<< Пред. стр. 24 (из 110) След. >>
должен будет оплатить разницу между предельными издержками производства и совокупной оценкой(спросом) всех других. Если равновесие достигнуто на выпуске Go+ 1, индивидуум должен будет
оплатить АВ — разницу между кривой предельных издержек и суммарной кривой спроса других.
Индивидуум должен определить уровень общественных благ просто потому, что он высказывает-
ся об их ценности для себя. Ясно, что он будет стараться увеличить G до точки, где его предельные
издержки от увеличения G равны его предельной выгоде. Это может быть показано двумя альтерна-
тивными способами. На рис. 6.8 В мы изобразили предельные издержки индивидуума от каждой
дополнительной единицы продукции, превышающей уровень Со, беря за данный спрос других
индивидуумов. Так как его предельные издержки равны разнице между издержками производства и
спросом других индивидуумов, предельные издержки (С + 1)-й единицы равны АВ. На рис. 6.8 В
мы также изобразили индивидуальные кривые спроса. Индивидуум будет стремиться, чтобы была
выбрана точка С*, где его кривая спроса пересекает кривую его предельных издержек.
Сейчас мы показываем, что каждый индивидуум имеет стимул к выявлению его действитель-
ного спроса на общественные товары и что достигаемое равновесие эффективно по Парето. Для
того чтобы убедиться в этом, мы обратимся к бюджетному ограничению индивидуума. Он
сталкивается с бюджетным ограничением, как это изображено на рис. 6.9. Дополнительная
ПРИЛОЖЕНИЕ
171
Рис. 6.8. НОВЫЙ МЕХАНИЗМ ВЫЯВЛЕНИЯ. На рис. 6.8 А представлен совокупный спрос
всех, кроме одного, индивидуумов на общественные товары (сумма их предельных оценок) и
предельные издержки производства. Если последний индивидуум не оценит положительно
данный общественный товар, уровень его производства будет Go, где сумма предельных оценок
равна предельным издержкам. По мере увеличения уровня расходов сверх Go последнему
индивидууму приходится платить за каждую дополнительную единицу разницу между совокуп-
ной (предельной) оценкой всех других и предельными издержками. Таким образом, если
производится Go + 1, он должен платитаь сумму, обозначенную АВ. На рис. 6.8 В для каждого
уровня выпуска показаны предельные издержки, которые (последний) индивидуум должен
платить за каждую дополнительную единицу выпуска. Итак, чтобы заставить экономику произ-
водить не Go, a Go + 1, необходимо, чтобы он платил АВ. На рис. 6.8 В также представлена
предельная оценка последним индивидуумом общественного товара (его кривая спроса). Наибо-
лее предпочтительный уровень расходов для него находится в точке G*, в которой его предельные
выгоды от увеличения расходов (заданные его кривой спроса) точно совпадают с его предельны-
ми издержками. Таким образом, он вынужден правдиво выявить свой спрос.
172
Глава 6. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР
Рис. 6.9. ВЫБОР ИНДИВИДУУМОМ ОПТИМАЛЬНОГО G. Если индивидуум должен платить
разницу между предельными издержками и спросом других, а эти другие честно обнаружили
свой спрос, то уровень общественных товаров будет эффективным по Парето.
сумма, от которой индивид должен отказаться ради каждой дополнительной единицы сверх Go
равна предельным издержкам минус суммарный спрос других индивидуумов (предельная оцен-
ка). Таким образом, он устанавливает свою предельную норму замещения равной предельным
издержкам минус суммарный спрос других в точке Е на рис. 6.9. Ясно, что у него нет стимула
показать свои предпочтения. Если ему предлагается любой другой, кроме G*, уровень производ-
ства общественных товаров, его положение ухудшится.
Предположим теперь, что каждый индивидуум честно объявляет о своей кривой спроса.
Вспомним, что при построении кривой спроса налоговая цена для каждого индивидуума (наклон
его бюджетного ограничения) установлена равной индивидуальной предельной норме замеще-
ния. Следовательно, когда кривые спроса складываются по вертикали, сумма предельных норм
замещения равна сумме налоговых цен, а она равна предельным издержкам (предельной норме
трансформации):
MRS\ + MRSi+... -MC.
Другими словами, предельная норма замещения для каждого индивидуума равна предельным
издержкам на общественные товары минус сумма предельных норм замещения для других
индивидуумов (сумма их налоговых цен). Например, для первого индивидуума,
MRSi-MC - (MRS2 + MRS3 + ...).
Но это именно та точка, которую мы описали ранее и в которой предельные издержки для
индивидуума от последующих приростов в государственных расходах (которые равны предель-
ным издержкам производства минус сумма цен спроса других индивидуумов при заданном
количестве) равны предельному выигрышу для индивидуума (его предельной норме замещения).
Мы только что показали, что при достоверном выявлении своей кривой спроса индивид максими-
зирует свою собственную полезность и распределение ресурсов на общественные товары будет
эффективным по Парето.
ПРИЛОЖЕНИЕ 173
В основном изложении мы отметили, что, вопреки вниманию к механизмам выявления
предпочтений, таким как мы только что описали и которые получены от экономистов-теорети-
ков, нет единства по вопросу об их применимости. Мы отметили отдельные препятствия этому,
возможность высоких административных издержек и тот факт, что они искажаются сговором.
Существуют и иные проблемы.
Как и при равновесии Линдаля, которое мы описали ранее, эти механизмы обеспечивают
достижение условия равновесия, эффективного по Парето, — равенства суммы предельных норм
замещения предельной норме трансформации. Но некоторые люди могут предпочитать другое,
неэффективное по Парето распределение ресурсов, которое обеспечивает им более высокий
уровень полезности. Следовательно, вовсе не очевидно, что они согласились бы с решением
применить этот механизм, зная, что их интересы будут в результате ущемлены. Наконец,
механизмы, в общем, не гарантируют сбалансированный бюджет, хотя сумма предельных оценок
(предельных норм замещения) равна предельным издержкам, общая выплачиваемая сумма
может сильно отличаться от общих издержек на общественный товар.
Глава 7. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И
БЮРОКРАТИЯ
В гл. 2 мы увидели, что государство играет важную роль в производ-
стве. Оно производит товары самостоятельно и влияет на принятие производствен-
ных решений частными фирмами через налоги, налоговые льготы, субсидии и
другие формы регулирования.
В гл. 3 мы обсудили некоторые из причин такой деятельности, некоторые
недостатки в процессе принятия решений фирм. Но как государство выбирает
форму такого вмешательства? Должно ли оно национализировать отрасль? Или оно
должно регулировать ее? Должно ли государство поощрять правильное поведение
через субсидии? Или наказывать штрафами?
Мы также рассмотрели в гл. 3 и 5 такую важную категорию товаров, как
общественные товары (и общественно произведенный частный товар), ответствен-
ность за обеспечение которым государство берет на себя. Но тот факт, что
государство платит за товар, совсем не обязательно означает, что оно производит
этот товар. Оно может покупать товар (бакен) или услугу (управление отелями в
национальных парках) у частных фирм. Какие факторы влияют на принятие такого
решения?
Сегодня, когда государственное производство в США принимает огромные
размеры, — на государственный сектор работает шестая часть рабочей силы —
оно все еще мало сравнимо с таковым в других странах. Но последнее
десятилетие свидетельствует о значительной тенденции к снижению роли госу-
дарства в производстве во всем мире. Частично это объясняется все более
распространенным осознанием того, что государство не является эффективным
производителем.
Центр политических исследований Мичиганского университета периодически
проводит обследование на тему: "Считаете ли вы, что государственные чиновники
впустую тратят много денег налогоплательщиков, большую их часть, меньшую их
часть?" В 1958 г. 43% считали, что много. Спустя двадцать лет эта цифра
увеличилась до 77%. Нам важно понять, является ли такое мнение оправданным и
существуют ли причины полагать, что государственная бюрократия менее эффек-
тивна, чем частный сектор?
174
Глава 7. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И БЮРОКРАТИЯ
Эта глава разделена на пять частей. В первой описывается большинство
наиболее важных видов государственной производственной деятельности. Во второй
кратко рассматриваются причины государственного участия в производстве частных
товаров. В третьей мы исследуем другие способы, которые государство может
использовать, чтобы влиять на частное производство. В четвертой — альтернатив-
ные механизмы обеспечения общественными товарами. И наконец, в пятой части
рассматриваются основные аргументы против государственного производства, а
именно его неэффективность.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРОИЗВОДСТВО В США
В США государство участвует в производстве как общественных, так и частных
товаров. Государственное производство осуществляется на федеральном уровне,
уровне штатов и местном уровне. Кроме того, однако, государство (на всех
вышеперечисленных уровнях) заключает договоры с частными фирмами на постав-
ку товаров и услуг как для себя непосредственно, так и потребителям. В этой части
мы рассматриваем роль государства в производстве частных и общественных товаров
и роль частных фирм в обслуживании государства. Табл. 7.1 демонстрирует набор
соглашений о производстве и продаже товаров, существующих в США. Он включает
общественно производимые частные товары, такие как электричество и железные
дороги; общественно производимые и общественно бесплатно обеспечиваемые това-
ры, например образование; товары, производимые частным сектором, но обеспечива-
емые государством, — оно обычно закупает самолеты и танки у частных фирм.
Естественно большинство товаров в США производится и распределяется частным
сектором.
Даже этот перечень недостаточно полно описывает широкое разнообразие
способов производства и оплаты продуктов в США. Медицинское обслуживание
оплачивается государством, но государство не нанимает врачей, непосредственно
решение, кому из врачей платить за услуги, предоставляется потребителю. Что
касается сбора мусора, то, даже если община заключает контракт с частной фирмой,
отдельный домовладелец не получает права выбора этой услуги.
Таблица 7.1 РАЗНООБРАЗИЕ СОГЛАШЕНИЙ О ПРОИЗВОДСТВЕ И ОПЛАТЕ ТОВАРОВ
(в процентах за 1986 г.)
Кто платит?
Кто производитель? Частный сектор
(80% ВНП) Государственный сектор (20%
ВНП)
Государственный сектор
(12% ВНП) Выработка электроэнергии,
железные дороги Образование,
полиция
Частный сектор
(88% ВНП) Зубная паста, большая часть
жилищного строительства Большая часть услуг
госпиталей,
утилизация отходов
(в некоторых общинах),
самолеты военно-воздушных
сил, танки армии
Большая часть, но не все товары, производимые в государственном секторе, финансируются им.
Государство также платит за многие товары, производимые в частном секторе, особенно за лечение в
госпиталях и военное снаряжение.
ИСТОЧНИК: Survey of Current Business, July 1987, Tables 3.15 and 6.1.
государственный; предприятия и производство в сша 175
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ЧАСТНЫХ ТОВАРОВ
Существует шесть основных областей, в которых государство на федеральном
уровне производит частные товары. Для этих товаров возможно исключение
(государство на самом деле не отвечает за большинства из них), и дополнительные
издержки в производстве этих товаров и услуг для каждого следующего потребителя
играют особую роль. В большинстве из этих областей государство сосуществует с
частным производством.
Почтовые услуги. Это один из немногих видов деятельности, который
конституционно закреплен. Услуги первоклассной почты являются единственной
областью деятельности государства (кроме печатания денег), в которой оно
сохраняет исключительную монополию. Но в других сферах почтовых услуг в
последние годы наблюдалась существенная конкуренция. Объединенная посылочная
служба доставляет сейчас больше посылок, чем почтовая служба. Существуют также
отдельные местные фирмы по доставке, а также несколько компаний, активно
конкурирующих в сфере срочной доставки почты. Электронная доставка почты
обещает стать еще одной областью конкуренции в ближайшем будущем.
Электричество. В 1985 г. 22% электричества в Соединенных Штатах
производилось общественными коммунальными предприятиями1. Часть государст-
венного производства является побочным продуктом его ответственности за конт-
роль над реками, сопутствующим продуктом контроля за наводнениями является
производство гидроэлектроэнергии. Федеральные власти также принимают активное
участие в электрификации сельской местности в США (через Администрацию
сельской электрификации).
3. Железные дороги. До недавнего времени Соединенные Штаты были одной из
немногих стран, где фактически все железные дороги были частными предприятия-
ми. Тем не менее государство предоставляло значительные дотации в виде
земельных субсидий под строительство железных дорог. Но в результате ряда
причин после второй мировой войны железные дороги во все большей степени
оказывались в стесненных экономических обстоятельствах и часть из них обанкро-
тилась. Федеральное правительство отреагировало на надвигающийся кризис созда-
нием двух предприятий: Амтрак — национальной пассажирской железнодорожной
компании и Конрэйл, объединившей разорившуюся Пени Централ и несколько
других железных дорог северо-востока. После крупных вливаний государственных
средств Конрэйл была в 1987 г. продана частным инвесторам (государство
возместило лишь часть израсходованных средств) за 1,62 млрд дол., что является
крупнейшей акцией в американской истории. Президент Рейган предлагал также
прекратить субсидирование Амтрак и распродать все его активы, которые, по
существующим оценкам, позволяют вернуть миллиард долларов.
4. Страхование. Государство участвует в различных страховых программах,
включающих, помимо других, страхование от наводнений, преступлений, страхова-
ние банковских вкладов (Федеральная корпорация по страхованию депозитов),
страхование от нетрудоспособности, страхование жизни (социальное страхование),
страхование по безработице и страхование кредитов. Многие из этих программ
появились в результате неспособности частных фирм обеспечить адекватную
страховую защиту от определенных рисков. Тем не менее в некоторых случаях
Statistical Abstract of the United States, 1987. P. 554.
176 Глава 7. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И БЮРОКРАТИЯ
рынок не смог обеспечить страхование, поскольку страховая премия, отражающая
реальный риск, не обеспечивала достаточный спрос. В этих случаях государственное
страхование являлось на самом деле системой предоставления скрытых субсидий.
5. Банковское дело и кредит. Почти во всех ведущих индустриальных странах
существует центральный банк, являющийся банком банков и играющий активную
роль в регулировании и контроле за банковской сферой. Этот центральный банк
является государственным предприятием. Соединенные Штаты с их Федеральной
резервной системой, функционирующей в качестве центрального банка, не являют-
ся исключением. Совет управляющих Федеральной резервной системой назначается
президентом и утверждается конгрессом. Причина, по которой в большинстве стран
центральный банк контролируется государством, состоит в том, что его ответствен-
ность за предложение денег, доступность кредита, уровень процентных ставок
является первостепенно важной для функционирования экономики в целом, для
уровня инфляции, безработицы и платежного баланса. Эта функция является одной
из важнейших функций любого государства. Соответственно большинство государств
неохотно передает эти вопросы в руки частного сектора.
Хотя деятельность Совета управляющих Федеральной резервной системы может
быть охарактеризована в основном как регулирование банковской системы и
денежного предложения, федеральное правительство участвует и во многих других
видах деятельности на кредитном рынке. Действительно, как мы заметили в гл. 2,
значительная доля новых займов затрагивает государство либо непосредственно
через его агентства, либо в качестве гаранта займа.
Во многих странах государство играет еще более активную роль в распреде-
лении кредитов благодаря национализации всех банков. В этих странах утверждают,
что через предоставление кредитов банки играют ведущую роль в определении того,
кто контролирует национальные ресурсы и как эти ресурсы распределяются. Там
уверены, что эти важные решения не должны осуществляться на частном уровне,
где преследуются только собственные узкие интересы. Позже мы попытаемся
оценить это утверждение, как и ему противоположное, что государственные
программы кредитования особенно уязвимы для давления со стороны групп со
специальными интересами. Как только берущий кредит платит за него меньше
рыночной нормы процента, возникает субсидия. Поскольку трудно со стороны
оценить риск, сопровождающий любой займ, затруднительно оценить и размер
такой субсидии. Во многих странах также трудно контролировать связанные с этим
коррупцию и неэффективность. Интересно, что Франция после национализации
большинства банков после второй мировой войны (и оставшихся частных банков
после выборов социалистического правительства Миттерана в 1981 г.) в 1986 г.
начала приватизировать их.
6. Управление землей и полезными ископаемыми. Федеральное правительство,
владея 32% земель, является крупнейшим земельным собственником в Соединен-
ных Штатах. Этот процент колеблется по регионам; федеральное правительство
является собственником 5% и менее земли за пределами западных штатов и 60%
всей земли на Западе. 2 Многие из этих земель используются для производства
лесоматериалов, под пастбища, в недрах некоторых из них находятся запасы
полезных ископаемых. Хотя государство на федеральном уровне отвечает за
использование этих фантастических ресурсов, в основном оно не участвует в
Statistical Abstract of the United States. 1987. P. 183.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРОИЗВОДСТВО В США 177
производстве, кроме создания национальных парков и зон отдыха. Оно передает эту
землю в аренду частным лицам и фирмам для добычи нефти, угля, выращивания
леса, выпаса скота. Начиная с 1981 г. рейгановская администрация значительно
увеличила долю земель, продаваемых и передаваемых в аренду частным пользова-
телям, сокращая количество земель под прямым государственным управлением. Эти
инициативы были объектом серьезной дискуссии. Роль государства в производстве
частных товаров больше в большинстве других стран. Среди отраслей, чаще других
подвергающихся национализации, кроме железных дорог, банковского дела, страхо-
вания, электроснабжения, находятся сталелитейная, каменноугольная промышлен-
ность и телекоммуникации.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ ЧАСТНЫХ ТОВАРОВ
Государственное производство в основном ассоциируется с обеспечением обществен-
ных товаров (например, обороны) и с тем, на что мы ссылались в гл. 5, как на
обеспечиваемые государством частные товары (такие как образование). Анализ в
гл. 5 показал лишь, что государство должно финансировать общественные товары,
но не обязано их производить. Вопрос о том, производить государству общественные
товары или только обеспечивать (финансировать) их, будет рассмотрен отдельно.
Государство, например, активно участвует в обеспечении национальной обороны, но
военные покупают большую часть вооружения (самолеты, пушки, корабли и т.п.) у
частных фирм. Оно также часто нанимает частных управляющих для руководства
государственными предприятиями. В 1983—1985 гг. Министерство обороны исполь-
зовало почти половину своего бюджета на платежи частным подрядчикам3.
Хотя некоторые местные общины участвуют в производстве частных товаров
типа электроэнергии и воды, которые они продают населению, большинство из того,
что производится на уровне местных администраций, передается непосредственно (и
бесплатно) гражданам: уборка грязи, сбор мусора, полицейская защита, пожарная
охрана и, что важнее всего, образование.
Реализация государственных законов и программ. Возможно, наиболее важной
"производственной деятельностью" правительства является претворение в жизнь
государственных законов и программ. После того как избиратели проголосуют за
своих представителей и эти представители принимают государственные программы,
эти программы должны осуществляться: должны быть опубликованы детальные
постановления, разработана процедура использования средств, рассмотрены заявле-
ния, выпущены чеки и т.д. Не имеет значения, насколько хорошо задумана
программа, если она плохо исполнена, то в конечном итоге она будет неэффективна
и несправедлива. Имеется в виду та коллективная ответственность за выполнение
государственной программы, которую несет государственная бюрократия. Рис. 7.1