<< Пред. стр. 34 (из 110) След. >>
венных расходов вовлекаются многие лица и многие социальные группы. И те идругие имеют различные цели и неодинаковые представления о том, как функциони-
рует экономика. Фактически принятая программа — это компромисс, она не
отражает взглядов каждого отдельного лица и может казаться не согласующейся с
любым отдельно взятым набором целей. Если два повара спорят о нужной жидкости
для соуса и один говорит, что необходимо добавить лимонный сок, а другой —
сливки, то компромиссное решение о добавлении понемногу того и другого может
быть катастрофическим и привести к результату, не совместимому ни с одной
кулинарной целью. Изучение политического процесса, благодаря которому принима-
ется конкретная программа расходов, может быть полезной по двум причинам.
Во-первых, мы смогли бы понять, почему программа выглядит так, как она выглядит.
Ранее мы обсуждали государственную программу стабилизации сельскохозяйствен-
ных цен. Данная программа компенсирует одно из несовершенств рынка —
невозможность для индивидуумов застраховаться от многих типов серьезного риска,
с которым они сталкиваются, включая риск колебания цен2. Но более тщательное
рассмотрение программы предполагает, что, если бы программа имела единственную
цель, она была бы составлена совершенно иным образом. Скорее, одна из очевидных
целей программы — перераспределить ресурсы (доход) фермерам за счет остального
населения. Даже если есть такая цель, существует более эффективный способ
перевода ресурсов фермерам. Открытые субсидии были бы предпочтительнее нынеш-
ней программы. Но если цель была поставлена открыто, если трансферты были
сделаны бросающимися в глаза, не очевидно, что они смогут получить одобрение.
Избиратели в городских районах должны сильно противостоять им, в то время как
они не противодействуют существующей форме неэффективного субсидирования
просто потому, что не полностью осведомлены в характере трансфертов.
Конкретные положения государственных программ, видимо, не могут не иметь
сильное распределительное воздействие на определенные группы населения. Если
какая-то группа может быть необходимым образом организованной, она постарается
направить политический процесс на принятие выгодных ей положений. В гл. 8 мы
говорили о предписаниях, предусматривающих очистку отходов от сгорания угля.
Такие требования могут иметь колоссальное воздействие на относительный спрос на
твердый (или западный) уголь, а также битумный уголь и в свою очередь влиять на
доходы как шахтеров, так и углепроизводителей в различных регионах страны.
Форма экологического законодательства и регулирования может зависеть от этих
конкретных распределительных последствий настолько же, насколько и от сообра-
жений общей эффективности.
Это подводит нас ко второй причине важности изучения политического процесса
в нашем контексте. Одни программы могут подвергаться большему политическому
Фьючерсные рынки теперь дают фермерам возможность избегать риска, связанного с измен-
чивостью цен.
244 Глава 9. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ РАСХОДОВ
нажиму, чем другие. Примером может служить программа с хорошо разработанным
множеством технических предписаний и детализированных положений. Подобная
программа может подвергаться нажиму с целью внесения требований в пользу
определенных групп с особыми интересами. В случае если необходима техническая
экспертиза, беспристрастная рекомендация становится затруднительной. Те, кто в
состоянии предоставить информацию, часто серьезно заинтересованы в исходе.
Генералы вооруженных сил могут располагать основной информацией относительно
военной мощи Соединенных Штатов и их потенциальных противников, но благодаря
своему положению и профессиональной подготовке они смотрят на мир в определен-
ном ракурсе. Даже если они не исходят из своих узкопрофессиональных интересов,
а свято верят, что делают свои рекомендации, исходя из государственных интересов,
характер последних может быть аналогичен тому, как если бы они действовали узко-
эгоистично. Таким образом, неудивительно, что адмирал военно-морских сил ратует
за авианосец, а генерал военно-воздушных сил — за бомбардировщики.
Соответственно при оценке альтернативных программ необходимо учитывать
политический процесс, то, как могло бы выглядеть законодательство после того, как
оно подверглось политическому обсуждению, и каковы будут последствия програм-
мы, если известно, что проводить ее в жизнь будут чиновники, вероятно похожие на
тех, которые отвечали за другие государственные программы и имели те же
стимулы.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
Существует восемь основных ступеней анализа программ государственных расходов.
Определение необходимости, первопричины потребности в государственной программе.
Выявление рыночной несостоятельности (если таковая существует) и выяснение, является ли
то, что составляет предмет рассмотрения, проблемой (или следствием) текущего распределе-
ния дохода или обеспечения необходимым товаром.
Определение альтернативных программ, которые могли бы использоваться при решении
соответствующих проблем, отмечая, в частности, значимость конкретных свойств программ,
обусловливающих их возможные последствия.
Выяснение влияния альтернативных программ на эффективность.
Определение воздействия альтернативных программ на распределение.
Выбор между соображениями справедливости и эффективности.
Определение той степени, в которой альтернативные программы достигают целей государст-
венной политики.
Выяснение, как политический процесс влияет на создание и осуществление государственных
программ.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Эффект дохода Межвременной распределительный эффект
Эффект замещения Регрессивный (распределительный) эффект
Необходимый товар Ваучер
Сфера охвата Сдвиг
ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Объясните, каким образом следующие реально существующие свойства программы могут
определять последствия государственных программ:
а) потолок дохода для получения продовольственных талонов уменьшен на сумму расходов на
жилье;
ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ 245
б) до последнего времени попадание индивидуума в возрасте от 65 до 70 лет в программу
пособий по социальному обеспечению зависело от его дохода, подсчитанного на помесяч-
ной основе;
в) бывшая супруга может претендовать на пособие по социальному страхованию, только если
она была замужем по крайней мере 10 лет.
Могли бы вы привести другие примеры, где конкретные свойства программ, по-видимому,
имеют непредвиденные последствия?
2. Кто действительно выигрывает от следующей государственной программы или предлагаемых
программ, а именно, принимая в расчет, как люди реагируют на государственную программу,
кто оказывается таким, который на самом деле выигрывает в результате ее введения:
а) Медикэр,
б) субсидии на жилье для бедных,
в) займы на образование.
Могли бы вы привести иные примеры, где тех, кто действительно выигрывает от програм-
мы, можно отличить от тех, которые предполагались?
3. В гл. 11-15 мы используем основные положения, которые рассмотрены в этой главе, для
анализа нескольких различных программ. До чтения этих глав посмотрите, ответите ли вы на
следующие вопросы каждой программы:
а) каковы были первопричины потребности в программе? На какие отмеченные потребности
предполагалось ориентировать программу?
б) каковы несостоятельности рынка?
в) какие формы государственного вмешательства возможны? Имеются ли конкретные особен-
ности, которые оказывали или оказывают в настоящее время значительное влияние на
эффективность программы?
г) каковы основные последствия программы для эффективности?
д) привела ли программа к какому-либо реальному перераспределению дохода?
е) существуют ли серьезные примеры выбора между справедливостью и эффективностью при
создании программы?
ж) каковы альтернативы целям программы? В какой степени они могут благоприятствовать
делу, например, путем уменьшения искажений и увеличения справедливости программ?
з) как политический процесс влияет на характер представленной программы?
Глава 10. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК И ВЫГОДЫ
Предшествующая глава дала основу для анализа государственной
политики в области расходов. Часто государство требует больше, чем качественный
анализ, ему нужен количественный анализ. Ему хотелось бы знать, необходимо ли
осуществление определенного проекта, превосходит ли выгода издержки.
Должно ли государство строить мост, и если да, то какого размера? Должно ли
оно сооружать плотину, и если да, то какого размера? Следует ли государству
устанавливать более строгие требования по пожарной безопасности матрасов?
Должно ли оно придерживаться более строгих правил лицензирования лекарств?
Целесообразно ли государству удлинять систему метро в административном округе
Вашингтон? Должно ли оно объявлять определенную часть побережья Кэйп Код
национальным парком?
Все это примеры конкретных проектов (правил, действий), по которым государ-
ство должно принимать решение. Кроме того, государство должно решать вопросы,
касающиеся комплексных программ. Должны ли программы переподготовки рабочей
силы, нацеленные на обучение неквалифицированных рабочих и безработных для
обеспечения их лучшей работой, развиваться или прекращаться? Чем можно
246 Глава 10. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК И ВЫГОДЫ
оценить здесь размер выгод по сравнению с издержками? Была ли программа
обучения говорящих на двух языках, предусматривающая предоставление разговор-
ников с родным языком тем, для кого английский язык — второй, успешной, т.е.
превзошли ли выгоды издержки? Эта глава описывает, как государство делает такие
оценки.
Перед этим, однако, полезно рассмотреть, как частная фирма принимает
решения о том, какой проект осуществлять.
ЧАСТНЫЙ АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК И ВЫГОДЫ
Частные фирмы постоянно вынуждены принимать решения об осуществлении
инвестиций. Мы можем описать процесс, которому они следуют, четырьмя ступенями.
Определить набор проектов, возможных для рассмотрения. Если сталелитей-
ная фирма желает расширить свои производственные мощности, может существо-
вать несколько способов сделать это. Можно использовать другую технологию
плавки железной руды и может производиться несколько разных специальных
видов стали. Первая стадия, следовательно, состоит в описании различных
основных вариантов.
Определить полные последствия каждого из этих вариантов. Фирма в основ-
ном интересуется своими затратами и выпуском. Таким образом, она будет
определять количество труда, железной руды, угля и других материалов, необходи-
мых для каждого производственного варианта. Она оценит качество стали, произво-
димой при каждом варианте, определит количество различных производственных
отходов.
Оценить стоимость затрат и выпуска при каждом варианте. Фирма будет
вынуждена оценить стоимость различных видов рабочей силы (с различными
навыками) в течение времени существования производства. Ей придется оценить
стоимость других расходов, таких как уголь и железная руда. Ей потребуется
определить цены, по которым можно продать сталь, что будет зависеть от качества
последней, которое может изменяться от проекта к проекту. И ей придется оценить
издержки по ликвидации отходов.
4. Подытожить издержки и прибыль, чтобы оценить общую прибыльность
проекта. Фирма будет осуществлять проект с наивысшей прибылью (максимальной
разницей между выручкой и издержками), подразумевающей, конечно, что прибыль
положительна (принимая в расчет соответствующие альтернативные издержки,
отдачу от ресурсов, которую фирма могла бы иметь, используя их где-то еще). Если
во всех рассматриваемых проектах прибыль отрицательна, фирма не будет осущест-
влять ни одного из них. Она инвестирует свои средства куда-нибудь еще.
ТЕКУЩАЯ ДИСКОНТИРОВАННАЯ СТОИМОСТЬ
Вышеописанная процедура кажется простой и прямолинейной. Только одна часть
требует некого исследования. Выгоды и издержки сталелитейного производства
складываются в течение длительного времени. Конечно, фирме не все равно, когда
приходится выбирать между получением доллара, сегодня или через 25 лет. Как
оцениваются и сравниваются издержки и прибыль, приходящиеся на различные
сроки времени?
Основная процедура, используемая экономистами и бизнесменами, базируется
на предпосылке, что доллар сегодня стоит больше, чем завтра. Если фирма получает
ЧАСТНЫЙ АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК И ВЫГОДЫ 247
сегодня 1 дол., она может отнести его в банк: положить на депозит и получить (если
ставка процента равна 10) 1,10 дол. в конце года. Так, 1 дол. сегодня стоит
1,10 дол. через год. Для фирмы одинаково хорошо получить 1 дол. сегодня, как и
1,10 дол. через год. Если фирма инвестирует 1,10 дол., то к концу текущего года
она получит 1,21 дол. Следовательно, для фирмы равноценно получить 1 дол.
сегодня или 1,21 дол. через два года.
Для оценки проекта с доходами и расходами в последующие годы она умножает
их на коэффициент дисконтирования — число меньше единицы, — приводящий
будущие доходы и расходы к текущим. Коэффициент дисконтирования уменьшается
в зависимости от того, насколько далеко в будущем предполагается получение
дохода. Коэффициент дисконтирования для выплат через год равен 1/1 + г, где г —
ставка процента (в нашем примере г = 0,10, и поэтому коэффициент дисконтирова-
ния будет равен 1/1,1 = 0,9); для выплат через два года он будет равен
1/(1 + г)(1 + г) = 1/(1 + г)2 (в нашем примере 1/1,21). Сегодняшняя стоимость
100 дол.5 которая будет получена через два года, таким образом, равна
100 дол./1,21 = 82,60 дол. Затем мы складываем стоимость того, что будет получено
(или заплачено) в каждом году проекта. Полученная сумма называется текущей
дисконтированной стоимостью проекта, часто сокращаемой как PDV. Если Rt будет
чистым доходом от проекта в период /, аг — ставкой процента, тогда, если проект
осуществляется N лет, его PDV выражается как:
Таблица 10.1 иллюстрирует, как это может быть сделано для гипотетического
сталелитейного предприятия в течение пяти лет. (Обычно сталелитейные предприя-
тия функционируют дольше, это делает расчеты более трудными, но принцип
остается тем же.) Для каждого года мы умножаем чистый доход за данный год на
соответствующий коэффициент дисконтирования. Отметьте значительную разницу
между недисконтированной (1000 дол.) и дисконтированной (169 дол.) прибылью.
Это различие, вероятно, будет особенно большим для долгоживущих проектов,
требующих больших начальных инвестиций. Прибыль по этим проектам приходит
позднее по времени (и поэтому меньше стоит), чем издержки, которые осуществля-
ются раньше.
Таблица ЮЛ. ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДСЧЕТ ПРИБЫЛЬНОСТИ ДЛЯ СТАЛЕЛИТЕЙНОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕГО ПЯТЬ ЛЕТ
Дисконтированные
Выручка Чистые Коэффициент чистые
Годы (доходы) Издержки прибыли дисконтирования прибыли
1 3000 -3000 1 -3000
2 1200 200 1000 1/1Л-0,909 909
3 1200 200 1000 1/(1,1)2-0,826 826
4 1200 200 1000 1/(1,1)3-0,751 751
5 1200 200 1000 l/(U)4«0,683 683
Итого 4800 3800 1000 169
248
Глава 10. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК И ВЫГОДЫ
АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИЗДЕРЖЕК И ВЫГОД
В основном государство проводит такую же процедуру оценки проекта. Однако
существуют два принципиальных различия между анализом общественных и
частных издержек и выгод.
1. Единственными результатами проекта, относящегося к фирме, являются те,
которые воздействуют на его прибыльность. Государство должно принять во
внимание гораздо больший перечень последствий. Оно может быть озабочено
влиянием плотины на экологическую ситуацию, на использование реки для отдыха.
Рис. 10.1. РАСЧЕТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ИЗЛИШКА. Даже на минимальном уровне
мощность превышает спрос при нулевой цене. Может быть желательным построить мост, если
потребительские излишки (зона под кривой компенсированного спроса) превышают издержки
строительства.
2. Фирма использует рыночные цены, для того чтобы оценить, сколько прихо-
дится платить за ресурсы, и сколько она получает за свою продукцию. Государство
не может использовать рыночные цены при оценке проектов при двух обстоятельст-
вах. Во-первых, во многих случаях рыночные цены отсутствуют, так как готовая
продукция и ресурсы не продаются на рынке. Не существует рыночных цен на
чистый воздух, на сохраненную жизнь или на защиту дикой природы в ее
естественном состоянии. Во-вторых, в ряде случаев рыночные цены не представляют
истинных предельных общественных издержек или выгод. Напомним, как в гл. 3
говорится, что при отсутствии рыночных несостоятельностей рыночные цены
отражают предельные общественные издержки и выгоды. Соответственно при
последних условиях государство также должно рассматривать свои проекты в
рыночных ценах. Тем не менее деятельность государства особенно необходима
АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИЗДЕРЖЕК И ВЫГОД 249
потому, что существуют рыночные несостоятельности, а цены, которые использует
государство в своих проектах, должны отражать эти несостоятельности. Таким
образом, если государство беспокоится о безработице, то заработная плата индиви-
дуума не может рассматриваться как действительная мера предельных общественных
издержек занятости такого индивидуума. Если государство полагает, что рынки
капиталов работают плохо, то оно может не захотеть использовать рыночную ставку
процента для дисконтирования будущих выгод и издержек.
ОЦЕНКА НЕРЫНОЧНЫХ ТОВАРОВ
В этом разделе мы рассматриваем некоторые проблемы, касающиеся оценки
нерыночных товаров.
Потребительский излишек. Мы начинаем с примера, когда государство в
принципе может устанавливать цену. Государство рассматривает возможность
постройки моста. Оно может назначить плату за пользование этим мостом. При
каждом определенном уровне сбора будет возникать соответственный уровень спроса
на использование этого моста. Предположим, что минимально возможный размер
моста таков, что при цене, равной нулю, существует избыточная мощность, как
показано на рис. 10.1. Таким образом, цена, которую должно назначить государство
(поскольку предельные издержки по использованию моста равны нулю), — это
ноль. Но при этом ясно, что ценность моста выражается положительным числом.
Мост позволяет людям экономить время, и они будут согласны платить за его
использование. Вопрос в том, сколько это будет стоить.
Сколько выгод получают люди в результате постройки моста? Сначала мы
рисуем кривую компенсированного спроса, как показано на рис. 10.1. Она
отслеживает спрос на любой товар при уменьшении цены с одновременным
получением такого достаточного дохода с индивидуума, что он не имеет больше
выгод от снизившейся цены, чем при более высокой цене. Чтобы убедиться в этом,
попробуйте спросить человека, сколько он готов заплатить за однократное пользо-
вание мостом и сколько сверх того он готов заплатить за использование моста
второй раз и т.д. Задавая такие вопросы, мы можем прочертить кривую компенсиро-
ванного спроса. Мы называем ее так потому, что при каждом заданном нами
вопросе люди сравнивают свое положение, когда мост еще не был доступен, с новой
ситуацией, когда они могут использовать мост и раз, и два, и три, и т.д. Уровень
благосостояния индивидуума, таким образом, остается зафиксированным на уровне,
предшествующем строительству моста.
Площадь под кривой спроса между 0 и, скажем, 5 единицами ясно демонстрирует
общую сумму, которую, потребитель будет готов заплатить за 5 единиц. Если общее
количество путешествий, предпринятых по мосту, при нулевой цене равно 6, площадь
под кривой спроса показывает общую сумму, которую он готов заплатить за 6
путешествий, оставаясь на том же уровне благосостояния, что и до постройки моста.
Необходимо провести различие между кривой компенсированного спроса и
обыкновенной кривой спроса. Обычно при снижении цены на товар потребитель
выигрывает. Когда мы повышаем цену, он проигрывает. Таким образом, в каждой
точке на обычной (некомпенсированной) кривой спроса благосостояние потребителя
различно. В то же время на кривой компенсированного спроса, изменяя цену, мы
одновременно забираем или отдаем доход потребителю, чтобы он оставался в