ситуации возрастает.
 За счет увеличения или уменьшения налоговой цены мы можем выявить кривую
 спроса для общественных товаров таким же образом, как мы это делали для частных
 товаров. На рис. 5.7 В мы изобразили кривую спроса, соответствующую рис. 5.7 А.
 Точки Е и Е' здесь показывают количество общественных товаров, требуемых при
 налоговых ценах р\ и р2. Мы могли бы найти больше точек на рис. 5.7 В, сдвигая
 на рис. 5.7А линию бюджетного ограничения.
 Мы можем использовать тот же подход для нахождения кривых спроса на
 общественные товары для Крузо и Пятницы. Можно суммировать такие кривые
 по вертикали, чтобы получить совокупную кривую спроса на рис. 5.8. Вертикальное
 суммирование подходит для этого случая, так как чисто общественный товар
 неминуемо поставляется всем индивидуумам в одинаковых количествах. Дозирова-
 ние и недостижимо и нежелательно, так как использование общественного товара
 одним лицом не лишает какое-либо другое лицо выгод от пользования им.
 Кривая спроса может мыслиться как кривая предельной готовности платить, т.е.
 для каждого уровня выпуска общественного товара она показывает, сколько готов
 платить индивидуум за дополнительную единицу общественного товара. (Вспомним,
 что налоговая цена за общественный товар для индивидуума устанавливается
 равной его предельной норме замещения, которая просто показывает, сколько
 частных товаров он готов отдать за одну дополнительную единицу общественного
 товара.) Итак, вертикальная сумма кривых спроса есть не что иное, как сумма
 предельных готовностей платить, а именно это суммарное количество, которое все
 индивидуумы вместе готовы заплатить за дополнительную единицу общественного
 товара. Аналогично, поскольку каждая точка на кривой спроса для определенного
 лица отражает его предельную норму замещения при данном уровне государствен-
 ных расходов, суммируя кривые спроса по вертикали, мы просто получаем сумму
 предельных норм замещения (суммарную предельную выгоду от производства
 дополнительной единицы данного товара). Результатом является совокупная кривая
 спроса, показанная на рис. 5.8.
 Мы можем изобразить кривую предложения общественных товаров, подобно
 тому как мы это делали для частных товаров. Для каждого уровня выпуска цена
 показывает, от какого количества других товаров приходится отказаться для
 136 Глава 5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ И ПОСТАВЛЯЕМЫЕ ГОСУДАРСТВОМ ЧАСТНЫЕ ТОВАРЫ
 производства одной дополнительной единицы общественных товаров. Она представ-
 ляет собой предельные издержки, или предельную норму трансформации. На уровне
 выпуска, когда совокупный спрос равен предложению (рис. 5.9), сумма предельных
 готовностей платить (сумма предельных норм замещения) равняется предельным
 издержкам производства, или предельной норме трансформации. Поскольку в этой
 точке предельная выгода от производства дополнительной единицы общественного
 товара равняется предельным издержкам или сумма предельных норм замещения
 равняется предельной норме трансформации, уровень выпуска, отмеченный пересе-
 чением совокупной кривой спроса и кривой предложения для общественных
 товаров, является эффективным по Парето.
 
 Рис. 5.8. СОВОКУПНЫЙ СПРОС НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ. Поскольку в каждой точке
 на кривой спроса цена равна предельной норме замещения, путем сложения кривых спроса по
 вертикали мы получаем сумму предельных норм замещения, общее количество частных товаров,
 которым готовы пожертвовать члены общества для получения одного дополнительного обще-
 ственного товара. Данная сумма может рассматриваться как кривая совокупного спроса на
 данный общественный товар.
 Хотя мы и построили каждую индивидуальную кривую спроса для общественных
 товаров подобно тому, как была бы построена аналогичная кривая для частных
 товаров, между ними существуют некоторые серьезные различия. В частности, хотя
 рыночное равновесие обнаруживается на пересечении кривых спроса и предложе-
 ния, мы не дали какого-либо объяснения тому, почему равновесное предложение
 общественных товаров должно возникать на пересечении построенной нами кривой
 спроса и кривой предложения. Мы только установили, что, будь это так, уровень
 производства общественного товара был бы эффективным по Парето. Решение
 относительно уровня производства общественных товаров принимается государст-
 вом, а не индивидуумами. Таким образом, достигнет ли производство описанной
 УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
 137
 точки — зависит от природы политического процесса, это предмет, которому мы
 уделим внимание в следующей главе.
 Более того, тогда как на конкурентном рынке частных товаров все индивидуумы
 сталкиваются с одинаковыми ценами, но потребляют разное количество товаров
 (как отражение разницы во вкусах), общественный товар должен поставляться в
 одинаковых количествах всем потребителям. И мы гипотетически допустили, что
 государство может назначить разную налоговую цену на данный общественный
 
 Рис. 5.9. ЭФФЕКТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ. Эффективное
 предложение общественных товаров возникает в точке пересечения кривых спроса и предложе-
 ния. Кривая совокупного спроса представляет сумму того, чем все индивидуумы готовы посту-
 питься, по меньшей мере, чтобы иметь одну дополнительную единицу общественных товаров
 (одну дополнительную пушку), тогда как кривая предложения представляет сумму других
 товаров, от которых приходится отказаться для получения одной дополнительной единицы
 общественного товара.
 товар. Одна из возможностей объяснения этих цен — полагать, что каждый заранее
 поставлен в известность о доле общественных затрат, которую ему придется нести.
 Если индивидууму приходится взять на себя 1 % стоимости общественных затрат, то
 данный продукт, который обходится государству в 1 доллар, ему обходится в 1 цент,
 в то время как если он должен взять на себя 3%, то увеличение общественных
 расходов на 1 доллар обходится ему в 3 цента.
 Наконец, нужно подчеркнуть, что мы охарактеризовали уровень расходов на
 общественные товары, эффективный по Парето, в соответствии с определенным
 распределением дохода. Как мы покажем ниже, эффективный уровень расходов на
 общественные товары вообще зависит от распределения доходов.
 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПО ПАРЕТО И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДА
 Вспомним из гл. 3 и 4, что существует множество эффективных по Парето
 распределений ресурсов. Любая точка на кривой потребительских возможностей
 такова. Рыночное равновесие в отсутствие несовершенства рынка соответствует
 138 Глава 5 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ И ПОСТАВЛЯЕМЫЕ ГОСУДАРСТВОМ ЧАСТНЫЕ ТОВАРЫ
 непосредственно одной из таких точек. По той же причине не существует
 единственного оптимального по Парето предложения общественных товаров. Пере-
 сечение кривых спроса и предложения на рис. 5.9 есть один из таких эффективных
 по Парето уровней предложения. Но наряду с ним существуют и другие при
 других возможностях распределения. Чтобы понять, как эффективный уровень
 общественных товаров зависит от распределения дохода, допустим, что государство
 уменьшило на 1 доллар доход Крузо в пользу Пятницы. При этом произойдет
 уменьшение спроса Крузо на общественные товары (при любой цене) и соответст-
 вующее увеличение спроса Пятницы. Вообще говоря, нет причин, почему эти
 изменения должны в точности компенсировать друг друга, поэтому совокупный
 уровень спроса будет изменяться. При этом новом распределении дохода существу-
 ет новый эффективный уровень общественных товаров, но эффективность по-преж-
 нему характеризуется суммой предельных норм замещения, равных предельной
 норме трансформации Иными словами, точки на кривой потребительских воз-
 можностей могут характеризоваться разным уровнем общественных товаров, но в
 каждой точке сумма предельных норм замещения равна предельной норме
 трансформации.
 То, что эффективный уровень общественных товаров зависит в целом от
 распределения дохода, предполагает одно важное допущение. Нельзя отделить
 соображения эффективности в поставке общественных товаров от соображений
 распределения Любое изменение в распределении дохода, скажем, в результате
 изменения структуры подоходного налога будет, таким образом, сопровождаться
 соответствующими изменениями в уровнях эффективности производства обществен-
 ных товаров5
 ОГРАНИЧЕНИЯ НА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДА
 И ЭФФЕКТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
 Правительство, оценивая выгоды общественной программы, часто кажется особенно
 заинтересованным в том, кто получает выгоду от данной программы. Похоже,
 государство ценит выгоды для бедных более высоко, чем для богатых. Но
 предыдущий анализ показал, что следует просто сложить предельные нормы
 замещения — суммы, которые каждый готов платить по меньшей мере за
 увеличение предложения общественного товара — подходя и к бедным и к богатым
 одинаково Как можно примирить два этих подхода7
 В гл 4 мы показали, как можно изобразить график потребительской возмож-
 ности путем передачи ресурсов от одного индивидуума к другому Вспомним о
 нашей экономике Робинзона Крузо, когда в процессе передачи апельсинов от
 Крузо к Пятнице некоторые из них утрачивались В экономике Соединенных
 Штатов для перераспределения ресурсов мы преимущественно используем нало-
 Некоторые экономисты утверждали, что решение относительно эффективного уровня произ-
 водства общественных товаров и распределения дохода может быть рассмотрено отдельно
 Например, существует позиция, согласно которой проблемы, связанные с распределением
 дохода, должны находить отражение в налоговых структурах и в программах благосостояния,
 а решения относительно предложения общественных товаров могут и должны приниматься
 совершенно независимо от таких соображений Существуют некоторые случаи, когда реше-
 ния могут приниматься раздельно, но это сугубо специальные случаи (См Atkinson and
 Stightz, Lectures in Public Economics New York McGraw Hill, 1980 or Lau L J , Sheshinski E and
 StightzZE Efficiency in the Optimum Supply of Public Goods Econometnca 46, 1978 P 269-84)
 УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
 139
 говую систему и систему социального обеспечения. Но здесь не только велики
 административные издержки на функционирование этих систем. Они также имеют
 серьезные стимулирующие последствия, например, для решения вопросов об
 индивидуальных сбережениях и работе. То, что перераспределение ресурсов
 через данные системы дорогостояще, предполагает для государства возможности
 поиска альтернативных способов решения его распределительных задач. Один из
 таких способов — учитывать соображения перераспределения при оценке обще-
 ственных программ.
 ИСКАЖАЮЩЕЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
 ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
 Тот факт, что поступления, финансирующие общественные товары, получаются
 за счет налогов (таких, как подоходный), имеющих серьезное влияние на
 мотивацию поведения, существен для рассмотрения эффективного предложения
 общественных товаров. Сумма частных товаров, которой люди должны пожертво-
 вать для получения одной дополнительной единицы общественных товаров,
 больше, чем она была бы, если бы государство могло получить доходы таким
 путем, который не повлек бы этих мотивационных эффектов и был бы не столь
 дорогостоящим в осуществлении.
 Мы можем определить кривую достижимости, показывающую максимальный
 уровень потребления частных товаров, согласующийся с каждым уровнем обще-
 ственных товаров в пределах нашей заданной налоговой системы. Налоговая
 система привносит неэффективности так, что эта кривая достижимости лежит
 внутри кривой производственных возможностей, как на рис. 5.10.
 
 Рис. 5.10. КРИВАЯ ДОСТИЖИМОСТИ. Эта кривая представляет максимальный выпуск (по-
 требление) частных товаров при любом уровне общественных товаров с учетом неэффективно-
 стей, возникающих в результате налогообложения, которое необходимо для получения
 требуемых поступлений в бюджет. Кривая располагается ниже кривой производственных воз-
 можностей.
 140 Глава 5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ И ПОСТАВЛЯЕМЫЕ ГОСУДАРСТВОМ ЧАСТНЫЕ ТОВАРЫ
 Сумма частных товаров, от которой нам приходится отказываться для получения
 одной дополнительной единицы общественных товаров и которая учитывает эти
 дополнительные затраты, называется предельной экономической нормой трансфор-
 мации в противоположность предельной физической норме трансформации, которой
 мы пользовались ранее. Последняя полностью определяется технологией, тогда как
 предельная экономическая норма трансформации учитывает затраты, обусловлен-
 ные налогами, требуемыми для финансирования возросших общественных расходов.
 Таким образом, мы заменяем ранее принятое условие необходимости равенства
 предельной физической нормы трансформации и суммы предельных норм замеще-
 ния новым условием — необходимостью равенства между предельной экономиче-
 ской нормой трансформации и суммой предельных норм замещения.
 Так как получение общественных товаров при ведущем к искажению налогооб-
 ложении становится более дорогостоящим, обычно из этого следует, что эффектив-
 ный уровень общественных товаров оказывается ниже, чем он был бы в случае
 неискажающего налогообложения.
 Действительно, кажется, что в последние годы большая часть споров о желатель-
 ном уровне поставки общественных товаров концентрировалась вокруг этого вопро-
 са. Существуют люди, которые полагают, что искажения, связанные с налоговой
 системой, невелики, в то время как другие утверждают, что затраты на попытку
 получить дополнительные поступления на общественные товары велики. Они могли
 бы прийти к соглашению относительно размера социальных выгод, которые
 возможно получить при дополнительных государственных расходах, но не находят
 согласия в вопросе о затратах.
 На рис. 5.11 дана кривая достижимости, на которой показан максимальный
 
 Рис. 5.11. КРИВАЯ ЛАФФЕРА. Увеличение налоговых ставок сверх определенного уровня
 может настолько уменьшить стимулы, что реально и выпуск, и налоговые поступления сокраща-
 ются. Значит, существует максимально достижимый уровень государственных расходов.
 КРАТКИЕ ВЫВОДЫ 141
 уровень поставки общественных товаров. Попытки государства получить больше
 доходов за счет дополнительных налогов заставляют людей ослабить свои усилия и
 вынуждают фирмы сократить инвестиции, что таким образом ведет к более низкому
 уровню потребления частных товаров и более низкому уровню налоговых поступле-
 ний (и следовательно, государственных расходов). Эта кривая в последние годы
 стала известна как кривая Лаффера по имени Артура Лаффера из Университета
 Южной Калифорнии, хотя эффект, описываемый данной кривой, отмечался до него
 и другими. Выводы, следующие из этой кривойf послужили основой того, что
 называется экономикой предложения, которая утверждает, что снижение налоговых
 ставок увеличило бы налоговые поступления. Хотя ясно, что это теоретически
 возможно, нет свидетельств того, что названный вывод значим при существующих
 налоговых ставках, как мы увидим в гл. 19.
 ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТОВАР
 Одним из наиболее важных общественных товаров является государственное управ-
 ление. Мы все выигрываем от лучшего, более эффективного, более отвечающего
 нашим нуждам государства. Действительно, "хорошее государство" содержит в себе
 все нами отмеченные свойства общественных товаров: и трудно и нежелательно

<< Пред.           стр. 19 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу