<< Пред.           стр. 56 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу

 предложения совершенно вертикальна — величина предложения совсем не зависит
 от цены — или когда кривая спроса совершенно горизонтальна.
 ЭФФЕКТ ЭЛАСТИЧНОСТИ
 Чем круче кривая спроса или чем более полога кривая предложения, тем больше
 тяжесть налога для потребителей. Чем более полога кривая спроса или чем кру-
 че кривая предложения, тем больше тяжесть налога для производителей. Мы
 измеряем наклон кривой спроса эластичностью спроса. Она показывает процентное
 изменение количества товаров, потребленных благодаря изменению цены на 1%.
 Мы также говорим, что горизонтальная линия кривой спроса, при которой
 небольшое уменьшение цены ведет к громадному увеличению спроса, совершенно
 эластична. И мы говорим, что вертикальная кривая спроса, при которой спрос не
 изменяется совсем при изменении цены, имеет нулевую эластичность.
 Подобным образом мы измеряем наклон кривой предложения эластичностью
 предложения. Она показывает процентное изменение количества товаров, предлага-
 емых благодаря изменению цены на 1%. Мы также говорим, что вертикальная
 кривая предложения, при которой предложение не меняется совсем с изменением
 цены, имеет нулевую эластичность, тогда как горизонтальная кривая предложения
 совершенно эластична.
 Чем более эластична кривая спроса и чем менее эластична кривая предложения,
 тем больше налога ложится на производителей; чем менее эластична кривая спроса
 и чем более эластична кривая предложения, тем больше налог будет ложиться на
 потребителей.
 
 Рис. 17.4. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА НАЛОГ. Последствия налога могут рассматри-
 ваться как либо сдвиг вниз кривой спроса, либо сдвиг вверх кривой предложения (сравните с
 рис. 17.2).
 396
 Глава 17. КТО НА САМОМ ДЕЛЕ ПЛАТИТ НАЛОГИ
 ИМЕЕТ ЛИ ЗНАЧЕНИЕ, ОБЛАГАЮТСЯ НАЛОГОМ ПОТРЕБИТЕЛИ
 ИЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛИ?
 Рассмотрим теперь, что случилось бы, если конгресс принял бы налог на пиво, но в
 то же время сказал бы, что потребители должны платить налог. За каждую
 купленную бутылку пива потребители должны были бы платить 10%-й налог.
 Потребителей, конечно, не волнует, кто получает деньги, которые они платят. Их
 интересует просто общая цена пива. Эффект этого налога показан на рис. 17.4.
 Если мы будем считать цену на вертикальной оси графика ценой, получаемой
 производителем (лучше, чем ценой, уплачиваемой потребителем), налог на потреби-
 телей может быть представлен смещением вниз кривой спроса на величину нало-
 га. Итак, если производитель получает рь потребитель должен платить рх + t, а.
 уровень спроса равен Qi, точно как должно бы быть в ситуации до уплаты налога,
 когда производители назначали цену р\ + t. Очевидно, что нет никакой разницы,
 вводит ли конгресс налог на производителей или потребителей пива.
 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НАЛОГА НА УРОВНЕ ФИРМЫ
 До сих пор анализировалось влияние налога на отраслевое равновесие. Теперь
 полезно рассмотреть, каким образом налог воздействует на поведение отдельной
 фирмы. Как показано на рис. 17.5, перед введением налога цена на продукцию
 фирмы была равна р0, кривая предельных издержек МС имела положительный наклон.
 Она максимизировала свою прибыль, устанавливая цену (полученную при произ-
 водстве дополнительной единицы продукции) равной предельным издержкам (до-
 полнительным издержкам производства дополнительной единицы продукции).
 Затем правительство вводит налог в размере t на единицу продукции фирмы.
 
 Рис. 17.5. ВЛИЯНИЕ НАЛОГА НА ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ. Для конкурентной фирмы равно-
 весие возникает в точке, в которой цена равна предельным издержкам. Налог сдвигает кривую
 реальных предельных издержек вверх.
 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ В КОНКУРЕНТНОЙ ЭКОНОМИКЕ
 397
 Издержки фирмы на производство дополнительной единицы стали равны теперь
 МС - МС + t (ее предельным издержкам производства плюс налог). Это, таким
 образом, сократит выпуск ею продукции до Qo . Но когда все фирмы сокращают
 выпуск, цены поднимаются. Новое положение равновесия устанавливается при цене
 р\, а выпуск — Qi, при этом новая цена равна предельным издержкам производства
 плюс налог.
 
 Рис. 17.6. СРАВНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ НАЛОГА ДЛЯ СПРОСА НА ТРУД. (А) В результате
 налогообложения происходит сдвиг кривой спроса на труд вниз. Налог на труд приведет к
 снижению зарплаты и уровня занятости. (В) При кривой предложения с обратным наклоном заработ-
 ная плата может снизиться на величину большую, чем сумма налога.
 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ И СПРОС
 И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТРУДА
 Выработанные нами только что основные принципы применимы ко всем налогам в
 условиях конкурентных рынков. На рис. 17.6 А мы изобразили кривые спроса и
 398 Глава 17. КТО НА САМОМ ДЕЛЕ ПЛАТИТ НАЛОГИ
 предложения на рынке труда. Не существует разницы, облагается ли налогом на
 труд его потребитель (в данном случае фирмы, оплачивающие его использование)
 или производители (в данном случае индивидуумы, продающие их труд). Распреде-
 ление налогового бремени одинаково. Разделение налога на социальное страхова-
 ние, сделанное конгрессом, по которому половина должна быть уплачена
 нанимателем, а другая — нанимаемым, абсолютно не изменяет влияния этого
 налога. Его последствия были бы теми же самыми и в том случае, если бы конгресс
 установил выплату налога полностью фирмами или полностью индивидуумами3.
 Существуют также некоторые различия, вытекающие из подоходного налога. В
 то время как вклад наемного работника в социальное обеспечение включен в его
 доход (из которого он должен платить подоходный налог), взнос нанимателя — нет.
 Если также индивидуум работает на более чем одного нанимателя и платит больше
 максимальной ставки на социальное обеспечение, он может потребовать возвраще-
 ния излишка, а нанимателю не дано право на какой-либо возврат.
 Кто платит налог в действительности, зависит от эластичности спроса и
 предложения на рынке труда. Если, как это часто заявляется, предложение труда
 относительно неэластично (т.е. его кривая почти вертикальна), основное бремя
 налога падает на рабочих, вне зависимости от того, кто формально облагается
 налогом.
 Некоторые экономисты считают, что кривая предложения труда на самом деле
 имеет обратный наклон, как проиллюстрировано на рис. 17.6 В. Когда заработная плата
 поднимается выше определенного уровня, предложение труда на деле снижается.
 Индивидуумы при более высоком жизненном уровне, который они могут позво-
 лить себе с высокой заработной платой, предпочитают работать меньше. То есть
 более высокая заработная плата скорее сокращает предложение труда, чем уве-
 личивает его. В этом случае налог на труд может привести к сокращению ставки
 заработной платы, превышающему сам налог, так как снижение заработной
 платы приведет к увеличению предложения труда, что снизит заработную
 плату.
 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕЭЛАСТИЧНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
 И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
 Как мы уже заметили, если эластичность предложения труда или блага равна нулю,
 то налог полностью переносится на его производителя. Классическим примером
 блага с нулевой эластичностью предложения является неулучшенная земля. Если
 она облагается налогом, вся сумма его ляжет на землевладельцев.
 К сожалению, очень трудно разграничить стоимость улучшенной и неулучшен-
 ной земли. Во многих районах США, например, земля в дикой местности, без дорог,
 канализации, воды почти ничего не стоит. Трудно определить, какая часть
 стоимости земли в городских районах обязана "улучшениям", чтобы иметь возмож-
 ность оценить как остаток стоимость неулучшенной земли. Так как эластичность
 предложения улучшенной земли велика, налог на землю может быть перело-
 жен.
 Другой пример фактора с неэластичным в долгосрочном периоде предложени-
 Может быть краткосрочное различие. Если конгресс полностью возложил налог на фирмы, не
 похоже, что заработная плата должна была упасть немедленно. В краткосрочном плане рынок
 труда не должен быть уравновешенным и фирмы должны понести большую часть бремени
 налога на социальное обеспечение.
 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ В МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ СРЕДЕ 399
 ем — сырая нефть. Следовательно, тяжесть налога на нефть понесут в основном
 собственники ее месторождений. Поскольку основные потребляющие нации владеют
 непропорционально малой долей мировых запасов нефти, они имеют веские мотивы
 для введения налога на нефть. Конечно, собственники нефтяных скважин в
 Соединенных Штатах активно противятся такому налогообложению и имеют
 достаточно влиятельное лобби, чтобы существенно усложнить введение подобных
 налогов. В США налоги на нефть значительно ниже, чем в большинстве стран
 Западной Европы.
 Этот анализ касается налогов, возложенных на потребителей нефти, так же как
 на ее производителей. Как мы видели, неважно, кто облагается налогом формально.
 Это верно и в случае нескольких факторов производства. Так, налог на бензин,
 вероятнее всего, ляжет в основном на владельцев нефтяных скважин. Для производ-
 ства бензина требуются, кроме нефти, труд и капитал. Но нефтеперерабатывающая
 промышленность, хотя и велика, является лишь одним из многочисленных потреби-
 телей труда и капитала. А потому введение налога на бензин скорее всего не окажет
 значительного влияния на цену, которую приходится платить нефтеперерабатываю-
 щей промышленности за труд и капитал. Если цена (до уплаты налога) на бензин
 падает, то все бремя понижения ляжет на владельцев сырой нефти. (В краткосроч-
 ном периоде может возникнуть излишек нефтеперерабатывающих мощностей и
 небольшая часть убытков падет на собственников капитала в нефтедобывающей
 промышленности. Но в долгосрочном периоде ее мощности придут в соответствие с
 понизившимся уровнем спроса.)
 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ В МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ
 СРЕДЕ ПО СРАВНЕНИЮ С КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДОЙ
 Воздействие введения налога сильно зависит от природы рынка. В предыдущем
 анализе предполагалось, что рынки конкурентны. Если же в отрасли существует
 монополия (или экономические агенты действуют согласованно, что сродни монопо-
 лии), то воздействие налога может заметно отличаться от описанного ранее. В
 отсутствие налога монополист выберет такой уровень выпуска продукции, при
 котором издержки производства дополнительной продукции (предельные издержки)
 будут в точности равны дополнительному доходу, который он может получить
 (предельному доходу). Таким образом, чтобы максимизировать прибыль, монополист
 устанавливает предельные издержки равными его предельному доходу.
 На рис. 17.7 изображены кривая спроса на алюминий, кривая предельного
 дохода и предельных издержек производства. Кривая предельного дохода лежит
 ниже кривой спроса. Она представляет собой дополнительный доход, получаемый
 фирмой от продажи дополнительной единицы продукции. Предельный доход — это
 цена, полученная фирмой за дополнительную единицу, минус потери, которые
 понесет фирма на других продаваемых единицах, так как, чтобы продать больше,
 она должна понизить цену. В качестве общего объема выпуска продукции монопо-
 лист выбирает Qo> количество, определяемое пересечением кривых предельных
 издержек и предельного дохода. Чтобы определить цену, назначаемую монополи-
 стом, мы поднимаемся до кривой спроса и находим цену ро.
 Налог на алюминий можно рассматривать просто как увеличение издержек
 производства, вызывающее сдвиг кривой предельных издержек вверх. Это вызывает
 сокращение выпуска до Q\ и рост цены до р\.
 400
 Глава 17. КТО НА САМОМ ДЕЛЕ ПЛАТИТ НАЛОГИ
 СВЯЗЬ МЕЖДУ ИЗМЕНЕНИЕМ ЦЕН И НАЛОГОВ
 В случае конкурентной отрасли мы показали, что цена потребителя растет на
 величину, обычно меньшую, чем сам налог, и что эта величина зависит от
 эластичности спроса и предложения. Результаты для случая монополистической
 отрасли значительно сложнее.
 Во-первых, чем круче кривая предельных издержек, тем меньше изменения в
 выпуске продукции и, следовательно, меньше увеличение цены. При совершенно
 вертикальной кривой предельных издержек не будет изменений в выпуске и цене;
 налог ляжет на производителей. Кривая предложения (предельных издержек) со-
 вершенно вертикальна, если никакое увеличение цены не вызовет дальнейший рост
 
 Рис. 17.7. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МОНОПОЛИЙ. При линейных кривых спроса и предложе-
 ния цена для потребителей увеличивается ровно на половину налога. Потребители и производи-
 тели делят между собой его бремя. При кривых спроса с постоянной эластичностью цена
 увеличивается больше, чем на сумму налога.
 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ В МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ СРЕДЕ 401
 предложения. Стандартными примерами могут быть предложения неулучшенной земли
 или картин Ван Гога. Этот результат похож на ситуацию конкурентного рынка.
 С другой стороны, в случае горизонтальной кривой предельных издержек, как
 на рис. 17.7, величина налога, который заплатят производители или потребители,
 зависит от формы кривой спроса. (Сравните эту ситуацию с конкурентными рынками,
 где весь налог понес бы потребитель.) Рис. 17.7 Аи 17.7 В иллюстрируют две возмож-
 ности. В случае линейной функции спроса, как на рис. 17.7 А, цена поднимется точно
 на половину налога. При кривой спроса с постоянной эластичностью (на каждый 1 %
 роста цены произойдет, скажем, 2%-е сокращение величины спроса вне зависимости
 от уровня цены), как на рис. 17.7 В, цена всегда будет неизменно кратна предельному
 доходу. Следовательно, если предельный доход увеличится на /, цена должна увели-
 читься даже сильнее: величина роста цены всегда превысит величину налога. Более
 чем 100%-е изменение ляжет на потребителя4.
 AD VALOREM5 ПО СРАВНЕНИЮ СО СПЕЦИАЛЬНЫМ НАЛОГОМ
 Существует еще одно важное различие между налогообложением в конкурентных и
 монополистических отраслях.
 В случае конкурентного производства форма, в которой мы взимаем налоги, не
 приводит ни к какому различию. Мы можем выбирать между специальным налогом,
 который определен как фиксированная сумма на единицу продукции, и ad valorem
 налогом, который определен как процент от стоимости производства. Все эти
 способы определения налогов имеют влияние на разницу (при условии равновесия)
 между ценой, полученной производителем, и ценой, уплаченной потребителем,
 которую мы рассматриваем как разность между ними.
 В случае монопольного производства тем не менее последствия ad valorem и
 специального налога совершенно различны. Мы покажем в приложении, что для
 любого данного дохода, полученного правительством, производство монополиста
 будет выше при ad valorem, чем при специальном налоге. На этом основании ad
 valorem налог лучше специального налога.
 Как при конкурентном, так и при монопольном производстве управление двумя
 этими налогами может служить причиной различных проблем. В общем, одинаковый
 налог должен быть применен для различных количеств, широкого набора товаров.
 Если налог взимается в расчете на единицу продукции, он представляет более
 высокий процент налога на низкокачественные товары и, таким образом, служит
 серьезной причиной сокращения производства этих низкокачественных (с низкими
 ценами) товаров.
 С другой стороны, часто легче проконтролировать количество проданных това-
 ров, чем их цены, особенно если фирмы продают больше чем один продукт. Если
 эти товары облагаются по различной ставке ad valorem налога, существует
 стремление свернуть дела, где товары, облагаемые большим налогом, "недооценены"
 по документам, и налоговый инспектор не сможет это обнаружить.
 4
 Предельный доход (MR) связан с ценой по формуле MR = р(1 - Xhfy, где rjd — ценовая
 эластичность дохода, она по определению положительная (для монополиста она была бы более
 единицы). Поскольку MR = MC+ t, p = (А/С + 1)/(1 - \/>jci). Увеличение налога на 10 ф
 (центов)повышает цену на [1/(1 - 1/?;^ ] х 10 f . Если tfl = 2, цена возрастает на 20 Ј .
 Ad valorem (лат.) — налог с ценности, со стоимости (Примеч. переводчика).
 402 Глава 17. КТО НА САМОМ ДЕЛЕ ПЛАТИТ НАЛОГИ
 Эта административная проблема играла возможно более важную роль в опреде-
 лении формы налогообложения, чем в анализе экономистами их сравнительного
 искажающего влияния.
 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ
 Между двумя крайностями — совершенной конкуренцией и монополией —
 существует олигопольная рыночная структура. При олигополии — такой как
 рынок аэролиний или аренды автомобилей, — каждый производитель взаимодейст-
 вует с каждым другим производителем. Если один производитель изменяет свою
 цену или количество товаров, другие производители могут также изменить свои
 цены или выпуск, но эти ответные действия могут быть трудны для предсказания.
 Олигополист, в отличие от производителя в условиях совершенной конкуренции
 или монополиста, сталкивается с кривой спроса, которую он может только
 угадывать.
 Не существует общепринятой теории поведения фирмы при олигополии, и
 поэтому невозможно сделать определенные предсказания относительно распределе-
 ния налогового бремени в этом случае. Некоторые экономисты считают, что
 олигополист, видимо, не увеличит свои цены для потребителей, когда налог
 изменяется.
 Каждый олигополист может считать, что если он поднимет свои цены, то другие
 фирмы овладеют его частью рынка. Противоположный вывод следует, если каждый
 олигополист ожидает, что его конкуренты выравнят свои цены в соответствии с
 ростом его цен и таким образом переложат бремя налога на потребителей.
 Пока экономисты добиваются лучшего понимания олигополистического поведе-
 ния, не может быть общей теории распределения налоговсго бремени при олигопо-
 листическом рынке.
 РАВНОЦЕННЫЕ НАЛОГИ
 До сих пор мы отметили несколько случаев, когда налоги, которые кажутся
 различными: налог на предпринимателей, финансирующий социальное обеспечение,
 налог на работников, налог на производителей пива или налог на потребителей
 пива, в действительности эквивалентны. Есть много других примеров того, что
 кажущиеся различными налоги (а с управленческой точки зрения действительно
 различные налоги) на самом деле с экономической точки зрения равноценны.
 ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ И НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
 Обычный пример следует из основного сходства между национальным дохо-
 дом (который получают все члены нашего общества) и национальным продук-
 том (который они все производят). Так как величина дохода и выпуска должна быть
 одинаковой, единый налог на доходы (т.е. налог, которым облагаются все источники
 дохода по одинаковой ставке) и единый налог на продукцию (т.е. налог, которым
 облагается вся продукция по одинаковой ставке) должны быть равны. Всеобъемлю-
 щий единый налог на продажи — это единый налог на выпуск, и, таким образом,
 он равен единому налогу на доход.
 Производство любого товара включает большое количество этапов. Стоимость
 конечного продукта представляет сумму добавленной стоимости на каждой стадии
 производства. Мы можем взимать налог в конце производственного процесса или на
 РАВНОЦЕННЫЕ НАЛОГИ 403
 каждой стадии. Налог в конце производственного процесса называется налогом на
 продажи. Налог, взимаемый на каждой стадии, называется налогом на добавленную
 стоимость. Таким образом, единый налог на добавленную стоимость и всеобъемлю-
 щий единый налог на продажи эквивалентны, и оба равноценны единому подоход-
 ному налогу.
 Налог на добавленную стоимость используется в большинстве европейских
 стран, и были некоторые споры относительно введения такого налога в США. Так
 как единый налог на добавленную стоимость эквивалентен единому пропорциональ-
 ному подоходному налогу, замена нашей действующей системы подоходного налога
 налогом на добавленную стоимость была бы эквивалентна ее замене на систему
 пропорционального подоходного налога.
 РАВЕНСТВО НАЛОГОВ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ И НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ
 Предположим, что люди не получают наследства и не оставляют завещания. Тогда
 единый налог на заработную плату и единый налог на потребление равны. С
 другой стороны, налог на потребление эквивалентен подоходному налогу, при
 котором процент и другие доходы на капитал исключены. Наша существующая
 налоговая система, в которой часть дохода от капитала освобождена от налога,
 может быть рассмотрена как нечто среднее между налогом на потребление и
 налогом на доход.
 Равенство может быть увидено более ясно посредством рассмотрения бюджетного
 ограничения на протяжении жизни индивидуума (без наследства или завещания).
 Для упрощения мы разделим жизнь человека на два периода. Его доход в виде
 заработной платы — w\ в первый период и wi во второй. Индивидуум должен

<< Пред.           стр. 56 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу