<< Пред.           стр. 29 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу

 ния либо в государственных, либо в частных учреждениях. Закон GI действительно предо-
 ставляет такие ваучеры ветеранам Корейской войны и второй мировой войны. Большая часть
 последних предложений сфокусирована на ваучеры для неблагополучных детей. Какие пре-
 имущества и недостатки вы видите в этих проектах ваучеров? Имеются ли какие-либо
 обстоятельства (некоторые виды услуг образования), при которых ваучеры кажутся более
 привлекательными?
 Глава 8. ЭКСТЕРНАЛИИ
 В последние два десятилетия государство играло все возрастающую
 активную роль в улучшении окружающей среды. В начале 1987 г., несмотря на вето
 президента Рейгана, конгресс принял многомиллиардный закон по очистке вод, а
 также законодательство, ограничивающее автомобильные выбросы. Были установле-
 ны стандарты допустимого уровня загрязнения водной и воздушной среды для
 определенных производств. Влияние на окружающую среду должно оцениваться
 раньше, чем начнется бурение какой-либо морской скважины. Также были приняты
 обязательные постановления по использованию токсичных химикатов.
 Государственная деятельность в этой сфере однозначно имела благотворный
 эффект. С момента принятия в 1962 г. закона о контроле над загрязнением
 воздушной среды наблюдались заметные улучшения в воздушной среде основных
 индустриальных городов, таких как Питтсбург и Герц. Были спасены такие озера,
 как Эри, оказавшиеся перед лицом загрязнения, при котором большая часть водной
 жизни исчезла бы. Но проблемы по-прежнему остаются: в некоторые дни Лос-Анд-
 206 Глава8. ЭКСТЕРНАЛИИ
 желес, как одеялом, укутан смогом, несмотря на обязательное постановление,
 действующее в Калифорнии, по поводу загрязнения воздушной среды. Опасные
 отравления химическими отходами привели в смятение многие общины, и вопрос о
 том, не было ли Управление по охране окружающей среды нерешительным в
 проведении в жизнь закона, стал в 1982 г. политическим вопросом. Кислотные
 дожди по-прежнему угрожают некоторым из наших основных лесных массивов, и
 из-за того, что эти дожди, порожденные загрязнителями на территории США,
 выпадают и в Канаде, эта проблема стала болезненной в отношениях между двумя
 странами в течение нескольких лет. Многие считают, что, если мы хотим обеспечить
 качество окружающей среды для наших потомков, нужно принять более строгие
 законы. Другие утверждают, что затраты на многие такие попытки контролировать
 загрязнение превышают выгоды и что ныне действующая система государственного
 регулирования является и несправедливой и неэффективной.
 Загрязнение воздушной и водной среды лишь две из гораздо более широкого
 спектра явлений, которые экономисты называют экстерналиями (внешними эффек-
 тами), одним из несовершенств рынка, рассмотренных в гл. 3. Всякий раз, когда
 индивидуум или фирма предпринимают действие, оказывающее влияние на другого
 индивидуума или фирму, за которое ни первые, ни вторые не платят, мы говорим о
 существовании экстерналий. В этой главе мы объясняем, что экономисты понимают
 под экстерналиями, каковы средства, благодаря которым частные рынки реагируют
 на них, покажем ограниченность таких средств и, наконец, обоснуем необходимость
 деятельности государства. В итоге мы спрашиваем: если принять как данное, что
 государственная деятельность в области контроля за экстерналиями оправданна и
 правомочна, то какой метод при этом будет лучше? Должно ли государство
 накладывать прямые ограничения, как это делалось в случае с автомобильными
 выбросами? Или государству следует субсидировать частные расходы на контроль за
 загрязнением среды, как предлагают многие промышленные деятели? Или следует
 просто установить плату за загрязнение?
 ЭКСТЕРНАЛИИ: НЕКОТОРЫЕ РАЗЛИЧИЯ
 Экономисты выделяют несколько категорий экстерналий. Одни категории имеют
 благотворное воздействие и называются положительными экстерналиями. Другие
 имеют пагубные последствия и называются отрицательными экстерналиями. Фирма,
 загрязняющая воздушную среду, оказывает негативное внешнее воздействие на
 всех людей, которые дышат этим воздухом, а также на все фирмы, чьи механизмы
 быстрее изнашиваются в загрязненном воздушном пространстве.
 Пасечник создает положительные экстерналий для владельца близлежащего
 яблоневого сада: в результате опыления в яблоневом саду вырастает тем больше
 яблок, чем больше количество пчел. Но и яблоневый сад создает положительные
 экстерналий для пасечника. Чем больше деревьев в яблоневом саду, тем больше
 меда дадут пчелы. В данном случае деятельность каждого индивидуума приносит
 непосредственные блага другому безвозмездно.
 Одни экстерналий возникают в результате деятельности производителей, дру-
 гие — потребителей. Если в наше время загрязнение среды возникает главным
 образом в результате промышленной деятельности, то основным источником такого
 загрязнения в викторианской Англии были домашние угольные печи. Человек,
 курящий в невентилируемом помещении, создает отрицательные экстерналий, кото-
 ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКСТЕРНАЛИЙ 207
 рые остро чувствуются некурящими. Фирма, загрязняющая реку, является причиной
 экстерналий как для потребителей, живущих ниже по реке, так и для производите-
 лей, чьи фабрики расположены там же. Такие экстерналий могут и снизить прибыль
 расположенной ниже по течению фирмы, и вылиться в повышение ею цен.
 Некоторые экстерналий, такие, которые воздействуют на качество воздуха,
 являются экстерналиями окружающей среды и поэтому затрагивают каждого, кто
 ею пользуется. Другие экстерналий более направленны. Если я оставляю на моем
 газоне разбросанные пищевые отходы, то тогда под влиянием экстерналий находят-
 ся только мои непосредственные соседи.
 Есть особенно важный класс экстерналий, который называется "общие ресурсы".
 Основной их характеристикой является то, что существуют ограниченные ресурсы,
 доступ к которым не лимитирован. Рассмотрим, например, пруд, популярный среди
 рыбаков. Возможность поймать рыбу в нем зависит от количества других рыбаков.
 Каждый рыбак создает отрицательные экстерналий для остальных.
 Важным примером являются запасы нефти. Она обычно находится в больших
 подземных резервуарах. Чтобы получить доступ к одному из них, все, что требуется
 любому, — купить достаточно земли, чтобы пробурить скважину, и иметь оборудо-
 вание для бурения. Безусловно, чем больше нефти выбирается из резервуара через
 одну скважину, тем меньше остается на долю других. Суммарное количество
 дополнительной нефти, полученное в результате бурения дополнительной скважи-
 ны, может на деле оказаться отрицательным. Бурение дополнительной скважины
 уменьшает давление, что в свою очередь может сократить количество нефти,
 извлекаемой из резервуара. Повторяем, что имеется существенное различие между
 частными доходами от скважины и общественной отдачей.
 ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКСТЕРНАЛИЙ
 В любом случае, когда существуют экстерналий, распределение ресурсов не будет
 эффективным. Уровни производства наряду с затратами, направленными на контро-
 лирование экстерналий, будут искажаться. Рассмотрим, например, фирму, которая
 могла бы за счет увеличения расходов сократить загрязнение. Возникло бы большое
 социальное благо, но для фирмы нет частного стимула тратить на это деньги.
 Уровень производства товаров, которые создают отрицательные экстерналий,
 будет избыточным. Рис. 8.1 показывает традиционные кривые спроса и предложе-
 ния. Мы ранее говорили, что в отсутствие экстерналий результирующее рыночное
 равновесие Qm является эффективным. Кривая спроса отражала предельную инди-
 видуальную пользу от производства дополнительной единицы товара, а кривая
 предложения — предельные издержки на производство такой единицы. На пересече-
 нии двух кривых предельные выгоды равны предельным издержкам. При наличии
 экстерналий кривая предложения для данной отрасли не будет отражать пре-
 дельных общественных издержек, а только предельные частные издержки, т.е. те,
 которые несут непосредственные производители. Если развитие сталелитейной
 промышленности увеличивает уровень загрязнения, то существуют реальные издер-
 жки такого расширения в дополнение к затратам на железную руду, рабочую силу,
 кокс, известняк, которые используются при производстве стали. Но сталелитейная
 промышленность не имеет возможности учесть затраты на загрязнение. Таким
 образом, рис. 8.1 также показывает кривую предельных общественных расходов,
 давая представление о суммарных дополнительных затратах (и частных и обще-
 208
 Глава». ЭКСТЕРНАЛИИ
 ственных) на производство дополнительной единицы стали. Эта кривая лежит выше
 кривой предложения данной отрасли. Эффективность требует, чтобы предельные
 общественные издержки равнялись предельной полезности от увеличения выпуска:
 производство должно находиться в точке Qet на пересечении кривой предельных
 общественных издержек и кривой спроса. Эффективный уровень производства ниже,
 чем уровень рыночного равновесия.
 
 Рис. 8.1. ИЗБЫТОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ, ПОРОЖДАЮЩЕЕ ОТРИЦАТЕЛЬ-
 НЫЕ ЭКСТЕРНАЛИИЛаличие отрицательных экстерналий означает, что предельные обще-
 ственные издержки превышают предельные частные издержки, а рыночное равновесие повлечет
 избыточное производство данного товара. Qm — рыночное равновесие. Qe — эффективный
 уровень выпуска.
 Аналогично в проблеме общих ресурсов предельные общественные выгоды
 меньше, чем предельные частные выгоды. Рассмотрим озеро, в котором общее
 количество пойманной рыбы возрастает с числом рыбацких лодок, но непропорцио-
 нально, так что количество пойманной рыбы, приходящейся на одну лодку, с
 увеличением числа лодок, уменьшается. Предельная общественная выгода от
 дополнительной лодки, таким образом, меньше, чем средний улов с каждой лодки.
 Как показано на рис. 8.2, часть рыбы, пойманной с дополнительной лодки, была бы
 и так поймана какой-то другой. Частный доход для дополнительного индивидуума,
 решающего, покупать ли лодку, представляет собой просто средний доход, который
 гораздо выше, чем предельный общественный доход (поскольку со всех лодок на
 одном озере ловят одно и то же количество рыбы). Таким образом, поскольку
 равновесие частного рынка влечет за собой равенство средних доходов и затрат на
 одну лодку (принятыми постоянными), общественная эффективность требует, чтобы
 предельный общественный доход равнялся затратам на одну лодку.
 ЧАСТНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКСТЕРНАЛИЙ
 209
 
 8.2. ПРОБЛЕМА ОБЩИХ РЕСУРСОВ ВЕДЕТ К ИЗБЫТОЧНОМУ ВЫЛОВУ РЫБЫ. Допол-
 нительный улов еще одной лодкой меньше, чем средний улов. Здесь оказывается избыточное
 количество лодок.
 Таким образом, существует предварительное допущение, что в случае экстерна-
 лий рыночное равновесие не будет эффективным.
 ЧАСТНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКСТЕРНАЛИЙ
 Один из способов, которым частный сектор может решить проблему экстерналий, не
 прибегая к прямому вмешательству со стороны государства, — превратить экстерна-
 лий из внешнего во внутренний фактор за счет создания экономических единиц
 значительного размера, таких, что большая часть последствий экстерналий теперь
 оказывается внутри данной единицы.
 Давайте посмотрим, как это применимо к нашему примеру положительных
 экстерналий для пчеловодства и разведения яблоневых садов. Описанное выше
 превращение экстерналий может произойти, если владельца яблоневого сада
 сделать одновременно и пчеловодом. Это окажется возможным, конечно, если
 яблоневый сад обладает значительными размерами для того, чтобы все пчелы
 оставались только в нем.
 ТЕОРЕМА КОУЗА
 Экстерналий, как мы отмечали, появляются, когда людям не приходится платить за
 все последствия своей деятельности. Поскольку рыбаки не должны платить за право
 ловли рыбы в общем пруду, запасы рыбы в пруду могут неоправданно истощаться.
 С внешними эффектами часто можно справляться путем соответствующего соглаше-
 ния о правах собственности. Права собственности дают конкретному лицу возмож-
 210 Глава8. ЭКСТЕРНАЛИИ
 ность контроля над некоторыми активами и получения платы за пользование
 данной собственностью. Именно вследствие того, что ни у кого не было прав
 собственности на контроль за доступом к нефтяным запасам, бурилось слишком
 много скважин. Если данные запасы контролируются кем-то одним, то у этого лица
 возникает стимул обеспечить рациональное количество скважин. Поскольку эконо-
 мическая эффективность при контроле одной фирмы над всеми запасами повышает-
 ся, любая фирма могла бы купить землю над подземным резервуаром у теперешних
 владельцев (по цене, которую они получили бы от продажи своей нефти) и
 оказаться в выигрыше. С этой точки зрения не потребовалось бы никакого внешнего
 вмешательства для обеспечения эффективной модели прав собственности.
 Даже когда права собственности на общий ресурс не даются одному индивидуу-
 му, рынок мог бы найти эффективный способ решения проблемы экстерналий.
 Владельцы нефтяных скважин часто объединяются для совместного производства,
 уменьшая таким образом вероятность того, что будет буриться слишком много
 скважин1. Рыбаки, пользующиеся одной и той же территорией, могут прийти к
 соглашению об ограничении рыбной ловли для предотвращения избыточной ловли.
 Утверждение, что всякий раз, когда возникают экстерналий, заинтересованные
 стороны могут собраться вместе и выработать соглашения, по которым экстерна-
 лий из внешних эффектов превращаются во внутренние факторы, а эффективность
 обеспечивается, называется теоремой Коуза2.
 Например, когда в одной комнате находятся курящие и некурящие, а потери для
 некурящих превышают выгоды для курящих, первые могли бы собраться вместе и
 "дать взятку" (или, как экономисты любят говорить, "компенсировать" курящим
 отказ от курения). Если курящие находятся в поезде в купе для некурящих и
 ограничения на курение (которое может рассматриваться как экстерналий, налага-
 емые на них некурящими) ущемляют благосостояние больше, чем то, что выгадыва-
 ют некурящие, тогда курящие соберутся вместе и "компенсируют" некурящим
 потери от разрешения курить.
 Безусловно, определение того, кто компенсирует кому, создает большие разли-
 чия для распределения экстерналий. Ясно, что курящие находятся в лучшем
 положении в режиме, при котором курение разрешено, пока им не заплатят за
 некурение, по сравнению с режимом, при котором курение запрещено, пока они не
 компенсируют некурящим свое право курить.
 ОБЩЕСТВЕННЫЕ САНКЦИИ
 Пример экстерналий, возникающих в результате курения, может быть использован
 для иллюстрации другого механизма контроля за внешними эффектами, а именно,
 общественных санкций, привития общественных ценностей. Попыткой решения
 проблемы экстерналий может служить золотое правило: "Делай другим то, что ты
 хотел бы, чтобы они сделали тебе". Обратное также важно: "Не делай другим того,
 чего ты не хотел бы, чтобы они сделали тебе".
 При таком процессе разработка нефтяных или газовых запасов происходит при едином
 управлении по этапам, осуществляемым в соответствии с последовательностью, оговоренной в
 соглашении о совместном производстве. Данные действия предпринимаются не для того,
 чтобы уменьшить конкуренцию (она имеет место даже между небольшими нефтяными
 компаниями, которые не влияют на цены на нефть своей деятельностью), а для увеличения
 эффективности.
 2 CoaseR.H. The Problem of Social Cost. Journal of Law and Economics (1960): 1-44.
 ЧАСТНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКСТЕРНАЛИЙ 211
 Это может быть приблизительно переведено на язык экономики следующим
 образом: "Создавай положительные экстерналии" и "не создавай отрицательных
 экстерналий". Когда мы были детьми, нам внушали, что некоторые наши действия,
 такие как громкий разговор за обеденным столом, оказывают на других воздейст-
 вие, за которое нам не приходится платить, по крайней мере непосредственно в
 форме денежной компенсации. Однако существуют другие санкции, которые могут
 применяться. Родители пытаются внушить детям поведение в "общественно прием-
 лемых рамках", включая порождение положительных экстерналий и избежание
 отрицательных. Хотя такие попытки иногда приносят успех в устранении многих
 отрицательных экстерналий на уровне семьи, они оказываются менее успешными в
 решении проблемы многих типов экстерналий, которые возникают в современном
 обществе: даже угроза штрафа в 200 дол. за мусор может оказаться недостаточной,
 чтобы заставить людей убрать за собой в общественном парке. Невозможно
 полностью полагаться на общественные механизмы воздействия для ограничения
 экстерналий.
 НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ЧАСТНЫХ РЕШЕНИЙ ПРОБЛЕМЫ ЭКСТЕРНАЛИЙ
 Если аргументы в пользу того, что частные рынки могут перевести внешние
 воздействия во внутренние факторы, верны, то существует ли какая-либо необходи-
 мость в государственном вмешательстве? И при том же условии, почему соглашения
 о совместной деятельности оказались неспособными справиться с таким большим
 количеством экстерналий?
 Изначально существуют три причины, объясняющие необходимость государст-
 венного вмешательства. Первая касается проблемы общественных товаров, которая
 рассматривалась в гл. 5. Многие (но далеко не все) экстерналии влекут за собой
 обеспечение общественными товарами, такими как чистый воздух или чистая вода.
 В частности, исключение кого-либо из пользования преимуществами, даваемыми
 этими товарами, может быть дорогостоящим. Когда некурящие объединяются, чтобы
 компенсировать курящим запрет на курение, для любого некурящего есть смысл
 утверждать, что ему безразлично, курят ли другие. Он постарается быть зайцем за
 счет усилий других некурящих, направленных на то, чтобы заставить курящих не
 курить.
 Проблемы добровольного достижения эффективного решения усугубляются несо-
 вершенством информации. Курящие будут пытаться убедить некурящих, что им
 нужна большая компенсация, чтобы заставить их не курить. В любой из ситуаций,
 где имеет место торговля, одна сторона может оказаться перед лицом риска
 недостижения взаимовыгодного соглашения, с тем чтобы выгадать больше от
 происходящей сделки.
 Трудности могут возникать даже в тех случаях, когда рынки хорошо организо-
 ваны. Рассмотрим случай с нефтяным месторождением, земля над которым принад-
 лежит нескольким индивидуумам. Даже если за счет совместной организации
 производства можно сделать его эффективным при условии, что ее поддержат все,
 кроме одного владельца, последнему присоединяться к соглашению не обязательно
 выгодно. Он знает, что производство при совместной добыче будет сокращено, и
 таким образом он имеет возможность расширить свое дело. Он присоединится только
 в том случае, если получит больше, чем то, на что он может рассчитывать в
 одиночку. Но каждый мелкий владелец может считать, что он выгадает, если сможет
 оказаться одним из присоединившихся к подобному соглашению (или если продаст
 212 Глава8. ЭКСТЕРН АЛ ИИ
 имеющееся у него крупной фирме, стремящейся скупить участки всех мелких
 собственников). Таким образом, власти штатов нашли необходимым принять зако-
 ны, требующие совместной организации производства.
 Вторая причина, оправдывающая государственное вмешательство, — трансак-
 ционные издержки. Затраты на то, чтобы подвести людей к возможности добро-
 вольного превращения экстерналий во внутренний эффект, остаются
 значительными. Обеспечение организационных служб само по себе является
 общественным товаром. Действительно, на государство можно смотреть как на
 непосредственный механизм, который используется людьми для уменьшения
 потерь благосостояния от экстерналий.
 Третья причина, почему сегодня рынки не имеют возможности адекватно решать
 проблему экстерналий, — то, что установленная ныне система прав собственности
 часто ведет к неэффективности. Многие из существующих прав собственности были
 установлены не в законодательной форме, а в соответствии с тем, что называется
 обычным правом. Когда один индивидуум создавал экстерналий другому, пострадав-
 ший возбуждал против первого иск. Иногда эти иски удовлетворялись, иногда нет. С
 годами была выработана система неявно выраженных прав собственности, которая
 совершенно четко выделяет те случаи, при которых пострадавший может надеяться
 на успех, возбуждая иск, а при каких не может. Например, если в результате
 курения в том же купе поезда, в котором едет некурящий, у последнего развивается
 кашель, то он не может обвинить курильщиков с надеждой выиграть иск. Но если
 кто-то выбрасывает мусор на газон соседа, то у того есть все шансы на успех иска.
 Если кто-то сжигает листья, а ветер приносит дым в дом соседа, задымляя его, то у
 соседа есть только некоторые шансы на успех иска.
 Некоторые утверждали, что то, как определяются в итоге права собственности,
 менее важно, чем существование четко сформулированных норм. В примерах,
 приведенных выше, в которых права собственности четко обозначены, сторона,
 которая могла бы пострадать от экстерналий, имела бы возможность дать взятку
 другой стороне при условии, что это будет для нее выгодно. При этом допускается,
 что не возникло бы никаких других проблем, связанных с этим действием, таких,
 как трансакционные издержки.
 Преимущества использования государства в качестве инструмента для решения
 проблемы экстерналий заключаются в экономии на трансакционных издержках (нет
 необходимости в создании дополнительной организации для решения проблемы

<< Пред.           стр. 29 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу