<< Пред.           стр. 4 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу

 тивная экономика затрагивает такие проблемы:
 а) как штрафы (или субсидии) разных размеров отразятся на сокращении
 уровня загрязнения?
 б) насколько благодаря наложению штрафов возрастет цена на сталь?
 в) в какой мере взлет цен уменьшит спрос на сталь в Соединенных Штатах?
 г) как повлияет это уменьшение спроса на занятость и прибыль в сталелитейной
 промышленности?
 д) сколько готовы платить за сокращение уровня загрязнения те, кто живет в
 окрестностях сталелитейных предприятий? Иными словами, насколько им это
 выгодно?
 24 Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ
 Нормативная экономика в свою очередь вновь концентрирует внимание на
 оценке различных результатов:
 а) если нас заботят прежде всего бедные, то какая система налогов или субсидий
 была бы предпочтительней? Бедных как потребителей затрагивают изменения цен на
 все товары, при производстве которых используется сталь. Так как они, вероятнее
 всего, живут вблизи сталелитейных предприятий, загрязнение затронет их с большей
 вероятностью, нежели богатых. Но, если штраф уменьшает спрос на сталь и рабочую
 силу в сталелитейной промышленности, беднейшие неквалифицированные рабочие
 будут теми, кто пострадает больше других. Как мы суммируем все эти последствия?
 И какой уровень налога или субсидии оптимален для благосостояния бедных?
 б) если нас заботит максимизация национального дохода, то какая система —
 налогов или субсидий — была бы предпочтительней? Или отказаться от обеих? И
 вновь если желательно иметь то или другое, то каков тот уровень налогов или
 субсидий, который максимизирует национальный доход?
 Этот пример типичен для многих ситуаций, с которыми мы сталкиваемся при
 анализе экономической политики: существует некто, кто приобретает блага (те, кто
 теперь может дышать более чистым воздухом), и те, кто теряет (потребители,
 платящие более высокие цены; производители, получающие меньше прибыли;
 рабочие, теряющие свои места). Нормативная экономика имеет дело с созданием
 системы методов, с помощью которых мы можем сравнить приобретения тех, кто
 находится в лучшем положении, с потерями тех, кто находится в худшем
 положении, для того чтобы прийти к какому-то всеобъемлющему взгляду на вещи о
 целесообразности определенного проекта.
 Различие между постановкой проблемы в нормативной экономике и положения-
 ми позитивной экономики возникает при обсуждении изменений не только конкрет-
 ного политического курса, но также политических процессов. Например,
 экономисты занимаются описанием последствий принятия решений большинством
 голосов. Когда существуют различия во взглядах на то, сколько следует тратить на
 национальную оборону, как несходство позиций отражается на результатах любого
 конкретного политического процесса? Каковы будут последствия требования прини-
 мать квалифицированным большинством решения об увеличении государственных
 расходов по сравнению с имеющейся их величиной? Каковы последствия возраста-
 ющих расходов? Каковы результаты ограничения частных взносов в политическую
 кампанию, общественной поддержки политических кампаний? Но экономисты
 имеют дело также с оценкой альтернативных политических процессов. Являются ли
 некоторые политические процессы лучшими в определенном смысле по сравнению с
 другими? Приведут ли они к "согласованному" выбору? Будут ли принесены равные
 для всех или эффективные результаты одними политическими процессами с
 большей вероятностью, чем другими?
 РАЗНОГЛАСИЯ СРЕДИ ЭКОНОМИСТОВ
 Выше мы исходили из того, что анализ экономической политики распадается на две
 части: анализ последствий и их оценка! На обеих стадиях возникают расхождения
 во мнениях.
 В дебатах об экономической политике по поводу многих центральных проблем
 единодушие во взглядах достаточно редко. Отдельные лица считают, что желатель-
 ны школьные автобусы, другие так не думают. Кто-то полагает, что подоходный
 РАЗНОГЛАСИЯ СРЕДИ ЭКОНОМИСТОВ 25
 налог должен быть более прогрессивным (т.е. состоятельные лица должны платить в
 виде налогов более высокий процент от их доходов, тогда как бедные должны
 платить меньший процент), другие уверены, что он должен быть менее прогрессив-
 ным. Некоторые думают, что государство должно обеспечивать частным школам
 налоговые скидки по плате за обучение, другие так не считают. Кто-то полагает,
 что государственная программа займов для студентов колледжей должна быть
 урезана, другие думают, что она должна быть расширена. Одна из центральных
 задач политического анализа экономики заключается в выявлении источников
 разногласий.
 Существуют три широкие сферы, в которых возникают несогласия. Первые два
 несовпадения во мнениях возникают как следствие позитивного анализа экономиче-
 ской политики; они появляются из-за неспособности одной или другой стороны
 проследить в полной мере последствия экономической политики, а также из-за
 различий во взглядах по поводу того, в каком состоянии находится экономика.
 Третье расхождение связано с суждениями, которые являются основой нормативного
 анализа, с несогласиями по поводу приоритетов политики.
 НЕСПОСОБНОСТЬ ПРОСЛЕДИТЬ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
 ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
 Несовпадения во мнениях возникают из-за того, что одна или другая сторона (или
 обе) оказываются неспособными в полной мере предвидеть последствия государст-
 венной политики. Мы уже указывали на несколько таких примеров: контроль над
 арендой, когда его приверженцы не сумели принять во внимание последствия этой
 политики для предложения жилья в аренду, или в случае с Программой бесплатной
 медицинской помощи, когда некоторые экономисты не смогли предусмотреть резкое
 увеличение расходов на медицинское обслуживание престарелых.
 Более ранним примером неспособности продумать все результаты государствен-
 ной политики был налог на окна, который был принят в Англии в 1696 г.
 (позволявший извлекать пользу из нехватки денег). В то время окна были
 роскошью и богатые люди имели в домах больше окон, чем бедняки. Тогда чисто
 технически было бы трудно определить подоходный налог; у государства не было
 возможности убедиться в том, каков был доход каждого. Действительно, люди не
 вели никакого учета, который дал бы им возможность знать, каков их доход. Таким
 образом, пооконная налоговая база могла бы служить хорошим показателем
 платежеспособности. Считалось, что те, кто мог позволить себе иметь много окон,
 заведомо были более способными платить налоги. Другими словами, количество
 окон могло бы служить справедливой для всех налоговой базой. Безусловно, в
 намерения тех, кто справедливо распределял налог, не входило желание оставить
 жилища без окон, но именно это явилось одним из результатов введения такого
 налога. Чтобы избежать налогообложения, люди строили дома с меньшим количест-
 вом окон. Налог привел к плохому освещению домов.
 В следующих главах мы часто будем указывать на то, что реальные последствия
 государственной политики заметно отличаются от предполагаемых результатов. В
 долгосрочном плане отдельные лица и фирмы реагируют на изменения в налогах и
 в другой государственной экономической политике, и эти ответные действия
 долгосрочного характера нельзя упускать из виду. Более того, в результате этих
 поправок налог или субсидия на одни товары могут иметь последствия для других,
 Любое значительное изменение в налогах, вероятнее всего, отразится на всей
 26 Глава !. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ
 экономике. Хотя многие из частных последствий могут быть малы, в сумме, когда
 все результаты приняты во внимание, эти опосредованные, непрямые отзвуки могут
 действительно быть серьезными. В последующих главах мы укажем на некоторые
 серьезные примеры такого рода, когда, скажем, налог на заработную плату не
 затрагивает рабочих, но снижает цену на землю.
 РАЗЛИЧИЯ ВО ВЗГЛЯДАХ НА ПОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИКИ
 Экономисты соглашаются, что, оценивая экономическую политику, нужно прини-
 мать во внимание все ее последствия. Действительно, они рассматривают определе-
 ние таких последствий как свою первостепенную задачу в анализе экономической
 политики. Тем не менее они часто не согласны друг с другом в вопросе о том, как
 ведет себя экономика, и, следовательно, в понимании того, каковы будут последст-
 вия государственной экономической политики. Обычный путь, найденный наукой
 для апробации конкурирующих теорий и поведения системы, — постановка экспе-
 римента. При благоприятных обстоятельствах его результаты подтвердят предполо-
 жения только одной теории, отвергая другие. Но обычно экономисты не имеют
 возможности для контролируемых экспериментов. Напротив, эксперименты, которые
 они могут наблюдать, — это неконтролируемые эксперименты, которые происходят
 на различных рынках в различные периоды времени, и исторические свидетельства
 часто не позволяют нам устранить несовпадения во взглядах в вопросе о поведении
 экономики.
 Анализируя последствия различных стратегий, экономисты используют то, что
 называется моделями. Подобно тому как модель самолета стремится к повторению
 его основных характеристик, так и модель экономики пытается отразить ее
 основные свойства. Реальная экономика, без всяких сомнений, чрезвычайно сложна:
 чтобы понять, что происходит, предсказать, каковы будут последствия изменения в
 экономической политике, нужно отделить существенные характеристики от несуще-
 ственных. То, на какие свойства исследователь решает обратить внимание при
 создании модели, зависит от того, какие вопросы он хочет решить. Тот факт, что
 модели делают упрощенные допущения, что они опускают многие детали, — их
 достоинство, а не недостаток. Здесь можно провести такую аналогию. Отправляясь в
 длительное путешествие, мы часто используем несколько карт. Одна карта,
 отражающая систему основных шоссейных дорог между штатами, дает общую
 картину, позволяя вам увидеть, как попасть из одного большого региона в другой, в
 который вы стремитесь. Затем вы пользуетесь подробными картами, чтобы посмот-
 реть, как добраться из пункта вашего отправления на транспортную магистраль и
 оттуда к месту вашего конечного назначения. Если бы карта шоссейных дорог
 между штатами отражала каждую улицу и дорогу страны, карта была бы слишком
 велика, чтобы ее использовать. Дополнительные детали, важные для иных целей,
 просто мешали бы в данном случае.
 Весь анализ включает использование моделей, простых гипотез относительно
 того, как отдельные лица и фирмы отреагируют на различные изменения государст-
 венной экономической политики и как эти ответные реакции взаимодействуют,
 обусловливая суммарное влияние на экономику. Все, как политики, так и экономи-
 сты, используют модели при обсуждении последствий альтернативных стратегий.
 Различие состоит в том, что экономисты пытаются быть точными в своих
 допущениях, чтобы быть уверенными, что они согласуются как одно с другим, так
 и с имеющимися в их распоряжении фактами.
 РАЗНОГЛАСИЯ СРЕДИ ЭКОНОМИСТОВ 27
 1. Степень конкурентности. Один общий источник разногласий среди экономи-
 стов — степень конкурентности экономики. В большинстве случаев в этой книге мы
 будем исходить из того, что экономика чрезвычайно конкурентна, что в каждой
 отрасли существует много фирм, активно конкурирующих друг с другом. Каждая из
 них по отношению к рынку слишком мала, чтобы оказать влияние на цены. Не
 существует препятствий для вхождения в отрасль, таких, которые при условии
 существования выгодных возможностей в данной отрасли нельзя было бы легко
 преодолеть.
 Только некоторые экономисты считают, что для любого сектора экономики
 названные допущения обоснованны, но многие полагают, что экономика достаточно
 конкурентна, что понимание, которое достигается путем анализа конкурентной
 экономики, достаточно для уяснения результатов государственной политики в
 американской экономике. Большинство экономистов также соглашаются, что суще-
 ствуют некоторые отрасли, недостаточно описываемые конкурентной моделью, и что
 анализ результатов налогообложения в этих отраслях требует рассмотрения того,
 как функционируют монополии (в отраслях с единственной фирмой) или олигопо-
 лии (в отраслях с немногим количеством фирм).
 Но существуют и другие экономисты, такие как Джон Кеннет Гэлбрейт из
 Гарварда, которые полагают, что экономика в основе своей не очень конкурентна и
 что, допуская это, нельзя глубоко понять влияние налога. Такие экономисты
 уверены, что в большинстве отраслей промышленности доминируют три или четыре
 крупные фирмы, что, хотя они могут серьезно конкурировать в некоторых
 направлениях, например в попытках разработки новых продуктов, в других сферах,
 таких как ценовая политика, часто существует негласное соглашение. По их
 мнению, традиционная конкурентная модель, вероятнее всего, дает искаженные
 результаты. Они утверждают, что соответствующая модель должна принимать во
 внимание ограничения на степень конкурентности.
 Существуют еще и те, кто полагает, что в долгосрочном плане конкуренция
 работает, но в краткосрочном плане она более ограниченна. Мы не можем
 разрешить эти разногласия, но способны показать, как и когда различные точки
 зрения ведут к разным выводам.
 2. Размер ответных действий. Даже когда экономисты -единодушны в оценке
 характера ответных действий, которые вызываются определенной экономической
 политикой, они могут не прийти к одинаковому мнению при рассмотрении силы
 этой реакции. Так, они могут согласиться, что уменьшение подоходного налога
 будет побуждать индивидуумов работать упорнее, но некоторые могут считать, что
 влияние, по всей видимости, будет мало, тогда как другие могут полагать, что оно
 будет серьезным. Это явилось одним из источников дебатов о последствиях
 снижения налога президентом Р.Рейганом в 1981 г. Поборники снижения налога
 считали, что более низкие ставки налога так подстегнут экономику, что в
 действительности налоговые поступления возрастут. Критики же соглашались, что
 снижение налога может дать такой толчок экономике, но утверждали, что увеличе-
 ние национального дохода, видимо, будет настолько малым, что налоговые поступ-
 ления снизятся5. Это снижение, по их мнению, привело бы к большому дефициту
 государственного бюджета, которое имело бы вредные последствия для экономики.
 5 См., напр.: Fullerton D. On the Possibility of an Inverse Relationship between Tax Rates and
 Government Revenues // Journal of Public Economics. October 1982. P. 1—22.
 28 Глава !. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ
 Как оказалось, в краткосрочном плане реакция экономики была даже менее
 заметной, чем предсказывали некоторые из критиков рейгановской программы.
 Хотя одной из центральных задач современной экономической науки является
 установление силы ответной реакции, скажем, капиталовложений — на налоговые
 скидки на инвестиции, потребления — на изменение ставок подоходного налога,
 сбережений — на увеличение процентных ставок и т.д., к сожалению, множество
 исследований, использующих разный набор данных и различные статистические
 методы, приводит к неодинаковым выводам. По мере того как экономисты будут
 располагать большей информацией и будут разрабатываться лучшие методики
 анализа ограниченных доступных сведений, некоторые из этих разногласий,
 возможно, будут устранены.
 РАЗНОГЛАСИЯ О ПРИОРИТЕТАХ
 В то время как два предыдущих источника разногласий возникают внутри позитив-
 ной экономики, последняя причина лежит в пределах нормативной экономики. Даже
 если имеется согласие обо всех последствиях какой-то экономической политики, то
 могут возникнуть разногласия по поводу того, желательна ли эта политика. Часто
 существует выбор: политика может увеличить национальное производство, но вместе
 с тем привести к неравенству; она может увеличить занятость, но одновременно
 повысить инфляцию; быть полезной для одной группы лиц, но ухудшить положение
 другой. Иными словами, существуют как желательные, так и нежелательные
 последствия политики. Люди могут взвешивать эти результаты различным образом.
 Некоторые — придавая большее значение стабильности цен, чем безработице,
 другие — считая экономический рост более важным, чем неравенство.
 По поводу приоритетов между экономистами существует не большее единство
 взглядов, чем между философами. В этой книге мы представим основные взгляды, а
 также прокомментируем некоторые критические доводы, которые выдвигались
 против каждой из этих точек зрения.
 КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
 В смешанных экономиках, таких как в Соединенных Штатах, экономическая деятельность
 осуществляется как частными предпринимателями, так и государством.
 Со времен Адама Смита экономическая теория акцентировала внимание на роли частных
 рынков в эффективном предложении товаров. Однако экономисты и другие исследователи
 пришли к признанию того, что способности частного сектора удовлетворить определенные
 основные общественные нужды значительно ограничены. Попытки компенсировать эти несо-
 вершенства привели к повышению роли государства в рыночной экономике.
 Однако государство необязательно избавляет от несостоятельности частного сектора. Несосто-
 ятельность многих государственных программ может быть результатом четырех факторов:
 а) последствия любой деятельности государства сложны и трудны для предвидения; б) госу-
 дарство может осуществить только ограниченный контроль над этими последствиями; в) те,
 кто разрабатывает законодательства, имеют возможность лишь ограниченного контроля за
 выполнением государственных программ; г) политики могут действовать, преследуя опреде-
 ленные частные интересы.
 Соединенные Штаты имеют федеральную государственную структуру, внутри которой неко-
 торые виды деятельности закреплены за штатами и муниципалитетами (такие как образова-
 ние) , в то время как другие в основном относятся к компетенции федерального правительства
 (такие как оборона).
 Экономикс — изучение ограниченных ресурсов, их распределения между конкурирующими
 сферами использования. Экономика государственного сектора сосредоточивает внимание на
 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 29
 выборе между государственным и частным секторами и на выборе внутри государственного
 сектора. В ней рассматриваются четыре основные проблемы: что производить, как произво-
 дить, для кого производить и процедуры, с помощью которых эти решения принимаются.
 При исследовании государственного сектора позитивная экономика рассматривает сферу госу-
 дарственной деятельности и последствия различной государственной политики. Нормативная
 экономика пытается оценить альтернативные стратегии, которые могли бы проводиться.
 Разногласия о желательности той или иной политики базируются на неспособности выявить
 все последствия государственной политики, расхождениях во мнениях, касающихся природы
 экономики и ее приоритетов и целей.
 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
 Смешанная экономика Государственный сектор
 Несостоятельность рынка Кривая производственных возможностей
 Невидимая рука Нормативная экономика
 Свобода торговли Позитивная экономика
 Частный сектор Экономические модели
 ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
 1. Рассмотрим нашу текущую программу помощи фермерам.
 А. Цель нашей фермерской программы — гарантировать, чтобы все фермеры имели приемле-
 мый уровень жизни. Пути его достижения — обеспечение фермерам справедливой цены за их
 товары. То, что фермеры должны производить заниженный по ценам товар, не более справед-
 ливо, чем то, что рабочие должны работать за заниженную заработную плату.
 Б. Наша фермерская программа потерпела неудачу. Выгоды от субсидирования цен выпадают
 на долю в основном крупных фермеров (потому что они производят больше). Многие фермеры
 по-прежнему имеют доходы ниже черты бедности. Высокие цены побудили увеличить произ-
 водство, которое означало высокие расходы для государства. Ограничение посевных площа-
 дей имело только частичный эффект, поскольку фермеры оставляли под обработкой лучшие
 земли. Вместо наших программ поддержки цен предпочтительнее были бы прямые дотации
 фермерам.
 а) Какие утверждения в этой дискуссии нормативные, а какие позитивные (тот факт, что вы
 несогласны с нормативными положениями или что вы считаете, что конкретное "позитив-
 ное" утверждение неправильное, не изменяет природы утверждения)?
 б) Определите источники разногласий: являются ли они следствием различий в приоритетах
 и целях, различий в понимании природы экономики или в неспособности одной (или
 другой) стороны в споре принять во внимание все последствия государственной деятельности?
 2. Для каждой из следующих программ определите одно (или более) "нечаянных" последствий:
 а) контроль за рентой;
 б) минимум заработной платы;
 в) Медикэр (бесплатная помощь в больницах для престарелых);
 г) улучшенные дороги, делающие пригороды более доступными для города;
 д) принудительная интеграция центральных городских школ;
 е) поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию;
 ж) уменьшение ограничений скорости до 55 миль в час для экономии горючего.
 3. До изменения законодательства, введенного в 1983 г., существовало большое беспокойство,
 что наша Программа социального обеспечения (страхование престарелых и переживших их
 иждивенцев) финансировалась неадекватно: с предполагаемыми показателями рождаемости,
 смертности и т.д.
 Текущий уровень пособий мог бы поддерживаться только при заметном росте налогов.
 Некоторые считали, что подходящее решение было бы в уменьшении текущего уровня пособий,
 другие предполагали, что соответствующий выход из положения был бы в увеличении налогов в

<< Пред.           стр. 4 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу